"Знаешь ли ты Конституцию своей страны"
методическая разработка (10 класс) на тему

Архипова Елена Владимировна

Интеллектуальная игра для учащихся старших классов "Знаешь ли ты Конституцию своей страны?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znaesh_li_ty_konstitutsiyu_svoey_strany.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра для учащихся старших классов "Знаешь ли ты Конституцию своей страны?"

Цели:

  1. Актуализация знаний о конституционных основах Российской Федерации, повторение и закрепление вопросов, изученных ранее в курсе обществознания.
  2. Расширение знаний о конституционных основах нашего государства, формирование понимания необходимости знания Конституции как основного закона.
  3. Воспитание чувства патриотизма и гражданственности, уважения к закону.
  4. Развитие интеллектуальных способностей и командно-групповых форм работы учащихся

Участники: команды 10-а-б классов

Требования к командам:

  1. Название команды
  2. Наличие общего элемента, содержащего символику цветов российского государственного флага (эмблема).
  3. Выбор капитана как организатора работы команды.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор и большой экран, на котором демонстрируются слайды с вопросами и правильными ответами для быстрой проверки
  2. Для команд - карточки для занесения ответов
  3. Для жюри – бланк для вписывания оценок и план игры с перечнем вопросов, верных ответов и системой оценок .

Оформление: в аудитории, где проводится игра, на стене или доске размещаются государственные символы РФ.

Организационные указания: команды размещаются в аудитории за отдельными столами

Алгоритм проведения всех конкурсов, кроме Представления команд, Телеграммы, Быстрых ответов.

  1. Ведущий объявляет тему конкурса и зачитывает вопрос. Одновременно на экране появляется слайд с текстом вопроса, который демонстрируется в течение всего времени, отведённого на выполнение задания.
  2. Ассистенты выдают каждой команде подготовленный заранее лист бумаги с заготовленной схемой ответа, куда команды вписывают нужное.
  3. По истечении времени, отведённого на выполнение задания, ведущий объявляет окончание конкурса.
  4. После того, как все ответы поступили в жюри, на экране демонстрируется текст верного ответа. Верный ответ озвучивается ведущим.

Ход игры

Учитель: 12 декабря вся наша страна будет отмечать праздник. 
-  Какой это праздник? Что вы о нем знаете?
 День Конституции Российской Федерации – это официальный праздник и отмечается он 12 декабря, потому что именно в этот день всенародным голосованием в 1993 году была принята Конституция Российской Федерации, а с 19 сентября 1994 этот праздник стал государственным и объявлен выходным днем. 
Конституция – это основной закон государства. В нем написаны правила, по которым живут все жители России, и мы с вами тоже.

Учитель: и сегодняшняя игра под названием «Знаешь ли ты Конституцию своей страны?» посвящена именно этому празднику. Как вы успели заметить, заходя в аудиторию, вы получили жетоны определенного цвета. каждый из которых символизирует определенный цвет нашего флага и соответственно ваши команды.


Представление участников игры, жюри . Объявление порядка игры. Пожелание успехов

1. Презентация команд.

Команда должна представить себя, сообщив своё название, капитана, продемонстрировав общий символ.

2. история конституции. Прослушав сообщение вашей одноклассницы, ответьте на вопросы.

вопрос

ответ

  1. Сколько в истории РФ насчитывается конституций?

5

  1. В каком году была принята первая конституция?

1918г.

  1. Срок действия какой конституции составляет 40 лет?

1937й или 3тья

  1. Первые 4 конституции РСФСР были по своему типу…

Советскими

социалистическими

3. Праздничная телеграмма.

Для участия в конкурсе приглашаются по 2 представителя от каждой команды. Их задача – составить поздравительную телеграмму с Днём Конституции всем присутствующим, выразив свою мысль в 5 предложениях, считая обращение. Творческий подход приветствуется. Порядок работы: представители команд работают за отдельными столами, время работы-5 минут.. Выполнив задания, передают телеграммы и присоединяются к своим командам.

4. Язык Закона.

Ведущий: положения Конституции, как и любого другого закона, не может формулироваться случайными словами. Для этого есть специальная терминология.

Задание: за 1 минуту нужно подобрать термины к приведённым выражениям.

Как называется:

Вопрос

Ответ

1.Торжественное вступление к тексту Конституции -

Преамбула

2. Выражение недоверия Президенту со стороны парламента

импичмент

3. Всенародное голосование

референдум

4. Форма национально-территориального устройства, союз государств

федерация

5. Многообразие, множественность

плюрализм

6. Независимость, самостоятельность

суверенитет

5. Основы конституционного строя РФ.

Ведущий формулирует задание: за 3 минуты записать на листочке как можно больше принципов, являющихся основами конституционного строя России.

Затем ответ озвучивается по очереди представителями каждой команды по 1 принципу аукциона. Тот, после которого никто не сможет продолжить ответ, получает поощрительный балл. Жюри проверяет и оценивает ответы. За каждый верно записанный принцип – 0,5 балла.

После завершения конкурса демонстрируется слайд с правильными ответами.

Основы конституционного строя: демократия, федерализм, правовой характер государства, республика, приоритет прав и свобод человека, суверенность, народ как источник власти, верховенство Конституции, социальное государство, разделение властей, признание частной собственности, рыночный характер экономических отношений, политический и идеологический плюрализм, светский характер государства,

6.“Союз нерушимый…”

Название следующего конкурса – “Союз нерушимый…”. Конечно, он будет посвящён вопросам федеративного устройства нашего государства. Мы проживаем в одном из субъектов Федерации – Челябинской области. Согласно Конституции, каждый субъект федерации имеет свои права и полномочия, но есть такие вопросы, которые являются полномочиями федерального центра. Сейчас вы получите таблицу с вопросами. На каждый вопрос нужно дать только один ответ – да или нет. В вашем распоряжении 2 минуты. Каждая верная позиция оценивается в 0,5 балла. Максимальная оценка -3,5 балла.

Демонстрация слайда с ответами.

Может ли Челябинская область…

Да или нет

Выпускать свои деньги

Нет

Сформировать свою армию

Нет

может ли Департамент образования Челябинской области ввести новые предметы в школе в дополнение к федеральной системе школьного образования?;

Да

заключить внешнеторговый договор с Финляндией?;

Нет

установить свою таможню на границе с  Башкирией?

Нет

7. Народ выбирает

Ведущий: Почти половина положений Конституции посвящена системе органов власти РФ, их функциям и принципам формирования. Как положено в демократическом государстве, их выбирает народ.

Задание: заполните схему под условным названием “Народ выбирает”, перечислив выборные государственные должности в РФ. На экране демонстрируется слайд с образцом задания.

Народ выбирает:

  1. Президент РФ
  2. Депутаты Государственной Думы РФ
  3. Депутаты законодательного органа власти субъекта Федерации
  4. Депутаты местного органа власти

По истечении отведённого времени демонстрируется слайд с правильным ответом.

8. Первый день Президента.

У Президента РФ очень много обязанностей. Представим, что Некто, только что избранный на этот пост, приступил к их выполнению

Задание: Вчитайтесь в текст. Постарайтесь выявить нарушения Конституции, которые совершил Президент в течение первого рабочего дня на должности:

В 6 утра Президент на ногах. После зарядки и завтрака звонит министру обороны и приказывает ему прислать за ним машину.

В 7 часов он в своем кабинете подписывает распоряжение о назначении одного из генералов на должность командующего Военно-Воздушными Силами страны.

В 7 часов 30 минут объявляет об отставке Правительства.

В 8 — он на заседании Государственной Думы представляет кандидатуру на должность Председателя Центрального банка.

8 часов 30 минут назначает Генерально прокурора

В 9 часов подписывает Указ о награждении группы милиционеров орденами и медалями. В 10 часов подписывает договор о торговле между Россией и Канадой.

В 11 ратифицирует два международных договора.

В 12 часов освобождает от должности Председателя Конституционного Суда.

С 13 часов обедает и отдыхает.

В 15 часов вводит чрезвычайное положение в Москве в связи с забастовкой водителей троллейбусов.

В 16 часов звонит министру обороны, приказывает прислать за ним машину, едет на завод, который не выполнил план и, разобравшись, увольняет директора.

В 17 часов назначает нового Председателя Правительства.

С 18 часов принимает верительные грамоты иностранных послов.

Каждая верно найденная ошибка в работе Президента приносит 0,5 балла.

9.Окончание игры.

Представители команд по очереди зачитывают составленные ими приветственные телеграммы и тем самым поздравляют всех присутствующих с Днём Конституции.

Жюри подводит итоги.

Литература.

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Смоленский М.Б. “Конституция РФ. Постатейный комментарий ля школьников”.Издательский центр “Март”, Москва – Ростов-на-Дону, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Знаешь ли ты Конституцию"

Цель классного часа познакомить детей с Конституцией, историей Конституции страны...

Олимпиада для обучающихся 9-11 классов "Знаешь ли ты Конституцию РФ?"

К 20-летию принятия Конституции РФ с целью актуализации и расширения знаний обучающихся 9-11 классов была разработана данная олимпиада....

Знаешь ли ты свою страну?

Викторина может быть использова на обобщающих уроках или при проведении предметной недели по географии....

Игра "Знаешь ли ты Конституцию?"

Игра, посвященная 20- летию Конституции РФ...

Викторина "Знаешь ли ты свою страну?" Центральный экономический район

Обобщающий урок в форме викторины для 9-х классов после изучения Центрального экономического района. В работу была включена часть  информации по данной теме  из печатной тетради по геог...

Игра: «Знаешь ли ты свою страну?»

Познавательная игра по географии для учащихся 8 класса...