Проблема престижности института классного руководства. Совершенствование профессионального мастерства классного руководителя.
статья на тему

Мещерякова Екатерина Владимировна

Сегодня многие работники образования считают, что классный руководитель нужен только в том случае, если он относится к своей работе неформально, ответственно. А как это сделать? Какие направления в работе с классом и формы взаимодействия с учащимися являются эффективными?..

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проблема престижности института классного руководства. Совершенствование профессионального мастерства классного руководителя»

Сочетание слов «классный руководитель» понятны и тому, кто уже закончил школу, и тому, кто еще учится в ней. Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе связаны с именем классного руководителя.

Он является ближайшим и непосредственным воспитателем и наставником учащихся, организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет усилия учителей, родителей и общества. В его деятельности органично сочетаются идейно-воспитательная, организационная и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний и т.д.

Сегодня многие работники образования считают, что классный руководитель нужен только в том случае, если он относится к своей работе неформально и ответственно. А как это сделать? Какие направления в работе с классом и формы взаимодействия с учащимися являются эффективными? О некоторых из них мы сегодня с Вами поговорим. Но чуть позже…

В работе классного руководителя можно выделить следующие проблемы, мешающие полноценной его работе:

  1. Нехватка времени для общения и работы с классом из-за загруженности учителя, как предметника, оформления большого количества документации, курсов, совещаний и т.д., связанных с основным видом деятельности.
  2. Отсутствие в учебном расписании классных часов.
  3. Очень высокий ритм работы.
  4. Большая часть родителей не заинтересована в совместной успешной деятельности классного руководителя и детей.
  5. Отсутствие времени для повышения квалификации по классному руководству (даже взаимопосещение внеклассных мероприятий внутри школы, обмен опытом, не говоря о курсовой подготовки). Кто сегодня готов пойти на курсы по классному руководству на 1-2 недели? 
  6. Слабая материальная и моральная поддержка классного руководителя. Хотя если говорить о материальной поддержке, то с отменой фиксированного вознаграждения за классное руководство из областного бюджета (т.к. вся дополнительная нагрузка, в т.ч. классное руководство стала входить в стоимость образовательного часа), классные руководители нашей школы ничего не потеряли. Потому как, директором школы принято решение, классным руководителям нашей школы это вознаграждение выплачивать в прежнем объеме (в зависимости от количества человек в классе) и при этом эта сумма входит в основную заработную плату педагога (со всеми вытекающими последствиями). Также на основании Положения о стимулировании классный руководитель имеет возможность получить доплату за эффективность ВР в классе, на параллели, на общешкольном уровне (конечно при такой возможности). К моральному стимулированию деятельности классного руководителя можно отнести: устную похвалу, благодарность, рейтинг классных руководителей, письменную похвалу и благодарность (грамоты, благодарственные письма). У нас в школе разработаны свои наградные документы с логотипом школы.
  7. Мало кто из педагогов-предметников использует результаты своей деятельности как классного руководителя при аттестации. А ведь это огромный пласт работы, который говорит о разносторонней деятельности педагога.

Самыми ключевыми противоречиями в работе классного руководителя являются:

  1. Между образом классного руководителя-профессионала в свете современных требований и недостаточной мотивацией классного руководителя на изменения;
  2. Между необходимостью повышения мотивации на изменения и недостаточным количеством стимулирующих факторов;
  3. Между растущими требованиями общества к уровню профессионализма классных руководителей, качеству осуществления воспитательной деятельности и не разработанностью системы подготовки классных руководителей с учётом вариативности воспитательной деятельности;
  4. Несоответствие между требованиями, предъявляемыми к деятельности классного руководителя со стороны школьных управленцев и недостаточными организационными условиями, необходимыми для становления вариативности воспитательной деятельности классного руководителя.

Но мы должны знать и помнить, что классный руководитель является ключевой фигурой воспитательного процесса. От уровня его профессионализма, духовности и нравственности зависит успех воспитательной работы всей отечественной системы общего образования. Механизм поддержки и повышения социального статуса классного руководителя должен предусматривать не только улучшение материального положения педагогов, но и системное повышение их профессионализма, соответствующего запросам реальной жизни.

Под социальным статусом классного руководителя нами рассматривается его положение по отношению ко всем субъектам образовательного процесса, место и роль в системе межличностных отношений, определяющие его права, обязанности и привилегии. Социальный статус классного руководителя определяется по признаку его отношения к сфере профессиональной деятельности.

Под профессиональным статусом мы понимаем положение классного руководителя в системе профессионально-педагогических отношений, характеризующее его квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, владение современными алгоритмами и способами решения задач классного руководства, мотивационную сферу и ценностные ориентации, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью.

С целью создания условий повышения социального и профессионального статуса и успешности деятельности классного руководителя в воспитательной системе ОУ в школе проводится с прошлого года конкурс «Самый классный классный», стимулирование за эффективность ВР, грамоты, благодарственные письма за эффективность в том или ином направлении деятельности (подготовку призеров, участников конкурсов, реализацию проектов, организацию ЛДП и т.д.), опыт классных руководителей обобщен и представлен в публикациях педагогических социальных сетей.

Но при этом в городе, я считаю, отсутствует система повышения профессионального статуса классного руководителя через методическое сопровождение его деятельности – обучение на уровне города. Но опять-таки противоречие – готов ли к этому классный руководитель. Конечно, в рамках городских акций «Открытая школа» возможность взаимопосещения внеклассных мероприятий, обмена опытом предоставляется. Для чего мы с Вами сегодня и собрались.

   

В восьмой школе работает высококвалифицированный, дружный, оптимистичный педагогический коллектив, состоящий из 52 педагогов, в том числе:

  • классных руководителей – 34 (на 35 классных коллективов)

из них имеют звания:

  • 1 Заслуженный учитель РФ – Боярова Надежда Анатольевна.
  • 5 Почетный работник общего образования РФ – Жердева Надежда Васильевна, Казачкова Татьяна Дмитриевна, Гробок Тамара Ивановна, Лузан Галина Владимировна, Терехова Татьяна Викторовна.
  • 1 Почетная Грамота Министерства образования РФ – Вьюшина Наталья Викторовна.
  • Высшая категория – 24 (70,6%)
  • Первая категория – 9 (26,5%)
  • Соответствие должности – 1 (2,9%)

В целях профессионального совершенствования педагогов, осуществляющих функции классного руководителя; распространения педагогического опыта; дифференциации оплаты труда педагогов в зависимости от качественных результатов; повышения престижа педагогического труда, института классного руководства; повышения роли воспитательной составляющей деятельности образовательной организации, в МБОУ СОШ №8 был впервые проведен конкурс на Грант самого лучшего классного руководителя по итогам 2014-2015 учебного года.

Грант был учрежден директором школы в размере 30000 рублей: 15000, 10000 и 5000 рублей соответственно за 1, 2, 3 место (по возможности может увеличиваться, но не уменьшаться).

        В рамках конкурса деятельность классного руководителя оценивалась по следующим критериям, согласно Положению «О Гранте «Самый классный классный»:

Критерий

Своевременность сдачи всей необходимой документации по ВР

Качественное ведение Дневника классного руководителя

Наличие системы ВР с классом, документально подтвержденной

Наличие детского самоуправления и организация его работы согласно возрасту детей

Качественные показатели участия в общешкольных мероприятиях

Участие в городских мероприятиях

Особенность ВР в классе («изюминки»)

Охват горячим питанием

Школьная форма

Отсутствие (или положительная динамика правонарушений, пропусков уроков). Работа с детьми, состоящими на различного вида учетах (справка соц. педагога)

Отсутствие неразрешенных конфликтов с детьми и родителями

Индивидуальная работа с детьми и родителями (документально подтвержденная)

Положительный результат посещения родительских собраний (лист регистрации или протокол)

Наличие методических разработок проводимых мероприятий с детьми и родителями

Обобщение и распространение педагогического опыта (выступления, публикации, мастер-классы)

Наличие и правильность оформления отчета по ВР за учебный год

В рамках конкурса были проведены индивидуальные собеседования с классными руководителями с целью выявления положительных сторон, особых достижений в воспитательной работе с классом и проблем. Составлены справки и экраны достижений по критериям конкурса (согласно Положению).

В конкурсе на Грант «Самый классный классный» приняли участие 23 классных руководителя из 33 (представляющих 24 классных коллектива).

В ходе заседания конкурсной комиссии выяснилось, что из 23 участников, имеют публикации по классному руководству только 9 педагогов.

Согласно протоколу конкурса (Гранта) «Самый классный классный» от 16.06.2015 составлен рейтинг 10 лучших классных руководителей по итогам 2014-2015 учебного года:

  1. Мещерякова Е.В. 5А (51,79 балла)
  2. Казачкова Т.Д. 1А (48,7 балла)
  3. Гробок Т.И. 2А (47,45 балла)
  4. Миронова А.Н. 2Г (46,36 балла)
  5. Сорокина С.В. 9А (40,85 балла)
  6. Белоконь В.Н. 4В (39,33 балла)
  7. Хорева М.Н. 1В (37 баллов)
  8. Хорева М.Н. 4Г (36,83 балла)
  9. Косарева М.А. 4Б (36,83 балла)
  10.  Галютина Н.В. 6А (34,63 балла)

Рекомендации по итогам конкурса:

  • Провести Семинар по обобщению и обмену опытом работы классных руководителей в День классного руководителя;  
  • Создать банк методических разработок проводимых мероприятий с детьми и родителями;
  • Педагогам публиковать методические материалы по направлению «Классное руководство» в различных СМИ;
  • Продолжить проведение конкурса на Грант в дальнейшем, но было внесено изменение – подведение итогов сделать по двум возрастным категориям.

Народная мудрость гласит: «У одного человека есть яблоко и у другого есть яблоко. Если они поменяются яблоками, то у каждого так и останется только одно яблоко. Но если у одного есть идея и у другого есть идея, то после обмена у каждого становится по две идеи». Давайте попробуем сегодня поделиться друг с другом идеями при работе с детьми и родителями.

Три года назад я начала в школе целую серию мастер-классов, когда я умею что-то делать и учу этому других. Я находила детей, которым помогала собрать группу и они выступали в качестве мастеров и проводили занятия. Так в школе прошли такие мастер-классы, как «Коса – девичья краса», «Букет из конфет», «Фенечки», «Топиарии», «Новогодние игрушки», «Открытка своими руками» и так далее. Сегодня форма работы, мастер-класс получила очень широкое распространение в нашей школе. И что примечательно, в качестве мастеров выступают не только. Дети, педагоги или приглашенные специалисты, но и наши родители. Кстати, эти карандашницы, результат родительского мастер-класса.

        Хорошо, когда родители принимают участие в творческой деятельности класса и школы, но есть опыт. Когда родители принимают участие в разрешении конфликтных ситуаций в классе, способствуют повышению качества успеваемости. Такую форму работы успешно реализует классный руководитель 9А класса Кротова Елена Николаевна.

Работа классного руководителя для любого учителя по существу - вторая специальность. Это область деятельности, требующая специфических, в отличие от преподавания, знаний, умений и навыков.

Позиция всех  классных руководителей нашей школы: обязательно принимать участие во всех общешкольных мероприятиях. Наша школьная традиция: активно участвуем в классных и общешкольных делах, акциях, событиях. Богатство и насыщенность школьной жизни зависят от активности ее классных коллективов, поэтому необходимость вложить свою лепту в общешкольное бытие есть нравственный долг каждого - это с одной стороны, и с другой: система общешкольных мероприятий обогащает содержание воспитательного процесса в классном коллективе, расширяет поле межличностного взаимодействия учащихся разного возраста и сплачивает в единый школьный коллектив.

Понимание и признание директором школы, администрацией, всем педагогическим коллективом исключительной роли классного руководителя в современной школе, обеспечение поддержки и помощи, стимулирование и поощрение творческой и управленческой инициативы классных руководителей – одно из первоочередных условий для их успешной работы.

Дети являются главным звеном воспитательного процесса. Без их участия ни один классный руководитель не сможет продемонстрировать своё мастерство, показать навыки работы, поделиться опытом.  Как  роль классного руководителя оценивают сами дети?

Учащимся школы были предложены три вопроса.

  1. Нужен ли вам классный руководитель?
  2. Зачем?
  3. Каким на ваш взгляд должен быть классный руководитель?

Ответы:

  1. Положительно  ответили 100% учащихся.
  2. Контролировать нас, посещать театры, музеи, готовим вместе выступления к праздникам, помогает нам в решении проблем…
  3. Надежный, честный, творческий, интересный, терпеливый, интересный, добрый. А также отмечают профессиональные качества: должен все про все и про всех знать, образованный, умный.

Классный руководитель должен создавать условия! Он должен помогать реализации ребенком своих потребностей, которые есть основа мотивационной сферы человека. Чтобы ребенок стал хорошим надо, чтобы он хотел, стремился, находил удовольствие в том, чтобы быть хорошим!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет по теме «Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения»

В работе представлено содержание  выступления на педагогическом совете школы по теме  "Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения...

Выступление на педагогическом совете по теме «Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения»

В работе представлены материалы выступления руководителя МО учителей математики, физики и информатики по теме: «Совершенствование профессионального мастерства учителя  через участие в работе мето...

Мастер – класс «Родительское собрание» на республиканском конкурсе профессионального мастерства классных руководителей, посвященному Году кино.

Тема: размышление по фильму "Расписание на послезавтра" (1978 г. "Беларусьфильм, режиссер Игорь Добролюбов). Мы делали короткие нарезки, фрагменты из фильма, на которые и опирались. Возможно вы у види...

САМООБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАСТЕРСТВА КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

В        ФГОС основного общего образования требует от современного педагога умения выбирать и применять современные педагогические       технологии, научит...