Урок мужества
рабочая программа (9, 10, 11 класс) на тему

Игуменова Ирина Васильевна

Подходит для проведения недели истории и патриоческой работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzhestva.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Дети не должны воевать, им надо расти, учиться, познавать жизнь. Но когда в наш общий дом – страну – пришла беда, дети взрослели. Они стремились быть во всем помощниками матерей и отцов.

С первых дней войны наши дети становились в строй тружеников тыла и защитников Отчизны на фронте. Они становились солдатами Родины – их подвиги нам нельзя забыть. Их имена навечно останутся в  нашей памяти.

Воспоминание детей о войне. Рассказывают ученики.

 «Я Ада Занегина. Мне 6 лет. Пишу по печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычевки Смоленской области. Я хочу домой. Я знаю, что надо разбить Гитлера и тогда мы поедем домой. Мама отдала деньги на танки. Я собрала на куклу 122 рубля. Теперь отдаю их на танк. Напишите в газете всем маленьким детям, чтобы они тоже отдали свои деньги на танк. И назовем его «Малютка». Дошкольники собрали 160.886 рублей на строительства танка. Этот танк воевал под Сталинградом, затем – Курская дуга. « Курский соловей», так называли Ваню Суржикова. Он родился в селе Романовка Дмитровского района Курской области. В 13 лет ушел на фронт сыном полка. Награжден орденом Красной  Звезды, медалью « За боевые заслуги». Во время боев на Курской дуге его слушали все бойцы и командующий фронта К.К. Рокоссовский, который был его «крестным отцом» После войны по совету к.К. Рокоссовского стажировался в Варшавской музыкальной академии.

Мы никогда не победим русских, потому что  у них дети сражаются как герои, так написал немецкий солдат, потрясенный подвигом мальчика из Белоруссии. Тихон Баран родился в большой семье – 6 детей и родители. Родители стали партизанами, Тихон был у них связным. Однажды он с двумя сестрами и матерью пришел в родную деревню, чтобы взять одежду и пополнить запасы продуктов. Полицай выдал партизанскую  семью. Полтора месяца провели мать с детьми в тюрьме. Затем детей выпустили, а мать угнали в Германию. Измученные дети вернулись в свою деревню, их приютили соседи, а Тихон ушел в партизанский отряд. 21 января 1944 года, выполняя задание командования, Тихон вновь пробрался в родную деревню, которую на рассвете окружили фашисты и решили стереть с лица земли, как опорную базу партизан. Всех жителей в трескучий мороз согнали за околицу деревни и заставили копать огромную яму. Деревню подожгли, а жителей начали расстреливать. Тихон успокаивал и прижимал к себе своих сестер. Через час расстреляли 57 жителей деревни, а Тихону сказали показать, где прячутся партизаны. Тихон согласился и повел в метель немецких солдат в непроходимые болота, которые и зимой не замерзли. Фашисты поняли обман, когда один за другим проваливались в трясину. Они расстреляли Тихона – Это вам за все гады: за маму, за сестер, родную деревню, с этими словами умирал герой.

Другой подвиг Виктор Черевичкин. 14 летний партизан. Он увлекался голубеводством. Когда фашисты заняли его город Ростов, издали приказ уничтожить  всех голубей. Знали: это средство связи. Витя сохранил своего обученного голубя, и тот уносил разведданные за Дон. Враги выследили мальчика и расстреляли вместе с голубями.

Юный кавалер боевой награды.

Самым юным кавалером медали « За отвагу» стал 6 летний сын полка Сережа Алешков. Он вместе с родителями и старшим братом при наступлении гитлеровцев пытался пробиться к своим, Но во время бомбежки в живых остался только Сережа. Однажды во время очередной интенсивной бомбежки разрывом бомбы завалили блиндаж, в котором укрывались командир полка и несколько офицеров. И хотя бомбы продолжали сыпаться на головы, Сережа вскочил и побежал к блиндажу. За ним устремились солдаты, которые начали откапывать попавших в беду командиров. Практически всех удалось спасти. Командир полка представил Алешкова  к награде.

Заключение:

Дневник Тани Савичевой. Ленинградская девочка, ей было 12 лет. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала факты блокадной жизни семьи - трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:  

  •  «28 декабря 1941 г. Женя умерла в 12.30 ночи.»
  • « Бабушка умерла 25 января в 3 часа. 1942г.»
  •  «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942г.»
  •  «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942г.
  •  « Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня.1942г.»
  •  «Мама- 13 марта в 4 часа дня. 1942 год».
  • « Умерли все. Осталась одна Таня».

Таню, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие дома. Жизнь едва теплилась в ней. Девочку эвакуировали, но Таня так и не поднялась. Врачи в течении 2 лет сражались за жизнь юной ленинградки.

Баллада о памятнике.

29 апреля 1945 года. В центре Берлина шел бой. Сражались бойцы 220 гвардейского полка. Они готовились к атаке. Скоро ударят артиллеристы.

Потом снова бой. Надо захватить этот мост, форсировать канал, за которым немецкая канцелярия. Было совсем тихо, когда послышался детский голосок:

- Мутти!...Мутти! (Мама)- ребенок захлебывался от плача и звал мать. Замерли бойцы. Это было так неожиданно и непривычно: в огненном смерче, который затих ненадолго, плакал ребенок. Старший сержант Николай Масалов, знаменосец полка попросил разрешения  у замполита спасти девочку. Николай полз от выемки к бугорку, замирал на мгновение. Затем новый бросок вперед, к бетонированной стенке на берегу канала. За парапетом он будет под прицельным огнем врага. Пулеметный огонь с берега усилился. Он взял девочку, найденную под мостом возле убитой матери. Он закрывал ребенка собой. Он понимал: любая пуля может ударить ему в спину. Но теперь спасенная им девочка будет жить.

В Трептовом - парке, города Берлина стоит памятник воину освободителю, работы художника Евгения Викторовича Вучетича.

                             Урок мужества.

    Цель:

  • воспитание уважения к славному прошлому нашей страны
  • Формирование чувства ответственности и национальной гордости и патриотизма
  • Формирование негативного отношения к силовому решению конфликта

Для технического оснащения используем УМК   по учебнику А.А. Данилова

« История России 20 век», презентацию ученицы 11 класса Донских Валерии.

Структура урока: класс готовит материал о самом тяжелом периоде войны. Трагическое начало -1941 год. Используется материал: хронологические события, стихотворные строки, песни военных лет.

1.Вступительное слово учителя: наш урок посвящен одной из самой трагической страницы нашей страны – Великой Отечественной войне советского народа против фашистских захватчиков. Мы сегодня вспомним драматические и героические события самого тяжелого года 1941.

Вечером 21 июня 1941 г. Во многих школах проходили выпускные балы, на которых ребята, окончившие 10 классов, прощались со школой. А на утро

22 июня они узнали, что в страну вторглись войска фашистской Германии.

Стихотворение К. Симонова

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след

И стольких наземь положила,

Что двадцать лет.

И тридцать лет

Живым не верится, что живы…

Выпускники мечтали стать инженерами, врачами, учителями, но война разрушила их планы. Целыми классами отправлялись они в военкомат. Заявляя о желании добровольно вступить в армию. С просьбой отправить их на фронт обращались не только молодые, но и пожилые люди, которые по возрасту не обязаны были служить  в армии, - и рабочие, и ученые, и музыканты, и артисты, и служащие. Те, кто не мог быть направлен на фронт, зачислялись в народное ополчение, ставшее резервом армии.

Только в Москве за первые четыре дня войны поступило 170 тысяч заявлений добровольцев о зачислении их в ополчение.

Уже в июне 1941 года появилось стихотворение, вскоре ставшее словами известной советской песни, посвященное войне. Прослушаем фрагмент.  «Священная война».

Гитлер писал: « Славяне должны работать на нас, а в случае если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья – излишняя роскошь для них. Славянская плодовитость нежелательна. Образование опасно».

Стихотворение читает ученица.

Разве погибнуть

Ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала,

Любовь обещала, Родина!

Пламя ударило в небо! –

Ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: Вставайте на помощь! Родина…

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина!

Просто был выбор у каждого – я или Родина,

 Самое лучшее и дорогое – Родина!

Горе твое – это наше горе, Родина!

Правда, твоя – это наша, правда, Родина!

Слава твоя – это наша слава, Родина.

Учитель. Немецко-фашистские войска готовили особый план « Тайфун», что в переводе означает, большой ветер. Это план завоевания Москвы. О ходе этой битвы мы расскажем. Ученики. О немецком наступлении. Фрагмент фильма. Стихотворение.

Уходили мальчики – на плечах шинели,

Уходили мальчики – храбро песни пели.

Отступали мальчики – пыльными степями,

Умирали мальчики, где – не знали сами.

Попадали мальчики в страшные бараки,

догоняли мальчиков лютые собаки.

Убивали мальчиков за побег  на месте.

Не продали мальчики совести и чести.

Не хотели мальчики поддаваться страху,

Поднимались мальчики по свистку в атаку.

Ученик рассказывает о подвиге защитников Москвы.

Далее «Песня защитников Москвы».

Рассказ о подвиге 28 героев панфиловцев на экране портрет

В.И. Панфилова.

Стихотворение Ильи Эренбурга.

Они накинулись, неистовы.

Могильным холодом грозя,

Но есть такое слово « выстоять»,

Когда и выстоять нельзя,

И есть душа – она все вытерпит,

И есть земля – она одна,

Большая, добрая, сердитая,

Как кровь, тепла и солона.

Учитель.  В ноябре- декабре 1941 года Истринский район стал местом ожесточенных боев наших войск с фашистскими захватчиками.

На территорию района противник прорвался 18 ноября 1941года.

Развернулись ожесточенные сражения. Особенно упорно дрались наши стрелковые дивизии, 316 генерала И. В. Панфилова, 78 полковника А.П. Белобородова, 18 генерала П.Н. Чернышева, кавалерийская группа  генерал – майора Л.М. Доватора.

О подвиге героев на нашей Истринской  земле расскажет ученик. Документальные сведения прослушаем рассказ И. Эренбурга.

Какие уроки можно извлечь из этих событий?

Во-первых, патриотическое чувство долга побудило миллионы людей встать на защиту  своего Отечества. Оно объясняет героизм воинов, остановивших захватчика, а затем разгромивших его.

Во-вторых, чтобы победа над врагом была достигнута без больших потерь, к защите нужно готовиться заранее. Участвовать в защите Отечества можно, трудясь на оборонном предприятии, работая в госпитале, изобретая новую военную технику, оказывая сопротивление врагу на захваченной территории.

Дети и война – несовместимые понятия, они ранят душу, убивают все живое.

 Посмотрим презентацию ученицы 11 класса Донских Валерии.

Чувство беспредельной гордости вызывает у нас великий подвиг наших прадедов и дедов. Память наша о них будет вечна, а значит память о войне. И пусть подвиг русского солдата для всех нас станет мощной нравственной опорой на жизненном пути. Фашистов  охватывал ужас и страх не столько перед нашим оружием и боевой техникой, сколько перед силой русского характера, мужеством русского солдата.

Ученица читает стихотворение.

Пролетели года. Отгремели бои.

Отболели, отмаялись раны твои.

Но далекому мужеству верность храня,

Ты стоишь и молчишь у святого огня.

Ты же выжил, солдат!

Хоть сто раз умирал,

Хоть друзей хоронил

И хоть насмерть стоял.

Почему же ты замер –

На сердце ладонь,

И в глазах, как в ручьях,

Отразился огонь?

Говорят, что не плачет солдат:

Он - солдат,

И что старые раны к ненастью болят.

Но всегда было солнце!

И солнце с утра…

Что ж ты плачешь солдат, солдат,

У святого костра?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Мужества. Устный журнал "Есть мужество,доступное немногим"

Материал предназначен для проведения устного журнала на уроке Мужества,посвященного военным датам .Это методическая разработка может быть использована с 8 по 11 класс....

Урок Мужества "Воля.Мужество.Героизм"

«ВОЛЯ. МУЖЕСТВО. ГЕРОИЗМ»встреча школьников с участниками локальных войн и вооруженных конфликтов,памяти 15-летия со дня начала Чеченской войны Дата, время и место проведения: 17 декабря 20...

Урок мужества "О мужестве, долге, чести."

Урок мужества для обучающихся 6 класса по теме " О мужестве, долге , чести."...

урок мужества "Мужество, выносливость, слава! "

День воинской славы России. День полного освобождения Ленинграда от блокады. 27.01.1944г....

Урок мужества по теме: «Детство и мужество»

Урок мужества является наиболее действенным средством обсуждения с учащимися представлений о мужестве, долге, физической и нравственной готовности оказать помощь, чести, ответственности....

Разработка урока мужества по теме "Мужество и героизм русского народа".

Разработка урока мужества предназначена для учащихся 8 класса....