Классный час «История развития кадетских корпусов»
классный час (10 класс) на тему

Бабкина Ирина Анатольевна

Класный час был посвящён зарождению кадетских корпусов в России. Цель классного часа способствовать развитию интереса к истории своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_istorii_kadetskih_korpusov.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Из истории кадетских корпусов»

Подготовка офицерских кадров для русской армии и флота всегда являлась одним из приоритетных направлений образовательного процесса в России. Военное образование всегда считалось более престижным, чем гражданское. Подготовка осуществлялась в различных военных учебных заведениях, одним из которых являлся кадетский корпус.

Кадетские корпуса - одно из самых значительных явлений в истории учебных заведений Российского государства, в том числе и в современной России. Они дали не только России, но и всему миру выдающихся полководцев, государственных деятелей, ярких представителей науки и культуры. Чтобы понять это, достаточно назвать имена фельдмаршалов Румянцева и Кутузова, генералов Брусилова, Дорохова и Карбышева, адмиралов - флотоводцев: Нахимова, Корнилова, Беллинсгаузена, Крузенштерна, Лазарева и Путятина, поэтов Лермонтова и Тютчева, композиторов Римского-Корсакова и Рахманинова, художников Верещагина и Боголюбова, писателей: Радищева, Достоевского, Толстого и Куприна, ученых и конструкторов Яблочкова, Мосина и других. 

В царской России кадетские корпуса являлись первоначальной ступенью к подготовке офицеров и гражданских служащих. Значение накопленного в кадетских корпусах опыта выходит далеко за рамки чисто военной сферы, поскольку эти учебные заведения давали своим воспитанникам не только специальное военное, но и широкое гражданское воспитание.

Кадет (фр. - младший, несовершеннолетний) - так назывались в дореволюционной Франции молодые дворяне, определявшиеся на военную службу, малолетние дети знатных фамилий, до производства их в 1-й офицерский чин.

Российские кадетские корпуса ведут свою историю с 1731 года, с момента учреждения императрицей Анной Иоанновной корпуса кадетов шляхетских детей. Многие аспекты построения учебно-воспитательного процесса и уклада жизни в царских кадетских корпусах  потом были взяты при создании Суворовских и Нахимовских военных училищ.

Корпус должен был готовить воспитанников, как к военной службе, так и к гражданской, давая им довольно основательные по тому времени знания. Особенно разительные перемены в кадетском образовании произошли в период царствования Екатерины II. В качестве главных были приняты два условия: прием в Корпус детей не старше 6 лет и безотлучное пребывание в Корпусе в течение 15 лет при редких свиданиях с родственниками.

Таким образом, при Екатерине II сложилась модель кадетского образования, число кадетских корпусов в России начало увеличиваться: были открыты Морской, Артиллерийский и Инженерный Шляхетский кадетские корпуса.

В начале ХIХ века в кадетском образовании произошли значительные изменения. Уже к середине ХIХ века в стране насчитывалось 19 кадетских корпусов, которые делились на две группы: первая (из 15 корпусов) имела 7-8-летний срок обучения и готовила непосредственно офицеров, вторая (из 4 корпусов) предназначалась для воспитания малолетних, имела 4-5-летний срок обучения и готовила своих выпускников для “старших” корпусов.

Изначально перед кадетскими корпусами стояла двойная задача: дать воспитанникам общее образование и военную подготовку. С ростом научных знаний, усложнением видов вооружения, изменением тактики военных действий в 1863 году произошло преобразование кадетских корпусов в военные гимназии. Император Александр III, понимавший огромную роль воинского уклада жизни в военном образовании и воспитании юношества, указом 1882 года преобразовал в корпуса открытые за последний период военные гимназии, а также сформировал новые. К этому времени насчитывалось 20 кадетских корпусов, до конца века к ним прибавилось еще 4, а в начале ХХ века были образованы еще 7 кадетских корпусов. Период царствования Николая II– это время наибольшего развития кадетского образования и окончательного становления кадетских корпусов как национальных военно-учебных заведений.

В системе российского кадетского образования сложилось множество традиций, среди которых наиболее значимыми были следующие:

- приближенность кадетских корпусов к царской семье и двору, причастность к событиям российского уровня;

 - сочетание привилегированного светского общего образования и военной подготовки;

- глубокая преданность Вере, Царю и Отечеству, высокий патриотизм и гражданственность.

- любовь к родному корпусу, верность кадетскому братству, товарищеские отношения, как в период обучения в корпусе, так и всю последующую жизнь;

- превращение кадетских корпусов в центры высокой российской культуры: в корпусах создавались музеи, светские и церковные хоры, театрально-драматические коллективы, духовые оркестры и оркестры народных инструментов, студии изобразительного искусства и хореографии, богатые библиотеки;

- высокая требовательность к себе, дисциплина и самоорганизация, целеустремленность и ответственность кадет;

- бережное, рыцарское отношение к женщинам;

- уважение и почитание старших, в том числе и кадет;

- подчинение корпусов специально созданному органу – Главному управлению военно-учебных заведений (ГУВУЗ);

- признание воспитания как доминирующего процесса в кадетском образовании;

- выделение в воспитании следующих основных направлений: военно-патриотического, духовно-нравственного, эстетического, трудового и физического;

- опора в определении внутреннего порядка и организации жизни воспитанников в кадетских корпусах на воинские обычаи и ритуалы, правила и нормы поведения военнослужащих;

- наличие традиционных праздников: два корпусных праздника в году: один –храмовьий - в честь Святого Покровителя корпуса, другой – день основания корпуса;

- проведение традиционного парада в начале учебного года;

- рождественский бал, праздник по окончании учебного года.

Кадетские корпуса давали разностороннее образование, которое позволяло их выпускникам с успехом учиться в высших учебных заведениях и посвятить себя в дальнейшем служению России на гражданском и военном поприще. Среди выпускников кадетских корпусов имена музыкантов и полководцев, художников и литераторов, государственных служащих и ученых, дипломатов и путешественников, врачей и учителей.

Основные цели кадетского корпуса - интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки учащихся к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Специфика предназначений учреждений кадетского образования, а значит и специфика образования получаемого их воспитанниками, в зависимости от исторического времени и задач, решаемых государствами – менялись, но на протяжении всех лет воспитанники кадетских корпусов были цветом нации, составляли славу и гордость нашего народа.

Вот уже 19 лет Кронштадтский морской кадетский военный корпус продолжает славные традиции подготовки кадров для государственной и военной службы, зародившиеся в России.

25 апреля 1995 года во исполнение Распоряжения Президента Российской Федерации от 3.04.1995г. №155-рп по инициативе Правительства Санкт-Петербурга был создан первый морской кадетский корпус в городе Кронштадте. Деятельное участие в организации Корпуса принимал В.В.Путин, занимавший в то время должность вице-мэра Санкт-Петербурга.

22 ноября 1995 г. Кадетскому корпусу адмиралом И.В.Касатоновым – первым заместителем Главнокомандующего ВМФ, было торжественно вручено Знамя Корпуса. Этот день стал официальным Корпусным праздником – Днем образования Морского кадетского корпуса.

Распоряжением Президента РФ от 19.02.96 года №73-рп Первый морской кадетский корпус был преобразован в Кронштадтский морской кадетский корпус, приобрел статус военно-морского учебного заведения и  занял достойное место в системе учебных заведений довузовской подготовки Министерства обороны Российской Федерации.

 Легендарный город-крепость Кронштадт в Финском заливе был выбран для дислокации нового учебного заведения из соображений преемственности традиций русского флота и русского военно-морского образования. Так была продолжена вековая традиция подготовки к морской службе «с младых ногтей», но уже на новой, современной основе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "История создания кадетских корпусов"

·       Мероприятие имеет следующие цели:  -ознакомление с историей развития кадетского образования в России,  - освоение форм и приемов работы с различными типами истор...

Классный час "История развития ПДД"

Методическая разработка классного часа поможет закрепить знания учащихся по ПДД...

История Симбирского кадетского корпуса

История Симбирского военного корпуса: история создания и развития. (Классный час проводится в рамках цикла: "От Симбирской военной гимназии - к Ульяновскому гвардейскому суворовскому военному училищу"...

История создания кадетских корпусов в России

КАДЕТСКИЕ КОРПУСА В РОССИИ(XVIII — начало XX вв.)Кадет (фр. — младший, несовершеннолетний) — так назывались в дореволюционной Франции молодые дворяне, определявшиеся на военную службу, малолетние дети...

Классный час "История развития скоморохов на Руси"

Скоморохи на Руси – кто это? Прежде всего, скоморохи – это нестандартные люди своего времени. Среди некоторых ученых бытует мнение, что скоморохи – это отдельный класс народа Руси. Е...

Классный час "История развития скоморохов на Руси"

Скоморохи на Руси – кто это? Прежде всего, скоморохи – это нестандартные люди своего времени. Среди некоторых ученых бытует мнение, что скоморохи – это отдельный класс народа Руси. Е...

История возникновения кадетских корпусов за рубежом. Объединения русских кадет.

Кадетское движение – это сообщество выпускников русских кадетских корпусов в Русском Зарубежье, единых по духу и системе воспитания, объединивших свои усилия на взаимопомощи друг другу...