Классный час на тему "Я имею право"
классный час (5, 6 класс) по теме

Усманова Александра Анатольевна

Интерактивное занятие с  видеоматерилом подготовленным детьми более старших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_imeyu_pravo.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ «Чистопольский детский дом»

Классный час на тему:

«Я имею право»

(разновозрастная группа детского дома)

  2015г.

Цель:  в легкой, занимательной форме познакомить  детей  школьного возраста с некоторыми статьями «Всеобщей декларации прав человека», научить применять их в жизни.

Оборудование: интерактивная доска,  снятые видеоролики героев из «Сказочного королевства»

Оформление: название мероприятия, плакаты с выдержками из «Всеобщей декларации прав человека» 

 Стенд с литературой:

  1. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
  2. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и его работнике Балде».
  3. Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», «Снежная Королева».
  4. Л.Н. Толстой «Маша и три медведя».
  5. В.М. Гаршин «Лягушка путешественница»
  6. А.Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино».
  7. Джанни Родари «Приключения Чиполлино».
  8. Ш. Перро «Золушка».    
  9.   9) Русские народные сказки «Морозко», «Репка», «Колобок», «Ледяная избушка», «Теремок».

Ход мероприятия:

 Чтец:

Человеку  много  нужно,

Чтобы  счастливо   прожить.

Нужен дождь и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер нужно море,

Нужно солнце и леса,

Нужно счастье, нужно горе

И родные голоса.

Невозможно без природы,

Без синеющих небес.

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Все почувствовать вокруг.

В е д у щ и й. Давным-давно, тысячи лет назад на земле появились люди.

 Одновременно с ними появились и главные вопросы.

Что люди  могут делать и что не могут?

Что они обязаны делать и что не обязаны?

На что имеют право и на что не имеют? Эти вопросы возникают всегда и везде. У нас, в детском доме, тоже есть свои правила, свой  устав, который мы взрослые и вы, дети, обязаны соблюдать. И конечно, мы  стараемся соблюдать их.  Ну, а в древние времена без ясного ответа на эти вопросы  жизнь казалась, монотонна и скучна. И люди взялись за решение этих главных вопросов в беседах между собой; с помощью различных религий; путем

международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах  не говоря  уже о самых заурядных драках.…  В конце концов,  людям удалось разрешить эти проблемы и, на свет появилась «Всеобщая декларация прав человека». Если  в точности соблюдать все, что в ней указано, то порядок на Земле восстановится. Правда, только в том случае, если соблюдать…. А чтобы соблюдать, надо, по крайней мере, ознакомиться со всеми тридцатью ее статьями. А вот изучить некоторые из них нам помогут литературные герои. Ведь если внимательно посмотреть и поразмыслить, то в любой сказке, в любом рассказе или повести герои сталкиваются либо с торжеством Прав Человека, либо с нарушением их. Нет ни одной книги, ни одного художественного произведения, в которых, так или иначе, не затрагивалась эта проблема. Итак, давайте  послушаем, о чем нам расскажут хорошо знакомые герои,  и проведем телемост с «Королевством Сказок».  Ведь как говорится «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». И на связи с нами специальный корреспондент Оле Лукойе. (Включается готовая запись сказки)

О л е  Л у к о й е. Добрый день дорогие друзья!... Сегодня собрались спросить вашего совета  герои сказок. И первой предоставим слово этой милой леди.

- Представьтесь, пожалуйста.

 К р а с н а я  Ш а по ч к а. –Меня зовут Красная Шапочка, со мной произошла вот такая история: «Злой и коварный Серый Волк прикинулся совсем не злым, разузнал, как попасть в домик к бабушке и проглотил мою старенькую бабушку и меня. Ребята как вы думаете, он правильно поступил? (Запись останавливается)

  (ответы детей)  

В е д у щ и й. Он нарушил статью 3 Декларации прав человека, в которой черным по белому написано, что каждый человек имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность.  

(запись включается)

 К р а с н а я Ш а п о ч к а. А я сейчас с вами только потому, что за нарушение этих прав Волк здорово поплатился. Проходившие мимо дровосеки услышали шум и спасли нас с бабушкой, убив злого Волка. Так ему и надо, пусть впредь не нарушает права человека.

О л е Л у к о й е. А сейчас, свою не веселую историю нам поведает Буратино.

 Б у р а т и н о. Карабас Барабас схватил меня, отнес в кладовую кукольного театра и повесил на гвоздь. К тому же он хотел кинуть меня в огонь, чтобы приготовить себе жаркое. (запись останавливается)

В е д у щ и й. Ребята, как вы думаете, нарушил ли Карабас Барабас права человека?

 (ответы детей)

 Карабас Барабас злодей, нарушивший статью 4 «Всеобщей декларации прав человека» В ней записано, что никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

  (запись включается)

  О л е  Л у к о й е. Следующий, не совсем положительный, герой, а точнее героиня. Представьтесь, пожалуйста.

  Б а б а  Я г а. (вздыхая) Ох, я бедная, несчастная Баба Яга. Захотела немножко покушать и приготовить на обед Иванушку-дурачка. А он не будь дурак, хитростью заманил меня на сковороду и посадил в горячую печку. (запись останавливается)

В е д у щ  и й. Какой ужас, правда, ребята? Но ведь согласно статье 5 никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство.  

(запись включается)

Б а б а  Я г а. Ага, даже такие вредные старушки, как я. (запись осанавливается)

В е д у щ и й. К тому же в статье 8 написано, что  каждый человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда.   

(запись включается)

 Б а б а  Я г а. Может, в суд обратиться? За мной ведь и хорошие дела водятся. Глядишь, Ивашку и накажут?

К о щ е й  Б е с с м е р т н ы й. ( возмущенно). Вот уж кому в суд надо подавать, так это мне, Кощею. Нет меня несчастней. Называют меня Кощеем Бессмертным, а даже любой двоечник знает, как со мной расправиться. Вот Иван-царевич взял иголку и сломал, а в ней моя жизнь была. Убил меня ни за что, ни про что. (запись останавливается)

В е д у щ и й. Что же делать Кощею Бессмертному? Согласно статье 11 каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным и справедливым судом, обеспечивающим его право на защиту.

  (запись включается)

 К о щ е й  Б е с с м е р т н ы й. Подайте немедленно мне защитника!(запись останавливается)

 В е д у щ и й. (недоуменно) Ребята! Что же происходит? Как нам  разобраться с Кощеем  Бессмертным? Нам нужны обвинители, защитника и судьи. Ребята, а вы не согласитесь быть судьями? Хорошо, судьи есть. Теперь нужны обвинители и защитник. Что нам предложит Оле Лукойе? (запись включается)

О л е  Л у к о й е. Обвинителем согласна быть Василиса Прекрасная, ведь это ее похитил Кощей Бессмертный.

 В а с и л и с а  П р е к р а с н а я. Я буду обвинителем. Послушайте. Меня Кощей Бессмертный похитил из родительского дома, запер в неприступной башне и силой хотел на мне жениться. А я его не люблю.

 Б а б а  Я г а. Замолчи, Василиса Прекрасная. Я буду защитником Кощея Бессмертного. Подумаешь, похитил. Да я мечтаю, чтобы меня похитили и златом осыпали. Ишь какая, «прынцесса» нашлась, жениха ей не надо и злата не надо! Подавай свободу! Не виноват Кощей Бессмертный, и точка.

 В а с и л и с а  П р е к р а с н а я. (топнув ногой). Нет, виноват!(Запись останавливается)

 В е д у щ и й. Ребята, а вы как думаете, виноват или нет? Вот послушайте, в статье 12 говориться, что каждый человек имеет право на неприкосновенность его жилища, защиту от вмешательства в его личную и семейную жизнь, посягательств на его честь и репутацию.

(запись включается)

В а с и л и с а  П р е к р а с н а я. Не знаешь ты, Баба Яга, законов дремучая ты и не грамотная, вот говоришь, что Кощей Бессмертный не виноват. А он нарушил закон и должен быть наказан.

 Б а б а  Я г а. (примирительно). Ладно, ладно, хватит. Может я и не знаю законов, но вы тоже хороши, чуть что не так- сразу смертельный приговор. (Обращается к ребятам.)

 Пожалейте, ребята, Кощеюшку. Он же ведь влюбился, может сохраним ему жизнь?

 В а с и л и с а  П р е к р а с н а я. (великодушно). Я согласна. Пусть живет себе и чахнет в одиночестве над своим златом. А мне свобода милее. Только впредь Кощей Бессмертный пусть внимательно читает законы, там ведь не только про права, но и про обязанности написано.(запись останавливается)

 В е д у щ и й.  Что, ребята, пощадим Кощея Бессмертного? И пожелаем ему впредь внимательнее читать законы и не нарушать их.  (запись включается)

О л е  Л у к о й е. И нам,  только что поступили данные из Всеобщей декларации прав человека.(Отдает листок, на которой крупными буквами написано: «Всеобщая декларация прав человека»).

Уважаемый  Кощей Бессмертный прочитай внимательно статью 29.

 К о щ е й  Б е с см е р т н ы й (читает). Права и свободы каждого человека могут быть ограничены в той  мере,    которая  необходима  для обеспечения прав и свобод других людей.

 (Хлопает себя по лбу и восклицает)  Я понял! У Василисы Прекрасной тоже есть права, точно такие же, как и у меня. (запись останавливается)

В е д у щ и й. Да, ребята, свобода каждого имеет свои пределы- она кончается там, где начинается свобода другого. Так считал великий мыслитель Жан Жак Руссо. Ребята, а вы  поняли? Что же нам скажут жители Королевства Сказок. (запись включается)

 Б у р а т и н о. (тянет руку). Я, я все понял. Ох, какой же я глупый. У меня было право на образование (статья 26, п. 1,2). Папа Карло подарил мне Азбуку, сшил курточку и штанишки, чтобы я как хороший мальчик стал умным и грамотным. А я?..

Что я натворил! Я продал Азбуку и не пошел в школу. Вот из-за этого со мной и приключились все несчастья. А хитрые разбойники кот Базилио и лиса Алиса украли у меня деньги, но я теперь знаю закон. Ведь в  статье 17 говорится, что каждый человек имеет право владеть имуществом и никого нельзя произвольно лишать своего имущества. 

Очень хорошо, что я хожу в школу. Вот уже сколько законов знаю, которые защищают меня от всяких несчастий и плохих людей.

К о л о б о к. Погодите, погодите, Я что-то не понял. Я, Колобок Сусекович, воспользовался своим правом свободного передвижения и выбора места  жительства (согласно статье 13). А коварная лиса не посчиталась с моими правами, и… (опустив голову) сами знаете, чем все закончилось.

 Б у р а т и н о. Ты, как и я, сделал большую ошибку, что ушел из дома и подверг себя смертельной опасности. А ведь пока мы маленькие, наше благополучие зависит от взрослых. Они первыми  несут ответственность за нас и поэтому запрещают нам делать то, что может принести нам вред.(запись останавливается)

 В е д у щ и й. Молодец, Буратино, ты многое понял. Что же до скорых встреч.

 (запись включается)

С к а з о ч н ы е  г е р о и . Досвидания ребята! (запись останавливается)

В е д у щ и й. А вы, ребята, немножко разобрались в своих правах и обязанностях?

  (ответы детей)

В е д у щ и й.  Давайте проверим, как вы разобрались, и проведем сказочную викторину (используем интерактивную доску для просмотра эпизодов) по «Декларации прав человека». Я буду называть статью декларации, а вы постарайтесь вспомнить сказки, в которых эти права нарушались или защищались.

* Вспомните сказки, в которых было нарушено право человека на жизнь и личную неприкосновенность (ст. 3)  (Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», русские народные сказки: «Колобок», «Волк и семеро козлят» и  др.)

 *Какие литературные герои могут пожаловаться, что было нарушено их право на неприкосновенность жилища? (ст. 12) ( Л. Н. Толстой «Маша и три медведя», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», русские народные сказки: «Ледяная избушка», «Теремок».)

 *Героини каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора места жительства? (ст. 13.) (В.М, Гаршин «Лягушка путешественница», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», «Бременские музыканты», русская народная сказка «Колобок».)

 * В какой сказке, нарушено право владеть своим имуществом? (ст. 17) ( А.Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Джанни Родари «Приключения Чиполлино», Г.Х. Андерсен «Снежная Королева».)

  * В какой сказке подтверждается право работающего, на справедливое вознаграждение? (ст. 23.)  (А.С Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде», русские народные сказки «Морозко», «Репка».)

  * В каких сказках нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (ст. 24.)  (Ш. Перро «Золушка», С. Я. Маршак «12 месяцев».)

Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с нашей викториной.

Историческая справка  о  принятии   международных

                                        документов   о   правах  человека.

  Человечество всегда мечтало покончить с войнами, которые несут смерть и разрушения. Вот почему еще в годы Второй мировой войны, самой страшной в истории нашей планеты, страны антигитлеровской коалиции (СССР, США, Великобритания, Франция и др.) выразили намерение создать

Международную организацию для предотвращения таких ужасных событий в будущем, для поддержания мира и безопасности, укрепления сотрудничества между государствами. Такая организация была создана 24 октября 1945 года, когда на основе добровольного соглашения государств был подписан «Устав Организации Объединенных Наций» (ООН). 10 декабря1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла документ выдающегося международного значения - «Всеобщую декларацию прав человека». Эта дата ежегодно отмечается во всем мире, как День прав человека.

 В 30 статьях Декларации в определенном порядке перечисляются основные права – гражданские, политические, социальные, культурные, которыми должны быть наделены люди во всем мире. В ней впервые в мировой истории были определены основные права и свободы человека. Всеобщая декларация – документ, который провозглашает, что в основе общества должно лежать право каждого человека. Всеобщая декларация- документ, который провозглашает, что в основе общества должно лежать право каждого человека, каждой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....

Классный час «Я имею право…»

Классный час призван познакомить  учащихся с основными правами и провыми документами по правам человека; сформировать у учащихся понимание универсальности, всеобщего характера тех прав , о которы...

Классный час "Имею право на права"

Классный час для учащихся 5-6 классов, посвященный Дню Конституции....

Разработка открытого классного часа "Мои права. Имею право"...

Классный час "Мои права. Имею право"... проведён в рамках районного конкурса "Самый классный классный - 2011". Отмечен, как лучшее воспитательное мероприятие....

классный час по праву "Ответственность несовершеннолетних", "Имею право на...."

Классные часы по праву способствуют формированию правовой культуры школьников. осознанному соблюдению законов....

Классный час «Имею право на права»

Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка.Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения....

Классный час "Имею право на права"

На данном мероприятии обучающие с ОВЗ (3 класс)  знакомятся с основными правами, закреплёнными в Конвенции о правах ребёнка....