гражданско - патриотическое воспитание в школе
статья на тему

Морозова Юлия Александровна

формы гражданско - патриотического воспитания в рамках общеобразовательной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гражданско - патриотическое воспитание

на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности

«Патриотизм». Тема довольно сложная в наш циничный век. Без личной причастности и внутреннего убеждения в необходимости данного качества у большинства населения,  невозможно устойчивое развитие страны. Как привить или вернее возродить это качество в поколении современных молодых людей, чуждых принятию чего либо на веру, поколению «next», прочно пронизанного привязанностью к электронике и чётким материальным ценностям?

      Я думаю, начинать нужно с того, что наиболее близко и понятно современным детям. Это семья, малая Родина - Кузбасс, дружба, любовь, уважение к памяти предков. Прививать молодёжи гордость за принадлежность к своему народу и его свершениям, воспитывать чувство уважения к национальным святыням и символам, к культурному и историческому прошлому России, к её славным традициям, а также готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству - эти принципы воспитания актуальны как никогда. Связано это с тем, что наше государство на современном этапе нуждается в новом молодом поколении с развитым патриотическим сознанием. И поэтому проблема патриотического воспитания нашла своё отражения во многих государственных документах, в том числе, в Российской Федерации внедряется «Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской федерации на 2011-2015 годы» [1]  Т.о. опираясь на основные положения вышеуказанной программы,  я в своей педагогической деятельности применяю разнообразные формы патриотического воспитания,  как в урочной, так и во внеурочной деятельности, которые  позволяют возродить у молодого поколения традиционные моральные ценности; воспитать социально-активную личность.

   1направление: урочная деятельность: 

Значительное место в процессе формирования в подростках качеств гражданина и патриота занимает курс «Основы безопасности жизнедеятельности».  Работа по программе и УМК для учащихся общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11классы под ред. Ю.Л. Воробьева [2]позволяют мне осуществлять формирование понятия «патриотизм»  для учащихся ненавязчиво, последовательно. Уроки   данной направленности логически встроены в основные разделы и темы курса ОБЖ.

      Например, в 5 классе в теме «Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре» учащиеся выполняют творческие работы на тему: «Герои пожарные»,  используют конкретные примеры из реальной жизни, дети сами делают вывод о том, какими качествами должен обладать человек, профессия которого пожарный.

     В курсе 6 класса при изучении темы «Автономное существование человека в природных условиях», используя метапредметные связи, в частности, читая отрывки из «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого, перед учащимися ставятся следующие вопросы:

- С чем пришлось столкнуться А. Маресьеву в условиях вынужденной автономии?
- Как вы думаете, что помогло ему выжить?

     Таким образом, на примере художественного произведения у учащихся создаётся образ настоящего героя, и одновременно решаются учебные задачи урока.

     Доказать детям, что патриотизм - это чувство любви к своему народу, можно удачно в курсе 7 класса, изучая раздел «Чрезвычайные ситуации природного характера». Учащиеся приводят примеры из жизни, из средств массовой информации о работе спасателей и отвечают на следующие вопросы:

- Как вы думаете, что заставляет людей выбирать профессию спасателя?
- С каким риском сопряжена эта работа?
- Охарактеризуйте портрет человека - спасателя.

     Данный урок удачно сопровождается просмотром видеосюжетов о работе спасателей, что позволяет создать зрительный образ, который останется в памяти надолго. Конечным результатом можно считать написание сочинения – миниатюры на тему: «Есть такая профессия…»

     Изучение раздела «Чрезвычайные ситуации техногенного характера» в 8 классе, тема «Аварии с выбросом радиоактивных веществ», позволяет познакомиться с недавней историей нашей страны. Отдельный урок  мы посвящаем Чернобыльской трагедии. Изучая раздел «Безопасность на воде»,  мало кто из ребят приводит в пример события столетней давности, связанные с гибелью «Титаника», многие вспоминают чрезвычайную ситуацию на Волге, когда затонул теплоход «Булгария». «Какими качествами должны обладать люди, приходящие на помощь тонущему судну? Чем иногда приходится жертвовать ради спасения других людей? Как бы поступили вы, если бы стали свидетелем катастрофы?» - такая постановка вопросов на злободневные темы вовлекает учащихся в активный диалог, позволяет каждому осмыслить свои слова и поступки, формирует четкую гражданскую позицию. И в конечном итоге ответить для себя на вопрос «А я бы смог помочь, тем, кто находится в опасности…»

        Материал курса ОБЖ 9 класса дает большие возможности в формировании у учащихся понятия «гражданин»  и  «патриот». При изучении вопросов национальной безопасности России важно акцентировать внимание ребят на то, что только совместными усилиями наше общество может решить такие глобальные проблемы, которые на данном этапе резко обозначены в нашей стране – алкоголизм, наркомания, демографический кризис. Неоценимый вклад в развитие нашей страны может внести только   человек, который   ставит интересы общества и нации   выше своих собственных. А не это ли качества настоящего гражданина?!  

В разделе «Здоровый образ жизни»   рассматриваем   понятие «патриотизм» как духовное и нравственное начало каждого здравомыслящего  человека. Духовное начало связываем с понятием «духовное здоровье», а беседа о нравственном начале каждого человека удачно вписывается в тему «Репродуктивное здоровье населения – национальная безопасность России».

В 10-11 классах в разделе «Основы военной службы» проводим мысль, что патриотизм для военнослужащих проявляется,  прежде всего, в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать её интересы, целостность и независимость. Осуществлять эту задачу мне помогают разнообразные формы и методы обучения, главное назначение которых, на мой  взгляд, состоит в том, чтобы наиболее полно воздействовать на личность,  основательно рассмотреть изучаемый материал, позволить увидеть его во всём многообразии связей и отношений с другими явлениями и фактами. Это и создаёт внутренний стимул интереса и любознательности учащихся, повышает их познавательную активность. Этому способствуют проводимые уроки - конференции, пресс-конференции, уроки- экскурсии, диспуты, на которых выпускники в игровой форме решают довольно серьёзные вопросы и проблемы по военной тематике. Использование на уроках ИКТ  (демонстрация учебных дисков, презентаций, видеофильмов) по таким темам как «Воинская обязанность», «Воинский учет и обязанности граждан по воинскому учету», «Обязательная и добровольная подготовка к военной службе», «Призыв на военную службу и прохождение военной службы по призыву», «Воинские уставы» и другие содействует учебно - познавательной деятельности учащихся, так как способствуют развитию наглядно- образного мышления, обеспечивают познавательный интерес к учению, создают возможность для изучения ряда ненаблюдаемых процессов и явлений. Конечным итогом является прохождение обязательных учебно-полевых сборов для учащихся 10 классов. И очень приятно смотреть, когда в ребятах начинают ярко проявляться те качества гражданина и патриота своей страны, о которых речь ранее велась на уроках. Воспитание не словами, а примером и делом. Именно это и даёт наилучший результат.

Еще одной своеобразной формой патриотического воспитания является выполнения проектов на тему «Дни воинской славы», темы для которых ребята выбирают самостоятельно, и очень отрадно было наблюдать, как в прошедшем учебном году, очень много тем было связано с годовщиной снятия блокады Ленинграда, учащиеся не просто писали и выполняли проекты, они проживали жизнь своих сверстников, ставших невольными участниками тех страшных событий.

2 направление:  внеурочная деятельность.

     Добиться реализации поставленных задач патриотического воспитания просто невозможно без внеурочной деятельности.   Какое-либо направление в воспитании детей только тогда даст результат, когда оно проводится в системе. В нашей школе сложилась определённая система патриотического воспитания, которая базируется на сохранении и развитии традиций.

   Ежегодно с 23 января по 23 февраля в школе проводится месячник патриотической работы. И каждый раз он включает в себя новые тематические мероприятия и разнообразную форму их проведения:

  1. Встречи с ветеранами войны и тружениками тыла, воинами-интернационалистами, ветеранами Вооруженных Сил, военнослужащими.
  2. Тематические  классные часы. «Край мой Кузнецкий, его вклад в победу в ВОВ», «Юные новокузнечане на защите Отечества».
  3. Ежегодная традиция, «Смотр строя и песни», притягивающая к себе множество взглядов, и открывающая в учащихся новые черты и положительные качества.
  4. Возложение цветов к памятникам воинской славы. Уроки мужества «Бессмертный подвиг наших земляков», «Герои Советского союза и России – родом из Кузбасса»
  5. Конкурс рисунков «Наша армия непобедима». Зал, в котором проходит смотр строя и песни, всегда украшен плакатами с символикой разных родов войск, выполненных руками учащихся.

Но, и в течение учебного года, работа по патриотическому воспитанию продолжается и включает в себя:

  1. Несение Вахты Памяти на Посту №1 на Бульваре Героев.
  2. Участие в районной спортивно-патриотической игре «Юный патриот». Приятно отметить, что с каждым годом учащиеся нашей школы показывают результаты все лучше и лучше, можно отметить победу на этапах «Строевая подготовка», «Ратные страницы истории» и общекомандное второе место.
  3. Проведение Дня Здоровья, где этапы связаны с историей Кемеровской области и символикой родного края.
  4. Празднование Дня Победы, и очень красивая традиция, запуск в весеннее небо белых шаров, как символа продолжения жизни.

Школа поддерживает тесную связь с представителями старшего поколения. Праздники с приглашением учителей-ветеранов, выпускников школы, честно и добросовестно выполняющих свою работу на благо государства, - всё это способствует установлению связи поколений, сохранению исторической памяти, изучению истории Отечества на положительных примерах отдельных человеческих судеб.

       Т.о., в системе работы по патриотическому воспитанию, сохраняем, развиваем  и приумножаем те традиции, которые сложились за годы истории  в стенах школы.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

[1] – Постановление Правительства российской Федерации от 05.10.2010г. №795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015годы»

[2] –рабочая программа и УМК для учащихся общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11классы под ред. Ю.Л. Воробьева. «Дрофа», 2014г.

[3] - Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Гражданско-патриотическое воспитание в школе"

Текст выступления на школьном мероприятии "День открытых дверей в МОУ Овчинниковская СОШ"...

Гражданско - патриотическое воспитание в школе.

Статья раскрывает сущность гражданско- патриотического воспитания  в школе , дает практические советы родителям по вопросу  гражданско-патриотическое воспитания  подрастающего поколения...

Гражданско-патриотическое воспитание в школе

Гражданско- патриотческое воспитание - это одно из направлений  воспитательной работы в школе....

Статья на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание в школе – нравственная основа жизнеспособности государства»

Целью патриотического воспитания в школе является формирование патриотических чувств у обучающихся, развитие у них высокой социальной активности, гражданской ответственности....

"Краеведение - основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся"

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Сегодня существует множество технологий, которые можно использовать в урочной и...

Система гражданско-патриотического воспитания в школе

Статья по теме "Система гражданско-патриотического воспитания в школе"...