Мастер-класс. Внеурочная деятельность.
методическая разработка на тему

План проведения мастер-класса по внеурочной деятельности (творческое объединение "Удивительный мир шахмат).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.plan_.doc55 КБ
Office presentation icon przentatsiya_k_seminaru.shahmaty_k.ppt2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс.

Цель: показать, какие УУД можно сформировать с помощью занятий шахматами, привлесь, заинтересовать заместителей директоров общеобразовательных школ области шахматами как учебным предметом для дальнейшего ведения шахмат в школах своего населённого пункта.

Ход

  1. Орг. часть. Приветствие.
  2. Чтение стихотворения (ученик 3 кл.)

Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
- Знаю я одну игру, -
Сказал ребятам Петя.
- Где бы ни был я, везде
В нее играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать –
Игры название угадать!

  1. Презентация.

 

Слайд №1.

Ведущий: Речь сегодня пойдёт о гениальной игре, о шахматах, о том, какие УУД можно сформировать у детей благодаря занятиям шахматами. Очень хорошо о настольной логической игре сказал И.С.Конев, советский полководец, Маршал Советского Союза:

«На мой взгляд, если считать шахматы игрой, \то нет ей  равной среди игр по тренировке памяти и логике мышления, по воспитанию выдержки, силы воли и других ценных качеств человеческого характера»

Слайд №2.

Ведущий: Уважаемые коллеги, перед вами текст, прочитайте его, пожалуйста,  по абзацам, и ответьте на вопрос: Формированию каких УУД  способствуют шахматы?

Слайд №3.

Слайд №4.

Слайд №5-6.

Слайд №7.

Слайд №8.

Слайд №9.

Слайд №10.

Ведущий: Коллеги, глядя на фотографию, скажите, кто главные герои игры? Верно, шахматные фигуры. Я познакомлю вас с каждой из них, вы научитесь правильно располагать шахматные фигуры на шахматной доске (у участников карточки с изображением фигуры и стихотворение):

Четверостишие о ферзе

Ферзю дана большая власть,

Не удовольствие, а бремя.

Возглавить бой, сразить, напасть,

Но рисковать всё это время,

Четверостишие о слоне

Лишь одноцветные поля

Слона в походе привлекали.

Он на чужого короля

Нацелен по диагонали.

Четверостишие о короле

Король в дебюте — трусоват,

Чуть что — и сразу рокировка.

А под конец и он  солдат,

Воюет не спеша, но ловко.

Четверостишие о ладье

Её манёвр — сплошной кроссворд.

Горизонтали, вертикали…

Ладье по нраву — «тихий» ход,

Но вот — удар, и враг в печали!

Четверостишие о коне

Прекрасен Конь, могуч и яр,

Наполнен жаждою полёта.

Ему не дан прямой удар,

Зато он мастер апперкота.

Стихотворение о пешке.

Пешка, маленький солдат,
Лишь команды ждет,
Чтоб с квадрата на квадрат
Отправиться вперед.
На войну, не на парад
Пешка держит путь.
Ей нельзя пойти назад,
В сторону свернуть).

Ведущий: Король – генерал на поле битвы. У каждой стороны, у белых и у чёрных, свой король. Давайте вместе поставим наших королей на поле битвы. Первоначальное положение белого короля е1, чёрного поля е8 (участник читает стихотворение о короле, подходит к демонстрационной доске и ставит короля  на её место).

Ведущий: Ферзь – самая сильная фигура на шахматной доске. У каждой стороны свой ферзь. У белых ферзь располагается на поле d1, у чёрных на поле d8. При расположении ферзей вы заметили что-то особенное? (любит свой цвет) (участник читает стихотворение о ферзе, подходит к демонстрационной доске и ставит ферзя  на её место).

Ведущий: Ладьи – располагаются в четырёх углах шахматной доски. Они крепости шахматных армий. У белых и у чёрных по две ладьи. Давайте вместе, используя шахматную нотацию, расставим ладьи на шахматной доске. Ладьи белой армии: а1, h1; чёрной армии: а8, h8 (участник читает стихотворение о ладье, подходит к демонстрационной доске и ставит ладью  на её место).

Ведущий: Слоны располагаются рядом с королём и ферзём. У белых и у чёрных по два слона. Попробуйте сами расставить слонов на поля и назвать места их расположения (белые с1, f1; чёрные с8, f8 (участник читает стихотворение о слоне, подходит к демонстрационной доске и ставит слона  на её место).

Ведущий: Не нужно говорить “лошадь”, а следует говорить “конь”. И у белых, и у чёрных по два коня. В первоначальном положении они находятся между слонами и ладьями. Белые на полях b1, g1; чёрные – b8, g8 (участник читает стихотворение о коне, подходит к демонстрационной доске и ставит коня  на её место).

Ведущий: Пешки – защитники двух армий. У каждой стороны по восемь пешек. Располагаются они на второй горизонтали белые, на седьмой – чёрные (участник читает стихотворение о пешке и расставляет их на демонстрационной доске).

- А сейчас, чтобы закрепить изученное мы поиграем в игру «Волшебный мешочек», а затем попробуете отгадать загадки.

(Описание игры: опустить руку в мешочек, достать фигуру и определить, что это за фигура, назвать, поставить её на своё место на шахматной доске).

Загадки.

Загадка №1

Стою на самом краю,

Путь откроют – подойду.

Только прямо хожу,

Как зовут, не скажу.

Ответ: Ладья

Загадка №2

Не живет в зверинце,

Не берет гостинцы,

По косой он ходит,

Хоботом не водит.

Ответ: Слон

Загадка №3

Передвигаются не косо и не прямо,

А буквой «Г» — так шахматисты говорят.

Ответ: Конь.

Загадка №4

Всех он смелее и сильней,                  

И не узнать его нельзя,                      

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал... (ферзя)

Загадка №5

Два братца через грядку смотрят,

А подойти друг к другу не могут.

Ответ: Король.

Вывод:

- Что такое шахматная доска?

- Как называются клетки на шахматной доске?

- Сколько полей на шахматной доске? Сколько белых? Сколько чёрных? -   - Назовите поле в правом нижнем углу у белых фигур (h1).

- Сколько всего фигур на шахматной доске?

- Каких фигур по две?

- Каких фигур больше всего?

- Какая из фигур самая сильная? Какая особенность у ферзя?

- Какие УУД можно развивать у детей, используя подобные игровые формы?

Ведущий:

 - Я вам раздам листочки и попрошу ответить на вопросы:

  1. Нужны ли шахматы школе? (подчеркнуть)

-ДА

-НЕТ

-НЕ МОГУ ОТВЕТИТЬ

  1. Появилось ли у Вас желание ввести шахматный кружок в школе?

-ДА

-НЕТ

-НЕ МОГУ ОТВЕТИТЬ

-МЕНЯ ШАХМАТЫ ЗАИНТЕРЕСОВАЛИ

3.      Какая помощь Вам необходима?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Ваши пожелания и предложения организатору мастер-класса.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Завершить мастер-класс хотелось бы следующими строчками:

И только мудрость шахмат даст ответ

 Твоей душе на множество вопросов

Ведь игрока средь шахматистов нет,

А есть поэт, художник и философ!

Всем спасибо за внимание и активное участие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Может, с неведомых звезд прилетела Эта игра, что загадочней сфинкса? Черные клетки и белые - уравнение с тысячью иксов… «На мой взгляд, если считать шахматы игрой, то нет ей равной среди игр по тренировке памяти и логике мышления, по воспитанию выдержки, силы воли и других ценных качеств человеческого характера». И. С. Конев, советский полководец, Маршал Советского Союза

Слайд 2

Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, умению классифицировать, выявлять закономерности, решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память. Шахматы требуют умения самостоятельно ставить задачи, творчески решать их, находить оригинальный способ решения, стимулируют развитие фантазии, воображения. Эта уникальная игра учит ребёнка прогнозировать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности. Увлечение замечательной игрой заметно воздействует на характер человека в целом. Активность, настойчивость, целеустремленность, вера в конечный успех становятся необходимыми условиями достижения поставленных целей. Шахматы требуют дисциплинированности, систематического самоконтроля. Положительно влияние шахмат на развитие таких черт характера, как самообладание и выдержка. Шахматы — полезная школа для воспитания спортивного духа, стремления к победе, успеху, спокойствия и сдержанности, смелости, стойкости и упорства в экстремальных ситуациях, уважения к сопернику. Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, вырабатывают в себе работоспособность, учатся самодисциплине.

Слайд 3

Личностные результаты: повышение мотивации к изучению шахмат; ориентация на понимание причин успеха при игре в шахматы; способность к самооценке на основе критерия успешности; знание основных моральных норм поведения; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и детьми.

Слайд 4

Метапредметные результаты: формирование умений планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей; освоение начальных форм рефлексии; формирование умений понимать причины успеха / неуспеха / и способности действовать даже в условиях неуспеха; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; формирование умений договариваться, готовность слушать собеседника .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой мастер-класс "Организация проектной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках и во внеурочной работе по географии."

P { margin-bottom: 0.21cm; } Целью данной работы является обобщение собственного опыта применения проектной методики на уроках географии во внеурочной деятельности, выявление положительных резуль...

Мастер-класс по внеурочной деятельности «Путешествие по «карте успеха» в кружке «Юный исследователь-филолог"

В презентации отражены цели кружковой работы, этапность действий обучающихся по "карте успеха" микрогруппы, названия исследований в области филология, результативность исследований учеников....

Мастер класс по внеурочной деятельности. Геометрия.

Кружок "Занимательная геометрия", 7 класс...

Мероприятие в рамках фестиваля "Инновационной деятельности" мастер класс по внеурочной деятельности Игра «Военно - спортивный калейдоскоп».

Открытое мероприятие по внеурочной деятельности Игра "Военно - спортивный калейдоскоп" для  разновозрасных команд обучающихся 1 - 9 классов....

Мастер-класс по внеурочной деятельности

Мастер-класс по внеурочной деятельности. Проект.  Отдых для всей семьи (Хороводы. Игры. Танцы. Песни. Забавы.)Тема: Русская вечерка.Форма: Практическое занятие (групповые занятия, проектная работ...

Мастер-класс по внеурочной деятельности " Мое хобби-стендовый моделизм" 2018 г.

Многие считают, что стендовый моделизм - это детское занятие. На самом деле это не так. Стендовый моделизм - такое же хобби, как коллекционирование марок или монет. Некоторые виды моделизма являются о...

мастер - класс по внеурочной деятельности

Мастер - класс по внеурочной деятельности "Мотивация обучающихся при изучении французского языка"...