«РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ» (творческая работа)
методическая разработка на тему

Галина Николаевна Белаш

«РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ» (творческая работа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_biblioteki.docx31.97 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

«РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ»

(творческая работа)

Подготовила

 Белаш Г.Н.

                                                                                 

 Что такое патриотизм? Словарное определение гласит: «Патриотизм - это любовь к родине, к отечеству; одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями» (Большой словарь иностранных слов в русском языке. - М., 1998. - С. 482).

   В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение «Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» ( Российская газета.- 2001.- 12 марта).

    Деятельность библиотек неразрывно связана с духовно-нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием. Что бы ни делала библиотека, главная ее цель - приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни России.

    Патриотизму нельзя научить. Его надо воспитывать в полном смысле этого слова с пеленок, когда образное слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум. Роль книги и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне важна. Причем именно детской, библиотеки, учитывающей психологические и индивидуальные различия детей разных возрастных групп.

Чувство патриотизма сродни чувству любви к матери: недаром слова «родина» и «мать» часто употребляют в неразрывной связке. Оба эти чувства, являясь как бы врожденными, с возрастом получают развитие. И, если дошкольник всегда убежден в том, что его мама самая лучшая, то подросток уже понимает, что она может иметь какие-то отрицательные стороны характера, но, несмотря на это, продолжает любить свою мать как самого родного человека. Нечто подобное происходит и с развитием чувства патриотизма.

Если в работе с дошкольниками и младшими школьниками библиотекари ставят во главу угла эмоциональное воздействие на ребенка, то по отношению к подросткам просматривается еще одна педагогическая задача - помочь взрослеющему человеку сформировать понятия и представления, связанные с патриотизмом, помочь в осмыслении высших человеческих ценностей и идей. (Каменкова, Л. Как воспитать патриота [Текст] / Л.Каменкова // Народное образование. - 1999. - № 5.-С.249).

    Воспитание патриотизма - очень тонкое дело, поскольку крайние его проявления граничат с такими страшными для общества явлениями, как шовинизм и национализм.

Что же включает в себя патриотическое воспитание? Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» выделяет следующие наиболее актуальные направления:

-        формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины на основе изучения исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

- воспитание активной гражданской позиции личности;

- военно-патриотическое воспитание;

- патриотическое воспитание и национальный вопрос, воспитание толерантности как принципа взаимоотношений разных национальностей, рас, конфессиональной принадлежности и т.д.;

-        формирование и развитие социально значимых ценностей общества и личности и др.

   Сейчас российское общество переживает этап национального испытания, национального возрождения. В такие переломные моменты истории когда происходит деформация сложившихся историко-патриотических ценностей, особенно обостряются проблемы воспитания подрастающего поколения.   Отсутствие у молодых юношей и девушек личной причастности к происходящему в стране наносит непоправимый вред в их воспитании. Чем скорее мы осознаем это, тем лучше будет жить Россия и быстрее сформируется гражданское общество.

Разнообразны определения патриотизма. Но, в сущности, они сводятся к самому простому: любовь к своему Отечеству и деятельность во имя его блага. За достаточно короткий срок эпоха всеобщего принудительного патриотизма успела смениться десятилетием ледяного равнодушия к "этой стране", а затем - призывами "поднимать Россию с колен" и в спешном порядке растить гражданина и патриота. Прямо скажем - задача непростая и к тому же очень тонкая, поскольку крайние проявления патриотизма граничат с такими страшными для общества явлениями как шовинизм и национализм. Да и у самих взрослых патриотическая тема вызывает больше вопросов, чем готовых рецептов воспитания. Заставить "Родину любить" невозможно, зато можно создать фундамент для этой любви, основу для патриотизма повседневного, а не экстремально-героического и трескуче-формального. Идеальная формула такого патриотизма: "Любить своё, уважать чужое. Знать прошлое, жить настоящим, приближая будущее".

     Патриотизм в России представляется тем звеном, которое может потянуть вверх всю цепь возрождения духовности, нравственности, социальной активности подрастающего поколения.

   Патриотизм обладает огромным социально-культурным потенциалом в социализации детей и молодёжи. Задача в том, чтобы его максимально реализовать на уровне молодёжной и культурной политики.

Значимость библиотеки в социализации личности зависит от того, что они могут предложить подрастающему поколению в плане познания историко-культурных ценностей. Уважение к прошлому страны, родного края, своей семьи -основа воспитания патриотизма. В этой связи деятельность библиотек традиционно направлена на формирование духовного облика юных россиян.

Специфические особенности жизни и развития российского общества создают особую сложность в решении многих проблем. Библиотеки сегодня заняты выживанием. Однако к их чести нужно отметить, что они никогда не упускали из поля зрения проблем гражданского и патриотического воспитания, оценивая свои потенциальные возможности в воспитании подрастающего поколения с помощью книг, понимая свою миссию и социальное предназначение.

Современная концепция патриотического воспитания в условиях библиотеки ещё не сформирована окончательно. Что же может и должна делать библиотека в решении проблем патриотического воспитания сегодня?

Исходя из основных целей патриотического воспитания, в работе библиотек, каковыми являются:

- формирование активной жизненной позиции гражданина -патриота, гордящегося своей Родиной;

- воспитание любви к Родине, своему краю, чувства верности Отечеству.        Вытекают   основные   задачи,   которые   стремится   решить библиотека:

1) формирование у подрастающего поколения чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому России, особенно к Великой Победе над фашизмом;

2) доведение до обучающихся боевых традиций вооружённых Сил,  примеров мужества и героизма защитников отечества, проявленных нашими войнами в военные годы;

 3) сохранение памяти о великих полководцах, формирование у молодёжи готовности к достойному и самоотверженному служению Отечеству;

4) воспитание у молодёжи готовности к защите Отечества и службе в армии;

 5) формирование глубокого понимания воинского и гражданского долга перед своим отечеством;

6) побуждение желания соответствовать высокому званию гражданина, уважительно относиться к таким высоконравственным понятиям, как Родина, патриотизм, подвиг, героизм, интернационализм;

  1. изучение истории и культуры Отечества и родного края.

Эти задачи взаимосвязаны и реализуются только в единстве педагогического коллектива, школьного библиотекаря, семьи обучающихся.

Изучение истории родного края, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и
культурных традиций, устоев народа было и остаётся важнейшим направлением в
воспитании у обучающихся патриотизма, чувства любви к Отчизне, к малой и
большой Родине.
 Особая роль в этом принадлежит историческому краеведению. Воспитательный потенциал исторического краеведения заложен в самом материале - фактах местной истории. Они помогают донести до сознания обучающихся картины героического прошлого, хранящиеся в общественной памяти.

  Огромными ресурсами в воспитании патриотизма располагает школьная библиотека, и главный ресурс их — книга. Знакомить подростков с хорошей книгой - такая задача стояла перед библиотекой всегда. Работа эта должна быть целенаправленной, и библиотекарь должен использовать для этого разнообразные пути, средства и формы. Особое внимание в библиотеках всегда уделяется работе с художественной литературой данной тематики. Военная тема была всегда значима для русской литературы потому, что всегда помогала понять природу человека, выявить силы добра.

Вся система эффективна при непрерывном процессе на протяжении школьного обучения.

  1. Историко-патриотическое воспитание, его цель пропаганда и изучение российской военной истории, военных подвигов российских солдат в Отечественных войнах и локальных конфликтах. Уважительное отношение к живым и павшим участникам минувших войн.

Работа кружка «Патриот»

«Многое забудется, такое - никогда» рассказ-хроника военных лет, посвященный Дню памяти и скорби.

«Афганистан болит в душе моей» - литературно-музыкальная композиция,       «Время выбрало их» - вечер встречи поколений

«Пионеры - герои в годы Великой Отечественной Войны»- урок памяти И оформление папки.

Оформление Зала Славы.

«Память, которой не будет конца» - урок мужества.

«Победа к памяти взывает», «Не забывай те грозные года» - выставки книг о войне.                    «Строка, оборванная пулей» - конкурс стихов о войне.


«Живая классика» рассказываем прозу о войне.

На протяжении года реализуем проект «Читаем книги о войне»

В ходе подготовки и проведения уроков мужества, конференций по прочитанным книгам, литературных композиций и других мероприятий школьники знакомятся с историей подвига российского народа в годы ВОВ., встречаются с участниками и свидетелями исторических событий-фронтовиками, тружениками тыла. Гости, как и герои книг, рассказывают о примерах массового героизма, мужества, отваги российских воинов проявленных на фронтах ВОВ., свидетельствуют о появлении новых духовных качеств у российских людей. Это способствует становлению правильных мировоззренческих позиций, побуждений обучающихся, формированию у них стремлений равняться на идеалы положительные примеры служения Родине.

2.Следующий аспект патриотизма духовно-нравственное

воспитание, направлено на осознание молодёжью высших ценностей, идеалов и

ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни,

способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

«Глаголом жечь сердца людей» - литературный час.

«Когда музы не молчали» — мероприятия по творчеству русских писателей и поэтов.

 «Мы и природа» - конкурс творческих работ

«С природой на ВЫ» - экологическая викторина.

3. Историко-краеведческое воспитание. Оно нацелено на познание историко
культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы,
неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям
предков и современников и исторической ответственности за происходящее в
обществе.
        

«Литературная радуга Ставрополья» — краеведческая выставка.

Устный журнал - «Красногвардейское – родная сторона».

Фотовыставка – «Моё село, мой край любимый!»

4. Военно-патриотическое воспитание. Ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите.        

«Защита народа - священный долг» - встречи с земляками отслужившие в рядах Российских войск.

«Вспоминая минувшие дни…» - встреча с ветеранами В.О.в

5. Гражданско-патриотическое воспитание формирует правовую культуру и законопослушность, навыки оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянную готовность к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

 «Моя Родина - Россия» — уроки патриотизма.

 «Три символа родной державы» — информационный  час.

«Кем быть?» - беседы по профориентации.

6. Социально-патриотическое воспитание направлено на воспитание

«Молодежная политика в Российской Федерации» - социально-правовая выставка.  

 «В зоне риска - молодежь»- цикл мероприятий: уроки валеологии, нравственные беседы, часы здоровья, выставки-предупреждения.

7. Героико-патриотическое воспитание ориентировано на популяризацию героических профессий, а также знаменательных и исторических дат в нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям,

«Отечества славные сыны» - выставка.

«Место подвига - Беслан» — час памяти        

«Чернобыль - как это было» - урок- хроника

Работа по патриотическому воспитанию в библиотеке не ограничивается проведением праздничных мероприятий — она ведется систематически, продуманно и целенаправленно. Дмитрий Сергеевич Лихачёв сказал: «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать».

Художественное произведение не фиксирует правду или неправду, оно создает образ времени. В библиотеках по-прежнему рекомендуют читателям, прошедшие проверку временем, ставшие современной классикой, произведения В.Астафьева, Ю.Бондарева, В.Быкова, К.Воробьева, Б.Васильева, К.Симонова, А.Иванова, П.Проскурина, Г.Бакланова, А.Адамовича, В.Пикуля, В.Богомолова, В.Кондратьева и др.

Система работы школьной библиотеки по патриотическому воспитанию

  • Изучение интересов и уровня знаний учащихся. Анкетирование.
  • Взаимодействие с учителями-предметниками.

—        Совместное планирование работы, организация и проведение мероприятий.

  • Информирование учителей о новых поступлениях по методике патриотического воспитания. Составление рекомендательного списка литературы для педагогов.
  • Целенаправленное руководство чтением.
  • Чтение обучающихся необходимо направлять в русло духовно-нравственной сферы в целях воспитания гражданина-патриота. Составление рекомендательного списка.
  • Краеведческий уголок боевой славы «Не забывайте грозные года…» — стенд, на котором располагаются информационные материалы, фотографии, иллюстрации, посвященные периоду Великой Отечественной войны.
  • Книжная выставка. Позволяет познакомить читателей с героическим подвигом нашего народа в Великой Отечественной войне.
  • Час памяти. Урок строится по принципу воспоминаний о подвигах героев военных лет.
  • Урок-воспоминание.
  • Игровые формы. Игра является активным методом, развивающим способности детей, умение размышлять, анализировать; закреплять полученные знания, имеет большой воспитательный потенциал.
  • Конкурс стихов.        
  • Конкурс рисунков «Война глазами детей».  Развивает художественно-эстетический вкус, вызывает чувство сопереживания.
  • Конкурс «Встреча с военной песней». Знакомит учащихся с музыкальным искусством в годы войны.        
  • Стенгазета «До Победы осталось … дней». Газету оформляют дети. Обучающиеся приобщаются к поиску информации, глубже знакомятся с героическим подвигом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и место активных социально-психологических методов в гражданском и патриотическом воспитании школьников.

Роль и место активных социально-психологических методов (элементов тренингов, психологических игр, групповых дискуссий)  в гражданском и патриотическом воспитании....

Патриотическое воспитание школьников.Незабываемые встречи в библиотеке.

Статья о взаимодействии  школы, комитета ветеранов, учреждений допобразования по патриотическому воспитанию учащихся....

Роль школьного музея в системе патриотического воспитания школьников.

Главное, ради чего создаётся школьный музей – дети: их обучение и воспитание, развитие и социализация....

Роль школьного музея в патриотическом воспитании школьников на уроках литературы

Выступление на международной научно-практической конференции "III Молинские чтения", посвященной 150-летию со дня рождения М.Е.Евсевьева....

Курс лекций "Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС второго поколения"

Для учителя гуманитарно-социальных предметов и предметов естественно - научного цикла общеобразовательных учреждений, классные руководители, педагоги дополнительного образования, организаторы внекласс...

Роль гражанско-патриотического воспитания школьников обществоведческого образования в уроках и внеурочных формах.

Согласно ФГОС нового поколения, успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использо...

Роль самодеятельного театра в патриотическом воспитании школьников (из опыта работы школьной театральной студии "Дебют")

Сейчас каждая образовательная организация самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые виды воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Огромную подд...