Классный час "История развития ПДД"
план-конспект занятия по обж (5 класс) по теме

Конышева Елена Дмитриевна

Методическая разработка классного часа поможет закрепить знания учащихся по ПДД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_razvitiya_pdd.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС

«ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПДД»

Цели: 

  • проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;
  • правил вождения  велосипедов;
  • воспитывать у учащихся культуру поведения на дорогах.

Задачи:

  • углубить знания  и развивать кругозор учащихся о правилах дорожного движения;
  • формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение их обходить;
  • воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Ход мероприятия

Учитель: С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными. Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице. Правила дорожного движения известны каждому. А вот как и когда они появились, знают не все. Я предлагаю совершить небольшой исторический экскурс и узнать, когда появились правила дорожного движения.

Выступление учащихся:

1-й: История правил дорожного движения уходит в глубь веков. Как только человек перестал ходить и пересел на лошадь, а потом – с изобретением колеса – в повозку, сразу стало ясно, что нужно упорядочить дорожное движение. Конечно, скорости и количество транспорта были несравнимы с нынешними. Но нужно помнить, что дороги и улицы были тогда гораздо более узкие, извилистые и ухабистые. Во всяком случае, отзвуки тогдашних распоряжений властей на этот счёт до нас дошли.

Самые первые правила дорожного движения были введены ещё указом Юлия Цезаря в Древнем Риме. Эти правила вводили улицы с односторонним движением, запрещали ездить на частных колесницах по улицам Рима в рабочее время, а иногородние должны были оставлять своё транспортное средство за городской чертой и сами двигаться дальше пешком или в «такси» - наёмном паланкине.

2-й: В период гужевого транспорта необходимость упорядочения движения возросла ещё больше. Во времена царствования Ивана III известны правила пользования почтовыми трактами с их ямской гоньбой, что позволяло довольно быстро преодолевать большие расстояния. Пётр Первый в 1683 году издал указ: «Великим государем ведомо учинилось, что многие учали ездить  в санях на возжах с бичами большими и, едучи по улицам небрежно, людей побивают, то впредь с сего времени в санях на возжах не ездить». А с созданием в 1718 году полицейских органов контроль за соблюдением установленных правил в Санкт-Петербурге был возложен на них. Следует заметить, что государство устанавливало не только правила, но и кару за их нарушение. Так, Анна Иоанновна 9 января 1730 года приказала обнародовать указ, по которому предписывала ездить только на взнузданных лошадях «со всяким опасением и осторожностью, смирно». Ослушников же «бить кнутом и ссылать на каторгу».

3-й: Появление паровых автомобилей вызвало сопротивление у ретроградов. Клеветой и насмешкой они стремились остановить прогресс. Особенно преуспели владельцы богатых контор, имевшие конные дилижансы, перевозившие пассажиров и грузы. На своих противников они натравливали правительство, которое стало издавать очень строгие правила для паровых дилижансов. Первыми, кто стал на сторону автомобиля, оказались провинциальные и сельские врачи: автомобиль сокращал время прибытия к пациентам. В 80-е годы XIX века появились автомобили с двигателем внутреннего сгорания, способные развивать ещё большую скорость. 14 августа 1893 года во Франции вводятся первые правила дорожного движения для автомобилистов. По примеру Франции аналогичные правила появляются и в других странах Европы. В 1920 году был принят Декрет СНК РСФСР от 10 июня, подписанный Лениным «Об автодвижении по г. Москве и её окрестностям». Первые единые Правила на всей территории СССР появились в 1962 году. В последующее время в Правила вносились некоторые структурные изменения. Ныне действующие Правила дорожного движения  устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации, т. е определяют сферу правового регулирования только дорожного движения и не распространяются на другие виды движения (железнодорожное, воздушное и водное).

Учитель: Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что мы делаем на дороге не так. Начнем с самого распространенного транспортного средства доступного школьникам – велосипеда.

Запомним первое: это самое незащищенное транспортное средство. У него нет дверей, предохраняющих от удара сбоку, нет бампера, который отчасти принял бы на себя лобовой удар. Поэтому при любом столкновении или наезде на препятствие велосипедист очень уязвим. А себя надо беречь – полноценных запчастей для человека пока не изобрели.

Второе: ездить на велосипеде комфортно там, где для этого создана специальная безопасная зона. Так как таких зон очень мало, старайтесь предупредить любую потенциальную опасность.

Третье правило: никогда не пытайтесь проехать между едущим и стоящим автомобилем. Остановитесь, пропустите движущийся на вас автомобиль. Не считайте это за трусость, это всего лишь здравый смысл. Элементарное чувство сохранения.

Теперь главное: старайтесь не выезжать на проезжую часть, даже если вам исполнилось 14 лет.

На мопеде вы можете выезжать на проезжую часть с 16 лет. Но помните: двигаться вы должны только по крайней правой полосе, в один ряд, как можно правее. Относительная зона безопасности кончается дальше одного метра от тротуара.

1.Викторина:

1.Как называют людей, идущих по улице?  (Пешеходы)

2.Где можно переходить улицу?   (По переходам)

3.Какие переходы вы знаете?  (Наземные и подземные)

4.Какой переход самый безопасный?  (Подземный)

5.Назовите марку первого автомобиля, выпущенного в России?  (Руссо-балт)

6.По какой стороне тротуара должен двигаться пешеход?  (По правой)

7.С какого возраста разрешается управлять  велосипедом на проезжей части?  (С 14 лет)

8.В каком году в России были изданы первые Правила дорожного движения?  (В 1683 г)

9.Детей какого возраста запрещено перевозить на переднем сидении автомобиля? (Младше 12 лет)

10.Разрешено ли водителю мопеда движение по пешеходным дорожкам?  (Нет)

11.Как называется «зебра» на проезжей части?    (Пешеходный переход)

12.С какого возраста можно обучаться вождению автомобиля?   (С 16 лет)

13.С какого возраста можно получить права на управление автомобилем?  (С 18 лет)

14.На сухой или мокрой дороге автомобиль тормозит лучше?  (На сухой)

15.Как правильно перейти проезжую часть, выйдя из автобуса?  (Дождаться, когда уедет автобус, тогда и переходить)

16.Что означает в переводе с французского языка слово «тротуар»?  (Дорога для пешеходов)

Учитель: А сейчас послушайте несколько интересных фактов:

● Правостороннее движение в России введено в 1812 году для экипажей и повозок.

● Первый светофор был установлен в Москве в 1924 году (угол Петровки и Кузнецкого моста)

● В 1924 году для регулировки дорожного движения на улицах Москвы стал применяться  жезл.

● Первые предупреждающие знаки: «Перекрёсток», «Крутой поворот», «Железнодорожный переезд», «Неровная дорога» появились в 1926 году.

● «Островки безопасности» для пешеходов появились в 1933 году.

● До конца XIX века на Руси ямщиками называли возниц, кучеров на почтовом тракте.

● Лошадиными силами измеряют силу двигателя автомобиля.

2.Древо жизни самодвижущейся тележки.

По вертикали: 1.отрасль промышленности.

По горизонтали: 1.Марка немецкого автомобиля; 2. Марка советского автомобиля; 3. Фирма, строившая ВАЗ; 4.Изобретатель конвейера для автомобиля; 5.Марка японского автомобиля; 6.Он «обул» велосипед; 7.Фирма, создавшая цельный металлический кузов; 8.Один из создателей жиклерного карбюратора; 9.Он построил газовый двигатель наподобие ДВС; 10.Женское имя, которым назван автомобиль; 11.Французская автомобильная фирма; 12.Кузов с убирающимся верхом; 13.Австрийский инженер, построивший в 1875 году автомобиль; 14.Самодвижущаяся тележка; 15.Фамилия изобретателя автомобиля, запатентовавшего его; 16.Создатель первого парового автомобиля; 17.Русский самоучка, изобретатель накопителя энергии (маховика); 18.Русский крестьянин, построивший самобеглую коляску;

КРОССВОРД

Ответы: По вертикали: 1.Автомобилестроение.

По горизонтали: 1.Ауди. 2.Москвич. 3.Фиат. 4.Форд. 5.Мазда. 6.Данлоп. 7.Бадд. 8.Банки. 9.Ленуар. 10.Мерседес. 11.Ситроен. 12.Фаэтон. 13.Маркус. 14.Автомобиль. 15.Бенц. 16.Кюньо. 17.Кулибин. 18.Шамшуренков.

Вывод: сегодня мы с вами узнали, как вести себя за рулем велосипеда. Запомнили главные правила управления этим транспортным средством на дорогах и во дворах нашего посёлка, и поняли главное – не стоит подвергать свою жизнь неоправданному риску. Быть осторожным на дороге – это не трусость, а расчет.

Литература:

  1. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения / авт. – сост. В.Е.Амелина, О.Л.Фастова. – 2-е изд.испр. – М.: Глобус, 2006. – 264с.
  2. Правила дорожного движения Российской Федерации./сост. А.Т.Берг – М.: АТБЕРГ 98, 2007. – 64с.
  3. Правила дорожного движения для школьников./ сост. В.П. Дмитрук В.П..- Изд. 2-е, Д: Феникс, 2007. – 157с.
  4. Правила дорожные знать каждому положено! / М.С. Коган – Сибирское университетское издательство Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2008. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"

В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно  из важных направл...

Методические рекомендации классного руководителя "Развитие творческих способностей детейи подростков средствами эколого-биологического образования и воспитания»

Учебная деятельность школьников воспринимается учителем как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Однако в единстве с овладением знаний осуществляется и другой процесс - интеллектуальное развитие ...

Классный час.Развитие познавательных способностей. Обобщение и ограничение понятий

Только после упорноготруда появляется талант. (Пословица)Презентация подготовлена по материалам книги Н.А. Криволапова "Внеурочная деятельность.Сборник заданий для развития позновательных способ...

Программа внеурочной деятельности классного руководителя "Развитие"

Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с ...