Методы, принципы, цели, функции патриотического воспитания.
статья на тему

Дунаева Елена Юрьевна

Методы, принципы,  цели, функции патриотического воспитания.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Методы, принципы,  цели, функции патриотического воспитания. 

     Изучение Концепции патриотического воспитания граждан РФ, Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 — 2010 годы», Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015гг.», Концепции  духовно -нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Содержания Государственного образовательного стандарта второго поколения, Программы воспитания и социализации школьников,  дает нам основание рассматривать патриотическое воспитание как систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти,   общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. В узком смысле исследователи рассматривают патриотическое воспитание как систематическую и целенаправленную деятельность отдельных субъектов патриотического воспитания.

  Патриотическое воспитание как сложная управляемая система, включающая многообразие взаимосвязанных между собой элементов, внутренних устойчивых связей и отношений объективного и субъективного характера, а так же подсистемы содержательноrо, организационного, проявляются и функционируют закономерности различного уровня и порядка, учет которых позволяет эффективно и качественно управлять данной системой.

   Патриотическое воспитание в то же время является специфическим процессом целенаправленного взаимодействия его объектов и субъектов, влияния и воздействия на личность школьника, окружающий коллектив (группу людей), общество в целом.

   Анализ литературы по проблеме позволил установить, что в психолого - педагогической научной и учебной литературе отсутствует однозначное понимание содержания патриотического воспитания и его соотношения с другими направлениями (видами) воспитания. Численность и набор компонентов, характеризующих базовую культуру личности, разнится, в ряде учебников по педагогике 90-х, 2000-х, 2010-х годов патриотическое воспитание как особый вид воспитания просто отсутствует.

  Для  осмысления патриотического воспитания, как системы рассмотрим концепцию патриотического воспитания   В.И. Лутовинова,  в которой выделяются следующие характеристики:

1. Патриотическое воспитание — это система, создающая и упорядочива- ющая системы смыслов, образов, интерпретации в образовательном процессе. Патриотические смыслы это неизменная основа личностного значения того или иного явления, события, вехи, этапа, эпохи отечественной истории, связанной с прошлым, настоящим и будущим того пространства, которое подвержено осмыслению.

2. Патриотическое воспитание в системе образования конструирует социокультурные образцы социального действия (модели действительности и образы желаемого будущего), которым придается определѐнная форма. Патриотическое воспитание — это репрезентативная система. С одной стороны, это "место встречи" индивида, коллектива, общества и государства, средство их взаимного отображения. С другой стороны, оно способно производить, наследовать и оформлять способы мышления, идеалы, образы, традиции, существующие в обществе в разных социальных группах, слоях и сообществах.

         Как видим, спектр выделяемых учеными значений понятия велик: это воспитание в широком социальном смысле, включая воздействие общества на человека, т.е. происходит отождествление воспитания с социализацией; это воспитание в широком педагогическом смысле как целенаправленное и осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений; это воспитание в узком педагогическом смысле как педагогическая работа в целях формирования у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений, решение конкретных воспитательных задач (концепция) .

  С точки зрения предметной области исследований, воспитание рассматривается и как социальное явление, и как направление педагогической деятельности, и как фактор общественной жизни, социализации человека.

       Воспитание как объективный воспитательный процесс представляет собой широкое, многостороннее взаимодействие социальных субъектов между собой, с окружающей природной и социальной средой. В этом взаимодействии воспитатель и воспитанник одновременно выступают субъектами самоизменения и объектами воздействия. Воспитание как процесс представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие субъекта воспитания на объект, для того чтобы сформировать качества, соответствующие воспитательным целям и задачам.

   Данное определение охватывает саму суть процесса воспитания как единства деятельности, с одной стороны, воспитателей, осуществляющих систему педагогических воздействий на ум, чувства, волю воспитуемого, а с другой — воспитуемых, активно реагирующих на эти воздействия под влиянием своих потребностей, мотивов, жизненного опыта, убеждений и других факторов (Мусина) .

    Оба приведенных определения представляют смысловую конструкцию воспитания как процесса. Воспитание как процесс характеризует последовательность изменений объекта воспитательного воздействия и составляет сущность процесса. Говорить о процессе безотносительно к объекту невозможно.

     Воспитание как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые объединены для достижения воспитательных целей и задач. В ней можно выделить модель, алгоритм и технологию, которые детерминированы закономерностями и принципами воспитания (Мусина).

       Воспитание как деятельность есть социальный процесс, представляющий совокупность последовательных действий человека, определяемых целью, т. е. мысленно предположенным результатом.

  На практике сущность воспитания проявляется как целостное, организационно оформленное взаимодействие всех субъектов деятельности, характер взаимосвязей и воспитательные функции которых регулируются педагогическими принципами и направлены на развитие личности42 . Целью воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций.

   По утверждению В.А. Сластенина, цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами, провозглашенными тем или иным обществом. Цели воспитания имеют конкретно-исторический характер. Они всегда конкретны не только для определенной эпохи, но и для определенных социальных систем, институтов государства.

      Основные цели и задачи воспитания граждан сформулированы в законодательных актах Российской Федерации и конкретизированы в документах органов государственного управления. Главная цель воспитания в современном мире состоит в создании материальных, духовных, организационных условий для формирования у каждого гражданина целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его успешное развитие. К основным задачам воспитания можно отнести следующие: формирование научного мировоззрения; развитие положительной мотивации и творческого отношения к деятельности; гармоничное и всестороннее развитие личности; усвоение общечеловеческих ценностей, исторического опыта и патриотических традиций Отечества и др. 42

   В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти — со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания.

  Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.( сластёнин)

  Метод воспитания распадается на составляющие его элементы, которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.

  Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимные переходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других — как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.

  Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.

  Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой — совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т. п.).

  Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов воспитания. Есть методы, отражающие содержание и специфику воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс.

 Рассмотрим  классификацию общих методов воспитания. К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам.

  Исходя из вышесказанного, предлагаем систему общих методов воспитания:

   методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);

   методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

   методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

   методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

   В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели.

  Педагогика как наука всегда стремилась теоретически упорядочить огромное множество методов воспитания, существующих в реальном воспитательном процессе. Проблема классификации методов воспитания,  остается одной из спорных теоретических проблем. Время от времени крупные ученые проводят бурные дискуссии на страницах научных журналов и на конференциях, на какое-то время договариваются об общих позициях. Но как только что-то уточняется или пересматривается в понимании сущности самого воспитания, так вновь возникают новые  классификации методов воспитания.

  В основе любой классификации методов воспитания лежит определенный критерий, то есть главный признак, на основании которого методы группируются и обособляются.

   В 60-х годах XX столетия общепринятой была классификация методов воспитания, состоящая всего из двух групп. Все методы воспитания делились в зависимости от того, на что они направлены - на сознание ребенка или на его поведение. Считалось, что сознание и поведение - это и есть главные области воспитательного воздействия.  В 1970-х годах значительная часть теоретиков педагогики принимала классификацию методов воспитания на основе трех главных направлений деятельности воспитателя:

1. Методы целенаправленного формирования качеств личности.

2. Методы стимулирования естественного саморазвития личности.

3. Методы коррекции развития личности.

  Самая уязвимая область этой классификации - три направления деятельности воспитателя: их, безусловно, намного больше.

  В конце 1970-х - начале 1980-х годов в педагогике оформилась концепция деятельностного подхода к воспитанию. С этих позиций ленинградские педагоги Т. Е. Конникова и Г. И. Щукина предложили классификацию методов воспитания, где главный критерий - функция метода по отношению к деятельности воспитанников, ибо воспитание - это организация их деятельности. В этой классификации рассматривались три группы методов воспитания:

1. Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности.

2. Методы формирования общественного сознания.

3. Методы стимуляции деятельности.

  Известный современный московский педагог-новатор и ученый В. А. Караковский использует несложную классификацию методов воспитания, и ей доверяют многие воспитатели-практики. В качестве критерия своей классификации В. А. Караковский избрал средства воспитания и выделил шесть групп методов:

  1. Методы воспитания словом.
  2. Методы воспитания делом.
  3. Методы воспитания ситуацией.
  4. Методы воспитания игрой.
  5. Методы воспитания общением.
  6. Методы воспитания отношениями.

Эта система методов воспитания гарантировала строго определенный результат.

  Значит ли это, что вопрос о классификации методов воспитания придется оставить за пределами научной теории? Напротив, следует разобраться в природе общих методов воспитания, понять их механизм, возможности и ограничения, а приступая к воспитанию детей на практике, выстраивать свою систему методов. Поскольку приходится учитывать особенности огромного многообразия методов, то встает вопрос: что является общим для всех методов воспитания? Если вспомнить, что предметом воспитания выступает социальный опыт детей, их деятельность и отношение к миру и с миром, к себе и с самим собой, то станет понятным, почему все множество методов воспитания можно сгруппировать и выстроить в такую систему:
   - первая группа - методы организации социального опыта воспитанников;
   - вторая группа - методы осмысления воспитанниками своего социального опыта, мотивации своей деятельности и поведения;
  - третья группа - методы стимулирования и коррекции действий и отношений воспитанников.(Голованова)

 Рассмотренные нами методы воспитания, бесспорно, не исчерпывают всего их многообразия. Мы лишь попытались разобраться в общих характеристиках их системы, для того чтобы педагогически грамотно решать частные вопросы воспитательной деятельности и  точно инструментировать воспитательное взаимодействие в целостном педагогическом процессе.

   Из выше перечисленного можно сделать вывод, что метод патриотического воспитания - это способ педагогической работы с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование  духовных, этических и эстетических качеств личности. По своей целенаправленности, отражающей особенности воздействия на сознания и поведения воспитуемых, с учётом задач воспитания и закономерностей формирования свойств личности.

  При реализации патриотического воспитания чаще всего используются методы:

 1)Убеждения – разъяснения, расскаразмышления, убеждения на собственном примере, опыте и опыте других, спор, дискуссия, полемика, (постановка учащегося в позицию полноправного участника процесса, активного субъекта).

2) Пробуждения- увлечение радостной перспективой, делом, творческим поиском; героическим, необычным, красивым ,загадочным; поощрения, похвала, награда, требования и др. ( формирования высокой значимости порученных и выполненных дел для общества; гордости за принадлежность обществу, народу, государству; разработка требований, распоряжений, рекомендации которые способствуют становлению и развитию патриотической направленности личности).

3) Приучения –творческое поручение, творческая игра, соревнование, традиции, личный пример (на основе коллективной творческой деятельности, метода проектов происходит развитие всех сторон личности, формируется отношение к жизни, складывается характер школьника, его патриотическое видение мира; воспитание через коллектив.

   Рассмотрев методы патриотического воспитания,  перейдем к анализу принципов, целей и функций патриотического описания.

     Чтобы детально рассмотреть патриотическое воспитание  во  – первых, надо выделить основные  характеристики, выявить принципы, цели,  главные функции и определить  структуру и функции патриотического воспитания школьников, рассмотрим в начале основополагающие принципы, руководствуясь которыми необходимо в реализации целей патриотического воспитания.

   Очевидно то, что «патриотическое воспитание школьников» имеет полифункциональный характер, который проявляется в его многоаспектности, обеспечивающейся единством реализации его принципов функций.

   Патриотическое воспитание основывается на общепедагогических принципах воспитания таких, как принципы народности, природосообразности, культуросообразности и д.р. Однако имеет и собственные, отражающие его специфику. К принципам патриотического воспитания относятся следующие принципы:

     1.Служения Отечеству. Является интегративным принципом патриотического воспитания. Понятие «служение Отечеству» имеет следующий тезаурус: идея служения, мотив служения, идеал служения, смысл служения, результирующим вектором выступает опыт служения Отечеству. В современных условиях требования принципа распространяются на сферу воспитания патриотизма как в ракурсе созидательной деятельности, так и защиты Родины. В содержании патриотического воспитания по формированию опыта служения Отечеству должны быть отражены общечеловеческие ценности, такие, как жизнь без войны, чувство социальной уверенности в завтрашнем дне, историческая память и др. В его основе лежат собственные переживания, творческое переосмысливание, проблематизация образа Отечества и служения в качестве проекции их собственной будущности. В процессе переживания собственной сопричастности к Отечеству происходит изменение ценностно-смысловых образований, которые являются глубинными структурами личности, составляют ее ядро, задают направленность жизнедеятельности в целом. Они приобретают ведущую роль по сравнению с понятиями «война», «агрессия», «террор», «растущая преступность», «ненависть к врагам» и др. Всякий поступок, отражающий поведение человека, может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его духовно-нравственную сторону, как патриотическое содержание, оценивают по единой шкале — служение Отечеству.

    2. Исторической и социальной памяти. «Важно воспитывать молодёжь в моральном климате памяти: – писал Д. С. Лихачёв, памяти семейной, памяти народной, памяти культурной». (Лихачёв) Социальная память осуществляет связь времён – прошлого, настоящего и будущего, является механизмом закрепления, аккумуляции, сохранения и воспроизведения (восстановления, воссоздания, моделирования) социального опыта. Принцип памяти выполняет функцию сохранения духовно-нравственного и культурно-исторического наследия народа и воспроизводит это наследие в реконструированных формах содержания патриотического воспитания. Актуализация данного принципа становится возможной благодаря укренённости исторически сложившихся ценностей и идеалов, которая способствует преодолению дискретности между наличной ситуацией и образом желаемого будущего России. Реализация желаемой модели социума осуществляется посредством перевода механизмов социальной и исторической памяти в плоскость привычной повседневной реальности. С принципом памяти тесно связан принцип межпоколенной преемственности

   3. Межпоколенной преемственности духовного опыта. Данный принцип полагает использование в воспитании укорененную в глубинах народной жизни систему базовых ценностей, существующую в форме таких архетипических конструкций, которые на протяжении тысячелетий формировали разные поколения, создавая лицо народа и нации, обусловливая совершенно определенный тип личности. Данный принцип отражает единство и многообразие социального и народного компонентов в патриотическом воспитании. Он ориентирует на сохранение общих черт многовековой бытовой культуры воспитания, этнокультурные, духовные, героические и созидательные традиции, общие факторы воспитания, присущие различным народам: природа, слово, язык, традиции, стереотипы, идеалы, смыслы, обычаи, верования, искусство, труд, быт и др. Основой данного принципа является понимание укоренённости межпоколенного опыта в различного рода социальных практиках, образе жизни, закладываемых культурой. Социокультурная преемственность обеспечивает гомеостаз и возможности воспроизводства социокультурных отношений благодаря действию механизмов социального наследования, которое осуществляется процессами социальной и исторической памяти. Передаваемый духовный опыт выступает средством самопознания молодого человека через идентификацию с представителями своего рода, семьи, общества. Межпоколенная преемственность актуализирует важные явления воспитания и социализации, связанные с трансляцией патриотических ценностей, идеалов, смыслов и т.д., обеспечивает постоянный приток новых носителей культуры на место постоянно уходящих прежних её носителей. В процессе патриотического воспитания важно учитывать проблему преемственности поколений, как важнейшего условия передачи совокупного опыта защиты и созидания Отечества.

    4. Социокультурной и национальной идентификации. Данный принцип определяет действие механизмов отождествления субъекта с социальным миром, воспринимаемым как мир Родины, отчего дома, родства, что позитивно влияет на развертывание жизненных сил личности, снимает уровень напряженности и конфликтности, создает свою, близкую среду. Во многих песнях, стихах, рассказах о Волге она называется Волга-матушка: эта река, связывающая столько народов, Европу с Азией, ставшая «главной улицей России», всегда воспринималась как символ добра и справедливости, защитница гонимых и угнетенных, как символ родной земли, своего края, России и придающее объектам окружающей действительности некий сакральный смысл. Именно этим определяется смысл поиска идентификационного кода российской культуры, адекватного вызовам современности .

   5. Гордости и великодушия в осмыслении социокультурной реальности исторического прошлого, требующий относиться к ходу отечественной истории и отдельным историческим событиям как данности, рассматривать их в контексте необходимости и оправданности последующим ходом исторического процесса. Мозаичность исторического прошлого предполагает наличие различных взглядов на природу, сущность и механизмы различных процессов, поскольку они как характеристики социокультурного субъекта также не могут быть однородный. Данный принцип распространяется на образовательные области и сферы воспитания, связанные с культурно-историческим и политическим прошлым нашей страны и требует объективного, лишённого каких-либо оснований пристрастности в освещении исторического опыта.

   6. Сакральности символов и смыслов Отечества. Данный принцип определяет эмоционально-ценностную доминанту воплощения чувства гордости и приверженности памяти предков в дело созидания и защиты Родины. Он основывается на наделении реальных вещей, явлений, событий священным содержанием, незыблемыми, не подверженными сомнению свойствами, при которых данные предметы или явления становятся образами и символами в сознании людей. Символы формировали у многих поколений россиян личностный идеал, т. е. способ мышления или форму сознания, направленную на восприятие особой «священной» сферы мыслеобразов сообразной жизненным ожиданиям человека. Каждый человек наделяет ценности своими собственными смыслами. Поэтому одна из важнейших характеристик патриотического воспитания - eгo ценностно-смысловой xapaктер, на который педагог и воспитанник ориентируются в своей совместной деятельности.

  7. Соборности в воспитании духовных основ патриотизма. Результаты научных обобщений социокультурных, религиозных и философских особенностей российского менталитета позволяют сделать вывод, что одним из принципов идентификации духовной жизни российского социума является соборность (коммунитарность), которая обладает коллективистскими, объединяющими началами социокультурной интеграции. Соборность - это этнический архетип в пространстве культуры российского социума, nроявляющийся как чувство коллективного синтеза единичного и множественного, реального и сакрального, рационального и иррационального. На индивидуальном уровне соборность выступает как требование духовной гармонии в межличностных отношениях, «собранности» личности в мыслях и поступках, на социальном уровне обеспечивает единство индивидуального, коллективного, общественного. На социальном уровне выступает требованием интеграции общенародного, национального, государственного (державного) и общечеловеческого. Чувство патриотизма можно рассматривать как «переживание соборности», имеющей основу событие, т.е. совместно переживаемое бытие как таковое. В патриотическом воспитании данный принцип направлен на формирование духовности, гармонических основ в отношениях личности, коллектива, общества и государства, основ воспроизводства традиций народного единства, благоговения перед предками, гуманизма, толерантности, милосердия, коллективизма.

   8. Опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции. Традиции — это специфические формы существования «наследственной» социальной информации, включающей в свое собственное пространство-время нормативно значимые способы действий, оценок, мировосприятие, символику, алгоритмы культурного воздействия на личность и процессы образования и социализации индивидов через схемы действия, культурные символические формы, язык, роли, статусы и т.п. Они выступают универсальной формой сохранения и трансляции социокультурного опыта, обеспечивая при этом устойчивую социокультурную преемственность в реалиях повседневности. В традиции как основе патриотического воспитания заложен механизм духовного воспроизводства человека культуры, гражданина, патриота, выступающий особым процессом его самоидентификации и направленности на проявление собственной специфики и самобытности. Традиции существуют как особые «модели» коллективного бытия людей на данной территории, и смена поколений происходит вместе с постоянным переносом этой модели из прошлого в настоящее и будущее.

   9.Импликации традиций и инноваций в патриотическом воспитании. Данный принцип основывается на представлении о патриотизме как феномене, обладающем свойством инверсии в пространстве «прошлое-настоящее-будущее». Прошлое в патриотическом воспитании выступает как ресурсная база духовности, основанная на традициях, настоящее – потенциальная основа консолидирующая общество гармонией традиций и инноваций, будущее – результат преобразовательного внедрения инноваций в пространство традиций. Тем самым, обеспечивается устойчивость социальных отношений в формате: «личность – коллектив – общество – государство», осуществляется своеобразная регенерация прошлых общественных отношений в настоящем и будущем. Внедрение данного принципа преодолевает расхожий взгляд на патриотизм как достояние прошлого и обретает новое его видение как ресурса настоящих и будущих свершений, способствует формированию субъектной позиции человека в социальном пространстве.

   На наш взгляд,  данные принципы, отражают требования к разработке структуры и содержания патриотического воспитания в системе образования, позволяют обоснованно конкретизировать реализацию общей его цели в следующих обобщенных предметно-целевых задачах перехода от механизмов  трансляции знаний  на модель образования, ориентированную на смыслотворчество, на трансляцию принципов патриотическо сообразной деятельности в условиях «ученого незнания», что в наибольшей степени связано со становлением человека культуры,  гражданина, патриота, личности современного специалиста.

  При отборе и содержания патриотического воспитания М.В. Циулина выделяет следующие принципы:

  1. Принцип культуросообразности предполагает, что патриотическое воспитание должно основываться на ценностях и традициях национальной и региональной культуры.
  2. Принцип воспитания в деятельности состоит в следующем: чем разнообразнее и продуктивнее деятельность, осуществляемая личностью, тем эффективнее овладение культурой. Принцип реализуется при организации социально- проектной деятельности.
  3. Принцип воспитывающего характера обучения предполагает, что воспитания патриотизма осуществляется как процесс целенаправленной воспитательной работы, так и в процессе преподавания учебных дисциплин.
  4. Принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью к ней. Разумная требовательность должна быть обоснована задачами воспитательного процесса. Вместе с тем, требовательность не должна унижать человеческое достоинство.
  5. Принцип опоры на положительное предполагает, что в каждом человеке есть стремление к самосовершенствоанию и педагог должен поощрять это стремление. Принцип реализуется при организациипедагогической поддержки патриотического самоопределения подростков.
  6. Принцип воспитания в коллективе. Коллектив открывает широкий простор для всестороннего развития личности :именно в коллективе воспитываются чувства ответственности, товарищества и другие необходимые качества. (Циулина

    Цели воспитания всегда носят конкретно-исторический характер. Они специфичны как для конкретной эпохи с ее социальными, экономическими и политическими процессами, так и для конкретных социальных систем, институтов и учреждений. Именно это приводит к невозможности создания единообразной исчерпывающей формулировки цели воспитания в содержательном плане. Рассмотрим три уровня целей патриотического воспитания школьников:

 1. Стратегическая цель определяет идеальный результат воспитания — (модель должного), для достижения, которого необходимо выстроить содержание воспитания максимально возможного в реальных условиях практической деятельности педагога по патриотическому воспитанию школьников.

2. Тактическая цель направляет субъектов патриотического воспитания школьников на непрерывное и поэтапное решение задач патриотического воспитания с учетом динамики изменений объекта.

 3. Оперативная цель, предполагают ежедневное (ежечасное и ежеминутное) действие и взаимодействие по решению педагогических задач (ситуаций), связанных с патриотическим воспитанием школьников.

   Цель патриотического воспитания — развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития (концепция).

    В рамках нашего исследования цели патриотического воспитания школьников представлены как диагностируемые (М.В. Кларин), то есть, описаны через результат: – формирование патриотического сознания на основе знания истории, культуры, традиций своего народа в процессе усвоения опыта познавательной деятельности; – формирование чувства любви, сострадания и гордости за свое Отечество, верности своему Отечеству, готовности заботиться о нем и ценностного отношения человека к Отечеству, развитие мотивов и опыта служения Отечеству в процессе усвоения опыта эмоционально-ценностных отношений; – создание условий для успешной социализации школьников, саморазвития каждого из них как личности и индивидуальности, как субъекта патриотического поведения и деятельности в процессе усвоения действенно- практического опыта.      

      Патриотически-ориентированная деятельность — учебно - позна- вательная, трудовая, художественная, общение, спортивная, ценностно - ориентировочная, общественная — это содержательное поле социального опыта, который усваивает, осваивает и присваивает растущая личность.

    В процессе усвоения различных видов опыта: познавательной деятельности; эмоционально-ценностных отношений; действенно-практического формируется патриотическая воспитанность школьника.                                                   Высшим проявлением патриотической воспитанности является осознанная мотивированная патриотическая деятельность. Как и любая деятельность, она имеет сложную организацию, включающую информационный (знания), операционный (способы) и мотивационный (ценностные образцы и ориентации) компоненты. 

    Информационный компонент опыта служения Отечеству объединяет в себе знания о феномене патриотизма, его духовно-ценностной, историко - культурной, психической и социальной природе. Операционный компонент представляется средствами, методами и формами организации образовательной деятельности, методами планирования и регулирования процесса, формами и методами контроля за формированием опыта служения Отечества.

     Мотивационный компонент патриотического воспитания включает в себя образы как основу воспитания мотивов, идеалов и ценностей в сознании, чувствах, действиях, поведении личности, форм и разновидностей самой патриотической деятельности, а также ценностные образцы опыта служения Отечеству (80 . С30)

     Содержание каждого из этих компонентов отрабатывается в соответствии с задачами учебного предмета, кружка, системы воспитательной работы классного руководителя и отдельного внеклассного мероприятия решение которых подчиняется реализации общей цели патриотического воспитания учащихся в сфере образования.

       Проектируя систему функций патриотического воспитания школьников, нужно опираться  на различные представления ученых о компонентах структуры деятельности учителя и ее функциях (В.И. Гинецинский, Н.Ф. Кузьмина, А.К. Маркова,  И.А. Липский, Л.Е. Никитина).( Мусина) В процессе моделирования функций патриотического воспитания были выделены функциональные компоненты профессионально - педагогической деятельности применительно к задачам патриотического воспитания школьников. Таким образом,  наиболее распространен  следующий перечень функций, который считаем необходимым и достаточным:

 1) ориентирующая функция,

 2) мотивационно - мобилизационная функция,

 3) информационно- гностическая функция,

 4) организационная функция,

 5) преобразующая функция,

 6) координирующая функция

 7) контролирующая функция,

 8) прогностическая функция,

 9) коррекционная функция

  Реализация ориентирующей функции патриотического воспитания школьников связана с характерным для всех периодов истории общества социальным заказом общества на идеальный тип личности. Она позволяет педагогам осмыслить социальный заказ на основе ценностей и идеальных ценностных ориентаций, обусловливающих соответствующую цель воспитания. Эта функция — ориентир, позволяющий выявить наиболее предпочтительные варианты поведения, соответствующего идеалу.

    Мотивационно-мобилизующая функция включает умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом и другими особенностями и связана с механизмом саморазвития личности ученика и учителя в образовательном процессе. Мотивационно-мобилизующая функция проявляется и в содействии росту профессиональной компетентности педагогов, стремлении к творческому использованию, имеющихся в их арсенале традиционных средств, форм и методов патриотического воспитания и созданию инновационных функций.

   Реализация информационно-гностической функции патриотического воспитания школьников включает умения педагога пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания сущности явлений; пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала патриотического содержания.

    Организационная функция патриотического воспитания школьников предполагает создание условий для включения всех субъектов и объектов деятельности, в процесс достижения поставленных целей патриотического воспитания школьников.

    Преобразующая функция патриотического воспитания школьников требует от педагога проявления творческого подхода к организации образовательного процесса, включения объектов патриотического воспитания в направленную и ценностно-ориентированную патриотическую деятельность, а также взаимодействия субъектов и объектов патриотического воспитания в социально-преобразовательной деятельности на благо своей страны.

     Координирующая функция направлена на объединение и согласование содержания и направленности педагогических воздействий на объект патриотического воспитания школьников осуществляемых в системе общественного и семейного воспитания.

   Контролирующая функция патриотического воспитания     школьников связана с отслеживанием реализации социального заказа     на формирование личности патриота своего Отечества на уроках, во внеурочной деятельности, во внеклассной работе и распределением ответственности между всеми субъектами патриотического воспитания школьников.

     Прогностическая функция патриотического воспитания школьников очень важна в условиях реализации Государственной программы патриотического воспитания третьего поколения и новых стандартов общего образования, так как служит целям предвидения «зоны ближайшего развития» школьников и воспитательной системы образовательного учреждения. Учитель-предметник, классный руководитель как основные субъекты патриотического воспитания школьников постоянно экстраполируют полученные в ходе контроля данные на поведение учащихся в различных естественных и специально созданных воспитательных ситуациях ценностного и нравственного выбора в будущем, то есть занимаются прогнозированием.

      Коррекционная функция патриотического воспитания школьников позволяет изменять негативные моменты целостного педагогического процесса, влиять на динамику роста уровня патриотической воспитанности школьников и повышение качественных характеристик патриотического воспитания: содержания, педагогических условий, компетентности учителя, характера и стиля взаимодействия субъектов и объектов патриотического воспитания школьников.

    В заключение отметим, что обязательным условием эффективности процесса патриотического воспитания школьников в образовательном учреждении является реализация всех функций патриотического воспитания в совокупности.

    Изложенные выше положения говорят о том, что в основу моделирования полифункциональной структуры воспитательного процесса в системе образования может быть положен морфологический, системно-структурный и структурно-функциональный анализ. Это позволяет рассмотреть патриотическое воспитание как системно организованную структурно целостную деятельность, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное значение.

   Таким образом, проведенный нами анализ методов, цели и функций патриотического воспитания с позиций различных методологических подходов; выявление принципов как неотъемлемых требований к организации патриотического воспитания школьников, позволил  нам определить основы  патриотического воспитания школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на заседании Совета кураторов: "Современные формы и методы патриотического воспитания".

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.Преподаватель УКСИВТ Ерофеева С.М....

Конференция и экскурсия как эффективные методы патриотического воспитания в школе

Школе как социальному субъекту принадлежит ведущая роль в осуществлении и успешной социализации подростка. В ФГОС ООО предусматривается решение таких основных задач как...

Роль и место активных социально-психологических методов в гражданском и патриотическом воспитании школьников.

Роль и место активных социально-психологических методов (элементов тренингов, психологических игр, групповых дискуссий)  в гражданском и патриотическом воспитании....

Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания.

Контрольная работа по патриотическому воспитанию...

СТРУКУРА, ФУНКЦИИ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполн...

Опыт использования эффективных форм и методов работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности ......

Методы и формы гражданско-патриотического воспитания школьников. Из опыта работы.

Гражданско-патриотическое воспитание является одним из основных системообразующих факторов воспитательной системы нашей школы.Главная цель деятельности учителя, в первую очередь учителя истории, &nda...