Поговорим о дружбе
план-конспект занятия (9 класс) на тему

Агафонова Валентина Николаевна

Материал для внеклассного занятия 7-9 классов. Раскрытие понятия " дружба", показать какими качествами обладает настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни. Подготовлены стихи о дружбе, игры, пословицы,поговорки, презентация одружбе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеклассное занятие о дружбе.36.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Поговорим о дружбе»

Цели: раскрыть сущность понятия « дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни.

Коррекционно - развивающие цели: формировать добрые взаимоотношения между детьми, формировать нравственные качества ребенка: умение дружить, беречь дружбу.

Оборудование: выставка книг на тему « Дружба», карточки со словарными словами, с пословицами, плакаты о дружбе, мультимедийная компьютерная приставка для показа презентации.

Ход внеклассного занятия.

Организация воспитанников. Эмоциональный настрой.

Сообщение темы и цели занятия.  

1 слайд

Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята и гости!  Вы присутствуете на внеклассном занятии « Поговорим о дружбе ».

2 слайд

Кто верит в дружбу горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет,

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг,

Всегда в беде надежный друг

Ему протянет руку.

  Воспитатель:  Ребята, о чем это стихотворение?/дети отвечают/

Что же такое дружба?

3 слайд

Что такое дружба?  Каждый знает.

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну, а все же, что обозначает…

Это слово? Значит что оно? / Отвечают дети/

Подберите слова, связанные с дружбой?

Д – доверие, доброта, доброжелательность

Р - радость

У – уважение, ум, уверенность

Ж – жизнь, желание

Б – борьба, благодушие

А – активность, аккуратность

Из первых букв названных слов получилось слово…?

СТИХ О ДРУЖБЕ

Дружба – это тёплый ветер, 
Дружба – это светлый мир, 
Дружба – солнце на рассвете, 
Для души весёлый пир. 
Дружба – это только счастье, 
Дружба – у людей одна. 
С дружбой не страшны ненастья, 
С дружбой – жизнь весной полна. 
Друг разделит боль и радость, 
Друг поддержит и спасёт. 
С другом – даже злая слабость 
В миг растает и уйдет. 
Верь, храни, цени же дружбу, 
Это высший идеал. 
Тебе она сослужит службу. 
Ведь дружба – это ценный дар

4 слайд

В толковом словаре даётся следующее определение, что такое дружба: это взаимная привязанность двух или более людей, бескорыстная, основанная на любви и уважении. (В.И.Даль)

Воспитатель: Как вы понимаете взаимная привязанность? Бескорыстная? \Ответы детей./

5 слайд

Владимир Иванович  Даль  в своем знаменитом « Толковом словаре»  приводит такое определение дружбы: « Дружба - это бескорыстная приязнь». На первом месте знаменитый ученый и писатель ставит – бескорыстие. Давайте посмотрим, что такое бескорыстие. От какого слова образуется оно…

Корысть… страсть к приобретению, к наживе;  выгода, польза.

Бескорыстие – не стремящийся к личной выгоде, наживе.

 Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь  хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок к тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.

Воспитатель:-  Иногда можно услышать такую фразу: «У меня полно друзей». Так  ли это на самом деле?

- Скорее всего, это широкий круг приятелей, товарищей, знакомых… просто приятных для времяпровождения и общения людей. А друзей не может быть много. Ведь настоящих друзей (и даже одного друга!) не так легко встретить.

Друг, приятель, товарищ, знакомый… Казалось бы понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях.

Так давайте разберёмся, чем отличаются все эти понятия. Отвечают дети

6 слайд

Воспитатель: Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель».

  • Друг–  человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться. Кто твой друг. Назови его имя?
  • Товарищ – человек, близкий вам по роду занятий, деятельности, по условиям жизни. Назови своего товарища.
  • Приятель – человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения. Есть ли у вас приятели. Как их зовут?
  • Знакомый—  это человек, с которым вы общаетесь, которого вы знаете. Кто они? Как зовут вашего знакомого?

А теперь вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употребить. (Читает начало предложения, дети угадывают последнее слово и громко его произносят).

*О человеке, с которым вы просто здороваетесь в школе, вы можете сказать...

(знакомый)

*О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете...

(приятель).

*Об однокласснике, с которым за 8лет  съеден пуд соли, скажете..-

(товарищ).

*О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете...

(друг)

7 слайд

Воспитатель : Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу.

 А сейчас я хочу вам зачитать легенду о возникновении пословицы «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Легенда.

К стенам старого города подходят два путника. Встречает их мудрец, который прожил долгую жизнь. Он говорит им: - Спасибо, что пришли в мой старый город и в благодарность за это я хочу вам сделать подарок. У меня есть 100 рублей и 100 друзей. Кто что выбирает? Один путник сразу выбрал деньги, а другому достались друзья. На прощание мудрец-старик пожелал им счастья и встречу через три года. – Вот и посмотрю я, кто из вас как стал жить? Прошло три года и у того, у кого были деньги, они давно разошлись, одежда стала старой, превратилась в лохмотья, еды не было, и он кочевал из стороны в сторону, ища покой. А у того, у кого были друзья, по-настоящему разбогател. Друзья помогли ему построить дом, весной вспахать поле, осенью собрать богатый урожай. Урожай был настолько богат, что он мог и семью прокормить, и с друзьями поделиться и кое-что продать. Счастлив не тот, у кого много денег, а тот, у кого есть друзья, которые могут во всём помочь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Представьте себе весы. На одной чаше – дружба, а на другой богатство . Какая чаша перевесит? Что важнее? Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги  рано или поздно закончатся, а дружба останется навсегда.

8 слайд

 Народом   создано много пословиц о дружбе. Сейчас я буду читать 

начало пословицы, а  вы хором продолжайте:

Закончи пословицу

Нет друга – ищи, а нашёл- …

Друзья познаются в …

Старый друг лучше….

Человек без друзей , что…

Не имей сто рублей, а….

Дружба не гриб, в лесу...

У вас в конверте №1 - 4 пословицы. Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.

Ситуация №1

Вы пришли со школы и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно помочь отремонтировать велосипед.

А нужно ли всегда идти на поводу у своего друга? Друг должен считаться с вами.

(Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть».)

Ситуация № 2

Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку.

(Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)

Ситуация № 3

Ваш друг поступил с вами плохо, нечестно или вернее подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок.

(Подарок не приму и скажу: «Друга за деньги не купишь».)

Ситуация № 4

Ты поделился своей тайной с другом, а он рассказал об этом всему классу. Можно ли дружить с таким человеком?

Дружба, что стекло: расколешь - не соберёшь.

Воспитатель:  Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. А сейчас к нам на занятие спешит физкультминутка.

9 слайд

/ Проводится физкультминутка/

10 слайд

Воспитатель:  А сейчас  мы проведем с вами игру « Знаю  ли я своего друга?» Хорошо ли вы знаете своих друзей - одноклассников? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.

(Две-три пары поднимают руки.)

 В этой игре  могут  участвовать   не одна пара друзей. Я даю карточки с  вопросами. Вы пишите ответы ,  а затем мы сравним их и сделаем вывод, хорошо ли вы  знаете  друг друга.

Участники готовы, начинаем игру.

/ Когда ответ будет написан, другой отвечает./

  • Когда день рождения?
  • Какого цвета у него глаза?
  • Какой урок у него любимый?
  • Какое время года любит?
  • Чем любит заниматься?

  • Кем хочет стать, когда вырастет?
  • Какое любимое блюдо у твоего
  • Любимый день недели
  • Любимый праздник  
  • Любимый фрукт?

Ну что ж, как видим, (имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Проверим, как обстоят дела у (имя).

Это значит, что между ними установились доверительные отношения, что, безусловно, служит признаком настоящей дружбы.

(Вариант: «К сожалению, (имя) тоже не совсем знает, какими интересами живет (имя друга), мне кажется, им нужно больше интересоваться жизнью друг друга».)

11 слайд

– Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

  • Не смейся над недостатками друга
  • Умей разделить с другом радость
  • Не бойся просить прощения,  если обидел друга
  • Умей принять совет
  • Доверяй другу
  • Не жадничать
  • Помогай другу в беде
  • Будь честным
  • Старайся, чтобы другу было приятно в твоём обществе

                     / Дети читают  по очереди./

12 слайд

Задумаемся над тем, какого друга можно назвать настоящим? Какими же качествами должен обладать настоящий друг? / отвечают дети/

Я предлагаю вам карточки с разными качествами человека, а вы выберете те качества ,  какими должен обладать  настоящий  друг.

 Заботливый, щедрый, корыстный, целеустремленный, храбрый, порядочный, честный, враньё, грубость, добрый, верный,  бескорыстный, предательство ,драчливость , злой, отзывчивый,  лживый, искренний, смелый, враждебный, добросовестный, безответственный, дружелюбным, безрассудный.

/ дети называют качества настоящего друга/

Итак, мы  с вами рассказали, какие качества должен иметь  настоящий друг. И сейчас я предлагаю поиграть в « Ромашку». Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Напишите на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может.  / Дети пишут качества друга на лепестке, затем прикрепляют на доске. Все вместе, используя «ромашку», еще раз отвечают на вопрос «Каким должен  быть настоящий друг?»./

 Ребята, посмотрите, какой  получился красивый цветок. – Вам нравится?

Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне.

-Я отвечу на вопрос «Кого можно назвать настоящим, верным другом?» в стихах.

Настоящий друг везде

Верен – в счастье и в беде.

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь - он спать не может.

И во всем без дальних слов

Он помочь тебе готов.

Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, есть общие интересы, хочется помогать друг другу, вот тогда и начинается дружба.

        Дружба - главное чудо всегда,

         Сто открытий для нас таящее,

                                             И любая беда не беда,

           Если рядом друзья настоящие!

 Итог занятия. Рефлексия.

  О чем говорили на занятии? Что такое дружба?

-  Кого можно считать настоящим другом?

- Какие законы  дружбы вам запомнились? : Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось больше всего?  Пригодятся ли вам знания, полученные  сегодня на занятии, в жизни?

Давайте в заключение нашего праздника и в честь настоящей дружбы, которая есть в нашем классе, проведём праздничный салют. На слово «красный» - хлопают все учащиеся. На слово «жёлтый» - хлопают гости.

 И на слово «Зелёный» - хлопаем все дружно. Итак:

«Красный» - хлопают дети.

«Жёлтый» - хлопают   гости.

«Зелёный» - хлопают все вместе.

Воспитатель: Наше  занятие  подошло  к концу.

Спасибо всем, кто разделил его вместе с нами! Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга и научиться  дорожить дружбой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Поговорим о дружбе"

Друзья познаются в беде,настоящие друзья в радости.(Народная мудрость)Дружба-этосозвучие душ в соединенности судеб.(Мудрость Востока)...

классный час "Поговорим о дружбе"

открытый классный час с презентацией...

Классный час "Поговорим о дружбе" 5 класс

Классный час "Поговорим о дружбе" 5 класс проведен в рамках Дня профилактики правонарушений в МБОУ Барвихинская СОШ 17.02.2012г....

Классный час "Поговорим о дружбе"

 Классный час рекомендован для детей начальной школы.Цель: 1. Раскрыть сущность понятия "дружба".2.Показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни.3. ...

конспект внеклассного занятия "Поговорим о дружбе"

Конспект внеклассного занятия "Поговорим о дружбе".  Расширить представление воспитанников о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг....

Cценарий классного часа "Поговорим о дружбе"

Классный час, посвященный дружбе и друзьям. Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Академик Д.С.Лихачев, обращаясь к молодежи, писал о важности школьной дружбы, призывал поддержив...

Классный час на тему:" Поговорим о дружбе"

Цели:- выявить представление детей о том,что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;-научить детей ценить дружбу, заботиться о близких людях;-расширить знания учащихся о взаимоотношениях люде...