треннинг
материал на тему

Данильцева Елена Владимировна

 «Осознание профессиональных затруднений и пути их преодоления»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО «Починковский сельскохозяйственный техникум»

Тренинговое занятие

 «Осознание профессиональных затруднений и пути их преодоления»

 

Подготовила:

Методист ГБОУ СПО ПСХТ

 Е.В. Данильцева

C:\Documents and Settings\User\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\OYQ0S234\MC900335739[1].wmf

с. Починки 2014 г.

Цель: оказать помощь молодым специалистам в осознании профессиональных затруднений и предложить пути их преодоления.

Задачи:

  • Снять эмоциональное напряжение.
  • Помочь молодым специалистам осознать свои профессиональные трудности.  
  • Рассмотреть возможности преодоления профессиональных затруднений.

Оборудование: ватман, маркеры, бумага формата А4, ручки, бумага для записей, ноутбук, звуковое сопровождение.

Ход проведения занятия

1. Организационный момент.

Участникам сообщается цель данного занятия. Знакомство с правилами поведения во время проведения тренинговых упражнений. 

Прежде чем приступить к тренингу, мне хотелось бы познакомить вас с  правилами работы в группе:

  1. говорить по одному
  2. не перебивать того, кто говорит
  3. никого не оскорблять, не дерзить
  4. не рассматривать личностные качества и физические недостатки других людей.

2. Практическая часть.  

1. «Коллективный рисунок»

Цель: сплочение, создание благоприятной атмосферы для работы.

Участникам предлагается по кругу нарисовать  коллективный рисунок, символизирующий дальнейший положительный настрой на работу в группе. Сядьте в один общий круг. Возьмите по листу бумаги и напишите свое имя с обратной стороны. Начните рисовать какую-нибудь картину (2-3 минуты). По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст сосед справа, и продолжите рисовать начатую им картину. Педагогам дается возможность порисовать еще 2-3 минуты, после чего они снова передают свои рисунки.

2. Упражнение «Смотрим в книгу, видим…»        

Цель: продемонстрировать особенности восприятия и передачи информации.

Необходимый материал: лист бумаги, содержащий словесную информацию и картинку.

Время выполнения: 10 минут.

Из группы вызываются 3добровольца, которые уходят за дверь. Остальным вкратце объясняется, что сейчас будет происходить. Вводится запрет на подсказки, смех и пр.

Затем приглашается первый испытуемый, которому дается следующая инструкция:

«Сейчас вам будет предъявлен лист бумаги, содержащий некую информацию. Это текст и картинка.  (Приложение 1) В течение одной минуты вы рассматриваете листок, стараясь запомнить все, что там написано и изображено. После этого вы должны как можно подробнее донести всю запомнившуюся информацию до следующего испытуемого».

Далее приглашается второй испытуемый, которому дается следующая инструкция:

«Вам будет устно передана некая информация, которую вы должны запомнить, для того чтобы передать ее следующему участнику эксперимента. Задавать уточняющие вопросы вы не имеете права».

Эксперимент продолжается, пока, наконец, последний участник не расскажет то, что он запомнил, всей группе.  (Далее проводится обсуждение)

3. Упражнение "Идеальный преподаватель".

 На листе бумаги записываются качества идеального преподавателя. Затем они зачитываются, далее предлагается ответить на вопрос: "Где и когда вы видели такого педагога?" После ответов участников листы рвутся и выбрасываются. Данное упражнение предусматривает снятие психологического напряжения, тревожности  и нацеливает на решение проблемы снятия профессиональных трудностей.

4. Игра «Позиционное общение»

Цель игры: расширение диапазона коммуникативных средств преподавателя, поиск эффективного индивидуального стиля педагогического общения с обучающимися.

Группе предлагается разобрать типичные ситуации:

 1. Обучающийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из одногруппников, говорит: «Я не хочу выполнять задание вместе с ним».

2. Представьте себе, что Вы классный руководитель. Ваши обучающиеся  ушли с последнего урока, и таким образом сорвали занятие. На следующий день Вы приходите в группу и спрашиваете, кто был инициатором идеи, в ответ – молчание.

3. Вы пришли в группу заранее и увидели, что двое обучающихся  (один из них староста) исправляют в журнале оценку.

4. Вы предлагаете задание обучающимся на уроке, а они дружно говорят, что уже решали его с преподавателем, который заменял Вас на предыдущем занятии.

5. При изучении одной из тем на уроке осталось свободное время.

Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, скажите и др.) в данной ситуации и почему? 

Далее группе предлагается обсудить свои профессиональные трудности которые испытывают молодые специалисты.

Молодые педагоги составляют реестр профессиональных страхов и затруднений, классифицируют их  с последующей характеристикой поведения. Подбираются примеры на различные варианты (молодой преподаватель – обучающийся, молодой преподаватель – учебный предмет, молодой преподаватель – опытный педагог, молодой преподаватель – администрация техникума и др.) и записываются на ватмане. Затем проводится анализ этих ситуаций, поступков, действий молодого преподавателя и участников образовательного процесса, их коммуникации в решении проблемы.

5. Упражнение «Пять минут»

Цель упражнения: преодолеть «стресс торопливости», нейтрализовать эмоциональное напряжение, укрепить стремление преподавателей к достижению состояния внутренней уравновешенности.

Упражнение начинается со следующих слов: Представьте, что вы идете к автобусной остановке и видите, как подъезжает нужный вам автобус. Что вы сделаете? Спокойно скажете себе, что не будете торопиться, на работу вы успеете, вскоре подойдет другой автобус, или резко побежите к нему, чтобы сэкономить пять минут? Подумайте о том, что вам удалось успеть в автобус и, тяжело дыша, вы протискиваетесь между пассажирами. Пять минут у вас в запасе.

Что вы будете делать в течение этих пяти минут, которые вам удалось сэкономить, затратив определенные усилия?

В ходе группового обсуждения часто выясняется, что преподаватели находятся в постоянной спешке, стремясь сэкономить каждую минуту даже тогда, когда в этом нет особой необходимости. Многие действительно не могут представить, что они будут делать в эти сэкономленные пять минут, и приходят к выводу о бесполезности «стресса торопливости» и его вредном влиянии на свое самочувствие.

6. Упражнение «Атмосфера»

Участники группы удобно устраиваются на стульях, расслабляются и закрывают глаза. Ведущий в спокойной и мягкой манере произносит приблизительно такой текст:

«Вспомните сейчас самое приятное событие, которое недавно у вас произошло. Что вы чувствовали? Воспроизведите мысленно как можно отчетливее свои ощущения по поводу этого события: радость, удовлетворение, блаженство, успокоение.

Постарайтесь теперь сохранить свое внутреннее состояние и каждую картинку, которую я буду сейчас словесно описывать, насыщайте положительными эмоциями.

Вы входите в воображаемый кабинет, аудиторию: почувствуйте бодрость и уверенность в себе. Входя в кабинет, поздоровайтесь с обучающимися, улыбнитесь им. Найдите внутреннее состояние, сохраняющее разумный баланс между сдержанной строгостью и открытой доброжелательностью. Вы идете к своему столу. Какую позу вам хочется принять? Представьте, что вы садитесь в удобной для вас позе и начинаете урок. А теперь в своем воображении пройдите по кабинету. Постарайтесь найти удобный темп ходьбы – не слишком быстрый, но и не медленный. Поддерживайте в себе внутренний темпоритм, который позволяет вам продемонстрировать перед группой профессионализм, авторитетность, уверенность в себе. Представьте, как вы идете. Вы сложили руки за спиной? Или скрестили их на груди? Найдите удобный для вас жест, чтобы чувствовать себя свободно и уверенно.

Помните, что выбранные вами удобная поза, соответствующие вам ритм движения и стиль общения создадут условия вашего нормального самочувствия и эмоционально-позитивной атмосферы в группе».

 Подведение итогов. Обратная связь (обмен впечатлениями друг о друге и о ходе занятия). Ритуал прощания («Ящик с сюрпризом» Приложение 2).

В завершении раздаются памятки и рекомендации молодым специалистам (Приложение 3).

Приложение 1

Труд учителя опасен и суров,
Много в нем и терний, и шипов.
Если кое-где у нас порой
Умным быть не хочет,
Значит, с ними нам вести незримый бой,
Так назначено судьбой для нас с тобой:
Учим дни и ночи.

Смешные открытки и картинки на День Учителя (18 фото)

Приложение 2. (фразы и пожелания  «Ящик с сюрпризом»)

  • Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.
  • Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
  • Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания.
  • «Терпение – дар Неба». Обладающий терпением не унизится до раздражения.
  • Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.
  • Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
  • Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней.
  • Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
  • Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
  • Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.

Приложение 3

Памятка для молодого преподавателя

http://www.chitaaty.siteedit.ru/images/d26929bc7a402f5cbdbbbc3fe3296a84_1_.gif

1.Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в кабинет последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите группу, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.

2.Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в  журнале, ее можно приготовить на перемене.

3.Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.

4.Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения всю группу. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.

5.Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.

6.Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.

7.Заканчивайте урок общей оценкой группы и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных обучающихся, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.

8.Прекращайте урок со звонком.

9.Удерживайтесь от излишних замечаний.

10.При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к группе.

Рекомендации молодому преподавателю

http://www.chitaaty.siteedit.ru/images/74d5d1cd507296fe482e2472506c8ba1_1_.gif

  Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.

  Ты очень близкий человек для своего обучающегося. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.

  Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.

  Постарайся вселить в обучающегося веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.

  Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни студента. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.

  Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.

  Входи в кабинет с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.

  Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.

  Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.

  Обучающийся всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.

  Учи своих обучающихся трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт.

  Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в обучающегося. Дай ему крылья. Дай ему надежду.

  Не скрывай от студентов своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом обучающемся увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.

  Помни о том, что обучающемуся должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, студент становится внимательным.

  Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мини-треннинг " Общаться с ребенком КАК?"

Формы   работы  с родителями постоянно меняются. Традиционные  формы   работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за...

Треннинг

«Профилактика эмоционального выгорания педагога»...

Треннинг по толерантности

В помощь старшекласснику...

Треннинг коммуникативности

Способность к творчеству – креативность (от англ. creativity) – умение человека видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Сегодня мы будем стараться активно проявлять креативные качества: гибкость мышле...

Треннинг на отработку орфоэпических навыков

Данные упражнения на постановку ударения помогут учащимся развивать грамотную речь и подготовиться к ЕГЭ...

Волонтёр года Треннинг

Игра с залом на тему "Мы за ЗОЖ"...

Календарно-тематическое планирование ДООП «Треннинг общения»

Календарно-тематическое планирование на 2020 / 2021 учебный годДООП «Треннинг общения» педагог Осепян А. К. Группа 1...