Внеклассное мероприятие по математике «Математический огонек»
методическая разработка (9 класс) на тему

Съедина Наталья Сергеевна

Цель: Развитие познавательного интереса, интеллекта учащихся, расширение знаний и воспитание стремления к их непрерывному совершенствованию, формирование чувства солидарности и здорового соперничества.

Оборудование и материалы:

  • листы с заданиями конкурсов для команд и болельщиков
  • бланк для жюри
  • листы ответов для жюри

оформление доски: название мероприятия, эпиграф :  "Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным".

Организация мероприятия

  • 3 команды по 8 человек в каждой (количество команд – количество классов в параллели)
  • Дома команды должны были продумать название, эмблему, выбрать капитана, выполнить домашнее задание  (математическая сценка)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskiy_ogonek.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ ООШ №6

Внеклассное мероприятие по математике «Математический огонек»

Учитель математики и информатики МКОУ ООШ №6

с.Донского Труновского района Съедина Наталья  Сергеевна

2013 г.

Задачи:

  1. Образовательная: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-позновательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Самостоятельное применение знаний в исходной ситуации.
  2. Развивающая: развитие памяти и логического мышления, смекалки, внимательности.
  3. Воспитательная: воспитание уважительного отношение к одноклассникам, умение работать в коллективе, умение внимательно слушать окружающих.

Цель: Развитие познавательного интереса, интеллекта учащихся, расширение знаний и воспитание стремления к их непрерывному совершенствованию, формирование чувства солидарности и здорового соперничества.

Оборудование и материалы: 

  • листы с заданиями конкурсов для команд и болельщиков
  • бланк для жюри
  • листы ответов для жюри

оформление доски: название мероприятия, эпиграф :  "Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным". 

Организация мероприятия 

  • 3 команды по 8 человек в каждой (количество команд – количество классов в параллели)
  • Дома команды должны были продумать название, эмблему, выбрать капитана, выполнить домашнее задание  (математическая сценка)

Ход мероприятия

В зале три стола красиво оформлены (скатерти, свечи, стаканы с соком) , за каждым столом по 8 человек, каждый стол имеет свой номер: 1, 2, 3.

Ведущий:

О, математика земная, гордись прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная и дорожит она тобой.
Твои расчёты величаво ведут к планетам корабли,
Не ради праздничной забавы, а ради гордости Земли!
В веках овеяна ты славой, светило всех земных светил.
Тебя царицей величавой недаром Гаусс окрестил.
Строга, логична, величава, стройна в полёте, как стрела
Твоя немеркнувшая слава в веках бессмертье обрела.
Я славлю разум человека, дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века, царицу всех земных наук!

Песня. (исполняют ученики)

Музыка Соловьёва-Седого из к\ф "Небесный тихоход"

В глубокой древности, древности, древности,
Когда науки были выше повседневности
Герон, Фалес и Архимед обогатили белый свет
И нам послали зажигательный привет.

Припев:

Во славу науки
Мы клятву верности, дерзости, доблести даём.
Мажорные звуки 
Из нас посыпались, и мы поём.
Пускай мы Пифагорами не станем. А вдруг?
Ведь столько не разгадано ещё вокруг!
И творчества муки нам интереснее сердечных мук.

Мы уже в третье, в третье, в третье,
Мы уже в третье перешли тысячелетие.
"Зашьём" озонную дыру, найдём друзей в антимиру
И к марсианину заявимся в нору.

Припев.

Мы парни бравые, бравые, бравые,
И нас не редко посещают мысли здравые.
Мы математике верны, мы с информатикой дружны
И, как нестранно, мы в искусство влюблены!

Ход соревнования

Ведущий: Добрый день уважаемые ребята, жюри и гости! Сегодня мы собрались с вами для проведения внеклассного мероприятия «Математический огонек». Для кого же сегодня мы начинаем огонек? Конечно, для вас, девятиклассники!

Чтобы вы сегодня немножко отдохнули, лучше узнали таланты и способности друг друга, подумали над вопросами и ответами, расширили свои знания, в общем – провели время с пользой.

Для чего мы начинаем Огонек? Для того, чтобы никто из вас не задавал знакомый всем учителям математики вопрос: “А зачем мне математика? Мне она в жизни не пригодиться!” Ведь слово математика пришло к нам из древнего языка, где “мантейн” означает учиться и приобретать знания. И если есть упражнения для развития тела, то математика призвана развивать логическое мышление, внимание, мозг. Недаром ее называют “гимнастикой ума”.

Не случайно ей такой почет, 
Это ей дано давать советы, 
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва, 
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.

Я хочу, чтобы вы убедились, что математика – чудесная, а не сухая наука, и что заниматься ею так же увлекательно!

А начать его я хочу со слов, взятых в качестве эпиграфа:  "Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным". 

 Разрешите представить вам членов жюри (идет представление).

А теперь давайте познакомимся и с нашими командами (идет представление команд).

На сцену приглашаются: команда 9А класса – “(название команды)”.
Капитан команды – (Фамилия и имя)
Команда 9Б класса – “(название команды)”
Капитан команды - (Фамилия и имя)
Команда 9В класса “(название команды)”
Капитан команды - (Фамилия и имя)

Правила нашей игры  таковы, что в ее процессе выполняя задания различных конкурсов, вы будете получать определенные баллы, после подведения итогов выиграет  сильнейший.

Итак, команды готовы? Болельщики готовы? Жюри готовы? Тогда начинаем.

КонкурсРазминка.

Каждой команде по очереди задаются вопросы, на которые они должны ответить.

1) Когда сутки короче: зимой или летом? (Одинаковы)

2) Сколько разных букв в названии нашей страны? (5)

3) На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)

1) Какой ключ не отмыкает замок? (Скрипичный)

2) Какую траву и слепой узнает? (Крапиву)

3) Из какой посуды не едят? (Из пустой)

1) У родителей 6 сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько всего детей в семье? (7)

2) Тройка лошадей пробежала путь 30км. Сколько пробежала каждая лошадь? (30км)

3) Какое число приказывает? (Три)

1) Катались 2 сына на трёхколёсных велосипедах, и их отец - на двухколёсном велосипеде. Сколько всего было колёс?(8)

2) Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули-тянули и вытянули репку. Сколько глаз смотрело на репку?(12)

3) Какие два числа, если их перемножить, дают такой же результат, что и при их сложении? (2 и 2)

1) Из-под забора видно 6 пар лошадиных ног. Сколько этих животных во дворе? (3)

2) К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? ( в 11 раз)

3) Чтобы дойти Ивану Васильевичу до работы требуется 1,5 часа. С работы, торопясь домой, он возвращается по той же дороге за 90 минут. Чем вы объясните такую разницу? (Нет разницы)

1) Сколько лет двадцатилетнему человеку было 4 года назад? (16)

2) Каким по счёту является "Ь" в названии последнего месяца осени? (6)

3) Сколько рогов у трех коров? (6)

1) Сколько музыкантов в квартете? (4)

2) Наименьшее двузначное число? (10)

3) Чему равен пуд? (16 кг)

Конкурс капитанов «Не собьюсь!»

Ведущий: Вы умеете считать? До 100? Ну, смелее. До 1000000000? Попросим посчитать одного представителя из команды вслух до 30. Сумеете? Начнем, но с одним условием. Вы не должны называть «три», числа, делящиеся на три, и в название которых входит «три», например, 13; 30 и т.п. Вместо этих чисел вы должны говорить: «Не собьюсь!» или ХОП

(1; 2; не собьюсь; 4; 5; не собьюсь; 7; 8; не собьюсь; 10; 11; не собьюсь; 14; не собьюсь; 16; 17; не собьюсь; 19; 20; не собьюсь; 22; не собьюсь; 25; 26; не собьюсь; 28; 29; не собьюсь)

3 Конкурс  «Среднее арифметическое»

Включив свои знания, смекалку, сообразительность и чувство юмора,  попытайтесь отыскать среднеарифметическое не чисел, как на уроках, а тех предметов и существ, которые нас окружают.

Итак, среднеарифметическое:

Вопрос 1 Среднее арифметическое ежа и проволоки... 

(КОЛЮЧАЯ ПРОВОЛОКА)

Вопрос 2 Среднее арифметическое женщины и рыбы...

(РУСАЛКА)

Вопрос 3  Среднее арифметическое мужчины и коня…

(КЕНТАВР)

Вопрос 4 Среднее арифметическое велосипеда и мотоцикла... 

(МОПЕД)

Вопрос 5 Среднее арифметическое холодильника и вентилятора... 

(КОНДИЦИОНЕР)

Вопрос 6 Среднее арифметическое портфеля и рюкзака?

                                                                                                                    (РАНЕЦ) 

Дополнительно:

Носка и чулка? ( ГОЛЬФ) 
Яблока и персика? (НЕКТАРИН) 
Апельсина и лимона? (ГРЕЙПФРУТ) 

Трамвая и поезда - это ... (Электричка )

Туфельки и сапога - это ... ( Ботинок)

4 конкурс  "Сиамские близнецы."

 Вызываются два человека из каждой команды, которые встают боком друг к другу. Левая рука одного игрока привязывается к правой другого игрока. Должны получится "сиамские близнецы". Суть конкурса - "близнецы", действую двумя разными руками, один правой, другой левой, не договариваясь друг с другом, выполнить задание на скорость. Задание:   построить правильный вписанный треугольник в окружность. (Инструменты: циркуль, карандаш, линейка)

Конкурс  для болельщиков.  «Кто самый внимательный?»

Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз
Лишь скажу я слово три
Приз немедленно бери.
Однажды щуку мы поймали
Распотрошили, а внутри
Рыбёшек мелких увидали,
И не одну, а целых….две.
Мечтает мальчик закалённый
Стать олимпийским чемпионом
Смотри, на старте не хитри
А жди команду: раз, два… марш.
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя, их повтори
Разок, другой, но лучше… пять.
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать
Ну что ж, друзья, вы приз не взяли
Когда была возможность взять.

5 Конкурс  Домашнее задание. Сценка или шуточный рассказ . Оценивается оригинальность,  шутка, тема. (0-5 б)

Конкурс   «Спички».

Переложите одну спичку так, чтобы равенство стало верным.

Класс

Вопрос

Ответ

VII + III = V

VII –III=IV или
VII + III = X

VI = X + I

VI = V+ I

7 Конкурс Шуточные задачи. 

1. Пожарных учат надевать штаны за три секунды. Сколько штанов успеет надеть хорошо обученный пожарный за 1 минуту? (20) .

2. В бублике одна дырка, а в кренделе в 2 раза больше. На сколько меньше дырок в 7 бубликах, чем в 12 кренделях? (12 х 2 = 24, 24 - 7 = 17.)

3. Допустим, что ты решил прыгнуть в воду с высоты 8 метров. И, пролетев 5 метров, передумал. Сколько метров придется тебе еще лететь поневоле?(3 м.)

1. Боксер, каратист, штангист погнались за велосипедистом со скоростью 12 км/ч. Догонят ли они велосипедиста, если тот, проехав 45 км со скоростью 15 км/ч, приляжет отдохнуть на часок? (Нет.)

2. Рост Кати 1 м 75 см. Вытянувшись во весь рост, она спит под одеялом, длина которого 155 см. Сколько сантиметров Кати торчит из-под одеяла? (20 см.)

3. Сколько дырок окажется в клеенке, если во время обеда 12 раз проткнуть ее вилкой с 4 зубчиками? (48.)

1. На уроке математике в 7-й группе присутствовали учащиеся, у которых было 56 ушей, у учительницы на 54 уха меньше. Сколько всего ушей можно насчитать во время урока математики? (58.)

2. Площадь одного уха слона равна 10 000 кв.см. Узнай, в кв. м., площадь 2 ушей слона. (10 000 : 10 000 = 1 м2)

3. Если младенца Кузю взвесить вместе с бабушкой - получится 59 кг. Если взвесить бабушку без Кузи - получится 54 кг. Сколько весит Кузя без бабушки?

Игра с болельщиками. Фокус «Лист Мёбиуса»

Многие знают, что такое лента (лист) Мёбиуса.

   Тем, кто ещё не знаком с удивительным листом, который  относится к «математическим неожиданностям», я предлагаю вместе со мной провести исследование и окунуться в светлое чувство познания.

Экспериментальное задание (удивительные свойства листа Мёбиуса) – всем:

1.Изготовить лист Мёбиуса и проверить, действительно ли у него односторонняя поверхность.

2.Разрезать вдоль и убедиться, что получается не два кольца, а одно, только более широкое, т.е. с большим радиусом.

3.Изготовить лист Мёбиуса, только предварительно дважды его скрутив. Разрезать вдоль и получить  два звена цепи.

8 Конкурс «Гонка за лидером» (6 мин)

Учитель: Ну, а теперь заключительный конкурс: «Гонка за лидером».

Начнет команда, которая проигрывает по очкам. У нее есть возможность вырваться вперед. В течение 1минуты будут задаваться вопросы. За это время команда должна ответить на как можно большее количество вопросов. Правила первого гейма переносятся на этот. Отвечает тот, на кого показывает капитан. Каждый участник отвечает не более, чем на 2 вопроса. Верный ответ - это 1 балл.

№1. 

  1. Результат сложения? (Сумма).
  2. Сколько цифр вы знаете? (Десять).
  3. Наименьшее трехзначное число? (100).
  4. Прибор для измерения углов? (Транспортир).
  5. Сколько сантиметров в метре? (100).
  6. Сколько секунд в минуте? (60).
  7. Результат деления? (Частное).
  8. Сколько лет в одном веке? (100).
  9. Сколько нулей в записи числа миллион? (6).
  10. Величина прямого угла? (90 градусов).
  11. Наибольшее натуральное число? (Нет)
  12. Масса 1 м3 воды? (Тонна)
  13. Утверждение, принимаемое без доказательства. (Аксиома)
  14. Чему равна длина окружности радиуса 5? (10img1)
  15. Что такое абак? (Счеты)
  16. Как называется вторая координата точка? (Ордината)
  17. Отрезок, соединяющий две точки окружности? (Хорда)
  18. Прибор для построения окружности. (Циркуль)

№2. 

  1. Когда произведение равно нулю? (Когда хотя бы один из множителей равен нулю).
  2. Радиус окружности 6 см. А диаметр? (12).
  3. Какую часть часа составляет 20 мин.? (1/3).
  4. Результат вычитания? (Разность).
  5. На какое число нельзя делить? (на 0).
  6. Наибольшее двузначное число? (99).
  7. Прибор для построения окружности? (Циркуль).
  8. Сколько граммов в килограмме? (1000).
  9. Сколько минут в часе? (60).
  10. Величина развернутого угла? (180).
  11. Может ли при умножении быть 0? (Да)
  12. Какую часть часа составляет 20 минут? (1/3)
  13. Что такое астролябия? (Прибор для измерения углов)
  14. Наименьшее натуральное число? (1)
  15. Что такое 1%? (1/100 часть)
  16. Мог ли Лобачевский быть учеником Евклида? (Нет)
  17. Что легче 1 кг ваты или 1 кг соли? (Равны)
  18. Отрезок, соединяющий две  не соседние вершины четырехугольника? (Диагональ);

№3.

  1. Сколько часов в сутках? (24).
  2. Результат умножения? (Произведение).
  3. Наименьшее натуральное число? (1).
  4. Диаметр окружности 8 см, а радиус? (4).
  5. Как называется часть прямой, ограниченная с одной стороны? (Луч).
  6. Сторона в прямоугольном треугольнике, лежащая напротив прямого угла? (Гипотенуза).
  7. Фигура, состоящая из двух лучей, исходящих из одной точки? (Угол).
  8. Если дискриминант равен 0, то, сколько корней имеет квадратное уравнение? (1).
  9. Сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр).
  10. Прямые, которые лежат в одной плоскости и не пересекаются? (Параллельные).
  11. Что представляет график функции y = x2? (Парабола)
  12. Как называется первая координата точки? (Абсцисса)
  13. Прибор для измерения и построения углов? (Транспортир)
  14. Чему равен угол в квадрате? (90o)
  15. Может ли при делении получиться 0? (Да)
  16. Чьи штаны во все стороны равны? (Пифагора)
  17. Чему равен объем 1 кг воды? (1 литр)
  18. Третья буква греческого алфавита? (img2)

Игра с болельщиками:

- Кто назовет пять дней подряд, не пользуясь указанием чисел месяца, не называя дней недели?

(позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра) .

- Продолжите ряд:

1; 8; 16; 25; :

Задание 10 - Составить как можно больше слов из букв слова  (3 мин.)

Составить как можно больше слов из слова параллелограмм.

Жюри подводит итоги.

В заключении шуточный рассказ

 Я докажу, что в течение целого года вам почти некогда учиться в школе. В году 365 дней? Да.  Из них 52 воскресенья и, по крайне мере, 10 других дней отдыха, поэтому отпадает 62 дня. Летние и зимние каникулы продолжаются не менее 100 дней. Следовательно, уже 162 дня. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно, ещё 182 дня отпадает. Остаётся 20 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия в школе, а не более четверти дня, поэтому ещё 15 дней отпадает. Остаётся всего-навсего 5 дней. Многому ли тут можно выучиться?

Пока члены жюри подводят итоги, участники математического огонька  исполняют песню. (песня на мотив "Замечательный сосед ") 

1 куплет:

По утрам, шурша листами, 
Собирается народ. 
Пифагор штаны стирает, 
Эйлер интеграл берет. 
Гаусс корни извлекает, 
Ньютон делает бином, 
Кто-то оси извлекает, 
Архимед сидит с числом.

2 куплет:

К вечеру им всем не спится
В логарифмы Бригг глядит, 
Брадис возится с таблицей, 
Измеряет мир Евклид. 
Сам Безу там без остатка 
Делит сложный многочлен,
Ньютон площадь вычисляет,
Ему Лейбниц помогает.

3 куплет:

Я ходил по нашей школе,
Знался с умными людьми.
Задавал я им вопросы,
А в ответ они ни-ни.
Уж я к ним и так и эдак,
Со словами и без слов.
Услыхал немало шуток,
Увидал немало снов.

Ведущий    Вот закончилась игра.
                 Итоги подвести пора!

Жюри объявляет результаты, называет победителей команд и победителей среди болельщиков.

Каждый из нас благодарен командам за смелость участвовать в конкурсах, за находчивость, за веселые выступления.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Ведущий:

Школьники всех времен!
Дружнее вас не сыскать.
Сегодня вечер завершен,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К прогрессу в жизни приведут!

За особые успехи, проявленные в математическом огоньке, присваивается 1-е место (2-е место, 3-е место) за звание «Самый умный математик» 

Бланк для оценок жюри

Конкурс

Кол-во баллов

Команда

9А    

Команда

Команда

Представление: название команды

Конкурс

«Разминка»

По 1 баллу за верный ответ

Конкурс

капитанов

«Не собьюсь»

0-5

Конкурс  «Среднее арифметическое»

По 1 баллу за каждое слово

Конкурс  "Сиамские близнецы"

0-5

Конкурс  "Домашнее задание"

Конкурс  "Спички"

По 1 баллу за верный ответ

Конкурс «Шуточные задачки»

По 1 баллу за каждый верный ответ

Конкурс «Гонка за лидером»

0 - 5

Итог

Количество баллов

Место команды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике "Математические олимпийские игры"

Данная игра включает в себя оригинальные практические задания и задачи на смекалку, которые помогут содержательно организовать досуг учащихся. Это мероприятие можно проводить для учащихся 5-8 классов....

Внеклассное мероприятие по математике «Математическая викторина»

Привитие интереса к математике как элементу общечеловеческой культуры; популяризация среди учащихся занимательных задач, развитие познавательного интереса, интеллекта.  Развитие ...

Разработка внеклассного мероприятия по математике "Математический ипподром"

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 9-11 классов, не требующее большой подготовки....

Внеклассное мероприятие по математике "Математическая мозаика"

Разработка внеклассного мероприятия по математике дла учащихся 7-9 классов. Каждый конкурс имеет презентацию....

Внеклассное мероприятие по математике "Математическое ассорти" для учащихся 8-9 классов

Сценарий Математическое ассорти 8-9 классНеделя математикиМатематика – наука,Без неё нам не прожить.Когда не можешь – это мука!Когда не хочешь – это скука!Спешите все!Мы всех научимМозгами быстр...

Внеклассное мероприятие по математике "Математическое шоу "Математическое ассорти"

Данное мероприятие содержит в себе познавательный и занимательный материал по математике....