Классный час по профессиональному самоопределению "Темперамент" 9 класс
классный час (9 класс) на тему

Корешкова Елена Владимировна

Классный час разработан для учащихся 8-9 классов  специальной коррекционной школы для детей с ОВЗ. Целью данного занятия является формирование теоретических представлений о темпераменте, о его влиянии на профессиональную деятельность. Это занятие является частьютематического плана по профориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_po_proforientatsii_v_9_klasse.docx42.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 1 VII вида» г. Перми

Корешкова Елена Владимировна

воспитатель

Классный час по профессиональному самоопределению.

 9 класс

Тема: «Темперамент»

Цель: формирование теоретических представлений о темпераменте, о его влиянии на профессиональную деятельность.

Ход классного часа.

На прошлых занятиях мы с вами пришли к единому мнению о том, что каждый должен сделать выбор, то есть определиться для себя, где он будет продолжать обучение после окончания 9-го класса. Очень важно не ошибиться, а для этого надо как можно лучше узнать свои возможности.

От чего же зависит ваш выбор профессии?     (ответы учащихся)

Вывод: профессиональный выбор зависит:

  • От возможностей каждого (его способностей, темперамента);
  • От предпочтений (интересов и склонностей);
  • От требований профессии к личности соискателя;
  • От возможностей родителей;
  • От востребованности профессии на рынке труда .

Ещё в глубокой древности учёные, наблюдая за поведением людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом направлении. Одни очень подвижные, эмоционально возбудимые, энергичные. Другие медлительные, спокойные, невозмутимые. Одни общительные, легко вступают в контакт с окружающими, жизнерадостные, другие замкнутые, скрытые. При этом имелись ввиду чисто внешние проявления, не принимая во внимание умён человек или ограничен, трудолюбив или ленив, смел или труслив, правдив или лжив, чем он занимается, каковы его интересы и т.д.

Например, два человека делают одну и ту же работу и делают её одинаково хорошо, но один трудится увлечённо, со страстью, нетерпеливо, проявляет инициативу, а другой - неторопливо, методично, деловито, строго по инструкции, кропотливо, тщательно.

Как вы думайте, от чего это зависит?

(от характера человека, от заинтересованности в работе, от личных особенностей самого человека).

Верно. Всё, что вы назвали, относится к определённым свойствам личности, а точнее к темпераменту.

- Тема нашего классного часа «Темперамент».

Ода темпераменту        

О темперамент, темперамент!                             Что за основу взять теорий,

Судьбы, характера фундамент.        Какие свойства всех важней.

Начало в жизни всех начал,        Но лишь одно бесспорно мненье,

То с чем на свет нас мир встречал.        И вряд ли что тут возразить.

Тысячелетье третье спорит,        Как велико твое значенье!

От древности до наших дней,        Ты у истоков моих стоишь.
- Что такое темперамент? (высказывания учащихся).

История развития учения о темпераментах.

Доклад учащихся.

Проблема, о которой пойдёт речь, интересует человечество уже более 25 столетий. И называется она красивым и звучным словом - темперамент. Еще 2400 лет назад, в V в. до н. э. в Греции жил великий учёный, врач Гиппократ, в роду которого было 17 поколений врачей. Опыт и наблюдательность помогли ему описать ныне всем известные типы людей: сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика.

Он создал свое учение о типах темперамента (темперамент от латинского temperamentum - означает надлежащее соотношение, соразмерность частей), в котором он утверждал, что здоровье определяется правильным сочетанием четырех основных жидкостей, входящих в состав человеческого тела: крови, лимфы, желтой желчи и черной желчи. Каждая жидкость имеет особые свойства и особое назначение.

Четыре темперамента Гиппократ сравнивал с четырьмя стихиями: огонь, земля, вода, воздух. Гармония четырёх стихий создаёт жизнь на земле, гармония четырёх начал в человеке позволяет уму жить полноценной жизнью.

Исходя из этой теории, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н. э.) разработал первую типологию темпераментов. Он предположил, что между соотношением жидкостей человека с его психологическими свойствами и особенностями поведения есть связь.

Гален выделил четыре основных типа темперамента, которыми психология оперирует и по сей день.

Подлинно научное объяснение природы темперамента дал великий русский физиолог И. П. Павлов в своем учении об основных свойствах нервной системы. Изучая высшую нервную деятельность животных, а затем и человека, он установил, что нервные процессы возбуждения и торможения можно характеризовать: по их силе, зависящей от работоспособности нервных клеток; по их подвижности, т. е. по способности быстро сменять друг друга, по равновесию между ними.

Опыты И. П. Павлова показали, что эти основные свойства проявляются и сочетаются у людей по-разному. В результате такого деления получается четыре основных типа нервной системы, каждый из которых, соответствует одному из традиционных темпераментов: слабый тип -меланхолическому; сильный, неуравновешенный - холерическому; сильный, уравновешенный, подвижный -сангвиническому; сильный, уравновешенный, инертный - флегматическому.

Так что же такое темперамент? Темперамент - это постоянные и устойчивые индивидуально неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания. Темперамент проявляется не только в поведении. Это, прежде всего, человеческая индивидуальность, ее природная основа, с которой человек рождается и которая мало изменяется в течение его жизни.

 -Темперамент - качество биологическое, врождённое, а не приобретённое. Темперамент определяет и обеспечивает скорость, силу и уравновешенность наших реакций. Он проявляется в мышлении, речи, манере общения. Но темперамент не влияет на интересы, успешность, интеллект, деловые качества.

Психологи условно выделили 4 основных типа темпераментов:

  • Холерик
  • Флегматик
  • Сангвиник
  • Меланхолик

Характеристика типов темпераментов.

 /. Холерик.

  • сильный;
  • неуравновешенный, т.е его легко вывести из себя;
  • подвижный.

Этот тип составляет основу темперамента холерика. Основные черты его характера: раздражительный, поддающийся настроениям, агрессивный, импульсивный, оптимистический, лидирующий, активный.

2.        Флегматик.

  • сильный;
  • уравновешенный;
  • инертный, т.е. тяжело переключается с одного вида деятельности на другой.

Этот тип составляет основу темперамента флегматика. Основные черты характера: пассивный, старательный, вдумчивый, миролюбивый, надёжный, размеренный, спокойный.

3.        Сангвиник.

  • сильный, т.е., способный выдерживать очень сильные раздражители,
    работоспособен;
  • уравновешенный - его трудно вывести из себя;
  • подвижный - быстро переключается с одного вида деятельности на другой.

Этот тип нервной системы составляет основу темперамента

сангвиника. Основные черты характера сангвиника: общительный, открытый,

разговорчивый, живой, беззаботный, любящий удобства, инициативный.

4.        Меланхолик.

  • слабый - чувствительный, восприимчивый, плохо переносит большие нагрузки и
    при сильных раздражителях (стрессах) склонен впадать в «запредельное
    торможение» (н/с не выдерживает нагрузки и предохраняет сама себя - как бы
    временно отключается, перестаёт реагировать);
  • неуравновешенный;
  • инертный.

Этот тип нервной системы составляет основу темперамента

меланхолика. Основные черты характера меланхолика: обидчивый, тревожный,

впечатлительный, пессимистический, необщительный, сдержанный.

- Каждому из вас выдана карточка с описанием 4 видов поведения людей. Найдите по описанию , которое подходит вам в большей степени.

  • Я— человек энергичный и напористый, не всегда контролирую свои эмоции. Если выхожу из себя, то успокаиваюсь не сразу. Своим делом занимаюсь энергично и с полной отдачей, на посторонние вещи не отвлекаюсь. Прямолинеен в делах, и в отношениях. Даже самые трудные препятствия предпочитаю преодолевать, а не обходить.
  • Я - человек спокойный и уравновешенный, меня очень трудно вывести из себя.
    По характеру терпелив, умею ждать. Медленно приспосабливаюсь к новой
    обстановке, В дело вникаю глубоко, работаю неторопливо, шаг за шагом
    продвигаясь в выбранном направлении, не люблю отвлекаться от основного
    занятия.
  • Я— человек гибкий и динамичный, всегда нуждаюсь в разнообразии внешних
    впечатлений. Хотя легко возбуждаюсь, но так же быстро и успокаиваюсь.
    Предпочитаю расширять круг своих контактов и легко переключаюсь с одного
    занятия на другое. Ни при каких обстоятельствах не падаю духом, умею
    находить выход из любого положения.
  • Я— человек чувствительный и изменчивый, очень завишу от своего внутреннего состояния. Легко расстраиваюсь по пустякам и долго не успокаиваюсь. Из-за тонкой восприимчивости душевное равновесие дается мне с трудом, поэтому я нуждаюсь в эмоциональной поддержке близких. О моих перепадах настроения посторонним трудно догадаться.

Как вы думаете, что скрывается за этими характеристиками людей?                     Правильно — типы темпераментов.

  1. Холерический темперамент.
  2. Флегматический темперамент.
  3. Сангвинический темперамент.
  4. Меланхолический темперамент.

Рассмотрим подробнее типы темпераментов.

1тип - Холерический темперамент.                                                                                 

Люди этого темперамента быстры, подвижны, возбудимы. У холерика выразительная мимика, живая речь, резкие движения. Его чувства обычно быстро возникают и ярко проявляются. Холерик с увлечением берется за дело, работает с подъемом, преодолевая трудности. Когда запас энергии истощается, настроение резко падает. В общении с людьми холерик может быть резок, провоцируя конфликтные ситуации. Поскольку потребность в общении у холериков повышена, они часто выбирают профессии, связанные с общением, сфера обслуживания, юриспруденция, политика, администрирование. А это как раз те виды деятельности, которые требуют от человека умения эффективно общаться.

•   Холериком был Александр Суворов. От природы он имел слабое здоровье, и в детстве приводил в ужас родителей, обливаясь поздней осенью на улице холодной водой. Ему удалось закалить не только тело, но и дух. Став великим полководцем, он ни в чем не уступал своим солдатам, разделяя с ними все тяготы походной жизни и удивляя своей энергией и целеустремленностью.

2        тип - Флегматический темперамент.

Флегматики медлительны и уравновешенны. Они, как правило, доводят начатое дело до конца. Их чувства глубоки, но скрыты от посторонних глаз. Флегматика трудно вывести из себя. Человеку флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но флегматику следует развивать недостающие ему качества - - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. У флегматиков есть склонность к систематической работе, умение концентрироваться на поставленной задаче, вдумчивость - необходимые профессиональные качества ученого, исследователя.

*        Полной противоположностью Суворову был флегматик Кутузов.
Вероятно, его темперамент оказал влияние на выбор стратегии
с войне с Наполеоном. Флегматики миролюбивы, но до тех пор,
пока не затронуты их интересы. Флегматизм не помешал
полководцу Кутузову одержать победу над Наполеоном.

3        тип - Сангвинический темперамент.

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит; однообразной работы. Он без труда контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, любит общение. У сангвиника скоро возникают чувства радости, горя, привязанности и враждебности, но эти чувства неглубоки. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение. Сангвинический темперамент не накладывает никаких ограничений на выбор профессии.

*        Известный полководец, Наполеон, был сангвиником. Этот тип
темперамента считается самым сильным. Однако он не спас
Наполеона от поражения, которое нанес ему флегматик
Кутузов.

4        тип - Меланхолический темперамент.

Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента отличаются глубиной, большой силой и длительностью. Меланхолики тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне это может слабо проявляться. Они избегают новых людей, чувствуют себя неловко в новой обстановке. В привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом работают очень продуктивно. Меланхоликам свойственны глубина и постоянство, тонкость восприятия

*        Почему среди меланхоликов нет прославленных полководцев?
•    Высокая чувствительность в сочетании с потребностью в

одиночестве рождает не полководцев, а творцов. Большинство поэтов, художников, музыкантов - меланхолики. Их произведения - память об их чувствах и переживаниях. Силой своего таланта они заставляют других переживать свое счастье и свое страдание. Однако не бывает правил без исключений. Холерический темперамент не помешал Пушкину стать великим поэтом.

•    Знаменитый французский писатель А. Дюма был сангвиником. Помните его «Три мушкетера»? Атос, Портос, Арамис и д'Артаньян как раз и представляют четыре темперамента. Они дополняют друг друга, как четыре стихии или четыре времени года, и поэтому непобедимы.

- Вы, наверное, замечали, что люди в одних и тех же ситуациях по-разному выражают свои чувства и это хорошо видно в рисунках датского художника Х.Бидструпа.

Посмотрите, как реагируют разные люди, когда на их шляпу сел человек.

  • Один герой с гневом обрушился на виновного
  • Второй надел шляпу и закурил
  • Третий огорчился и заплакал
  • Четвёртый рассмеялся.

Представьте себя на месте этих героев. Как вы себя поведёте? Выберете ситуацию, которая вам подходит.

Чем можно объяснить разное поведение людей? (разным темпераментом).

Задание: определите темпераменты героев.                                                                                      (1 - холерик; 2 - флегматик; 3 - меланхолик; 4 - сангвиник)

Результаты:

  • Вы выбрали картинку под номером 1, это значит, что вы поведете себя в этой
    ситуации как холерик!!!
  • Вы выбрали картинку под номером 2, это значит, что вы поведете себя в этой ситуации как флегматик!!!
  • Вы выбрали картинку под номером 3, это значит, что вы поведете себя в этой
    ситуации как меланхолик!!!
  • Вы выбрали картинку под номером 4, это значит, что вы поведете себя в этой ситуации как сангвиник!!!

Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Наглядно представить себе влияние того или иного типа темперамента на поведение человека вам поможет следующий пример.

•        Четыре человека с различными темпераментами опоздали в театр. Их не пускают.

  • Один сразу в атаку: «Что за порядки? Ваши часы спешат!» - и пытается протиснуться силой (холерик)
  • Второй сразу сообразил, что легче пройти на верхний ярус, и быстро

побежал по лестнице вверх (сангвиник)

  • Третий не торопясь развернулся и... пошел в буфет, говоря: «Ничего, пока

поем, а там и антракт будет. Первое действие всегда неинтересное».

(флегматик)

  • А четвёртый тяжко и глубоко вздохнул и тихо сказал с грустью: «Всегда

мне не везет, собрался один раз за полгода в театр и то неудачно» и...

уехал домой» (меланхолик)

Определите по реакции на событие тип темперамента каждого героя (работа в группах, проверка).

  1. Посмотрите, как бурно переживает болельщик победу своей хоккейной
    команды. «Наверное, он холерик» - думаем мы.
  2. Но вот он демонстрирует свою общительность. «Это настоящий сангвиник» -
    хочется сказать нам.
  3. Когда тот же мальчик спокойно готовит уроки, нам кажется, что он
    флегматик.
  4. А когда в классе, не ответив на вопрос учителя, мальчик идёт за парту с
    унылым видом, его легко принять за меланхолика.

Следует признать, что темпераменты «в чистом виде» почти не встречаются в жизни. В людях сочетаются черты разных темпераментов. Также нет «плохих» и «хороших» темпераментов. В каждом есть свои плюсы и минусы. Надо их знать и действовать, выбирая эффективную модель поведения в зависимости от ситуации, не идя на поводу у природных качеств, а развивая их.

Особенности темперамента необходимо учитывать при выборе профессии, но не следует путать темперамент с характером. Доброта и жестокость, трудолюбие и лень, аккуратность и неряшливость - все это черты характера, которые не заложены от природы, а формируются на протяжении всей жизни. Умным или глупым, честным или лживым, талантливым или бездарным может быть человек с любым темпераментом. Успешность человека зависит не от его темперамента, а от способностей, знаний, навыков и направленности личности

Каждый тип психики больше подходит для одних дел и профессий и меньше - для других.

-Меланхолик, обладающий слабым типом нервной системы, при сильных стрессах может растеряться, потерять самоконтроль и оказаться не в состоянии принять необходимое решение, поэтому меланхолику нежелательно, например работать водителем на общественном транспорте. Однако меланхолики могут стать выдающимися деятелями искусства, из них часто получаются прекрасные педагоги.                                                          - Флегматику не подойдет деятельность, связанная с необходимостью быстрого переключения. Если это медицина, то они скорее, будут хорошими терапевтами, чем хирургами, если экономика - то роль главного бухгалтера значительно луче, чем менеджера.                                                                                                                               

-Холерики великолепные летчики-испытатели (именно поэтому, кстати, в работе приемных комиссий в летных училищах обязательно принимает участие врач-психолог), но они плохие счетные работники.                            -Сангвиники - хорошие водители, саперы, инженеры, но они не так терпеливы, как флегматики.

Таблица «Темперамент и работа»

Меланхолик. Подходит работа, требующая внимания, умения вникнуть и проработать мельчайшие детали. Противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями. Помехоустойчив. Трудно меняет коллектив.

Холерик. Подходит работа, требующая большой но периодической затраты энергии, связанная с напряжением, можно с опасностью, быстро включается в работу., в период интенсивной работы склонен переоценивать свои возможности и работать с напряжением. Напорист, но недостаточно настойчив.

Флегматик . Нетороплив в учебе и в работе. Много внимания уделяет подготовительному периоду, «раскачивается». Достигает успеха за счет упорства, терпеливости, продуманной организации труда. Склонен выполнять монотонную работу. Неохотно берет на себя обязанность лидера.

Сангвиник. Большая работоспособность. Помехоустойчив, легко сосредотачивает внимание, может выполнять несколько дел параллельно.

Выводы: Любая группа людей работает эффективней, если в ней есть представители всех 4-х темпераментов.

Меланхолик — первым чувствует, в каком направлении надо работать.

Холерик - выполняет функцию бесстрашного разведчика.

Сангвиник - источник положительных эмоций, выдающий неожиданные идеи.

Флегматик - анализирует информацию и предлагает взвешенные решения.

Проявление темперамента в профессиональной ситуации.

Задание группам - определить темперамент.

Она считается лучшим секретарем-референтом своей организации. В общении с коллегами и посетителями приветлива, доброжелательна, не конфликтует. М.И. исполнительна , задания выполняет без суеты и вовремя, так как умеет распределить рабочее время.

Какой темперамент ? (флегматик)

Он работает оператором станков с программным управлением. Всевремя спокоен, одинок и пасмурен. Если он обижен, долго сердится, если поссорился с напарником, целый день с ним не разговаривает. Предпочитает работать в спокойном темпе. К концу смены производительность работы уменьшается.   Какой темперамент ? (меланхолик)

А теперь вернёмся к карточкам с описанием четырёх видов поведения людей. Вы должны были выбрать ту, которая подходит вам в большей степени.

  1. Карточка под №1 - соответствует холерическому типу темперамента.
  2. Карточка под №2 - соответствует флегматическому типу темперамента.
  3. Карточка под №3 — соответствует сангвиническому типу темперамента.
  4. Карточка под №4 — соответствует меланхолическому типу темперамента.

Нельзя изменить темперамент, но контролировать поведение, реакции - можно. Существуют психотехнические упражнения, которые вам помогут в этом.

Проверь себя.

  • Кто и когда из древних учёных сформулировал учение о 4 типах темперамента?
  • Какие типы темперамента вы знаете?
  • Кто создал современную классификацию типов темперамента?
    *Для холерика наиболее подходящей будет работа:

А) монотонного характера; Б) малоподвижная; В) в изоляции от людей;  Г) цикличная (чередующая нагрузки и спокойную деятельность).      Ответ: цикличная.

работой,  требующей тонких ручных умений,  высокой точности, легче справиться:

А) холерику;  Б) флегматику; В) сангвинику; Г) меланхолику.

Ответ: меланхолику.

  • Работа, требующая подвижности, частой смены обстановки, меньше всего подходит:

А)холерику;  Б) флегматику;  В) сангвинику; Г) меланхолику. Ответ: флегматику.

*        Для меланхоликов в профессии врача будет неудачной специализация:
А)терапевта;  Б) окулиста (лечащего болезни глаз); В) хирурга;  Г) фтизиатра (специалиста по туберкулезу).  Ответ: хирурга.

*        Для сангвиника наименее подходящей будет профессия:
А) коммерсанта; Б) оператора ПК;  В) профессионального футболиста; Г)официанта.   Ответ: оператора ПК.

*        Руководить людьми труднее человеку, имеющему темперамент:
А) сангвиника;  Б) холерика; В) флегматика; Г) меланхолика.    Ответ: меланхолика.

*        Руководить людьми легче человеку, имеющему темперамент'.
А) сангвиника; Б) холерика; В) флегматика; Г) меланхолика.        Ответ: сангвиника.

*Работу, требующую высокой чувствительности, легче выполнять:

А) холерику;  Б) флегматику; В)сангвинику;  Г) меланхолику.

Ответ: меланхолику.

Итог классного часа.

  • Что нового вы сегодня узнали?
  • Что полезного именно для себя вы узнали на нашем занятии? "  
  • Для чего нужны знания о темпераменте?
  • Как вы считаете, важно ли знать о своем темпераменте, выбирая себе
    профессию?

Наш классный час я хочу закончить следующими словами, которые сказал Вильгельм Вундт:                  «В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни - меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком и, наконец, в исполнении раз принятых решений - флегматиком»

Всего хорошего!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мой профессиональный выбор"

Цель: Помочь учащимся приобрести знания по основам выбора профессии.Задачи: 1. Создание условий для осознания важности выбора будущей профессии как одного из ключевых моментов успешности человека в со...

Презентация "Роль классного руководителя в профессиональной ориентации школьника"

Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, свое место в жизни. Как правило, молодые люди не знают св...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по вопросам профессиональной ориентации учащихся «Моё будущее!» (система классных часов в 8-9 классах ОУ СПБ)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по вопросам профессиональной ориентации учащихся   «Моё будущее!» (система классных часов в 8-9 классах ОУ СПБ)...

Из опыта работы «Роль классного руководителя в профессиональном определении школьников»

С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения образовательный и воспитательный процесс должен строиться  на основе развития у школьников психологичес...

Роль классного руководителя в профессиональном самоопределении учащихся

Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба,  место в жизни.  Ведущую роль в формировании и...

Проблема престижности института классного руководства. Совершенствование профессионального мастерства классного руководителя.

Сегодня многие работники образования считают, что классный руководитель нужен только в том случае, если он относится к своей работе неформально, ответственно. А как это сделать? Какие направления в ра...

Классный час по профессиональному самоопределению "Я и мир профессий" для учащихся 9-х классов с УО (интеллектуальными нарушениями)

Работа по самоопределению может быть успешнее, если в ней участвуют не только школьники, но и родители и педагоги.Вместе они могут проработать следующие вопросы. В профессиональном самоопределен...