Программа "Собеседник"
рабочая программа (10 класс) на тему

Федорова Татьяна Васильевна

     Дополнительная общеразвивающая программа «Собеседник» по общению относится к социально-педагогической направленности. Предназначена для работы с детьми от 13 до 18 лет, рассчитана на 3 года обучения. Составлена в 2006 году. Прошла экспертную оценку на кафедре проблем воспитания и дополнительного образования КРИПКиПРО в 2009 году. Содержит  учебное планирование, содержание деятельности по годам обучения, методическое обеспечение к программе и списки литературы для педагога и учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sobesednik.docx53.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

образования  «Центр детского творчества»

«Собеседник»                                               

Дополнительная общеразвивающая программа

социально-педагогической  направленности

 (предназначена для детей 13-18 лет,

 рассчитана на 3 года обучения)

                       

Рассмотрена

на педагогическом совете

Протокол №1

от 30 сентября 2013 года

Составитель:

Федорова Татьяна Васильевна,

педагог дополнительного образования

                                                     

                                                                                 

        

                                                                                               

Яя 2009

Составитель:

Т.В. Федорова, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории. Почетный работник общего образования РФ.

Яя, 2009 - 35  с.

     Дополнительная общеразвивающая программа «Собеседник» по общению относится к социально-педагогической направленности. Предназначена для работы с детьми от 13 до 18 лет, рассчитана на 3 года обучения. Составлена в 2006 году. Прошла экспертную оценку на кафедре проблем воспитания и дополнительного образования КРИПКиПРО в 2009 году. Содержит  учебное планирование, содержание деятельности по годам обучения, методическое обеспечение к программе и списки литературы для педагога и учащихся.

Пояснительная записка

           Дополнительная  общеразвивающая  программа «Собеседник» по общению относится к  социально-педагогической направленности, составлена в 2006 г.  переработана в 2008 году программа. В 2009 году рецензирована  Кононенко О.С., зав.  кафедрой проблем воспитания и дополнительного образования КРИПК и ПРО, кандидатом педагогических наук, доцентом. Дополнена в 2015 году.

Актуальность  и педагогическая целесообразность программы

    Любые процессы, происходящие в обществе, неизбежно отражаются на социализации подрастающего поколения. Это особенно касается подростков, поскольку они находятся в том возрасте, когда на первый план выходит становление характера, поиск себя и траектории своего жизненного самоопределения. Динамичность и нестабильность современной жизни оказывают сильное влияние на подростка. Наступление «материальной культуры», распространение потребительских стандартов в отношении к жизни и к труду приводят к искажению нравственных установок, возникновению у молодежи иллюзий «легкой жизни». Непрерывно растущий информационный   поток  усиливает пассивность и разобщенность молодых людей, отгораживает их от насущных проблем «взрослого» мира. Утрата глубокой эмоциональной связи с родителями, неудовлетворенная потребность в любви, доверии, эмоциональном тепле и заботе приобретает массовый характер. Все это ведет к серьезным проблемам, с которыми сталкивается подросток в пору своего взросления, поэтому, в создавшихся условиях, подростку необходима помощь в решении возникающих вопросов. Для  этого создана программа по общению «Собеседник».

     В возрасте  13-18 лет  у всякого нормального развивающегося человека пробуждается заметный интерес к процессам социальной жизни. В это время  подросток становится  вдумчивым, сосредоточенным,  он с охотой беседует о разных настроениях и чувствах, интересуется нравственными проблемами, живо обсуждает мотивы наблюдаемых им человеческих поступков. Обучаясь по программе «Собеседник», подросток  не только получает ответы на вопросы, но и приобретает знания и умения, которые дадут возможность найти наиболее оптимальные пути достижения подростком гармонии не только с самим собой, но и с окружающим миром. В этом я вижу новизну программы.

                                        Цели и задачи программы

     Цель  программы:  формирование и развитие социально-активной позиции подростка через познание самого себя и человеческих отношений.

Задачи программы

    Обучающие:

  • повышать знания в области общей культуры молодых людей;
  • формировать знания  из области общения;
  • обучать положительному опыту  в процессе группового общения.

            Развивающие:

  • способствовать осознанию ценности, уникальности собственного «Я» и «Я» каждого человека;
  •  развивать и совершенствовать коммуникативные умения и навыки, лидерские способности.   

    Воспитательные:

  • содействовать формированию активной жизненной позиции;
  • создавать мотивацию для дальнейшего саморазвития;
  • воспитывать чувство ответственности за выбор жизненной перспективы.

Программа является практически ориентированной, общеразвивающей и  предназначена  для работы со всеми  желающими детьми. Обучаясь по программе «Собеседник», название которой раскрывает ее суть, подросток становится активным собеседником в коллективе единомышленников. С помощью  бесед с педагогом и сверстниками, которые проходят в атмосфере доверия, подросток приходит к пониманию возрастных вопросов развития, проявляет свою индивидуальность, социальную активность. В этом я вижу отличительную особенность данной программы. 

Сроки реализации программы

Данная программа составлена для занятий с детьми 14-18 лет на 3 года обучения.

                           

                              Организация образовательного процесса

Состав групп переменный от 8 до 15 человек.

Объем программы - 576 часов. Первый год обучения - 144 часа в год, занятия проходят два раза в неделю по два часа. Второй год обучения - 216 часов, занятия проходят два раза в неделю по три часа. Третий год обучения - 216 часов, занятия проходят два раза в неделю по три часа.

Программой предусмотрено обучение в творческой группе:

 Первый год обучения -  72 часа в год, занятия проходят один раз в неделю по два часа. Второй год обучения -  108 часов в год, занятия проходят один раз в неделю по три часа. Возможно индивидуальное обучение с учетом способностей детей.

          В образовательной деятельности  условно выделено три этапа

1. Вхождение в деятельность.

2. Ученичество.

3. Сотворчество.

     Большую часть занятий по программе планируется осуществлять в форме группового обучения. Учитывая специфику программы, возрастные особенности детей подросткового возраста, программой планируется индивидуальное обучение и обучение в творческой группе лидеров-активистов, которые организуют  лидерские встречи, акции, форумы.

Формы и методы проведения  занятий

1.Формы занятий:

  - учебное занятие с элементами игрового тренинга;

  - консультация;

  - творческий конкурс;

  - тематическая программа и др.  

2. Методы:

  - словесные – беседа, диспут, дискуссия, лекция, мозговой штурм.

  - наглядные – просмотр видеофильма, создание презентаций, наблюдение.

  -практические – игровой тренинг, деловая и ролевая игра, упражнения, тестирование, моделирование ситуаций.

                                       

                                                Ожидаемые результаты:  

К концу первого года учащиеся, как правило, знают:                

   - понятия из области общения;

   - правила общения;

   - техники общения;

   - качества личности.

Они, как правило, умеют:

    - применять в жизни принципы толерантности;

   - работать в группе;

   - высказывать свое мнение.

Учащиеся, как правило, владеют:

  - навыками коммуникации;

  - навыками выступления перед аудиторией.

  К концу второго года учащиеся, как правило, знают:        

  -понятия из области общения;

  -пути  преодоления конфликтов.

Они, как правило, умеют:

- проявлять чувства коллективизма;

 - задавать вопросы;

 - формулировать цели;

 - взаимодействовать сообща;

 - доверять друг другу;

 - высказывать и аргументировать свою позицию;

 - разрабатывать  собственный проект.

Учащиеся, как правило, владеют:

 - навыками внимательного отношения к окружающим;

 - навыками правильного поведения в обществе;

 - навыками поведения в конфликтных ситуациях.

 К концу третьего года учащиеся, как правило, знают:

- технику проведения опроса в школе;

  - особенности общей  культуры молодых людей;

 - о роли  семьи.

Они, как правило,  умеют:

-критично относиться к самим себе;

 -применять в жизни принципы толерантности;

 - высказывать, аргументировать  свою позицию.

Учащиеся, как правило, владеют:

- элементарными навыками решения  ситуаций;

- способностями самостоятельно добывать знания;

-способами проявления активности, творчества, направленными на поиск места в социуме;

- навыками выступления перед аудиторией.

 К концу  обучения в творческой группе учащиеся, как правило, знают:

- методику  проведения социально активных форм работы: акций, проектов, форумов и др.;

  - особенности  культуры общения молодых людей.

Они, как правило,    умеют:

-организовать социально-значимый проект;

 - высказывать, аргументировать  свою позицию и отстаивать ее;

Учащиеся, как правило, владеют:

навыками проведения активных форм работы: акций, проектов, форумов и др.;

-способами проявления активности, творчества;

- навыками выступления перед аудиторией.

Способы определения результатов

Результативность деятельности учащихся по программе оценивается по следующим параметрам:

 - социальная активность молодых людей;

 - индивидуальное развитие личности подростка;

 - развитие коммуникативных способностей подростка;

 - развитие группового общения.

Критерии и формы оценки качества знаний

            Программа предполагает  формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методами контроля и управления образовательным процессом являются анализ результатов анкет, творческих работ, участие детей в различных конкурсах и социально-значимых проектах. Эффективным способом проверки реализации программы может являться написание социально-значимого проекта. Результат может прослеживаться в творческих достижениях учащихся, в призовых местах на конкурсах.  Свидетельством успешного обучения могут быть электронные  портфолио учащихся, сформированные из творческих работ, с которыми выступали ребята, дипломов за участие и призовые места. Эффективным способом проверки реализации программы является профессиональное самоопределение и успешность в жизни выпускника.

Учебно-тематический план

1 год обучения

№п./п.

Наименование темы

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение

2

2

2

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

3

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

Умение знакомиться с людьми

Техники знакомства

Марафон знакомства

Невербальное общение

Техники невербального общения

Вербальное общение

Техники вербального общения

Умение поддерживать разговор

Тематическая программа

Личность. Качества личности

Целостный мир личности

Личностное пространство

Особенности темперамента

Способности и одаренность  

Тематическая программа

36

8

2

4

2

4

2

10

4

22

6

4

4

4

4

10

2

2

2

2

2

6

1

1

1

1

2

26

6

2

2

2

2

2

8

2

16

5

3

3

3

2

4

4.1

4.2

4.3

4.4.

4.5

4.6

Мой внутренний мир

Проявление эмоции и чувств

 Зачем  нужны ощущения

Память подростка.

Мое  мышление и речь

Внимание, воображения

Тематическая программа

28

4

4

6

4

6

4

6

1

1

1

1

1

1

22

3

3

5

3

5

3

5

5.1

5.2

6

6.1

6.2

6.3

7

7.1

8

8.1

8.2

 Технология успеха

Возраст подростка

Жизненный путь

Тренинг коммуникативных навыков

Умение слушать

Умение понимать

Навыки публичных выступлений

Тренинг «Развитие толерантности»

Толерантная личность. Проявление толерантности

Тренинг личностного роста

Самооценка личности

Как работать над собой

10

2

8

24

8

8

8

8

8

12

6

6

2

1

1

2

2

8

1

7

18

8

8

6

8

8

12

6

6

9

 Итоговое занятие

2

2

Всего часов:

144

26

118

Содержание программы

                1 год обучения

1. Вводное занятие. 2ч.

Что такое общение. Инструктаж по технике безопасности.

Практические занятия. Знакомство обучающихся друг с другом.

2. Умение знакомиться с людьми. 36

2.1 Техники знакомства. 8 ч.

Как люди знакомятся: целевые установки и приемы. Нормы традиции и ритуалы в общении. Техника установления контакта с незнакомым человеком.

 Практические занятия. Игры на знакомство «Снежный ком», «Это Я», «Мое первое впечатление». Игры на выявление интересов. Тренинг на установление контактов. Тренинг на снятие комплексов.

2.2 Марафон знакомства.2 ч.

Практическое занятие. Тренинг на установление контакта с незнакомыми людьми.

2.3 Невербальное общение.4 ч.

Что включает в себя общение. Виды общения. Невербальное общение и его специфика.

Практическое занятие.  Ролевые игры с элементами невербального  общения.

2.4 Техники невербального общения. 2ч.

Конкретные техники невербального общения.

Практическое занятие.  Ролевые игры с элементами невербального  общения.

2.5Вербальное общение. 2 ч.

Что значит «Уметь разговаривать».

Практическое занятие.  Дискуссии на тему  невербального  общения.

2.6 Техники вербального общения. 2 ч.

Конкретные техники вербального общения.

Практическое занятие.  Дискуссии на тему  вербального  общения.

2.7 Умение поддерживать разговор. 10 ч.

Технология разговора. Что, значит, быть хорошим собеседником. Умение договориться. Умение слушать и слышать. Дискуссия. Спор. Рефлексия.

Практическое занятие. Упражнения из серии «Вербалика».

2.8  Тематическая программа.4 ч.

Подведение итогов.

Практическое занятие. Интеллектуальная игра на проверку пройденного материала.

3. Личность.  Качества личности. 22 ч.

3.1 Целостный мир личности. 6 ч.

Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Личность в деятельности. Игра в развитии личности.

Практические занятия. Упражнения «Ветер», «Икс и игрек», «Тренинг «Я изучаю свою  личность».

3.2 Личностное пространство. 4 ч.

Представление о личном пространстве. Роль пространственной организации в межличностном общении. Развитие восприятия пространства, способности к организации пространства в межличностном общении.                      Практические занятия.  Комплекс упражнений на развитие пространственного восприятия и на использование пространства в межличностном общении.

3.3 Особенности темперамента.4 ч.

Темперамент человека. Тип нервной системы: слабый и сильный тип нервной системы. Основные типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Практические занятия. Методики определения типа темперамента «Изучи свойства темперамента».

3.4 Способности и одаренность.4 ч.

 Характеристика способностей. Способности и их задатки. Уровни способностей. Что, значит, быть  одаренным человеком.

Практические занятия. Комплекс упражнений на выявление способностей. Составление индивидуальной карты обучающегося.

3.5  Тематическая программа. 4 ч.

Подведение итогов обучения. Возможность дальнейшего саморазвития в изученных областях.

4.Мой внутренний мир. 28 ч.

4.1 Проявление эмоций и чувств. 4ч.

Роль эмоций и чувств  в  жизни человека. Отличие понятий «эмоции» и «чувства».  Что значить быть эмоциональным человеком? Чувствительная натура.

Практические  занятия. Способы самовыражения в ролевой игре.

Тренинг «Приручи свой гнев».

4.2  Зачем  нужны ощущения. 4 ч.

Роль ощущений в жизни человека.

Практические занятия.  Методики «Мой внутренний мир», «Мои ощущения», «Познай себя», тестирование «Цветные фигуры», «Цвет и настроение», «В гармонии с собой», «Мир ощущений и эмоций».

4.3 Память подростка. 6 ч.

 Виды  памяти: зрительная память, слуховая память. Процессы памяти:  забывание, узнавание, сохранение, воспроизведение. Роль памяти для общения.

Практические занятия. Методы  развития памяти человека.

4.4  Мое мышление и речь. 4 ч.

 Мыслительные операции. Настроение и самочувствие. Речь:  дикция, логичность, образность.  Некоторые элементы риторики владения голосом. Мимика и  жесты.

 Практическое занятие. Приемы развития мыслительной деятельности». Самодиагностика интеллектуального уровня. Упражнения на владение голосом.

4.5 Развитие внимания, воображения. 6 ч.

Развитие внимания. Что значить внимание для общения. Виды воображения.  Творческое воображение.  Мечта как особый вид воображения. Развитие собственного воображения.

Практические занятия. Методы развития воображения и изучения внимания.

4.6  Тематическая программа. 4 ч.

Обобщение полученных навыков. Отработка комплексного использования полученных знаний и навыков.

5. Технология успеха.  10 ч.

5.1 Возраст подростка. 2 ч.

Знакомство с понятием  время и  возраст.

Обсуждение вопросов:  время, скорость времени, настоящее,  возраст.

5.2 Жизненный путь. 8 ч.

Знакомство с представлением о жизни как о прохождении ряда этапов. Знакомство с понятием «жизненные этапы». Понятие «задача развития» (определенные задачи, которые надо решать именно в данном возрасте).

Практические занятия. Интерактивные игры по теме «Ценности Жизни».

6. Тренинг коммуникативных навыков. 24 ч. 

6.1 Умение слушать.8 ч.

Теоретические аспекты эффективного общения.  Что, значит, слушать и слышать.

Практические занятия. Упражнения на развитие умений и навыков слушания.

Игра «Научись понимать, научись объяснять.

Диагностика готовности слушать собеседника.

6.2 Умение понимать.8 ч.

Понимание – ключ к успеху. Что, значит, понимать собеседника.

Практические занятия. Упражнения на демонстрацию понимания. Работа в парах и мини-группах: формирование и отработка навыков понимания. Тренинг на  осознание себя (своей личности) и понимание других людей.

6.3 Навыки публичных выступлений.8 ч.

Особенности подготовки и проведения публичных выступлений. Практические советы при выступлениях на большую аудиторию. Отработка навыков публичного выступления. Резюме Д. Карнеги.

Практические занятия. Релаксационные упражнения. Упражнения на саморегуляцию (как справиться с волнением).

7.Тренинг «Развитие толерантности». 8 ч.

7.1 Толерантная личность. Проявление толерантности.8 ч.

Понятие толерантности. Понятие толерантной личности. Понятие интолерантной  личности. Особенности и различия толерантной и интолерантной личности.

Практические занятия. Отработка теоретических знаний в мини-группах. Упражнения на определение степени своей толерантности. Самодиагностика степени своей толерантности. Игровое моделирование конфликтных ситуаций.

8. Тренинг личностного роста.12 ч.

8.1 Самооценка личности.6 ч.

 Формирование положительной самооценки личности. Развитие позитивного отношения к уникальности каждого человека. Понятие индивидуальности, неповторимости.

Практические занятия. Методики проведения самооценки. Тренинг на самопознание, осознание собственного «Я».

8.2  Как работать над собой. 6 ч.

Советы Д. Карнеги. Умею ли я управлять собой.

Практические занятия. Работа в парах. Отработка практических знаний в мини-группах. Тренинг на самопознание.

9. Итоговое занятие. 2ч.

Обобщение полученных навыков. Отработка комплексного использования полученных знаний и навыков. Пояснение  непонятного материала  в пройденном курсе.

Учебно-тематический план

2 год обучения

п./п.

Наименование темы

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение

3

3

2

2.1

2.2

2.3

2.4.

2.5

2.6

2.7

2.8

Целостное представление о жизни

подростка

Жизненные планы

Временная перспектива

Творческий подход к рождению идей

Процесс рождения идей

Способы развития  способности продуцировать идеи

Стратегии развития творческого подхода к воплощению идей

Эскиз проектирования жизненных перспектив

Тематическая программа

39

3

3

9

6

3

6

6

3

6

1

1

1

1

1

1

33

2

2

8

5

3

5

5

3

3

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

3.9

Значение семьи  в нашей жизни

Функции  семьи

Семья  в  жизни человека Взаимодействие членов семьи

Наши представления о будущей семье

Проблема  образования семьи

Проблемы, возникающие на этапе формирования семьи

Роль семьи в оказание поддержки

Молодая семья

Тематическая программа

54

6

6

6

9

6

6

6

6

3

7

1

1

1

1

1

1

1

47

5

5

5

9

5

5

5

5

3

4

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7

4.8

4.9

5.

5.1

5.2

5.3

5.4

6

6.1

6.2

6.3

7

7.1

7.2

Как научиться управлять временем

Планирование своего время

Временная перспектива

Личные качества. Как стать таким, каким хочешь быть.

Роль общения в жизни человека

Как научиться управлять временем

Как научиться добиваться цели

Формулируем цели

Бессознательные аспекты  в жизни

Тематическая программа

Профессиональный выбор

Значимые люди в нашей жизни

Целостность человека, пути ее достижения

Выбор  профессии

Тематическая программа

Карта жизни: тренинг профессионального самоопределения

Тренинги по профессиональному самоопределению

Диагностика по профориентации

Игра по профориентации «Перспектива»

Игра по профориентации «Биржа»

Социальное творчество

Разработка социального проекта

Реализация проекта

57

6

6

9

9

6

6

6

6

3

24

6

9

6

3

24

9

9

3

3

12

6

6

8

1

1

1

1

1

1

1

1

3

1

1

1

1

1

49

5

5

8

8

5

5

5

5

3

21

5

8

5

3

24

9

9

3

3

11

5

6

8

Итоговое занятие

3

3

Всего часов

216

25

191

Содержание программы

2 год обучения

        

1. Вводное занятие. 3ч.

Познакомиться. Провести инструктаж по технике безопасности. Сформировать доверительные отношения. Рассказать о программе занятий, раскрыть суть темы. Сформировать мотивацию для последующих занятий. Знакомство членов группы. Сплочение группы. Вводный курс.

2. Целостное представление о жизни подростка. 39 ч.

2.1 Планирование своего время. 3 ч.

Как научиться планировать свое личное время. Ставить и добиваться цели. Придать целям реальную побудительную силу. Взгляд в будущее. Осознание своих целей, жизненных планов.

Практические занятия.

2.2 Временная перспектива. 3 ч.

Прояснить временную перспективу будущего.  Наметить пути достижения реальной цели.  Препятствия, мешающие реальной цели. Взгляд в будущее. Осознание своих целей, жизненных планов. Пути их достижения жизненных планов.

2.3 Творческий подход к рождению идей. 9 ч.

Творческий подход к рождению и реализации идей. Научиться возможности творить. Понять, что для творчества подходить любой тип характера. Определение понятий «творчество», «творческий подход». Прорисовка образа «Я», способного осуществить задуманные планы.

2.4 Процесс рождения идей. 6 ч.

Значение  разных целей в нашей жизни. Этапы процесса рождения идей. Способы развития способности продуцировать идеи. Мои идеи и жизненные планам. Способы развития способности продуцировать идеи.

2.5 Способы развития  способности продуцировать идеи. 3 ч.

Способы  развития  способности продуцировать идеи.

2.6 Стратегии развития творческого подхода к воплощению идей. 6 ч.

Познакомиться со стратегиями возникновения идей. Определить роль творчества в этом процессе. Познакомиться с собой как с творческим человеком.

2.7  Эскиз проектирования жизненных перспектив. 6 ч.

Наше представление о конструктивном подходе к подготовке и сдаче экзаменов.   Возможные страхи и опасения, связанные с экзаменами.

    2.8  Тематическая программа. 3 ч.

   Подведение итогов обучения. Возможность дальнейшего саморазвития в     изученных областях.

3. Значение семьи  в нашей жизни. 54 ч.

3.1 Функции  семьи. 6 ч.

 Знакомство с основными характеристиками семьи. Улучшения понимания этих характеристик путем их ролевого проигрывания.

Практические занятия. Проигрывание вариантов поведения в семье. Выбор оптимальных вариантов.

3.2  Семья  в  жизни человека. 6 ч.

Исследование родительских устоев в семье. Сопоставление  устоев семьи с собственными желаниями.

3.3 Взаимодействие членов семьи. 6 ч.

Знакомство о взаимодействии членов семьи.   Позиции «родителя» и «ребенка».

3.4  Наши представления о будущей семье. 9 ч.

Представления  о предполагаемой собственной  семье. Соотношение

 представлений  о родительской и предполагаемой собственной  семье. Выяснение факторов, влияющих на представление  о будущей семье.

3.5 Проблема  образования семьи. 6 ч.

 Ситуации образования семьи.  Изучение достоинств и недостатков  в ситуации выбора организации семьи.

3.6 Проблемы, возникающие на этапе формирования семьи. 6 ч.

Понимание динамики семейной ситуации. Выявление проблем семьи в период ее образования.

3.7 Роль семьи в оказании поддержки. 6 ч.

Роль семьи как источника поддержки. Стили оказания и получения поддержки. Понимание обучающимися роли семьи как источника поддержки.  Знакомство с индивидуальными стилями  получения и оказания поддержки. Проигрывание поведения в ситуациях просьбы о поддержки и ее оказания.

3.8 Молодая семья. 6 ч.

Представление о семье в историческом развитии. Определить мотивы вступления в брак современной молодежи. Создание модели «студенческой семьи». Ребенок в молодой семье. Ролевые установки в семье.

 3.9  Тематическая программа. 3 ч.

Обобщение полученных знаний и навыков. Большая ролевая игра.

4 Как научиться управлять временем. 57 ч.

4.1 Жизненные планы. 6 ч.

Определить свои жизненные планы. Пояснить временную перспективу будущего. Предать целям реальную побудительную силу. Наметить пути их достижения, а также увидеть препятствия, мешающие реализации целей.

4.2 Временная перспектива. 6 ч.

Определить временную перспективу. Взгляд в будущее. Продолжение работы  с осознанием своих целей, жизненных планов. Рассмотрение путей их достижения.

4.3Личные качества. Как стать таким, каким хочешь быть.9 ч.

Определение значения  индивидуальных качеств личности. Составление  своей карты  личностных качеств. Как добиться желаемого. Обучение приемами работы над индивидуальными качествами личности.

4.4 Роль общения в жизни человека. 9 ч.

Определить роль общения в жизни человека. Рассмотреть стороны общения. Вербальные средства общения (сила голоса, интонация, выразительность). Технику речи.   Тон в общении. Невербальные средства общения (мимика, жесты, позы, пространство). Барьеры непонимания и их преодоление. Эмоциональный компонент коммуникации. Управление эмоциональным состоянием.  Слагаемые успеха в общении.

4.5 Как научиться управлять временем. 6 ч.

Обучение умению успевать, планировать свое время. Как не волноваться в стрессовых ситуациях. Обсуждение: список проблем, которые возникают, если не уметь обращаться со своим временем. Составление списка проблем. Принципы обращения со временем. Стресс.

4.6 Как научиться добиваться цели. 6 ч.

Определить свои жизненные цели. Прояснить временную перспективу будущего. Придать целям реальную побудительную силу. Наметить пути их достижения. Увидеть перспективы, мешающие реализации целей. Взгляд в будущее. Продолжение работы с осознанием своих целей. Рассмотрение путей их достижения. 

4.7 Формулируем цели. 6 ч.

Обучение умению формулировать цели так, чтобы они были достижимы.

Составление списка поставленных целей.

4.8 Бессознательные аспекты  в жизни. 6 ч.

Знакомство с основными положениями сценарной композиции Э. Берна, формирование представления о бессознательных, жизненных установках, знакомство с типичными жизненными сценариями. Работа с собственными сценариями. Жизненный сценарий. Сценарные роли. Как формируется жизненный сценарий. Темы и примеры сценариев, античные мифы, детские сказки.

4.9  Тематическая  программа. 3 ч.

Обобщение полученных знаний и навыков. Отработка комплексного использования знаний.

5. Профессиональный выбор. 24 ч.

5.1 Значимые люди в нашей жизни. 6 ч.

Формирование сознанного подхода к выбору своего окружения. Самоопределение по вопросам: друзья и знакомые.  Самоопределение по вопросам: учителя в школе. Отношение со значимыми людьми. Выбор партнера для брака, определение роли семьи.  

5.2 Целостность человека, пути ее достижения . 9 ч.

Осознание себя как личности. Осознание собственного тела.

Представление о человеке как открытой целостной личности. Внимание и его роль в жизни.

Практические занятия. Проведение комплексов упражнений на внимание к собственному телу.

5.3 Выбор профессии. 6 ч.

Помощь в профориентации, формирование представления о сущности профессионального выбора. Знакомство со схемой построения личной профессиональной перспективы. Ориентация в собственных профессиональных планах. Схема реализации выбора. Схема личного профессионального плана. Восьмиугольник выбора профессии. Восемь факторов, которые обычно влияют на наш выбор. Способ выбора профессии.

5.4  Тематическая программа. 3 ч.

Сравнение представлений о своей жизни, которые были в начале обучения, которые появились к концу, обсуждение и закрепление результатов.

6. Карта жизни: тренинг профессионального самоопределения. 24 ч.

6.1 Тренинги по профессиональному самоопределению. 9 ч.

Теоретические аспекты профессионального и жизненного самоопределения.

Практические занятия. Апробация полученных знаний при помощи упражнений.

6.2 Диагностика по профориентации. 9 ч.

Сознательный выбор профессии и аргументация в ее защиту.

Практические занятия. Проведение тестирования. Интерпретация и обобщение  результатов тестирования.

6.3  Игра по профориентации «Перспектива». 3 ч.

Аспекты профессионального и жизненного самоопределения на конкретных примерах выбора.

Практические занятия. Закрепление полученных знаний и навыков в игровой форме.

6.4 Игра по профориентации «Биржа».3 ч.

Аспекты профессионального и жизненного самоопределения на конкретных примерах выбора.

Практические занятия. Закрепление полученных знаний и навыков в игровой форме.

7. Социальное творчество. 12 ч.

7.1 Разработка социального проекта. 6 ч.

Понятие социального проекта. Различные виды социального проекта. Теоретические аспекты социального проектирования. 

Практические занятия. Разработка собственного социального проекта-опросника.

7.2  Реализация проекта. 6 ч.

Практические занятия. Самостоятельный выбор темы. Проектирование опросника. Разработка методики опроса. Проведение опроса. Обработка и интерпретация  данных. Оформление результатов. Выступление с результатами на итоговой программе.

5. Итоговое занятие. 3ч.

Подведение итогов обучения. Возможности саморазвития в изученных областях.

Практическое занятие. Обсуждение практического значения полученных знаний, умений и навыков. Определение степени усвоения материала (тестирование и другие процедуры).

Учебно-тематический план

3 год обучения

п./п

Наименование темы

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение

3

3

2

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

Жизненные ритмы – их восприятие и использование

Жизненные ритмы. Пластика как средство самовыражения.

Голос как средство самовыражения

Восприятие пространства

Здоровье  человека

Понятие стресса

Основы игрового тренинга.

Тематическая программа

57

9

12

6

9

9

9

3

9

1

3

1

1

1

1

48

8

9

5

8

8

8

3

3

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

Семья – жизненный источник

Функции  и структура семьи

Влияние  родительской семьи на жизнь человека

Вклад человека в семейную ситуацию

Исследование представлений о будущей семье

Проблемы, возникающие на этапах формирования семьи

Семья как источник поддержки

Стереотипы о семье.

Тематическая программа

60

6

6

12

12

12

6

3

3

1

3

1

1

3

1

5

3

11

11

9

2

3

3

4

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

Он и она: взаимоотношение полов

Понимание окружающих людей различных полов

Любовь и дружба

Конфликт и партнерство

Эмоции и взаимоотношения

Тематическая программа

63

12

24

12

12

3

21

3

9

3

6

42

9

15

9

6

3

5

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

6

6.1

6.2

6.3

7

 Профилактика социальных заболеваний

Профилактика ВИЧ/СПИДа

Жизнь без наркотиков

Смерть и самоубийство

Аукцион ценностей

Профилактический семинар «Жизнь без наркотиков – реальная возможность»

Тренинг формирования эффективной    команды

Формирование чувства «Мы»

Сплочение и доверие

Портрет группы

Итоговое занятие

15

3

3

3

3

3

15

6

6

3

3

10

3

3

3

1

6

3

3

5

2

3

9

3

3

3

3

Всего часов

216

60

156

Содержание программы

3 год обучения

1. Вводное занятие. 3ч.

Общее направление и основные этапы работы по учебному плану.

Практическое занятие. Проведение упражнений на выяснение жизненной позиции обучающихся.

2. Жизненные ритмы – их восприятие и использование. 57 ч.

2.1 Жизненные ритмы. Пластика как средство самовыражения. 9 ч.

Значение ритма в жизни человека. Определение собственного жизненного ритма. Роль невербальных компонентов в общении. Развитие способностей к межличностному восприятию. Развитие пластики.

Практические занятия. Проведение комплекса упражнений по восприятию, различению и использованию ритмов и по тренировке различения и выражения эмоций с помощью пластики.

2.2 Голос как средство самовыражения. 12 ч.

Роль голоса в межличностном общении. Развитие способности к межличностному восприятию.

Практические занятия. Проведение комплекса упражнений на  восприятие и выражение личностно-смысловой части сообщения с помощью интонации, на раскрепощение, «высвобождение» и развитие голоса.

2.3 Восприятие пространства. 6 ч.

Представление о личном пространстве. Роль пространственной организации в межличностном общении. Развитие восприятия пространства, способности к организации пространства в межличностном общении.

Практические занятия. Проведение комплекса упражнений на  развитие пространственного восприятия и на использование пространства в межличностном общении.

2.4 Здоровье  человека. 9 ч.

Здоровье человека. Взаимодействие между психическим и  физическим здоровьем. Разница между здоровьем и болезнью. Психосоматические заболевания.

Практические занятия. Проведение комплекса физических упражнений

  для диагностики физического состояния обучающихся.

2.5 Понятие стресса. 9 ч.

. Выявление ситуаций по теме «Стресс». Выявление источников стресса. Адекватное восприятие и реагирование на ситуации по теме «Стресс». Методы работы с последствиями стресса.

Практические занятия.

Проигрывание вариантов поведения в стрессогенных ситуациях. Выбор оптимальных вариантов.

2.6  Основы игрового тренинга. 9 ч.

Техника тренинга для снятия напряжения. Происхождение тренинговых тренировок.  Техника проведения игрового тренинга. Способы и применения техник игрового тренинга.

Практические занятия. Проведение диагностики самочувствия и самооценки обучающихся до и после занятия. Проведение комплекса упражнений по теме.

2.7  Тематическая программа. 3 ч.

Проведение итогов обучения. Возможности дальнейшего саморазвития в изученных областях.

Практическое занятие. Обсуждение практического значения полученных знаний, умений и навыков. Проведение тестирования.

3. Семья – жизненный источник. 60 ч.

3.1 Функции,  структура и динамика семьи. 6 ч.

Ознакомление с основными характеристиками семьи. Знакомство с основными характеристиками семьи. Улучшение понимания этих характеристик путем их ролевого проигрывания.

3.2 Влияние  родительской семьи на жизнь человека.6 ч.

Исследование родительских запретов, предписаний и разрешений. Сопоставление запретов с собственными желаниями. Оценка влияния родительских предписаний на жизнь детей. Осознание соотношения предписаний и собственных желаний.

3.3 Вклад человека в семейную ситуацию.12 ч.

Формирование представления о взаимозависимости  поведения людей. Психологический климат в семье. Взаимоотношения в семье. Обучение использованию позиций «родителя», «взрослого», «ребенка» для более успешного взаимодействия с членами семьи.

3.4 Исследование представлений о будущей семье.12 ч.

Исследование представлений о родительской  и предполагаемой собственной семье. Изучение соотношения представлений о родительской и предполагаемой собственной семье. Выяснение факторов, влияющих на представление о будущей семье.

3.5 Проблемы выбора, возникающие на этапах формирования семьи.12 ч.

Осознание обучающимися критериев выбора и своего поведения в ситуации выбора. Осознание степени активности своего поведения в ситуации выбора. Изучение достоинств и недостатков  активной и пассивной позиции в ситуации выбора. Исследование критериев выбора и их значения для дальнейшей жизни.

Понимание динамики семейной ситуации. Выявление проблем семьи в период

постепенного отдаления детей (облегчение отдаления через понимание состояния родителей). Исследование проблем молодой семьи. Определить мотивы вступления в брак у современной молодежи. Создание модели  «идеальной» семьи. Источники финансирования молодой семьи. Ребенок в молодой семье.

3.6 Семья как источник поддержки.6 ч.

Исследование роли семьи как источник поддержки и оптимизации индивидуального стиля оказания и получения поддержки. Достижения понимания обучающимися роли семьи как источника поддержки. Исследование индивидуальных стилей получения и оказания поддержки и оценка их эффективности. Оптимизация  поведения в ситуациях просьбы и поддержке и ее оказания.

3.7 Стереотипы о семье. 3 ч.

Определить понятия «семейный миф» и «семейного ритуала». Ролевые установки в семье. Представление о семье в историческом развитии.

3.8 Тематическая  программа. 3 ч.

Обобщение полученных знаний и навыков. Отработка комплексного использования знаний и навыков.

4.Он и она: взаимоотношение полов. 63 ч.                                                 4.1Понимание окружающих людей различных полов. 12 ч.                                   Представление о противоположном поле.  Различие между чувствами, мыслями и поведением у мужчин и женщин. Анализ восприятия себя окружающими.

Практические занятия.  Приобретение навыков знакомства. Проигрывание различных  ситуаций с позиции разных половых ролей.

4.2 Любовь и дружба.24 ч.

Различные типы любви и дружбы. Специфические различия между взаимоотношениями любви и дружбы. Осознание собственных чувств.  

Практические занятия. Проигрывание жизненных ситуаций по данной теме.

4.3 Конфликт и партнерство. 12 ч.

Понятие конфликта в общении между полами.  Барьеры  при   взаимодействии.

Практические занятия.  Упражнения  по проработке  имеющихся барьеров.

4.4 Эмоции и взаимоотношения.12 ч.

Различие между эмоциями  у мужчин и женщин. Осознание собственных эмоций с точки зрения своей половой роли. Развитие  и укрепление  эмпатической способности.

  • Тематическая программа. 3 ч.

Практические занятия. Обсуждение практического значения полученных знаний, умений и навыков.

5. Профилактика социальных заболеваний.15 ч.

5.1 Профилактика ВИЧ/СПИДа. 3 ч.

Проблема ВИЧ/СПИДа в современном обществе. Информация о развитии, путях заражения и возможностях предотвращения болезни. Меры самозащиты.

Практические занятия.  Промотор  видеоматериалов.

5.2 Жизнь без наркотиков.3 ч.

Проблема наркобольных в современном обществе. О путях возможной наркозависимости. Меры предосторожности.

Практические занятия.  Просмотр  видеоматериалов. Работа в парах  по разыгрыванию ситуаций.

5.3 Смерть и самоубийство.3 ч.

Дать возможность подросткам подумать о смерти. Формирование представления о собственной смерти.  Как необходимого условия  взрослости   (против инфантильности), профилактика попыток самоубийства.

5.4 Аукцион ценностей.3 ч.

Понятие ценности. Понятие выбора.

Практические занятия.   Формирование навыков выбора. Тренинг.

5.5. Профилактический семинар «Жизнь без наркотиков – реальная возможность». 3 ч.

Мифы, связанные с наркоманией. Комплекс социальных, образовательных, медицинских и психологических мер, направленных на предупреждение возникновение какого-либо негативного явления. Пропаганда  здорового  образа жизни.

Практические занятия. Освоение правил действия в случае столкновения с проблемой наркомании.

6. Тренинг формирования эффективной  команды. 15 ч.

6.1 Формирование чувства «Мы». 6 ч.

Повышение  статуса каждого члена коллектива. Повышение взаимного чувства доверия. Раскрытие и активизация творческого потенциала команды, личностного потенциала каждого ее члена. Формирование слаженных действий в команде. Развитие взаимодействия в коллективе.

Практические занятия. Проведение комплекса игр на снятие барьеров и

сближение группы. Игровая диагностика. Подвижные игры с принятием совместных решений.

6.2 Сплочение и доверие.6 ч.

Формирование сплочения  и доверия в коллективе.

Практические занятия. Проведение игр на освоение пространства.

Большая ролевая игра. Игровая диагностика.

6.3 Портрет группы.3 ч.

Взгляд на свою группу со стороны. Мнение каждого о работе в группе и работе сообща. Составление портрета  своей группы.

Практические занятия. Упражнение с элементами арт-терапии «Портрет нашей группы». Диагностика группового сплочения.

7. Итоговое занятие.3 ч.

 Чему мы научились? Заключительная диагностика. Коллективное подведение итогов.

Методическое обеспечение дополнительной

общеобразовательной программы

Дидактические материалы:

- лекционные материалы по основным разделам программы;

- дидактические материалы  по основным темам программы;

- конспекты занятий;

- карточки с заданиями.

Сценарный материал:

Тематические  программы  (составитель: Т.В. Федорова):

-«Изгой в классе»,

-«Он, она и проблемы»,

-«Как найти выход из конфликта»,

-«100 вопросов взрослому»,

-«Что, значит, быть лидером?»

- «Молодое поколение выбирает …»

- «Скажи наркотикам «Нет!»

Методические рекомендации:

- «Психологические проблемы подростка в деятельности т/о «Собеседник» (составитель: Т.В. Федорова);

- «Секреты общения» (составитель: Т.В. Федорова);

- Методические рекомендации по организации занятий;

- Разработки игр, бесед.

Техническое оснащение программы:

- помещение для занятий;

- стол и стулья;

- атрибуты к играм и тренингам;

- оформление кабинета для занятий игровым тренингом;

-  видеокамера, фотоаппарат;

- диски, кассеты;

- тесты;

- анкеты;

- бумага, карандаши, ручки;

- компьютер, флешкарта.

Список литературы для педагога

1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию  [Текст]: деловая книга / Г.С.Абрамова.- Екатеринбург. – М.: изд. «ВСАДЕМЛА»,1995- С.243.

2.Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать [Текст]: книга для учителя  /Ю.П.Азаров. – 2-е изд. исп. и доп. – М.: Просвещение, 1985.

3. Гуревич, К.М. Что такое психологическая диагностика [Текст]/ К.М.Гуревич.– М., Знание, 1985. - ( «Педагогика и психология», №4)

4.  Дубровина, И.В. Психология [Текст]: Учебник для студентов ср. пед. учебных заведений; Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-ое изд. – М., Изд. Центр «Академия», 2001.

5. Золотарев, А.В. Дополнительное образование детей: теория и методика социально-педагогической деятельности. [Текст] / А.В.Золотарев - Ярославль: Академия развития.-2004.

5. Изучение личности подростка - члена самодеятельного объединения [Текст]: Сборник диагностических методик; автор-составитель Абросимова Г.Н. – М., 1992.

6. Крижанская, Ю.С. Грамматика общения [Текст]/ Ю.С. Крижанская, В.П.Третьяков. – Л.,1990.

7.  Леви, В.Л. Искусство быть самим собой [Текст]/ В.Л. Леви. М., 1991.

8. Леонтьева, А. Секреты обаяния [Текст]/  А. Леонтьева // Воспитание школьников. - №2. – 1997.- С.26-27.

9. Маленкова, Л.И. Классный руководитель (воспитатель) [Текст]: Учебно-методическое пособие./ Л.И.Маленкова. – М.: Педагогическое общество.-   России, 2005.

10. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах [Текст]: книга для учителя.  Кемерово, 1996.

11. Программа подготовки ведущих [Текст]: Материалы  московской конференции по подготовке ведущих 1-5 окт. 1994 года. - М.:»Ассоциация Юных лидеров», 1994

12. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте [Текст]; ред. И.В. Дубровиной.- М.:Издательство " Центр Академия", 1995.

13. Руководство практического психолога [Текст]: Психологические программы развития личности в подростковом школьном возрасте. - М.:«Академия», 1995.

14. Словарь-справочник по педагогике [Текст]./ Авт. – сост. В.А. Мижериков; Под общ. Ред. П.И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сорера,2004.

15. Снегирева, Т.В. Подростковый телефон доверия как форма работы практического психолога [Текст]: Рабочая книга школьного психолога; под редакцией  И.В.Дубровской. - М.:  «Академия», 1991.

16. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? [Текст]. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ К.Фопель ; Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис,1999.

17. Фопель, К. Технология ведения тренинга [Текст]: Теория и практика. /  К. Фопель; Пер. с нем.  3-е изд. – М.: Генезис, 2007.

Список литературы для учащихся

1. Пиз, А. Язык телодвижений. [Текст]: Как читать мысли других людей по жестам. /А. Пиз;  перевод с английского Н.Е. Котляр – Нижний Новгород: Издание МГП «Мера»,1992.

2. Вачков, И.В. Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек [Текст]/ И.В.Вачков. – М.: Ось-89, 2001.

3. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебное  пособие для студентов; под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1973.

4. Карнеги, Д.  Как завоевать друзей или оказать влияние на людей [Текст] / Д.Карнеги; перевод с английского. – Кемеровское  книжное  издательство, 2008.

5. Дубровина, И.В. Психология [Текст]: Учебник для студентов ср. пед. учебных заведений; Под ред. И.В. Дубровиной. 2-ое изд. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001.

6. Ефременко, Н.И. Предпрофильная подготовка школьников [Текст]/ Н.И. Ефременко. 5-11 класс. – Волгоград: издательство «Панорама», 2006.

7. Классные часы. [Текст]/авт.-сост. А.М. Байбаков  – Волгоград: Учитель, 2006.

8. Маленкова, Л.И. Классный руководитель (воспитатель) [Текст]: Учебно-методическое пособие / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

9. Микляева, А. В. Я – подросток. Я среди людей. [Текст]: Программа уроков психологии (9 класс) /В.Я. Микляева. СПб.: Издательство «речь», 2003.

10. Фадеева, З.Г.Как научиться сдавать выпускные и вступительные экзамены. [Текст]/З.Г. Фадеева//Завуч.-№4.-1998.-С.138-142.

11. Молчанова, З.М., Тимченко, А.А., Черникова, Т.В.; Под ред. Черниковой, Т.В.Личностное портфолио старшеклассника [Текст]: учебно-методическое пособие.- М.: Глобус.-2006

12. Фишбейн, Д. Откровенность на откровенность./Д.Фишбейн//Директор школы.-№6.-2004.-С.79-82.

13. Флоренская, Д. Мир дому твоему. Подготовка к семейной жизни [Текст]/Д. Флоренская //Воспитание школьников. -33. – 1997.-С.51-55.

13. Шемшурина, А.И Основы эстетической культуры [Текст]/А.И. Шемшурина: Книга для учителя. Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.-112 с. – (Воспитание и доп. образование детей).

14. Шмаков, С.А. Ее величество -  игра. [Текст]: Забавы, потехи, розыгрыши для детей и родителей, воспитателей. / С.А. Шмаков.- М.: NВ Магистр, 1992. – 160 с.     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе "Будем талантиливыми собеседниками"

На примере специально подобранных текстов дети учатся говорить правильно (верно образуя формы слов, расставляя ударения), точно (без слов- "пустышек", слов-паразитов), выразительно (стараясь распростр...

Задачник-собеседник о вреде курения

Название ЦОР: «Задачник-собеседник для учащихся 5-6 кл о вреде курения»;Рекламно-техническое описаниеПредмет: математика;Уровень образования: пропаганда здорового образа жизни;Тип ресурса: ЦОР с...

Воспитательный час "Как стать интересным собеседником"

Быть хорошим собеседником - не значит красиво и речисто говорить самому, пересыпать свою речь неумными остротами и анекдотами. Вас сочтут приятным собеседником, если вы будете говорить меньше, давая в...

"Как вести конструктивный диалог с англоговорящими собеседниками"

При общении россиян с англоговорящими собеседниками возникают определенные трудности.  Важно понять, что  отличия их речевого поведения связаны с расхождениями в трактовке вежливости, а вежл...

Программа профильного отряда «Филологическое объединение «Собеседник»

Программа   предназначена  для учащихся 8 классов и посвящена  анализу кинематографических интерпретаций художественных произведений, входящих и не входящих в школьную программу по...