Программа ДОЛ "Березка 2015"
проект на тему

Дементьева Светлана Павловна

Программа по работе летнего лагеря "Березка" на базе МБОУ "Шеметовская СОШ" в июне 2015г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_lageryu.doc958.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ШЕМЕТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

УТВЕРЖДАЮ

Начальник ДОЛ «Березка»

Дементьева С.П.

 __________

                                               "___" ___________ 2015 г.

ПРОГРАММА

  ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО

 ЛАГЕРЯ «БЕРЕЗКА» С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ

НА БАЗЕ МБОУ «ШЕМЕТОВСКАЯ СОШ»

«СТРАНА СПОРТЛАНДИЯ»

              Направленность: физкультурно-спортивная

              Уровень: основное общее образование            

Возраст: 7-12 лет

              Срок реализации: 21 день

2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Где нет простора для проявления способностей,

 там нет способностей.                          

                              Людвиг Фейербах

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.

 Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей.

  Данная программа по своей направленности является  спортивно-оздоровительной, т. е. включает в себя спортивную деятельность, направленную на оздоровление, отдых и воспитание детей в условиях оздоровительного лагеря.

 По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены – 21  день. Программа реализуется в период летних каникул в июне.

Общее число участников за смену – 45 человек.

Основной состав лагеря – это учащиеся образовательного учреждения в возрасте 7–12 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, детям-инвалидам, детям-сиротам, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в  двух отрядах.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

– Конвенцией ООН о правах ребенка;

– Конституцией РФ;

– Законом РФ «Об образовании»;

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

 Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов. Современный человек не может считаться культурным без овладения основами физической культуры, т. к. она является неотъемлемой частью общей культуры. Даже великие философы – Сократ, Платон, Аристотель и другие в своих трудах отмечали уникальные возможности спортивных занятий в воспитании всесторонне развитой личности.

Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

Разные формы взаимодействия направлены на ликвидацию барьеров в межличностных отношениях. Любой ребенок, как через организованную, так и через свободную деятельность получает возможность активного включения в социальную структуру группы.

           Физическое воспитание тесно связано с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием, учит дисциплинировать себя, вырабатывает твердый характер, учит четко выполнять нормы и правила спортивной этики, уважать соперника, судей, развивает умение бороться до победы, не проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях, искренне радоваться победам товарищей по борьбе. Спортивные занятия различного вида помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта.   

   Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. Родители многих детей ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов,  как  двигательная  активность,  закаливание,  основы  массажа и др. Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни. Досуговая деятельность направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.

    Быть здоровым выгодно биологически, т. к. организм более эффективно и долговременно сохраняет свою природу. Также здоровье выгодно экономически – здоровые люди дольше сохраняют трудоспособность, они определяют экономическое развитие страны, ее обороноспособность, а также здоровье нации в целом. Здоровье выгодно эстетически – здоровый ребенок, подросток, да и взрослый человек отличается своей привлекательностью, заряжая окружающих своей положительной энергией.

     Задача педагогического коллектива школы  в воспитательном плане состоит в том, чтобы поднять значение здорового образа жизни, организовать свободное время во время летних каникул, поддержать малообеспеченные семьи.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ.

Цель: Воспитание  сознательного отношения воспитанника к укреплению своего здоровья, к личному уровню физической подготовки и максимальному раскрытию своих способностей в период летней оздоровительной работы.

 Задачи:

1 Укрепление здоровья детей и формирование навыков здорового образа жизни, улучшения самочувствия и настроения.

2.Воспитание дисциплинированности, силы воли, трудолюбия и сплоченности в коллективе.

3. Индивидуальная работа с детьми инвалидами и из «трудных» семей.

4. Повышение спортивного мастерства.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

  Важнейшим направлением в работе лагеря станет активное приобщение детей к физкультуре, спорту, и здоровому образу жизни. Применение  современных здоровьесберегающих технологий в своей педагогической деятельности  отражает две линии оздоровительно-развивающей работы:         приобщение детей к физической культуре и спорту; использование развивающих форм оздоровительной работы.

 "В воспитании нет каникул” – эта педагогическая формула становиться правилом при организации детского летнего отдыха, а заодно и правилом творческого подхода к каникулам – радостному времени духовного и физического развития роста каждого ребенка.  Праздники и соревнования в лагере составлены с учетом желаний и интересов  юных воспитанников и применением новых игровых технологий: «Форт - бояр», «Следствие ведут знатоки», «Рыцарский турнир», «Мисс грация», «Поиски клада», а также открытие и закрытие лагеря. Организована «Школа безопасности», целью и задачей, которой стало  изучение опасностей, угрожающих школьнику  и разрабатывающих способов защиты от них в любых условиях обитания человека, закрепление практических навыков и умений, находясь  в экстремальных ситуациях.

 Мероприятия в «Школе  безопасности»:        

  • «День Айболита»,  где дети учатся оказывать первую медицинскую помощь и  применяют на практике дыхательные упражнения,  упражнения для улучшения  осанки, профилактики плоскостопия и  близорукости, самостоятельно  учатся выполнять антропометрические измерения.
  •  «Приемы самообороны», где дети  узнают от опытных тренеров  отделения единоборств первые приемы самозащиты.
  • «На улицах большого города», вместе с инспектором ГИБДД  проводятся занятия по правилам дорожного движения, и соревнования с использованием знаков дорожного движения.

Используя образовательные технологии, различные знания и умения в таких предметах как: биология, математика, русский язык, ОБЖ, история были разработаны новые праздники. А именно:

  • физкультура и  ОБЖ (занятия в школе юного туриста, игры по правилам дорожного движения);
  • физкультура и биология (день Айболита);
  • физкультура и история («Спортивная викторина», праздник:  «По дорогам Олимпии»);
  • физическая культура и русский язык (использование  топографических диктантов в играх: перевод письменных  условных знаков  на схематические и др.);
  • физическая культура и математика ( «Развед-шоу»);
  • национальные традиции (изучение  игры «Лапта»)  Цель - возрождения народных игр.

Технология  дифференцированного обучения - индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств, стала важнейшим требованием в обучении. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры

При разработке мероприятий учитывается уровень физического развития и физической подготовленности учащихся используя дифференцированный подход.

Исходя из выше сказанного, школьный лагерь работает по направлениям:

Спортивно–оздоровительное направление:

Ориентация на приобретение навыков здорового образа жизни, овладение приемами саморегуляции, здоровьесберегающих технологий

Средства: Утренняя гимнастика (зарядка); спортивные игры на стадионе, спортивной площадке  (футбол, волейбол, теннис, пионербол, бадминтон); подвижные игры на свежем воздухе; эстафеты; посещение бассейна; закаливающие процедуры, солнечные ванны (ежедневно); воздушные ванны (ежедневно), спортивные праздники: «Малые олимпийские игры», «Юмор в спорте важен, не спорьте»  « День футболиста» « День теннисиста», День народных игр»; «В гостях у Айболита»

Спортивные соревнования, веселые эстафеты, дни здоровья, различные беседы о здоровом образе жизни, беседы с врачом, спортивные праздники развивают у детей  ловкость и смекалку, помогают им развивать  различные  двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни. Для максимального достижения результата при проведении  спортивных мероприятиях присутствует дух соревнования и реализуется принцип поощрения. После  конкурсов, которые развивают не только физическое состояние детей, но и укрепляют их дух, дети получают призы.

В лагере уделяется большое место пропаганде правильного питания и формированию навыков здорового образа жизни. С этой целью   продолжает реализовываться   программа «Школа безопасности», тесно сотрудничаем с врачом. Проводятся беседы «Оказание первой доврачебной помощи», «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки». Ежедневно ведется «Журнал здоровья»

Гражданско- патриотическое направление:

Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления воспитывают в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.

Средства:  Комплекс  мероприятий,  направленных на положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности за самого себя, общество и Отечество, уважение к государственным символам и традициям; участие в митинге  памяти «Никто не забыт, ничто не забыто», Дне России (конкурсной программе  «Я люблю тебя, Россия»)

Досуговое направление

Овладение навыками культуры общения; развитие лидерских качеств, творческих способностей, артистизма; приобретение  навыков взаимопонимания, взаимоподдержки в условиях детского коллектива, приобретение знаний об организаторской деятельности; максимальное раскрытие детского творческого потенциала, массовое участие детей в  развлекательных программах.

Средства: торжественное открытие смены, операция «Развед-шоу», викторина «Следствие ведут знатоки», игра «Поиски клада», «Мисс Грация, «Рыцарский турнир» «Музыкальный марафон», игра «Форт Боярд», «Следствие ведут…», день именинника, игровая программа «Школа радости!»

                                                 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

День

Мероприятие

Ответственные

1 день

(1 июня)

День открытия лагеря 

«Здравствуй, лето!»

- Беседы по ТБ, ознакомление с режимом работы лагеря.

- Отрядные выборы, разучивание речевок, девизов, отрядных песен

-«Жизнь прекрасна» (игра по ОБЖ)

Начальник лагеря Воспитатели

2 день

(2 июня)

Ты да я, да мы с тобой» - сплочение отрядов:

- Выпуск отрядной газеты «Это мы»;

- Конкурс рисунков и стихотворений, посвященных 215-летию А.С.Пушкина.

- Викторина по сказкам А.С.Пушкина.

Воспитатели

Руководители кружков

3 день

(3 июня)

- Просмотр и обсуждение видеофильма «Жизнь океана»

-  Водное путешествие (игра)

Воспитатели

Руководители кружков

4 день

(4 июня)

- Экскурсия в школьный краеведческий музей («Русская изба»)

- Урок пожарной безопасности (учебно — тренировочное занятие)

Воспитатели

Руководители кружков

5 день

(5 июня)

- Смотр отрядных уголков

- «Споемте, друзья!» - разучивание песен.

- Праздник открытия лагерной смены.

Начальник лагеря Воспитатели

Руководители кружков

6 день

(8 июня)

- Творческая мастерская «Игрушки своими руками».

-Урок забавного рисования.

- Праздник «Песни лета»:

творческие выступления отрядов, дискотека.

Воспитатели

Руководители кружков

7 день

( 9 июня)

- Конкурс загадок.

- Конкурс флагов, штандартов, эмблем отряда «Как корабль назовешь...»

Воспитатели

Руководители кружков

8 день

(10 июня)

- Школа безопасности.

«На улицах большого города»  

- Соревнования велосипедистов

Воспитатели

Руководители кружков

9 день

(11 июня)

- Беседы на тему: Праздник «День независимости России».

- Игра «Волшебный квадрат»

- «Моя Россия» - спортивный праздник, посвященный Дню независимости России  

Начальник лагеря Воспитатели

Руководители кружков

10 день

(15 июня)

- День смеха или «Все наоборот»

Спортивные состязания

- «Юмор в спорте важен, не спорьте!

Воспитатели

Руководители кружков

11 день

(16  июня)

- Где-то на белом свете» - познавательно — развлекательная программа.

- «Мои земляки — участники ВОВ» беседа  и сбор материалов из семейных архивов.

Воспитатели

Руководители кружков

12 день

(17 июня)

- Мисс и Мистер  лагеря

- «Мы ищем таланты»

Начальник лагеря Воспитатели

Руководители кружков

13 день

(18  июня)

- Конкурсная программа «ДРОЗД»

(Дети России образованы и здоровы)

Воспитатели

Руководители кружков

14 день

(19 июня)

- Спортивная игра «Поиски клада»

- Показ спектакля «Игра в прятки»

Воспитатели

Руководители кружков

15 день

(22 июня)

- Беседы «Ежели Вы вежливы»

- Викторина «Что? Где? Когда?»

-Праздник вежливости.

Воспитатели

Руководители кружков

16 день

(23 июня)

- «Мама — первое слово» - развлекательно — игровая программа.

-«От улыбки станет день светлей»

(Конкурс смайликов)

Воспитатели

Руководители кружков

17 день

(24 июня)

- «Мое здоровье в моих руках (беседа)

- «Витаминная дискотека» - танцевальная программа.

- «Быстрее! Выше! Сильнее!» - спортивные соревнования

Начальник лагеря Воспитатели

Руководители кружков

18 день

(25 июня)

- «Где чей дом?», «Небо, воздух и вода» экологическая игра.

- « В гостях у Мойдодыра» - развлекательно-познавательная игра.

- Экологическая викторина «Растительный и животный мир моего края».

Воспитатели

Руководители кружков

19 день

(26 июня)

- Малые Олимпийские игры

- 26 июня — Международный день борьбы с наркоманией — беседа.

Воспитатели

Руководители кружков

20 день

(29 июня)

- Праздник Мокрых маек (водные эстафеты)

- «Если с другом вышел в путь» - спортивно — интеллектуально-музыкальная игра.

Воспитатели

Руководители кружков

21 день

(30 июня)

- Праздничный концерт «Закрытие лагеря»

Начальник лагеря Воспитатели

Руководители кружков

Режим дня

Детского оздоровительного лагеря

«Березка»

8:00 – 8:30 - прием  детей в лагерь

8:30 8:45 -  зарядка

8:45 – 9:00 – утренняя линейка, объявление плана работы на день

9: 00 – 9:30 – завтрак

9:30 – 10:30 - подвижные игры на свежем воздухе

10:30-10:45 - второй завтрак

10:45 – 11:00 – «минутки здоровья»

11:00 – 12:00 -  спортивные игры

12:00 – 13:00 – работа по плану (работа  кружков, коллективные  

                         творческие дела, конкурсы,  и т.д.)

13:00  - 13:30 - обед

13:30 – 15:00 – занятия по интересам, работа по плану отрядов

15:00 – уход детей домой

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Нормативно-правовые условия: 

  • Закон «Об образовании РФ»
  • Конвенция о правах ребенка, ООН,1991г.
  • Устав МБОУ «Шеметовская СОШ»
  • Положение о лагере дневного пребывания.
  • Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
  • Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
  • Должностные инструкции работников.
  • Заявления от родителей.
  • Акт приемки лагеря.

2. Материально-технические условия:

  • Спортивный зал,
  • Спортивная площадка
  • Отрядные комнаты
  • Школьная столовая
  • Школьная площадка
  • Медицинский кабинет
  • Комнаты гигиены (раздевалки, умывальник, туалет)

3. Кадровые условия:

  • Начальник оздоровительно  лагеря;
  • Воспитатели;
  • Медицинская сестра;
  • Руководители кружков

4. Методические условия:

1 этап – Подготовительный:

  • создание нормативно-правовой базы, разработка документации;
  • подбор кадров;
  • комплектование отрядов.

2 этап – Организационный:

  • выявление и постановка целей развития коллектива и личности;
  • сплочение отрядов;
  • формирование законов и условий совместной работы;
  • подготовка к дальнейшей деятельности по программе.

3 этап – Основной:

  • выполнение режима дня;
  • реализация плана работы лагеря.

4 этап – Заключительный:

  • анализ результатов работы – отчет о работе лагеря;
  • творческий отчет (фотоальбом, фотогазета, презентация, обработка видеоматериалов).

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Главным результатом деятельности спортивно-оздоровительного лагеря является развитие ребенка.

Результатами успешной деятельности лагеря должны быть показатели развития детей:

  • Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья. Укрепление физических и психических сил ребенка
  • Приобретение новых знаний и умений.
  • Максимальное участие учащихся во всех культурно  и спортивно-массовых мероприятиях.
  •  Получение индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
  • Развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности
  •  Укрепление дружбы и сплоченности в коллективе.
  • Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.

ЛИТЕРАТУРА

  1. «Ах, лето!» С. В. Савинова, В. А. Савинов. – Волгоград 2003
  2. Вяткин Л.А, Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование- М., 2001
  3. Козырева О.В., Губарева Т.И., Ларионова Н.Н.. Физическая реабилитация при нарушениях осанки, сколиозах, плоскостопии.- Ростов н/Д-1999
  4. «Летний оздоровительный лагерь» Нормативно – правовая база» Е. А. Гурбина. Волгоград 2006.
  5. Лето. Каникулы. Лагерь / Под ред. С.А. Шмакова. – Липецк, 1995
  6. Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. Мы бросаем скуке вызов. (Серия «Школа радости».) – Ростов н/Д:Феникс, 2002
  7. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками - М, 2002
  8. Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я / С.В.Марфина; худож.Е.А.Афоничева. – Ярославль: Академия развития, 2007
  9. Панфилова Н.И., Садовникова В.В. 35 суббот плюс каникулы: Сценарии школьных праздников. – М.: Новая школа, 2001
  10. Cтeпaнoвa О.. Упражнения для профилактики близорукости
  11. Туристическая игротека. Игры, конкурсы, викторины. -М., 2001
  12. Федин С.Н. Веселые игры и головоломки. - М., 2006
  13. Черенкова Е.Ф. Мой любимый день рождения. Как организовать праздник.- М., 2007
  14. «Чтобы увидеть радугу……» (из опыта реализации педагогических программ в условиях детского оздоровительного лагеря). – Ижевск, 2001
  15. Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. Большое путешествие. - Ярославль, 2007
  16. «Решаем и планируем вместе» (методическое пособие в помощь организатору). – Москва., 1998.
  17. Шмаков С.А. «Лето». – М.,1993.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы на 2015-2016 учебный год.

Рабочие программы на 2015-2016 учебный год....

Рабочая программа 2014-2015 год

Рабочая программа составленна на новый учебный год....

Рабочая программа 2014-2015

Рабочая программа для учащихся 5-11 классов, 7-11 по УМК М.з.Биболетовой, 5 класс Spotlight  Ваулина Ю.Е; Надеюсь мои материал будет полезен мои коллегам...

Рабочая программа 2014-2015

Рабочая программа для учащихся 5-11 классов, 7-11 по УМК М.з.Биболетовой, 5 класс Spotlight  Ваулина Ю.Е; Надеюсь мои материал будет полезен мои коллегам...

Рабочая программа 2014-2015 уч года по биологии 5 класс ФГОС Классен С.С .

Раб пр 2014-2015 по биологии 5 класс ФГОС Классен С.С ....