Внеклассное занятие "люби и береги природу"
план-конспект на тему

Занятие для учеников 3 класса коррекционного учреждения. Цель:   привлечь  внимание  учащихся  к  бережному и   правильному отношению к родной природе. Задачи:  образовательные:  обобщить знания обучающихся об обитателях планеты Земля; расширить их кругозор; обеспечить связь с уроками: ознакомления с окружающим миром, развития речи, чтения,   развивающие:  развивать познавательную активность, логическое мышление, смекалку, память, внимание, наблюдательность, умение видеть прекрасное, анализировать, обобщать, делать выводы,  коррекционные:  закрепить произносительные навыки; обогащать словарный запас; развивать слуховое восприятие,  воспитательные:   воспитывать привычку беречь и заботиться о природе и ее обитателях, выполнять правила поведения в мире природы; способствовать эстетической восприимчивости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное

бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Центр психолого-педагогического сопровождения

и коррекции «Гармония»

Открытое внеклассное мероприятие «Люби и береги природу!»

(Для учащихся 3 кл.)

Составитель: воспитатель Кремень Л. С.

г. Рассказово

Внеклассное  занятие   «Люби и береги природу!»

(Познавательно-игровое занятие.)

 Цель:   привлечь  внимание  учащихся  к  бережному и   правильному отношению к родной природе.

Задачи:

  • образовательные:  обобщить знания обучающихся об обитателях планеты Земля; расширить их кругозор; обеспечить связь с уроками: ознакомления с окружающим миром, развития речи, чтения.
  • развивающие:  развивать познавательную активность, логическое мышление, смекалку, память, внимание, наблюдательность, умение видеть прекрасное, анализировать, обобщать, делать выводы.
  • коррекционные:  закрепить произносительные навыки; обогащать словарный запас; развивать слуховое восприятие.
  • воспитательные:   воспитывать привычку беречь и заботиться о природе и ее обитателях, выполнять правила поведения в мире природы; способствовать эстетической восприимчивости.

Оборудование:  компьютер, проектор, экран, магнитофон, диск с песнями, плакаты о лесе, таблички, сюжетные картинки с изображением деревьев, домашних и диких животных, птиц, кроссворд «Зоопарк», плакат с памяткой «Береги природу!», материал для составления эмблемы «Береги природу».  

Словарь:  Планета – это небесное тело, которое вращается вокруг Солнца и получает от него свет и тепло.

Глобус – это модель земного шара, обычно вращающаяся на особой подставке.

Лещина  – это кустарник, на котором растут лесные орехи.

Показ электронной презентации.

Ход занятия

  1. Орг. момент:    

Здравствуйте! Садитесь.

(Проверка работы слуховых аппаратов.)

Саша, как ты меня слышишь? (Ответ. Вопросы к остальным учащимся.)

 

  1. Вступительная часть.

Сегодня у нас внеклассное занятие «Люби и береги природу!»

Ребята, посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир окружает нас – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, звери, птицы.

Это природа!  Природа кормит, поит, одевает нас.  Берегите природу!

Какая удивительная планета – Земля!  Планета – это небесное тело, которое вращается вокруг Солнца и получает от него свет и тепло.

Планета Земля – это огромный шар. Земля вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг солнца.  

Посмотрите на  глобус.   Глобус – это модель земного шара, обычно вращающаяся на особой подставке. Давайте рассмотрим  его. Скоро у вас будут уроки географии, и вы будете пользоваться глобусом.

Какую форму имеет Земля?    (Форму шара.)

Какие живые существа населяют Землю?    (Ответы детей. Люди, животные, птицы, насекомые и другие живые существа.)

Что необходимо всем живым существам на Земле?  (Тепло, свет Солнца, воздух и вода.)

Что необходимо человеку на Земле?    (Свежий воздух, чистая вода, плодородная почва, растения и животные.)

  1. Основная часть.

Ученик:

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое.

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет.

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва.

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг…(природа   хором.)

Воспитатель:   Все то, что нас окружает, но не сделано руками человека, называется природой.

Проведем игру «Природа – не природа». Я называю слова, а вы говорите, природа это или нет: ромашка, телевизор, трава, ветер, школа, стол, река, рыба, самолет, ящерица, море, кирпич и т.д.

Какая бывает природа?   (Живая и неживая.)

Что такое живая природа?    (Это то, что растет, дышит и производит себе подобных.)

Что такое неживая природа?

(Неживая природа не растет, не дышит, не производит себе подобных.)

Посмотрите на картинки. Назовите картинки неживой природы.    (Солнце, небо, облака, вода, камень, ветер.)

Назовите картинки живой природы. (Птица, сосна, бабочка, цветок, собака, голубь.)

Правильно, молодцы!

Живая и неживая природа связаны между собой.

Нашу Землю называют Зеленой Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд? Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас.

Послушайте загадку.

Ученик:

Богатырь стоит богат:

Угощает всех ребят,

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Васю хворостинкой.

Что это?     (Лес – хором.)

Лес – это большой дом, где живут самые разнообразные растения и животные. Они нужны друг другу.

В лесу есть высокие деревья, деревья пониже, кустарники и травы.

Все растения и животные леса связаны друг с другом и не могут жить друг без друга.

Какую роль играет лес в жизни животных и человека?

Прочитайте!    (Хором по табличке)

Лес – защитник человека.

Лес – родной дом растениям и животным.

Лес – украшает планету, дает здоровье людям, радость и отдых.

Не случайно о лесе говорят:

Ученик:

Лес – богатство и краса!

Береги свои леса!

Враг природы тот,

Кто лес не бережет!

А вы знаете, как нужно вести себя в лесу?

Давайте  вспомним правила друзей природы.

 Дети называют правила:

Нельзя  рвать  цветы  в  лесу.

Нельзя топтать в лесу грибы.

Нельзя  разорять  муравейники.

Нельзя  разорять  птичьи гнёзда.

Нельзя  детям  разводить  костры.

Нельзя  оставлять мусор в лесу.

А ещё нельзя ломать ветки деревьев и нельзя делать надрезы на коре.

Лес надо беречь! Лес – это богатство страны. Он нужен всем нам для отдыха, он украшает нашу землю, кормит людей и животных. Леса дают планете чистый воздух.

Зачем, с какой целью вы ходите в лес?    (Собрать грибы, ягоды, орехи, отдохнуть, полюбоваться цветами.)

А можно ли услышать «музыку» леса?   (Ответы детей.)

  • Давайте послушаем!    (Прослушивание записи «Голоса леса: тишина, журчание воды, шелест листвы, пение птиц».)

  • Игра  «Узнай, чей это голос?»

(Дети прослушивают  голоса птиц и называют, чей голос слышали. Дятел, соловей, ворона, кукушка, скворец,  воробей,)

  • А сейчас физкультминутка.      

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места!

Шаг на месте: левой, правой,

Раз и два, раз и два.         (Ходьба на месте.)

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

(Поднять руки вверх и покачать вправо-влево, опустить вниз.)

Руками взмахнули,

Кисти встряхнули  -

Ветер сбивает росу.

(Круг руками, встряхивания кистями.)

Плавно руками, дети, помашем -

Это к нам птицы летят.

(Руки плавно в стороны,  руки плавно опустить вниз.)

Как они сядут, мы тоже покажем:        (Сесть за парту.)

Крылышки сложим назад.      (Руки за спину свести лопатки.)

  • А сейчас   конкурс «Собери пословицу или поговорку о птицах».

(Дети получают написанную на листочке бумаги пословицу или поговорку, в которой перепутаны места всех слов. Нужно её восстановить.)

  1. Лес без птиц и птицы без леса не живут.
  2. Рыбам – вода, птицам – воздух, а человеку – вся земля.

Всё правильно, хорошо справились с заданием.

  • А теперь  викторина «Кто это?»

Викторина.

  1. Какую птицу называют «лесным барабанщиком»?   (Дятла.)
  2. Самая певчая птица России.    (Соловей.)
  3. Начальник не велик, а долго спать не велит.    (Петух.)
  4. Кто на себе свой дом носит?    (Улитка.)
  5. Кто собирает яблоки спиной?     (Ёж.)
  6. Кто спит вниз головой?   (Летучая мышь.)

Послушайте, какие бывают леса.

Кусты и деревья. Листочки на ветках.

Лиственный лес это, помните, детки.

Дуб в нём, берёзки, липы, рябинки,

Лещина, шиповник, ясень, осинки.

Если иголочки вместо листвы,

Хвойным тогда этот лес назови.

*Лещина  – это кустарник, на котором растут лесные орехи.

Если же есть и листва, и хвоинки,

Рядом и ели растут, и осинки,

Смешанным лес тот зовётся, друзья –

Тут все деревья от «А» и до «Я».

  • Игра  «Что это за дерево?»  (Загадки о деревьях)

  1. Какое дерево - символ России?   (Берёза.) 

  1. Дерево чудесное,

Листья интересные –

Веерочки, веерки,

Белой свечкою цветки.   (Каштан.)

  1. Осень тихая настанет,

Дивным дерево то станет:

Листья-звёзды яркие,

Золотые, жаркие.    (Клён.)

  1. Что же это за девица?

Не швея. Не мастерица.

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.    (Ель.)

Ребята, а знаете ли вы какую огромную пользу нам приносят деревья? Помимо ценной древесины деревья дают нам кислород.

*Берёза – лечебные почки, сок, листья, берёзовые веники.

*Кедр – шишки, орехи смолу.

*Ель - иголки, древесину.

*Дуб – жёлуди, кору.

*Осина – бумагу, спички.

*Клён – мебель и музыкальные инструменты.

  • Плохо и неинтересно жилось бы нам без братьев наших меньших – животных.

На какие две группы делятся животные?   (Домашние и дикие животные.)

Назовите домашних животных.   (Корова, лошадь, овца и т.д.)

Почему они называются домашними?      (Они живут рядом с человеком. Люди ухаживают за ними, кормят их, строят жилище.)

Назовите диких животных.   (Волк, лиса, ёж, кабан и т.д.)

Почему они относятся к диким животным?   (Они живут в природе, сами делают себе жилище, добывают пищу, защищаются от врагов.) 

  • Физкультминутка

Вот лягушка по дорожке

Скачет,  вытянувши  ножки,

Увидала  комара,

Закричала …«ква-ква-ква».

  • Разгадаем  кроссворд   «Зоопарк»

Кто хочет вписать слова в кроссворд?

Посмотри внимательно на картинки и впиши название животного.

(Дети заполняют клетки кроссворда в соответствии с предметными картинками.)

1

2

3

4

5

6

Ответы:   1. Слон. 2. Ревун (обезьяна). 3. Тигр. 4. Лев. 5. Кенгуру.

6. Рысь.

  • Давайте проведём игру «Кто, где живёт?». Я говорю животное, а вы называете его жилище.

Медведь… - берлога.                        Бобёр… - хатка.

Пчела… - улей.                                    Собака… - будка.

Белка… - дупло.                                  Муравей… - муравейник.

Аист… - гнездо.                                   Лиса… - нора. 

  • Молодцы!  А вот ещё одна игра «Кто, что любит кушать?».

Медведь… - мёд.                         Собака… - косточки.

Белка… - орехи.                            Куры… - зерно.

Корова… - сено.                           Кошка… - рыбу.

Лошадь… - овёс.                          Кролик…. – травку, морковку.

  • Подберите глаголы.  Скажите,  что делает?

(Дети смотрят на картинки и называют действия животных: бежит, летит, прыгают, идёт, лежит, спит, стоит.)

Есть прекрасный праздник – День Земли. Люди всех стран отмечают его каждый год 22 апреля. В этот день все вспоминают, что они живут в одном, общем для всех доме.  Давайте вспомним, как мы прожили этот год?

Что для Земли мы сделали хорошего?

Дети:

Зимой мы кормили птиц.

Совершали экскурсии и прогулки в природу.

Посадили цветы.

Ухаживали за домашними животными.

А ещё на уроках труда, в мастерской, вы можете своими руками сделать: зимой – кормушки,  весной – скворечники, посадить деревья, ухаживать за цветами.

  1. Итог занятия
  • Давайте сейчас составим эмблему «Берегите природу!».

Что у нас главное?   (Земля.)

Кто является хозяином Земли?   (Человек.)

Что должен охранять и беречь человек?   (Природу.)

Молодцы, ребята!

Родина у нас одна. Мы все – дети природы.

Любить природу – значит любить Родину.

Давайте же будем беречь и охранять родную природу!

Мы приготовили для вас памятку  «Береги природу!»

(Вручение памяток.)

Памятка “Береги природу!”

  • Не разоряй муравейников!
  • Не спугивай птиц с гнезда, не разоряй гнезд, не лови птенцов, не нарушай маскировку гнезда; подкармливай птиц зимой, а весной делай скворечники.
  • Не рви цветов, не ломай ветки деревьев, не делай на коре надрезы!
  • Расчищай лес от сушняка: он убежище для различных вредителей.
  • Не засоряй мусором водоемы!
  • Участвуй в посадке и охране зеленых насаждений.
  • Не повреди грибницы, собирая грибы. Помни, что грибы нужны не только нам, но и кустарникам, и деревьям, и животным. Не трогай и ядовитые грибы!
  • Не шуми в лесу! Не пугай животных! Оберегай шмелей, пчел, бабочек. Все они опылители цветов. А гусеницы бабочек поедают сорняки.
  • Не разводи костров в лесу! Не оставляй мусор после себя!

Воспитатель:

  1. Скажите название нашего занятия.     (Люби и береги природу.)
  2. О чём мы сегодня говорили?  (О природе и бережном отношении к ней.)
  3. Какие новые слова вы узнали?       (Планета, глобус, лещина.)
  4. Слуховое восприятие . Повторите  слова:

(за экраном)   Земля, природа, человек, животные, птицы, растения, любить, беречь, охранять природу.

Все сегодня старались, говорили хорошо, были активными.

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное занятие развития речи "Берегите природу"

Внеклассное занятие развития речи  «Берегите природу» ( 6 класс)Цели:учить отыскивать и отбирать материал для убедительного выступления, обучать умению перерабатывать и оформлять подоб...

Интегрированный урок по литературе и географии «Берегите природу» (урок внеклассного чтения по произведениям М. Пришвина и В. Бианки)

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством Михаила Пришвина и Валентина Бианки. 2. Рассмотреть особенности природы средней полосы России по временам года.Задачи урока: 1. Учить детей получат...

Внеклассное мероприятие в 5 классе, посвященное Году охраны окружающей среды Игра по станциям « Берегите природу»

Цели:знакомство с красотой природы и бережное отношение к ней. Задачи: Образовательные: - вызвать интерес к окружающему миру, расширить реалистические представления о природе; Восп...

Внеклассное занятие для 3-5 классов коррекционных школ "Берегите природу"

Материал учит осознанно относиться к проблемам охраны природы, воспитывает у детей любовь к родному краю, формирует стремление принимать активное участие в охране окружающей среды....

Внеклассное мероприятие - викторина в 6 классе «Берегите природу»

Внеклассное  мероприятие  в 6 классе «Берегите природу»...

Внеклассное мероприятие «Берегите природу»

Цель: пробудить интерес детей к судьбе нашей Земли, воспитывать экологическую культуру школьников, доброе, бережное отношение к природе, всему живому.Задачи:- формировать культуру поведения в природе-...

"Береги природу!" Внеклассное занятие

Прекрасна наша Земля! Её природа – источник здоровья, радости и красоты для человека! Человек использует богатства природы, приспосабливает их к своим нуждам. Необдуманно вмешиваясь в жизнь прир...