Детство, опалённое войной!
методическая разработка (5 класс) на тему

Рогатнева Ирина Николаевна

Тема: «Детство, опаленное войной!»

                                                                        Мы - дети, опаленные войной,

                                                                            мы – дети, озаренные Победой.      

                                                                                                      А.Макаров

      Цель:

формировать нравственно-патриотическое сознание учащихся.

Задачи:

дать знания о Великой Отечественной войне, познакомить с юными защитниками Родины и их подвигами с целью сохранения исторической памяти и преемственности поколений; активизировать интерес к изучению знаменательных событий истории Отечества; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и народ, уважение к подвигу юных патриотов; развивать творческие и коммуникативные способности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_voyny.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Детство, опаленное войной!»

                                                                        Мы - дети, опаленные войной,

                                                                            мы – дети, озаренные Победой.      

                                                                                                      А.Макаров

      Цель:

формировать нравственно-патриотическое сознание учащихся.

Задачи:

дать знания о Великой Отечественной войне, познакомить с юными защитниками Родины и их подвигами с целью сохранения исторической памяти и преемственности поколений; активизировать интерес к изучению знаменательных событий истории Отечества; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и народ, уважение к подвигу юных патриотов; развивать творческие и коммуникативные способности учащихся.

Приложение: презентация PowerPoint .

Ход мероприятия

Зачем на свет приходят дети?

Ведь не затем, чтоб ранней смертью

Ошибки взрослых исправлять,

За то, что столько мы столетий

Не перестанем воевать...

И сколько б век людской не длился,

Будь трижды проклята война

За то, что мы на обелисках

Детей читаем имена…

   Здравствуйте, ребята, мы рады приветствовать всех, кто сегодня пришел на наше мероприятие, которое посвящено детям военной поры, отдавших свои жизни во имя мира на Земле.

1.Вступительное слово.

  Давно окончилась война, Давно ушли в запас солдаты, Но боль о ней всегда жива, Мы знать должны, какой была война когда-то. А между тем живо еще поколение, которое помнит эту войну и может рассказать о ней. «Дети войны»- так называют это поколение.

В том далеком 1941г. Они были мальчишками и девчонками. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее. Но у всех у них детство закончилось в один страшный день -22июня 1941г.

Шло детство, поспела клубника…

Нам день обещал тишину.

И было нелепо и дико,

Что вдруг объявили войну.

Мы ждали гостей. Наша мама,

Начав хлопотать у стола,

Смотрела так пристально прямо

И слез удержать не могла.

И болью огромного роста

Набат поднимался, как крик.

И было нам, детям, непросто

Понять этой скорби язык.

   Дальше – вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких, работа наравне со взрослыми. И страстное ожидание победы. Многие из них не просто ждали победы, но и боролись за нее.

Можно спросить: а что может сделать этот маленький человек на войне? Его самого еще нужно защищать. Но каждый ребенок старался сделать все, что в его силах, чтобы помочь своей стране, своему народу. Страшно представить ребенка наедине с войной. Война сделала детей и подростков взрослей, это были уже не те дети – это были словно прожившие жизнь, набравшиеся опыта люди, которые смотрели на мир через призму войны.

 Война искалечила тысячи детских судеб. И почти каждый мальчишка в то тяжёлое время мечтал попасть на фронт. Почти каждая семья проводила на фронт мужа, сына, брата. Дома остались лишь старики, женщины и дети, на плечи которых легли все тяготы крестьянского труда. Необходимо, было, как можно больше отправить хлеба и продуктов на фронт. Главный лозунг того времени был: «Всё для фронта. Всё для победы!»  

В те страшные горестные годы Великой отечественной войны дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои 10-14 лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.

Ближайшими помощниками партизанских оружейников, пекарей, врачей, портных, кузнецов, землепашцев были подростки. Дети сельских местностей рано привыкают к труду, и неудивительно, что 7-8-летние мальчишки и девчонки вместе с более старшими подростками становились бойцами хозяйственных команд.

Дети, которые еще так недавно были ласковы, беспечны, простодушны, доверчивы, становились втянутыми по горло в войну и пылали недетскою ненавистью к бесчеловечным врагам.

Как много пришлось им испытать в те годы! На глазах у подростков убивали их родных и товарищей. Так как же не принимать активного участия в борьбе против неугомонных врагов?  

        Тяжела была работа детей тех лет: они дежурили на крышах, на призывных пунктах, разносили повестки военнообязанным, строили бомбоубежища, тушили зажигательные бомбы, рыли водоемы, засыпали чердаки... Старались сделать все, что могли, старались ни в чем не отстать от взрослых.

Наряду с военной продукцией на фронт нескончаемым потоком шли посылки – подарки. В те времена все было по карточкам: и хлеб, и сахар, и одежда, и нитки. Людям самим было голодно.  Сами ходили полураздетые, но на фронт отправляли собственные валенки, телогрейки. В каждом доме женщины вязали варежки и носки для чужих сыновей. Школьницы вышивали для фронтовиков кисеты, а мальчишки добывали каким-то образом махорку.

Вдумайтесь в эти цифры:

 Каждый день теряли 9168 детей,

 Каждый час – 382 ребенка,

 Каждую минуту – 6 детей,

 Каждые 10 секунд – 1 ребенок.

Мы не имеем право, забывать этот кошмар. Мы должны помнить, что самое дорогое на свете жизнь человека и его свобода. Война всегда оставляет в истории черное пятно разрушений и страданий.

   3.Интерактивная беседа

   Мы сегодня вспомнили детей, у которых война отняла детство. Они были обыкновенными мальчишками и девчонками. Им хотелось жить. Но видеть свою Родину в рабстве у фашистов они не хотели.

- Как вы думаете, какая сила двигала этими детьми, что заставило их быстро повзрослеть?

    Многие из ребят, о которых вы услышали сегодня, были буквально вашими ровесниками.

-  Можете ли вы представить себя на их месте?

Дети войны – у этого поколения было трагическое, горькое детство. Теперь у многих детей войны тяжелая, одинокая старость. Они нуждаются в нашем внимании, в добром слове. Как мы можем помочь этим людям?

 4. Творческая работа.

Сегодня мы с вами в память  о детях, которые испытали все тяготы,  и лишения военного времени, сделаем стенгазету и у украсим ее гвоздиками, тем самым доказывая, что мы их помним и благодарим за наше мирное детство.

5.Заключительное слово

Сегодня мы говорили о детях войны. Эти девчонки и мальчишки не играли в войну – они показывали чудеса храбрости и мужества и погибали по-настоящему.  Они победили и выиграли эту войну вместе со взрослыми и вернули мир на земле!

6.Подведение итогов (рефлексия)

Сегодня мы как бы прикоснулись к жизни целого поколения – военного поколения. Какие мысли и чувства пробудила в вас эта информация? Что особенно запомнилось? Что нового для себя вы узнали?

  Пусть небо будет голубым,

 Пусть в небе не клубится дым,                                

 Пусть пушки грозные молчат

И пулеметы не строчат,

   Чтоб жили люди, города...

  Мир нужен на земле всегда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка внеклассного мероприятия по истории "Детство, опалённое войной"

внеклассное мероприятие по истории  для средних классов коррекционной школы 8 вида "Детство, опалённое войной"....

литературно- музыкальная композиция "Детство, опалённое войной

Данная разработка знакомит учащихся 5- 7 классов с трагичной  судьбой молодого поколения военных лет, воспитывает уважение к героям Великой Отечественной Войны, развивает чувство патриотизма...

Урок эмоционального сопереживания для учащихся 8-9 классов «ДЕТСТВО, ОПАЛЁННОЕ ВОЙНОЙ».

Уроку предшествовала большая и длительная подготовительная работа учащихся, осуществляемая в форме долговременного, разновозрастного проекта. Одни дети вели поисковую краеведческую работу, другие - по...

Детство, опалённое войной

Презентация о детях войны, выполненная учениками для участия в районной олимпиаде по краеведению...

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по литературе и истории "Детство, опалённое войной"

Данный проект способствует  воспитанию патриотизма, чувства гордости за свое Отечество, уважения по отношению к ветеранам Великой Отечественной войны....

Сценарий мероприятия, посвященного освобождению города Ставрополя от немецко-фашистских захватчиков «Детство, опалённое войной»

Цель: гражданско-правовое воспитание учащихся на основе развития исторической памяти;           укрепление связи поколений для осознания себя как прее...

Внеклассное мероприятие "Детство, опалённое войной"

Сценарий внеклассного мероприятия к 70- летию Победы....