Литературно-музыкальный вечер ко дню снятия блокады Ленинграда
методическая разработка на тему

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий блокадного вечера в школе

Литературно-музыкальный вечер

«Бессильно время, если встретит Память,

святую Память на своём пути»

Звучит музыка: «Священная война» (запись)

Долгие 4 года город Ленинград жил в кольце немецко-фашистских захватчиков – 900 дней и ночей выживания!!!

Ведущий: 
Вам, героическим защитникам Ленинграда,
Вам, участникам прорыва и снятия блокады любимого города,
Вам, пережившим страшную 900-дневную блокаду,
Всем ныне живущим и павшим смертью храбрых

Xор: ПОСВЯЩАЕТСЯ!

 Звучит песня       «Журавли» (запись)

Ведущий 1.

Мы сегодня вспомним страницы тех тяжёлых дней.

  1. Рано утром 22 июня 1941 года германская армия пересекла границы Советского Союза. В ходе операции “Барбаросса” южная армия должна была наступать на Киев,

центральная – продвигаться по маршруту Варшава – Смоленск – Москва,

армии “Север”       предписано было      идти на Ленинград.

Ведущий 2.

  1. Группа армий “Север” стремительно прорывалась к Ленинграду. По решению Ставки Главного командования юго-западные подступы стали защищать войска Северного фронта под командованием М.М. Попова. Им было предписано занять оборону в лужских рубежах и не допускать прорыва вражеских войск. Попову также была поставлена задача: оборонять Карельский перешеек, Петрозаводск, Кандалакшу, Мурманск.

Ведущий 3.

  1. Немецкие войска наступали на всех фронтах. На северо-западном направлении, преодолев героическое сопротивление советских войск и прорвавшись через народное ополчение, испытывавших нехватку оружия и боеприпасов, противник 8 сентября 1941 года перерезал последнюю железную дорогу, связывавшую Ленинград с остальной страной, и блокировал город.

Началась героическая борьба ленинградцев в условиях блокады.

Звучит 2 куплета песни «Где он этот день»

Ведущий 4.

  1. «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли…

 так гласила секретная директива немецкого военно-морского штаба «О будущности города Петербурга» от 22 сентября 1941 года.

 Далее следовало обоснование –

 после поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта.

Финляндия точно также заявила о своей незаинтересованности в дальнейшем существовании города у её новой границы.

 Предложено

 тесно блокировать город путём обстрела из артиллерии всех калибров и

беспрерывной бомбёжки с воздуха

 сровнять его с землёй.

Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче,

они будут отвергнуты.

С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города»

  1. Итак, город обрекался на полное уничтожение – вместе с жителями.

Ведущий 5.

  1.  Но люди встали на защиту города!!!! На защиту города Ленинграда поднялись все его жители: 500 тыс. ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тыс. ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанское отряды.

Звучит 2 куплета песни «За того парня»

Ведущий 1.

Вспомним тех,

1. кто в те страшные дни тушил зажигательные бомбы на крышах,

2. Кто маскировал памятники, рискуя своей жизнью, ради спасения великих творений, которые должны увидеть потомки…,

3. Кто выдержал ужасающий гул немецких самолётов, бомбящих город…, пронизывающий свет немецких прожекторов, высматривающих, что бы уничтожить….,

4. Кто в лютый мороз стоял в очереди за пайкой хлеба, чтобы накормить близких…,

5. Кто шёл на завод к станку, преодолевая голод и слабость,

6. Кто во время бомбёжек учился и учил в бомбоубежищах.

Ведущий 1.

Эти ленинградцы были спаяны неписанным девизом

2. Будет холодно – перетерпим!

3. Будет голодно – туже затянем ремни!

4. Будет трудно – выдержим!

Хор. Выдержим – победим!

Ведущий 1.

Чем же и как жил город в длинные блокадные дни и ночи?

Ученик 1.

  1. Пекли хлеб.

«Блокадный хлеб!.. Из чего только не приходилось его выпекать! Меньше всего в нём было муки – мякина, отруби, целлюлоза. И всё же это был хлеб, почти единственное питание ленинградцев.

А наши работники не знали отдыха и ниоткуда не ждали пополнения. Они выпекали хлеб, разбирали на топливо старые деревянные дома, на жгучем морозе добывали ведёрками невскую воду для замесов, дежурили под огнём на наблюдательной вышке, выгружали муку, ухаживали за ранеными в подшефном госпитале, гасили термитные бомбы, спасали детей, оставшихся без присмотра, и хоронили своих погибших товарищей и родичей».

Звучит отрывок из  Вивальди «Зима 3» с диска «Классические сезоны» под чтение стихотворения

Ученик 2.

Александр Крестинский

Очередь сорок первого года

 Год сорок первый. Город. Синева.

И грозный звон окаменелой стужи.

К губам примёрзли слёзы и слова,

И очередь сжимается всё туже.

Лишь теснотою держимся. Молчим.

Чуть двинулись – один упал. Он умер

Пока стояли. И чернильный номер

Был на ладони ясно различим.

Содвинулись, заполнив пустоту.

А птицы замерзали на лету.

…А птицы умирали в свой черёд.

И камушком литым  катились с неба.

И очередь твердила имя хлеба,

Как имя Бога, глядя лишь вперёд.

И птиц небесных выбила война,

Железные настали времена.

Ученик 3.

  1. Жизнь в годы блокады

«Я учусь в первом классе. В семь часов мама поднимает меня с постели. Это тяжкое испытание – за окном минус тридцать , да в комнате немногим больше: за ночь выстудило последние остатки тепла. Дров у нас, как, впрочем, и у всех, давным-давно нет

Мы завтракаем. Мама подливает мне остатки воды из прокопчённого медного чайника, и я, прихлёбывая её, грею о чашку озябшие, негнущиеся пальцы.

Из чёрной тарелки радиорепродуктора доносятся звуки музыки.

- Чайковский, - говорит мама. – Итальянское каприччио… - И, прикрыв веки, мечтательно улыбается.»

Звучит отрывок из «Итальянского каприччио »П.И. Чайковского                                                          (запись)

Ученик 4.

  1. Как учились в холодные блокадные зимы.

Вивальди «Зима 1» с диска «Классические сезоны» вступление

«Не снимая пальто, мы сидим на деревянных лавках пред длинными коричневыми столами – первоклассники, второклассники и третьеклассники. Школа блокадная, и одна учительница управляется со всей нашей копошащейся толпой.

Зато звонок в школе настоящий: звонкий, заливистый, бодрый. Он энергично возвещает о начале занятий.

У доски встаёт учительница. Она без шубы, в опрятном синем костюме с высоко поднятыми плечами, отглаженной белой блузке.»

«Ученика 5-го класса Клюева с трудом поднимали по лестнице на третий этаж. Нашей учительнице тоже стали помогать, когда она шла по лестнице. И из других классов учительницы тоже друг друга держали под руки. Голод брал своё.

Я очень ослаб, стал пропускать занятия и, наконец, оказался в больнице для детей.

Болезнь у всех была одна – дистрофия.»

Ученик 5.

Звучит метроном под чтение  стихотворения

Юрий Воронов

В школе

Девчонка руки протянула

и головой – на край стола…

Сначала думали –

уснула,

а оказалась – умерла.

Её из школы на носилках

домой

ребята понесли.

В ресницах у подуг

слезинки

то исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло,

сквозь метельный стон

учитель выдавил, что снова

занятья – после похорон.

Ученик 6.

  1. Как работали под звуки бомбёжек?

Звучит вступление к песне «Последний бой»

Звучит отрывок из 7 симфонии Шостаковича – очень тихо!!!

Баллада о старом слесаре

Ученик 1

Когда, роняя инструмент,

Ученик 2

Он тихо на пол опустился,

Ученик 3

Все обернулись на момент,

Ученик 4

И не один не удивился.

Ученик 1

Изголодавшихся людей

Смерть удивить могла едва ли…

Ученик 2

Здесь так безмолвно умирали,

Что все давно привыкли к ней.

Ученик 3

И вот он умер – старичок,-

Ученик 4

И молча врач над ним нагнулся.

Ученик 1

- Не реагирует зрачок,-

Сказал он вслух,- и нету пульса…-

Ученик 2

Когда же, грянув как гроза,

Снаряд сугробы к небу вскинул,

Ученик 3

Старик сперва открыл глаза,

Потом ногой тихонько двинул.

Ученик 4

Потом, вздыхая и бранясь,

Ученик 1

Привстал на острые коленки,

Поднялся, охнул и, держась

То за перила, то за стенки,

Ученик 2

Под своды цеха своего

Вошёл – и над станком склонился.

Ученик 3

И все взглянули на него,

Ученик 4

И ни один не удивился.

Владимир Лившиц. В годы блокады воевал на Ленинградском фронте. Зима 1941-1942 г.г.

Ученик 7.

«В блокаду я остался один. Выучился на автослесаря. Ремонтировал грузовики, разбитые на фронте.»

Ученик 8.

«В начале зимы 1942/43 года нам, первоклассникам объявили: фронту нужны бутылки. Бутылки с горючей смесью – то же самое, что гранаты, применяемые против танков, для поджогов вражеской техники, складов, мостов.

Вскоре в проходе в первом этаже школы громоздились громадные корзины, ящики и корыта с пустыми бутылками. Мы радовались, что хоть немного помогли фронту.»

Ученик 9.

«В нашем доме несколько женщин, среди них моя мама, закладывают кирпичом окна первого этажа, делая амбразуры для огневых точек.»

Ученик 10.

«Весной 1942 года всюду в городе, где был клочок свободной земли, выросли огороды.»

Ведущий 1.

  1. Как спасали друг друга?

Ведущий 2.

«Всё больше становилось ослабевших, нуждающихся в помощи. У Веры свой квартал.

Не давая себе думать об усталости, о собственной слабости, Вера изо дня в день таскала дрова и воду, отвозила на санках больных, помогала, согревала, успокаивала.

 Она взяла на учёт всех ребятишек квартала. К ним заходила в первую очередь. Для них добивалась мест в детском доме. Нет места сгодня – так что же, оставить осиротевшего ребёнка в холоде, в голоде, в темноте? И Вера несла ребёнка в казарму дружины. Там тепло. Там свет.»

Ведущий 3.

  1. Строили Дорогу жизни.

Звучит песня     «Песня о Ладоге»

(исполнение учеников)

Сквозь шторм и бури, через все преграды,

Ты, песнь о Ладоге, лети!

Дорога здесь пробита сквозь блокаду,

Родней дороги не найти!

Припев:

Эх, Ладога, родная Ладога!

Метели, штормы, грозная волна…

Надаром Ладога родная

«Дорогой жизни» названа.

Пусть ветер Ладоги поведает народу,

Как летом баржу за баржой

Грузили мы и в шторм, и в непогоду,

Забыв про отдых и покой.

Припев: тот же.

Зимой машины мчались вереницей

И лёд на Ладоге трещал –

Возили хлеб для северной столицы,

И Ленинград нас радостно встречал.

Припев.

Ведущий 4.

Спасибо всем тем,

Кто 1-ый трамвай запускал,

В. 2.Кто хлеб по Ладоге вёз, рискуя жизнью,

В. 3. Кто спас Ботанический сад,

В. 4. Кто уберёг музеи,

В. 5. Кто дух поддерживал ваш,

В. 1. Играя в театрах, играя на скрипках и флейтах,

В. 2. Кто просто жил вопреки врагу.

В. 3.Спасибо вам,

Хор. 

Спасибо вам,

Благодарим за город и за мир.

Мы будем помнить, не забудем

В.1. Нечеловеческой стойкости,

В.2. Взаимопомощи, когда последний кусок отдавали друг другу,

В.3. Служения на благо фронта во имя победы,

В.4. Подвиг водителей на дороге жизни,

В.5. Вас, переживших блокадные ночи и дни.

Звучит песня  «На безымянной высоте»

(исполнение учеников)  

НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ

Дымилась роща под горою

И вместе с ней горел закат

Нас оставалось только трое

Из восемнадцати ребят

Как много их друзей хороших

Лежать осталось в темноте

У незнакомого посёлка

На безымянной высоте. 2 раза

Светилась, падая ракета,

Как догоревшая звезда,

Кто хоть однажды видел это

Тот не забудет никогда

Он  не забудет, не забудет

Атаки яростные те

У незнакомого посёлка

На безымянной высоте. 2 раза.

Над нами мессеры кружили

И было видно, словно днём,

Но только крепче мы дружили

Под перекрёстным артогнём

И как бы трудно не бывало

Ты верен был своей мечте

У незнакомого посёлка

На безымянной высоте. 2 раза.

Мне часто снятся те ребята

Друзья моих военных дней

Землянка наша в три наката

Сосна сгоревшая над ней

Как будто вновь я вместе с ними

Стою на огненной черте

У незнакомого посёлка

На безымянной высоте. 2 раза.

В. Инбер «Бессмертие".

Ученик 1.

К плеяде столь прославленных имён,

Как Измаил, Полтава, Севастополь,

Ученик 2

Прибавится теперь ещё и он,

Град Ленина, о чей гранитный цоколь

Разбилась боевая мощь врага,

Зарывшегося в русские снега.

Ученик 3.

О, этот город! Как его пытали…

С земли и неба. Стужей и огнём.

Ученик 4.

Он голодал. Бледнее лица стали,

Румянец мы не сразу им вернём.

Ученик 5.

Но даже и тогда, на много лет,

Останется на них особый след:

Ученик 1.

Какая-то необщая повадка,

Небудничное выраженье глаз.

Ученик 2.

И собеседник, может быть, не раз

Внезапно спросит, озарён догадкой:

Ученик 3.

«Вы, вероятно, были там… тогда?»

Ученик 4.

И человек ему ответит:

Ученик 5.

 «Да».

Ученик 1.

И ежели отныне захотят,

Найдя слова с понятиями вровень,

Ученик 2.

Сказать о пролитой бесценной крови,

О мужестве, проверенном стократ,

Ученик 3.

О доблесть, то скажут – Ленинград,-

И всё сольётся в этом слове.

Только 27 января 1944 года блокада была снята полностью. А вечером того же дня залп из 324 орудий возвестил миру об исторической победе под Ленинградом.

 Прощание

Ученик 1.

Юрий Воронов

За залпом залп.

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы

Тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость

Слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом.

Музыка: «Салют Москвы».

Ведущий.

        Указом Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года за выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные трудящимися в тяжёлых условиях длительной вражеской блокады, городу-герою Ленинграду, ранее награждённому за эти заслуги орденом Ленина, вручена медаль «Золотая Звезда».

Музыка «Если б не было войны»

Музыка «Прощание славянки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно – музыкальная композиция посвящённая 69 годовщине снятия немецко – фашистской блокады с Ленинграда. 900 дней и 900 ночей.

Литературно – музыкальная композиция посвящённая 69 годовщине снятия немецко – фашистской блокады с Ленинграда. 900 дней и  900 ночей. Рябчиня Наталья Васильевна, воспитатель Г К С(к)О У...

Литературно – музыкальная композиция посвящённая 69 годовщине снятия немецко – фашистской блокады с Ленинграда. 900 дней и 900 ночей.

Данная композиция посвящена героической обороне города, о тяжелейших днях блокады, которую пережили советские люди.В городе не было света, воды, топлива, наступил голод были 30 градусные морозы. Вся с...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

Литературно-музыкальная гостиная к 70-летию снятия блокады Ленинграда

Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной   70-летию снятия блокады Ленинграда...

литературно-музыкальная композиция, посвященная снятию блокады Ленинграда

В композицию входят стихотворения, песни, музыка Шостаковича...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной годовщине полного снятия блокады Ленинграда .

Война!.. Как все было неожиданно... Только вчера во всех школах провожали в боль­шую жизнь выпускников......

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов...