интерактивное занятие "Целевое использование игры в летнем лагере. Конструирование игр".
план-конспект занятия (8, 9, 10 класс) на тему

Космодемьянская Зоя Анатольевна

Занятие  проводится в ходе подготовки вожатых пришкольных лагерей к работе, с целью расширить представления о разнообразии игр по их целям, форме, условиям проведения и т.д.; cформировать навыки использования различных игр в пришкольном лагере в соответствии с поставленными целями и с учётом существующих условий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Целевое использование игры в летнем лагере. Конструирование игр.

Автор: Зоя Анатольевна Космодемьянская,

Педагог дополнительного образования МУДО ДДТ г.Донецка,

г. Донецк, Ростовская область.

ПОДРОБНАЯ ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА на основе технологии модерации

Предмет, по которому проводится урок

Одно из обучающих занятий программы «Территория игры» для будущих вожатых пришкольных лагерей.

Цели занятия: расширить представления о разнообразии игр по их целям, форме, условиям проведения и т.д.; cформировать навыки использования различных игр в пришкольном лагере в соответствии с поставленными целями и с учётом существующих условий.

Участники

13 – 16 лет, 20-30 человек, будущие вожатые пришкольных лагерей

Этап

Время, продолжительность этапа

Активный метод обучения (прием, способ, техника)

Подробное описание АМО (приема, способа, техники)

Инициация

10 минут

Игра «Я люблю играть».

Цель: создание комфортной обстановки, дружелюбного, оптимистического настроя.

Необходимые материалы: доска, мел или лист формата А-3, маркер.

Порядок проведения. Педагог предлагает всем стать в круг. Выходит в центр и представляется следующим образом: «Я… (называет своё имя). Я люблю играть… (называет  игру, например, «баскетбол», и показывает, как он в эту игру играет). Далее все, стоящие в кругу говорят хором: Это - … (называют имя стоящего в кругу). Он любит играть… (и повторяют показанные им движения).  Педагогу важно задать темп игры и поддерживать его. Важно также, чтобы названия игр не повторялись.

(все называемые игры записываются на листе бумаги  заранее выбранным помощником)

Вхождение или погружение в тему

5 минут

5 минут

Обсуждение «Почему люди играют?»

Деление на команды.

«Весёлая классификация»

Цель: помочь участникам осознать разнообразие игр по их целевым установкам, актуализировать уже имеющиеся знания об играх.

Необходимые материалы: перечень игр, названных в предыдущей игре, доска, мел или маркер.

Порядок проведения.

Педагог предлагает ответить на вопрос «Почему люди играют?». Педагог комментирует, дополняет ответы.

Затем предлагает напротив игр в списке, составленном по итогам предыдущей игры, записать, в чём полезность каждой (игра развивает какое-то качество, развлекает, учит, даёт возможность самореализации, даёт полезный опыт и т.д.).

Цель: создать группы для дальнейшей работы, поддерживать оптимистический настрой.

Необходимые материалы: таблички с названиями команд.

Участникам, в соответствии с их предпочтениями, предлагается объединиться в группы (5-8 человек в каждой: «Подвижники» - любители спортивных и подвижных игр, «Умники» - любители интеллектуальных, обучающих, игр, «Конкурсанты» - любители конкурсов, творческих соревнований, «Приколисты» - любители розыгрышей, смешных весёлых игр,  (если в группе окажется слишком много людей, стоит её разбить). Педагог сообщает, что каждой группе предстоит дальнейшая  совместная работа, для сплочения группы предлагает  придумать шуточный девиз. Девизы озвучиваются. Таблички крепятся над местом работы группы.

Формирование ожиданий учеников

1 минута

5 минут

«Три хлопка»

Обсуждение в группах

Цель: поддержать уверенность учеников в положительном результате обучения, поддержать позитивный настрой.

-Хлопните 1 раз в ладоши те, кто хоть раз организовывал игру.

-Хлопните 2 раза те, у кого это получилось.

-Хлопните 3 раза те, кто согласен, что каждой игре своё место и время.

Далее педагог предлагает группам обсудить, как они это понимают, и выбрать того, кто озвучит мнение группы.

Затем педагог обобщает сказанное. Выводы завершаются мини-игрой «Три хлопка»

-Хлопните 1 раз те, кто хочет стать хорошим вожатым,

-Хлопните 2 раза те, кто считает, что хороший вожатый должен уметь организовать игру, учитывая время, место, возраст, настроение детей и ещё много всего…,

-Хлопните 3 раза те,  кто уверен, что у него получится стать хорошим вожатым.

Интерактивная лекция

10 минут

Групповая работа «Классификация игр»

Цель: упорядочить полученную информацию о разнообразии игр, дать понятие о классификации игр по их предназначению, длительности, месту и условиям проведения и др.

Необходимые материалы: таблица «Классификация игр». (см. приложение).

Порядок проведения. 

Педагог  после краткого сообщения о способах классификации игр предлагает группам дополнить таблицу «Классификация игр». Затем группы озвучивают по очереди названия игр, вставленных в таблицу, при необходимости объясняют свой выбор.

Проработка содержания темы

10 минут

Групповая работа «Конструктор»

Цель: закрепить полученные знания, показать значимость осознанного выбора игры в определённых условиях.

Необходимые материалы:  карточки с условиями (см. приложение), указанный в карточках реквизит.

Порядок проведения.

Группы получают задание: подобрать игру  в соответствии с предложенными условиями, объяснить всем условия игры, при возможности, продемонстрировать.

Подведение итогов занятия

10 минут

3 минуты

Игра «Я возьму с собой»

«Три хлопка»

Цель: подвести итоги 1-й части занятия, провести итоговую рефлексию

Порядок проведения.

Все встают в круг. Педагог кидает мяч кому-то из ребят. Тот, у кого окажется мяч, должен продолжить фразу «Я возьму с собой в лагерь…» и назвать игру, которая ему запомнилась на занятии, а также имя любого участника с объяснением, почему он возьмёт именно его. Дальше он перебрасывает мяч выбранному им участнику. Например: я возьму с собой в лагерь игру «Выбивной», и Лёшу, потому что он умеет толково объяснить игру» или …«на него можно положиться». (условие – передавать мяч тому, у кого он ещё не был)

Цель: разрядка, поддержание позитивного настроя на успех.

Хлопните 1 раз в ладоши те, кому сегодня было весело.

Хлопните 1 раз те, кто сегодня узнал новую игру.

Хлопните 3 раза те, кто хочет научиться придумывать новые игры.

 Педагог сообщает, что на следующем занятии предстоит придумать и разработать новую игру.

перерыв

Эмоциональная разрядка (разминка) –

5 минут

Игра «Зоопарк»

Каждая группа решает, кем из животных они будут и придумывают, как это Животное можно смешно показать. Дальше происходит знакомство. Каждая группа, движением  показывает своих животных. (если заяц – то делают прыжок, или показывают уши и т. Д. ) Остальные отгадывают. Затем педагог объясняет дальнейшие условия. Группа, начинающая игру, показывает своё животное, а затем сразу любое другое, из присутствующих. Группа, чьё животное показали, должна быстро показать своё, а затем любое другое. Делать это нужно молча. Кто засмеётся, или собьётся, приносит своей группе штрафное очко. Игра идёт до тех пор, пока члены групп не научатся делать всё слаженно. Результат для игроков – подсчёт количества штрафных баллов. Объявление победителей, набравших меньшее количество баллов, присвоение звания – «Стая», «Самый дружный вольер» и т.д.

погружение в тему

10 минут

Игра как система,  конструирование новой игры

П.Пидкасистый и Ж.Хайдаров «Технология игры в обучении и развитии» (Москва, изд-во Педуниверситета, 1996г.) Адаптированная версия технологии конструирования игры. (см приложение) на примере игры «Зоопарк». Заменяем элементы игры на другие, сравниваем с прежней игрой.

Проработка содержания темы

15 минут

3 минут на выполнение задания. 10 – на проигрывание новых вариантов

конструирование новой игры

Задание. Переконструируйте игру.

Каждой группе предлагается переконструировать игру, заменив один из элементов. Исходная игра “Кошки-мышки”.

Самостоятельная работа в группах

20 минут

Разработка новых  игр на основе существующих по выбору группы. Подготовка игры «к продаже» на Ярмарке игр

Презентация проектов игровых программ

30 минут

Ярмарка игр

Цели: продемонстрировать разнообразие игр, дать возможности для творческого самовыражения

Группы «выставляют на продажу» по 1игре, объясняя возможные цели её использования. (каждую игру проигрываем). Каждой группе выдаётся 2-3 условных «денежки», которые они могут отдать за 2-3 понравившиеся игры. (кол-во зависит от кол-ва групп).

Подсчитываем капитал. Определяем группы-победители.

Подведение итогов игры

10 мин

Подсчёт денежек, отданных за каждую игру. Награждение победителя. Игра «Три хлопка».

Игра-ритуал «Пусть нам завтра повезёт»

3 минуты

Цель: разрядка, поддержание позитивного настроя на успех. Игра уже знакома детям. Ею заканчивается каждое важное дело, лагерный день.

Условия проведения. Все становятся в круг. Вытягивают вперёд правую руку, зажимают ладонью большой палец соседа, стоящего справа. После чего произносятся хором слова: «Пусть нам завтра повезёт, пусть нам завтра повезёт. Мы ребята ничего., мы ребята просто «ВО!» - в конце все показывают большой палец.

Проекты реализуются разработчиками в ближайшие дни.

Приложение 1.

Классификация игр 

Приведите примеры игр

По целям:

Для  знакомства

для сплочения

розыгрыши

познавательные

развлекательные

По форме

танцы

эстафеты

тренинги

По месту проведения

на воздухе

в воде

в помещении

По количеству участников

индивидуальные

командные

По составу участников

По возрасту

по половому признаку

По скорости и времени проведения

сезонные

игры-минутки

кратковременные

длительные

По степени активности

малоподвижные

подвижные

«сидячие»

По наличию реквизита

с реквизитом

без реквизита

По уровню организации

спонтанные

управляемые

Приложение 2.

Задание

«Конструктор»

Игра является отличным инструментом для Вас в работе с детским коллективом и главное - научиться этим инструментом пользоваться. Чтобы правильно подобрать игру, нужно ответить на ряд вопросов:

Цель

возраст

 Место

Уровень знакомства

Количество участников

Имеющийся реквизит

Сплотить группу

7 – 9 лет

улица

Знакомы 2 дня

10

мяч

выявление и развитие талантов и способностей

7 – 9 лет

улица

Только что познакомились

10

Воздушный шар

занять паузу

12-14 лет

помещение

Давно знакомы

50

ничего

Снять напряжение

12 – 14 лет

помещение

Незнакомы

50

Мягкая игрушка

Познакомиться

10 – 11 лет

помещение

Незнакомы

10

Обруч

Для чего вы проводите игру?

Кто участвует в игре? Сколько человек?

Каков уровень сплочённости участников?

Где проводится игра?

Что есть под рукой (реквизит, инвентарь)?

В чём  итог игры для участников?

Перед вами карточки с условиями, которые вы должны учитывать, предлагая игру. Какую игру вы используете?

(таблица разрезается на карточки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпийские игры в летнем лагере

Сценарий открытия, проведения и закрытия олимпийских игр в школьном  летнем лагере...

Сценарий игры для летнего лагеря «Весёлый зоопарк»

Цель: способствовать проявлению и развитию индивидуальности каждого ребёнка, расширение кругозора и формирование потребности изучать культуру народов, населяющих нашу страну....

Сценарий игры для летнего лагеря «Кавардак»

Цель: научить детей делать выбор в различных ситуациях, работать в команде и принимать решения, слушать мнение других. Искать компромисс, выбирать стиль поведения в условиях сменного коллектива, спосо...

Игра для летнего лагеря «Индейцы с Великих Озёр»

Цель: Способствовать проявлению и развитию индивидуальности каждого ребёнка, расширять кругозор, формировать потребность изучать культуру народов мира...

Игра для летнего лагеря «Карнавал здоровья»

Цель: пропаганда здорового образа жизни, развивать коммуникативные навыки и умения, формировать лидерские качества, формировать умение работать в команде, воспитывать потребность физического совершенс...

Командные игры для летнего лагеря.

Вам кажется, что современных детей уже ничем не удивишь? Предложите им оригинальные летние командные игры, и они забудут о своих компьютерах и телефонах!...