Разработка внеклассного мероприятия.
методическая разработка (5 класс) на тему

Смирнова Екатерина Геннадьевна

3 декабря - день памяти неизвестного солдата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy_vneklassnogo_meropriyatiya_1.docx43.77 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященный 65 годовщине окончания                                  

                                      Великой Отечественной войны

                              «Как это было! Как совпало – война, беда, мечта и юность!».

       
Мы зарастаем памятью,
Как лесом зарастает пустошь
И птицы – память по утрам поют,
И ветер – память по ногам гудит,
Деревья – память целый день лепечут.
Но в нашей памяти такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит…
Шумит, не умолкая, память – дождь,
И память – снег летит и пасть не может.

Мы здесь не потому, что дата,

Как злой осколок, память жжет в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и будни приходи.

Он защитил тебя на поле боя,

Упал, ни шагу не ступив назад,

И имя есть у этого героя –

Великой Армии простой солдат.

                                            М. Исаковский

Течет река времени. Минуло уже более 70 лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Зарыли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941г осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.

Памяти наших прадедов, дедов, памяти солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 годов посвящается …

Сценка из мирной жизни – вальс.(Танцуют три пары. Звучит вальс «Осенний сон»).

Музыка обрывается, звучит сирена. Фигуры танцующих застывают. Объявление войны Левитаном (Отрывок из фильма).

Отрывок из фильма, звучит песня «Вставай страна огромная».

  На фоне песни мальчики надевают военные гимнастерки, девочки повязывают платки. Уходят со сцены.

Звучит марш « Прощание славянки»

Звучит стихотворение: 

                        * * * 

Важно с девочками простились,

На ходу целовали мать,

Во все новое нарядились,

Как в солдатики шли играть.

Ни плохих, ни хороших, ни средних...

Все они по своим местам,

Где ни первых нет, ни последних...

Все они опочили там.

… Война – жесточе нет слова.
Война – печальней нет слова.
Война – святее нет слова.
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет “

Жестокость является благом для будущего… Войну против России нельзя вести по-рыцарски. Её нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью… Ты должен с сознанием своего достоинства проводить самые жестокие и самые беспощадные мероприятия, которые требует от тебя Германия”.

Так напутствовал Гитлер своих солдат-завоевателей и поработителей Европы перед нападением на нашу страну.

“У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожить в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, – убивай…”

Каждому фашистскому солдату была вручена памятка с такой установкой. Вот какими “идеями” были “окрылены” солдаты Третьего рейха, какие получили инструкции, готовясь переступить границу нашей Родины. И они её переступили, перешли. На суше, на воде и в воздухе….

О крепости Брестской я слышал рассказ,
Легенду, прекрасней старинных…
В той крепости, вражьей ордой окружен,
Границу страны защищая,
Пожертвовал жизнью своей гарнизон,
Захватчикам путь преграждая…
Читается стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете»

Рассказ о Брестской крепости.

* * *

Майор привез мальчишку на лафете.

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надежней места

Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди заснувшую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.

Проснувшись, он махал войскам рукой...

Ты говоришь, что есть еще другие,

Что я там был и мне пора домой...

Ты это горе знаешь понаслышке,

А нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,

Которыми я плакал там, в пыли,

Как тот мальчишка возвратится с нами

И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,

Призвал нас к бою воинский закон.

Теперь мой дом не там, где прежде жили,

А там, где отнят у мальчишки он.

1941

Битва за Москву.

***

Подошла война к Подмосковью.
Ночь в накале зарев долга.
Будто русской жертвенной кровью
До земли намокли снега.

По дорогам гремят тачанки,
Эскадроны проходят вскачь,
Приготовились к бою танки
Возле стен подмосковных дач.

Стук подков на морозе четче.
В пар укутан блиндажный лаз.
У околицы пулеметчик
С темной рощи не сводит глаз.

Будто руки окаменели,
Будто вкопан он в грунт, во рву...
Этот парень в серой шинели
Не пропустит врага в Москву...

На подступах к Москве

Держась, как за личное счастье,
за каждую пядь земли,
мы под Москвой встали насмерть,
в грунт промерзлый вросли!
Земля от разрывов дрожала,
горела берестой броня.
Солнце - в дыму пожара -
чадило, как головня...
Не только на этом взгорье,
где наш окопался взвод,-
на Балтике, в Черноморье
Москву защищал народ.
Но - лишь в подмосковной зоне -
встряхнуть твое сердце мог,
как часы на ладони,
знакомый с дества гудок...
Когда с оружийным раскатом
мы подымались в бой,-
поэт становилсясолдатом,
поэтом - солдат любой.

1 ведущий- После тяжёлых боёв солдатам необходим был отдых, хотя бы и короткий, иначе невозможно выдержать чудовищное напряжение.

Сценка :солдаты на привале

(исп. Песня “На безымянной высоте”или «Бьется в тесной печурке огонь») .

2 ведущий.- Солдаты знали, что многих ожидает смерть - может быть, уже завтра. Но все же звучали на войне шутки, пелись веселые песни.

1 ведущий - Чувство юмора на фронте создавало хорошее настроение, облегчало трудности походов, поднимало дух солдат. Юмор рождался вопреки и наперекор опасности.

2 ведущий. - Каких только курьёзов не происходило с русским солдатом на войне, из каких переплётов выбирались. Аж дух захватывало!

(На сцену выходят все участники сценок и располагаются по своим местам).

1 сценка (два солдата сидят возле костра и ведут беседу).

1 солдат - А я расскажу, как я однажды за “языком” ходил.

Вот сижу я, значит, братцы.
Под покровом темноты.
Слышу шорох. Вижу братцы,
Немец лезет,

2 солдат - Но, а ты?

1 солдат.

- Но, а я конечным делом,
Притаился меж сосён,
Белый снег, и я, весь в белом.
Жду бандита...

2 солдат - Но, а он?

1 солдат.

- Ну а он. Ползёт по лесу.
Только вижу, я братцы.
Много, в том фашисте весу,
Как бугай он...

2 солдат - ну а ты?

1 солдат.

– Ну, а я по весу муха,  как полезешь на рожон?
Ах ты, думаю, поруха,
Как с ним сладить?

2 солдат - Ну, а он?

1 солдат.

– Ну, а он всё ближе, ближе... вижу только я браты,
Брюхом он лежит на ложе,
Снег глубокий...

2 солдат Ну, а ты?

1 солдат.

- Ну, а я решил упрямо;
Взять живым его должен,
Автомат наставил прямо.
Будь что будет...

2 солдат - Ну, а он?

1 солдат.

- Ну, а он совсем уж рядом,
Норовит вильнут в кусты.
Водит, вижу, волчьим взглядом.
Подползает...

2 солдат - Ну, а ты?

1 солдат - Тут меня и осенило!

Взял я в бок одним прыжком.
И на фрица, на верзилу,
Прямо с маху сел верхом.
“Хальт”, - кричу, - не то стреляю!
Ходу, чертова душа!
И к затылку приставляю,
Свой заветный “пэ-пэ-ша”.

2 солдат - Ну, а он?

1 солдат - Куда ж деваться? 

Подчинился мне, подлец,
И повёз меня он, братцы,
Как хороший жеребец.
Ох, уж утром было смеху!
Из лесочка под уклон
Так на пленном я и въехал
В свой гвардейский батальон. (солдаты уходят )

Фонограмма : Альбинони "Адажио"
/На сцену выходят женщины в чёрном со свечами, замирают в разных позах. Из темноты лучом высвечивается чтец/.

Чтец: "Я знал, что значит почтальон хромой,
Которого все ждали и боялись
1 женщина: А, вдруг, таким придёт и мой?!
2 женщина: А, вдруг, совсем... /пауза/.
Чтец: На улицах шептались
Взвивался над селом истошный крик.
И слово тяжкое:
3 женщина: /громко/ Убили!
Чтец: Я помню "первым" и ещё "зарыт",
И кажется ещё, "в сырой могиле"
Шёл почтальон, как ворон без крыла.
Скрипел его костыль от хаты к хате.
Так каждый день /пауза/. Осталось полсела
Из тех, кто ждут, когда их горе хватит".

Фонограмма: 

Письмо… Держу его в руке…

Что в этом маленьком конверте ?

Конечно, грусть в любой строке,

А вдруг и весть о чьей-то смерти ?

Работа с источниками –

Письма военных лет. Они написаны более 60 лет назад. Жены, матери, дети хранили их всю жизнь. Теперь – это история.

Ученики рассматривают письма:

  • О чем писали в годы войны ?
  • Что тревожило, что волновало людей больше всего ?

Музыка.

«Здравствуйте, дорогие родители папа и мама !

Сообщаю вам, что жив и здоров. Дела у нас на фронте идут хорошо, немца тесним, продвигаемся вперед. Так что немцу скоро будет капут…»

«А в случае, если придется погибнуть, то, уверяю тебя, отец, погибну только героем, краснеть за меня никогда не будешь…»

«Война помогла мне понять цену нашей жизни – тепла очага, возможности спокойно сидеть за книгой, слушать музыку…»

«Фронт живет одним – быстрым окончанием войны, победой. Говорим о скорой встрече с мамами, невестами, родным домом. Так хочется жить, ведь впереди столько прекрасного…»

«Думаю ли о будущем ? Да, думаю, мама. После демобилизации сразу же должна быть учеба. Наверное, только теперь я понял, какое это счастье – иметь возможность учиться…»

  • А ведь письма могут сказать нам, где они написаны  !
  • Можно ли предположить, откуда пришли эти письма ?

«Мама, как мы воюем, сообщают газеты. Наша часть на горячем направлении…»

«Случалось мне быть в гуще минометного огня. Я не слышал нашего «ура !», бежал в дыму, не видя товарищей, но сознание работало: вперед ! вперед ! Ноги подкашивались, сердце колотилось у горла, я задыхался, а сознание работало: вперед… А от взвода нашего и половины не осталось…»

«День сегодня трудный, но вот нашлась все-таки минута, чтобы написать тебе, родная. Пишу на опушке леса. Рядом рвутся мины. Фашисты сильно стреляют, готовятся, видимо, к контратаке. Мало мы им еще наломали бока. Враг еще силен, не отброшен от Волги. И все-таки мы чувствуем это – он уже надломлен…»

Письма эти прищли из Сталинграда, саратовец Сафронов Николай Михайлович прислал их с передовой.

62 года назад, 2 февраля 1943 года, полной победой наших войск завершилось одно из крупнейших событий Великой Отечественной войны – Сталинградская битва, которая стала коренным переломом в ходе всей войны. Рассказ о Сталинградской битве.

Огонь и сталь

Священные руины Сталинграда,
Кто вам родня?
Мы шире Волги сделали преграду
Из стали и огня;

Из ярости, которая взлетала
Быстрей орлиных стай,
Из ненависти, что сильней металла,
Что пепелила сталь;

Из братства да из дружбы нашей кровной -
Их забывать не след, -
Да из любви к отчизне - столь огромной,
Что ей и меры нет!

Сталинград, Сталинград

Исполинский народ говорил тут с врагами,
Рвался тол исступленно, бушевал динамит.
Сталинградское солнце встает над полками,
Сталинградская буря нещадно гремит.
Сталинград, Сталинград! Вековая громада,
Неизбывная гордость народа всего,
Нам нельзя и на час оставлять Сталинграда,
И на миг невозможно оставить его.
Нам нельзя отойти по любви и по долгу,
Ведь за нами, солдаты, не просто вода,
А великая Волга, великая Волга,
Та, что в песнях народа разлилась навсегда!
И мы на смерть здесь встали, на земле сталинградской,
И в могилы глядеть надо немцам уже...
Снова мы поклялись нашей клятвой солдатской
На последнем, на грозном таком рубеже!

* * * 

Встречаемся у Вечного огня,

Подолгу смотрим на живые пряди.

Я знаю, что твоя родня

Погибла от бомбежки в Ленинграде.

Волнуется, дрожит огонь живой,

То встанет, то наклонится он гибко.

Не прекращается поток людской,

И неусыпна память о погибших.

Еще цветы! Еще сирень несут,

Кладут, оправив бережно руками.

Цветы, цветы, цветы! Они растут,

Не зная, что придется лечь на камень.

Седая мать скорбит, а рядом внук,

Он для нее единственная радость.

Из юных неокрепших детских рук

На обелиск ложится нежный ландыш,

В глазах мальчонки пламя и печаль,

Которую не высказать речами...

Я завтра буду здесь, и ты встречай

Меня опять минутою молчанья...

1978

Хроника военных лет на фоне песни Людмилы Зыкиной « Поклонимся великим тем годам».

1-й: Май всегда будет ассоциироваться в нашем сознании с Весной и Победой, Весной и Трудом, Весной и Миром.

2-й: Вслушайтесь: это сам майский ветер сейчас говорит с вами.

3-й: Обернитесь вслед скользящему над землей облаку, вспомните тех, кто мог бы дожить, но не дожил до сегодняшнего Мая.

1-й: Задумайтесь о тех, кто будет встречать Май без нас — после нас.

2-й: Это для них мы должны сохранить праздник Весны и Победы, Весны и Труда, Весны и Мира.

3-й: Это для них мы должны сохранить нашу Землю.

1-й: Чтобы всегда летел над ней, лукаво холодя открытые детские лица и гоня перед собой невесомое облако нашей памяти, майский ветер.

2-й: Ветер Победы.

3-й: Ветер Мира.

1-й: Ветер Любви.

Хроники войны на музыку Мориконе

Чем дальше мы уходим от войны,

И нас с тобою тишина объемлет,

Тем все сильней и явственней слышны

Ее раскаты, вздыбившие землю

Чем дальше мы уходим от войны

И чем спокойнее синие закаты

Тем резче нам в закатной мгле видны

Огнем войны обугленные хаты.

Чем дальше мы уходим от войны

И четче обнажаются вершины

Тем полнозвучнее голос тишины

Тем все понятней, что мы совершили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» в рамках общешкольных мероприятий «Оренбург юбилейный»

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» поможет педагогу познакомить учащихся с творчеством оренбургского художника Луки...

Фестиваль сказок “The World of Fairy Tales”. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов (план-конспект мероприятия, сценарии 3-х сказок, мультимедийная презентация, приложение, аудио и видео материалы).

Аннотация Внеклассное мероприятие «Фестиваль сказок» предназначено для учащихся 5-6 классов. Главная цель мероприятия - мотивация учащихся к чтению на английском и русском языках, развитие интере...