Внеклассное мероприятие « Тайны бабушкиного сундука»
план-конспект занятия (8 класс) на тему

Тишина Вера Петровна

   Решая вопросы подготовки детей с проблемами умственного развития к моменту выпуска из школы, считаю, что трудовое обучение – это только начало пути в большую взрослую жизнь.  Важно оснастить учеников определённым багажом знаний и практических умений, необходимых для первоначальной успешной интеграции в социум.  Надеюсь, что представленный  материал будет полезен учителям, воспитателям, студентам дефектологического факультета.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon meropr_tayny_babushkinogo_sunduka.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                   Подготовила и провела:

учитель швейного дела

 Тишина В. П.

                                      Русские народные посиделки:

                   « Тайны бабушкиного сундука»

Цель: углубление и расширение знаний учащихся об истории русского народного костюма.

Задачи:  

  1. Обучающая – ознакомление с особенностями женского  народного костюма.
  2. Коррекционно–развивающая – расширение  кругозора, выработка умения сравнивать мастерство работ учащихся, сделанных своими руками, с рукоделием русской старины; развитие творческих возможностей.
  3. Воспитательная – демонстрация общечеловеческих ценностей, заложенных в народном искусстве и активизация познавательного интереса учащихся к творчеству своего народа;

- воспитание трудолюбия, доброты, взаимопомощи, взаимовыручки.

Оборудование: компьютер,  проектор, карточки со словами, магнитная доска, альбом воспоминаний.

Наглядное оформление праздника:  выставка работ учащихся – вязаные салфетки и цветы, вышивка крестом, гладью, бисером.

  Оформление старинной русской избы – кровать с покрывалом из лоскутов, подзоры, уголки, дорожки, сундук, прялка.

                                                         План мероприятия.

  1. Вступительное слово учителя.  (Альбом воспоминаний лежит в сундуке, ведущий его достаёт)
  2. Первая страница альбома воспоминаний - «Красота земли родной».
  • Слова ведущего;
  • Слова Летописца;
  • Стих «Россия, края дорогие»;
  • Песня «Ой, по-над Волгой»;
  • Задание «Подбери нужные слова».
  1. Вторая страница альбома «Нет живописней русского народа».
  • Отрывок из сказки  А. С Пушкина  «Сказка о рыбаке и рыбке»;
  • Слова ведущего; (душегрейка, кичка)
  • Стих
  • Слова ведущего; ( Рубаха-основа женского костюма)
  • Пословицы;
  • Задание «Открой карточку»;
  • Слова ведущего;  (женский костюм Севера и Юга)
  • Загадки;
  • Слова ведущего; (головные уборы)
  1. Третья страница альбома – «Сила нашего народа».
  • Слова ведущего (трудолюбие, выносливость)
  • Песня «Уж я сеяла, да сеяла я лён».

       5.   Четвёртая страница альбома – «Полезные советы от бабушек».

               

                                                         Ход мероприятия.

      Ведущий. Добрый день, девочки – мастерицы. Надеюсь, вы в прекрасном настроении. Вас ждёт увлекательное  воспоминание о прошлой жизни наших прабабушек.

      Каждый из вас уже - девочка – мастерица: вы умеете шить, вышивать, вязать, шить игрушки. И, наверное, никто из вас не задумывался, а когда люди начали заниматься рукоделием, умели ли раньше шить девушки себе одежду, мастерить убранство для своего дома. Любили ли люди свою землю, ценили ли мастерство, которому обучались? Вот сегодня  будем вспоминать, и знакомиться с прошлой жизнью наших людей.

                                      Слайд – 2.

    Мероприятие называется «Тайны бабушкиного сундука».

 (  В углу стоит сундук, в этом сундуке лежит альбом воспоминаний)

  Ведущий: В этом сундуке хранится альбом воспоминаний. Первая страница  альбома называется

                                  « Красота родной земли»

                                       Слайд -3.

   Ведущий: Ребята, в давние времена, когда не все  умели читать, писать, народ очень любил свою землю, то место, где они жили. В каждом кустике, в каждой птичке они видели, насколько она красива и добра. В одном из литературных памятников древнерусской литературы 12 века

« Слово о погибели Русской земли» летописец воздаёт такие похвалы своему отечеству: (выходит Летописец и читает слова)

Летописец: «О светло светлая и ярко украшенная земля русская! Многими красотами дивишь ты; озёрами многими, реками и источниками, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными. Городами великими, сёлами дивными, боярами честными, вельможами многомудрыми, - всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская.»

                                      Слайд № 4

    Стих:  Россия, края дорогие

                 Здесь издавна русские люди живут.

                 Они прославляют просторы родные

                 И русские песни поют.

                        Песня. «Ой, по-над Волгой» Современная русская народная песня. Обработка  В. Локтева

                                                                                                               

                                                                  Ой, по-над Волгой леса зеленеют,

                                                                   Вешние ветры над пашнями веют.

                                                                   Вдоль над рекой песня летит,  

                                                                    Русская ширь в песне звучит.

                                                                                  Припев:

                                                                                          Дуй, ветерок,

                                                                                           Песню неси,

                                                                                           Пусть её слышат

                                                                                            Все на Руси!

                                                               Ты словно море, весной широка,

                                                               Наша красавица, Волга-река,

                                                               Пусть над рекой песня летит,

                                                               Русская ширь в песне звучит.

   Ведущий: На доске карточка со словом  Россия. Рядом карточки со словами - птицами, сёлами, городами, реками, источниками, людьми добрыми, озёрами чистыми. Из них необходимо выбрать те слова, в которых говорится о том, чем богата Россия.

   

                                 Слайд - 5

   Ведущий: Следующая страница нашего альбома называется

             « Нет живописней русского наряда»

 - Послушайте отрывок из сказки. Описание,  какого литературного героя дано, и во что он одет?

                              На крыльце сидит его старуха,

                              В дорогой собольей душегрейке.

                              Парчовая на маковке кичка

                               Жемчуга огрузили шею

                              На руках золотые перстки

                              На ногах красные сапожки.

Вопросы:

1. Как называется эта сказка.

 2. кто её написал?

3. Как одета старуха?

4. Знакома ли вам эта одежда?

5. В какие времена её носили?

                                                Слайд 6

Душегрейка – Вид летней женской одежды. Конструктивной их особенностью были рукава, цельнокроеные с верхней частью спины, и наличие отложного воротника. Праздничные душегрейки вышивались золотыми нитями, бисером.

 Кичка -  Головной убор, имеющий твёрдую основу, которая придавала головному убору форму.

                                            Слайд 7

  Ведущий: Одежда русских людей в старину была длинной, широкой и красивой. Иноземные гости восхищались красотой русичей,  отмечали в них душевную доброту и внешнюю привлекательность. Мягкие плавные линии сарафана делали женщину похожей на лебёдушку. Не случайно в народных песнях и сказках женщину называли лебёдушкой. (Выходит девушка в русском народном костюме и читает стих)

                                           Слайд  8

 Стих:   Ходит плавно – будто лебёдушка.

             Смотрит сладко – как голубушка

              Молвит слово, соловей поёт.

              Горят щёки её румяные

              Как заря на небе божьем

              Косы русые золотистые,

              В ленты яркие заплетаются,

             По плечам бегут, извиваются.

   Ведущий: Наряды девушки шили сами, расшивали да в сундук складывали. Каков сундук, таково и приданое. Ценилась та девушка, у которой больше приданого и в него вложен труд невесты. В сундуке девушка хранила 5 – 6 рубашек, а которая побогаче и 10 рубашек.

                       -  Какова  была рубаха  в старину?

                             Слайд 9 .

   Ведущий: Рубаха являлась основой женского костюма. Делали её из домотканого холста. Носили  их и девочки, и мальчики, парни и девушки, мужчины и женщины. Были рубахи на каждый день и праздничные. Повседневные почти не украшали, только швы и края обшивали красной нитью, чтоб злым силам дорогу преградить.

                                 Слайд 10 - 11

На праздники надевали  рубахи, ярко украшенные вышивкой. Эта вышивка считалась не только украшением, но и «оберегом». Считалось, что она оберегала хозяина от различных бед. Вышивка представляла собой орнамент по вороту (защищала шею), на подоле (защищала ноги), самое главное на рукавах закрывающих женские руки, которые много работали: сеяли, жали, готовили пищу, ухаживали за детьми, а ещё могли смастерить себе одежду и убранство для дома.

      Посмотрите вещи, которые делали наши бабушки. Назовите их? (Дети называют вещи, изготовленные руками бабушек, прабабушек - полотенце, занавески выбитые, подзор, покрывало из лоскутов, вышитые рубахи, сарафаны…)

         К праздничной одежде относились бережно, хранили с любовью, передавали своим внукам. Делая наряд, девушки не только работали руками, но и придумывали разные пословицы.

     Ведущий: Сейчас конкурс пословиц.

                                       Слайд 12

  • Ни в сказке сказать…
  • Ни в сказке сказать, ни пером описать.
  • Какова пряха…
  • Какова пряха, такова и рубаха.
  • Бережливость дороже…
  • Бережливость дороже богатства.
  • С мастерством люди не родятся…
  • С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся.
  • Что сегодня сбережёшь…
  • Что сегодня сбережёшь, завтра пригодится.

                         

   Ведущий.

          - О каком качестве личности говорится в пословицах?

Задание.

На доске  вывешивается слово человек. Рядом лежат карточки  на нижней их части написаны слова – трудолюбивый, красивый, скромный, ленивый, мудрый, изобретательный.   Дети по цепочке подходят  и прикрепляют нужные слова к слову  человек.                  

 Слайд-13.

  Ведущий: Женский костюм на Севере и на Юге нашей страны отличался.

    В северных и центральных губерниях девушки и женщины носили сарафаны. Чаще всего сарафаны шили из красного, жёлтого, голубого и коричневого цветов.

    - Как вы думаете, что означает цвет в ткани? ( тепло, праздник, радостное настроение) .

Жёлтый цвет олицетворял солнце, богатство.

Голубой цвет был символом неба и молодости.

Коричневый цвет обозначал землю – кормилицу.

Красный цвет и красивый было смыслом одного слова, только произносилось по-разному.

- Красна девица. – Какая девица? (красивая)

- Не красна изба углами, а красна пирогами.

 – Как понимаете смысл пословицы?

Шили сарафаны к праздникам из дорогих тканей, отделывали парчой и вышивкой.

                                       Слайд 15

Часто дополняли нагрудной распашной одеждой – епанечкой., а в холодную погоду надевали душегрейку.

                                Слайд 16

     Ведущий: На юге России вместо сарафана поверх рубахи носили поневу, домотканую клетчатую юбку из шерсти, в которую оборачивались, укрепляя по талии поясом. Пояс тоже была необходимая деталь в костюме, считался оберегом. Поневу обшивали лентами, тесьмой. В орловской губернии считалось, что поневу одевали девушки в день свадьбы. Заканчивалась девичья жизнь и начиналась жизнь в замужестве, с постоянными хлопотами по хозяйству.

Богатые крестьяне, кроме повседневной шили себе ещё три праздничные поневы, которую украшали внизу по подолу «оберегами». Самая нарядная понева называлась «годовой» одевалась только по религиозным праздникам. Самую скромную одежду по украшениям «воскресную» надевали к обедне по воскресеньям.

                            Слайд 19

  Ведущий: Назовите одежду, которую вы видите? Как раньше называли её?

                               Слайд 20.

  Ведущий: А сейчас загадки о предметах одежды.

  • На десять братьев двух шуб хватает.

                                            Рукавица.

  • Широка, да тонка, надувает бока,

Весь день на мне ездит, не слезая, сидит,

А ночь придёт – свернется и спит.  

                                             Рубашка.

  • Лохматый пёс тепло принёс.

Хозяина обнимает, от стужи согревает.

                                            Шуба.

  • Домик для головы.

                                            Шапка.

  • То, чем женщины подчёркивают талию?

                                           Пояс.

  • Варежки для ног?

                                          Носки.

                  Слайд 21.

       Ведущий: Сверху рубахи и поневы русская крестьянка надевала передник. Его называли «запанном», « навершником», «занавеской». Он тоже богато украшался вышивкой и вставками из атласа, и тканевым узором. Заканчивался зубчатым кружевом, вязаным крючком, или  шёлковой лентой.

   - А как сейчас, мы называем « запон», «навершник». (Ответы детей - фартук)

                             

                             Слайд 22

     Ведущий: Красоту женскому костюму придавал головной убор. Ходить с непокрытой головой разрешалось только девушкам,  замужняя женщина должна была полностью покрывать волосы. По древним поверьям волос обладал магической силой. Выйдя замуж, женщина становилась членом другого рода, и, чтобы не принести несчастье родне мужа, она не имела права  «опростоволоситься», то есть показаться на людях с «простой» - непокрытой головой.

                                       

                                 Слайд 23 -24

  Ведущий: По головному убору определяли возраст  его владелицы. Девушки носили повязки, венцы, коруны, оставляя сзади косу или распущенные волосы открытыми.

                            Слайд 25- 26

   Ведущий: Самым распространенным видом праздничного головного убора был кокошник, кичка, плотная твёрдая шапочка, украшенная золотом и серебром.

                              Слайд 27

   Ведущий: Кичка и сорока был довольно сложным головным убором, особенно праздничные, который включали в себя по 12 предметов общим весом  5  кг.

                         Слайд 28

    Ведущий: На Орловщине, в некоторых местах, шились рогатые кички. Вид получался весьма оригинальный. Священник в церковь не пускал тех женщин, которые были в рогатых кичках. Женщины повязывали платки поверх кички.

 - Назовите современные головные уборы? ( Кепи, шапки, косынки, платки …)

                                Слайд 29

    Ведущий: 3 страница альбома-

                    « Сила нашего народа»

 - Почему русский народ считался всегда сильным? (трудолюбивый, мудрый)

    Сила нашего народа не только в верности традициям, но и  в отношении к труду, доброте.

Русские мастерицы многое умели делать, например, прясть тонкие нити, но работать с ними было можно только в сыром и холодном подвале. В сухом и тёплом помещении нити рвались. Из таких нитей плели кружево.

 А ещё на Руси умели ткать льняное полотно с рисунком, ни одной окрашенной нити, а на ткани – то ромашки, то петухи.

  Придумывал народ, как работать со льном, а потом начали своих деток учить. Не было в то время ни учебников, ни детских книг с яркими рисунками, да и школ во многих сёлах не было. Как же дети запоминали всё, что надо делать со льном, чтобы он превратился в полотно. Давайте с вами сейчас попробуем перенестись в те давние времена и научиться работать со льном. Встаньте в круг, будете петь песню, при этом, совершая движения те, которые есть в песне.

 Песня.  «Уж я сеяла, да сеяла я лён»

 1. Уж я сеяла, да сеяла ленок

Уж я сея приговаривала

Ты удайся, удайся мой лён

Ты удайся, мой беленький ленок.

Я полола, полола ленок

Я, половши, приговаривала

Ты удайся, удайся мой лён

Ты удайся, мой беленький ленок.

Я дёргала, дёргала ленок

Уж я дёргав приговаривала

Ты удайся, удайся мой лён

Ты удайся мой беленький ленок.

Я мочила ленок

Я сушила ленок

Я мяла ленок

Я трепала ленок

Я чесала ленок

Уж я пряла ленок

Уж я ткала, я ткала ленок

Уж я, ткавши, приговаривала

Ты удайся, удайся мой лён

Ты удайся мой беленький ленок.

Ведущий.        Четвёртая  страница альбома -  «Полезные советы от бабушек».

                             1)  Читайте умные книжки.

                             2)  Умом богатейте.

  3)  Рукам работу давайте.

  4)  Трудом славен человек.

  Ведущий.  Старое уходит, но вы его берегите и вспоминайте. Так как старина пронизана добром, а это очень не хватает в наше время.

         

                                              Литература.

  1. О. Дружкова. «1000 весёлых  загадок для детей» ООО « Издательство АСТ» 2005 г..
  2. Н. А. Родная « Пословицы, поговорки и крылатые выражения» Издательский Дом «Литература», 2004 г.
  3. Пармон Ф. М. «Русский народный костюм – как художественно-конструкторский источник творчества». – М: Легпромбытиздат, 1994 г.
  4. Л. В. Ефимова «Русский народный костюм 18-20 веков». 1989 г.
  5. С. В. Горожанина, Л. М. Зайцева. «Русский народный свадебный костюм» Издательство «Культура и традиции». 2003г.
  6. Н. М. Катинская «История костюма» - (статья).
  7. Б.Д. Греков, М. И. Артамонов «История культуры Древней Руси» 1951г.

   

 

                         

             

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия "Тайны мыльных пузырей"

Разработка внеклассного мероприятия "Тайны мыльных пузырей", 11 класс...

Внеклассное мероприятие "Тайна обычной соли"

Материал, собранный по данной теме, знакомит с таким   обычным,  на первый взгляд, веществом, как поваренная соль. В результате совместной работы обучающиеся получат много познавательно...

Внеклассное мероприятие "Тайна зелёной грядки"

Внеклассное мероприятие по кулинарии для учащихзя коррекционной школы 8 вида...

Внеклассное мероприятие для 5-6 классов "Тайны бабушкиного сундука"

Разработка внеклассного мероприятия в помощь учителю технологии. В ходе занятия дети знакомятся с народными ремеслами Севера....

Презентация "Тайны бабушкиного сундука"

Презентация к внекласному мероприятию "Тайны бабушкиного сундука"...

Познавательно - развлекательное внеклассное мероприятие «Из бабушкина сундука».

Цель: расширить представление учащихся о предметах искусства русского народа,          изделия входящие в золотой фонд России.Задачи: привитие интереса к н...

Внеклассное мероприятие "Секреты бабушкиного сундука"

Мероприятие для проведения внеурочных занятий....