Конспект классногo часа – 6 класс. Школа самоорганизации «Искусство успевать»
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Давлетшина Фарида Аскаровна

конспект классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_klassnogo_chasa_iskusstvo_uspevat.docx46.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект классного часа – 6 класс. Школа самоорганизации «Искусство успевать»

Проблема рационального использования времени особенно актуальна для подростков. В возрасте 12-13 лет дети активно посещают различные кружки, секции, много времени отдают общению. Часто учебные занятия отодвигаются на третий план, что ведет к хроническому отставанию, потере интереса к школьным предметам, к конфликтам и стрессам. Причина - нерациональное использование времени, несоблюдение элементарных правил самоорганизации.

Подростки охотно откликаются на советы о том, как разумно распорядиться своим временем, как повысить цену минуте. Этой теме и посвящен предлагаемый классный час.

Значительную часть сценария занимает тренинг, задача которого - побудить детей к анализу потерь времени, к поиску приемов его рационального использования. В сценарий включена сценка-ситуация, задача которой - стимулировать интерес к проблеме неорганизованности подростков, повысить мотивацию к занятию. При подготовке сценки учитель может объяснить детям, что им не нужно учить слова наизусть. Достаточно понять суть диалога и передать его общий смысл, при этом можно говорить своими словами.

Цели: расширить представление детей о рациональном использовании времени; формировать положительное нравственное отношение к таким качествам характера, как обязательность, организованность, собранность; побуждать к планированию своего времени, к упорядочению нагрузок, к выполнению режима дня.

Подготовительная работа:

1. Распределить роли: мама, сын, психолог (3 ученика).

2. Сделать 3 ксерокопии страницы со сценкой, чтобы у каждого участника был текст со всеми репликами.

Оборудование: положить на каждую парту по одному тетрадному листу бумаги для составления плана важных дел и тестирования.

Оформление: сделать на доске запись:

Памятка «Как стать хозяином своего времени»

1. Научись определять степень важности своих дел.

2. Научись рассчитывать свои силы и время.

3. Научись давать обещания.

4. Научись ценить каждый час.

План классного часа

I. Игровая ситуация «Диагноз - неорганизованность».

II. Обсуждение ситуации.

III. Тренинг «Учимся управлять временем».

1. Составим список важных дел.

2. Разобьем большое дело на маленькие части.

3. Умей давать обещания.

4. Учимся ценить каждый час.

IV. Тестирование «Вы "сова" или "жаворонок"?».

V. Составление памятки «Как стать хозяином своего времени?».

VI. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Игровая ситуация «Диагноз - неорганизованность»

Классный руководитель. Сегодняшний классный час мы начнем с игровой ситуации. Давайте представим, что мы оказались в кабинете психолога. Знакомьтесь, психолог (имя, фамилия).

(К доске выходит психолог.)

Психолог. А вот и первые пациенты!

(К врачу подходят мама и сын.)

Мама. Помогите! У моего сына большие проблемы! Он постоянно спешит и никуда не успевает! В десять вечера садится за уроки, а в одиннадцать уже засыпает прямо за письменным столом! Вся семья за него уроки делает, чтобы он двоек не нахватал!

Психолог. Анна Ивановна, Вашему сыну нужно просто наладить режим дня.

Мама. Да наладили мы режим! Вот, пожалуйста:

Подъем - 7.00.

Школа - 8.30.

Тренировка, компьютерные игры, футбол во дворе - каждая минута расписана!

Психолог. Тогда у меня есть вопросы к вашему сыну. Почему ты садишься за уроки в 22.00?

Сын. Да потому что у меня куча дел!

Психолог. Перечисли, пожалуйста, чем ты вчера занимался после школы.

Сын. Сначала музон послушал, чтобы после школы расслабиться, потом к другу пошел - я ему обещал новую игру на компьютер поставить, потом во дворе с ребятами в футбол поиграл - у них на воротах стоять некому было, потом с девчонками в карты резался, пока мама домой не загнала.

Психолог. Понятно. Второй вопрос: у тебя хватило времени, чтобы сделать все уроки?

Сын. Нет, я только стихотворение успел выучить и отрубился. Бабушка сочинение всю ночь писала, мама математику решала, ну а перевод по английскому никто не сделал. Я думал, что смогу этот текст перевести за 15 минут, а оказалось, что там нужно час возиться - ну и схватил «пару».

Психолог. Ситуация прояснилась.

Мама. Ой, что это за болезнь? Может, это заразно? Назовите диагноз!

Психолог. Диагноз простой - неорганизованность. Думаю, мы вашему сыну сможем помочь.

Мама. Спасибо, доктор. Дайте рецепт!

Психолог. А рецепт тут только один - самоорганизация!

II. Обсуждение ситуации

Классный руководитель. Скажите, ребята, может быть, и вам приходилось наблюдать у себя признаки такого заболевания, как неорганизованность? Или вам приходилось страдать от неорганизованности ваших друзей?

Примерные ответы детей:

- Бывало иногда, но, мне кажется, я этой болезнью не страдаю.

- Я все успеваю.

- Ты успеваешь, потому что целыми днями уроки делаешь, тебе даже погулять некогда.

- У меня постоянно не хватает времени на уроки, я считаю, что главное - это друзья.

- А я даже и не сажусь за домашние задания - все делаю в школе на переменах или на уроках!

- Я дружила с девочкой, она все время опаздывала, забывала о своих обещаниях, отнимала у меня много времени своими телефонными разговорами. Мне это надоело, и наша дружба закончилась.

Классный руководитель. У меня сложилось такое впечатление, что наш герой постоянно нарушает правило: «Нельзя, чтобы важная работа стала срочной». Как вы понимаете это правило?

Примерные ответы детей:

- Сначала нужно делать важные дела, а потом второстепенные.

- Нельзя откладывать важные дела на вечер.

- Это значит, что важную работу нужно делать днем, когда у тебя много сил, а не ночью, когда ты хочешь спать.

- Значит, нужно составить план и распределить всю работу, чтобы хватило времени на все дела.

III. Тренинг «Учимся управлять временем»

1. Составим список важных дел

Классный руководитель. Мне кажется, что вы совершенно правильно понимаете смысл этого выражения. В первую очередь нужно делать важные дела, а уж потом приниматься за неважные. Вопрос лишь в том, как отличить одно от другого.

Сегодня мы будем этому учиться. Наш тренинг мы назовем «Учимся управлять временем». Сначала мы составим список важных дел. Я приглашаю к доске (имя, фамилия).

(К доске выходит ученик, берет мел.)

(Имя ученика) будет писать все дела, которые ему нужно сделать сегодня. А вы на тетрадных листках будете составлять список своих дел. На это вам дается 5 минут.

(Звучит музыка. Дети составляют список дел.)

Список готов. (Показывает запись на доске.) Казалось бы, все дела тут самые важные и самые нужные! И погулять, и посмотреть очередную серию, и поиграть в футбол. Кто скажет, "то это менее важно, чем, например, выучить стихотворение наизусть или написать сочинение по русской литературе? Может быть, кто-то и скажет, что мы действуем жестко, но будем отделять важное дело от неважного. Для этого нужно просто задать себе вопрос: «Что будет, если я этого не сделаю, не выполню?» Ответив на этот вопрос, вы сразу увидите свои важные дела и отметите их в своем списке восклицательными знаками. Сейчас {имя ученика) произведет оценку всех дел из своего списка, и мы сразу все поймем. Он должен назвать дело, задать вопрос, что будет, если он этого дела не выполнит, честно ответить на этот вопрос и отметить важные дела восклицательными знаками.

(Ученик у доски анализирует список своих дел, отмечает важные дела.)

Спасибо. Кто еще хочет показать, как он научился отделять важное дело от неважного?

(Один-два ученика по желанию поднимают руки, комментируют свои списки.)

- Итак, мы определили для себя самые важные дела. Их мы будем делать в первую очередь. А как быть с неважными делами? (Их можно поручить кому-то другому или не делать вообще.)

Неважные дела лучше вообще не делать или выполнять в последнюю очередь.

2. Разобьем большое дело на маленькие части

Классный руководитель. Переходим ко второй части тренинга. Как рассчитать силы, чтобы довести важное дело до конца? Это совсем непросто. Многие люди часто переоценивают свои силы и недооценивают время. Им кажется, что они могут решить задачу очень быстро. А на самом деле всегда оказывается, что времени на это нужно в 3 раза больше. Иными словами, если вам кажется, что для сочинения вам хватит одного часа, будьте уверены, что понадобятся все три!

Чтобы не попасть в ловушку времени, нужно дробить задачи и дела на более мелкие и делать их постепенно. Например, не стоит сразу учить все 5 частей стихотворения. Можно каждый час учить по одной, а в перерывах заняться чем-то другим.

Подумайте, как можно разбить ваше важное дело, чтобы к концу дня оно не навалилось на вас всей своей тяжестью, которая может просто придавить.

(Два-три ученика по желанию поднимают руки, рассказывают, как бы они разбили на части работу над сочинением, составлением хронологической таблицы и т. п.)

3. Умей давать обещания

Классный руководитель. Третья часть нашего тренинга называется «Умей давать обещания». Как часто мы легкомысленно обещаем что-то сделать, не задумываясь о том, хватит ли у нас сил на это. В результате или не выполняем обещания, или выполняем его за счет каких-то своих важных дел. Чтобы все успевать и не нарушать данное слово, нужно следовать трем простым правилам:

• не торопиться соглашаться, а принять решение, только взвесив свои силы и рассчитав время;

• честно сказать «нет», если не сможешь выполнить;

• взять на себя только посильную часть задачи.

Попробуйте вспомнить, приходилось ли вам давать опрометчивые обещания. Как бы вы вели себя теперь?

(Два-три ученика по желанию поднимают руки, рассказывают о своих обещаниях, высказывают предположения о том, как надо было поступить.)

4. Учимся ценить каждый час

Классный руководитель. Заключительная часть нашего тренинга называется «Учимся ценить каждый час». Давайте посчитаем. В сутках 24 часа, 8 часов мы спим, 6 часов - школьные уроки. Нам остается 10 часов. Если мы научимся использовать каждый час, станем хозяевами своего времени и будем успевать гораздо больше. Как же это сделать? Нужно просто ценить каждый час.

Это упражнение вы проделате дома: отмечайте каждый час после того, как он прошел, делайте отметку, на что ушел час. Хорошие хозяйки тщательно записывают, на что потратили деньги. И это помогает им избежать лишних расходов. Плохие же хозяйки тратят деньги как попало и часто не представляют точно, куда же они девались. Со временем как с деньгами. Нужно учитывать каждую минуту.

Научившись считать время, вы научитесь его правильно тратить. Итак, вам нужно назначить себе экспериментальную неделю, в течение которой отмечать, на что потрачен каждый час. Записи должны быть короткие, сокращенные, например: 7-8 часов - завтрак, туалет, сборы в школу; 8-9 часов - путь в школу, первый урок и т. д.

IV. Тестирование «Вы "сова" или "жаворонок"?»

Классный руководитель. Чтобы больше успевать, приходится учитывать и особенности своей психики. Как известно, люди делятся на тех, кто предпочитает для работы и других занятий утренние часы («жаворонки»), и тех, кому удобнее вечерние («совы»), «Совы» с утра вялые, а ближе к вечеру становятся активными, деятельными. Любят поздно ложиться и поздно просыпаться. «Жаворонки», наоборот, с утра очень активны, деятельны, а к вечеру устают, хотят отдохнуть. Любят рано ложиться и рано вставать. Если это учесть, ваша работа будет более продуктивной.

Предлагаю вам несложный тест, с помощью которого вы сможете определить, кто вы - «сова» или «жаворонок». Для теста можете воспользоваться листками бумаги, лежащими у вас на партах. Проставьте числа в столбик от 1 до 8 - будет 8 вопросов. На каждый вопрос вы можете дать один из вариантов ответа. Вы выбираете вариант и ставите рядом с номером вопроса количество баллов, соответствующее этому варианту. Вопросы есть? Тогда начинаем.

(Учитель читает вопросы, делая паузу после каждого вопроса, дети записывают варианты ответов.)

1. Трудно ли вам вставать рано утром?

а) да, почти всегда (3 балла)

б) иногда (2 балла)

в) редко (1 балл)

г) крайне редко (0 баллов)

2. Если бы у вас была возможность выбора, в какое время вы ложились бы спать?

а) после 1 ч ночи (3 балла)

б) с 23 ч 30 мин до 1 ч (2 балла)

в) с 23 ч до 23 ч 30 мин (1 балл)

г) до 22 ч (0 баллов)

3. Какой завтрак вы предпочитаете после пробуждения?

а) плотный (3 балла)

б) менее плотный (2 балла)

в) достаточно и бутерброда (1 балл)

г) просто чай или кофе (0 баллов)

4. В какое время у вас возникают ссоры в школе и дома?

а) в первой половине дня (1 балл)

б) во второй половине дня (0 баллов)

5. От чего вы могли бы отказаться с большей легкостью?

а) от утреннего чая или кофе (2 балла)

б) от вечернего чая (0 баллов)

6. Легко ли вы отказываетесь от привычек питания во время каникул, в лагере, в поездке?

а) очень легко (0 баллов)

б) достаточно легко (1 балл)

в) трудно (2 балла)

г) не отказываюсь (3 балла)

7. Если рано утром предстоят важные дела, на сколько раньше вы ложитесь спать по сравнению с обычным распорядком?

а) более чем на 2 ч (3 балла)

б) на 1-2 ч (2 балла)

в) менее чем на 1 ч (1 балл)

г) как обычно (0 баллов)

8. Насколько точно вы можете оценить промежуток времени, равный минуте? Попросите кого-нибудь помочь вам в этом испытании.

а) меньше минуты (0 баллов)

б) больше минуты (2 балла)

Подведем итог.

Если вы набрали 0-7 баллов - «жаворонок», 14-20 - «сова», 8—13 — «голубь», то есть тот, кто может приспособиться к обоим ритмам.

V. Составление памятки «Как стать хозяином своего времени?»

Классный руководитель. Сегодня мы узнали четыре секрета организации времени. Эти секреты помогут нам стать хозяином своего времени. А значит, помогут везде успевать. Давайте составим для сына Анны Ивановны памятку «Как стать хозяином своего времени?». Какие правила вы бы включили в эту памятку?

(Дети поднимают руки, высказываются.)

Эту памятку мы записали на доске. Кто хочет прочитать все пункты?

(Один из учеников поднимает руку, читает пункты памятки.)

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Как вы считаете, ребята, помогут ли вам правила самоорганизации? Примерные ответы детей:

- Трудно сказать. Нужно иметь волю, чтобы изменить себя.

- Попробую организовать свой день по правилам, пока не знаю, получится ли у меня.

- Давно живу по этим правилам и всем советую.

- Какие-то из этих правил я выполняю, но некоторые только сегодня для себя открыла. Надеюсь, они мне помогут.

Дополнительный материал

Пословицы о времени

1. Время разум дает.

2. Делу время, потехе час.

3. Упустишь минуту - потеряешь час.

4. Утреннюю работу не оставляй до вечера.

5. Утро вечера мудренее.

6. Будет день, будет и ночь.

7. Было и быльем поросло.

8. Что было, то сплыло.

9. Времени не вернешь.

10. Время дороже золота.

11. Время не ждет.

12. Время рассудит.

13. Всему свой срок.

14. Все до поры до времени.

15. Все идет в свой черед.

16. Вчера не догонишь, а от завтра не уйдешь.

17. День и ночь - сутки прочь.

18. Года - что вода.

19. День придет - и заботу приведет.

20. Ищи вчерашний день.

21. Когда рак на горе свистнет.

22. Кто много начинает, тот мало заканчивает.

23. Лучше поздно, чем никогда.

24. Неделя закатилась - нигде не зацепилась.

25. Одно сегодня лучше двух завтра.

26. Прожитое, что пролитое - не воротишь.

27. Ранняя пташка носик прочищает, а поздняя - глазки продирает.

28. У каждого времени свои песни.

29. Уплыли годы, как вешние воды.

Классный час: «Семейные ценности» 7 класс

Цели:содействовать расширению знаний школьников о семье, о нравственных нормах и морали;

формировать ценностное отношение к семье, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения;

способствовать моральному развитию детей.

Оформление:на доске написать задания для групп (незаконченные предложения):

- Идеальные родители - это,..

- Идеальные дети - это...

- Идеальная семья - это...

План классного часа

I.Вступительное слово.

II. Интерактивная беседа по теме «Эгоизм и альтруизм».

III. Проблемная ситуация «Гадкий ребенок».

IV. Воспитывающие ситуации.

V.  Работа в группах. Незаконченные предложения.

VI. Заключительное слово.

VII. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Сегодняшний классный час - это час общения. Это значит, что мы с вами будем разговаривать, спорить, убеждать друг друга. Общение будет плодотворным только в том случае, если мы будем откровенны, будем доверять друг другу Тогда будет и радость, и польза от общения. Посмотрите вокруг себя, улыбнитесь друг другу, настройтесь на доверительный разговор.

(Пауза.)

Все вы читали сказки. И многие сказки заканчиваются свадебный пиром. А в жизни с этого пира все только начинается. Начинается создание и укрепление семьи. И процесс этот не прекращается никогда. Он требует постоянного душевного труда всех членов семьи. У одних эта получается, и рождается счастливая, здоровая семья, где все чувствуют тепло и защиту, у других получается не семья, а группа людей, которые просто живут под одной крышей. Роман Л. Толстого «Анна Каренина» начинается знаменитой фразой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Какие же несчастья могут обрушиться на семью? (Пьянство, наркомания, бедность, болезни, развод родителей, плохие, непослушные дети и т. п.)

Классный руководитель. Неблагополучных, несчастливых семей сейчас немало. И это не всегда связано с материальными трудностями.

II. Интерактивная беседа по теме «Эгоизм и альтруизм»

Классный руководитель. Многие психологи утверждают, что главным врагом семьи, да и вообще человеческих отношений, сейчас становится эгоизм. Что же такое эгоизм? И кто такие эгоисты?

Примерные ответы детей:

- Это когда человек думает только о себе, на других ему наплевать.

- Тот, кто считает: «После меня - хоть потоп».

- Эгоист считает, что он пуп земли, а остальные - ничто.

- Эгоист ни с кем не считается, идет к своей цели по головам.

Классный руководитель. Ваше понимание недалеко от

истины. В словаре С. Ожегова слово «эгоизм» объясняется так (читает): «Эгоизм (от лат. ego - я) - это себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих».

Эгоист - это человек, который во всем ищет только личный интерес. Главный принцип эгоиста: живи для себя. Как вы считаете, возможна ли дружба, любовь между эгоистами? Хотели бы вы дружить с эгоистом? И если нет, то почему?

Примерные ответы детей:

- Дружить с эгоистом - значит стать его рабом.

- Таким людям нельзя доверять: ради своих интересов они переступят через тебя.

- Эгоистам друзья не нужны.

- Ради друга иногда нужно жертвовать своими интересами, эгоист на это не способен.

- Дружить с эгоистом можно, если полностью откажешься от себя.

- Эгоистов можно любить только слепой любовью. Но они этого все равно не оценят.

- Можно дружить и любить, только если сам будешь эгоистом.

Классный руководитель. К счастью, нас окружают не только эгоисты. Есть люди совершенно противоположного склада - альтруисты. Альтруизм - это антоним эгоизма. Как же проявляется альтруизм? Как ведут себя альтруисты?

Примерные ответы детей:

- Альтруизм - это другая крайность. Когда человек совсем не думает о себе, а думает только о других.

- Это отказ от своей выгоды, самопожертвование.

- Альтруисты - равнодушные люди, им ничего не надо.

- Это люди с отклонениями, им все по барабану.

- Это верующие люди, монахи, старцы.

- Альтруисты доверчивые, добрые, не умеют постоять за себя.

- Они все прощают, не помнят обид.

Классный руководитель. В словаре С. Ожегова слово «альтруизм» имеет такое толкование (читает): «Альтруизм (от лат. alter - другой) - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами».

Альтруизм - это сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им, готовность к самоотречению во имя их блага. Главный принцип альтруиста: живи для других. Конечно, не на каждом шагу попадаются нам альтруисты, но по крайней мере одного альтруиста каждый из нас знает лично. Угадайте, кто это? (Путин, священник, учитель, мама, папа, бабушка, дедушка и т. п.)

Конечно же, это наши родители. Вот уж кто действительно живет для других, то есть для нас. Они бескорыстно любят нас и готовы на все ради нашего блага.

III. Проблемная ситуация «Гадкий ребенок»

Классный руководитель. Все знают сказку Андерсена «Гадкий утенок». Как мы переживали в детстве, читая об испытаниях, выпавших на долю несчастного утенка, которого все презирали. И как радовались, когда гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя. Может быть, такое же превращение происходит и с гадкими детьми? Послушайте короткий рассказ психолога, который я назвала «Гадкий ребенок» (читает): «Пришла ко мне на прием мама с 14-летним сыном. Мама озабоченно говорит:

- Уж и не знаю, что делать с ним. Меня не слушает, учиться не хочет. Одни гулянки да развлечения на уме. А когда дома, то от телевизора за уши не оттащишь, или музыку свою дурацкую на полную громкость включает. А ведь я в него всю душу вложила. Рос не хуже других, одет, обут, все есть. Себе во многом отказывала... А у него на все один ответ: «Ты мне все должна, а я тебе ничем не обязан!» Как жить, ума не приложу!»

Вот такая ситуация. Кто тут альтруист, а кто эгоист?

(Дети отвечают.)

Согласны ли вы с сыном этой женщины, что он ничем ей не обязан?

Примерные ответы детей:

- Конечно, обязан: она подарила ему жизнь, заботилась о нем, недосыпала ночами, кормила, лечила.

- Когда был маленький, был обязан, а теперь он вырос и не нуждается в материнской заботе.

- Может, и не нуждается, но обязан быть благодарным.

- Обязан уважать маму, беречь ее.

- По закону сын обязан заботиться о матери, но он же еще не взрослый, поэтому ничего ей не должен.

- Он не взрослый, но уже и не ребенок, поэтому не нуждается в маминых нравоучениях. А мама не может этого понять.

Классный руководитель. Вырастет ли из этого «гадкого утенка» прекрасный человек?

Примерные ответы детей:

- Может быть, и вырастет, только ему придется много горя хлебнуть.

- Когда у него будут свои дети, он все поймет и попросит прощения у мамы.

- Вырастет, просто у него переходный возраст.

- Вырастет, если перестанет быть эгоистом.

Классный руководитель. А мне кажется, что у каждого человека есть моральный долг перед родителями и перед другими людьми. Эгоизм - это признак незрелой личности. Если мальчик этого не поймет, он никогда не станет взрослым, а на всю жизнь так и останется гадким ребенком.

IV. Воспитывающие ситуации

Классный руководитель. Мы живем среди людей. Общаясь, мы соблюдаем определенные правила. Если не знаем, как себя вести, на помощь приходит золотое правило общения. Помните его? (Не делай другому того, чего себе не желаешь.)

На людях все стараются вести себя пристойно, чтобы не прослыть Дикарями. Но дома многие расслабляются и позволяют себе жизнь без правил - все равно никто не увидит, а папа, мама, бабушка - свои люди, потерпят. А ведь в семье действуют те же законы общения, а значит, и то же золотое правило, которое требует уважения, терпимости, внимания, заботы, взаимопомощи... Сейчас мы проведем испытания и Узнаем, соблюдаете ли вы в семье правила общения?

Я приглашаю к доске семерку самых культурных и уверенных в себе ребят.

(Семь учеников выходят к доске, выстраиваются в шеренгу.)

Каждый из вас получает ситуацию. Нужно быстро принять решение и ответить, как действовать в этой ситуации. Если класс одобряет Ваше поведение, все поднимут руки, и вы сядете на место. Если же никто руки не поднимет, вы остаетесь стоять у доски.

Вопросы есть? Начинаем.

...Итак, обычный зимний вечер. Вы уже сделали уроки, включили музыку и приготовились помечтать, сидя в мягком кресле. И тут началось...

(Учитель читает задания-ситуации, дети быстро дают ответы.)

№1. «Сынок, вынеси мусор!» - попросила мама. («Хорошо. Сейчас вынесу».)

(Здесь и далее при корректном ответе класс поднимает руки, ученик садится.)

№2. Бабушка заглянула: «Ну-ка, продень нитку в иголку - совсем глаза не видят!» («Хорошо. Давай продену!»)

№3. А тут и папа подоспел со своими приказаниями: «Завтра поедешь с бабушкой на дачу, поможешь картошку прополоть». («Хорошо. Поеду!»)

№4. Мама подкинула очередную работенку: «Скоро Новый год, подпиши-ка открытки всем родственникам». («Хорошо. Давай подпишу!»)

№5. «Собаку хотел? Иди по темноте, выгуливай!» - приказал папа. («Хорошо. Уже иду!»)

№6. «Опять очки куда-то запропастились. Поищи, внучок!» - попросила бабушка. («Хорошо. Иду искать!»)

№7. «Да выключи же ты, наконец, эту дикую музыку!!!» - хором закричали все. («Хорошо. Уже выключил!»)

Да-а-а! Будем считать, что это был прием в школу разведчиков: терпение, выдержка и железные нервы. Но все прошли испытания!

(Или: кто не прошел испытания - дополнительная ситуация. Так кому же идти за хлебом в холодный зимний вечер? Правильный ответ - «мне».)

Ну теперь полный порядок! Школа разведчиков укомплектована. V. Работа в группах. Незаконченные предложения

Классный руководитель. Во всех предложенных ситуациях родители вели себя безукоризненно. Но ведь родители тоже люди. Они тоже частенько срываются, грубят и даже дерутся. И тогда никакой ребенок не выдержит, ответит грубостью. Предлагаю вам поработать в группах.

Первая группа - составит портрет идеальных родителей.

Вторая группа - создаст образ идеального ребенка.

Третья группа - составит портрет идеальной семьи.

Для выполнения задания нужно всего лишь закончить предложения, написанные на доске (показывает на доску, читает предложения для каждой группы):

Идеальные родители - это...

Идеальные дети - это...

Идеальная семья - это...

На выполнение задания дается 3 минуты.

(Включается музыка или метроном, дети обдумывают варианты ответов.)

Послушаем, что же у нас получилось.

(Учитель дает слово детям из первой, второй, третьей группы.)

Примерные ответы детей:

Первой группы: не ругают, все разрешают, все покупают, дают денег, ничего не заставляют делать, строгие, но справедливые, уважают детей, никогда не кричат, не унижают детей, приучают к труду, много рассказывают, возятся с детьми и т. п.

Второй группы: слушают, подчиняются, помогают по хозяйству, уважают, жалеют родителей, хорошо учатся, самостоятельные, не огрызаются, не курят, не пьют, не ругаются, не воруют, не дружат с плохими мальчиками и девочками и т. п.

Третьей группы: дружная, трудолюбивая, где у всех все есть, все уважают друг друга, где есть взаимопомощь, поддержка, забота, тепло и уют, откуда не хочется уходить, где всем хорошо, где все альтруисты, нет эгоистов и т. п.

Классный руководитель. Ну, что ж, слово «идеал» обозначает высшую цель деятельности, стремлений. Будем считать, что эту цель вы для себя обозначили.

VI.  Заключительное слово

Классный руководитель. Наше общение подходит к концу. В заключение хочу дать вам совет: доверяйте своим родителям, делитесь с ними своими радостями и горестями, жалейте их, не огорчайте понапрасну, помогайте. И старайтесь не обижаться на них. Ведь родители - это единственные люди на земле, которые самоотверженно и бескорыстно любят вас.

VII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Полезен ли был наш сегодняшний разговор? О чем задумались? Что решили?

Примерные ответы детей:

- Разговор полезный, задумалась о своем поведении, решила, что больше не буду эгоисткой.

- Полезно было узнать, кто такие эгоисты. Задумался о себе. Пока не знаю, кто я.

- Решил, что нужно бороться со своим эгоизмом.

- Как бы увидела себя со стороны. Поняла, что до идеала мне еще далеко.

- Бесполезно говорить об идеальных вещах. В реальной жизни - каждый сам за себя.

Классный час «Деньги дают свободу или отнимают ее?»  7 класс.

 

Ход классного часа

  1. Организационный момент.

 

Вы предложили мне интересную тему. Ежедневно мы имеем дело с деньгами. Считаем их необходимыми. А задумывались ли вы когда-нибудь, что этот атрибут жизни не всегда существовал в человеческом обществе. Знаете ли вы, где и когда появились деньги? Как выглядели первые деньги?

Представьте себе первобытного человека. Он мало производит продуктов питания, одежды и других необходимых предметов. Всё мясо, что добыли, съели. Одежду, сшитую из шкур животных, сами износили.

Первобытному человеку  нужны деньги?

   Со временем жизнь человека усложнилась. У одних племён были лучше условия для охоты, у других - для ловли рыбы, у третьих - для сбора съедобных растений. Охотники приручали диких животных - появилось скотоводство, кто собирал растения, стали выращивать их, занялись земледелием. Со временем люди научились производить больше продуктов, чем им было необходимо. Излишки можно было обменять на другие продукты. Так возник обмен.

Как обменять орехи на оружие, или курицу на одежду? И придумали наши предки выбрать из товаров какой-то один и сравнить его с ценностью других. Этот товар и стал играть роль денег. Произошло это около 7 тысяч лет назад.

Сегодня  существует множество разновидностей денег: металлические монеты, бумажные банкноты, чеки, кредитные карточки. Учёные утверждают, что вскоре деньги станут «невидимыми», их заменят электронные межбанковские трансакции.

*Ситуация. Работа в группе Мечтали ли вы найти 1000000 рублей. Представьте.

-У вас 1000000 рублей, как бы вы его потратили?   (1 ответ от группы, самый рациональный).

- Что происходит с человеком, если деньги становятся не помощниками, а господами? Что может произойти с человеком, попавшим в зависимость от денег?

Мы узнаем об этом, познакомившись с литературными героями.

1. Ещё во вступлении к поэме «Руслан и Людмила» А.С.Пушкин в одной строчке создал запоминающийся образ:

                                     Там царь Кощей над златом чахнет…

В представлении поэта богатство приводит к духовной смерти человека.

 В «Скупом рыцаре» Пушкин показал разрушительное действие страсти к собиранию, накоплению денег и болезненного нежелания истратить из них хоть один грош на психику человека скупца:

                                      … не слуг и не друзей

                              В них видит, а господ; и сам им служит.

                             И как же служит? Как алжирский раб,

                             Как пёс цепной…

Незабываемый образ скупца подарил нам в поэме «Мёртвые души» Н.В.Гоголь. Придуманный им характер помещика Плюшкина символизирует потерю человеческих качеств.  Его, ребята, называют «прорехой на человечестве». Болезненная страсть к накопительству становятся не только причиной опустошения самого героя, но и причиной гибели крестьян в его поместье. За последние три года у Плюшкина умерло 80 человек. Около 70 крестьян у Плюшкина сбежало, стало людьми вне закона, не вытерпев голодной жизни. Слуги его до поздней зимы бегают босыми, так как скупой Плюшкин имеет одни сапоги на всех.

Мы увидели целую галерею литературных персонажей, которые были богаты, но глубоко несчастны. Дети, почему деньги не сделали их счастливыми?

Вывод: Французский философ Бэкон сказал: «Деньги - очень дурной господин, но весьма хороший слуга».

*Что такое карманные деньги? У вас у всех они есть.

Игра «Шляпы»

Условие игры. Докажите данные утверждения, даже если вы не согласны.

Зачем ребёнку иметь средства на карманные расходы?

  1. Карманные  деньги позволяют подростку почувствовать свою независимость.
  2. С помощью карманных денег ребёнок приобретает экономическую грамотность и становится ответственным.
  3. Карманные   деньги  приносят детям вред.

Вывод: Желаю, чтобы вы были богаты и свободны и помнили, что ДЕНЬГИ это не добро и зло, а от них может быть добро и зло.

Пусть в вашей жизни не случится такого, как с Плюшкиным, Скупым рыцарем, Кощеем.

А на дворе весна и чувства важнее денег, я вам предлагаю ….

***********************

Карманные  деньги позволяют подростку почувствовать свою независимость.

__________________________________________

************************

 С помощью карманных денег ребёнок приобретает экономическую грамотность и становится ответственным.

__________________________________________

************************

Карманные   деньги  приносят детям вред.

          ___________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Искусство успевать"

Вчера не догонишь, от завтра не уйдёшь. (пословица)...

Конспект урока 8 класс по теме "Искусство вокруг нас"

Конспект урока по курсу Искусство 8-9 класс Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская", презентация к уроку, приложение...

Разделительный мягкий знак, конспект урока, 3 класс, Школа России

Конспект открытого урока по русскому языку, 3 класс, Школа России....

конспект урока 7 класс Школы России и школы Британии

Урок  английского языка в VII классe(с использованием технологии развития критического мышления)....

Конспект классного часа: «Образ женщины в искусстве в период Великой Отечественной Войны»

Художники, композиторы, поэты поставили свое мастерство на службу Родине. Одной из тем в искусстве ВОВ стал образ женщины....