Сценарий театрализованного представления "Война глазами моего поколения"
материал на тему

Бережная Ольга Николаевна

Сценарий содержит несколько сцен, разных по своей эмоциональной напряженности. Постановка посвящена 70-летию Великой Победы. Участниками являются обучащиеся средней общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voyna_glazami_moego_pokoleniya.docx446.44 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  школьной театрализованной постановки

«Война глазами моего поколения», посвященной 70-летию Великой Победы.

  C:\Users\МАМА\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\KIR_8939.jpg                                                           C:\Users\МАМА\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\KIR_8949.jpg

C:\Users\МАМА\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\KIR_8970.jpg

Автор и постановщик:  Бережная Ольга Николаевна,

учитель истории и обществознания

БОУ г. Омска  «СОШ № 135».

Участники: обучающиеся 8,10-х  и 11-х классов.

        На экране видео с военной хроникой под РЭП Dino MC 47  Intro «Это Сталинград…».  В правой стороне сцены имитация школьного класса.  В левой стороне изображение  деревенского дома изнутри с окошком. У окошка стоит  табурет.  Музыка стихает. В класс заходят ученики 11-го класса и рассаживаются по местам. Звенит звонок.  В класс заходит учитель. Ребята встают.

Учитель:  Здравствуйте, садитесь.  Сегодня мы начинаем изучать Великую Отечественную войну. Запишите тему урока: «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»

Подходит к экрану спиной к ученикам, как бы записывает тему. Ученики начинают возмущаться:

- Мы же в 9-м классе ее подробно изучали.

- И на классных часах постоянно о ней говорим.

- И каждый год с ноября до мая постоянно изучаем военные события.

- Мы и так о ней уже все знаем.

Учитель, молча разворачивается к классу, и начинает тихо говорить, как бы сам себе:

- Вы знаете, мой дед ушел на фронт прямо со своего выпускного. Ему было столько же лет, сколько и вам сейчас. Он не вернулся с войны. Вообще из его ровесников почти никого не осталось. Каждого третьего  выбили еще в начале войны. Знаете, что это такое? Встаньте все.

Класс встает, учитель начинает пересчитывать.

- Первый, второй, третий – ты сядь, ты убит…

И так проходит по всему классу.

1-й ученик (стоит): Мой прадед тоже воевал, его убили в 43-м. (Садится)

2-й ученик (стоит): Моя прабабушка была медсестрой во время войны, выносила раненых с поля боя. Она погибла в 42-м, подорвалась на мине. (Садится).

3-й ученик (стоит):  А вы знаете, что в 57-й школе нашего города в июне 41-го ребята уходили на фронт прямо со своего выпускного. Перед уходом каждый из них посадил  перед школой дерево. Деревья остались, а из них никто не вернулся. (Все садятся. Немая сцена).

В это время звучит  песня в исполнении детского хора «Кино идет, воюет взвод». После вступления к  песне немая сцена заканчивается.  Часть ребят уходит, а часть переворачивает стулья, накрывает их защитной тканью, имитируя окоп.  На экране появляется военная хроника со сценами боя, взрывами снарядов (видео должно быть со звуком, но без солдат на экране).  Голоса за кулисами:

- Пошли, ребята!

-Вперед, вперед!

Давайте, парни, поднажми!

На сцену выбегают солдаты и залегают с оружием в окоп.  Действия на сцене должны быть синхронны с видеохроникой. Они как бы продолжают  те действия, которые разворачиваются на экране.

Солдаты:

-Вот бьют, сволочи, прямо без остановки лупят.

- Сегодня особенно, за весь день ни одного перерыва. Даже перекурить некогда.

- Это точно. Весь день их сегодня из деревни выбить пытаемся.

- Ребята, поднажми, до ночи надо зачистить деревню.

- Да мы жмем, жмем.

Солдаты стреляют из автоматов, имитируя бой, пригибаются от взрывов, привстают и т.д.

- Эти сволочи там прочно засели, с  самого утра их выкалупываем.

- Да, крепко сопротивляются, гады.

- Ничего, сейчас мы их ковырнем посерьезней.

Последний боец поднимается и идет вперед, стреляя.

Ребята кричат ему из окопа:

- Стой, куда под пули?

- Жить надоело? Ложись…

Раздается взрыв, боец падает.  Из окопа выбегает медсестра с криками:

- Да что ж это такое? Сейчас, держись, держись.

Из окопа бойцы кричат девушке:

- А ты куда? Убьют же.

- Да стой ты. Куда?

Медсестра подбегает к бойцу со словами: «Сейчас, сейчас, миленький, держись. Давай-давай. Я помогу».

Медсестра с раненым бойцом, пригнувшись, пробираются к окопу. Один солдат выскакивает из окопа и помогает девушке затащить раненного. Опять взрыв, все вместе «падают» в окоп.  Взрывы стихают. Песня заканчивается (на протяжении всего действия песня звучит фоном). Девушка с раненным бойцом потихоньку уходят со сцены.  Солдаты выбираются из окопа и рассаживаются по краям.

1-й солдат:  Наконец-то успокоились. Оглохли все уже.

2-й солдат:  Это точно. Несколько часов бьют. Все глаза землей засыпало (приводит себя в порядок, отряхивается, протирает глаза).

3-й солдат: Да хоть в себя прийти маленько, пока затишье.

1-й солдат: Да надолго ли?

2-й солдат:  Может и не надолго, кто их разберет

1-й солдат достает из кармана бумагу, карандаш и начинает писать.

3-й солдат: Ты чё пишешь-то?

1-й солдат:  Домой пишу, пока затишье, а то потом, может, и некогда будет, а может, и некому.

2-й солдат: Это точно… Ну пиши, пиши.

3-й солдат (показывает рукой в сторону): О, смотри, кажись кухня приехала, там и умоемся. Пошли что ли?

2-й солдат: Пошли.

Солдаты уходят, 1-й солдат остается писать письмо. Звучит минус песни землянка. На другой стороне сцены выходит  девушка в платке и со свечой с развернутым письмом в руках. Она садится у окна и начинает читать. Дальше солдат и девушка читают письмо с фронта по очереди.

Солдат:  Здравствуй, дорогая, милая моя! Недавно я видел интересный сон. Вот я у Мамаши с Папашей. Там Ваня! А тебя и детей нет, живете в другом месте. И представь себе, как я бился, пробирался к тебе. И так не пробрался.

Девушка: Такая досада взяла, что тебя не видел, просто невозможно описать. А сколько было сил положено, чтобы к тебе пробиться, и все рухнуло. Ну, это ведь сон, и что с него возьмешь.

Солдат: Зато уж наяву-то я через все преграды пройду, через все невзгоды боевой жизни, а буду с вами, милые мои…

Девушка: Сейчас на фронте фрицы бегут, мечутся, окольцованные, как в мышеловке, и гибнут, не поднявшие рук, от наших пуль.

Солдат: При виде фрица наш солдат приходит в ярость и исступление. Я видел пленных в феврале и августе 42-го, а теперь сходства никакого.

Девушка: Те вели себя нагло, надменно, с пренебрежением к смерти, держались браво. Эти жалкие, во всем своем поведении просящие милость, шелудивые, «низкопробные». Солдат: Если переживу, рассказать есть чего. Целую и обнимаю. Ваш муж и папка.

Девушка (повторяет, вытирая слезы и улыбаясь): Целую и обнимаю. Ваш муж и папка.

Музыка стихает, девушка прижимает письмо к груди и уходит.

Солдат: Ну вот, дописал.  Пойду, отдам, чтоб отправили.

Солдат уходит, на сцену выходят двое ведущих. Музыка стихает.

1-й ведущий: 70 лет назад отгремели последние залпы Второй мировой и Великой Отечественной войны. Но мы снова и снова вспоминаем тех, кто отстоял для нас мир на земле ценой собственной жизни.

2-й ведущий: Больше половины века отделяет нас от тех страшных событий. Но и сегодня мы говорим:   «Никто не забыт и ничто не забыто».

1-й ведущий: Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам

                         О горьком победном пути.

                         Поэтому должен хотя бы наш разум

                         Дорогой победы пройти.

2-й ведущий:  И мы разобраться обязаны сами

                         В той боли, что мир перенес,

                         Конечно, мы смотрим иными глазами,

                         Такими же, полными слез.

Пока ведущие говорят свои слова, на сцену выходят ребята с портретами своих близких, воевавших на фронте. Они встают в шахматном порядке, спиной к зрителям. На сцену из разных концов сцены выходят чтецы и  читают стихотворение «Ветераны» по одному четверостишью.

Немного осталось из тех, кто в боях
прошли до Берлина полсвета –
в мороз и пургу, через горе и страх.
Пусть вспомнят живые про это.

Так было: внезапно настала война.
Пришли небывалые беды.
И всё, что могла, отдавала страна
для фронта, для славной победы.

И каждую пядь нашей русской земли
смочили мы кровью и потом.
Но правду враги здесь сломить не смогли,
не справились с гордым народом.

Все дальше и дальше, на Запад – вперед
идут и идут батальоны.
Нас Родина наша к победе зовет:
«огонь, - не жалея патроны!»

Но вот и Рейхстаг, день фашистский померк
и фрицы кричат: «Рус, сдаемся!»
Мы эту войну будем помнить вовек.
Клянемся... Клянемся... Клянемся!

Нельзя про такое забыть никогда.
Что может быть лучше на свете,
чем мирное небо, в огнях города
и наши прекрасные дети?

Солдат, вспоминая свой путь до конца,
заплачет скупыми слезами.
А павшие живы все в наших сердцах, –
безмолвно стоят рядом с нами.

Звучит музыка оркестра под управлением Поля Мариа «Был месяц май». Ведущие уходят. Чтецы тоже уходят.  Выключается свет и в зале, и на сцене. Из зала, с первого ряда направляется луч фонарика на первого ученика. Он поворачивается, портрет, который он держит в руках,  появляется на экране. Ученик кратко рассказывает о своем родственнике. Так по очереди каждый  ребенок на сцене.

 Музыка стихает, ребята уходят со сцены. Включается свет на сцене.

На сцену выходят ребята в военной форме и исполняют песню «Последний бой».

После песни на сцену снова выходят ведущие.

1-й ведущий: Сегодня мы снова вспоминаем те страшные бои, кровавые сражения, которые день за днем, с огромными потерями вела Советская армия на всех фронтах.

2-й ведущий: Внимание всего мира было приковано к Восточному фронту  Второй мировой войны. Именно там наша страна ценой  невероятных жертв ковала великую Победу.

1-й ведущий:  Сегодня в каждом учебнике истории описаны великие битвы  той далекой для нас войны.

2-й ведущий: И красной полосой проходят через все сражения те колоссальные жертвы, которые принес наш народ на алтарь Победы.

На сцене выключается свет. Звучит трагичная музыка (Франц Шуберт Симфония №4 Часть 1). На экране появляются военные фотографии с названиями  крупнейших сражений войны, где перечислены количество павших, раненых и пропавших без вести советских солдат в каждом сражении. Слайды меняются через 20-30 секунд. Ребята по очереди выходят на сцену с горящими свечами  и встают в шахматном порядке. Последний слайд с общими потерями  останавливается. Ребята со свечами выходят вперед и встают в одну линию. Затем медленно уходят  в разные кулисы (от середины).

Во время последнего слайда ребята выходят на сцену и снова восстанавливают школьный класс. Ученики садятся за парты. Учитель стоит у доски. Ребята со свечами как бы закрывают  их собой. Когда они расходятся, включается свет на сцене, ученики уже сидят в классе. Музыка стихает.

1-й ученик (поворачивается к классу): Ребята, мы так много говорим о войне и так мало о ней знаем.

2-й ученик: А ведь в каждой семье наши прабабушки и прадедушки  воевали на фронте и работали в  тылу. И каждая семья хранит память о них.

После этого ребята встают по одному, подходят к краю сцены и читают по одному четверостишью стихотворение «Что мы знаем о войне?» Михаила Галина.

Что мы знаем о войне?! – Немного…
По рассказам бабушек и мам.
Знаем, что надежда и тревога
Об руку ходили по домам.

Слухи зависали, как знамена.
Дымом застилался горизонт.
Многоверстный и многоименный
Жаждал крови ненасытный фронт.

А из тыла за волной волна
Шла латать верховные промашки:
Всасывала мальчиков война –
И выплевывала мертвые бумажки.

Каждый шаг – к победе ли, к беде, –
Сводки измеряли расстояньем.
Даже самый распобедный день
Был кому-то вечным расставаньем.

Годы возвращающий экран,
Очевидцев честные романы –
Все равно останутся обманом:
Ссадины не заменяют ран.

Только изредка за толщей дней
Вдруг всплеснёт сирены голос лютый,
Замирая криками детей –
И застынет сердце на минуту…


На экране появляется  нарезка из  фильмов о войне под песню «От героев былых времен…».  Участники  постановки по одному выходят на сцену, встают в шахматном порядке так, чтобы они заполнили  всю сцену,  и замирают в молчании до конца песни. После этого, пока звучит последний проигрыш в песне,  двумя потоками спускаются со сцены и  выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества "Сталинградская битва глазами юного поколения"

Классный час ко 2 февраля о героях Сталинградской битвы. Ученица прочитала стихотворение собственного сочинения....

«XX и XXI век глазами моего поколения»

Мамедова Л.Р.  и Бетехтина В.А. раскрыли тему конференции «ХХ и ХХI  век глазами моего поколения», рассмотрев студентов в социуме на примере  доклада: «Студенчество как особая социальна...

Конференция «ХХ и ХХI век глазами моего поколения»

Дьякова Елена Юрьевна является  студенткой четвертого курса  группы  СЭЗ 10ук/09к  по специальности  270103 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»....

Научно-практическая конференция «XX и XXI век глазами моего поколения»

Пасютина Юлия Александровна  и  Микова Ксения Николаевна  являются  студентками четвертого курса  группы  У-08к  по специальности  080504.52 «Государственное и ...

Сценарий театрализованного представления, посвященного Дню борьбы со СПИДом "Мы-здоровое поколение"

Цель: развивать у студентов осознанное неприятие наркотических средств как способов воздействия на личность, воспитывать уважение к себе и окружающим, развитие творческих способностей. 1.Подготовител...

Сценарий театрализованного праздника 8 марта. (подготовительная к школе группа с театрализованным уклоном)."Новые приключения Золушки или Похождения кота Базиля"

Яркий, эмоциональный, в современной обработке, (что не мало важно для наших детей) сценарий праздника к 8 марта. "Новые приключения Золушки или Похождения кота Базиля" Все роли исполняли исключительно...