Мы встречались с войной
занимательные факты на тему

Чекашкина Ольга Викторовна

Записано со слов участников поисковой экспедиции весны 2005 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_vstrechalis_s_voynoy.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мы встречались с войной

От героев былых времен

Не осталось порой имен,

Те, кто приняли смертный бой,

Стали вечно землей и травой.

Только гордая доблесть их

Поселилась в сердцах живых…

        Прекрасный вид открывается взору: совсем рядом расстилается кудрявый зеленый лес; левее, чуть дальше – широкий московский проспект, забитый волнами автомобилей; а вдалеке – вереницы жилых домов и новостроек большого города. Мирная, знакомая картина… Но память вырывает из воспоминаний иной вид, открывшийся взору с колокольни разрушенной церкви.

            Большинство из мордовских школьников, членов республиканского поискового отряда «Память», в далекий апрель 2005 года, лишь смутно представляло то, что ждет их в селе Богдановы Колодези, Калужской области. Они знали, что будут поднимать останки бойцов 326 Рославльской  стрелковой дивизии.

           Новичков бывалые поисковики предупредили, что дисциплина в отряде строгая, приказ Командира – закон. За неповиновение могут отправить домой. А еще узнали новички: особенно важен для всех вечерний сбор - «Звездочка», когда каждый может поделиться своими мыслями с товарищами, поругать провинившегося или похвалить отличившегося.

            Совсем скоро поисковая жизнь представила немало неизведанного и важного, но первая встреча с войной для всех запомнилась навсегда.

           Это произошло на четвертый день Вахты. В  пять часов утра у костра собрались дневальные: Захарьин Алеша, Игорь Иванов, Оля Сазонова, Оксана Прыткова, и Саша Чекашкина с командиром роты Андреем Кручинкиным. Все были хмурые, заспанные, но знали, что к половине восьмого утра надо вместе со старшим приготовить завтрак для поисковиков.

        После завтрака дневальные в окружении ватаги вездесущих и любопытных деревенских мальчишек занялись уборкой территории. Слово за слово, завязался с ними разговор. Один мальчик,  с простодушным взглядом веселых и карих глаз, и веснушками, рассыпанными по всему лицу, громко заявил, что у него дома есть череп, найденный прошлой весной около церкви. – Зачем он тебе? - спросила Оля. – А, пугать всех буду, - ответил мальчик.

             Недолго думая, оставив свои обязанности на старшего дневального, все взяли лопаты, и пошли вслед за мальчишками к сельской церкви. С утра было прохладно и солнечно. На фоне голубого и бездонного неба поисковики увидели то, что осталось от церкви. Все это напоминало парение, в котором  было что-то пугающее. Когда подошли ближе, то поняли, что церковь, с возвышающейся далеко окрест колокольней, полуразрушена. Не временем, и не революционными потрясениями, а войной. Она, со следами от пуль и осколков снарядов, разорванная во многих местах, хоть и израненная, все равно, производила ощущение силы и мощи. Вокруг церкви, стоящей в центре села, с трех сторон просматривались дороги. К одной из них, в метрах тридцати от церкви, привел всех мальчик.

             Первым начал Игорь. Сначала с помощью щупа проверил указанное место на наличие взрывных устройств. С большим волнением и каким-то смутным чувством тревоги, поисковики вонзили лопаты в дорогу, где отрывали первый шурф. Как-то не верилось, что здесь, в селе,  рядом, с первыми весенними цветами, распускающимися березами и старой, прошлогодней листвой, лежат останки людей, которые в свое время ходили по земле, любили и плакали, смеялись и горевали. Жили каждый своей особенной и неповторимой жизнью, и полегли здесь.

            Вначале убрали слой чернозема, затем пошли песок и глина. - На светлом песке, где хорошо видны почернения, - учит Игорь, - надо быть особенно внимательными. Алёша, отрывший шурф на краю дороги, первым выкапывает проржавевшую каску, а затем солдатский ботинок, и в нем мелкие косточки от пальцев ноги, а дальше – переломанные кости, пробитая лопатка и череп. От саперных лопат юношей раздался металлический звук, вызванный солдатской каской и покореженным металлом, когда-то бывшим грозным оружием: рядом, совсем близко от поверхности, нашли останки еще одного солдата.        

        Вскоре и другие поисковики обнаружили останки бойцов. Юноши выполняли нелёгкую работу: неторопливо и осторожно отрывали новые порции земли. Девушки просеивали песок и собирали останки. Такая работа вызвала в сознании присутствующих ни страх, ни горечь, а чувство гордости, сопричастности к большому делу. Вот и «наших» бойцов захоронят по православному обряду, на День Победы отдадут почести и принесут цветы дети, – задумались поисковики.  

             К вечеру небо стало хмуриться, но никто не заметил это. Все думали о том, что надо успеть поднять бойцов до темноты. А еще надо отчитаться перед Командиром на «Звездочке», за то, что оставили обязанности дневальных. Заморосил дождик, но все работали, не замечая его холодных капель. Когда поняли, что отрыли останки больше десяти бойцов, было почти темно. Местные жители, подходившие к поисковикам в течение дня, на вопрос, - Почему до сих пор в центре села, у дороги, лежат солдаты, чуть приваленные землей? - ничего объяснить не смогли. Свидетелей тех боев не осталось, они все уехали из села сразу после окончания войны.

             Вечером, когда чумазые и мокрые все вернулись к костру, поисковиков, ждал ужин, сваренный учителем Светланой Ивановной Борисовой. А потом была «Звездочка», на которой дневальные получили благодарность от Командира. Но самое главное, все узнали от него, что здесь наши солдаты совершили подвиг. Поисковики узнали, что за это село во время боевых действий шла ожесточенная борьба. Более 25 раз оно переходило из рук в руки воюющих сторон. А  церковная колокольня оказалась самым высоким местом, откуда всё хорошо просматривалось. От этого села фашисты на 500 танках пытались прорваться на большую дорогу, ведущую в Москву. Но часть из них остановили бойцы в окопчике, у церкви. Погибших товарищей солдаты стаскивали в одно место, а после и их, последних, засыпало землей. Здесь, прямо у дороги…

            На следующий день, ясным, солнечным утром, все пятеро, поднялись наверх церковной колокольни. Перед их взором явились безбрежные луга, вдаль уходящие леса с корабельными соснами,  исчезающая на горизонте широкая дорога к столице, куда так и не прорвался враг в августе 42-го.

Записано со слов

Борисовой Светланы Ивановны и

Чекашкиной Александры,

участников поисковой экспедиции весны 2005 года.

О.В. Чекашкина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер встречи с ветеранами Великой Отечественной войны

встреча с ветеранами и тружениками тыла периода Великой Отечественной войны проводится в форме передачи " От всей души". Учащиеся подготовили музыкально-поэтическую композицию, а ветераны делятся свои...

Классный час-встреча "Я родом не из детства-из войны"

Встреча с ветераном Великой Отечественной войны, посвящённая Дню ракетных войск и артиллерии (19 ноября)...

СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА-ВСТРЕЧИ С ВЕТЕРАНАМИ-УЧАСТНИКАМИ Великой Отечественной войны.

Цель: воспитание духовных ценностей – любовь к Родине, верность гражданскому и воинскому долгу, честность и человеколюбие.Задача: Посредством общения, посредством книг приобщить подрастающее поколение...

Классный час "Встреча с героями той неизвестной войны"

Классный час, посвященный дню вывода советских войск из Афганистана...

Уроки мужества. Встреча учащихся с ветеранами Великой Отечественной Войны

Конспект встречи учащихся 8Б с ветеранами Великой Отечественной войны...

«Берегите память и храните с прошлым тонкие, стальные нити…» ( Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны и «Детьми войны »)

Сценарий литературно-музыкального мероприятия, посвященного встрече учащихся с "Детьми войны" и ветеранами ВОв....

СЦЕНАРИЙ Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны «ВОЙНЫ СВЯЩЕННЫЕ СТРАНИЦЫ НАВЕКИ В ПАМЯТИ ЛЮДСКОЙ», посвящённой 74-й годовщине ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ.

Народ, который не помнит прошлого, не имеет и будущего, и то, что мы вкладываем в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагог...