Творческий проект "С песней к Победе"
проект на тему

Васильева Мария Юрьевна
Данный проект подготовлен учащимися 2 и 6 классов под руководством Васильевой М.Ю. и Мульковой Е.Г. Продуктом проекта стала литературно - музыкальная композиция, с которой ребята выступили перед учениками школы и города, ветеранами ВОВ, пенсионерами и инвалидами отделения временного пребывания (стационара) МАО ЦСОН. Ребята прочитали стихотворения и исполнили песни военных лет. Все зрители со слезами подпевали ребятам. Концертная программа заканчивается песней со словами «Кто, если не мы, сделаем так, чтобы не было войны». В день Победы ребята раздавали буклеты с текстами песен и жители города тепло благодарили их за это. Проект занял 2 место в районной научно- практической конференции учащихся и педагогов. Работа над проектом продолжается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор проекта: Васильева Мария Юрьевна, учитель английского языка

Мулькова Елена Георгиевна, учитель начальных классов

Участники проекта: учащиеся 2, 6 классов

Образовательное учреждение: МБОУ «Бокситогорская основная общеобразовательная школа №1»

Тип проекта: творческо - информационный

Тема проекта: «С песней к Победе».

Цель проекта: исследование военной песни как культурологического феномена и выявление ее роли и значения в духовной жизни общества в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

  1. Выяснить, что знают наши одноклассники о песенном творчестве периода Великой Отечественной войны.
  2. Систематизировать песни, написанные во время Великой Отечественной войны в соответствии с тематикой и их содержанием.
  3. Назвать самые известные военные песни, популярные в наше время.

Область исследования: литература, музыка, история, иностранные языки

Гипотеза: военная песня, безусловно, достояние каждой нации. Именно в этом пласте песенного творчества сосредоточен огромный потенциал, позволяющий предположить, что военная песня способна стать стержнем в духовном объединении нации и морально помочь солдатам на войне.

Актуальность: военная песня всегда была явлением объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.

Объект исследования: песни периода Великой Отечественной войны и песни, написанные к кинофильмам о Великой Отечественной войне.

Область исследования: литературное чтение, музыка, иностранный язык, история.

Методы исследования: изучение и анализ литературных и музыкальных текстов военных песен, литературных источников и Интернет-ресурсов; наблюдение за использованием и исполнением военных песен в современных массовых праздниках, средствах массовой информации и в быту российских граждан, опрос разновозрастных категорий жителей нашего города.

Проектным продуктом нашей работы является создание литературно – музыкальной композиции «С песней к Победе», буклета.

Ожидаемые результаты проекта: учащиеся узнают, во-первых, какие песни вели нашу страну к Победе, и те, которые были написаны после войны, во-вторых, авторов и историю создания 5 наиболее известных песен.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный (проблематизация, целеполагание, планирование, сбор материала).
  2. Основной (реализация намеченного плана, материалы проекта).
  3. Защита проекта (представление мультимедийной презентации, литературно-музыкальной композиции, буклета).

Срок работы над проектом: октябрь 2014 – май 2015.

Задания для групп:

  1. Провести опрос среди учащихся, учителей и родителей, с целью определения наиболее известных песен о войне,
  2. подготовить сообщение о 5 самых известных песнях войны,
  3. создать классификацию военных песен,
  4. подготовить материал для литературно – музыкальной композиции,.
  5. подготовить буклет

Описание проекта: данный проект позволяет учащимся познакомиться с поэзией времен Великой Отечественной войны. В ходе реализации проекта учащиеся узнают имена авторов текстов известных песен, историю их создания и судьбу.

Предмет: проблемы, изучаемые в данном проекте, могут быть рассмотрены на уроках литературы, музыки (искусство) или использованы во внеурочной деятельности по предмету «Литература».

Основа проекта: образовательные стандарты.

Тема проекта соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного образования по литературе:

Литературные произведения, предназначенные для обязательного изучения (Основные историко-литературные сведения (Тема Родины. Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе и литературе других народов России). 

Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения: 

После завершения проекта учащиеся смогут рассказать биографии известных поэтов-песенников, истории создания знаменитых песен времен Великой Отечественной войны  и о войне, представят литературно – музыкальную композицию, раздадут буклеты.   

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос

  1. «Когда гремят пушки, музы молчат». Справедливо ли это высказывание?

Проблемные вопросы учебной темы:

  1. Как отозвалось искусство на события Великой Отечественной войны?
  2. Какую роль играла поэзия в те суровые годы?
  3. Какие темы поднимают песни и стихи о Великой Отечественной войне?
  4. Каким чувством пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне?

Учебные вопросы:

  1. Узнать историю песни, ставшей своеобразным  гимном войны? Кто был  автором стихов песни?
  2. Выяснить, в чем секрет популярности известной песни «Катюша»?
  3. Ответить на вопрос, какие песни о войне, написанные уже после ее окончания, стали популярными, и почему это произошло?

План оценивания:

До работы над проектом: опрос учащихся, родителей, учителей

В ходе работы над проектом:  самостоятельная работа

После завершения работы над проектом: защита проекта (выступление, презентация)

Методы оценивания: листы самооценки (знал/хочу узнать/ узнал).

  1. Мне было интересно…
  2. Я знал о…
  3. Я могу увлеченно рассказывать о…
  4. Я многое узнал о…,
  5. Теперь я могу …
  6. Для себя я сделал открытие…
  7. Теперь я могу помочь в таких вопросах, как…
  8. Я хочу побольше узнать о…

Необходимые начальные знания, умения, навыки:

  1. умение использовать Интернет-ресурсы и офисные программы
  2. Учебные мероприятия:
  3. вступительное слово учителя;
  4. сообщения учащихся о поэтах-песенниках;
  5. выразительное чтение наизусть стихотворений военных лет и о войне;
  6. защита презентаций учащихся;

Материалы для дифференцированного обучения:

дополнительная литература, интернет-ресурсы.

Материалы, технологии и ресурсы, необходимые для проекта: компьютер, проекционная система, программы для создания компьютерных презентаций, текстовые редакторы.

Литература.

  • Бирюков Ю.Е. Всегда на страже: Рассказы о песнях. – М., 1988.
  • Друзья однополчане: О песнях, рожденных войной/Сост. А.Е. Луковников. – М., 1975.
  • Жарковский Е. Люди и песни: Песня в строю. – М., 1978.
  • Лебедев П. В боях за Советскую Родину. Песни Великой Отечественной войны.– М., 1979.
  • Утесов Л. Желанные гости бойцов // Музы вели в бой: Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны / Сост. Красильщиков. – М., 1985.
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/



Предварительный просмотр:

Районная научно- практическая конференция учащихся и педагогов

Интегрированный проект «С песней к Победе»

«Эстетический цикл»

Автор: группа учащихся 2, 6 классов

МБОУ «Бокситогорская основная общеобразовательная школа №1»

Научный руководитель: Васильева Мария Юрьевна (учитель английского языка)

Мулькова Елена Георгиевна (учитель начальных классов)

Консультанты: Веселова Ирина Анатольевна (учитель русского языка и литературы)

Введение

Обоснование выбора темы

Каждую весну многие люди планеты живут в преддверии самого светлого праздника – праздника Победы. Тяжело, очень тяжело далась она нашим людям. Не было семьи, которую не затронула бы война.

     В Великую Отечественную войну гремели пушки, строчили пулеметы и автоматы, рвались фугасные бомбы, мины и гранаты... Вступали в бой танки самолеты, военные корабли... Это были действительно испепеленные войной годы. Но в это страшное время в блокадном Ленинграде звучали произведения Чайковского и Бетховена, состоялась премьера Седьмой «Героической» симфонии Шостаковича. На передовых позициях устраивались концерты, на фронт выезжали многие артисты. Для солдат играли отрывки из пьес, читали стихи и рассказы, исполняли танцы, показывали фокусы. Но особенно фронтовики любили слушать песни!

Война и песня, что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И тем не менее, песня всегда сопровождала солдата.

Песни были необходимы солдатам на войне. И в походе, и на привале, и даже в бою они вдохновляли бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники.

Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Говорилось, что фронтовая песня – это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Сегодня мы расскажем вам о некоторых военных песнях, об их судьбах. Казалось, какие еще песни, когда идет война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем. А все как раз наоборот. Песни нужны были всем: солдатам помогали и в трудные минуты, и на привале в часы отдыха, их близким и родным вселяли надежду, что защитники вернутся живыми и невредимыми.

Песни военных лет... Сколько их, прекрасных и незабываемых. А сколько песен написано после войны! И слушая их, мы еще и еще раз понимаем какой подвиг совершил наш народ! Есть в них все: горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас послушать все лучшее, что создали поэты и композиторы в те годы, это была бы музыкальная  история Великой Отечественной войны.

        Кто сказал, что надо бросить

        Песню на войне?

        После боя сердце просит

        Музыки вдвойне.

Эти слова из поэмы «Василий Тёркин» Александра Твардовского отвечали потребности в песне наших бойцов.

Воевал весь наш народ, воевала и песня. В этих песнях люди черпали душевные силы.

Создана впечатляющая летопись Великой Отечественной в прозе, поэзии, фильмах, живописных полотнах, памятниках. Мы решили выяснить, знают ли наши одноклассники песни, которыми жила и дышала Родина в «суровых сороковых», песни, которые пели солдаты Великой Отечественной войны в часы затишья и те песни, которые были написаны после суровых испытаний тех лет.

Гипотеза: военная песня, безусловно, достояние каждой нации. Именно в этом пласте песенного творчества сосредоточен огромный потенциал, позволяющий предположить, что военная песня способна стать стержнем в духовном объединении нации и морально помочь солдатам на войне.

Цель проекта: исследование военной песни как культурологического феномена и выявление ее роли и значения в духовной жизни общества в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

  1. Выяснить, что знают наши одноклассники о песенном творчестве периода Великой Отечественной войны.
  2. Систематизировать песни, написанные во время Великой Отечественной войны в соответствии с тематикой и их содержанием.
  3. Назвать самые известные военные песни, популярные в наше время.

Актуальность: военная песня всегда была явлением объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.

Объект исследования: песни периода Великой Отечественной войны и песни, написанные к кинофильмам о Великой Отечественной войне.

Область исследования: литературное чтение, музыка, иностранный язык, история.

Методы исследования: изучение и анализ литературных и музыкальных текстов военных песен, литературных источников и Интернет-ресурсов; наблюдение за использованием и исполнением военных песен в современных массовых праздниках, средствах массовой информации и в быту российских граждан, опрос разновозрастных категорий жителей нашего города.

Проектным продуктом нашей работы является создание литературно – музыкальной композиции «С песней к Победе», буклета.

Ожидаемые результаты проекта: учащиеся узнают, во-первых, какие песни вели нашу страну к Победе, и те, которые были написаны после войны, во-вторых, авторов и историю создания 5 наиболее известных песен.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный (проблематизация, целеполагание, планирование, сбор материала).
  2. Основной (реализация намеченного плана, материалы проекта).
  3. Защита проекта (представление мультимедийной презентации, литературно-музыкальной композиции, буклета).

Срок работы над проектом: октябрь 2014 – май 2015.

Материалы проектной деятельности

Мы выяснили, что военная песня – это музыкальное произведение, написанное в песенном жанре, отражающее события личной или общественной жизни на фоне военных событий.

В соответствии с планом работы над проектом среди учащихся, учителей и родителей  (60 человек) был проведён опрос на тему: «Какие Песни Победы вы знаете?», «Кто их автор?», «Где звучат эти песни сегодня?».

Результаты опроса мы обобщили в таблицах.

Какие Песни Победы вы знаете?

40%

«Катюша»

22%

«Священная война»

10%

«День Победы»

8%

«Эх, дороги»

8%

«В землянке»

5%

«Мы друзья перелетные птицы»

4%

«Ах, эти тучи в голубом»

3%

«10 батальон»

«На поле танки грохотали»

Большинству опрошенных (90%) эти песни знакомы по трансляциям на ТВ праздничных концертов, посвященных Дню Победы, а также кинофильмам. У 10 % эти песни звучат дома.

Где звучат эти песни сегодня?

Поют дома

Звучат на ТВ

10%

«Катюша», «На поле танки грохотали», «Ах, эти тучи в голубом»

90%

Приложение 3.

Кто автор этих песен?

 

100%

Не знаю

Никто из наших одноклассников ничего не знал об авторах и истории создания этих песен. Это подтолкнуло нас на исследование этой темы и на создание литературно-музыкальной композиции, а также, буклета с фактами из истории наиболее известных песен.

Наблюдения за использованием военных песен в праздновании Дня  Победы показали, что популярными сегодня являются следующие песни:

  1. «Священная война»
  2. «Синий платочек»
  3. «Катюша»
  4. «Темная ночь»
  5. «В лесу прифронтовом»
  6. «Смуглянка»
  7. «В землянке»
  8. «Огонёк»
  9. «Вечер на рейде»
  10. «Дорога на Берлин»

При исследовании проблем военной песни, было выявлено огромное разнообразие песенных произведений этого жанра, следовательно, встал вопрос классификации военной песни. Решая эту задачу, мы разделили военные песни на несколько групп.

  1. Патриотические песни. Песня-призыв защищать Родину («Священная война»)
  2. Прощальные песни. В них звучит тема расставания и разлуки с женами, детьми, матерями, родственниками («Прощайте, скалистые горы»; «Вечер на рейде»; «До свиданья, города и хаты»)
  3. Лирические песни. Песни, в которых солдаты вспоминали о доме, семье («Темная ночь»; «Случайный вальс», «Синий платочек»; «В лесу прифронтовом»)
  4. Шуточные и задорные песни. Их пели солдаты в минуты отдыха на привале («Катюша», «Смуглянка», «Песенка фронтового шофёра»)
  5. Победные песни. В них поется о победе советского солдата над врагом. («Дорога на Берлин»)

Анализируя тематику военных песен, мы выяснили, что песня-призыв звучала в начале войны («Священная война»). Мирные, довоенные песни стали первыми военными, обрели как бы второй, не существовавший прежде смысл, ставший главным («Синий платочек», «Катюша»).

Меняется обстановка на фронтах, «до смерти четыре шага», а в землянках запели, заиграли про любовь. Лирическая песня-воспоминание, песня-ностальгия позволила высказать самые сокровенные мысли и чувства («Тёмная ночь», «Случайный вальс»).

Осознание горя, причинённого войной, рождало песни-утраты, песни-драмы («Вечная слава героям», «Враги сожгли родную хату»).

Песня-шутка («Вася-Василёк», «Мишка-одессит»), военные куплеты, сатирические частушки придавали силы.

Песня-ликование, песня-слава звучит в победном 1945 году («Ехал я из Берлина», «Дорога на Берлин»).

В качестве одной из задач исследования стоял вопрос, связанный с выявлением особенностей воздействия военной песни, которые, как мы определили, заключаются в следующем:

  • объединяющая сила;
  • создание ощущения эмоционального подъема;
  • передача атмосферы времени;
  • передача самых сокровенных мыслей и чувств, веры в победу.

Песня о любви и верности. История фронтовой "Катюши"

Родилась песня «Катюша» в 1938 году.         Премьера песни состоялась в Колонном зале Дома союзов. «Катюша» имела огромный успех, первой её исполнительнице, молодой певице Валентине Батищевой пришлось исполнять песню трижды!

Песня о скромной девушке с берегов Угры, хранящей верность «бойцу на дальнем пограничье», звала к чуткости, бережности и чистоте в самом прекрасном из чувств – любви к близкому человеку, неотделимой от любви к Родине.

Уже тогда, в те мирные времена «Катюша» была самой популярной из всех песен страны. На привет-послание девушки бойцу-пограничнику последовали песенные же ответы с пограничных застав. В них воины обращались к подругам, реальным или воображаемым, называя их одним ласковым именем.   Но это было только началом военной биографии «Катюши». Настоящим «бойцом» она стала в годы Великой Отечественной. Песня стала не только событием в музыкальной жизни, но и своеобразным социальным феноменом. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма. Больше того, появилось немало сюжетных продолжений песни. Бойцы, подражая "Катюше", пели на свой лад пусть и не совсем совершенные, но идущие от всего сердца слова и посвящали их они в ее образе своей любимой девушке, их мечте и надежде. Неизвестный солдат просил Катюшу, словно она была с ним рядом: "Если пуля вдруг шальная настигнет на дальней стороне, не грусти тогда, моя родная, расскажи всю правду обо мне".

Песня имеет больше ста фольклорных переделок и продолжений. Кем только ни была в них героиня песни: и бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, ждущей его возвращения с победой, и фронтовой медсестрой.

На фронте было немало реальных героинь с песенным именем. Одна из них – старший сержант Катюша Пастушенко, отважная пулеметчица, награжденная орденом Красной Звезды, уничтожившая немало фашистских автоматчиков.
    10 января 1943 года в газете 44-й армии "На штурм" были опубликованы стихи о Кате Пастушенко: "Мы любим петь о девушке Катюше, что выходила на берег крутой... О Кате песню новую послушай, о девушке суровой и простой. Когда враги вдруг налетели стаей и замолчал внезапно пулемет, Катюша наша, девушка простая, одна рванулась заменить расчет».

Уже в конце 1941-го было положено начало новому большому циклу стихотворных вариантов песни. Считается, что песня про Катюшу дала имя боевым машинам реактивной артиллерии серии «БМ». Якобы как Катюша «выходила и песню заводила», так и гвардейские машины выходили на позиции и запевали своеобразные «песни». Вскоре и об этих «Катюшах» в народе были сложены новые куплеты:

Шли бои на море и на суше,
Грохотали выстрелы кругом -
Распевала песенки "Катюша"
Под Калугой, Тулой и Орлом.

 Произошло это, когда решалась судьба битвы за столицу и по всем фронтам прогремела молва о новом оружии, которое любовно назвали «катюшей». И сразу же солдаты запели о ней — укрепляющей веру в победу, наводящей панический страх на врагов:

                                                      Эй ты, песня, песня огневая, 
                                                               Выжигай дотла фашистский сброд, 
                                                               Чтоб не смела вражья свора злая 
                                                               Лазить в наш советский огород. 
                                                               И летят снаряды в тьму густую, 
                                                               И огнем окрашен небосвод. 
                                                               Пусть услышат «девушку простую», 
                                                               Пусть запомнят, как она поет.

Трогательны эти бесхитростные слова фронтового фольклора, и сегодня, спустя десятилетия, их нельзя читать без волнения.

  Весьма любопытную историю рассказал Илья Сельвинский, который участвовал в боях на Керченском полуострове: "Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, "Катюшу". Немцы "прокрутили" ее раз, потом поставили второй раз, потом третий... Это разозлило наших бойцов, мол, как это подлые фашисты могут играть нашу "Катюшу"?! Не бывать этому! Надо отобрать у них "Катюшу"! В общем, дело кончилось тем, что группа красноармейцев совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая, молниеносная схватка. В результате - немцы еще и опомниться не успели! – "Катюша" (пластинка) вместе с патефоном была доставлена к своим".
      Если собрать все песни о «Катюше», созданные за время Великой Отечественной, то получится обширная поэтическая энциклопедия, где найдут образное, художественное отражение и труд женщин в тылу, их чувства и переживаний, думы и надежды, и их участие в партизанском движении и боевых действиях на фронте, и горькая судьба тех, кто оказался на оккупированной земле или был угнан в фашистскую неволю.

Почему же песня стала любимой, «шагнула» в народ? Видимо, потому, что в ней соединились музыкальность стиха и ясность сюжета, близкого и понятного многим. Песня близка народным песенным жанрам и даже сказкам. В ней много эпитетов: «крутой берег», «ясное солнце», «простая девушка»; воин-пограничник сравнивается со «степным сизым орлом». Трогает душу выражение: «От Катюши передай привет». Во фронтовых письмах-треугольниках просьба «передать привет» от многочисленной родни и соседей была обязательной.

А сама песня во время войны и после стала исполняемой и любимой также за рубежом. Например, в Италии она известна в двух вариантах: «Катарина» и, а также «Дует ветер», ставшая гимном бойцов Движения Сопротивления в Италии Франции. «Катюша» звучала даже в Ватикане, куда после освобождения Рима пришли партизаны на встречу с Папой Римским. Хорошо знают «Катюшу» и в других странах. Дошла песня до Японии, Кореи, Китая, США, Испании. Наверное, это и есть любимая всеми русская песня.

 Песню «Катюша» на стихи Михаила Исаковского и музыку Матвея Блантера и сейчас распевают в селах и городах, на демонстрациях и народных гуляньях, а то и просто в домашнем кругу, за праздничным столом. Сейчас «Катюшу» исполняют российские болельщики во время матчей сборной России по футболу.

Священная война. Песня - призыв. Песня - гимн войны.

24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И.Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...» (стихотворение священная война)

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии. А. В. Александров, позднее  писал: «ВНЕЗАПНОЕ НАПАДЕНИЕ ВЕРОЛОМНОГО ВРАГА НА НАШУ РОДИНУ ВЫЗВАЛО У  МЕНЯ, КАК И У ВСЕХ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ, ЧУВСТВО ВОЗМУЩЕНИЯ, ГНЕВА… С ПЕРВЫХ ЖЕ ДНЕЙ ПРИНЯЛСЯ СО СВЯТЫМ ИСКРЕННИМ ЧУВСТВОМ ЗА СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОГО ОРУЖИЯ, КОТОРЫМ ЛУЧШЕ ВСЕГО ВЛАДЕЮ – ПЕСНИ…»

    Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

  – Будем разучивать новую песню – «Священная война».

Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

 Уже на третий день по всей стране, как призыв, зазвучала песня на стихи В.Лебедева-Кумача «Священная война».

С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

Война названа священной. Это война за правое дело, за свою Родину. Война против захватчиков оправдана. Стихи этой песни выражают всю гамму чувств людей, переживших шок от внезапно начавшейся войны: боль, горе, тревогу, надежду…

Песня на стихи В.Лебедева-Кумача «Священная война», стала своеобразным гимном войны. Ее знали во всех уголках мира. Ее переводили на многие языки все те, кто был против фашизма. Даже немцы, проживавшие на территории фашисткой Германии, но не поддерживавшие политику государства пели песню «Священная война».

День Победы. Песня-Слава.

Всё дальше, всё глубже в историю уходит Великая Отечественная война, и песни, написанные в дни сражений, молодое поколение уже называет песнями наших отцов и дедов. Но появляются новые песни о войне.

   Главная идея послевоенных песен — об ответственности сегодняшнего поколения за будущее, за судьбу всего мира. Одна из таких песен — «День Победы», написанная композитором Давидом Тухмановым и поэтом Владимиром Харитоновым. Она родилась через три десятилетия после того, как отгремели последние залпы войны, и сразу стала нам близкой и необходимой.

Особенно дорого то, что песню приняли не только те, кто боролся за победу с оружием в руках, но и совсем молодые юноши и девушки, знакомые с войной лишь по книгам, фильмам и старым фронтовым песням.

Как известно, фронтовики – народ не сентиментальный. Многим не раз приходилось смотреть смерти в глаза. Но когда они слышат знакомые мелодию и слова этой песни - никто не остаётся равнодушным. И нередко слёзы наворачиваются на глаза фронтовиков. «День Победы» прозвучал впервые на праздничном «Огоньке», посвящённом 30-летию Победы над фашистской Германией. Через несколько дней на телевидение стали приходить письма. Слушатели благодарили за песню.

Автор стихов Владимир Харитонов воевал, был ранен, познал все тяготы войны. А вот автору музыки Давиду Тухманову на фронте быть не пришлось. Когда началась война, ему исполнился …один год. Новую песню не сразу приняли в композиторских кругах, на радио и в музыкальных издательствах. Получилось так, что после праздничного «Огонька» она довольно долго не звучала ни в эфире, ни на экране. И лишь через полгода, на концерте в честь Дня советской милиции песня получила полное и заслуженное признание. Бурные аплодисменты долго не стихали в переполненном зале, в тот день песня как бы родилась заново – она нашла своего исполнителя в лице Льва Лещенко.

Песня стала одной из самых любимых. Она в репертуаре многих исполнителей. Песня «День Победы» далеко шагнула за рубежи нашей родины. Её знают в Польше, Германии, Японии, Греции, Болгарии, Франции и других странах.

Эх, дороги. Песня-воспоминание.

1945 год. Уже виден свет грядущей Победы. Советская Армия освобождала народы Европы от фашистской оккупации. На лицах людей всё чаще стали появляться улыбки. Именно в это время родилась одна из наиболее сильных и трагических военных песен — «Дороги».

Песня написана в ноябре 1945 года к празднику 7 Ноября. Нужна была песня о тяжелых военных годах, о пережитом, о том, что довелось пройти в минувшей войне нашему народу. Авторы этой песни, поэт Лев Иванович Ошанин и композитор Анатолий Григорьевич Новиков, сами не раз бывали на фронте и до этого написали уже немало песен на военную тему. Замысел песни «Эх, дороги» родился, когда они, застигнутые бомбежкой, увидели, как упал рядом молодой лейтенант и уже не встал. Сначала появился припев, который начинался со вздоха «эх». Песня «Эх, дороги» стала одной из самых любимых. И слова, и музыка доходили до сердца каждого слушателя. Ведь это была песня-воспоминание о пройденных дорогах войны.

В песне авторы создали поэтический образ матери, годами ожидавшей сына, который трудными солдатскими дорогами шёл к Победе. В песне отразилась и тоска по родным местам, и несокрушимая вера в Победу, и клятва вечно помнить тех, кто отдал жизнь на этих страшных дорогах войны.

Огромный успех песни, родной и близкой для миллионов людей, точно объяснил Маршал Советского Союза Г. К. Жуков, назвавший песню «Дороги» в числе своих любимых произведений, рядом с песнями «Священная война» и «Соловьи»: «Это — бессмертные песни. А почему? Потому что в них отразилась большая душа народа».

В землянке. Песня – ностальгия.

А песня "В землянке" стала чуть ли не первой лирической песней, рожденной в пламени войны. Вот история ее создания.
«Это было шестнадцать "домашних строк" из письма жене, — пишет автор стихов — поэт Алексей Сурков. — Написал я его в конце ноября, после тяжелого боя под Истрой, когда пришлось мне с гвардейским полком пробиваться ночью из окружения. Так и остались бы эти стихи частью письма, если бы... не появился в нашей фронтовой газете композитор Константин Листов и не стал просить "что-нибудь", на что можно написать песню. И тут я, на счастье, вспомнил о тех стихах, разыскал их... И отдал Листову, будучи абсолютно уверен в том, что песни из этого лирического стихотворения не выйдет».

Через неделю композитор принес в редакцию готовую песню "В землянке". Песня получилась замечательная. Она быстро докатилась до передовой и согревала солдатские сердца, звучала в землянках в час перед атакой, стала задушевной спутницей бойцов на войне. Несчетное количество раз песня звучала по радио в передачах "По заявкам воинов"...
Гимном любви и верности называют эту лирическую песню, рожденную в пламени Великой Отечественной. Проникновенный и искренний, тоскующий живой голос поэта удивительно слился в ту трудную и суровую пору с живыми тоскующими голосами всех разлученных войной.

Заключение.

Война и поэзия…Казалось бы, нет более противоречивых  понятий. Но вопреки старинной поговорке «Когда говорят пушки ,музы молчат» в годы испытаний музы не молчали, они вели бой, они становились оружием. Слово на войне иногда стоило жизни, зато и звучало как никогда весомо.

 Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в русском музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжёлых испытаний, они звали народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма. Они не утратили своего эстетического воздействия, трогают наши сердца величием подвига.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что в годы Великой Отечественной войны песня духовно обогащала нелёгкую фронтовую жизнь, наполняла её высоким смыслом.

  1. Песни вели в бой, они стали оружием, разящим врага.
  2. Песни объединяли, морально помогали выстоять и победить.
  3. Песни делили вместе с воинами горести и радости, подбадривали их веселой шуткой, грустили вместе с ними об оставленных родных.
  4. Песни, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника тех грозных событий.
  5. Много песен о Великой Отечественной войне сложено уже после ее окончания. Они тоже сыграли заметную роль в жизни нашего общества.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.

В изучении истории остальных песен, написанных во время Великой Отечественной войны и после нее, видится дальнейшая перспектива исследования.

Литература.

  • Бирюков Ю.Е. Всегда на страже: Рассказы о песнях. – М., 1988.
  • Друзья однополчане: О песнях, рожденных войной/Сост. А.Е. Луковников. – М., 1975.
  • Жарковский Е. Люди и песни: Песня в строю. – М., 1978.
  • Лебедев П. В боях за Советскую Родину. Песни Великой Отечественной войны.– М., 1979.
  • Утесов Л. Желанные гости бойцов // Музы вели в бой: Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны / Сост. Красильщиков. – М., 1985.
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/

                       



Предварительный просмотр:

Приложение №1

МБОУ «Бокситогорская основная общеобразовательная школа №1»

Литературно – музыкальная композиция

«С песней к Победе»

2015 г.

Данный сценарий можно считать коллективным творческим делом учащихся, поскольку его подготовка и проведение предоставляют возможность включить в работу большое количество учащихся. Проводилась следующая предварительная работа: сбор фотоматериалов, создание музыкальных видеофрагментов, работа с материалами по краеведению, оформительская работа.

Материалами для музыкальных видеофрагментов послужили фотографии военных лет из “Фотоархива Минобороны”.  Музыкальные видеофрагменты явились очень сильным эмоциональным средством воздействия и на участников сценария и на зрителей. Также мы распечатали и раздали зрителям тексты песен, которые звучат во время проведения этого сценария.

Сценарий был подготовлен к 70-летию Великой Победы. Его участниками были учащиеся 2 и 6  классов.

Реквизит.

Для учащихся-бойцов армейские пилотки, военная форма.

Письма, которые зачитывают учащиеся, сложены в форму треугольника.

Музыкальное оформление.

  1. Музыкальный видеофрагмент " Эх, дороги” .
  2. Фонограмма песни «Прадедушка» (минус). Музыка Александра Ермолова,
    Слова Михаила Загота.
  3. Фонограмма песни «Рио - Рита». Слова Геннадия Шпаликова,
    Музыка Сергея Никитина .
  4. Аудиозапись голоса Ю. Левитана о начале войны.
  5. Фонограмма песни «Священная война». Музыка: А.Александров,

Слова: В.Лебедев-Кумач 1941 г.

  1. Фонограмма песни ( минус ). «На поле танки грохотали». Слова Б. Суслова.
  2. Фонограмма песни «Нам нужна одна победа». (минус). Музыка и слова Б. Окуджава.
  3. Фонограмма песни «В землянке». (минус). Музыка К. Листова,  Слова А. Суркова.
  4. Фонограмма песни «В лесу прифронтовом». Музыка: М. Блантер ,
     Слова: М. Исаковский.
  5.  Фонограмма песни «Ах эти тучи в голубом». Музыка А. Журбина, слова В.     Аксёнова,  П. Синявского.

     11.   Фонограмма песни М. Ножкина «Последний бой».

     12.   Фонограмма песни «Мы друзья перелетные птицы» (минус). Музыка

                 В. Соловьего-Седого, слова А. Фатьянова.

      13.   Фонограмма песни «Катюша» (минус). Музыка М. Блантера,
              слова М. Исаковского.

      14.   Аудиозапись голоса Левитана об окончании войны. Песня «День Победы».

Ход сценария.

Фонограмма песни «Прадедушка» (минус). Музыка Александра Ермолова,
Слова Михаила Загота.

«Разговор про дедушку» ( 4 ученика 2 класса рассматривают ордена)

  1. Медаль "За отвагу"
    На солнце блестит.
    Мужество солдатское
    Она в себе хранит.                                      
    В атаки поднимался
    Мой прадед под Москвой.
    Фашистов бил отважно
    Пехоты рядовой.

2.   В боях за Отчизну
     Мой прадед мужал.
     Дружбу чтил армейскую,                          
     И смелость уважал.
     Пожары и руины
     Встречал он на пути.
     Пылала в сердце ярость,
     И звала в бой идти.

     3.    По Курском был ранен
           Прадедушка мой.
           А когда поправился
           Вернулся снова в строй.                            
           Громил врага как надо,
           С земли советской гнал.
           Добьёт его в Берлине
           Мой прадед точно знал.

    4.     Медаль "За отвагу"
           На солнце блестит.
           Мужество солдатское
           Она в себе хранит.                                        
           За ратною наградой,
           Пыль фронтовых дорог.
            Их на войне мой прадед
           Пройти достойно смог. (хором)

Пускай назад история листает
Страницы легендарные свои                      
И память, через годы пролетая,
Ведет опять в походы и бои.

- Славной победе советского народа в Великой Отечественной войне мы посвящаем эту литературно – музыкальную композицию.

Фонограмма песни «Рио - Рита». Слова Геннадия Шпаликова, Музыка Сергея Никитина .

Июнь… Клонился к вечеру закат,
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.

Июнь…Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.

Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!

Аудиозапись голоса Левитана «Объявление о начале войны.

Песня «Священная война»

 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была прервана. Фашистская Германия, нарушив пакт о ненападении, вторглась на территорию Советского Союза. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в схватку, в смертельную схватку с коварным, жестоким и беспощадным врагом. Тогда и началась Великая Отечественная война за честь и независимость нашей Родины.

Фонограмма песни «Ах, война, что ж ты сделала, подлая...» (минус). Слова и музыка - Б.Окуджава).

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли за солдатом солдат...

До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.

И от моря и до моря встали русские полки. Стали с русскими едины белорусы, латыши, люди вольной Украины, и армяне, и грузины, молдаване, чуваши – все советские народы против общего врага.

Музыкальный видеофрагмент " Эх, дороги” .

В 41– ом главным для советской армии было отстоять Москву. Всю зиму 1941 г. шла битва за Москву. И Москва выстояла. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой явился началом коренного перелома в ходе войны. Перед всем миром была развенчана легенда о непобедимости гитлеровских армий.

Мама, мамуля

Где папочка мой

Хочу, чтобы он вернулся домой.

Сыночек любимый

Родной мой не плачь

Твой папа вчера ушел воевать

Твой папа танкист

Для нас он герой

Вот только б живым вернулся домой.

Фонограмма песни «На поле танки грохотали». Слова Б. Суслова.

На поле танки грохотали,

Солдаты шли в последний бой,

А молодого командира | 2 раза

Несли с пробитой головой.

Машина пламенем объята,

Вот-вот рванет боекомплект,

А жить так хочется ребята, |

Но вылезать уж мочи нет. | 2 раза

Страшное было время. Страну покрыло белым саваном смерти. Белели виски от горя, белыми становились лица от голода и ненависти к страшному зверю – фашисту. Зимой и летом, осенью и весной сыпала черная туча беды белый снег похоронок.

Звучит вступление к песни «Нам нужна одна победа».  Музыка и слова Б. Окуджава

Мы скоро вернемся, я знаю, я верю

И время такое придет.

Останутся грусть и разлука за дверью,

А в дом только радость войдет.

Песня «Нам нужна одна победа».

Горит и кружится планета,

Над нашей Родиною дым.

И значит, нам нужна одна победа!

Одна на всех, мы за ценой не постоим.

Одна на всех, мы за ценой не постоим.

Нас ждет огонь смертельный,

И все ж бессилен он.

Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный

Десятый наш десантный батальон,

Десятый наш десантный батальон.

Случались на фронте и минуты отдыха.

Можно было посидеть у костра, спеть любимую песню. Гармонист брал гармонь,  и при свете огня звучала задушевная песня  о доме, о близких и родных.

Один из юношей берет гармонь и поет.

«В землянке». (Музыка К. Листова. Слова А. Суркова).

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой,
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Фонограмма взрывов, стрельбы. Вначале громко, затем все тише и тише. Наконец слышится шум леса, пение птиц. На площадку выходят бойцы. Звучит мелодия «В лесу прифронтовом». Бойцы располагаются на поляне: кто крутит самокрутки, кто пишет письмо.

Мама! Тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновний привет,

Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую - слов даже нет!

 

Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,

Немного лентяя и вечно не в срок

Бегущего утром с портфелем под мышкой,

Свистя беззаботно, на первый урок.

 

Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,

Застыли орудья, как стадо слонов,

И где-то по-мирному в гуще лесов,

Как в детстве, мне слышится голос кукушки...

 

И чем бы в пути мне война ни грозила,

Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!

Я знаю, что ты меня благословила,

И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!

 

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Фонограмма песни «Ах эти тучи в голубом». Музыка А. Журбина, слова В.     Аксёнова,  П. Синявского.

Снова весь фронт раскален от огня.

Лупят зенитки три ночи, три дня.

А в гимнастерке, на снимке

Ты обнимаешь меня...

Припев:

Ах, эти тучи в голубом,

Напоминают море,

Напоминают старый дом,

Где кружат чайки, за окном

Где мы с тобой, танцуем вальс.

Где мы с тобой, танцуем вальс.

Где мы с тобой, танцуем вальс

В миноре

Если останусь живым на войне,

Встречусь с тобой я в родной стороне.

Только пока я воюю, -

Ты не забудь обо мне...

Припев:

Ах, эти тучи в голубом,

Напоминают море,

Напоминают старый дом,

Где кружат чайки, за окном.

Где мы с тобой, танцуем вальс.

Где мы с тобой, танцуем вальс.

Где мы с тобой, танцуем вальс

В миноре

Война оставила след почти в каждой семье. 27 миллионов своих сыновей и дочерей не досчиталась наша страна. Они не пощадили своей жизни ради нашей победы.

Разрушено 1710 городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень. Взорвано около 32 тысяч промышленных предприятий, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Уничтожено то, что было создано трудом нашего народа. Выведены из строя заводы, фабрики, затоплены шахты, истоптаны плодородные нивы.

Тяжелую войну вынес на своих плечах наш народ. Он проливал кровь, голодал, отдавал фронту последнее.

( Реквием)

Разве погибнуть ты нам завещала,

Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала,

Родина!

Разве для смерти рождаются дети,

Родина?

Разве хотела ты нашей смерти,

Родина?

Пламя ударило в небо — ты помнишь,

Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь...» —

Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал,

Родина.

Просто был выбор у каждого: я или

Родина.

Самое лучшее и дорогое —

Родина.

Горе твое — это наше горе,

Родина.

Правда твоя — это наша правда,

Родина.

Слава твоя — это наша слава,

Родина!

Вокальная группа исполняет 1-й куплет песни М. Ножкина «Последний бой».

Мы так давно, мы так давно не отдыхали,

Нам было просто не до отдыха с тобой.

Мы пол-Европы по-пластунски пропахали,

И завтра, завтра, наконец, последний бой.

Припев:

Еще немного, еще чуть-чуть.

Последний бой — он трудный самый.

А я в Россию, домой, хочу,

Я так давно не видел маму!

Но на войне люди не только воевали, на войне они продолжали жить.

Нынче — у нас передышка,
Завтра вернёмся к боям,
Что ж твоей песни не слышно,
Друг наш, походный баян?

Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!

Фонограмма песни «Мы друзья перелетные птицы» (минус). Музыка

В. Соловьего-Седого, слова А. Фатьянова.

Мы, друзья, перелетные птицы
Только быт наш одним нехорош:
На земле не успеешь жениться
А на небе жены не найдешь

Потому, потому что мы пилоты
Небо наш, небо наш любимый дом
Первым делом, первым делом-самолеты
Ну, а девушки, а девушки-потом

Нежный образ в душе ты голубишь
Хочешь сердце навеки отдать
Нынче встретишь, увидишь, полюбишь
А назавтра приказ-улетать

Потому, потому что мы пилоты
Небо наш, небо наш любимый дом
Первым делом, первым делом-самолеты
Ну, а девушки, а девушки-потом

1 боец:

- Эх, братцы! Хорошо-то как!

2 боец:

Да-а! Сейчас бы перекусить не мешало бы.

1 боец:

Жить без пищи можно сутки,

Можно больше, но порой,

На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.

3 боец: (рассказывает солдатскую байку).

Вот у нас случай был. Иногда у нас в траншеях играл патефон. И вся рота слушала музыку. И даже гитлеровцам кое-что доносилось из наших мелодий.

Мы особенно любили песню «Катюша». И гитлеровцам чрезвычайно нравилась эта пластинка. Они всякий раз аплодировали. И даже иной раз подпевали своими сиплыми голосами. И вот однажды слышим голос по их репродуктору: «Эй, рус, поставьте «Катюшу». Давно не слышали, скучаем…» Услышав это, мы стали смеяться. Принесли патефон. И поставили «Катюшу». Мы три раза ставили эту пластинку. Но им все было мало. Они хлопали в ладоши и кричали «Еще!». Мы поставили в четвертый раз. Но тут один из наших ребят говорит: «А ведь мы, братцы, не дело делаем. Мы этим создаем благодушное настроение для себя. И веселим фашистов, которые сжигают наши села, города. И убивают наших братьев, жен, детей».

И тогда мы поняли нашу ошибку. Сняли к черту эту пластинку и больше ее не ставили. А через несколько дней прибыла на фронт наша уважаемая пушка, тоже под названием «Катюша». И уж она-то заставила гитлеровцев позабыть все другие мотивы (Бойцы смеются, фонограмма пение птиц).

Шли бои на море и на суше,
Грохотали выстрелы кругом.
Распевали песенку "Катюша"
Под Ростовом, Курском и Орлом.

Ой, ты, песня, песня огневая,
Пусть трепещут от тебя враги.
Ты звучи, звучи, не умолкая,
Победить скорей нам помоги.

И летят снаряды в тьму густую,
И огнем окрашен небосвод.
Защищаем мы страну родную
И "Катюша" нам в бою поет!

Фонограмма песни «Катюша» (минус). Музыка М. Блантера,
              слова М. Исаковского.

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.

Ой, ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед,
И бойцу на дальнем пограничье
От Катюши передай привет.

Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет.

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша
На высокий берег на крутой.

Аудиозапись голоса Левитана об окончании войны.

Стремительно и неудержимо время. Летят годы. Сменяются поколения. Гремят над нашей планетой вешние грозы, и оживает, обновляется умытая теплым дождем земля, полнится шелестом первой листвы, радуется трели жаворонка в синеве неба… Все это было, есть и будет. А той весной сорок пятого люди, затаив дыхание, впервые за немногие, но, казалось, нескончаемо долгие годы вслушивались в тишину. Она была непривычно звенящей, оглушающей. Она вобрала в себя немой крик миллионов жертв, которыми заплатило человечество. В ту незабываемую весну сорок пятого в истерзанную Европу пришел мир. Желанный, выстраданный. Пришел не сам по себе. В почерневших от земли и пороховой гари, в потрескавшихся от ратного труда ладонях, как трепетный, но негасимый огонь человеческого духа, принес его людям советский солдат…

Песня «День Победы».

День Победы, как он был от нас далёк,
Как в костре потухшем таял уголёк.
Были вёрсты, обгорелые, в пыли,
Этот день мы приближали, как могли.

Припев:
Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы!
День Победы!
День Победы!

А мы с тобой смогли бы в полный рост
Подняться в рукопашную атаку,
Построить под огнём понтонный мост,
Под вихрем пуль не отступить ни шагу?

А мы с тобой смогли бы рыть окоп,
До боли в пальцах лом железный стиснув,
А позже из траншеи встретить в лоб
Из ПТРа вражеских танкистов?

А мы с тобой смогли бы, если в плен
Захватят нас, не вымолвить ни слова,
Перед врагом не преклонить колен,
Не испугаться вечного покрова?

А мы с тобой смогли бы день за днём,
По месяцам без весточек из дома,
И под дождём осенним марш-броском
Идти ночами под раскаты грома?

А мы с тобой смогли бы победить,
И озарить салютом майским небо?


-Не знаю брат. Возможно...может быть...
Я не был там. Ты к счастью тоже не был.

Пока ещё мы на Земле живём,
Давайте, люди, за руки возьмёмся,
Рассвет встречать все вместе мы пойдём
И ласково друг другу улыбнёмся.
Должна зажечься в каждом искра доброты.
Попробуйте поласковее стать!
Вы подарите всем чуть-чуть душевной чистоты.
В ответ вам мир сумеет больше дать.
Всё в ваших силах, люди, вы должны
Подумать о своей родной семье,
Чтоб жили дети в мире БЕЗ войны
На этой будущей своей ЖИВОЙ земле!

Песня «Кто, если не мы»

Мы с тобой так молоды, нам и решать -
Строить мир по-новому, и не воевать!
Впереди история целой Страны!
Я хочу спокойно жить, а ты?

В новом тысячелетии будем жить без врагов,
И держаться за руки лучше тысячи слов!
Выше примирения - истины нет,
Мы готовы дать ответ!

Припев:
Кто, если не я, если не ты -
Сделает первый шаг для своей Страны?
Кто, если не мы, скажет сейчас:
"Мы не хотим войны! Мы объявляем мир!"

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Нас песня к победе вела"

Урок  для детей среднего возраста. Ребята знакомятся со стихами. песнями о Великой Отечественной войне....

План - конспект внеурочного занятия "Песни великой Победы" (6 класс)

В конспекте содержится информация о истории создания и возникновенмя песен военного периода....

План - конспект внеурочного занятия "Песни великой Победы" (6 класс)

В конспекте содержится информация о истории создания и возникновенмя песен военного периода....

«История военных песен, или С песней к Победе"

Материал предназначен для урока внеклассного чтения. 7- 8 класс.Цель урока: Показать непреходящее значение песен Великой Отечественной войны и её актуальность в воспитании патриотизма современного чел...

Творческий проект «Этот день победы» Фестиваль военной песни.

Сценарий праздника для детей старшей и подготовительной групп ДОУ...

Сценарий тематического вечера, посвященного Дню Победы «Песни нашей Победы»

Расширять знания о песнях нашей победы; закреплять представление о празднике День Победы; формировать патриотические чувства. Создание доброжелательной атмосферы вечера....