Статья на тему: «Значение театрализованных постановок в формировании профориентационного развития школьников»
статья на тему

Перцева Елена Валентиновна

Одной из центральных задач современного непрерывного образования является обеспечение социальной адаптации обучаемого, приспособление его к реальным условиям общественной жизни, к сложившейся структуре общественных отношений и деятельности, в том числе трудовой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья по воспитательной работе533.16 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

по воспитательной работе

на тему:

«Значение театрализованных постановок

в формировании профориентационного

развития школьников»

            Учитель:        Перцева Елена Валентиновна

24.03.15

               Одной из центральных задач современного непрерывного образования является обеспечение социальной адаптации обучаемого, приспособление его к реальным условиям общественной жизни, к сложившейся структуре общественных отношений и деятельности, в том числе трудовой. Проблема социализации личности получила довольно многостороннее освещение в рамках различных отраслей знаний: философии, социологии, этики, психологии, педагогики и др., где рассматриваются различные аспекты этого процесса. Тем не менее, наиболее значима данная проблема для педагогики, поскольку именно она предполагает теорию и практику обучения, воспитания, а, следовательно, и социализации нового поколения.  

              В современном стремительно развивающемся и изменяющемся обществе социализация происходит зачастую стихийно, а развитие индивидуальности в процессе освоения социального опыта подменяется формированием личностных стереотипов. В то же время обществу требуется деловой, инициативный, предприимчивый человек, способный реализовать себя в профессиональной сфере и межличностных отношениях. В условиях все большего «отрыва» детей от семьи именно школа призвана обеспечить такие качества и возможности для самореализации подрастающего поколения.

               Вместе с тем полноценная самореализация не может осуществляться вне трудовой деятельности, которая занимает большую часть сознательной жизни человека. Поэтому очевидно, к что выбору профессии нужно подходить со всей серьезностью. Сейчас в результате образовательной реформы проблема профессионального самоопределения стоит перед учащимися уже к концу средней школы.

              В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление многих родителей дать детям как можно больше знаний, а на способность чувствовать, думать и творить, уделяется мало внимания. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, их интересы ограничены, а игры однообразны.

               Кроме того, в последнее время дети увлечены компьютерами и другими новомодными игрушками, которыми родители невольно заменяют игры со сверстниками, лишают себя участия в развитии личности ребёнка. Как без этого возможно полноценное психическое и социально-эмоциональное развитие личности? О развитии творческой личности говорить вообще не приходится!

               В современной психолого-педагогической литературе нет устойчивого термина для обозначения детей, имеющих различные отклонения в развитии. Наиболее емкое и корректное понятие – «дети с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ – нарушение слуха, зрения, речи, задержка психического развития, церебральный паралич, интеллектуальная недостаточность). У таких детей, в зависимости от состояния здоровья, внутренняя и внешняя активность ограничивается, и ребенок начинает испытывать затруднения в выполнении тех или иных жизненно необходимых функций.

               Поражение центральной нервной системы различной степени тяжести определяет нарушения формирования сенсомоторных, психических, довербальных и собственно вербальных функций в виде:

общей соматической ослабленности детского организма;

двигательных нарушений, своеобразная моторная неловкость, скованность или изобилие бесцельных движений, ограничение объема выполняемых действий, затруднения в переключении с одной позы на другую,  нарушения координации и пространственной ориентировки  и др.;

нарушения ощущений в виде гипо – и гиперестезий (изменение порога чувствительности), гиперакузии (повышенной чувствительности к звукам, безразличным для окружающих);

небольшого снижения до более грубых нарушений зрения;

повышенной утомляемости, нервнопсихической истощаемости в сочетании с замедленностью мыслительных процессов, склонностью к побочным ассоциациям, дефицита памяти и внимания;

несформированности коммуникативных умений: отказы от контактов, избирательность в общении или чрезмерная назойливость.

               Сложности формирования эмоционально – личностных и социально – адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с ОВЗ, определяют необходимость оказания им своевременной помощи.

               Внутренний мир ребенка с особыми потребностями развития сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающего мира? Как помочь им понять его, раскрыть свое Я и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Школьный возраст является самым важным периодом для развития творческого потенциала, индивидуальных возможностей, овладения им различными видами деятельности.

                Понимая эту проблему, современные школьные учреждения ищут новые личностно-ориентированные подходы к образованию. Многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ребенку о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно в нем жить? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и творить?

               Оказывается просто: вся жизнь детей насыщена игрой. И каждый играет свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем приобретая жизненный опыт, – помогает осуществить театр.

“Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей"      (Б. М. Теплов) C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\для 8а\к1.jpg

 

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и, что его заинтересовало, и получает огромное эмоциональное наслаждение. Театрализованная деятельность это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.

Двигательный игротренинг

Двигательная активность в любой форме является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма и является базальным уровнем для дальнейшего развития высших психических функций. Для осуществления любого двигательного акта необходимо наличие двух компонентов: кинестетической основы, обеспечивающей дифференцирующий состав сложных движений, и кинетической структуры, лежащей в основе образования плавных, протекающих во времени двигательных навыков (А.Р.Лурия).

Исходя из этого, мы сформулировали основные задачи:

снятие патологических рефлексов;

нормализация мышечного тонуса;

организация двигательных импульсов, направляемых к определенным группам мышц и уточнение состава двигательного акта;

развитие статической и динамической координации движений;

развитие кинестетического анализа и синтеза, кинестетических афферентных ручных и артикуляторных движений;

объединение, обобщение последовательных импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип, превращение отдельных навыков в плавные, серийно – организованные.

Развитие высших психических функций

Важную роль в жизни маленьких детей играют эмоции, которые помогают воспринимать действительность и реагировать на нее, развивают способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на место другого в различных ситуациях. Самый короткий путь раскрепощения и снятие зажатости – обучение чувствованию и художественному воображению в мире театра, в котором дети могут апробировать новые способы существования, проявить подавленные области своего «Я», позволить себе испытать погруженность в действие, возбуждение и спонтанность, которых нам не хватает в повседневной жизни.

Театральные игры дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково – символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей данной категории. Активизируя сенсорные компоненты, идет стимуляция и развитие всех видов восприятия, внимания, памяти.http://cs310817.vk.me/v310817673/a3cc/sGVL8Bfa6Ho.jpg

Нравственно-коммуникативное развитие

Это направление выполняет, прежде всего, задачу выработки у детей позитивного, доброжелательного отношения к окружающим, развития желания и стремления общаться.

             Все направления между собой тесно связаны, органично дополняют друг друга, осуществляют комплексное воздействие на все системы организма ребенка, способствуют улучшению межполушарного взаимодействия.

              Таким образом, театральные игры позволяет ребёнку вступить с миром в такие взаимоотношения, в которые он не может вступить самостоятельно из-за определенных ограничений и недостатка опыта, и именно взрослый вводит ребёнка под этот волшебный занавес игры и творчества. А театральные игры с участием особых детей - это игры возможностей, а длительность коррекционного воздействия определяется индивидуальными возможностями каждого ребенка, каждый раз заставляя искать новый собственный путь. 

Театр – магическое слово. Сколько ещё более манящих слов, имеющих отношение к этому искусству: кулисы, сцена, рампа, и, наконец, премьера. Формирование художественного вкуса и чувства меры не менее важно, чем усвоение различных теорем, формул и правил.http://cs622930.vk.me/v622930673/bdc7/jSMjTe7m2TI.jpg

 Театрально – игровая  деятельность, как модель жизненных ситуаций, как «проба» ощутить себя в той или иной среде, создает, как никакая другая учебная деятельность, благоприятные условия:
- для развития эмоциональной  сферы (знакомство с чувствами,  настроениями героев, освоение способов их внешнего выражения, осознание  причин того или иного настроя); 
- для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение способов  выразительности речи, дикции); 
- для самовыражения и  самореализации. 
             Театрализовано-игровая  деятельность занимает особое место  среди видов художественной деятельности. Синтетический характер театрального искусства: взаимосвязь художественного  слова, музыки, декорационно-художественного  оформления, до известной степени  переносится в детскую театрализовано-игровую деятельность.
Практика показывает, что  использование театрализованной деятельности в различных ее формах дает положительные результаты как в формировании познавательной, двигательной, так и в развитии эмоциональной сферы.
К числу творческих элементов  относятся:
- внимание к объекту;
- органы восприятия: зрение, слух и др.;
- память на ощущения  и создание на ее основе  образных видений;
- воображение;
- способность к взаимодействию;
- логичность и последовательность  действий и чувств;
- чувство правды;
- вера и наивность;
- ощущение перспективы  действия и мысли;
- чувство ритма;
- обаяние, выдержка;
- мышечная свобода и  пластичность;
- владение голосом, произношение;
- чувство фразы;
- умение действовать словом.
Овладение этими элементами творчества приводит к созданию нормального  творческого самочувствия.

              Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель — сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.       Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

               Самое важное в работе детского творческого коллектива это то, что стоит даже выше творческого процесса, как такового, – это взаимоотношения и атмосфера.

               Один из результатов занятия театром: возникновение чувства уверенности в себе, ощущение и утверждения себя как личности, имеющей собственное мнение, раскованной, взрослой, отвечающей за себя и свои поступки, умеющей рассуждать и отстаивать свои убеждения. Ведь внешняя свобода – это отражение внутренней свободы. И именно уверенность даёт человеку внутреннюю свободу: свободу, которая базируется на знании какого-то конкретного дела.

              Театральные занятия, кроме всего изложенного, дают детям ещё одну неоценимую возможность – возможность самовыражения, что в их возрасте является особенно важным, тем более, если они по тем или иным причинам не могут проявить себя ярко в чём-то другом, например, в учёбе.

Как известно, только раскованный, свободно чувствующий себя ребёнок, способен и мыслить свободно, а стало быть, сочинять, придумывать, фантазировать.

              Итак, подводя итоги вышеизложенного, можно сделать следующие выводы о роли театрального занятия в воспитании школьников. Вот они:

– эти занятия помогают ребятам обрести уверенность в себе, утвердиться как личность, которая имеет своё собственное мнение, умеет рассуждать и отстаивать своё собственное мнение;

– в процессе занятия приобретаются навыки коллективного общения, которые будут необходимы детям в последующей взрослой жизни;

– занятия помогают ребятам воспитывать в себе чувство ответственности и самостоятельности;

– эти занятия дают возможность творческого самовыражения, реализации индивидуальных способностей каждого;

– занятия развивают разнообразные задатки и качества детей: внимание, быстроту реакции, находчивость, фантазию и воображение, пластику тела, речь и т.д.

– занятия театром приучают детей к дисциплине и самодисциплине;

– занятия театром формируют вкус, воспитывают чувство меры и способность анализировать, отличать истинное, высокое от пошлого и фальшивого, а также давать верную объективную оценку своим способностям, возможностям и своему труду;

– и, наконец, эти занятия расширяют кругозор, дают ребятам дополнительные знания о жизни.http://cs403416.vk.me/v403416604/7d92/DadyFAy4x-s.jpg

                                                             

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация для родителей на тему:"Значение занятий плаванием для формирования личности ребёнка"

Дана информация для родителей о значении занятий плаванием для формирования личности ребёнка....

Родительское собрание в 6 классе на тему " Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника"

    Эпиграф  :       Занятия в школе  могут только вдолбить в ребенка все правила , добытые чужим пониманием  , но способность правильно п...

Статья на тему "Значение предметных уроков и экскурсий для учащихся школ 8 вида"

Данная статья рекомендована учителям, работающим в коррекционных школах с детьми с интеллектуальной недостаточностью...