Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
методическая разработка (7, 8 класс) на тему

Кудряшова Виктория Владимировна
  • Повторение изученного материала.
  • Развитие памяти, логического мышления, слухового аппарата, речи, интонации.
  • Воспитание интереса к предмету (русскому языку и литературе), чувству коллективизма, ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_chto_gde_kogda.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Учитель Кудряшова В.В.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Цель:

  • Повторение изученного материала.
  • Развитие памяти, логического мышления, слухового аппарата, речи, интонации.
  • Воспитание интереса к предмету (русскому языку и литературе), чувству коллективизма, ответственности.

Команда «Знатоки»

1. Они есть у всех образованных людей;

2. Их считают лучшим подарком;

3. Они бывают в мягком и твёрдом переплёте.

«К Н И Г И»

Команда « Любители»

1. Ими бывают мужчины и женщины разных национальностей;

2. Они иногда сами являются героями;

3. Их трудами являются рассказы, повести, романы.

«П И С А Т Е Л И»

Команда «Эрудиты»

1. Они бывают большими и маленькими;

2. Находятся в специальных местах и у любого жителя;

3. Название получили от  «Первой книги»

«Б И Б Л И О Т Е К А»

З А Д А Н И Я.

1.   Определите в чём особенность построения стихотворения В.Брюсова

Алый бархат вечереет,

Горделиво дремлют ели,

Жаждет зелень, и июль

Колыбельной лаской млеет.

2.   Какое языковое явление наблюдается в каламбуре известного русского поэта   XIX века Э. Минаева?

В полуденный зной на Сене

Я искал напрасно сени,

Вспомнив Волгу, где, на сене

Лёжа, слушал песню Сени:

«Ах вы, сени, мои сени…»

3.   Замените заимствованные слова русскими синонимами:

Традиция –

Атеист –

Банкротство –

Маркетинг –

Триумф –

Атлет-

Шеф –

4.   Найдите фразеологические обороты и раскройте их значение.

Три загадки.

Поссорились на перемене ребята. Один кричит:

- Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему:

- Ишь разошёлся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный, стал их растаскивать.

А они на него напустились:

- Всё следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами.

А дежурный вдруг как крикнет:

- Стойте, ребята! Разгадайте три загадки!

- Какие ещё загадки? – удивились ребята и кулаки разжали.

- А вот какие, - сказал дежурный. – Слушайте: где раки зимуют, кто из кожи вон везет и спит с открытыми глазами?

                                                                         (По Н. Сладкому)

5.   Укажите, в чём особенность выделенных слов в отрывке из стихотворения Н.А.Некрасова «Рыцарь на час»

От ликующих праздно болтающих,

обагряющих руки в крови

уведи меня в стан погибающих

за великое дело любви.

6.   Укажите глагол, который в единственном числе имеет окончания I спряжения, а во множественном числе – II спряжения.

1. Строить.       2 .   Хотеть.        3.   Читать.        4.   Нести.        5.   Прыгнуть.

7.   В каком слове ударение падает на первый слог?

1.   Каучук.       2.   Маляр.       3.   Силос.       4.   Партер.       5.    Звонит.

8.   Вставьте пропущенные слова, раскройте скобки.

Вера купила три килограмма (яблоки) ___________________     и пятьсот (грамм)

_____________________ (помидоры), а также полтора (килограмм) ___________________

(апельсины) ______________________ .  

9.   Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина.

«____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________».

10.   Узнай героя по описанию.

«…из числа челяди он был самым замечательным лицом: мужчина двенадцати вершков ростом, сложенный богатырь и глухонемой от рождения…»

11.   В древнерусском языке было слово, которое обозначало 10 000. Сейчас у нас такого числительного нет, но когда мы хотим сказать о большом количестве, то нам и приходит на  помощь это слово. Какое?

Найдите его в реплике А.Чацкого.

Когда в делах – я от веселий прячусь.

Когда дурачиться – дурачусь,

А смешивать два этих ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа.

                                          (А. Грибоедов  «Горе от ума»)

12.   Перепишите, прочитайте, оформив числительные словами.

Альбом с 888 иллюстрациями;

Экскурсия продолжалась 24 суток;

755-миллионный вклад;

Переписка с 98 странами.

13.   Меня зовут Тёма. Мне 10 лет. Я живу в Санкт-Петербурге. Разгадай шараду и узнаешь название среднего учебного заведения XIX века.

Первая часть слова –

торжественная песня,

Вторая – часть света.

Целое – учебное заведение

Для будущих чиновников,

учёных, поэтов.

14.   Императора Александра II в народе называли царём-Освободителем.  Когда произошли столь важные изменения в стране (назовите дату).

 Разгадав шараду, сможешь назвать эти перемены.

Слог первый – нота музыкальная,

Два следующих – одежда специальная,

Целое преобразует устои и нормы,

И улучшает жизнь –

15.   Учитель  С.А. Рачинский учил своих учеников арифметике. Особенно он старался развивать память детей. Для других учителей он написал книгу «Тысяча и одна задача для умственных вычислений». Рачинский говорил, «… если запомнить квадраты всех чисел от одного до двадцати пяти, а большинство учеников их помнили, то легко найти квадрат любого двузначного число, превышающего 25».

А теперь попробуй решить задачу из его учебника.

С этой задачей легко справлялись крестьянские дети. А ты справишься за минуту?

     2             2             2                2              2

(10  +  11  +  12 ) + (13  +  14  )             =   

                      365

16.  В настоящее время учеников одного класса называют одноклассниками.  Как называли их в  XIX веке и почему  именно  так?

17.   Найдите в тексте сложносокращённые слова. Расшифруйте их за минуту.

 

В том НИИ был народ увлечённый,

Но с обильем расчётов и тем

Стало трудно справляться учёным,

И поставили им ЭВМ.

                                (В.Подкопаев)

18.   Замените устаревшие слова современными:

Очи, чело, ланиты, уста, перст, брань, глаголет, льзя,  зрачный, брадобрей.

19.      1 вопрос.       Его называют «отцом космонавтики».

           2 вопрос.       Её называют «матерью всех пороков».

           3 вопрос.       А.П.Чехов называл её – «сестрой таланта».

20         1 вопрос.  А.В.Суворов  называл её «матерью победы».

             2 вопрос    Эту планету называют «сестрой Земли

             3 вопрос     Его называют «отцом истории»

21.    Назовите имена трёх зарубежных писателей-сказочников.»

22.    Назовите трёх героев поэмы Гомера «Одиссея».

23.    Разыскивается невеста:

       1.   «В ней было две девушки…Одна была дочь матроса, ремесленника, мастерившая игрушки, другая – живое стихотворение, со всеми чудесами его созвучий и образов…»

        2.   «Девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русскими  волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели».

 24.   Красота – это страшная сила. Из-за этой красавицы один человек убит, другой – казнён. Такова цена её доброго имени. Кто она?

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно, будто лебёдушка;

Смотрит сладко, как голубушка;

Молвит слово – соловей поёт;

Горят щёки её румяные,

Как заря на небе божием;

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие, заплетённые,

По плечам бегут, извиваются,

С грудью белою цалуются.

25.   Мы разыскиваем человека, который не выполняет условия договора. Послушайте показания свидетеля.

«Его выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. По контракту обязан он был учить меня по-немецки, по-французски и всем наукам, но он предпочёл наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, и потом каждый из нас занимался уже своим делом».

26.   Много профессий есть в мире. Сейчас мы с вами вместе попробует ту, которую выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст называл «поистине праведным искусством».

- Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог;

- Это самое нужное искусство, ибо необходимо и царю, и вельможе, и бедняку;

- Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать, тогда как другие искусства редко обходятся без греха;

- Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия питает всех.

                                   (ЗЕМЛЕДЕЛИЕ)

К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, сто это не престижная, грязная работа. Даже стыдятся её.

А между тем Л.Н.Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного:  (продолжите  цитату)

27.   Есть музеи, посвящённые одному человеку. Таков Музей А.В.Суворова в Санкт-Петербурге. Он был заложен в день столетия его смерти и открыт в 1904 году. Здание очень красивое, фасад его украшают две большие мозаичные картины. Одну из них, изображающую отъезд Суворова из села Кончанского в победоносный поход 1799 года, выкладывал известный художник-мозаичист. Его маленький трёхлетний сын Миша помогал отцу и даже положил несколько цветных камней в изображение ёлочек. Через много лет Миша стал замечательным писателем.

А вопрос такой? Назовите фамилию писателя и его отца художника. Подсказка: им написаны рассказы

28.   Соедините фразеологическое сочетание из левой части с его объяснением в правой.

1.  Не ударить в грязь лицом.

А. Занятие, которое себя не оправдывает.

2  Держать себя в руках.

Б. Обязательно.

3  Мелькнуть как молния.

В. Очень быстро.

4  Игра не стоит свеч.

Г. Точно в цель.

5  Стрелять без промаха.

Д. Сохранять самообладание.

6  Во что бы то ни стало.

Е. Показать себя с лучшей стороны.

7  Не находить себе места.

Ж. Быть в состоянии большого волнения.

8  Вешать голову.

З. Огорчаться.

Ответы:   1 ___     , 2  _____    , 3  _______    , 4  _____    ,

                 5 _____  , 6   ______  , 7  _______    , 8  ______

Неделя русского языка и литературы 2014 .

Учитель Кудряшова В.В.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Цель:

  • Повторение изученного материала.
  • Развитие памяти, логики, слухового аппарата, речи, интонации.
  • Воспитание интереса к предмету (русскому языку и литературе), чувству коллективизма, ответственности.

Команда «Знатоки»

1. Они есть у всех образованных людей;

2. их считают лучшим подарком;

3. Они бывают в мягком и твёрдом переплёте.

«К Н И Г И»

Команда « Умники»

1. Ими бывают мужчины и женщины разных национальностей;

2. Они иногда сами являются героями;

3. Их трудами являются рассказы, повести, романы.

«П И С А Т Е Л И»

Команда «

1. Они бывают большие и маленькие»

2. Находятся в специальных местах и у любого жителя;

3. Название получили от  «Первой книги»

«Б И Б Л И О Т Е К А»

З А Д А Н И Я  ( ответы)

1.   Определите в чём особенность построения стихотворения В.Брюсова

Необычность стихотворения В.Брюсова заключается в том, что каждое следующее слово начинается с очередной буквы алфавита (А – алый, Б – бархат, В – вечереет  и т.д.)

2.   Какое языковое явление наблюдается в каламбуре известного русского поэта   XIX века Э. Минаева?

Омонимы, в частности омофоны (неполные омонимы), совпадающие только в произношении:

На Сене (река);   сени (сенцы),    на сене (сухая трава),   песню Сени (мужское имя Семён).

3.   Замените заимствованные слова русскими синонимами:

Традиция – обычай;

Атеист – безбожник;

Банкротство – несостоятельность;

Маркетинг – рынок, сбыт;

Триумф – победа;

Атлет- борец;

Шеф – начальник.

4.   Найдите фразеологические обороты и раскройте их значение.

Из кожи (вон) лезть (вылезать) - разг. Стараться изо всех сил, чрезмерно усердствовать.

Где раки зимуют – проучить, показать кому-либо, чтобы не захотелось повторить в другой раз, чтобы впредь было неповадно. Выражение угрозы.

Спать с открытыми глазами – употребляется при подлежащем со значением лица. Следить за  чем-нибудь или кем-нибудь.

5.   Укажите, в чём особенность выделенных слов в отрывке из стихотворения Н.А.Некрасова «Рыцарь на час».

Причастия  ЛИКУЮЩИХ, БОЛТАЮЩИХ, ОБАГРЯЮЩИХ  воспринимаются  здесь как существительные.

От ликующих, праздно болтающих,

обагряющих руки в крови

уведи меня в стан погибающих

за великое дело любви.

6.   Укажите глагол, который в единственном числе имеет окончания I спряжения, а во множественном числе – II спряжения.

1. Строить.       2 .   Хотеть.        3.   Читать.        4.   Нести.        5.   Прыгнуть.

7.   В каком слове ударение падает на первый слог?

1.   Каучук.       2.   Маляр.       3.   Силос.       4.   Партер.       5.    Звонит.

8.   Вставьте пропущенные слова, раскройте скобки.

Вера купила три килограмма (яблоки)    ЯБЛОК     и пятьсот (грамм)    ПОМИДОРОВ (помидоры), а также полтора (килограмм)  КИЛОГРАММА  АПЕЛЬСИНОВ,

 

9.   Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина.

« И я там был, мёд пиво пил; по усам текло, а в рот не попало»,

10.   Узнай героя по описанию.

Герасим.

И.С.Тургенев «Муму».

11.   В древнерусском языке было слово, которое обозначало 10 000. Сейчас у нас такого числительного нет, но когда мы хотим сказать о большом количестве, то нам и приходит на  помощь это слово. Какое?

Найдите его в реплике А.Чацкого.

Слово, которое обозначало в древнерусском языке 10 000 – «тьма».

12.   Перепишите, прочитайте, оформив числительные словами.

Альбом с восьмьюстами восьмьюдесятью восьмью иллюстрациями;

Экскурсия продолжалась двадцать четверо суток;

Семисот пятидесяти пятимиллионный вклад;

Переписка с девяноста восьмью странами.

13.   Меня зовут Тёма. Мне 10 лет. Я живу в Санкт-Петербурге. Разгадай шараду и узнаешь название среднего учебного заведения XIX века.

г

и

м

н

а

з

и

я

14.   Императора Александра II в народе называли царём-Освободителем.  Когда произошли столь важные изменения в стране (назовите дату).

Разгадав шараду, сможешь назвать эти перемены.

Р Е Ф О Р М А отмены крепостного права в 1861 году.

По указу  Александра II  совершилась реформа образования. Изменилась армия – солдаты  стали служить шесть лет, а не 25, как было раньше. Время Великих реформ вызвало развитие промышленности, расцвет культуры, привело к знаменитым

 Научным открытиям.

15.   Учитель  С.А. Рачинский учил своих учеников арифметике. Особенно он старался развивать память детей. Для других учителей он написал книгу «Тысяча и одна задача для умственных вычислений». Рачинский говорил, «… если запомнить квадраты всех чисел от одного до двадцати пяти, а большинство учеников их помнили, то легко найти квадрат любого двузначного число, превышающего 25».

А теперь попробуй решить задачу из его учебника.

С этой задачей легко справлялись крестьянские дети. А ты справишься за минуту?

     2             2             2                2              2

(10  +  11  +  12 ) + (13  +  14  )             =   

                      365

16.  В настоящее время учеников одного класса называют одноклассниками.  Как называли их в  XIX веке и почему  именно  так?

По старинной традиции каждый  из учеников преподносил учителю за науку горшок каши. Учитель раздавал детям деревянные ложки, и все вместе ели одну кашу, поэтому называли себя ОДНОКАШНИКАМИ.

17.   Найдите в тексте сложносокращённые слова. Расшифруйте их за минуту.

 

НИИ – научно-исследовательский институт.

ЭВМ – электронно-вычислительная машина.

18.   Замените устаревшие слова современными:

Очи – глаза;

Чело – лоб;

Ланиты – щёки;

Уста – губы;

 Перст – палец;

 Брань – битва;

 Глаголет – говорит;

 Льзя – можно;

 Зрачный – видный;

 Брадобрей – парикмахер.

19.  1 вопрос.    Циолковский.

       2 вопрос.    Лень.

       3 вопрос.    Краткость.

20.    1 вопрос.    Дисциплина.

         2 вопрос.    Венера.

         3 вопрос.    Геродот.

21.   Назовите имена трёх зарубежных писателей-сказочников?

       (Андерсен, Гримм, Перро…)

22.    Назовите трёх героев поэмы Гомера «Одиссея».

          (Одиссей, Пенелопа, Циклоп, Телемах, Калипсо)

23.    Разыскивается невеста:

       1.   «В ней было две девушки…Одна была дочь матроса, ремесленника, мастерившая игрушки, другая – живое стихотворение, со всеми чудесами его созвучий и образов…»

           Ассоль.  А. Грин. «Алые паруса»

        2.   «Девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русскими  волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели».

           Маша Миронова. А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

 24.   Красота – это страшная сила. Из-за этой красавицы один человек убит, другой – казнён. Такова цена её доброго имени. Кто она?

(Алёна  Дмитриевна. М.Ю. Лермонтов  «Песня про царя Ивана  Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

25.   Мы разыскиваем человека, который не выполняет условия договора. Послушайте показания свидетеля.

                         ( Француз Бопре.  А.С.Пушкин «Капитанская дочка».

26.   Много профессий есть в мире. Сейчас мы с вами вместе попробует ту, которую выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст называл «поистине праведным искусством».

                                   (ЗЕМЛЕДЕЛИЕ)

К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, сто это не престижная, грязная работа. Даже стыдятся её.

А между тем Л.Н.Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».

27.   Фамилия писателя – Михаил Зощенко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по математике «Своя игра» для учащихся 7 классов

Цели математического мероприятия: 1.    Повышение познавательного интереса к предмету математики. 2.    Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихс...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра по физике "Что? Где7 Когда"

Игра для учащихся 8- классов. В ходе игры они используют знания полученные на уроках физики.  игра состоит из трех туров. В начале игры команды отвечают на поставленные вопросы. Вопросы интересны...

Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)

Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...

«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы

«МУЗЫКАЛЬНОЕ    РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...