Информационно-образовательная среда объединения «Интеллектуал» (12 – 14 лет) МБОУДОД ДДТ г. Донецка
проект (7, 8 класс) на тему

Космодемьянская Зоя Анатольевна

Описание информационно-образовательной среды объединения «Интеллектуал» (12 – 14 лет) МБУДО  ДДТ г. Донецка

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание информационно-образовательной среды объединения «Интеллектуал» (12 – 14 лет) МБОУДОД ДДТ г. Донецка

З.А. Космодемьянская

Направленность:

Активизация мотивационной и познавательной сфер участников объединения через становление информационной культуры личности в условиях сетевого взаимодействия:

- её информационного мировоззрения (система взглядов человека на мир информации и место человека в нем,  куда входят ценности, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности)

- и информационной грамотности, компетентности (организация информационных процессов: владение приемами поиска, сбора, обработки, передачи информационных данных методами анализа и синтеза информации), в ходе участия в городской интегративной игре «Интеллектуальный марафон».

Содержание:

Социальный опыт человечества (культура, в том числе информационная) в процессе превращения в собственный опыт личности. Информационная культура – это интегративная способность личности, проявляющаяся в освоении, владении, применении, преобразовании информации с применением информационных технологий и применением этих умений в обучении и в дальнейшей профессиональной деятельности.Созданием новых ценностей

Ценности: Творчество – Познание – Сотрудничество – Событие – Культура личности – Социальная Компетентность  и Ответственность – Самореализация в социуме – Самореализация в информационном обществе

Социальное взаимодействие:

Опирается на ценностно-целевые  установки:

  • признание ребенка в качестве субъекта познания,
  • понимание образования как процесса самообучения и самообразования;
  • признание индивидуальности, самобытности ребенка как активного носителя субъектного опыта,  обогащаемого  и преобразуемого в процессе совместной деятельности;
  • формирование познавательных способностей как результата образования.

Реализуется через:

Сотрудничество, диалог, со-бытийность, поддержание субъектной позиции личности, развитие личностных структур сознания, педагогическую помощь и поддержку, поддержание позитивного настроя.

Действия педагога в информационно-образовательном пространстве:

- насыщение ИОС образовательными ресурсами,

- обеспечение качественной навигации личности в информационном пространстве,

- организация продуктивного взаимодействия, в том числе сетевого,

При соблюдении норм и правил поведения и деятельности:

активность;толерантность;сотрудничество и взаимопомощь;гражданская позиция;уважительное отношение к окружающим, к природе,  к обществу, соблюдение этикета электронного общения.

Обеспечивает:

  • формирование нормативно-поведенческого, эмоционально-ценностного и ценностно-смыслового отношения к окружающему миру;
  • взаимопонимание и удовлетворенность взаимоотношениями, позитивное настроение;
  • участие в управлении образовательным процессом;
  • сплоченность и сознательность всех субъектов;
  • продуктивность взаимодействий.

Мотивация субъектов

В качестве стимулов  продуктивного развития личности используются и развиваются:

  • позитивный эмоциональный фон,
  • участие субъектов в отборе тематического содержанияпроектов  и исследований (принятие, привлекательность, актуальность, продуктивность, практичность)
  • социально-значимый  характер проектно-исследовательской деятельности,
  • умение и желание представлять свои знания и опыт познавательной, поисковой, проектной,  интеллектуальной, творческой деятельности с помощью цифровых средств,
  • соревновательный характер презентационных мероприятий игры «Интеллектуальный марафон»,
  • ситуации успеха,
  • признание сверстников и социума (презентациязнаний и опыта интеллектуальной деятельности школьному сообществу),
  • стимулирование положительных переживаний личностной значимости для предупреждения переживаний и страха перед неудачей и неуверенности в себе.

Предметно-пространственное окружение

Обеспечивает:

  • возможностьвыбора;
  • возможность воспринимать различные виды деятельности как взаимообусловленные и дополняющие друг друга; проявление преобразующей активности;
  • дополнительные возможности развития субъектов;
  • возможность удовлетворения потребности в персонализированном пространстве;
  • возможность функционирования в ритме, соответствующем индивидуальным возможностям.

Информационное окружение

Характеризуется:

  • открытостью, досупностью,
  • наличиемвозможностей самоопределения личности и поисков собственных смыслов,
  • актуальностью  и новизной содержания;
  •  эмоциональностью;
  • множеством индивидуальных форм развития и разнообразием образовательных возможностей.

Предполагает наличие:

-Качественного технического и программного обеспечения

-Банка информационных ресурсов:

  • учебно-методических (совокупность учебных пособий, , программно-методических разработок) дидактических, социально-культурных (ресурсы, расположенные за пределами образовательных систем),
  • создаваемых ресурсов (методические разработки педагогов, работы учащихся,  публикации, результаты исследований и проектов, информация о мероприятиях)
  • действующего сетевого сообщества.

Обеспечивает:

  • целостное видение окружающих реальностей в виде современного научного знания, культуры, моделей повседневной жизни и обыденного знания, виртуальной реальности, мира человека в его связях и отношениях с другими людьми,
  • удовлетворение потребностей в информации и способах ее обработки и передачи, для развития и саморазвития личности во взаимодействии с другими,
  • формирование информационной культуры,
  • развитие активности и личной свободы субъектов образовательного процесса
  • развитие взаимодействия субъектов в условиях информационного сообщества.

Организационно-технологический компонент

Предполагает создание «зоны развивающих возможностей»:

  • обеспечение психологической комфортности  среды, поддержание  защитно-игровой функции;
  • возможность реализовать и совершенствовать свои способности в познавательной, исследовательской, поисковой, проектной деятельности
  • обеспечение индивидуальной динамики развития и познавательных потребностей;
  • организация исследовательской и проектной работы;
  • удовлетворение потребности в самостоятельном упорядочивании индивидуальной картины мира.

Использование технологий и методов:

- исследовательские методы;

- проектные методы;

- групповая работа;

- развитие критического мышления;

-теория решения изобретательских задач (ТРИЗ);

 -игровые методы: ролевые игры (РИ),  деловые игры (ДИ), организационно-деятельностные игры (ОДИ);

-здоровьесберегающие технологии,

-информационно-коммуникационные технологии (ИКТ):

  • Методы и методики, предполагающие выполнение детьми действий в реальном времени (экспериментальные задания, задания, связанные с манипулированием реальными предметами, чтением текста, сочинением истории, рисованием и так далее)
  • медиа-уроки,
  • совместные исследовательские и медиа проекты,
  • интернет-тестирование

Характер деятельности: проблемно-поисковый, творческий, проектный.

Принципы организации деятельности:
1) самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
2) применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
3) планирование совместной деятельности: определение цели, распределение функций и ролей участников, способов взаимодействия;
4) постановка вопросов- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, при работе в группе;
5) разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
6)рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
7) управление своим поведением и деятельностью, готовность и способность противостоять внешним помехам деятельности.

Критерии эффективности среды

Наличие опыта решения проблем, опыта исследовательской, проектной, творческой деятельности, опыта организации самостоятельной и совместной деятельности,

Изменение отношения к продуктам собственной деятельности, изменение мотивов учения - появляются такие феномены как:

  • потребность в новых впечатлениях,
  • Потребность в исследовании, в разрешении противоречий,
  • Потребность в поиске истины, т.е. изменение познавательной позиции,
  • Потребность в творческой деятельности, имеющей личностный смысл,
  • Повышение социальной активности,
  • Проявление лидерства подростков.

Обобщенные показатели сформированности информационной культуры - наличие следующих качеств личности:

  •  мотивационная направленность на познание себя как объекта информационного общества, осознанная установка на использование информационных технологий в учебной деятельности;
  • умение мыслить формализованными структурами, умение создавать компьютерные разработки в виде программных продуктов;
  • обладание перцептивными способностями к компьютерной графике; способностями включения в виртуальные ситуации; развитыми способностями к моделированию объектов с помощью компьютерных средств;
  • свободное пользование информацией, предоставленной в сети Интернет: доступ к информации, ее оценка, использование систем связи;
  • умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с использованием компьютера и применять эти результаты в практической деятельности;
  •  соблюдение этикета электронного общения и усвоения оптимального диалогового режима общения с помощью компьютера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Детское объединение по интересам как способ интеграции общего и дополнительного образования в условиях информационно-образовательной среды"

Целью работы является рассмотрение вопроса интеграции общего и дополнительного образования в сельской школе в современной информационно-образовательной среде....

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...

Опыт создания информационной образовательной среды детского объединения туристско-краеведческой направленности в учреждении дополнительного образования детей

В статье представлен и обобщен опыт создания информационно-образовательной среды сектора туризма ДЮЦ "ПЕТЕРГОФ". В статье указаны системообразующие ресурсы ИОС, описаны принципы реализации и...

Формирование социальной активности обучающихся с использованием воспитательного потенциала информационного-образовательного пространства сети Интернет в образовательной практике объединения юных журналистов «Школяр» МБУДО ДДТ г.Донецка"

Творческий педагогический проект для зачета курсовой подготовки ГБУ ДПО РО "Ростовсrий институт повышения квалификации и переподготовки работников образования" по специальност...