Проведение профессиографических экскурсий с учащимися школы.
методическая разработка по технологии на тему

Пименова Светлана Дмитриевна

Планирование экскурсии с учащимися по профориентации, анализ её  проведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация и проведение профессиографических экскурсий.

Одной из форм обучения является экскурсия на предприятие, в организацию, на различные производственные объекты. Экскурсии , в зависимости от учебно-воспитательных целей и содержания , могут быть комплексными и тематическими.

Цель комплексных экскурсий - ознакомить учащихся с определенным производством в целом или его отдельными подразделениями (например, на завод, в цех, фабрику, ателье, овощное хозяйство, строительную организацию и т.д.).

Цель тематических экскурсий - ознакомить учащихся с технологическими процессами, отдельными объектами, помочь в изучении определенных тем программы (например, наблюдение выполнения отдельных операций, способов, приемов, действий, свойств материалов и т.п).

Тематическая экскурсия может занимать урок или часть урока в том случае, если экскурсионный объект находится близко от школы и ознакомление с ним требует немного времени. Если экскурсионный объект находится сравнительно далеко, или ознакомление с ним требует значительного времени, на экскурсию в этом случае отводится целое занятие.

Одной из форм проведения профориентационной работы, активизирующей профессиональное самоопределение школьников, является профессиографическая экскурсия.

Цель таких экскурсий:

  • научить учащихся анализировать профессиональную деятельность,
  •  познакомить учащихся с техникой, технологией , организацией производственного процесса.

В основу содержания профессиографической экскурсии берется профессиограмма конкретной профессии (или нескольких профессий) , представляющая собой систематизированную информацию о профессии. Ее (их) можно использовать как основу для разработки плана и методики проведения профессиографической экскурсии.

Перед учащимися следует поставить цели предстоящей экскурсии и их задачи.

Задачи профессиографической экскурсии  и схема анализа профессии могут совпадать и содержать следующую информацию:

  • Общие сведения о профессии
  • Характеристику процесса труда
  • Психофизиологическую характеристику профессиональной деятельности
  • Санитарно- гигиенические условия труда
  • Требования к профессиональной подготовке

Поэтому перед проведением экскурсии целесообразно познакомить учащихся с профессиограммами тех профессий, с представителями которых они встретятся во время экскурсии.

Предварительная подготовка перед экскурсией включает в себя этапы: 1). Подготовку к экскурсии учителя (классного руководителя), необходимых документов, плана проведения экскурсии.

2). Подготовку экскурсовода.

Учитель должен согласовать с предприятием (организацией) порядок проведения экскурсии, объекты, работников, за трудовой деятельностью которых учащиеся будут осуществлять наблюдение (возможно задавать вопросы).

3). Подготовку к экскурсии учащихся.

Провести необходимые инструктажи по безопасности и правилам поведения. Поставить цели и задачи экскурсии, проблемные вопросы. Записать вопросы анализа экскурсии.

Необходимо побуждать школьников к самостоятельному анализу во время экскурсии. Навык профессиографического анализа помогает учащемуся разобраться в мире профессий и выбрать осознанно и обоснованно подходящий вид трудовой деятельности. Учащиеся реализуют полученные ранее знания о профессиях, собирают новый материал, осмысливают и усваивают его непосредственно в процессе проведения экскурсии.

По результатам экскурсии можно провести опрос (письменный или устный), можно составить карту наблюдений.

Примерный анализ:

Вопросы

Ответы

1. Понравилась ли экскурсия и почему?

2. Как Вы оцениваете санитарно-гигиенические условия труда, культуру труда и организацию рабочих мест?

3. Режим работы предприятия (организации)

4.  Представителей каких профессий Вы увидели? Какие профессии Вас заинтересовали?

5. Хотелось ли бы Вам работать на данном предприятии?

Карта наблюдений:

№п/п

Профессия

В чем заключается процесс труда

Какие личностные особенности и качества имеет человек этой профессии

Какое профессиональное образование получил работник

1

2

Разработала учитель технологии  высшей категории                         С.Д.Пименова

МБОУ СОШ №46 г.Владимира


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия для учащихся по микрорайону школы

Санкт Петербург – Петроград – Ленинград – Санкт Петербург. Сколько имен сменил город на Неве за свою недолгою историю. Но для нас, петербуржцев, это не только город исключительной красоты, город...

Рекомендации по проведению мониторинга физического развития учащихся школы

В работе предлагается материал по изучению физического развития учащихся. Размещены методики определения антропометрии, ИГСМ. А также даны анализ здоровья учащихся за 5 лет и рекомендации по исправлен...

Статья на тему "Значение предметных уроков и экскурсий для учащихся школ 8 вида"

Данная статья рекомендована учителям, работающим в коррекционных школах с детьми с интеллектуальной недостаточностью...

Территориальная карта профориентационных ресурсов для проведения профессиональных проб и экскурсий, погружающих учащихся в различные сферы профессиональной деятельности.

В таблице представлены темы занятий, формы проведения экскурсий и профессиональных проб, целевые установки и планируемые образовательные результаты. Кроме того указаны объекты посещения и основные вид...

«Методика проведения учебных экскурсий в школе на примере Дудергофских высот »

В наше время, человек живущий в   невероятном темпе, понимает что важным звеном общественного развития является система образования. Перед школой вырастает задача чрезвычайной важности: доби...

Положение о проведении туристического слета для учащихся школы

Положение о проведении туристического слета  для учащихся школы...

Информационное письмо о проведении мастер-класса среди учащихся школ "СекреТЫ ПРОФессиИ"

Профориентационный мастер-класс «СекреТЫ ПРОФессиИ» разработан и проводится  в рамках реализации инновационного проекта-грантообладателя  «Студия графического дизайна &laqu...