Дополнительное образование
календарно-тематическое планирование (9 класс) на тему

Рыжова Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ

Пояснительная записка

Данный курс предлагается для изучения в 9 - ых классах. Вид детской группы  - учащиеся 9 – ых классов. Состав – постоянный; особенности набора обучающихся - свободный. Количество часов -34.

«Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы - это драгоценные нити, сообщающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск». Поэтому знание фразеологии - необходимейшее условие глубокого овладения родным языком. Умение правильно пользоваться фразеологическим богатством характеризует степень владения речью.

Цели предлагаемого курса:

- пробудить интерес учащихся к фразеологии;

-  научить их отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов;

- распознавать фразеологизмы в тексте;

- усваивать смысловые значения фразеологизмов;

- отмечать эмоционально-выразительные достоинства фразеологических оборотов по сравнению со свободными сочетаниями;

- обогатить фразеологический запас учащихся;

-  научить ребят правильно и умело пользоваться фразеологическими оборотами как в устной, так и в письменной речи.

Курс «Удивительное рядом... Практическая фразеология» состоит из двух главных частей: теории и практики, причем вначале дан материал для занятий, раскрывающих характерные особенности фразеологического оборота, с тем чтобы научить ребят отличать его от свободного сочетания слов и находить его в речи. Дальнейший материал разделен по принципу доступности: от простейшего к сложному. Затронуты некоторые вопросы стилистического употребления фразеологизмов. Следует особо подчеркнуть, что фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой,образной, меткой.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- пользоваться фразеологическим богатством русского языка;

-  выяснять смысл и цель использования устойчивых оборотов речи в художественных произведениях, публицистике;

- применять в своей речи фразеологические обороты и в соответствии с этим грамотно строить предложения разных конструкций.

Обсуждение теоретических вопросов : использование различных методов и приемов: от лекционного изложения до исследования. Важная роль в практической работе отводится дидактическому материалу. Подбор заданий и упражнений, которые будут направлены на выработку умений по составлению учащимися собственных высказываний как осмысленное изучение особенностей фразеологизмов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОБОРОТ КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА (2 ч)

Понятие о фразеологии и фразеологическом обороте.

Предмет фразеологии. Понятие о фразеологическом обороте. Фразеологизмы. Важнейшие признаки фразеологизмов. Компоненты фразеологизмов. Вариантность фразеологизмов. Разряды фразеологизмов. Связи и отношения между фразеологизмами. Роль фразеологического оборота в предложении. Функции слов в составе фразеологических сращений.

Ключевые слова и выражения: воспроизводимость. Готовые целостные единицы. Непроницаемость. Акцентологическое оформление. Субстантивные, адъективные, вербальные, ад-вербальные, междометные.

Раздел П. СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА (2 ч)

Функции фразеологических оборотов в разных стилях речи.

Синонимичность фразеологических оборотов отдельным словам. Идеографические фразеологические обороты. Стилистические ряды фразеологических оборотов. Использование фразеологических оборотов во всех речевых стилях.

Ключевые слова и выражения: оттенки значения. Новые смысловые оттенки.

Стилистическое использование пословиц, поговорок, «крылатых слов», загадок.

Приемы использования и функции этих фразеологических средств. Образная сила фразеологических средств.

Общественно-политическая фразеология. Образные средства в загадках.

Ключевые слова и выражения: афоризмы, образная сила фразеологических средств.

Раздел III. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОБОРОТ В ЕГО ОТНОШЕНИИ К ЧАСТИ РЕЧИ (3 ч)

Морфологические свойства фразеологического оборота. Различное «поведение» одинаковых по морфологическим свойствам слов, в рамках фразеологического оборота. Формы фразеологизма. Варианты фразеологизма. Фразеологизмы-синонимы. Ограничения в реализации морфологических форм слов в пределах именных оборотов. Ограничения в образовании морфологических форм слов в пределах глагольных оборотов.

Ключевые слова и выражения: Морфологически неизменяемы. Рамки фразеологического оборота. Полная форма, сокращенная форма фразеологизма.

Варианты фразеологического оборота и фразеологизмы-синонимы.

Лексико-грамматические разновидности, тождественные по своему значению и степени семантической слитности. Различия фразеологических вариантов. Полные и сокращенные формы. Синонимические фразеологические обороты (дублетные).

Ключевые слова и выражения: морфологическая форма грамматически зависимого компонента. Отдельный элемент в лексическом составе и структуре фразеологического оборота. Стилистическая окраска фразеологического оборота. Фразеологизм-синоним. Производные и производящие фразеологические обороты.

Р а з д е л IV. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИХ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СЛИТНОСТИ (5 ч)

Классификация фразеологических оборотов. Фразеологические сращения. Фразеологические единства. Фразеологические сочетания. Фразеологические выражения.

Ключевые слова и выражения: семантическая слитность. Типы фразеологических оборотов. Условное значение фразеологического оборота. Лексическая неделимость. Членимые обороты.

Многозначность, синонимия и антонимия в кругу фразеологических оборотов.

Многозначные фразеологические обороты. Помета в словарной статье. Синонимические ряды фразеологизмов. В речи свободное словосочетание вступает с устойчивым в синонимические отношения. Фразеологизмы-антонимы.

Ключевые слова и выражения: новое значение оборота, несколько значений фразеологического оборота. Семантические связи в кругу устойчивых оборотов. Синонимия фразеологизмов. Антонимия фразеологизмов.

Раздел V. ФРАЗЕОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ (ПРОИСХОЖДЕНИЯ) (6 ч)

Состав фразеологических оборотов по своему происхождению. Исконно русские фразеологизмы. Старославянские фразеологизмы. Причины превращения свободных сочетаний слов во фразеологические обороты. Иноязычные фразеологизмы. «Фразеологическая калька» и «фразеологическая полукалька».

Ключевые слова и выражения: активный, пассивный запас фразеологических оборотов. Взаимосвязь и взаимозависимость лексики и фразеологии. Дословный перевод. Неточный фразеологический перевод.

Раздел VI. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СФЕРЫ ИХ ЭКСПРЕССИВНО-СТИЛИСТИЧЕСКИХ СВОЙСТВ (3 ч)

Экспрессивно-стилистические свойства фразеологических оборотов. Стилистические пласты. Межстилевые (нейтральные) фразеологизмы. Разговорно-бытовые фразеологизмы. Просторечные фразеологизмы. Книжные фразеологизмы. Устаревшие фразеологизмы.

Ключевые слова и выражения: стилистически нейтральные. Сниженная экспрессивно-стилистическая окраска. Оттенок иронии, шутки, презрения, фамильярности. Повышенная экспрессивно-стилистическая окраска. Оттенок официальности, торжественности, поэтичности.

Раздел VII. РАЗВИТИЕ ФРАЗЕОЛОГИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (13 ч)

Пути возникновения фразеологических оборотов. Важнейшие процессы в развитии фразеологии. Изменения фразеологического состава. Появление историзмов, архаизмов в составе фразеологии.

Ключевые слова и выражения: терминологические образования. Метафорическое переосмысление оборотов. Стилистическое переосмысление фразеологических оборотов. Наименее устойчивые и наиболее проницаемые фразеологические обороты.

Таблица 1.1

Таблица 1.2

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

теоретические

практические

Раздел I. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОБОРОТ КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА

2

1

1

Раздел П. СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

2

2

Раздел III. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОБОРОТ В ЕГО ОТНОШЕНИИ К ЧАСТИ РЕЧИ

3

2

1

Р а з д е л IV. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИХ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СЛИТНОСТИ

5

2

3

Раздел V. ФРАЗЕОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ (ПРОИСХОЖДЕНИЯ)

6

2

4

Раздел VI. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СФЕРЫ ИХ ЭКСПРЕССИВНО-СТИЛИСТИЧЕСКИХ СВОЙСТВ

3

1

2

Раздел VII. РАЗВИТИЕ ФРАЗЕОЛОГИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

13

4

9

Итого часов

34

Учебно-тематический план

п/п

Название тем курса

Всего часов

Формы и методы обучения

Форма контроля

Дидактический материал, техническое оснащение

Раздел I. Фразеологический оборот как лингвистическая единица (2 ч)

1

Введение

1

Беседа. Постановка целей и задач курса

Письменный ответ на вопрос «Почему всякое учение начинается с любви к изучаемому предмету?»

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

2

Понятие  о  фразеологии и фразеологическом обороте

1

Создание проекта. Конкурс знатоков

Создание проекта «Фразеология. Как я ее понимаю?»

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

Раздел II. Стилистическое использование фразеологических средств языка (2 ч)

3

Функции      фразеологических оборотов  в  разных стилях речи

1

Практикум.

Конкурс-соревнование.

Игра

Взаимопроверка

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

4

Стилистическое использование пословиц,     поговорок,   «крылатых» слов, загадок

1

Практикум. Конкурс-соревнование

Письменный ответ на вопрос

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

Раздел III. Фразеологический оборот в его отношении к части речи (3 ч)

5-6

Морфологиче

2

Беседа.

Письменный     ответ

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

ские     свойства фразеологического оборота

Составление таблицы

на вопрос

7

Варианты     фразеологического оборота   и   фразеологизмы-синонимы

1

Беседа.

Работа   со   словарем   (под ред. А. И. Молоткова). Составление таблицы

Устный опрос

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

Раздел IV. Фразеологические обороты с точки зрения их семантической слитности (5 ч)

8-9

Классификация

2

Семинар.

Сочинение-

фразеологических оборотов

Конструирование     предложений

миниатюра

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

10

Анализ    сочинения по пословице

1

Редактирование сочинений. Практическая работа

Взаимопроверка

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

11-

Многозначность,

2

Лекция.

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

12

синонимия и антонимия в кругу фразеологических оборотов

Практическая работа

Раздел V. Фразеология русского языка с точки зрения ее формирования (6 ч)

13

Исконно русские фразеологизмы

1

Лекция.

Работа с таблицей

Письменный     ответ на вопрос

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

14

Старославянские фразеологизмы

1

Беседа.   Исследование  происхождения фразеологизмов

Письменный     ответ на вопрос

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

15

Иноязычные фразеологизмы

1

Лекция. Составление таблицы  «Три  группы  иноязычных фразеологизмов»

Сочинение-миниатюра.    Статья    для альманаха

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

16-

17

Создание альманаха  «Крылатые выражения        из древнегреческих мифов»

2

Защита статьи. Рецензирование статьи

Написание статьи

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

18

«Фразеологическая   калька»   и «фразеологическая полукалька»

1

Лекция.

Составление тезисов. Практическая работа

Устный ответ

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

Раздел VI. Фразеологические обороты с точки зрения их экспрессивно-стилистических свойств (3 ч)

19

Стилистические пласты    фразеологии  современного языка

1

Лекция с элементами беседы. Составление таблицы. Фразеологический аукцион

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

Фразеологический , аукцион

20-21

Исследование текстов    разных стилей

2

Практикум.

Конструирование   предложений. Рецензирование

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

Устный ответ. Сочинение-миниатюра. Взаимопроверка

Раздел VII. Развитие фразеологии на современном этапе (13 ч)

22

Важнейшие процессы в развитии фразеологии    на современном этапе

1

Лекция.

Составление   тезисов.    Рецензирование

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

Сочинение-миниатюра.       Взаимопроверка

23-24

Стилистическое использование фразеологических оборотов в художественной литературе       и публицистике

2

Творческая лаборатория. Защита рефератов. Редактирование, правка текста

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

Карточки-задания

25-26

Зачет    по    теме «Фразеология»

2

Зачет.         Редактирование, правка. Рецензирование

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

Устный ответ. Сочинение-рассуждение

27-28

Исследование

современной

фразеологии

2

Практикум.

Конструирование      текста. Совершенствование    написанного

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

Игра «Кто больше?». Статья   о   международном положении с использованием слов, записанных на доске

29-30

Редактирование альманаха «Крылатые     выражения»

2

Защита рефератов, сообщений, сочинений и т. д., отобранных для альманаха. Отбор и оформление материала для альманаха. Сбор сведений    о    составителях альманаха

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

Виды      письменных работ        (рефераты, сообщения и т. д.)

31-

32

Турнир знатоков

2

Урок-турнир. Исследование

Компьютер, презентация,  таблица, словарь, художественная литература,методическая литература.

Игра

33-34

Резервные уроки

2

Литература

Для учителя:

1. Альманах «Искусство в школе». - Самара, 1997.

2.  Арсирий, А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. - М.: Просвещение, 1967.

3. Ашукин, Н. С, Ашукина, М. Г. Крылатые слова. - М., 1985.

4. Воробьев, П. Г. Комедия «Ревизор» в практике изучения ее в средней школе. - М., 1973.

5.  Вульфсон, Р. Е. и др. Упражнения по лексике и фразеологии. - М.: Просвещение, 1973.

6.  Гужва, Ф. К. Современный русский литературный язык. -Киев, 1979.

7. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. - М., 1985.

8.  Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка. -М., 1998.

9.  Срезневский, И. И. Древнерусский словарь. - Репринтное изд.: в 3 т. - М.: Книга, 1989.

10. Солганик, Г. Я. Лексика газеты. - М., 1973.

11. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А. И. Молоткова. - М., 1979.

12.  Шанский, Н. М. Русский язык. Лексика. Словообразование. - М.: Просвещение, 1975.

Для учащихся:

1.  Арсирий, А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. - М., 1967.

2.  Вульфсон, Р. Е. и др. Упражнения по лексике и фразеологии. - М.: Просвещение, 1975.

3. Григорян, А. Т. Язык мой-друг мой. -М., 1976.

4.  Колосов, В. В. История русского языка в рассказах. - М., 1982.

5.  Миллер, Ц. Г. Словарно-орфографические упражнения. -

М., 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.

В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...