Сценарий к юбилею Константина Симонова.
классный час (6, 7, 8 класс) на тему

 Сценарий мероприятия разработан к 100-летию со дня рождения  журналиста, писателя, человека... -  Константина Симонова. Цель данного мероприятия: пробудить интерес к творчеству К.Симонова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_k_yubileyu_konstantina_simonova.docx430.06 КБ

Предварительный просмотр:

Журналист, писатель, человек…

100-летию со дня рождения Константина Симонова посвящается

(28.11.1915 – 28.08.1979)

Свет погасшей звезды
ещё тысячу лет

К нам доходит. А что ей,
звезде, до людей?

Ты добрей был её,
и теплей, и светлей,

Да и срок невелик —
тыщу лет мне не жить,

На мой век тебя хватит —
мне по дружбе светить.

К. М. Симонов

Цели:

  • пробудить интерес к изучению истории литературы, творчества поэта, стимулировать стремление учащихся к повышению читательской компетенции.
  • формирование патриотического сознания молодого поколения на основе героических событий истории своей страны средствами литературного образования;
  • формировать навыки работы с книгой.
  • сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
  • содействие росту творческих способностей и гармоничному становлению личности.
  •   создание педагогических условий для формирования гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к творчеству поэта-юбиляра.
  •  формирование культуры грамотного читателя, владеющего навыками поиска нужной информации,

Оборудование:

  • компьютер и видеопроектор;
  • проекционный экран;
  • презентация

1 ведущий. 28 ноября 2015г исполняется 100 лет со дня рождения Константина Михайловича Симонова, журналиста, общественного деятеля, одного из самых популярных поэтов и писателей военной и послевоенной поры, ведь каждая  его строка, это небольшая зарисовка из жизни.

2 ведущий. Константин (Кирилл) Михайлович Симонов родился 28 ноября 1915 г. в Петрограде в семье полковника Генерального штаба Михаила Агафангеловича Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской. Отец пропал без вести в годы гражданской войны.

1 ведущий. В 1919 г. мать с сыном переехала в Рязань, где вышла замуж за преподавателя военного дела, бывшего полковника царской армии А. Г. Иванишева. По собственному признанию Симонова, отчим оказал сильное и благотворное влияние на его жизненные и житейские принципы и привычки. Отчиму он обязан своей любовью к армии.

2 ведущий. Учился в Рязани, а закончил восьмилетку в Саратове, куда перевели отчима. После семилетки продолжал образование в ФЗУ, переехав с родителями в Москву, работал токарем, а в 1934 г. поступил в Литературный институт. Его сокурсниками были Е. Долматовский, М. Матусовский, М. Алигер.

1 ведущий. Поэтическая биография Симонова начинается в 16 лет и складывается  успешно. Начал печататься с 1936 г. Еще до приема в Литинститут ему как молодому рабочему автору дали командировку на строительство Беломорканала, в результате чего появилась поэма «Павел Черный».

2 ведущий. В своей автобиографии Константин Симонов писал: «Осенью 1938 года закончил Литературный институт им. А.М. Горького…В августе этого же года по предписанию Политуправления Красной Армии, уехал на Халхин-Гол, в Монголию, в качестве военного корреспондента…». Сухие строчки автобиографии, а что же оказалось на самом деле? На деле Халхин-Гол оказался для К. Симонова тем местом, где он впервые воочию увидел, что такое война. Нет, он тогда не ходил в атаку, не лежал в открытом поле под обстрелом и бомбёжкой, не отступал, не пробирался из окружения.

1 ведущий.  Это будет потом в Великую Отечественную войну, когда вовсю раскроется его многогранный талант,  военкора, писателя и поэта. Но, в «бескрайних монгольских просторах, где степь обнимает реку», К. Симонов впервые получил возможность «по горячим следам» встречаться с непосредственными героями боёв, посещать места только что окончившихся сражений, наблюдать воздушные бои,  работу тыловых служб. Всё это настолько взволновало молодого поэта, что подвигло его к написанию цикла стихов «Соседям по юрте » и поэмы «Далеко на Востоке».

2 ведущий.   Причем, именно в момент отъезда на Халхин-Гол поэт принимает свой знаменитый творческий псевдоним и с тех пор на произведениях расписывается, как Константин, а не Кирилл Симонов (дело в том, что он с детства не мог четко произносить буквы «р» и «л», из-за чего «стеснялся» своего настоящего имени»).

1 ведущий. Там он прошел первую «обкатку войной», там в жизнь писателя вошли люди, которым он остался верен до последних дней. Это Г. К. Жуков и редактор «Героической Красноармейской», а в Великую Отечественную – «Красной Звезды», Давид Ортенберг, ставшие впоследствии героями его воспоминаний и прототипами персонажей его прозы. И там же сложился фундамент военного писателя и журналиста, который  останется на всю жизнь.

2 ведущий. С 24 июня 1941г. Симонов является военным корреспондентом в газете «Боевое знамя», но большая часть его корреспонденций печаталась в «Красной звезде».

1 ведущий. За четыре года около тридцати раз Симонов ездил в короткие и длительные командировки на фронт. Календарь и география его фронтовых поездок говорит сам за себя: 13 июля 1941 года чуть не погиб под Могилевым, ходил в боевой поход на подводной лодке, был в горящем Сталинграде в бригаде Горохова, ему довелось побывать в осажденной Одессе и на Курской Дуге.

2 ведущий.  К. Симонов присутствовал на первом суде над военными преступниками в Харькове и на первой встрече советских и американских войск на Эльбе, высаживался с отрядом моряков-разведчиков в тыл немцам за Полярным кругом, летал в Югославию к партизанам. Дошел до Германии, пройдя пол-Европы по земле Польши, Югославии, Болгарии. 8 мая Симонов присутствовал при подписании акта о безоговорочной капитуляции Германии.

«ПЕСНЯ ВОЕННЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ»

1 ведущий. После того как в «Правде» было опубликовано стихотворение «Жди меня», посвященное любимой женщине – актрисе Валентине Серовой, Симонов стал самым известным и почитаемым поэтом в стране.

2 ведущий. Феномен лирического «Жди меня», написанного в августа 1941 г., перепечатываемого и переписываемого, посылаемого с фронта домой и из тыла – на фронт, адресованного вполне конкретной, земной, но в эту минуту – далекой женщине, выходит за рамки поэзии. «Жди меня» – молитва атеиста, заговариванье судьбы, хрупкий мост между жизнью и смертью, и оно же – опора этого моста. В нем предсказано, что война будет долгой и жестокой, и угадано, что человек – сильнее войны. Если любит, если верит.

«Жди меня…»

1 ведущий. За четыре военных года написал пять сборников очерков и рассказов, повесть «Дни и ночи», пьесы «Русские люди», «Так и будет», «Под каштанами Праги», дневники, которые впоследствии составили два тома его собрания сочинений

2 ведущий. Константин Симонов через свои очерки, стихи и военную прозу показал увиденное и пережитое как им самим, так и тысячами других участников войны. Он проделал гигантскую работу по изучению и глубокому осмысливанию опыта войны именно с этой точки зрения. Он не приукрашивал войну, ярко и образно показал ее суровый лик. Читая такие глубоко проникновенные свидетельства, даже фронтовики обогащают себя новыми наблюдениями и более глубоко осмысливают многие, казалось бы, хорошо известные события.

  1 ведущий. Он был первым из писателей награжден Орденом Красного Знамени в мае 1942 г., в 1945-м году двумя орденами Отечественной войны I степени. Таков послужной список фронтового корреспондента полковника К. Симонова.


 
2 ведущий. Стихи и очерки, рассказы и пьесы Симонова сыграли огромную роль в духовной жизни нашего народа во время Великой Отечественной войны.

1 ведущий. «Я понял, насколько сильно во мне чувство Родины, - напишет Симонов, - насколько я чувствую эту землю своей и как глубоко корнями ушли в нее эти  люди, которые живут на ней… Было чувство острой жалости и любви ко всему находившемуся здесь: к этим деревенским избам возле дороги, к траве, к березам, ко всему русскому». Это из дневника, опубликованного значительно позже. А тогда, в 41-м, Симонов свои чувства выразил в стихах. В сильных стихах.

 «Ты помнишь Алеша, дороги Смоленщины».

2 ведущий. Строки этого стихотворения сжимают сердце и сегодня. А тогда в 41-м, 42-м? Стихотворение, посвященное Алексею Суркову, стало общим для страны. «Кто, - писал Борис Полевой, - в трагические дни, когда приятель приближался к Москве, не декламировал эти стихи?..»

1 ведущий. В 41-м поэт потрясен седым мальчишкой, которого отец-майор на пушечном лафете вывез из Брестской крепости. И Симонов пишет стихотворение

 «Майор привез мальчишку на лафете».

2 ведущий. Победу двадцатидевятилетний Симонов встретил уже знаменитым писателем, лауреатом Сталинских премий, самым молодым из руководителей Союза писателей, автором известных произведений, переводимых на разные языки.

1 ведущий. В послевоенные годы он был главным редактором журнала «Новый мир»; главным редактором «Литературной газеты»; секретарем Союза писателей СССР. В 1974 г. удостоен звания Героя Социалистического Труда.

2 ведущий.  По сценариям Симонова поставлены многие фильмы: «Парень из нашего города» (1942), «Жди меня» (1943), «Дни и ночи» (1943-44), «Бессмертный гарнизон» (1956), «Нормандия-Неман» (1960, совместно с Ш. Спаакоми, Э. Триоле), «Живые и мертвые» (1964).

1 ведущий. Пятнадцать лет писатель работает над трилогией «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето».
«Это самое капитальное из того, что написано о войне», - писал Алексей Сурков.

2 ведущий. Когда вышел роман «Живые и мертвые», книга задела миллионы людей. За ней образовалась очередь в библиотеках, ею восхищались, она порождала порой жаркие споры.
Так было и с двумя другими книгами трилогии.

1 ведущий. Множеством разных дел занимался Симонов. По его инициативе и при его содействии были организованы в доме писателей выставки Петрова-Водкина, Пиросмани, Татлина, создан музей-квартира Блока в Петербурге, сохранена квартира Маяковского в Москве; созданы памятники Арсеньеву и Яшину, и многое, многое другое.

2 ведущий. По инициативе и стараниями Симонова были выпущены в свет или переизданы после долгого перерыва «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, романы Ильфа и Петрова, стихи О. Мандельштама, произведения И. Эренбурга и другие.

1 ведущий. И помогал, и помогал людям: ветеранам войны, начинающим писателям, просто человеку, обратившемуся к нему за помощью.

 2 ведущий. «Островом верной земли, где можно перевести дыхание, набраться сил перед следующим плаванием по бурному морю жизни» назовет Симонова актер Михаил Ульянов. «Ну, а если потерпишь кораблекрушение, то такие острова примут тебя».

1 ведущий. Умер Константин Симонов 28 августа 1979 года. Он завещал развеять свой прах на поле под Могилевом, где в 1941 г. ему удалось выйти из окружения. На памятном знаке возле Буйнического поля начертано: «Всю жизнь он помнил это поле боя и здесь завещал развеять свой прах». Прах его смешался с прахом погибших в сорок первом. Он вернулся к ним навсегда.

Приложения

ПЕСНЯ ВОЕННЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ

От Москвы до Бреста

Нет такого места,

Где бы не скитались мы в пыли.

С лейкой и с блокнотом,

А то и с пулеметом

Сквозь огонь и стужу мы прошли.

Без глотка, товарищ,

Песню не заваришь,

Так давай по маленькой нальем.

Выпьем за писавших,

Выпьем за снимавших,

Выпьем за шагавших под огнем!

Есть, чтоб выпить, повод —

За военный провод,

За У-2, за эмку, за успех.

Как пешком шагали,

Как плечом толкали,

Как мы поспевали раньше всех.

От ветров и водки

Хрипли наши глотки,

Но мы скажем тем, кто упрекнет:

«С наше покочуйте,

С наше поночуйте,

С наше повоюйте хоть бы год!»

Там, где мы бывали,

Нам танков не давали —

Но мы не терялись никогда.

На пикапе драном

И с одним наганом

Первыми въезжали в города.

Так выпьем за победу,

За нашу газету.

А не доживем, мой дорогой,

Кто-нибудь услышит,

Снимет и напишет,

Кто-нибудь помянет нас с тобой!  

Жди меня…

Жди меня, и я вернусь. 
Только очень жди, 
Жди, когда наводят грусть 
Желтые дожди, 
Жди, когда снега метут, 
Жди, когда жара, 
Жди, когда других не ждут, 
Позабыв вчера. 
Жди, когда из дальних мест 
Писем не придет, 
Жди, когда уж надоест 
Всем, кто вместе ждет. 

Жди меня, и я вернусь, 
Не желай добра 
Всем, кто знает наизусть, 
Что забыть пора. 
Пусть поверят сын и мать 
В то, что нет меня, 
Пусть друзья устанут ждать, 
Сядут у огня, 
Выпьют горькое вино 
На помин души... 
Жди. И с ними заодно 
Выпить не спеши. 

Жди меня, и я вернусь, 
Всем смертям назло. 
Кто не ждал меня, тот пусть 
Скажет:- Повезло.- 
Не понять не ждавшим им, 
Как среди огня 
Ожиданием своим 
Ты спасла меня. 
Как я выжил, будем знать 
Только мы с тобой,- 
Просто ты умела ждать, 
Как никто другой.

Майор привез мальчишку на лафете

Майор привез мальчишку на лафете. 
Погибла мать. Сын не простился с ней. 
За десять лет на том и этом свете 
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста. 
Был исцарапан пулями лафет. 
Отцу казалось, что надежней места 
Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка. 
Привязанный к щиту, чтоб не упал, 
Прижав к груди заснувшую игрушку, 
Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России. 
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты говоришь, что есть еще другие, 
Что я там был и мне пора домой...

Ты это горе знаешь понаслышке, 
А нам оно оборвало сердца. 
Кто раз увидел этого мальчишку, 
Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами, 
Которыми я плакал там, в пыли, 
Как тот мальчишка возвратится с нами 
И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили, 
Призвал нас к бою воинский закон. 
Теперь мой дом не там, где прежде жили, 
А там, где отнят у мальчишки он.

РОДИНА

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину - такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть... Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

1941

Использованные источники:

1.http://www.chaltlib.ru/articles/resurs/jubilei_goda/god__literaturi_v_rossii/100_let_k_m_simonovu/

2. Журнал «Читаем, учимся, играем». – 2005. – N 10

3. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2014/08/22/literaturnaya-gostinaya-km-simonova

4. http://www.cbs-novoch.ru/

5. http://istrabibl.ru/wordpress/

6. Интернет-ресурсы

 

К. Симонов в Библиотеке Поэзии

 

http://www.simonov.co.uk/index.htm  – «Стихи и жизнь Константина Симонова. (1914-1979)»

 

http://poet-simonov.narod.ru/  – Сайт, посвященный К. М. Симонову.

 

Стихи Константина Симонова в Антологии русской поэзии

 

Симонов, Константин Михайлович на сайте «Герои страны»

 

Константин Симонов в Публичной библиотеке Вадима Ершова

 

Произведения К. Симонова на Либрусеке

 

Константин Симонов в Википедии

 

Симонов Константин Михайлович в проекте  «Хронос»

 

Константин Михайлович Симонов в проекте «Люди»

 

Константин Симонов на сайте КИНО-ТЕАТР

https://youtu.be/t0bKlVjPHNo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательская конференция по рассказу Константина Симонова "Третий адъютант" для учащихся 10-11 классов

Обсуждение рассказа помогает донести до каждого ученика важность и ценность жизненных позиций, воспитывает ответственность за все окружающее. Урок сопровождается презентацией "Жизнь и творчество К. Си...

Мультимедийная презентация к стихотворению Константина Симонова "Горят города по пути этих полчищ".

Данная мультимедийная презентация станет эффектным иллюстративным материалом к урокам, посвященным поэзии о Великой Отечественной войне....

Военная лирика Константина Симонова

Расширять знания о Великой Отечественной войне, способствовать формированию ценностного отношения, уважения к людям и событиям Великой Отечественной войны, показать особенности военной лирики К. Симон...

Внеклассное занятие на тему "К 100-летию со дня рождения Константина Симонова" 5-7 классы

Пособие содержит биографию писателя, анализ стихотворений К.Симонова о войне...

Классный час к 100-летию Симонова К. «Понять трудно, а не любить невозможно». (История любви Константина Симонова и Валентины Серовой)

Классный час к 100-летию Константина Симонова "Понять трудно, а любить невозможно" История любви Константина Симонова и Валентины Серовой...

музыкально-литературная композиция ко юбилею поэта Константина Симонова

в разработке представлен сценарий музыкально-литературной гостиной для учащихся 9 класса...

Сценарий литературного вечера «К 100-летию Константина Симонова»

Литературно-музыкальная композиция с театрализацией в рамках всероссийского фестиваля «Литературный венок России»...