Программа внеурочной деятельности "Юный краевед" 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему

По ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_kraeved_2013.docx53.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

городского округа Балашиха

«Лицей»

«Согласовано»

Председатель МО

___________

Протокол № ___

от «___» _________ 2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МАОУ «Лицей»

___________           Анисимова М.А.

«___» _________ 2013 г.

«Утверждаю»

Директор  МАОУ «Лицей»

___________ Белоусоов Д.В.

Приказ № _____

от  «___» _________ 2013 г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности по краеведению

для младших подростков (5кл.)

«Юный краевед»

(34 часа)

Составила

Егупова Альбина Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

         Рабочая программа по краеведческой деятельности для 5 класса составлена с учётом нормативных документов:

         1.1. Проект Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. http://www.rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site-dok.html

 1.2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

 1.3.Приказ МОН РФ от 26.109.2010 №1241 «О внесении изменений в ФГОС  начального общего образования, утверждённый Приказом МОН РФ от 6.10.2009».

         1.4.Приказ  Министерства образования и науки РФ от 22.09. 2011 №2357 «О внесении изменений в ФГОС  НОО, утверждённый приказом МОН от 6.10.2009 от 6.10.2009».

         1.5. Письмо МОН РФ №03-296 от 12.05. 2011 « Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО.

         1.6. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодёжных объединений в образовательных учреждениях (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).

  1.7. О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении.  Письмо Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/13) 

         1.8. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. №  30-51-433/16).

         1.9. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (проект) (Одобрена решением коллегии Минобрнауки РФ от 06.10.2004 №  ПК-2).

 В качестве методических пособий  при составлении программы были использованы пособия:

          2.1. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» Пособие для учителя, М. «Просвещение», 2011

          2.2. П.В.Степанов, С.В.Сизяев, Т.Н.Сафронов «Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность» Пособие для учителей ОУ, М. «Просвещение», 2011.

Предлагаемая программа внеурочной деятельности по краеведению относится к тематическим образовательным программам для младших подростков.  Она направлена на получение воспитательных результатов  в определённом проблемном поле и использует при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.

Основными объектами изучения краеведения являются природное, социально-экономическое и культурное развитие своего края. Краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с духовно-нравственным воспитанием учащихся.

Изучая свой край, дети осознают себя частью истории и настоящего своего края, его истоков, идеалов, святынь, проявляют уважение к культуре и историческому наследию своих предков. Данная программа по краеведению даст возможность учащимся определить свою роль в жизни семьи, общества, наконец, своего края, в жизни государства и всего человечества. Они осознают готовность продолжать добродетели предков, и исправлять их ошибки. Именно на этих занятиях реализуется возможность обучения нравственным законам и принципам, отвечающим представлениям об истинной человечности и доброте, об экологическом, полноценном воспитании окружающего мира, которым дети будут руководствоваться в жизни.

Последнее имеет особое значение для развития детей младшего школьного возраста. Из-за склонности к стандартному поведению в сочетании со стремлением выглядеть в глазах взрослых не хуже других детей, одной из задач педагога является создание благоприятных условий для развития самостоятельности учащихся, их самопознания, самореализации.

Данная рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению младших подростков рассчитана на 1 год. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в постоянных группах в 5 кл. -34 часа в год, одно занятие в неделю продолжительностью 45 минут. При этом  18 часов аудиторных занятий и 16 внеаудиторных активных (подвижных) занятий.   Занятия проводятся в кабинете литературы

( литературного краеведения, школьной библиотеке). Используются технические средства: компьютер в кабинете №2, личные фотоаппараты и фотоаппарат педагога, видеокамера педагога, личные диктофоны.

Тематическое планирование

п/п

Название   раздела.  Тема занятия.

Общее

кол-во

час.

Часы

аудиторных

занятий

Часы вне-

аудиторных

занятий

  1. 1.1

 Модуль 1. Вводное занятие.

Что такое краеведение и каково его назначение в духовно-нравственном развитии ученика. Техника безопасности на занятиях аудиторных и внеаудиторных. Анонс будущих занятий, форм и направлений деятельности. Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) родина. Границы края, их формирование, условность, подвижность.

1

1

-

2.1

Модуль 2. Источники  изучения прошлого, настоящего и будущего своего края.

Знакомство с источниками знаний о своей местности. Виды источников изучения родного края.

15

1

5

1

10

-

2.2

2.3

Археологические памятники, памятники архитектуры, Памятники, созданные для увековечивания исторических событий. Памятники природы.

Экскурсия на местности.

5

1

4

2.4

2.5

Знакомство с предметами быта, орудиями труда, их зарисовка и описание.

Экскурсия в краеведческий музей.

5

1

4

2.6

2.7

Письменные источники. Рукописные памятники. Устные источники: былины, предания, сказки, песни, поговорки, загадки. Печатные материалы: газеты и журналы.

Экскурсия в краеведческую библиотеку.

4

2

2

3.1

Модуль 3. Организация поиска, сбора и изучения материалов краеведения.

Как работать в библиотеке с книгой, библиографией, указателями, энциклопедиями, источниками.

12

6

1

6

3.2-3

Правила фиксирования воспоминаний.

1

3.3

Встречи с участниками исторических событий. Запись их рассказов. Обработка материалов.

Как подготовить проект к защите.

2

3.4

Защита проектов «"Моё открытие родного края".

4

4

4.1-4.2

Модуль 4. Легенды и были родного края.

Интересные страницы истории родного края: родной край в древности, и в Средневековье;

6

6

2

4.3-4.4

в Новое время, в годы Великой Отечественной войны и  т.п. Герои и яркие личности родного края.

3

4.11

 Краеведческое тестирование

1

Содержание деятельности

1.Вводное занятие(1 ч). Что такое краеведение и каково его назначение в духовно-нравственном развитии ученика. Школьное краеведение. Его цели, задачи, предмет исследования. Что изучают юные краеведы. Значение этой работы для её участников, местного населения, развития науки. Анонс будущих занятий, форм и направлений деятельности.

Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) родина. Границы края, их формирование, условность, подвижность.

2.Источники  изучения прошлого, настоящего и будущего своего края(15 ч).  Знакомство с источниками знаний о своей местности. Понятия: источники изучения края, первоисточник, подлинник, копия, реликвия. Виды источников изучения родного края: вещественные, изобразительные, письменные, устные, записи. Вещественные источники. Археологические памятники, памятники архитектуры, Памятники, созданные для увековечивания исторических событий.

Экскурсии на местности (Пехра-Яковлевская) и в краеведческий музей. Знакомство с предметами быта, орудиями труда, их зарисовка и описание.

Письменные источники. Рукописные памятники. Памятники природы. Устные источники: былины, предания, сказки, песни, поговорки, загадки. Печатные материалы: газеты и журналы. Экскурсия в краеведческую библиотеку.

3.Организация поиска, сбора и изучения материалов краеведения (12 ч). Как работать в библиотеке с книгой, библиографией, указателями, энциклопедиями, источниками. Правила фиксирования воспоминаний. Встречи с участниками исторических событий. Запись их рассказов.

Подготовка проекта "Моё открытие родного края" (на основе сбора вещественных источников у населения своей местности с последующим описанием).

4.Легенды и были родного края(6 ч). Интересные страницы истории родного края: родной край в древности, и в Средневековье, в Новое время, в годы Великой Отечественной войны и  т.п. Герои и яркие личности родного края. Чтение книги С.Савицкой «Сказки бабушки Балашихи».

Краеведческое тестирование.

УУД

1.Познавательные. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2.Регулятивные. Самостоятельно адекватно оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Осознание основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие.

3.Коммуникативные. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной.

Ожидаемые результаты реализации программы

            Воспитательные результаты внеурочной деятельности младших школьников по краеведению распределяются по трём уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни) -  предметные результаты: приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам природы, истории и культуры, о рисках нарушения этих норм; о нормах отношения  к людям других поколений; о российских традициях памяти героев ВОВ; о фашизме; о действенных способах изучения своего края, способах сбора и обработки собранной информации; об истории и культуре родного края; об основах организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработке информации; о логике и правилах проведения научного исследования; объяснять, что такое краеведение, что оно изучает; называть 2-3 достопримечательности края

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) -  метапредметные результаты: адекватное восприятие и понимание информации; способность извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться словарями различных типов; умение воспроизводить прочитанный и прослушанный текст; способность правильно излагать свои мысли; соблюдение в речи норм современного русского литературного языка; способность участвовать в речевом общении; развитие ценностного отношения к природе и культуре своей малой родины, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к знаниям, к другим людям. 

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия) -  личностные результаты: ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя; рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе; школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления при защите проекта; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опроса общественного мнения; опыт общения с участниками и очевидцами ВОВ; приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта общения с людьми разного возраста, заботы о них; опыта актуализации краеведческой деятельности в социальном пространстве; создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фотоколлажи с помощью взрослых или самостоятельно.

Краеведческое тестирование.

1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни) -  предметные результаты.

Индивидуальная работа. Ответы на вопросы. Максимальное количество баллов 10.

1. Какие 3 патриотических праздника России ты знаешь? (по 1 баллу за каждый праздник)

2. Назови 3 способа изучения родного края.( по 1 баллу за каждый способ)

3. Что такое краеведение?( 1 балл)

4. Назови 3 достопримечательности Балашихи, которые ты покажешь своим родственникам из другого города?(3 балла)

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) -  метапредметные результаты.

Работа в группах. Максимальное количество баллов 2.

1.Найди в словарях и книгах сведения о: 1 вариант -  Галанине Алексее, 2 вариант - селе Акатово, 3 вариант -  заводе «Криогенмаш». (1 балл).

2. Прочитай его и перескажи (1 чел. от группы).(1 балл)

4. Ответь на вопросы другой группы (другой чел. от группы).(1 балл)

3. Задай вопрос своему товарищу по пересказанному тексту (третий чел. от группы).( 1 балл)

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия) -  личностные результаты.

Оцениваются по результатам творческих работ «Мое открытие родного края», выполненных в течение года. (10 баллов за работу)

Диагностика

22-18 - высокий уровень усвоения программы

17-11- средний уровень усвоения программы,

1-10  - слабый уровень усвоения программы.

Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов, тем

Дата

Характеристика основных видов учебной деятельности

Формы контроля

  1. 1.1

Модуль 1. Вводное занятие. Что такое краеведение и каково его назначение в духовно-нравственном развитии ученика. Техника безопасности на занятиях аудиторных и внеаудиторных. Анонс будущих занятий, форм и направлений деятельности. Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) родина. Границы края, их формирование, условность, подвижность.

7.09

Слушают лекцию учителя о принятых в обществе нормах отношения к памятникам природы, истории и культуры, о рисках нарушения этих норм; о нормах отношения  к людям других поколений. Рассматривают карту Балашихинского района. Определяют границы края. Записывают правила поведения на занятиях и в общественных местах, на экскурсиях. Знакомятся с календарно-тематическим планированием занятий.

Текущий контроль полученных знаний

2.1

Модуль 2. Источники  изучения прошлого, настоящего и будущего своего края.

Знакомство с источниками знаний о своей местности. Виды источников изучения родного края.

14.09

Знакомятся с энциклопедией «Балашиха в лицах и биографиях», книгой Галанина «Балашиха в очерках и зарисовках». Работа с Интернетресурсами( сайт balaha.ru)

Текущий контроль.

2.2

2.3

Археологические памятники, памятники архитектуры, Памятники, созданные для увековечивания исторических событий. Памятники природы.

Экскурсия на местности.

21.09

28.09

(4 часа)

Читают главы из книги «Балашиха в очерках и зарисовках». Смотрят  презентацию «Памятники боевой славы Балашихи»

Знакомятся  с историей и архитектурой Пехра-Яковлевской церкви, проходят по территории усадьбы Пехра-Яковлевское. Слушают рассказы экскурсоводов. Записывают основные сведения. Фотографируют. Отвечают на вопросы в маршрутном листе.

Текущий контроль.

Заполняют маршрутный лист.

2.4

22.5

Знакомство с предметами быта, орудиями труда, их зарисовка и описание.

Экскурсия в краеведческий музей.

26.10

2.11

(4 часа)

Читают книгу «Балашиха в очерках и зарисовках».

Слушают рассказы экскурсоводов. Записывают основные сведения. Фотографируют. Отвечают на вопросы в маршрутном листе.

Текущий контроль. Заполняют маршрутный лист.

2.6

2.7

Письменные источники. Рукописные памятники. Устные источники: былины, предания, сказки, песни, поговорки, загадки. Печатные материалы: газеты и журналы.

Экскурсия в краеведческую библиотеку.

30.11-1.12

(2 часа)

14.12

(2часа)

Читают книгу «Балашиха в очерках и зарисовках». Знакомятся с содержанием журнала «Балашиха: Голоса сердец», газетой «Факт», газетой МФЦ в Интернете.

Слушают рассказ библиотекаря о фондах библиотеки и правилах работы с художественной литературой и периодической печатью  на абонементе и в читальном зале. Фотографируют. Задают вопросы. Заполняют маршрутный лист.

Текущий контроль.

Заполняют маршрутный лист.

33.1

Модуль 3. Организация поиска, сбора и изучения материалов краеведения.

Как работать в библиотеке с книгой, библиографией, указателями, энциклопедиями, источниками.

28.12

Слушают объяснение учителя. Рассматривают энциклопедию «Балашиха в лицах и биографиях», выписывают выходные данные книги, записывают цитаты из книги и учатся делать сноски. Выясняют отличие источника от используемой литературы. Работают с библиографическими указателями.

Текущий контроль.

3.2

Правила фиксирования воспоминаний.

18.01

Слушают объяснение учителя.  Знакомятся с записью воспоминаний Дворянинова С.В. Слушают фонозапись воспоминаний Габинского Б.В. Расшифровывают запись №1. Делают сноски в соответствии с требованиями.

Текущий контроль.

3.3

Встречи с участниками исторических событий. Запись их рассказов. Обработка материалов.

Как подготовить проект к защите.

25.01-1.02

(2 часа)

Встречи с участниками исторических событий. Запись их рассказов. Обработка материалов.

3.4

Защита проектов «Моё открытие родного края».

8.02-29.03

(8 час.)

Составляют письменный и визуальный проект, устно защищают его.

Итоговый контроль: защита проекта.

4.1

Модуль 4. Легенды и были родного края. Интересные страницы истории родного края: родной край в древности, и в Средневековье;

19.04-26.04

Читают книгу С.Савицкой «Сказки бабушки Балашихи».

Текущий контроль.

4.2

в Новое время, в годы Великой Отечественной войны и  т.п. Герои и яркие личности родного края.

3.05-10.05

Слушают рассказ учителя, читают книгу «Балашиха в очерках и зарисовках», смотрят презентацию «История железнодорожной станции Балашиха».

Текущий контроль.

4.3

 Краеведческое тестирование

17.05

Пишут ответы на вопросы, работают с энциклопедиями, читают, пересказывают, задают вопросы.

Итоговый контроль.

 

Литература для работы на занятиях

1.  Балашиха: Голоса сердец. Литературно-публицистический журнал Администрации Городского округа Балашиха.

2.  Балашиха в очерках и зарисовках. Научно-популярное издание.- М.: Современные тетради,2003 год.

3.  Балашиха в лицах и биографиях. Энциклопедический словарь. Издание первое – Дельта, М.,2004, с. 357.

4.  Савицкая С.Сказки бабушки Балашихи.

Информационные ресурсы кабинета литературного краеведения.

Печатная литература.

I. Справочная и художественная литература по краеведению.

1.  Балашиха: Голоса сердец. Литературно-публицистический журнал Администрации Городского округа Балашиха.

2.  Балашиха в очерках и зарисовках. Научно-популярное издание.- М.: Современные тетради,2003 год.

3.  Балашиха в лицах и биографиях. Энциклопедический словарь. Издание первое – Дельта, М.,2004, с. 357.

4.  В гости к Андрею Белому.- Московское учреждение  культуры  «Краеведческий музей г. Железнодорожного».

5.  Воробьева Людмила. Мои стихи - моя душа. – Балашиха, 2008.

6.  Гордеев Ал. Босоногий гарнизон. М.,2007.

7.  Догоняя скользящий свет.  Стихи и проза.\ Сост. И.О. Гетманский, Л.А.Ефимова – М.,АСТ, 2005.

8.  Ефимова Лидия. Судьба моя – память: Стихи. – Балашиха: Изд. Дельта, 2004.

9.   Ефимова Лидия. Судьба моя – память: Стихи. – Балашиха: Изд. Дельта, 2004.

10.   Здитовецкая Роза. Густой напиток. – М,1992.

11.  Здитовецкая Роза. Привидение. – М, 1992.

12.  Из Москвы уезжая в Россию… Поэтическая антология.- М.: АСТ-  ПРЕСС, 1999.

13.  Карпушин Владимир «Осенние сумерки». – Балашиха, «Метафора»,1993.

14. Краеведческий альманах Московской области. Выпуск 6. -  2005.

15. К 65-летию битвы под Москвой. Туристский путеводитель по местам военной истории  Подмосковья. Битва за Москву 1941-1945г.    Комитет по туризму Московской области. М.,2006.

16.  Мороз В. Угол зрения. Стихи. - М.,2004.

17.  Протоиерей Владимир Бороздинов. Глазами сердца. - Балашиха,2006.

18.  Протоиерей Владимир Бороздинов. Краеугольный камень : духовная поэзия и проза. – М: АСТ,2008.

19.  Славянские встречи. Альманах поэзии и прозы №1.М., 2001.

20.  Савицкая С.Сказки бабушки Балашихи.

21.  Тайна  смерти  Сергея  Есенина. Сост. и редактор  Н.Дмитриев. - М.:  Зеркало,1994.

22.  Хлыстова Таисия. Белые ночи. - М., 2007.  

II .  Дневник- папка работы объединения «Литературное краеведение».

III.  Карта Балашихи .

IV.  Конкурсные работы учащихся.

V.  Литературно-музыкальные композиции.

        «Дневники поэта-балашихинца фронтовика Анатолия Зуева»

        «К 70-летию Розы Здитовецкой»

        «Мой край в художественной литературе»

        «Наталья Долгорукова. Возвращение из ссылки»

        «Поэты Балашихи»

        «Поэт-балтиец Алексей Лебедев»

        «Снятие блокады Ленинграда».

VI.  Рефераты учащихся

        Аделовой Александры, Кучерова Максима «История железнодорожной станции Балашиха»

Ерасовой Виктории  «Род Румянцевых в истории России»

        Ерасовой Виктории  «Антоний Погорельский и его связь с усадьбой Горенки»

        Ерасовой Виктории  «Роль писателя Антония Погорельского в истории русской литературы»

        Ерасовой Виктории  «Традиции Гофмана в творчестве Антония Погорельского»

        Кирсановой Натальи  «Исаак Ильич Левитан»

             Кирсановой Натальи «Кто такой Козьма Прутков и как он связан с усадьбой Горенки»

Кирсановой Натальи «Публикации Балашихинской районной газеты «Большевистский путь» в годы Великой Отечественной войны»

        Кравец  Светланы «Усадьба Пехра-Яковлевская в контексте культуры 18-19 веков»

        Кравец Светлана «Закрытые страницы истории Великой Отечественной войны. Ржевско-Вяземская операция»

            Остертаг Анастасии, Горбачевой Анастасии «Игорь Грабарь и Салтыковка»

             Перова Михаила «Человек, влюбленный в небо»

             Слидкевич Анны «Всеволод Эмильевич Мейерхольд: от человека к режиссеру»

             Слидкевич Анны «Всеволод Мейерольд: от актера к режиссеру»

        Таликова Мария, Сокольникова Олеся «Пехра-Покровская церковь в контексте культуры 18-19 веков»

Таликова Мария, Сокольникова Олеся «Усадьба Новый Милет и ее последняя владелица Лидия Кологривова»

Харлановой Татьяны «Андрей Белый и Кучино»

Шимко Анны «Три экскурсии в три музея Андрея Белого»

        Шинкаревой Карины «Наталья Долгорукова и Горенки»

        Шинкаревой Карины  «Образная система романа Адель Алексеевой  «Кольцо графини Шереметевой»

VII.  Сочинения учащихся о Балашихе

VIII. Стенды

            «Наталья Долгорукая и Горенки»

                                 «Всеволод Мейерхольд и Балашиха»

                              «Исаак Левитан и Салтыковка»

                             «Андрей Белый и Кучино»

                             «Имя Тютчева в Балашихе»

                             «Поэты клуба «Вдохновение»

                             «Литературное объединение «Метафора»

  1. IX.  Уголок  «Творческая мастерская»
  2.  

Электронные ресурсы.

I. Аудиокассеты «Я с тобой навсегда, Балашиха»

II. Видеодиски

        «Открытие Музея истории народного образования городского  округа Балашиха»

                     «Школьные музеи Балашихинского района»

III. Видеопрезентации

        «Андрей Белый и Кучино»

        «Балашиха литературная»

        «Всеволод Эмильевич Мейерхольд: от человека к режиссеру»

                   «Всеволод Эмильевич Мейерхольд: от актера к режиссеру»

        «Закрытые страницы истории Великой Отечественной войны. Ржевско-Вяземская операция»

        «Заочная экскурсия в усадьбу Горенки»

        «Игорь Грабарь и Салтыковка»

        «Имя Тютчева в Балашихе»

        «Исаак Ильич Левитан»

          «История железнодорожной станции Балашиха»

        «Кто такой Козьма Прутков и как он связан с усадьбой Горенки»

        «Мой класс в лицее»

        «Наталья Долгорукова и Горенки»

        «Образная система романа Адель Алексеевой «Кольцо графинb Шереметевой»

         «Памятники боевой славы Балашихинского района»

        «Пехра-Покровская церковь в контексте культуры 18-19 веков»

        «Писатель Антоний Погорельский и его связь с усадьбой Горенки» «Поэты Балашихи»

        «Публикации Балашихинской районной газеты «Большевистский путь» в годы Великой Отечественной войны»

        «Работа объединения «Литературное краеведение» в 2007-08 уч. г.»

         «Работа объединения «Литературное краеведение» в 2008-09 уч.г.»

        «Работа объединения «Литературное краеведение» в 2009-10 уч.г.»

«Работа объединения «Литературное краеведение» в 2010-11 уч.г.»

         «Работа объединения «Литературное краеведение» в 2012-13 уч.г.»

        «Работа объединения «Литературное краеведение» в 2011-12 уч.г.»

        «Род Румянцевых в истории России»

«Три экскурсии в три музея Андрея Белого»  

        «Усадьба Пехра-Яковлевская в контексте культуры 18-19 веков»

        «Усадьба Новый Милет и ее последняя владелица Лидия Кологривова»

IV.  Видеофильм  «Ф.И.Тютчев»

V.   Диск  «Горенки литературные»

VI.  Звуковая экскурсия  «Наталья Борисовна Долгорукова и Горенки»