Подпрограмма "Азбука безопасности"
рабочая программа на тему

Татьяна Юрьевна Кокаревич

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников и младших школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_obzh_._kopiya-.doc328.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

КРАЕВОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ     « УССУРИЙСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

        

        

Подпрограмма

по формированию основ безопасности жизнедеятельности  у дошкольников и детей младшего школьного возраста

                                                                                                         Авторы-составители:

                                                                                   Кубова Н.А

                                                                                            Кокаревич Т.Ю.

Уссурийск 2015г

Подпрограмма «Азбука безопасности» направлена на формирование знаний основ безопасности жизнедеятельности   дошкольников и школьников младшего возраста, а так же применению полученных навыков в социуме.

Полное название организации:

краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Уссурийский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Руководители программы:

Силантьева Светлана Александровна-директор КГБУСО «Уссурийский СРЦН»

Матвиенко Любовь Сергеевна-заместитель директора по воспитательной и реабилитационной работе.

Автор-составитель:

Кубова Наталья Александровна  – воспитатель;

Кокаревич Татьяна Юрьевна – воспитатель.

Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте от 6 до 10 лет

Кадровое обеспечение:

* воспитатели;

*социальные педагоги;

*специалисты по социальной работе;

*медицинские работники.

Ресурсное обеспечение программы:

*предоставление помещений(игровые комнаты, спортивный зал);

*предоставление игрового оборудования и оргтехники (аудио и         видеоаппаратура, магнитофон, компьютер,  фотоаппарат);

*предоставление специального оборудования для проведения занятий(раздаточный, демонстрационный и дидактический материал);

*предоставление игровых участков на свежем воздухе, выносного оборудования,      инвентаря;

* расходный материал ( канцтовары, призы для поощрения участников).

Цель программы:

  *обеспечение непрерывности обучения несовершеннолетних, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях.

  *формирование социального опыта дошкольниками и школьниками младшего возраста, умения применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Задачи:

* привить несовершеннолетним  начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизнидеятельности;

* выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;

* научить использовать полученные знания в практической деятельности;

*воспитывать умение в повседневной жизни стремиться соблюдать правила безопасного поведения дома и на улице.

Принципы программы:

* системность и последовательность - любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем ;

* доступность - усложнение материала происходит с учётом возрастных особенностей детей;

* включение в деятельность - игровую, познавательную, поисковую и другие виды;

* наглядность – натуральная, представляющая собой реальные предметы или процессы (объекты и явления, раздаточный материал и др.), изобразительная (фотографии, картины, рисунки).

*динамичность - интеграция задач в разные виды деятельности ;

*психологическая комфортность - снятие стрессовых фактов .

Срок реализации:

Начало реализации:……………..

Окончание реализации:……………

Этапы реализации:

1этап- Подготовительный:

  Организационный:

*сбор материала, разработка и составление программы.

*утверждение плана реализации программы.

 *презентация программы для воспитанников и педагогов.

Диагностический:

*изучение личности ребенка.

*обработка результатов диагностики (анкетирование ,тестирование,опрос)

2 этап-Реализация программы:

 Информационный:

* заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности.

* ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила.

*сбор информации по проблеме.

Реабилитационно - практический:

Методы и приемы: (беседа, чтение художественной литературы, рассматривание наглядно-иллюстрационного материала, дискуссия, наблюдения, сюжетно-ролевые, настольные, дидактические, подвижные игры, тренинг, комплексные занятия).

Технологии:

*элементы здоровьесберегающих технологий ( физминутки и динамические паузы, закаливание,    упражнения по релаксации);

*коррекционные технологии (сказкотерапия, арт-терапия , музыкотерапия, изотерапия, пластелинография);        

*игровые технологии (интеллектуальные,  развлекательные, спортивные, подвижные игры, игры - драматизации, сюжетно-ролевые игры);                                                                                                                                        

*информационно-коммуникативные (подготовка слайдовых презентаций) с  использованием компьютерных технологий, фотоаппаратуры

3этап-Заключительный:

* мониторинг эффективности.

*подведение итогов программного взаимодействия .

*создание  буклетов, видео роликов, стенгазет.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Эффективность  для детей:

*формирование у несовершеннолетних знаний по сохранению и укреплению здоровья у несовершеннолетних;

*формирование  безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, по необходимости  - действовать.

*формирование привычки управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать  элементарные  общепринятые  нормы и правила поведения.

*развитие  чувства взаимопомощи и товарищества.

*осознанное самостоятельное поведение несовершеннолетник, адекватное к  потенциально опасным ситуациям для жизни и здоровья человека, умение применять полученные знания в повседневной жизни;

Эффективность для воспитателя:

*повышение профессионального мастерства.

*личностный и профессиональный рост.

*самореализация и моральное удовлетворение.

 «                                                                              Самое дорогое у человека – это жизнь»

Н.А.Островский

Актуальность проекта

 Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и детей основам безопасности жизнедеятельности. Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. 

Этот удивительный мир природы: мир красок, превращений и неожиданностей! С возрастом  у детей происходит  нарастание двигательной активности и увеличение физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травматических ситуаций. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать,  почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.    

Каждого человека подстерегает немало опасностей, которые надо уметь предвидеть, избегать, а если что-то опасное случилось, то уметь действовать. Самое главное умение в жизни - это умение правильно действовать в случае любой опасности.                                                                                                    

В учреждение поступают несовершеннолетние из семей, находящихся в социально опасном положении, алкоголезависимых семей, в которых родители зачастую не уделяют должного внимания формированию у несовершеннолетних навыков безопастного поведения, что в свою очередь, нередко приводит к печальным последствиям, как для самого ребенка, так и для окружающих.

Практика работы показывает, что многие родители сами не в ладах с правилами безопасности. Зачастую спички дома хранятся в доступных для детей местах. Малыши нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, топящимся печкам, газовым плиткам. Всё это чревато серьёзными последствиями, поэтому именно воспитателю надлежит научить детей основам безопасности жизнедеятельности в различных ситуациях. Данная программа направлена на формирование у несовершеннолетних основ безопасного поведения и включает в себя следующие разделы: « Ребенок дома», « Ребенок и улица», « Ребенок и вода», « Ребенок и животные».

Для наиболее успешного усвоения новых знаний, а так же развития имеющихся навыков программа предусматривает проведение мероприятий в форме бесед, тренингов, дискуссий, игр, сказкотерапии.

 Формирование понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов происходит через знакомство детей со значением природы  в жизни людей. Необходимо формировать целостное представление картины мира, о человеке, как части природы, рассказывать, что к природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей. Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека.

 Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать  знания о правилах безопасности в природе важно начать с выявления уровня знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков при помощи:

*беседы: как избежать неприятностей в лесу, на речке и др;

*различных видов игровой деятельности: сюжетно-ролевых, дидактических,   настольно-печатных, подвижных и игр-драматизаций;

*разбора проблемных ситуаций.

Воспитание культуры безопасного поведения предполагает овладение детьми навыками корректного поведения в разнообразных ситуациях, предупреждение и преодоление потенциально опасных ситуаций, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях.

Пожарная безопасность картинки для детей - Видео уроки

«План мероприятий по реализации подпрограммы

Наименование мероприятие

Форма проведения

Сроки проведения

Ответственный

«Если ты один дома»

бесседа

март

воспитатель

 «Ситуация дома»

тренинг

март

воспитатель

«Доскажи словечко».

игра

март

воспитатель

«Что делать?». «Можно или нельзя”

игра

март

воспитатель

«Опасные предметы дома»

дискуссия

март

воспитатель

«Кошкин дом»

игра-драматизация

март

воспитатель

«Ромашка»

игра

март

воспитатель

«Желтый, красный, зеленый»

дискуссия

апрель

воспитатель

«Улица города»

дискуссия

апрель

воспитатель

«Петрушка на улице»

беседа

апрель

воспитатель

«О том, как мальчик Миша стал всегда соблюдать правила дорожного движения»

сказкотерапия

апрель

воспитатель

«Путешествие по городу дорожных знаков»

спортивное развлечение

апрель

воспитатель

«Лето время для отдыха»

беседа

апрель

воспитатель

медицинская сестра

«Безопасность на воде»

беседа

апрель

воспитатель

«Золотая рыбка»

дискуссия

апрель

воспитатель

«Волшетные вороны»

сказкотерапия

май

воспитатель

«Безопасность в природе»

дискуссия

май

воспитатель

«В лесу»

беседа

май

воспитатель

«Ядовитые грибы и ягоды»

беседа

май

воспитатель

медицинская сестра

«Природа и опасности предостерегающие Вас»

беседа

май

воспитатель

«В лес по грибы, по ягоды»

дискуссия

май

воспитатель

медицинская сестра

«Береги лес от пожара»

тренинг

май

воспитатель

«Если вдруг укусила собака»

беседа

май

воспитатель

«Правила безопасности при общении с животными»

дискуссия

май

воспитатель

«Собака-наш друг»

беседа

май

воспитатель

Беседа: «Если ты один дома»

Цель: 

*закрепить у детей понятие безопасность, убедить в необходимости соблюдения правил безопасности;

*дать детям представление о причинах возникновения пожара в помещении, познакомить с некоторыми правилами пожарной безопасности;

*закрепить  знание у детей домашнего адреса;

*научить набирать номер 101 на телефонном аппарате, разговаривать с дежурным пожарной части;

Материал: 2 телефонных аппарата.

Время:35 мин

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня на занятии мы вновь поговорим с вами о безопасности.
– Что же такое безопасность?

– Знаете, ребята, ведь окружающий нас мир полон неожиданностей и опасностей. Опасности могут подстерегать нас везде, даже дома. Скажите, какие предметы в доме можно считать опасными и почему? (Ответы детей)

– Где нужно хранить острые, бьющиеся предметы и почему?

– Ребята, вы уже знаете: для того чтобы с вами не произошел несчастный случай, вы должны быть внимательными, без разрешения родителей не брать те предметы, которые могут привести к травме.

– А сейчас, ребята, я хочу рассказать вам про огонь. Огонь – одно из самых больших чудес  природы. Огонь дарит человеку тепло, используется для приготовления пищи. Но если огонь выйдет из – под контроля человека, то превращается в страшное бедствие – пожар, который несет разрушение, горе, боль. Пламя пожара не жалеет никого и ничего. В пламени пожара скручиваются даже стальные балки, рушатся стены домов, гибнут люди.
– Как вы думайте. Отчего возникают пожар?
(Дети играют  со спичками, зажигалками, забыли выключить утюг, телевизор, неправильно пользовались газом.)
– Поэтому, чтобы в вашем доме не произошло несчастья, вы должны запомнить главное правило: дети не должны брать спички и играть с ними. Именно игра со спичками может быть одной из причин пожара. 

Ростом спичка – невеличка.
Не смотрите, что мала.
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнем шутить нельзя!

– Давайте представим себе, что в вашем доме случилась беда – пожар, а вы дома остались одни.
– Чем бы вы стали тушить огонь?
(Водой, накрыть одеялом.)
– А куда бы вы обратились, если бы поняли, что сами не справитесь с огнем? (Нужно позвонить в пожарную часть.)
– А какой номер пожарной части нужно набрать? (101.)

Воспитатель показавает  иллюстрацию (пожар в доме)

Сам не справился с пожаром –
Это труд не для детей.
Не теряя время даром,
101 звони скорей.
Набирай умело,
Чтоб не все сгорело.

Вот если бы у меня в доме возник пожар и я не могла бы сама его потушить, то я бы набрала по телефону номер 101, затем сказала, что у нас в квартире пожар, назвала свой домашний адрес, фамилию и имя. Посмотрите, у нас в группе тоже есть телефоны. Давайте поучимся вызывать пожарную бригаду. Я буду дежурным в пожарной части, а кто-то из вас пострадавшим, в  доме которого беда – пожар (приглашается 1 участник).

Участник: По телефону звонит на 101 и сообщает, о том ,что в его квартире пожар.

Воспитатель.  Ребята, вы позвонили по телефону, сказали, что в квартире пожар, и что вы будете делать дальше? (Ответы детей.)

Воспитатель. Проводит литературнаю викторину. Ребята отгадайте из какого произведения эти отрывки?
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
«Печку, Леночка, не тронь.
Жжётся, Леночка, огонь! »
(С. Я. Маршак. Пожар.) 

Дом пылает за углом,
Сто зевак стоят кругом.
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.
Весь чердак уже в огне,
Бьются голуби в окне.
(С. В. Михалков. Дядя Степа.)


Воспитатель. Какие еще произведения знаете про пожар? («Пожарные собаки», «Кошкин дом» и т. д.)

Подведение итогов: Обобщая ответы детей, нужно отметить, что во время пожара следует соблюдать правила поведения:

  • Немедленно покинуть помещение, где возник огонь, и закрыть за собой дверь.
  •  Двигаться к двери ползком или прогнувшись к полу – внизу меньше дыма.
  • Не прятаться под кровать, диван, стол и т.д.
  • Звать на помощь соседей и прохожих.
  • Когда приедут пожарные. Во всем слушаться и не бояться. Они лучше вас знают, как вас спасти.

Тренинг: «Ситуация дома»

Цель:                                                                                                                                                            *содействовать формированию у несовершеннолетних навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных  ситуациях).

   *предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встрече с незнакомыми людьми.

   *способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки.

   *способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью.

Материал: проектор, рисунки детей на темы: «Мой дом», «Моя улица», карточки-задания с текстами, листы самооценки.

Время: 30 мин

Ход занятия

Воспитатель: Часто приходится детям вашего возраста оставаться дома одним. Родители на работе или ушли в магазин, в больницу. Вас окружают родные стены, знакомые вам предметы, книги, игрушки. Настроение хорошее, но бывает, что его пытаются испортить злые люди.

       Узнав, что в квартире находится один ребёнок или пожилой человек, они пытаются проникнуть в квартиру, чтобы совершить кражу, убить, взорвать дом. Мы должны помнить об этом и быть с такими людьми очень осторожными и предусмотрительными.

  1. Ситуационная задача. «Эта странная Катя».

     Недавно в гостях у девочки Кати, была ее однокласница, когда ее родители уехали проведать бабушку. Меня удивило, что Катя вела себя как-то странно...
Судите сами. В подъезде — железная дверь с кодовым замком, еще одна в их квартире, имеется сигнализация; на лоджии — решетки, хотя живут они на последнем, 9-м этаже.

А Катя — трусиха! Позвонили в дверь, а она вместо того, чтобы открыть, тихонечко подошла к двери и, посмотрев в "глазок», отошла.

Как же так?! — говорю я. А она палец ко рту прикладывает: «Молчи, это чужие!».
А вскоре телефон зазвонил. «Извините, но мама сейчас очень занята, куда вам перезвонить?» — говорит Катя. А мамы и дома-то нет...

Вопросы для знатоков ОБЖ:                                                                                                                            

а) Что в обустройстве квартиры Кати показалось мне лишним и так ли это на самом деле?
б) Что в поведении Кати удивило меня, и была ли она права в своих оценках?
в) Какие правила безопасного поведения не знала девочка — гостья Кати?

2. Тест. Ты остался один дома, как ты поступишь?

Выбери правильный ответ.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

  1. Должна ли входная дверь быть закрытой на все замки?
    А. да
    Б. нет
  2. Позвонили в дверь, но в глазок никого не видно. Открывать дверь?
    А. да
    Б. нет
  3. Позвонили в дверь и предлагают купить какой-то товар. Открывать дверь?
    А. да
    Б. нет
  4. Позвонили в дверь и просят попить воды. Открывать дверь?
    А. да
    Б. нет
  5. Позвонили в дверь и хотят проверить работу газовой плиты. Открывать дверь?
    А. да
    Б. нет
  6. Позвонили в дверь и сказали, что принесли телеграмму. Открывать дверь?
    А. да
    Б. нет
  7. Если выходишь ненадолго, например, к соседям, надо ли закрывать дверь?
    А. да
    Б. нет

Ответы.

1

2

3

4

5

6

7

да

Нет

нет

нет

нет

нет

да

Подведение итогов: Воспитатель задает детям вопросы.                                                                                                                                     - Почему нельзя открывать дверь посторонним людям, когда ты один дома?

- Надо ли, отвечать на телефонные звонки, и если да, то как?

- О каких правилах безопасного поведения вы сегодня узнали?

Дидактическая игра: «Доскажи словечко»

Цель:                                                                                                                                                          * закрепить знания о мерах предотвращения пожара, развить словарный запас, внимание, память.

Материал: мяч.

Время: 15 мин

Ход игры:

Дети становятся в круг. В центре — воспитатель с мячом в руке. Он произносит стихотворные строки и, не договаривая последнего слова, передает мяч одному из детей. Ребенок быстро досказывает строку и передает мяч другому и т. д. Если ребенок отвечает неправильно, он выбывает из игры, а мяч переходит к воспитателю.                                             

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небе шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой…….(пожар)

Раз, .два, три, четыре.

У кого пожар в …..(квартире)

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил…..( утюг)

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками……(играл)

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над …(газом)

Кто в огонь бросал при этом

Не знакомые …(предметы)

Помни каждый гражданин:

Этот номер:….(101)

Дым увидел- не зевай.

И пожарных ….(вызывай)

Стоит на кухне белый дом,

Торжественный на вид.

Как будто твердым молоком,

Со всех сторон покрыт!     (холодильник)

Только я, только я

Я на кухне главная

Без меня, как не трудитесь,

Без обеда     насидитесь    (электрическая плита)

Поверну волшебный круг

И меня услышит друг   (телефон)

Нет ушей, а слышит

Нету рук, а пишет     (магнитофон)

Воспитатель читает стихотворение:

Для забавы, для игры

Спичек в руки не бери.

Не, шути, дружок, с огнем,

Чтобы не жалеть потом.

Сам огня не разжигай

И другим не позволяй.

Воспитатель. А теперь мы с вами поиграем в игру на внимание. Если вы согласны с утверждением, которое я прочитаю, то должны хором громко сказать: “Это я, это я, это все мои друзья”, если не согласны – надо промолчать.

  • Кто из вас в трамвае тесном
    Уступает старшим место?
     
  • Кто летит вперёд так скоро,
    Что не видит светофора?
  • Кто из вас, заметив дым,
    Закричит: “Пожар! Горим!”?
     
  • Кто костра не разжигает
    И другим не разрешает?
     
  • Кто из вас идёт вперёд
    Только там, где переход?
  • Кто, услышав запах гари,
    Сообщает о пожаре?
     
  • Кто из вас шалит с огнём
    Утром, вечером и днём?
     
  • Кто от маленькой сестрички
    Прячет, дети, дома спички?

Подведение итогов: Воспитатель наша игра подошла к концу. Сейчас жюри объявит результаты игры.  Дети награждаются дипломами и подарками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о контроле состоянияохраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса МБОУ СОШ № 117 г. Екатеринбурга И БЕЗОПАСНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ № 117

В положении представлены цели, задачи, виды контроля, содержание и периодичность контроля по состоянию ОТ, ПБ, БУП, расписаны функции, распределение ответственности и обязанности работников по обеспеч...

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 3 «Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности», урок 17 «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом».

Данная презентация иллюстрирует семнадцатый урок ОБЖ в 6 классе  «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом» по программе  «Основы безопасности жиз...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...

ПРОГРАММА «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ» ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНОГО ТРАВМАТИЗМА, ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ЗАЩИТЫ ОТ ТЕРРОРИЗМА, ГО И ЧС И ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Трагические события в Беслане, гибель обучающихся образовательных учреждений во время пожаров, массовые заболевания и отравления обучающихся, чрезвычайные ситуации криминального характера, дорожно-тра...

Организация и проведение оборонно-спортивных и туристских игр "Зарница" , соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" в Калининском районе Санкт-Петербурга и их влияние на формирование безопасной образовательной среды школы.

Статья об особенностях проведения и организации игр "Зарница", соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" и построении работы со школами и с учащимися, заним...

Памятки для родителей и детей по безопасности в каникулярное время: «Безопасность нам нужна – безопасность нам важна!»

Памятки для родителей и детей  по безопасности  в каникулярное время:«Безопасность нам нужна – безопасность нам важна!»    Актуальность и просто жизненная не...