Статья на тему "Значение предметных уроков и экскурсий для учащихся школ 8 вида"
статья по биологии на тему

Данная статья рекомендована учителям, работающим в коррекционных школах с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_pechati_po_biologii.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Значение  предметных уроков и экскурсий для сознательного усвоения учебного материала учащимися коррекционной школы VIII  вида.

Предметные уроки и экскурсии способствуют  знакомству учащихся с интеллектуальной недостаточностью с окружающей действительностью и трудом людей, развивают их мышление, речь, наблюдательность; помогают воспитывать практические жизненно необходимые умения. При проведении предметных уроков и экскурсий педагог учит детей наблюдать, т.е. воспринимать окружающую действительность сознательно и целенаправленно, учит сравнивать предметы и явления, выделять существенные признаки, находить общее в предметах, делать простейшие выводы. Предметные уроки и экскурсии способствуют уточнению и расширению запаса представлений учащихся о явлениях природы, труде людей, жизни растений и животных, дают богатые возможности для развития речи учащихся, воспитывают у детей умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, рассказывать о предметах и явлениях. В процессе наблюдений за явлениями природы и трудом людей у учащихся накапливается конкретный материал, на основании которого формируются правильные представления и понятия.

 Например, дети видят цветы на клумбах в парке, овощи, растущие в огороде, деревья  в лесу, и на основании полученных конкретных представлений учитель подводит детей к выводу, что все это называется одним словом - растения. Дети знакомятся с птицами, рыбами, насекомыми и узнают, что все это - животные. Наблюдая за тем, как идет дождь, снег, они видят, что вода замерзает и превращается в лед, а снег тает и превращается в воду, т.е. получают представление о трех состояниях воды и понятие о переходе воды из одного состояния в другое.

На предметных уроках и экскурсиях уточняются представления о величине, цвете, форме предметов; конкретизируются понятия: «низкий» - «высокий», «мелкий» - «глубокий», «дальний» - «ближний» и т.п. Каждый раз перед учащимися ставится какая - либо познавательная задача, которую они должны решить. Решение задачи осуществляется путем практических действий и оформляется словесно.

Например, ставится задача путем наблюдений и опытов выяснить, какое значение имеют крылья для птицы или плавники для рыбы; узнать, много ли воды можно получить из одного стакана снега; какой вид будет иметь растение, если одно выращено в темноте, а другое - на свету; объяснить, почему нельзя наливать очень горячую воду в холодный стакан и многое другое.

Сначала дети рассказывают о выполненном действии, затем переходят к рассказу о предстоящем действии; таким образом, они постепенно приучаются планировать свою работу.

На предметных уроках учащиеся приобретают практические навыки по соблюдению личной гигиены, умению ухаживать за растениями и животными, ориентироваться в окружающей обстановке, учатся выполнять поручения.

Развитие мышления и речи, учащихся коррекционной школы, воспитание практических навыков способствуют подготовке их к усвоению учебного материала по общеобразовательным предметам.

Основным содержанием предметных уроков и экскурсий является ознакомление учащихся с окружающей природой и трудом людей, с сезонными изменениями в природе и труде людей, с окружающей местностью (школа, двор, улица, район); с ближайшими учреждениями (магазин, почта, сбербанк, аптека). А также знакомство с основными местными культурными и дикорастущими растениями, дикими и домашними животными, с некоторыми приемами выращивания растений и ухода за животными.

При ознакомлении учащихся с окружающей действительностью и трудом людей могут быть использованы различные формы организации учебной деятельности: урок  в классе, экскурсия, практические занятия. Методами обучения на предметных уроках могут быть беседа и рассказ учителя, сопровождаемые демонстрацией наглядного материала и видеофильмов, а также  самостоятельные наблюдения, опыты и трудовые операции самих учащихся. Обычно на предметных уроках различные методы и формы обучения взаимно дополняют друг друга. Наблюдения за природой, начатые во время экскурсии, могут быть продолжены и в классе.

Выбор основного метода обучения зависит от особенностей учебного материала и состава класса. Например, знакомство учащихся с нумерацией домов на улице, с положением солнца на небе, с признаками времен года, с трудом людей лучше всего проводить во время экскурсий. Знакомить учащихся со свойствами предметов следует с помощью практических действий,  опытов с этими предметами. Добычу полезных ископаемых, жизнь животных можно показать при помощи видеофильмов.

Словесные методы не должны занимать большого места, особенно в младших классах коррекционной школы. Слово учителя имеет важное значение в процессе обучения учащихся, но его надо умело использовать. Учитель рассказывает об окружающих предметах и явлениях, проводит беседу по поводу демонстрируемых на уроках предметов, опытов, видеофильмов. Также подводит итоги полученным во время экскурсий впечатлениям, задает вопросы учащимся, дает задания и т.п. При этом не следует излагать все сведения о предметах и явлениях. Необходимо предоставить учащимся возможность понаблюдать, рассказать о том, что они увидели, самостоятельно сделать соответствующие выводы. Большое место на предметных уроках должно занимать использование наглядных средств, применение которых имеет особое значение для развития наблюдательности, появлению образных представлений и понятий. Использование наглядного материала является хорошим средством для развития мышления и речи у учащихся с нарушением интеллекта, способствует лучшему усвоению изучаемого материала. На экскурсиях нужно использовать реальные предметы. Во время экскурсий  дети учатся различать и находить песок, глину, известняк; знакомятся с дикорастущими и культурными растениями; наблюдают за повадками животных. Практическая деятельность учащихся занимает важное место во время  общего ознакомления с предметом. Демонстрировать предметы нужно вблизи, так как воспринимать предмет на расстоянии для учащихся (особенно младших классов) коррекционной школы достаточно трудно. Предмет изучается зрительно с применением осязания, обоняния и тактильного чувства. Чтобы найти внешние отличительные особенности предмета и его свойства, ребенок должен рассмотреть предмет, потрогать его, помять, поднять и т.д. Экскурсии могут быть кратковременными, в течение одного урока и длительными (2 - 3 часа), включая время, необходимое для передвижения к  нужному месту.

Одним из предметных уроков  в школе VIII вида является урок природоведения.  На уроках природоведения   необходимо вести календарь природы, что способствует не только накоплению учащимися представлений о родном крае, но и  развивает их устную и письменную  речь. Опираясь на личные наблюдения, зафиксированные в дневниках наблюдений, учащиеся сопоставляют, сравнивают явления природы в разное время года. Это помогает учащимся внимательнее относиться к окружающей природе и к тем явлениям, которые в ней происходят. Задания по наблюдению за природой вызывают у детей любознательность и  наблюдательность, которые очень помогают впоследствии при изучении таких разделов природоведения, как «Вода в природе» или «Сезонные изменения в природе», «Труд людей в разное время года» и т.п. Для усвоения учащимися программного материала большое значение имеют их жизненные представления  и впечатления, поэтому важно создавать эти представления, прежде чем приступать к изучению той или иной темы. В связи с этим трудно переоценить значение экскурсий в усвоении программного материала, в формировании представлений и понятий, в развитии познавательной активности учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Необходимо продолжать и совершенствовать этот вид работы, способствующий укреплению связи обучения с жизнью.

Задача учителя - пробудить у детей интерес к изучению природоведения, поддерживать этот интерес, удовлетворять детскую любознательность. От этого в дальнейшем  во многом будет зависеть  успеваемость учащихся на других предметных уроках: географии, истории, биологии и т.п. Для достижения этой цели необходимо связывать уроки природоведения с уроками русского языка, рисования, ручного труда. Только при взаимосвязи всех предметов можно добиться положительного результата в процессе обучения детей с интеллектуальной недостаточностью и выполнить поставленные задачи по воспитанию подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерные технологии как средство коррекции письменной речи учащихся школы VIII вида (статья)

В данной статье  изучаются проблемы использования информационных технологий в обучении детей с нарушениями письменной  речи.В разделе  «Компьютерные технологии в специальном образ...

Статья Игровая технология на уроках английского языка в начальной школе

Применение игровых  технологий на уроках английского языка в начальной школе...

Проведение профессиографических экскурсий с учащимися школы.

Планирование экскурсии с учащимися по профориентации, анализ её  проведения....

Статья "Особенности работы на уроках истории Отечества по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ранним детским аутизмом в коррекционной школе VIII вида на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда".

Особенности развития и обучения учащихся с ранним детским аутизмом. Программа по гражданко-патриотическому воспитанию учащихся 5-11 классов с РДА. Конспект урока истории на тему: "Блокада Ленинграда" ...