Методическая разработка занятия Кружка «Стильные штучки» «Декупаж» 6 - 9 класс
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Перепелюк Ирина Викторовна

Занятие по обучению   декорирования деревянной заготовки, используя технику "декупаж".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_dekupazh.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Методическая разработка занятия

Кружка «Стильные штучки»

«Декупаж»

6 - 9 класс

г.Чебаркуль

2015год

Цель:

  • выполнить декорирование деревянной заготовки, используя технику «декупаж»;
  • мотивировать учащихся к дальнейшему самостоятельному освоению техники «декупаж»;
  • создание атмосферы творчества, в которой обучающиеся могут актуализировать свои знания и умения (анализировать, участвовать в творческом обмене мнениями);

Задачи:

  1. сформировать представление о технике «декупаж», методике ее выполнения;
  2. развивать творческую активность;
  3. воспитывать интерес и любовь к искусству.

Тип занятия: комбинированный

Метод: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Приемы: педагогический показ, сравнение

Оборудование: компьютер, проектор

Материалы:

  • деревянная заготовка;
  •  клей ПВА;
  • салфетка с рисунком (в нашем случае, мы берем салфетку с изображением овощей и фруктов);
  •  мягкая кисть;
  • бумажное полотенце (для удаления излишков клея);
  • ножницы;
  • матовый лак на акриловой основе;
  • акриловые краски и контуры;
  • поролоновая губка;
  • обычная свечка;
  • масляная краска «умбра натуральная»;
  • льняное масло.

План занятия:

  1. Организационный

момент / 1 мин

Приветствие участников урока. Тема, цель занятия.

II. Вводная беседа / 7 мин

Понятие техники «декупаж». Виды и стили техники. Применение. Методика выполнения «декупажа».

III. Формулировка задания практической работы / 2 мин

Задание: выполнить декупаж на деревянной поверхности.

IV. Инструктаж + практическая работа / 25-30 мин

Этапы выполнения работы в технике «декупаж», с показом преподавателя.

V. Подведение итогов / 3 мин

Вывод по теме. Опрос. Просмотр выполненных работ.

(Слайды 2.3)

Декупаж (Decoupage или découpage) это искусство украшения предметов путем наклеивания вырезок цветной бумаги в сочетании со специальными эффектами такими, как раскрашивание, вырезание, покрытие сусальным золотом и прочие. Обычно какой-либо предмет как, например, небольшие коробки или мебель покрывается вырезками из журналов и или специально произведенной бумагой. Предмет для декупажа покрывается лаком (часто несколькими слоями) до тех пор, пока не исчезнет «стык» и результат не будет выглядеть как роспись или инкрустация. При традиционном методе может использоваться до 30-40 слоев лака, которые затем шлифуются до полной гладкости. Это метод был известен в Англии в 18 веке как искусство Japanning. (Слайд 4)

История и разновидности декупажа.

Название «декупаж» получило во Франции. Декупаж происходит от глагола découper-'вырезать'. Декупаж как искусство получило большую популярность в 17-ом - 18-ом веке. Многие усложненные техники декупажа были разработаны в это время, на создание одного предмета могло уходить годы из-за применения множества слоев. Декупаж был увлечением таких известных фигур как Мария Антуанетта, мадам де Помпадур, и Бо Бруммель. Большинство поклонников декупажа относят начало этого исскуства к 17 веку. Однако задолго до этого времени искусство декупажа было известно в Азии.

Считается, что наиболее вероятным местом происхождения декупажа является Восточная Сибирь. Кочевники использовали декупаж на могилах при погребении мертвых. Из Сибири от кочевников эта практика пришла в Китай. В 12-ом веке вырезанные куски бумаги использовались для украшения фонарей, окон, коробок и других объектов. В 17-м веке в Италии, и особенно в Венеции, торговля с Дальним Востоком сильно выросла и получила особую популярность. По общему мнению, именно через эти торговые связи, декорации с применением декупажа проделали свой путь в Европу.

В Европе и, особенно в Польше и Германии на протяжении столетий существовало свое собственное искусство создания украшений из бумаги, например свернутые бумажные поделки, которые были своеобразными предшественниками современного декупажа. Тем не менее, сегодня декупаж больше похож на китайские лаковые предметы. Некоторые люди используют простые салфетки или декоративную бумагу и украшают вещи, купленные в обычном магазине.

Впоследствии, когда в Европе появилась мода на «восток», лаковая китайская мебель украсила богатейшие европейские дома. Но, так как продавцы не могли удовлетворить огромный спрос на расписанную лаком мебель, оставалось наладить производство подделок. Мастера приклеивали рисунки к мебели и покрывали лаком. Такой способ украшения мебели был назван lacca contrafatta (lacca - лак, contrafatta-подделки) и по внешнему виду ни в чем не уступал лаковой мебели Китая и Японии. Вскоре они начали использовать вырезанные экземпляры из копий знаменитых картин для украшения мебели и создания произведений искусства, и перестали копировать вещи с Дальнего Востока. Это искусство стало известно как «искусство бедных»(« Arte povera»).

В 18-м веке техника декупажа используется не только в Италии, но и распространяется по всей Европе. Декупаж становится популярным не только среди ремесленников, но и становится популярным хобби у молодых леди, особенно при дворе короля Людовика XV. Вместо наклеивания бумаги на мебель, декупаж используется для украшения мелких объектов, таких как шляпа, шкатулки и туалетные принадлежности. К сожалению, при дворе короля для декупажа использовались не только копии картин, которые были настоящими произведениями искусства, но и сами картины. Работы Буше, Фрагонара, Ватто были безвозвратно утеряны и использовались для декупажа.

В Англии в 18-м веке эта техника была популярна в высшем и зажиточном среднем классе. К середине XIX века это увлечение стало массовым. Именно в это время были созданы наиболее известные произведения искусства с применением техники «декупаж»: шкатулки, подарочные коробки и различные личные вещи девушек. В основном для работ использовались сентиментальные мотивы в виде изображений цветов, пасторальных сценок, фигурок и ангелочков. Позднее с помощью все той же техники стали расписывать стены и потолки в домах.

Из Англии декупаж в качестве хобби проник в Америку, где был широко известен между Первой и Второй мировыми войнами.

В начале 20-го века, декупаж как и многих другие направления искусства стал менее реалистичным и более абстрактным. Такие художники 20-го века как Пабло Пикассо и Анри Матисс использовали декупаж в своих работах. Одним из наиболее известных примеров использования декупажа является «Blue Nude» Матисса.

В России всплеск интереса к декупажу возник в начале XXI века, однако, эта техника в нашей стране пока не получила подлинно массового распространения.

Ныне к традиционной технике добавился декупаж из салфеток, из тканей и на тканях, внедрены компьютерные инновации, позволяющие использовать трёхмерный декупаж, а также отпечатанные на принтере или на ксероксе картинки различного содержания.

Сейчас эта старинная техника вновь стала модной и широко распространена в различных странах при декорировании сумочек, шляпок, подносов, ёлочных украшенийсолнечных часовшкатулок, посуды, упаковок и т. д., а также при создании эксклюзивных предметов интерьера, при оформлении одежды и изготовлении модных аксессуаров.

Техники, используемые в декупаже.

Кракелюр – (франц. craquelure) трещина красочного слоя в произведениях живописи. Кракелюры появляются в невысохшем (только что исполненном) произведении от неравномерной или быстрой усадки связующего или испарения разбавителей (воды, пинена и т. п.), в высохшем произведении — от повторных набуханий, усушек и механических воздействий. (Слайды 5,6,7)

Кракелюр используется как декоративный прием «состаривания» вещей. Эффекта кракелюр можно добиться с помощью специального лака для кракелюра или эффекта кракле.

Клуазонне- что это такое?

Клуазонне - это метод приукрашивания границ мотива. Это добавление тонкой золотой, серебрянной или медной границы по краю мотива до присоединения их к поверхности. На фото Вы видите золотой cloisonne. Для этого использовалась металлическая золотая оберточная бумага.

Тонирование – приглушение картинки каким-либо цветом.

Если для техники декупаж вы выбрали, например, мотив старых нот или вырезку из газеты прошлого века, но воспользовались для создании копии изображения простым черно-белым ксероксом, вам непременно понадобится затонировать вашу картинку. Это необходимо для того, чтобы загасить и состарить белый цвет современной бумаги.

Виды декупажа

(Слайды 8, 9, 10, 11)

Прямой. Также считается классическим. Именно с него и началась вся история декупажа. В основе техники: бумажные картинки приклеиваются на деревянную поверхность и покрываются несколькими слоями лака.

Обратный. Основа этого приема заключается в том, что из простой прозрачной тарелки можно создать настоящий шедевр. Само название декупажа говорит за себя. В этой технике работа проходит в обратном порядке и на нижней стороне предмета, а сам рисунок просвечивается через слой стекла.

С черно-белой графикой. Изделия этого стиля выглядят очень изысканно и выполняются с помощью черно-белых картинок. Также им можно придать эффект старения или немного подкрасить акриловой краской.

Объемный. Этот стиль обычно сочетается с другими видами декупажа и заключается в использовании нескольких повторяющихся рисунков, со все меньшим количеством деталей. Из нескольких слоев создается как бы объемный рисунок.

Стили техники «декупаж»

В настоящее время в декупаже популярны такие стили, как: провансвикторианский стильшебби-шиксимплисити, этно. Это обусловлено в первую очередь текущими тенденциями в стилистике интерьеров.(Слайд 12)

Шебби-шик (Shabby chic) — название стиля в интерьере, декоре, моде. Само название буквально можно перевести как «потёртый блеск» или «потёртый шик», что и отражает его сущность. Шебби-шик — очень молодой стиль, рождённый в конце 1980-х годов двадцатого века. Его автор — Рэчел Эшвел (Rachel Ashwell). Начинала она с того, что декорировала приобретённую на распродажах и блошиных рынках старую мебель, в начале — для собственного дома, для своей семьи. Со временем увлечение перешло на новый уровень, начались продажи. Мебель, отреставрированная в нежных, светлых тонах, стала пользоваться большой популярностью. Со временем к мебели Рэчел создала ряд аксессуаров соответствующего стиля, ассортимент расширился от чайных наборов до текстиля.

В декупаже стиль шебби-шик очень популярен. В этом стиле декорируют мебель, тарелки, шкатулки, зеркала, настенные панно. Для работы используют различные техники старения, дымчатый (теневой) декупаж, объёмный декупаж, реже — декопатч, золочение и поталь, но только если эти элементы не забивают общий смысл шебби: светлые тона с преимуществом кипенно-белого, пастельные акценты, ощущение света, простора, романтики, мягкого налёта старины.

Основные отличительные черты стиля шебби-шик:

  • очень нежные воздушные пастельные цвета: нежно – розовый, светло – голубой, белый цвет слоновой кости; характерны лёгкие цветочные мотивы, главным образом — розы, ангелочки.
  • наличие эффекта потёртости, сквозь которую видны несколько слоев краски и эффект старины с налётом времени, которые достигается искусственно;
  • на предметах интерьера изображены в основном розочки и ангелочки, нежных цветов;
  • иногда в стиле шебби-шик слегка заметны полоски или клетка, но в целом геометрия не приветствуется;
  • чехлы для мебели также являются визиткой стиля Рэйчел Эшвелл.(Слайд 13)

Винтажный стиль — современное направление в моде и дизайне интерьера, основанное на сочетании в композиции и декорировании современных и старинных предметов, а также искусственно «состаренные» вещи. Слово vintage пришло из французского языка и означает высококлассное вино многолетней выдержки. Известно, что благородное вино с возрастом становится только лучше. То же самое можно сказать и о вещах. Искусство старения вещей — не сегодняшнее изобретение. Техника создания красивых потертостей, трещинок на лаке или красочном слое отрабатывалась столетиями. То, что раньше называлось «копия», «подделка», нынче узаконено модой и имеет благозвучное название «винтаж». Цветовая гамма также выдержана в природных тонах. Если же используются яркие цвета — красный, зеленый, синий, то почти всегда они приглушены «старинными» потертостями, через которые просвечивают текстура дерева или еле читающиеся росписи. Чаще всего формы и модели мебели воспроизводятся по старинным, иногда даже очень известным образцам. Особый шик и привлекательность ей придают мелкие царапинки, потертости на углах, потрескавшиеся рисунки и следы от древесных жучков Латунь вообще, наряду с деревом, — один из самых популярных «винтажных» материалов, из него изготавливают массу стильных аксессуаров: смесители для ванн и кухонь, мойки, люстры, вазы, фигурки.

(Слайд 14)

Этностили - это стили в интерьере, несущие в себе национальные особенности дизайна жилых помещений той или иной страны. Они обусловлены культурными традициями, укладом жизни людей, которые определяются в свою очередь географическим положением страны и климатическими условиями. Сама насыщенность цвета неба, яркость солнца, зелень травы и деревьев, цвет воды и почвы несколько варьируются в зависимости от климатических зон. И от того, какие природные и социальные условия окружают человека на его родине зависят, в определенной степени, интерьерные пристрастия человека. В соответствии с этими особенностями и формируется тот или иной этностиль.

Этнический стиль в интерьере используется уже более двухсот лет, и именно сейчас он переживает пик своей популярности. Определенные мотивы, например, японские, африканские, и другие - не только легко узнаваемы, но и создают вокруг себя особую атмосферу и настроение. Например, японцы всегда характеризовались особым, очень внимательным и бережным отношением к природе, поэтому японский стиль обычно ассоциируется с природными цветами, преимущественно в светлой гамме: оттенки бежевого, белый, кремовый, молочный. Цветы, травы, ветви сакуры, бабочки, сказочные животные - вот основные мотивы японского декора. Как и в других восточных странах, в Японии декор пропитан символизмом, тайный смысл присутствует и в цветовой гамме и в самом орнаменте. Индийскому стилю, напротив, присущ яркий, пестрый, с разнообразными диковинными изображениями с золотом и серебром, колорит. Все великолепие природы отразились в искусстве декорирования. Индийский стиль – это, прежде всего, буйство красок. Здесь и насыщенные бирюзовый, малиновый, оранжевый, и более спокойные, типичные для Востока цвета - синий и красно-коричневый. В Индии любят геометрические орнаментальные мотивы, особенно круги разных размеров. Круг символизирует солнце, которому в этой стране издавна поклоняются. Но, пожалуй, самый экзотичный из этностилей – это африканский стиль. Его основная идея – природный минимализм, простые формы и грубые фактуры. Цвета Африки - яркие, теплые, порой даже жаркие, - напоминают африканские пустыни и саванны. Африканские животные, ритуальные шаманские маски, черные глянцевые статуэтки резных идолов, наивные рисунки, национальные музыкальные инструменты вроде тамтамов, обтянутых шкурами диких животных, наконечники копий, маски вождей – все это в отдельности и в любых комбинациях и составляет африканский стиль.

Как много в мире существует национальностей, так же много есть и вариантов этнического стиля.

(Слайд 15)

Прованс - французский стиль, передаёт дух той эпохи, когда ценилась не только функциональность, но и красота. Основа прованского стиля - печать старины, неброскости и очарования. Слегка потертые и потрескавшиеся поверхности, старая мебель, неровно оштукатуренные стены.

Цветовая гамма стиля прованс:

  • выцветшие, пастельные цвета, белый, молочный, бежевый, цвет слоновой кости
  • горчичный, терракота, охры, подсолнуха, оранжевый, оливковый
  • цвет лаванды, морских волн
  • характерно сочетание пастельно-голубого и нежно-желтого цветов

Яркие оттенки разбавляются белым.

Стиль французский прованс передаёт дух той эпохи, когда ценилась не только функциональность, но и красота. Основа прованского стиля - печать старины, неброскости и очарования. Слегка потертые и потрескавшиеся поверхности, старая мебель, неровно оштукатуренные стены. Прованский стиль дома определяет, прежде всего, внутренняя отделка помещения, мебель и, конечно же, краски. Ведущими в прованских интерьерах стали цвета терракоты, лаванды и подсолнухов. Яркие оттенки разбавляются белым - выбеленное солнцем дерево или светлая краска поверх более яркой.

Цветовая гамма стиля прованс:

  • выцветшие, пастельные цвета, белый, молочный, бежевый, цвет слоновой кости
  • горчичный, терракота, охры, подсолнуха, оранжевый, оливковый
  • цвет лаванды, морских волн
  • характерно сочетание пастельно-голубого и нежно-желтого цветов

Применение техники «декупаж»

(Слайды 17-22)

Разнообразие материалов, появляющихся в магазинах, позволяет декорировать любую поверхность: свечикерамикуткань, дерево, металл и прочее. А использование различных техник, таких как золочениесостариваниекракле, художественный декупаж, объёмный декупаж (с применением модельной массы и других материалов) дают неограниченный простор фантазии. Любая, самая простая вещь преображается после нанесения на нее яркого красочного рисунка. А то, что после окончания работы, он выглядит как нарисованный, придает вещи особый шарм. Из обычной тарелки можно сделать красивое панно и повесить его на стену.

Методика выполнения техники «декупаж»

На этом занятии мы применим технику «декупаж» для декорирования деревянной поверхности

Для работы нам понадобятсяследующие материалы: деревянная заготовка, клей ПВА, салфетка с рисунком (в нашем случае, мы берем салфетку с изображением зимнего пейзажа), мягкая кисть, бумажное полотенце (для удаления излишков клея), ножницы, матовый лак на акриловой основе, акриловые краски и контуры, поролоновая губка, обычная свечка, масляная краска «умбра натуральная» и льняное масло.

1 этап. Перед началом работы проводится подготовка деревянной поверхности 

Подготовка деревянной поверхности сводится к ее очистке от грязи и пыли.

2 этап. Покрываем всю поверхность черной акриловой краской.

Натираем в некоторых местах свечкой, особенно натираем углы. В дальнейшем эти участки будут иметь имитацию старины.

Затем красим белой акриловой краской. Причем разводим белую краску водой больше, чем обычно, т.к. наша покраска должна просвечивать. Покрывать надо 2 раза.

Даем высохнуть краске и берем мастихин или ножницы и нещадно сдираем свечку, тем самым образуя потертости. Если потертостей мало - берем шкурку и сдираем где надо белую краску.

Берем масляную краску «умбра», разводим льняным маслом, перемешиваем и также «состариваем» поверхность.

 Излишки убираем бумажным полотенцем, и даем высохнуть.

3 этап. После того, как поверхность подготовлена, можно приступать к ее декорированию.

От салфетки необходимо отделить нижний слой. Из верхнего слоя, содержащего рисунок, обрываем края картинки и приступаем к приклеиванию рисунка.

Приклеивание аппликаций. Наносим клей на поверхность заготовки, затем приклеиваем рисунок. В процессе приклеивания важно все делать постепенно и аккуратно, разглаживая неровности и выпуская пузырьки воздуха

4 этап. Дорисовываем некоторые элементы красками или контурами, подтираем шкуркой в некоторых местах, наносим бронзу, еще «состариваем».

5 этап. Фиксация. В самом конце работы покрываем поверхность финишным матовым лаком.
Покрываем лаком 2-3 раза.

6 этап. Наше панно готово!

Просмотр работ.

Опрос обучающихся для закрепления темы.

  1. Что такое «декупаж»?
  2. Где впервые появилась техника «декупаж»?
  3. Какие виды техники вы знаете?
  4. Какие стили, используемые в технике «декупаж», вы знаете?
  5. Где применяется?
  6. Какие основные материалы необходимы для выполнения техники «декупаж»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия кружка "Все об искусстве валяния шерсти"

Данная методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования. Предложенное занятие - конференция может быть также полезна классным руководителям для проведения внеурочных меропри...

Опыт оптико-электронной реставрации изображений в школьном музее (методическая разработка занятия кружка "Музееведение")

Методическая разработка предсталяет собой занятие кружка "Музееведение". В ходе занятия учащиеся смогут познакомиться с основами оптико-электронного восстановления документов и самостоятельн...

Методическая разработка.Занятие кружка УНТ "На завалинке" "Защитника сила-богатырская стать".

На занятии кружка устного народного творчества "На завалинке" знакомятся с русскими богатырями. Цель данного мероприятия: дать представление  о богатырях, как о защитниках русского народа в Древн...

Методическая разработка занятия педагога дополнительного образования «Декупаж»

В учебно-воспитательной работе с детьми одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. Народное искусство - это уника...

Методическая разработка занятия кружка по финансовой грамотности. Тема занятия: «Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций»

В повседневной жизни человеку ежедневно приходится принимать решения финансового характера по формированию своего бюджета по доходам и расходам, определяя сколько он может или должен потратить, а скол...

Методическая разработка занятия кружка по финансовой грамотности. Тема занятия: «Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций»

В повседневной жизни человеку ежедневно приходится принимать решения финансового характера по формированию своего бюджета по доходам и расходам, определяя сколько он может или должен потратить, а скол...