Внеклассное мероприятие «Занимательная химия»
методическая разработка (8 класс) на тему

Данное внеклассное мероприятие рассчитано на развитие познавательного интереса к новому изучаемому предмету, реализации межпредметных связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatel-nayaximiya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Занимательная химия»

Цель: развитие устойчивого познавательного интереса к новому изучаемому предмету, осуществление преемственности между учащимися 8 и старших классов, реализация межпредметных связей.

Оборудование: спиртовка, пробиркодержатель, пробирки, коническая колба, плоскодонная колба, мензурка, тигельные щипцы, химические стаканы, штатив для пробирок, фарфоровая ступка с пестиком, асбестовая сетка, спички, носовой х/б платок.

Реактивы: вода, спирт, фенолфталеин, NaOH, HCl (р-р) и (конц.),H2SO4 (конц.), сульфат железа (lll), гексацианоферрат калия (lll), CoCl2*6H2O, KМnO, FeCl3, KCNS, дихромат аммония, аммиачная селитра, нашатырный спирт.

Ход вечера:

Звучит музыка, выходят 2 ведущих (учащиеся старших классов).

1 ведущий: Другого ничего в природе нет
                   Ни здесь, ни там в космических глубинах.
                   Все - от песчинок малых - до планет
                   Из элементов состоит единых.

2 ведущий: И будь ты русским, нации другой-
                   Без химии не проживешь и дня ты.
                   Да и английский каждый день с тобой
                  И в школе, и в Хинганском у пернатых.

1 ведущий: Добрый день, дорогие друзья!

2 ведущий: Мы рады приветствовать вас на вечере «Занимательной химики».

1 ведущий: Мы будем знакомить вас с самой интересной наукой – химией. И мы уверены, что она вам понравится.

 

2 ведущий: Итак, мы начинаем…

Конкурсы.

  • О каком веществе идет речь? (отгадай загадку).

На суку сидит сова,
Выдыхает СО
2.
                   (углекислый газ).

Сапоги мои того,
Пропускают Н
2О.
                   (вода).

NaCl - его все знают,
В магазине покупают,
Без него не сваришь ужин -
В малых дозах в блюдах нужен.
                   (поваренная соль).

Что за чудо посмотри -
Этот СаСО
3.
По доске он проезжает,
За собой след оставляет.
                   (мел).

Если нет у вас для теста
Разрыхлителя, вы вместо -
NaHCO
3
Положите в пироги.
                   (питьевая сода).

Алхимик: Людская молва преувеличивает мою славу, друзья мои, я всего лишь скромный служитель моей великой науки. Однако не будем терять времени. Какие именно вопросы интересуют вас и ваших друзей? (Обращается к ведущим).

2 ведущий: Нас интересует, что это за палочка у вас в руках?

Алхимик: О, это замечательная палочка, с ее помощью я могу превратить воду в вино и творить множество других чудес.

1 ведущий: Так я вам и поверил!

Алхимик: Ты осмеливаешься не верить мне - доктору алхимии, которого знает весь мир?! (Обращается к своему ученику.) Сын мой, дай мне стакан воды. Смотрите! (Ставит стакан на стол, делает над ним несколько пассов, а потом помешивает в стакане палочкой. Вода в стакане становится розовой, похожей на вино).

Объяснение опыта: в стакане налита щелочь, а перед выходом алхимик смачивает палочку фенолфталеином.

2 ведущий: Да, действительно, даже вином пахнет.

Алхимик: (Забирая у него стакан, с насмешкой.) Ты, я вижу, не против его и на вкус попробовать. Нет, лучше мы сейчас приготовим из воды более подходящий для тебя напиток. (Берет у своего ученика 2 стакана, наполненных на половину прозрачными жидкостями, и, проделав над ними несколько пассов, выливает жидкость из одного стакана в другой, предварительно помешав палочкой. Вода превращается в «молоко».)

Объяснение опыта: В стакане № 1 - находится раствор Na2CO3, в стакане № 2 - раствор BaCl2. При их взаимодействии выпадает осадок карбоната бария белого цвета.

Алхимик: Вот этот напиток больше подходит тебе (обращается к ведущему), чем вино, тем более что молоко - очень полезный продукт для здоровья… А теперь можно опять превратить «молоко» в воду. Ведь в жаркий день хорошо утолить жажду прохладной водой. (Подзывает своего ученика и обращается к нему). Ну-ка, покажи, как это делается. (Ученик берет третий стакан, наполненный на половину прозрачной жидкостью - HCl - выливает ее в стакан с «молоком», при этом «молоко» превращается в воду, выделяется газ).

Объяснение опыта: BaCO3 + 2HCl = BaCl2 + H2O + CO2

Алхимик: Вот видишь, получили воду, да еще и газированную!

1 ведущий: Спасибо вам большое, дорогой доктор алхимик, за показанные чудеса. Но нам бы хотелось увидеть, как с помощью волшебной палочки вы можете добыть огонь.

Алхимик: Что ж, нет ничего проще. (Обращаясь к ученику.) Принеси-ка мне что-нибудь зажечь (Приносят спиртовку. Алхимик незаметно касается палочкой смеси, состоящей из сухого KМnO4 и конц. H2SO4, а потом, делая несколько пассов над спиртовкой, касается ею фитиля - спиртовка зажигается. Можно потушить спиртовку колпачком и снова зажечь палочкой.)

2 ведущий: Вот это да! Вот это настоящее чудо! Все это просто замечательно, но нас больше всего интересует совсем другое. Мы решили побеспокоить вас, доктор, чтобы…(Его перебивает первый ведущий).

1 ведущий: Чтобы узнать, действительно ли алхимики могут делать золото. Мы читали об этом, но очень сомневаемся, что такое возможно.

Алхимик: И тем не менее, друзья, это возможно. Вы видите перед собой человека, который всю свою жизнь посвятил тайне приготовления золота. Я, доктор алхимии Магнус, потомок великого Альберта Магнуса. Я умею делать золото.

2 ведущий: Покажите нам, пожалуйста, так хочется посмотреть. Мы никому не расскажем.

Алхимик: Это совершенно невозможно, друзья мои. Тайна эта столь велика, что я могу сказать об этом только моему ученику, и то перед самой своей смертью. Правда, я могу показать вам само золото, не открывая секрета его приготовления. (Обращается к своему ученику). Принеси, друг мой, сюда сосуд с полученным мною золотом. (Ученик приносит большую колбу, в которой находятся искрящиеся кристаллы иодида свинца, полученного в ходе реакции:

Pb(NO3)2 + 2KI = PbI2 + 2KNO3

1 ведущий: Уважаемый алхимик, а можете изменить эти  цветы?

Алхимик: Конечно, но давайте сначала снимим пыль с цветов.

Волшебные цветы».

Бумажные цветы, изготовленные из белой гофрированной бумаги, заранее смачивают раствором фенолфталеина. После произнесения «волшебной фразы», их обрызгивают из пульверизатора раствором щелочи, в результате чего цветы приобретают малиновую окраску.

2 ведущий: Как здорово это у вас получается. А возможа операция без боли?

Алхимик: Операция это всегда больно, я согласен попробовать, если вы мне поможете.

«Оперируем без боли…»

Вызываем желающего из зала. «Обрабатываем» руку раствором хлорида железа (lll), проводим по руке ножом, предварительно смоченным в растворе роданида калия - «кровь» струйкой стекает по руке.

1 ведущий: Больно?

2 ведущий: Нет, ни сколько.

1 ведущий: А дым без огня бывает?

Алхимик: Конечно бывает.

2 ведущий: Я что-то не верю.

Алхимик: Попробую вам это доказать.

Дым без огня».

Взаимодействие концентрированных растворов соляной кислоты и аммиака через воздушное пространство. Смочить этими растворами две стеклянные палочки и сблизить их. Образуется дым.

2 ведущий:  И в правду бывает, просто чудеса какие-то.

1 ведущий: Если уж дым без огня бывает, то и вулкан можете на столе сделать?

Алхимик:  Это очень просто.

«Вулкан».

Дихромат аммония насыпаем конусом на асбестовую сетку и поджигаем (можно предварительно нанести 1-2 капли спирта на этот конус и именно их и поджечь, далее реакция протекает самопроизвольно).

1 ведущий: Дорогой доктор алхимии, разрешите поблагодарить вас за все интересное, что мы увидели и услышали здесь.

1 ведущий: Ребята, вам понравились чудеса доктора алхимии? Готовы для того, чтобы продолжить свое путешествие по стране Химия. Вам предстоит узнать много нового и интересного. Но, вступая на этот путь, вы должны дать клятву. Иначе никогда не познаете азы химии и не узнаете секреты этих опытов.

2 ведущий: Повторяйте за мной: мы, ученики гимназии, торжественно клянемся быть внимательными на уроках химии, строго соблюдать правила техники безопасности, всегда выполнять домашние задания и на все вопросы всегда находить ответы. Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Список использованной литературы:

  1. Л.М. Брейгер, П.В. Глинская «Предметные недели в школе: химия, физика.», издательство «Учитель», Волгоград, 2001 г.
  2. С.А. Харлакевич «Посвящение в химики»//химия в школе № 6/2002 г., стр. 76-79.

Б. Щипачев, отрывок стихотворения . . .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Занимательный час химии"

Цель: Формирование интереса и дополнительного стимула у учащихся к изучению химии, понимания необходимости знаний, умений и навыков по химии для объяснения химических превращений.Мероприятие ориентиро...

Внеклассное мероприятие : "Занимательная химия. Химические реакции вокруг нас"

химические загадки, описание опытов, занимательный материал по химии, химические игры...

Внеклассное мероприятие по химии: Сладкоешка-шоу: Поле чудес «Химия, химия, химия…»

Внеклассное мероприятие по химии: Сладкоешка-шоу: Поле чудес «Химия, химия, химия…»...

Внеклассное мероприятие по химии "Час занимательной химии".

Данное мероприятие проводится в рамках предметной недели по химии....

Внеклассное мероприятие по химии "Занимательная химия" 8 класс

Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 8 класса....

Внеклассное мероприятие по химии "Занимательная химия"

В целях популяризации предмета химии. Можно проводить для учащихся 6, 7 классов...

Использование занимательных опытов для проведения внеклассных мероприятий по химии

Эксперимент – источник знаний о химических веществах и их превращениях, позволяющий увлечь химической наукой, развивающий способность применять теоретические знания на практике. В разработке пре...