Треннинг по толерантности
консультация (11 класс) на тему

Варлакова Олеся Васильевна

В помощь старшекласснику

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trenning_po_tolerantnosti.doc179 КБ

Предварительный просмотр:


Зенич О.А. Тренинг толерантности: план-конспект / О.А. Зенич – Кемерово, 2010.- 8 с.

    Данная работа содержит разработку «Тренинга толерантности» для обучающихся 12-14 лет.

    В ней представлен  комплекс упражнений, направленных на развитие толерантности.

Игры и упражнения, предложенные нами, возможно реализовывать комплексно, а также включать фрагментами в занятия.

    Адресована педагогам-психологам, специалистам, интересующимся данной проблемой, может быть интересна педагогам.


Тренинг толерантности

Цель: формирование у обучающихся установки на толерантное поведение.

Задачи:

  1. Обучающая:

-познакомить учащихся  с понятием «толерантность».

  • Раскрыть характеристики толерантного и нетолерантного человека.
  • Сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей;
  • Научить анализировать ситуацию с позиции другого человека.
  1. Воспитательная:
  • воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей;
  • воспитывать внимательное отношение  к себе и другим.
  1. Развивающая:
  • развивать навыки рефлексии;
  • развивать способность осознавать свои чувства;
  • развивать навыки саморегуляции;
  • развивать коммуникативные навыки.

Методы: групповой дискуссии,  игрового моделирования, рисуночный.

Возраст участников: 12-14 лет.

Материалы: бумажные обручи с надписями различных социальных ролей, клубок ниток.

Структура занятия:

  1. Первый этап - организационный: создание психологической комфортности в группе, знакомство участников друг с другом и с психологом.
  2. Второй этап - формулирование темы занятия, основных целей;
  3. Третий этап - игровой:  система упражнений.
  4. Заключительная часть: рефлексия занятия.

Ход занятия:

Первый этап - организационный (15 минут)

    Учащиеся входят в аудиторию. Занимают места (стулья расставлены по кругу). Педагог-психолог представляется. Учащиеся называют свои имена (они написаны на бейджиках) и отличительное качество.  Психолог делает акцент на важности называть людей по именам (одно из известных правил общения).

Ведущий - рассказывает о правилах поведения на занятиях.

Правила поведения:

  • Доверительный стиль общения;
  • Общение по принципу "Здесь и теперь";
  • Искренность в общении;
  • Конфиденциальность всего происходящего в группе;
  • Активное участие в происходящем;
  • Оцениваем не участника, а его действия и поступки;
  • Уважение говорящего.

Второй этап: - формулирование темы занятия, основных целей (5 мин.).

Психолог. Тема нашего сегодняшнего занятия – толерантность. Что это такое? Это качество человека, которое включает в себя: уважение других людей, их права быть не такими, как мы; признание равенства всех людей на земле; признание того, что могут существовать различные точки зрения.

    Мы сказали, что толерантность включает в себя признание права людей быть другим. А чем люди могут отличаться друг от друга? (ответы: языком, религией, традициями, возрастом, полом, интересами, мнениями, цветом кожи, внешним видом).

Третий этап - игровой (60 мин.)

Упражнение «Линейка»

Цель: осознание характеристик толерантного и нетолерантного человека.

Психолог: Давайте посмотрим, поняли ли вы, что такое толерантность. У двери класса встаньте те, кто считает, что для толерантного человека характерно «неприятие, отвержение других; представление о том, что ты, твоя страна, твои традиции лучше других». А у окна – те, кто считает, что для толерантного человека свойственно абсолютное принятие мнения других, отказ от своего мнения, своих традиций. Вы можете занять и промежуточную позицию, ближе к тому или другому полюсу (учащиеся располагаются в классе согласно своему решению, далее проводится опрос отдельных учащихся о причине их выбора).

  Правы оказались те, кто занял промежуточное положение, но ближе к окну. Оно означает, что толерантный человек может иметь и отстаивать свое мнение, но в тоже время с уважением относиться к мнению других.

   А как ведет себя не толерантный человек? Он позволяет себе: оскорбления, насмешки, предубеждение.

    Позицию человека по отношению к другому можно отразить в следующих вариантах:

«Я хороший – ты плохой»;

«Я плохой – ты хороший»;

«Я плохой – ты плохой»;

«Я хороший – ты хороший».

      Последний вариант отражает позицию толерантного человека. То есть первый шаг к развитию толерантности – уважение к себе, своей стране, своим традициям.

Упражнение на невербальную поддержку

Цель: развитие лучших качеств детей – желания помочь ближнему,  видеть нуждающихся в помощи.

     Участники с закрытыми глазами ходят по комнате. Ведущий дотрагивается до одного из участников, а он в это время издает сигнал бедствия (SOS). Те, кто находится ближе всего, берут его за руки с двух сторон, остальные с закрытыми глазами образуют «круг защиты».

     Затем проводится интервью с «терпящим бедствие» - что ты почувствовал, когда по твоему  сигналу к тебе подошли «спасатели»?

Упражнение «Примерка социальных ролей»

Цель: формирование  милосердия и эмпатии к различным социальным группам.

Осознание  степени толерантности по отношению к мнению другого человека.

Формирование коммуникативных навыков.

      Участникам группы анонимно одеваются на головы  бумажные обручи с надписями социальных ролей (президент, банкир, бомж, директор школы, алкоголик, «панк», ВИЧ инфицированный, пенсионер, "гасторбайтер", олигарх и др.).

    Участники должны подходить друг к другу и обращаться с просьбами, вопросами, но при этом не называть социальную роль, которую играет человек.

    Затем следует обсуждение: комфортно ли чувствовали себя? Догадывались ли о социальном статусе своего героя, если да, то по каким признакам? Насколько мы терпимы к другим людям?

Упражнение "Мостик"

Цель: Формирование способности анализировать ситуацию с позиции другого человека. Формирование механизмов социальной  перцепции: эмпатии, идентификации.

На полу рисуется узкая дорожка - "мостик", по которому с разных сторон должны одновременно пройти два человека. Внизу под мостиком "река". Участники делятся на две равные группы и расходятся по разным "берегам". Способы преодоления "мостика" могут быть любые, но с одним условием, - участники не должны друг с другом заранее договариваться.

Рекомендации ведущему: Необходимо обратить внимание на способы взаимодействия членов группы, и каким образом достигается взаимопонимание.

Затем следует обсуждение: что можно сказать о способах преодоления мостика? Насколько мы готовы уступать другому человеку? Часто ли это происходит в жизни?

 Упражнение «Эмблема толерантности»

Цель: обобщение понятия толерантности с позиции группы.

    Учащиеся объединяются в микрогруппы. Их задача – нарисовать эмблему толерантности.

Представители от каждой команды демонстрируют и поясняют свои рисунки.

Четвертый этап - рефлексия (15 мин.)

Упражнение на рефлексию "Клубок"

    Ведущий предлагает образовать круг. С помощью упражнения подводятся итоги занятия.

    Каждый участник называет то, что ему понравилось сегодня, говорит, что нового узнал на занятии, что ему удалось, а что не удалось сделать во время занятия и почему. После чего клубок передается соседу, и так, пока не замкнется круг.

     Последним участником, которому передают клубок, является психолог, он говорит слова благодарности учащимся за их активность, приглашает на следующие занятия.

Литература

1. Девина, И. Мы с тобой одной крови [Текст] / И. Девина // Школьный психолог – 2009.- №20 – 46-47 с.

2. Казарова, Е. Эмблема толерантности [Текст] / Е. Казарова // Школьный психолог – 2009.- №23 – 8-9 с.

3. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков [Текст] / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова – М: Генезис, 2000.

4. Харрис, Т.Э. Я – ОК, ты – ОК. [Текст] / Т.Э. Харрис  – М: Академия, 2006.

5.  Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников [Текст] / О.В. Хухлаева - М.: Генезис, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мини-треннинг " Общаться с ребенком КАК?"

Формы   работы  с родителями постоянно меняются. Традиционные  формы   работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за...

Треннинг

«Профилактика эмоционального выгорания педагога»...

треннинг

«Осознание профессиональных затруднений и пути их преодоления»...

Треннинг коммуникативности

Способность к творчеству – креативность (от англ. creativity) – умение человека видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Сегодня мы будем стараться активно проявлять креативные качества: гибкость мышле...

Треннинг на отработку орфоэпических навыков

Данные упражнения на постановку ударения помогут учащимся развивать грамотную речь и подготовиться к ЕГЭ...

Волонтёр года Треннинг

Игра с залом на тему "Мы за ЗОЖ"...

Календарно-тематическое планирование ДООП «Треннинг общения»

Календарно-тематическое планирование на 2020 / 2021 учебный годДООП «Треннинг общения» педагог Осепян А. К. Группа 1...