Воспитательное мероприятие "Толерантность"
классный час (9 класс) на тему

Разработка представляет собой подробно проработанный сценарий классного часа, предполагающий участие детей (как активное, так и формирующее самосознание во внеурочное время), посвященный духовно-нравственным проблемам подрастающего поколения. Пособие содержит методические рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitat_meropriyatie_rybakova.docx56.4 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема воспитательного мероприятия: «Толерантность».

Автор – составитель: Рыбакова Светлана Викторовна,

учитель математики МБОУ СОШ№66.

Цель воспитательного мероприятия: формирование толерантного сознания учащихся как готовности и способности обучающихся к саморазвитию.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности с целью формирования гражданской ответственности;
  2. содействовать развитию способности активно познавать себя и других людей для развития чувства эмпатии;
  3. создать условия для формирования у учеников адекватного отношения к праву любого человека выражать свою индивидуальность.

Форма мероприятия: “круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.

Участники: учащиеся 9 класса; классный руководитель, школьный психолог, социальный   педагог, помощник, отвечающий за музыкальное сопровождение игры, родители в качестве гостей.

Подготовка к мероприятию

Классный руководитель подбирает игровой материал, оборудование и оформление игры, координирует взаимодействие участников воспитательного воздействия. Классный руководитель является ведущим игры.

Психолог готовит проведение игры «Большой костер», помогает классному руководителю отобрать материал для игры, анализируя его с точки зрения целесообразности и правомерности. По окончании игры психолог анализирует цветовую гамму трафаретов футболок методом диагностики Люшера для дальнейшего решения  воспитательных задач и индивидуальной работы с учащимися.

Социальный педагог ведет подготовку «трудных детей» к игре.  В ходе мероприятия социальный педагог является участником вместе с учениками, помогая детям правильно сформулировать мысли, корректировать самовыражение учащихся в нужном направлении. Он является представителем жюри - оценивает деятельность групп в соответствии с номинациями награждения участников. Кроме того, являясь наблюдателем, социальный педагог анализирует  способы самовыражения детей для дальнейшей  работы с отдельными учащимися, родителями.

Триединая дидактическая цель:

1)образовательная: организовать работу, направленную на знакомство обучающихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования  как нравственного качества личности;

2) развивающая: создать условия для развития коммуникативных навыков, умения бесконфликтно решать проблемные ситуации, умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

3) воспитательная: способствовать развитию  у учащихся качеств толерантной личности  с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых   восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность.

Планируемые результаты:

1)познавательные:  учащиеся научатся давать оценку информации,

самостоятельно создавать способы решения проблемных ситуаций, осуществлять

стабилизацию эмоционального состояния для решения поставленных задач;

2) личностные: получат  начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, научатся уважительному отношению к иному мнению, получат возможность для развития этических чувств: доброжелательности, отзывчивости, милосердия;

3) коммуникативные: получат возможность участвовать      в      диалоге,

сотрудничать с одноклассниками,формулировать собственное мнение и позицию,

задавать уместные проблемные вопросы, точно выражать свои мысли;

4) регулятивные: получат возможность определять цель и составлять

план выполнения задания, осуществлять контроль  результата,  применять  навыки

саморегуляции.

Направления деятельности обучающихся: 

  • познавательная деятельность;
  • проблемно-ценностное общение.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, дифференцированно-групповая, кооперативно-групповая.

Виды учебно-познавательной деятельности обучающихся: наблюдение, решение познавательных проблем, систематизация знаний, диалог, беседа.

Оформление, оборудование, инвентарь: листы ватмана, листы А4, фломастеры, клей,  трафареты футболок, дипломы участников, конверты с листками для записей отзывов и предложений, доска с магнитами, дополнительная доска, диск с релаксационной музыкой и звуками природы, звуком фанфар.

ХОД ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Содержание и деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

1. Приветственное слово.

2. Проверка явки обучающихся.

3. Проверка готовности обучающихся к началу мероприятия.

4. Настрой обучающихся на плодотворную работу.

1. Приветствуют учителя.

2. Рассаживаются на свои рабочие места.

ЛУУД:самоорганизация.

РУУД: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность  свою и одноклассников.

Вступление.

 Классный руководитель, школьный психолог и социальный педагог приветствуют группы учащихся и родителей, говорят вступительное слово.

 Классный руководитель: Ребята,  давайте вспомним значение слова «толерантность» (обращается к доске): «Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности».

 Психолог: Сегодня мы с вами выясним, что значит быть толерантными, насколько мы толерантны в общении друг с другом и зачем необходимо быть толерантным человеку.

 Социальный педагог: Итак, мы объявляем начало нашей большой интересной игры «Толерантность» (звучат фанфары).

 

Мобилизующее начало.

 Классный руководитель говорит о том, что ребята разделены на группы, в ходе игры будут определены номинации для награждения команд и представляет эксперта, оценивающего игроков  – социального педагога, а также проводит «Принятие правил»:

 «Повторяем за мной правила игры (правила игры распечатаны для групп участников):

1. Не нужно оценивать друг друга.

2.Надо относиться  друг к другу с уважением, доброжелательно.

3.Нельзя рассказывать за стенами класса о том, что говорили о себе и как проявляли себя одноклассники.

4. Нельзя проявлять агрессию.

5.Необходимо слушать друг друга.»

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Наблюдение.

1. Наблюдение,

2. Участие в групповой деятельности.

ЛУУД:готовность и способность к саморазвитию; формирование гражданской идентичности; развитие социальной компетентности.

КУУД: выражение своих мыслей, аргументация своих мнений; ведение диалога.

РУУД: планирование последовательных действий; внесение дополнений и изменений в план работы.

ПУУД: выбор эффективного способа решения проблемы, осуществление рефлексии способов и условий действий, построение рассуждения.

Игра.

 1.Расширение понятия «толерантность»

 Классный руководитель объявляет 1 этап (звучат фанфары).

Классный руководитель предлагает участникам групп назвать ассоциации со словом «толерантность», оговаривая условия: участники групп говорят по очереди по сигналу классного руководителя до того момента, пока он скажет «Стоп!».

Обращается к 1-ой группе участников и по ходу высказываний записывает их ярким маркером на листе ватмана, прикрепленном к доске, затем останавливает участников и обращается к другой группе, предупредив, что слова не должны повторяться, и т.д.

Терпимость к чужим мнениям

Принятие другого человека таким, какой он есть

Прощение

Уважение человеческого достоинства

Сотрудничество

Уважение прав других людей

Сострадание

Благосклонность

Расположенность к людям

Понимание

Умение поддержать

Принятие

Доверие

 Классный руководитель подводит итоги,  говорит о том, сколько значений вмещается в понятие «толерантность»,  обращается к эксперту, хвалит ребят, подбадривает и объявляет 2 этап (звучат фанфары).

 

2. Фиксирование понятия «толерантность» и введение понятия «интолерантность»

 Учащимся предлагается заполнить таблицу качеств, присущих толерантной и интолерантной личностям. Дается время на обсуждение и запись.

 

             Толерантная личность

           Интолерантная личность

Уважение мнения других

Доброжелательность

Желание что-то делать вместе

Понимание и принятие

Чуткость и любознательность

Снисходительность

Доверие

Прощение

Умение владеть собой

Непонимание

Игнорирование

Эгоизм

Раздражительность

Равнодушие

Цинизм

Пренебрежение

Нетерпимость

Агрессивность

 

 По сигналу группы сдают таблицы, которые вывешиваются на доске и обсуждаются. Затем подводятся итоги, классный руководитель подбадривает ребят и объявляет 3 этап.

 

3. Самоанализ и рефлексия.

 Ребятам предлагается обратиться к сигнальным карточкам с изображением солнца, облака и тучи. Классный руководитель говорит о значении изображений: солнце – толерантная личность, всегда проявляющая записанные в таблице качества; облако – человек, сочетающий в себе  качества и толерантности и интолерантности; туча – человек в большей степени интолерантный, часто проявляющий качества интолерантной личности. Затем предлагает оценить себя с позиции толерантности и показать свою самооценку поднятием карточки вверх. При этом он просит учащихся быть максимально честными с  самими  собой. 

Классный руководитель делает вывод, что мы не в полной мере являемся толерантными и нельзя в одночасье сделаться таковыми, невозможно  в одно мгновение изменить свое поведение и поведение других людей, и не надо себя корить за это. Однако надо учиться  быть терпимыми, уважительными и милосердными по отношению к другим людям. Это очень важно в современном мире.

 Затем сообщается о том, что мы можем сейчас сделать первый шаг в этом направлении при помощи одной удивительной игры. Классный руководитель спрашивает согласия детей и объявляет 4 этап (звучат фанфары).

 

4. Фиксирование установки на развитие черт толерантности и моделирование толерантного поведения.

 Школьный психолог проводит игру на развитие толерантности для подростков «Прекрасная Роза». Он является ведущим в игре. Классный руководитель помогает психологу:  по ходу игры прикрепляет на доску материалы.

                                                       Сценарий игры

 1. Ведущий объявляет о начале игры. Звучит тихая музыка.

 2."Чужие" и "свои": работа с понятиями.

 Этот этап выполняет как мотивационную, так и смысловую функцию. С одной стороны, необходимо заинтересовать детей проблемой, поставить их в активную позицию в отношении обсуждаемой темы, а с другой - помочь им сформулировать основные понятия проблемы: "свой человек" и "чужой человек".

 Ведущий:  Сейчас мы поговорим о людях, которые нас окружают, и о нашем отношении к ним. Среди тех, кто живет рядом с нами, есть люди нам более близкие и те, с кем мы почти не общаемся, кого не замечаем, или если замечаем, то не понимаем. В общем, есть люди свои и люди чужие. Давайте разберемся, что это значит?

 Ведущий произвольно указывает на две из четырех сидящих перед ним групп детей и просит участников подумать и дать определение такому понятию как "чужой человек". При этом, подчеркивает он, каждый участник может написать свое определение, может посоветоваться с ребятами в своей группе. Можно также провести обсуждение всей группой. Две другие группы он просит в таком же режиме поработать над определением понятия "свой человек".

На работу дается 3-5 минут. Затем участники по желанию зачитывают свои определения. Ведущий фиксирует ответы на больших листах бумаги, прикрепленных ко 2-ой доске. Затем он обобщает ответы и записывает итоговые определения.

 Поблагодарив участников за работу, ведущий задает вопрос:

Так чем же чужой человек отличается от своего?

 

 3. Групповое обсуждение

 Ведущий предлагает участникам высказаться по следующему вопросу: "Могут ли все люди вокруг быть своими?".

 В ходе обсуждения ведущий обобщает точки зрения участников.

 Ведущий:  Вокруг нас всегда есть люди, которых мы считаем своими и те, кого мы считаем (или они на самом деле таковыми являются) чужими. Это нормально. И сейчас мы поговорим о том, как нужно себя вести с теми, кого мы считаем непохожими на нас, чужими нам. И поговорим мы об этом не просто так, а в ситуации  совершенно  особенной.

Где-то в глубинах Дальнего Космоса летит в неизвестность Чудесная Планета. На планете живут отряды исследователей Вселенной. Они ловят радиоволны, собирают осколки метеоритов, изучают новые формы жизни. И мы на время превратимся в жителей этой Чудесной Планеты.

 

4. Разминка "Исследователи".

 В результате  разминки члены каждой команды становятся членами четырех

отрядов. При этом каждый стол представляет свой отряд. Ведущий раздает каждому отряду какой-то особый знак отличия. Для большего погружения в игровую ситуацию можно предложить каждой группе придумать название своего отряда и перечислить несколько самых крупных его достижений (то, чем они гордятся). После небольшого обсуждения (не более 5-7 минут) группы представляются друг другу.

 

5. Погружение в игровую ситуацию.

 Ведущий:  Итак, начинается наша история... Она касается всех жителей Чудесной Планеты, каждого из вас, но есть в ней и главный персонаж. Назовем его Пилот с большой буквы. Прежде, чем вы узнаете, что же приключилось, познакомьтесь с этим Пилотом и с тем, какие у него были отношения с другими членами вашего отряда. Сейчас каждая группа получит свой небольшой текст. Тексты отличаются друг от друга: иначе быть не может, у вас же разные отряды, разная жизнь. Познакомьтесь со своим текстом, пожалуйста.

 Варианты историй (раздаточный материал).

 Начало первой истории.

 Жил-был на планете Пилот. Жил он там не один, а со своим отрядом... Пилот был странным: любил летать один на своей ракете, не всегда понимал шутки своих коллег, придумывал какие-то непонятные другим истории. Его считали чудаком. Он знал, как к нему относятся, но ничего не пытался изменить...

 Начало второй истории.

 Жил-был на планете Пилот. Жил он там не один, а со своим отрядом… Пилот слыл самым веселым и общительным. С ним было интересно, он все время что-нибудь придумывал: новые истории, новые песни. Пилот знал, что его любят и ценят товарищи...

 Начало третьей истории.

 Жил-был на планете Пилот. Жил он там не один, а со своим большим и дружным отрядом... Все его считали своим и относились к нему очень тепло. Многое ему прощали. Но Пилот всегда чувствовал, что он не такой, как другие: ему хотелось улететь далеко-далеко. Он тайком разговаривал с Галактикой.  Пилот  чувствовал себя чужим в своем отряде...

 Начало четвертой истории.

 Жил-был на планете Пилот. Жил он там не один, а со своим отрядом... Пилот очень хотел дружить с другими членами отряда, быть равным им во всем. Но его сторонились, старались с ним не общаться. Пилот казался коллегам  каким-то не таким...

 Далее ведущий предлагает участникам рассказать, каким же был их Пилот  и какие у него были отношения с окружающими.

 Ведущий:  Наверное, вам любопытно, какие истории достались другим группам. Давайте познакомим с ними друг друга. Только сделаем мы это необычным способом  -  с помощью немой сценки.

 Ведущий просит каждую группу разыграть маленькую сценку без слов, которая отражала бы взаимоотношения между Пилотом и его окружением. На подготовку дается 5-10 минут.

 Ведущий просит участников очень внимательно смотреть сценки друг друга, подмечать особенности отношений между Пилотом и остальными участниками.

 После показа первых двух сценок ведущий предлагает высказать свои предположения относительно того, где к Пилоту относились как к чужому, а где как к своему, и почему они так думают. Подобное же обсуждение происходит и после показа следующих двух сценок.

 После того как все желающие выскажутся, ведущий просит представителей групп вслух прочитать свои тексты и подводит итог. Важно обратить внимание на следующее. В чем проявлялось отношение к Пилоту как к чужому? Почему иногда Пилот сам понимал, что он чужой, и знал, как к нему относятся окружающие, а иногда ему казалось, что он такой же, как все?

 

6.  Происшествие на Чудесной Планете.

 Поблагодарив участников, ведущий предлагает им послушать, что же случилось дальше. Он рассказывает им следующую историю.

 В самом красивом саду планеты цвела Прекрасная Роза. Давным-давно командиры всех отрядов торжественно посадили в землю планеты семя неизвестного науке растения, занесённого метеоритом. И выросла Прекрасная Роза. Её лепестки раскрывались каждое утро и сияли ярче золота. Жители очень берегли её.  Они верили, что пока цветёт Роза, на планете будет мир, в Космосе всем хватит места, все будут здоровы и счастливы. Прекрасную Розу жители  берегли как зеницу ока. Знаете, как? Они установили круглосуточное дежурство. Каждый взрослый житель планеты  обязан был раз в несколько месяцев дежурить в красивом саду и  поливать Розу каждый час.

И вот наступило дежурство нашего Пилота. Он шел на него спокойно: не в первый раз. "И не в последний",- думал он про себя. Увы...

 Во время своего дежурства Пилот любил лежать у Розы и смотреть в ночное звездное небо. Звезд было так много, и они были такими яркими и красивыми... Так было и в этот раз. Вдруг он увидел, что одна из звезд стала падать, падать и скрылась в густой траве.  За ней другая, третья...

Начался настоящий звездный дождь.  Пилот вскочил на ноги и стал  смотреть на падающие звезды. Зрелище было таким красивым, что невозможно было отвести взгляд. Пилот забыл обо всем... А когда спохватился, было уже поздно. Прекрасная Роза увяла...

Очень быстро весть разнеслась по всей планете. Прибежали к Красивому саду члены всех отрядов. Смотрят на Пилота. Да и не только смотрят. А что они ему говорят? Как реагируют на происшедшее? Как с Пилотом обращаются?

 Ведущий предлагает группам рассказать, как бы члены их отряда вели себя с Пилотом (учитывая все то, что они уже знают про характер этого Пилота и его отношения с окружающими). На подготовку сценок отводится 5-10 минут.

Группы показывают свои сценки, ведущий просит зрителей внимательно наблюдать за тем, как ведут себя окружающие и сам Пилот в этой печальной ситуации в каждом из отрядов.

 

7. Групповое обсуждение

 Ведущий предлагает участникам обсудить три очень важных вопроса (записаны на  листе бумаги).

 Первый вопрос: "Как относятся к тому, кого считают чужим?" (важно, чтобы участники игры сообща описали агрессивное, неуважительное, недоброжелательное поведение, которое часто встречается по отношению к "чужим". При этом можно опираться как на конкретный игровой материал, так и на свой жизненный опыт и запас знаний).

Второй вопрос: "Что может чувствовать человек, которого считают чужим?" (прежде всего этот вопрос стоит задать тем, кто волею случая играл роль Пилота, но очень важно, чтобы на него ответили и другие участники игры).

Третий вопрос: "Хотел бы каждый из вас пережить такие чувства, такое отношение к себе?" (важно создать ситуацию, в которой большинство участников имели бы возможность вслух, громко ответить на такой вопрос словом "нет").

 

8. Моделирование поведения

 Ведущий напоминает участникам игры проблему, которую они обсуждали в начале встречи: могут ли быть вокруг только свои? Он предлагает им подумать и над другим вопросом:  если вокруг нас есть свои и чужие, значит ли это, что чужих обязательно обижают, унижают и т.д.?

Выслушав разные мнения (очень важно принять все мнения), ведущий предлагает участникам еще раз разыграть те ситуации, в которых окружающие относятся к Пилоту как к чужому.

Две группы получают начало первой истории (важно, чтобы перед этим они проигрывали другие ситуации), две оставшиеся - начало четвертой истории (с тем же условием).

Группам предлагается внимательно прочитать текст, представить себе взаимоотношения Пилота с окружающими (можно проговорить это вслух) и разыграть сцену, произошедшую после того, как увяла Прекрасная Роза. Главное условие таково: Пилота нельзя унижать, оскорблять, обижать.

 Группы готовят свои сценки и показывают их друг другу. Ведущий помогает участникам отметить позитивные моменты в поведении самого Пилота и окружающих.

 

9. Групповое обсуждение.

 В завершение ведущий предлагает выйти участникам из ролей и  обсудить такие вопросы:

-Возможно ли относиться к чужим так, чтобы это отношение не обижало и не унижало их?

-В чем особенности такого поведения и отношения?

-Зачем нужно человеку быть толерантным?

-Есть ли способ оживить Прекрасную Розу?

-Как помочь жителям Чудесной Планеты?

 

10. Итоги.

 Все предложения записываются на листе бумаги и вывешиваются на доску.

Ведущий спрашивает, понравилась ли ребятам  игра, благодарит их за участие.

III. ИТОГ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Подведение итога воспитательного мероприятия.

1. Проводят самооценку и взаимооценку действий.

2. Определяют качество выполненной работы.

3. Рассказывают, слушают.

ЛУУД: формирование собственного мнения на проблему толерантности.

КУУД: формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей.

РУУД:коррекция и оценка проведённой работы.

ПУУД: выводы о проделанной работе, обобщение.

 

5. Подведение итогов. Создание собственной модели толерантного поведения.

 Классный руководитель объявляет последний этап игры – (звучат фанфары).

Учащимся предлагается озвучить выводы и зафиксировать их, создав модели толерантного поведения. Для этого он обращает ребят к трафаретам футболок, разделенных на половинки. Каждый участник должен раскрасить трафарет и написать вывод – слоган (это творческое задание выполняется под музыку).

Получившиеся половинки футболок приклеиваются затем на лист ватмана, соединяясь, чтобы получилась целая футболка. Получившийся коллаж закрепляется на доске.

                                

Я в мире людей  (надписи на футболках). 

Уважай чужое мнение!

Принимай людей такими, какие они есть!

Умей дать совет!

Умей выслушать совет!

Уважай права другого человека!

Научись прощать!

Умей поддержать в трудную минуту!

Будь терпимым!

Я за толерантность!

Защищай слабых!

Старайся стать лучше!

IV. РЕФЛЕКСИЯ

Классный руководитель: У вас получились прекрасные модели толерантной личности, и вы сделали большой шаг к тому, чтобы стать добрее, терпимее, уважительнее к окружающим вас людям.

Бернард Шоу однажды сказал (обращается к эпиграфу на доске):  «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди». Я думаю, мы научимся так жить, правда?  На этом мы заканчиваем нашу игру. Я прошу вас завершить любую фразу из предложенных:

 -Изучаемая тема побудила меня задуматься о …;
- Мне хотелось бы еще спросить…;
- Я испытывал(а) трудности…;
- Меня удивило…;
- Я приобрел/ я научился…;
- Я почувствовал(а), что…
- У меня получилось…;
- Мне захотелось…  

 Классный руководитель: Дорогие родители, а вам понравилась наша игра? Покажите ваше отношение к игре жестами и … 

Психолог:  Улыбнитесь друг другу!                                                                           

Классный руководитель приглашает социального педагога для вручения дипломов командам (звучат фанфары).

Социальный педагог вручает дипломы  (можно придумать различные позитивные номинации).

Литература

  1. Аверзаев И. Ч. О формировании толерантности у учащейся молодежи // Воспитание школьников. - 2010. - N 7. - С. 64-66.
  2. Асланова С. Вера в будущее России спасет молодежь // Финансы, экономика, безопасность. - 2008. - N 5. - С. 44-45.
  3. Бахчиева О. А. Формирование терпимости - основа духовно-нравственного развития общества // СОТИС - социальные технологии, исследования. - 2008. - N 2. - С. 41-43.
  4. Зеркало межэтнических отношений // Этносфера. - 2009. - N 2. - С. 8-12.
  5. Ситнова Л. И. Без этого жить нельзя // Студенчество: Диалоги о воспитании. – 2008. - N 6. - С. 11-13.
  6. Хайруллин Р. З. Формирование культуры межнационального общения и толерантности в молодежной среде // Мир психологии. - 2009. - N 3. - С. 85-93.
  7. Шереги Ф. Э. Этническая и религиозная толерантность молодежи // Мониторинг общественного мнения. - 2010. - N 2. - С. 22-42.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Критериями для оценки достижения поставленных целей воспитательного мероприятия на его разных этапах служат:

1) на этапе постановки целей и задач:

  • цели сформулированы в понятной для обучающихся форме;
  • поставленные перед обучающимися цели способствовали формированию позитивной мотивации;
  • поставленные перед обучающимися цели способствовали организации индивидуальной и групповой деятельности;
  • цели, поставленные перед обучающимися, позволили им самостоятельно оценить качество полученных результатов.

2) на этапе мотивирования обучающихся:

  • во время воспитательного мероприятия повысилась активность и мотивация обучающихся;
  • обучающиеся почувствовали свой успех;
  • обучающиеся самостоятельно поставили и решили задачи в рамках данной проблемной ситуации.

3) на основном этапе:

  • обучающиеся демонстрируют умение аргументировать предлагаемые им решения;
  • мнения, высказанные обучающимися, отличаются обоснованностью и целесообразностью;
  • обучающиеся продемонстрировали способность устанавливать отношения сотрудничества друг с другом, умение вести плодотворный диалог;
  • обучающиеся продемонстрировали умение включить полученные знания в систему уже имеющихся.

4) на итоговом этапе и рефлексии:

  • у обучающихся сформировались навыков самооценки своей деятельности.

2. На каждом этапе данного воспитательного мероприятия педагог может столкнуться с разнообразными сложностями, в частности:

1) на этапе постановки целей и задач:

  • трудности в разделении цели воспитательного мероприятия и его задач;
  • цели невозможно сформулировать в понятной для обучающихся форме;
  • цели не способствуют формированию позитивной мотивации и росту интереса к деятельности у обучающихся;
  • поставленные перед обучающимися цели не способствовали организации индивидуальной и групповой деятельности;
  • задачи, поставленные педагогом,  не конкретизируют цель;
  • цели и задачи мероприятия не носят обучающий характер, они не соответствуют материалу или виду деятельности;
  • цели и задачи, поставленные педагогом, не способствуют развитию познавательных способностей обучающихся и воспитанию социально значимых качеств личности;

2) на этапе мотивирования обучающихся:

  • трудности в формировании интереса обучающихся к воспитательному мероприятию и его теме;
  • обучающиеся не могут самостоятельно поставить и решить задачи в рамках воспитательного мероприятия;

3) на основном этапе:

  • обучающиеся демонстрируют низкий уровень знаний и ориентации в различных источниках информации;
  • педагог не может представить материал в доступной обучающимся форме в соответствии с дидактическими принципами;
  • трудности во фронтальной и групповой работе с большом коллективом при наличии в нём слабоуспевающих обучающихся;
  • при составлении конспекта воспитательного мероприятия не были учтены индивидуальные возрастные, психические и психологические особенности учащихся;
  • педагог не может установить отношения сотрудничества с обучающимися;
  • применяемые педагогом методы не побуждают обучающихся к самостоятельной деятельности;
  • трудности в организации обучающихся для самостоятельного поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи.

4) на итоговом этапе и рефлексии:

  • обучающиеся не могут дать самооценку своей деятельности;
  • негативное отношение обучающихся к рефлексии.

3. Воспитательное мероприятие «Толерантность» встраивается в систему учебно-воспитательной работы 9А класса:

1) мероприятие проведено 15 ноября 2014 г. накануне Международного дня толерантности;

2) в 9А классе идёт планомерная, систематическая работа по  формированию социально компетентной личности с устойчивой гражданской позицией;

3) в ходе мероприятия показана значимость данной темы в процессе воспитательной деятельности;

4) мероприятие помогает созданию в школе организационно-педагогических условий для воспитания у учащихся доброжелательности, милосердия, чувства отрицания любого проявления экстремизма;

5) мероприятие продолжило формирование у обучающихся необходимых ЗУН по развитию толерантности, научило использовать полученные знания в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Доклад заместителя директора по воспитательной работе Рябовой М.В. «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе».

Доклад заместителя директора по воспитательной работе на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе по теме "Использование информационно-куммуникативных технологий в воспитательном проц...

Эссе «Воспитательно – математические этюды, или как мой любимый предмет помогает мне в личной жизни и в воспитательной работе с классом»

Я не претендую на новизну  приёмов, которые представлю сегодня. Многие из них хорошо известны, так как эти приёмы – моё творчество и ваше - моих заочно уважаемых коллег, учителей разного возраста...

Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,...

Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия) Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия)

1) формировать понятие о любви к родине как одной из главных нравственных ценностей;2) развивать мышление, коммуникативные качества личности;3) воспитывать патриотические чувства к родному краю....

Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»

Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика  – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...