Методы и формы гражданско-патриотического воспитания школьников. Из опыта работы.
методическая разработка на тему

Павловская Татьяна Юрьевна

Гражданско-патриотическое воспитание является одним из основных системообразующих факторов воспитательной системы нашей школы.

Главная цель деятельности учителя, в первую очередь учителя истории, – воспитание гражданина-патриота. В современных условиях развития общества сложно привить любовь к своему отечеству, помочь детям и подросткам осмыслить историю родной страны, научить искренне переживать за судьбу народа и страны, вызывать у школьников в душе те качества, которые и определяют его как личность, как гражданина. Решение этой важной задачи возможно через обновление форм внеклассной и внешкольной работы.

Описываемый педагогический опыт естественно вписывается в деятельность СОШ № 47, являясь неотъемлемой частью программы «Система гражданско-патриотического воспитания МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 47» поселка Сенной Вольского района Саратовской области.

Описываемый опыт отражает педагогическую деятельность автора в качестве классного руководителя, руководителя школьного научного общества «Клио», создателя и руководителя школьного музея.

Что беречь, что изучать, что чтить и чем гордиться должно молодое поколение? Смысл ответа на этот вопрос вижу в активном участии наших учащихся в работе, точнее в конкретных делах, приносящих пользу нашей малой родине, в увековечивании памяти защитников Отечества времен 1812 года и 1941-1945 годов.

Одна из составляющих процесса воспитания – это поисково-исследовательская деятельность. Считаю, что проектно - исследовательская деятельность школьников – это не просто игра в науку, а важнейшая часть образования, ведущая детей к обретению самостоятельного научного мышления. Данную деятельность следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей.

Очевидны огромные воспитательные возможности краеведческого материала, который позволяет растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, знакомых, соседей, на событиях из истории своего поселка. Результаты этого опыта можно посмотреть в видеороликах на www.youtube.

 

http://www.youtube.com/watch?v=5u1GDUF-S88   Семь чудес музея школы №47

 https://www.youtube.com/watch?v=JpBmjJ8W7hA Сказочный ларец 

http://www.youtube.com/watch?v=3GD3esu9dXU  Бекетов Ключ. МОУ СОШ №47 п.Сенной

https://www.youtube.com/watch?v=1zMjvg6EL14 Родник Белый Ключ

https://www.youtube.com/watch?v=OGZbXQpK0FM «В гостях у старой елки»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon byt_patriotom.doc211 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и формы гражданско-патриотического воспитания школьников.

Из опыта работы.

Быть патриотом – что это значит? «Толковый словарь» В. Даля объясняет это слово так: «Любитель отечества, ревнитель о благе его». «Толковый словарь русского языка» С. Ожегова дает такое определение: «Человек, преданный своему отечеству, своему народу». «Современный словарь русского языка» дает такое толкование: «Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины».

В отличие от определений, данных в словаре С. Ожегова и в «Современном словаре русского языка», в словаре В. Даля есть существенное уточнение – «ревнитель о благе его», т. е. человек, старающийся сделать что-то на благо своего Отечества. Это уточнение играет важнейшую роль в современных условиях. Не надо искусственно придумывать и навязывать какую-то новую идеологию. Она есть. Это - Родина, Россия, ее богатейшая история, неповторимая традиционная культура, прекраснейший в мире русский язык, судьбы и деяния великих и обыкновенных россиян. Любить Родину – значит быть ей полезным.

Сегодня и в образовательной практике, и в педагогической науке патриотическое воспитание учащейся молодежи наполняется новыми смыслами, а цель патриотического воспитания – социально активная, ответственная личность со сформированной гражданской позицией. Проблемы патриотического воспитания личности нашли отражение в нормативных документах Министерства образования РФ: Постановление правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы», подпрограмме МО РФ “Формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества” в рамках федеральной целевой программы “Молодежь России”, в которых определены понятие, содержание проблемы патриотического воспитания, цели и задачи, система программных мероприятий, механизмы реализации программы, что является основой организации деятельности с детьми.

Сегодня недостаточно наполнить головы учеников массой информации и затем проверить ее усвоение. Новое время определяет новые цели образования. Эти цели сегодня формируют те, для кого работает школа – дети, родители, государство, общество. Такой подход диктует необходимость принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, формирования нового отношения к учащимся, использование в школе современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образовательных технологий. 

В связи с этим проблема патриотического воспитания приобретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности учащихся.

Сегодня мы понимаем определение патриотического воспитания как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.             

Характерной особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди нас, педагогов, но и широкой общественности. Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции и подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России.

Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта. Моральные качества, приобретенные человеком в детстве, по большей части, остаются в нем на всю жизнь.

Считаем, чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Главная цель деятельности – воспитание гражданина-патриота. В современных условиях развития общества сложно привить любовь к своему отечеству, помочь детям и подросткам осмыслить историю родной страны, научить искренне переживать за судьбу народа и страны, вызывать у школьников в душе те качества, которые и определяют его как личность, как гражданина. Пора, наконец, разобраться: о чем мы говорим и что делаем, когда объявляем, что воспитываем у наших детей патриотизм? Наше современное общество весьма дифференцировано в своих взглядах, позициях, интересах. И если мы хотим формировать человека в нравственном, патриотическом, гражданском воспитании, необходимо создавать проблемные ситуации, требующие от школьника анализа сложных явлений, определения, защиты своих позиций и умения конструктивно взаимодействовать с иными позициями. Решение этой важной задачи возможно через обновление форм внеклассной и внешкольной работы. Мы ставим перед собой задачу формировать патриотическое сознание и гражданское поведение; развивать нравственные качества, такие, как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие через создание проблемных ситуаций, социально-значимую деятельность, акции и проекты. Мы ставим перед собой цель – развитие личных способностей у учащихся, раскрытие природного дара растущего человека.

В связи с этим приоритетными направлениями и составными частями образовательного процесса является гражданско-правовое, патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Сегодня в системе образования Российской Федерации сложились определенные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся. Формирование у них чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать свой выбор, является одной из главных задач образования.

Поэтому гражданско-патриотическое воспитание является одним из основных системообразующих факторов воспитательной системы нашей школы.

Теоретическое обоснование темы

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»

В основе нашего опыта по патриотическому воспитанию во внеурочной деятельности лежит мысль Я.А.Коменского о технологизации процесса воспитания, высказанная еще 400 лет назад: идея технологии воспитания – получение гарантированного результата.

Технология модерации позволяет значительно повысить результативность и качество воспитательного процесса за счет усиления мотивации всех участников, активизации познавательной деятельности учащихся.

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.

Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.

Технологию модерации мы активно используем в патриотическом воспитании личности наших ребят. Технология модерации направлена именно на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в этот  процесс. И не просто вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение результатов. Модерация эффективно решает эту сложную задачу путем организации групповой работы обучающихся. Для модерации подходят активные методы воспитания. Совместное использование активных методов воспитания и технологии модерации позволяет нам получить синергетический образовательный эффект. (Синергетика от греч.  – «sinergena» - Содействие, вместедействие, совместное действие). Приступая к какому-либо делу, мы резонно ставим вопросы: «Для кого?», «Для чего?» и «Зачем мы это делаем?».

Мы разделяем взгляды педагогов-новаторов, объединенных идеями «педагогики сотрудничества»:

  • Отношения с учениками. Сотрудничество с детьми нельзя объявить или ввести с новой четверти, его приходится годами добиваться, вырабатывать методику, при которой учитель идет "не с предметом к детям, а с детьми к предмету".
  • Идея трудной цели. Для поддержания духа сотрудничества нужно ставить перед детьми как можно более сложную цель, указывать на ее исключительную трудность и внушать уверенность в том, что цель будет достигнута, тема хорошо изучена (как у В. Ф. Шаталова). Учеников в этом случае объединяет не просто цель - цель сама по себе может быть и не такой уж интересной, - а именно вера в возможность преодоления трудности. Без общего воодушевления сотрудничества с детьми добиться трудно.
  • Идея свободного выбора. Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор. Свобода выбора - самый простой шаг к развитию творческой мысли. Многие дети не способны к изобретению, выдумке, но даже самые нетворческие из них способны сделать выбор.
  • Интеллектуальный фон класса. Известно, что на конечный результат учения и воспитания ученика больше всего влияет семья; но из школьных факторов, как показывают исследования, важнее всего не образование учителя, не материальные затраты на обучение, даже не количество учеников в классе, а жизненные цели, которые ставят перед собой одноклассники ученика. На общие цели и ценности класса сильно влияет его "интеллектуальный фон" (термин В. А. Сухомлинского).

Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность ориентирует нас на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности с учениками, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Внеурочная работа «открывает» школу, создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе школьных учителей, учащихся, их родителей.

      Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели.

     Внеурочная работа в школе складывается в основном из двух компонентов: внеурочной деятельности обучающихся, внеурочной работы учителей с обучающимися.  Она является существенным элементом образа жизни школьников и профессиональной деятельности учителей.

За последние годы проблема внеурочной деятельности в школе обострилась и изменила свою направленность, что обусловлено особенностями и противоречиями современной ситуации общественного развития, которые определяют глобальные изменения в условиях жизни детей и подростков

Главное во внеучебной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.

Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.

Использование технологии модерации способствует достижению эффективности мероприятий, получение запланированных результатов в патриотическом воспитании учащихся.  

В технологии есть:

 1 – четко определенные результаты (конкретные знания, умения, навыки, качества и ценностные ориентиры личности)

 2 – участники (элементы) технологической цепочки (педагог, учащиеся, источники и средства обучения, др.)

 3 – закрепленные функции каждого элемента

 4 – скоординированные действия каждого элемента

 5 – план-график «включения» элементов в технологический процесс (план-график образовательного мероприятия)

 6 – управляющий процессом (учитель, классный руководитель, воспитатель)

Эти шесть составляющих формируют воспитательную систему по патриотическому воспитанию учащихся во внеурочной деятельности.

Фазы (этапы) модерации:

 - инициация (начало коллективного творческого дела, знакомство);

 - вхождение или погружение в тему (сообщение целей);

 - формирование ожиданий учеников (планирование мероприятия);

 - интерактивная лекция (передача и объяснение информации);

 - проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);

 - подведение итогов (рефлексия, оценка результата);

 - эмоциональная разрядка (разминки).

Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, разделы обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид внеклассному мероприятию.

Инновация заключается в сочетании прогрессивной  креативной  технологии (модерация)  и стереотипных  воспитательных систем образования, доказавших свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

             «Педагогика общей заботы» (И.П. Иванов). В основу ее положены следующие принципы: сотрудничество, социально полезная направленность, романтизм. Идея находит свое отражение в методике коллективного творческого дела.  

«Педагогика успеха»: идеи «педагогики успеха»: создание ситуации успеха у каждого учителя и ученика, вера в собственные силы, ориентация на значимые для школы ценности.

Собственно, описание опыта

Описываемый педагогический опыт естественно вписывается в деятельность СОШ № 47, являясь неотъемлемой частью программы «Система гражданско-патриотического воспитания МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 47» поселка Сенной Вольского района Саратовской области.

Описываемый опыт отражает педагогическую деятельность авторов в качестве классных руководителей, руководителей школьного научного общества «Клио», создателей и руководителей школьного музея.

  • Цель: разработать   и   апробировать комплекс педагогических условий для формирования в подростках качеств гражданина и патриота в рамках внеклассной и внеурочной деятельности;
  • воспитание учащихся гражданами своей родины, России, людей знающих и уважающих свои корни, культуру, традиции, обычаи своего родного края.

Задачи:

1)     отобрать наиболее эффективные методы формирования гражданско-патриотических качеств личности;

2)     организовывать и проводить мероприятия, направленные на развитие патриотизма через практическую деятельность;

3)     обеспечить возможности для самореализации, социализации подростков;

4)     демонстрировать подросткам значимость их деятельности, признание и востребованность обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.

 5) создание у учащихся более полного представления о культуре народа        через познание региональных культурных традиций.

6)  изучение своеобразного традиционного уклада жизни населения Вольского района

Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности.

Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации гражданско-патриотического воспитания, мы выделили для себя группы методов:

  1. методы формирования сознания личности: убеждение, внушение, беседы, метод примера
  2. методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения: общественное мнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело,  метод проектов
  3. методы стимулирования деятельности и поведения: соревнование, поощрение, взаимовыручка, создание ситуации успеха. Считаем важным при работе с подростками соблюдать следующие принципы:
  • - принцип систематичности и последовательности;
  • - принцип сознательности, активности воспитанников;
  • -принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;
  • - принцип опоры на положительное в человеке;
  • - принцип включения в деятельность.

Прогноз:

 ожидается выработка у детей положительной мотивации на здоровый образ жизни и развитие у них чувства любви к своему краю. Предполагается не только осуществление, но и развитие данной программы в будущем, поскольку объектов для этнографического изучения в крае и туристических маршрутов более чем достаточно.

Что беречь, что изучать, что чтить и чем гордиться должно молодое поколение? Смысл Ответа на этот вопрос мы видим в активном участии наших учащихся в работе, точнее в конкретных делах, приносящих пользу нашей малой родине, в увековечивании памяти защитников Отечества времен 1812 года и 1941-1945 годов.

Воспитательную работу по развитию чувства патриотизма у учащихся во внеурочной деятельности школы мы проводим по следующим направлениям:

1. Историко-краеведческое

Традиционные формы

Инновационные формы

Классные часы,  беседы, посвященные судьбам выдающихся людей нашего края, встречи с ветеранами ВОВ и труда, встречи с выпускниками школы

Виртуальное путешествие «Наш край в далеком прошлом», «Школьные годы чудесные», «Сенная - мой  отчий дом», организация выставки  народного творчества, акция «Помоги памятнику» (восстановление захоронения Героя Отечественной войны 1812 года Бекетова П.И.), диспут «О чем рассказала фотография». Встречи со старожилами и интервьюирование их. Запись их воспоминаний на цифровой носитель. Запись старинных песен, частушек.

Музейная педагогика как средство воспитания патриота и гражданина:

1. Обзорные и тематические экскурсии: интерактивные экскурсии «Нам в памяти хранить и вечно вспоминать»; « Дед Мороз, Снегурочка, барыня Бекетова в гостях в музее школы №47»; «Семь чудес музея школы №47»; «Их имена носят улицы поселка»; «Они сражались за Родину»; «Бенефис одного экспоната»

2. Выставки: « Предметы-свидетели Великой Отечественной», «Письма войны», «Одежда сенновского жителя 50-60-х годов»

 3.  Праздник «Сказочный ларец»

 4. Научное Общество Учащихся школы «Клио». Научно-исследовательские конференции по итогам работы Научного общества за год

 5. Творческие конкурсы: «Парад проектов»- «Знаменитые дворянские фамилии в истории нашего края», «Село Царевщина – родовое поместье графов Нессельроде», «Село Белый Ключ – поместье Бекетовых, родственников великого русского поэта Александра Блока»,

6. Очное и заочное участие в исследовательских конкурсах        

2. Литературно-музыкальное

Традиционные формы

Инновационные формы

Конкурс стихов, сочинений, инсценирование народных сказок («Осенний бал»),

«Сенновские посиделки», «Татьянин день»,  участие в народных праздниках, разработка сценариев, сказок для мероприятий (сказка для агитбригады по противопожарному делу, сказка о волшебном роднике), спектакль «12 месяцев» ( в школе перед малышами, в части, в детском доме), литературно-музыкальная композиция, посвященная празднику Пасхи( школа, в\ч)

3. Физкультурно-оздоровительное

Традиционные формы

Инновационные формы

Соревнования, походы, День здоровья.

«День рождения ослика Иа» - походы по окрестностям Сенной  каждую пятницу и в любую погоду, проект «Модно быть здоровым»

4. Экологическое

Традиционные формы

Инновационные формы

Проведение санитарных дней, выставка букетов.

Акция «Посади дерево»( у Мемориала, в школьном дворе на выпускном вечере), операция «Живи родник», озеленение класса, создание  экологического паспорта родника Белый Ключ,  конкурс «Лечение без лекарств»

5. Трудовое

Традиционные формы

Инновационные формы

Изготовление скворечников, кормушек, участие в акции «Очистим улицы поселка»

Проект «Школьный двор – оазис красоты»,  организация выставки народных ремесел, встреча с народными умельцами.

6. Семейное

Традиционные формы

Инновационные формы

Праздник мам, форум отцов, изучение родословной.

Проект «Сенновские мадонны»,  Конкурс «Наши корни», Выставка  «Моя семья – мое богатство» по номинации  «Семейная фотография», “Домашний труд” (отчет о работе во время каникул)

7. Героико-мемориальное

Традиционные формы

Инновационные формы

Уроки мужества, линейки

Вахта Памяти у Мемориала, акция «Письмо ветерану», акция «Помоги  ветерану»; акция «Никто не забыт, ничто не забыто»: мероприятия по уборке  захоронений учителей школы, установка памятников участникам  ВОВ и Отечественной войны 1812г.

Одна из составляющих процесса воспитания – это поисково-исследовательская деятельность.

Дети, как правило, активные участники событий всего, что происходит «на улице», стали приносить в кабинет старые вещи, происхождение и значение которых их интересовало. Затем, эта поисковая деятельность из поселка перекинулась в близлежащие от Сенной населенные пункты: Куриловка, Белый Ключ, Ключи, Багай-Барановка, Елховка, Шировка. Начался первый полноценный этап разработки проекта «Школьный развитие патриотических чувств. Одним из способов формирования и развития патриотизма краеведческий музей», в процессе которого мы осваивали вместе с ребятами метод проекта, и мы пыталась выявить педагогические условия успешного формирования исследовательской культуры учащихся. 

  Считаю, что проектно - исследовательская деятельность школьников – это не просто игра в науку, а важнейшая часть образования, ведущая детей к обретению самостоятельного научного мышления. Данную деятельность следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Ученику гораздо легче изучать новое, действуя подобно учёному (проводя собственные исследования, ставя эксперименты и др.), чем получать добытые кем-то знания в «готовом виде». Внеурочная деятельность в виде работы над проектами – адекватная модель успешного поведения в современной жизни, предполагающая инициативу, предприимчивость и ответственность за начатое дело и вовлеченных в него людей. Многие школьники могут встать во главе какого-либо дела (проекта), отвечать за него и довести его до успешного завершения. Такой подход позволяет многим детям и подросткам попробовать на практике свои шаблоны поведения в разных ролях по отношению к выполнению реального дела – проекта.

Исследовательский метод организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по поиску, является условием формирования интереса, потребности в творчестве, в самообразовании.

Стремление ребёнка к самостоятельному исследованию окружающего мира предопределено генетически. Ученик, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на знания, что даются ему в ходе традиционного обучения, он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой для себя информацией неоценимый опыт.

В нашей школе обучаются дети из разных социальных слоёв, национальностей и с неодинаковым уровнем учебной мотивации. Кроме того, сегодня на рынке труда востребован человек, способный овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, не только имеющий энциклопедические знания, но и умеющий их применять в конкретных ситуациях. Раскрывая сущность данной темы, хочу представить использование проектно - исследовательского метода во внеурочной деятельности учащихся.

Решение о создании школьного краеведческого музея было принято на собрании трудового коллектива средней школы №47 31 августа 1998 года. Главная цель деятельности нашего школьного музея— формирование гармонически развитой творческой личности, патриота своей страны, своего края с присущими ему взглядами, мотивами деятельности, моделью поведения.

Важнейшая цель музейной работы -воспитание нравственных ценностей у учащихся, воспитание искреннего уважения к историческому прошлому своей малой родины, страны в целом, верность памяти тех, кто свою жизнь положил за Отечество.

Задачи школьного музея

  • Формирование и обеспечение сохранности музейного фонда
  • Организации экскурсионно-туристической работы
  • Проведение поисково-исследовательской работы, практическое
    применение собранных материалов для написания
    исследовательских работ, участие в региональных и
    республиканских конкурсах
  • Выполнение заданий муниципальных учреждений

Концепция развития школьного музея представляет собой функциональную модель будущего музея и стратегический сценарий его развития.

В будущем востребованность нашего краеведческого музея должна быть максимально использована, а его значимость для поселка многократно возрасти

Музей должен выступать не только как очаг культуры, но и как средство социальной и психологической адаптации.

Основной упор в развитии музея предлагаем сделать на интерактивные формы работы.

Концепцией предусмотрен переход музея к компьютеризированной системе учета фондов, продвижение коллекций музея в сети интернет.

Расширение       взаимодействия       с       социумом       и социальными институтами вне школы:

  • Вольским     Краеведческим     музеем,     поселковым     Советом
    ветеранов, библиотеками поселка и города Вольска, районным
    архивом, Сотрудничество   со   школьными    музеями   города,
    района,
  • Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-
    интернационалистами,    выпускниками    школы,    педагогами   -
    ветеранами   педагогического   труда,   жителями       поселка   и
    окрестных деревень
  • Организация экспедиций с целью пополнения фондов музея новыми экспонатами, привлечения школьников к исследовательской деятельности.
  • Продолжить природоохранную деятельность в селе Белый Ключ, благоустроить родник, добиться выделения Белого Ключа в особо охраняемые природные территории(ООПТ) в статусе памятника природы

Оборудование Музея электронно-автоматизированным рабочим местом, создание видео и аудиотеки:

  • Создание мультимедийных альбомов и презентаций, разработка
    виртуальных экскурсий,  появление информации  на школьном
    сайте,  создание видеозарисовки  о  школьном  музее,  издание
    буклетов и др.
  • Расширение         коммуникативных         связей         посредством
    интерактивного общения с музейными   центрами страны через
    использование видеокомпьютерных средств коммуникации;
  • Создание электронных картотек коллекционных фондов музея:
  • Создание     сетевой     образовательной     программы     «Школа
    экскурсовода»;
  • Создание     киногруппы     из     активистов     музея     с     целью
    увековечивания     тех     свидетельств     и     памяти,     которые
    сохранились в народных массах;

        Итак, музей в школе становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур. Немаловажно отметить и то, что, выполняя все эти задачи, он посильно участвует в формировании музейного фонда страны.

В нем накапливаются материалы, отражающие историю края, его этнографию. Наш школьный музей имеет свои особенности. Во-первых, главной его особенностью является то, что он находится в классной комнате. И здесь проходят уроки истории, обществознания, русского языка, литературы, экологии. В нем все предназначено для учеников и в основном собрано и реставрировано руками самих учащихся. Экспонаты музея – это и учебно-наглядные пособия для уроков. Во-вторых, исключительно большое значение музея состоит в том, что он своим содержанием способствует формированию патриотизма. Достаточно перечислить экспозиции музея: « Поселковые мастера и мастерицы» ( вышивка, вязаные изделия, корзинки, шкатулки и пр.), «Из истории денег» (представлены деньги дореволюционные, времен военного коммунизма и НЭПа, советского периода, иностранные деньги, деньги всех бывших советских республик времен перестройки), «Искра истинного благочестия» ( кресты, иконы, ладанки, подручник старообрядцев), «Свет мой, зеркальце, скажи…» ( коллекция старинных зеркал), « Еще пробьют старинные часы…» (коллекция часов дореволюционных, советского периода, причем многие отреставрированы и продолжают работать), « Никто не забыт, ничто не забыто» - Великая Отечественная война в судьбе жителей Сенной ( коллекция советских и немецких касок и пр.), «Мы долгое эхо друг друга» (история любви Музуровых Екатерины и Ивана в письмах войны, бывших жителей села Паршевки), «Школьные годы чудесные»  (школьная форма, чернильницы, ручки, фотографии, учебники, тетради и пр.  А также парта 50-х годов, реставрированная учащимися), «Наши выпускники наша гордость» (материалы о выпускнице школы Девятайкиной Н.И. –  профессоре Саратовского университета), «Домашняя утварь сенновского жителя» (посуда, утюги, самовары, маслобойки, веретена, прялки и пр.), «Сенновские модники и модницы» (одежда, обувь, гармошки, патефоны, пластинки, статуэтки 50-60-х годов XX века и пр.).

    Одна из важнейших функций музея — образовательно-воспитательная — осуществляется посредством массовой и просветительной работы.

Просветительная работа музея многообразна по формам организации и проведения. Тем не менее, формы просветительной работы можно разделить на основные категории: традиционные (экскурсии) и массовые мероприятия. Музейная экскурсия — это "коллективный осмотр музея посетителями, объединенными в экскурсионные группы".

На экскурсии в музей приходят учащиеся 1-4-х классов, приводят детей из детских садиков поселка, приезжают ребята со школ с. Ключи, Куриловка, Багай-Барановка, приходят бывшие выпускники, родители учащихся, военнослужащие, ребятишки воскресной школы. Экскурсоводами являются активисты музея, учащиеся 8-11 классов. Тексты экскурсий готовятся основательно. Ребята узнают историю саратовской гармошки, зеркала, утюга, самовара, часов; историю поселка и т.д. В этом учебном году экскурсии в школьном музее посетило 270 учащихся.(приложение. Видеофильм «Семь чудес музея школы №47» в интернете)

2015 год особенный. Год 70-летия Великой Победы активисты музея ознаменовали интерактивной выставкой-экскурсией «Нам в памяти хранить и чаще вспоминать…», которая была проведена для жителей поселка, учащихся и родителей школ №2, №47, воскресной школы. В заключении экскурсии экскурсоводы предложили посетителям школьного музея поучаствовать в акции «Напиши письмо ветерану». По образцу сохранившихся с времен войны писем-треугольников ребята сделали свои письма-треугольники, в которых они написали слова благодарности ветеранам поселка. Все детские письма, а было написано 150 писем, были вручены ветеранам поселка 9 мая на торжественном митинге у Мемориала Памяти поселка.

Под Новый год экскурсоводы подготовили интерактивную театрализованную экскурсию «Дед Мороз и помещица Бекетова в гостях музея школы №47». Ее с удовольствием посмотрели учащиеся нашей школы, а также учителя русского языка и литературы города Вольска и Вольского района - участники районного семинара на базе нашей школы.

          Работа в школьном музее сопряжена с воспитанием лучших человеческих качеств и нет таких детей, которые побывав в музее, остались бы равнодушными. И обстановка, и конкретные предметы быта, и вещи, и эстетическое оформление – всё это влияет на воспитание у детей лучших качеств характера. Они становятся более воспитанными, организованными и действительно лучше.

          Погружение в эпоху, в то время, когда жили люди, как умели трудиться – встреча этих двух эпох и поколений, когда дети видят, то чем дорого и памятно было время, в котором жило старшее поколение, достойно одного – проявления уважения, хранение памяти и чувства гордости за малое и великое.

Воспитанию патриотизма и духовно- нравственному возрождению способствуют многочисленные поездки и экскурсии наших учеников и учителей. Ежегодно посещают Вольский краеведческий музей, картинную галерею, музеи города Балаково, Саратова, Хвалынска. Учащиеся нашей школы посетили места, связанные с пребыванием знаменитых людей на Саратовщине. Это Лесная Неловка, когда-то принадлежавшая Столыпиным, и в ней бывал Лермонтов, который описал эти места в повести «Вадим». Балтай, Высотная - столыпинские места. Тарханы в Пензенской области -родные места Лермонтова. Хвалынск – родина  известного художника Петрова-Водкина. Шиханы  - родовое поместье героя Отечественной войны 1812 года Орлова-Денисова В.В. Ученики знакомятся с достопримечательностями и жизнью великих людей России, связавших свою судьбу с Саратовским краем.  Такие поездки ребятам очень нравятся и после них они по- новому смотрят на тот уголок земли, где родились и живут. Юные краеведы в разные годы посещали Волгоград, побывали на Мамаевом кургане

Самыми разнообразными и многоплановыми по форме проведения являются массовые просветительные мероприятия. К ним относятся вечера, посвященные определенной теме или каким-либо событиям, датам, юбилеям, встречи с интересными людьми, Уроки Мужества, викторины, фольклорные праздники. В музее такая работа проводится. Как уже упоминалась выше, стали традиционными фольклорные праздники «Сенновские посиделки», Уроки Мужества, игра «Умники и умницы» и т.д.

        Цель была достигнута. Музею предстояло работать. Остались дети, которые собирали экспозицию. Из более чем 50 человек на первом этапе проекта осталось около 20, те, кому хотелось научиться описывать экспонаты, составлять и вести экскурсии, а затем работать с нами в библиотеке и архивах. Это были учащиеся из 6-х – 10-х классов. Заинтересованность детей привела к идее нового проекта: созданию в школе краеведческого научного общества. И ребята с уровня поискового вышли на уровень исследовательский.   В апреле 2007г. состоялась ученическая научно – практическая конференция, которая была презентацией первых проектно- исследовательских работ учащихся.

Очевидны огромные воспитательные возможности краеведческого материала, который позволяет растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, знакомых, соседей, на событиях из истории своего поселка. Краеведение представляет собой огромную лабораторию, где можно организовать самостоятельную работу учащихся, обучить их элементам исторического исследования, помогая им понять общие закономерности исторического развития через краеведческий материал.

Как не вспомнить чрезвычайно актуальную прагматическую идею школы 20-х годов: «Всякое знание превращать в деяние».

        Деятельность, увлекающая ребенка, активизирует все его потенциальные способности. Возникает вопрос – как породить интерес? Интерес тесно связан с пользой. И такую пользу несет краеведческая поисково-исследовательская работа, которая осуществляется через научное общество. Была разработана и действует краеведческая программа «Комплексное исследование деревни», которая включает в себя следующие специализации:

  • история поселка. Работа по этому направлению состоит в сборе архивных данных о прошлом, изучение семей, интервьюировании жителей.
  • фольклор и этнография. Запись частушек, старинных песен, обрядов и т.д. Изучаются особенности быта, собираются изделия умельцев, секреты их искусства.
  • история школы.  Ребята, работая с жителями изучают прошлое школы, судьбы выпускников, учителей.
  • история окрестных деревень. Особый интерес представляет изучение исчезнувших деревень, сбор архивных данных об этих населенных пунктах, происхождение названий.
  • история промышленных предприятий поселка. Работая в этом направлении, учащиеся делают акцент на изучение династий, которые работали на том или ином предприятии, важнейшие события в истории предприятия.
  • имена знаменитых людей в истории нашего края. Судьбы земляков, зачастую очень известных людей нашего края, это, прежде всего их деятельность по преобразованию окрестностей. Основная работа ведется в архиве, библиотеке.
  • систематизация собранных в архивах, экспедициях, походах краеведческих материалов на электронных носителях, музейных экспонатах. На основе собранных в архиве и при опросе старожилов материале написание проектно-исследовательских работ и участие в районных, областных и республиканских конкурсах.

Ежегодно, в сентябре, на заседании научного общества учащиеся получают поисковые задания по каждой специализации. Поделившись на группы, они приступают к активному собиранию и изучению материала по своей специализации. На заседаниях НОУ проводятся занятия по методике собирательской работы, где ребята обучаются методам опроса, приемам записи, составлением вопросников по интересующим проблемам.

Наиболее приемлемыми и эффективными методами сбора исторической информации являются опросы двух видов: анкетирование (письменная форма общения с респондентом) и интервьюирование (устная форма).

В течение учебного года происходит сбор и обработка собранных материалов, их систематизация, анализ. Каждая группа учащихся изучает литературу по выбранной проблематике, собирает материал в Вольском архиве и Вольском краеведческом музее.

Так в школьном музее была создана картотека устных рассказов-воспоминаний жителей поселка. Сейчас она насчитывает 101 рассказ.

Ежегодно музей пополняется новыми экспонатами.   В нем появились комод и старинный шкаф-секретер, сделанный когда-то мастерами-краснодеревщиками, многие другие экспонаты. Правда, ребятам пришлось очень много поработать (шкурить, шлифовать, покрывать морилкой, лаком), чтобы они приобрели надлежащий вид.

Все популярнее на сегодняшний день становится проектная технология. Проектная деятельность учащихся, на наш взгляд, представляется наиболее перспективной по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Проект побуждает учащихся проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и умениями, способностью к самообразованию и самореализации.

Разработка проекта развивает познавательный интерес учащихся, создаётся атмосфера сотворчества, развивается творческое воображение у учащихся, а самое главное ученик учится использовать накопленные наблюдения, впечатления. В нашей «копилке» таких проектов несколько. Например, социальный «Школьный билль о правах» (презентация прилагается) и социологический проект «Социальное равенство и социальная справедливость глазами старшеклассников (исследование проводились среди жителей Сенной в течение двух лет): опыт социологического исследования». Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана по этой тематике - о мнении учащихся, их близких, семейном бюджете, об отношении к богатству и бедности, о жизненных целях, профессиональном престиже и т.д. Сбор эмпирической информации, или первичных данных, производился ребятами несколькими способами: анкетным опросом, интервью, наблюдением, анализом документов. Затем были обобщены выводы исследования в виде диаграмм. Результатом двухлетней работы выпускников, итогом проекта, стала работа, которая на областном конкурсе «Права человека глазами ребенка» заняла 2 место.

         Исследовательская деятельность при выполнении проектов в группе даёт отличные результаты. Создание проектов с социальной направленностью - подход, который позволяет учащимся ещё во время обучения оказаться востребованным обществом, что крайне важно. Они должны прочувствовать, что именно они придут на смену завтра. В качестве примера проект с социальной направленностью «Победители. Солдаты Великой войны». Начинался с выполнения социального заказа, а именно по просьбе главы администрации поселка необходимо было уточнить фамилии, имена, отчества участников войны. Результатом кропотливого труда учащихся школы – членов краеведческого научного общества (подворно обошли все улицы поселка с целью уточнения сведений о ветеранах Великой Отечественной войны), стала первая часть изданной Книги Памяти участников войны поселка и Мемориал Памяти. Общение учащихся школы с ветеранами войны стало не от случая к случаю, а постоянным. В социальной акции «Ветеран живет рядом» учащиеся школы посещают ветеранов, поздравляют с праздниками и юбилейными датами, оказывают посильную помощь. Такие акции учат милосердию, уважению к людям старшего поколения.(приложение) 

Кроме этого ребята считают своим долгом ухаживать за могилами учителей – участников войны. Уход за могилами ветеранов  - неоднократная акция, это многолетний труд учащихся школы во главе с классными руководителями. Под особый присмотр взяли могилу бывшей учительницы школы, которая в годы Великой Отечественной войны была летчицей, Шиловской Т.П. Родственников у нее нет. По просьбе учащихся на одном из предприятий поселка сделали оградку для могилы, которую они сами установили, заказали и прикрепили табличку на крест. Потом, в течении года, (из-за отсутствия необходимых документов) ребята через военкомат добивались установки памятника на могиле Шиловской Т.П. Макет памятника они разработали самостоятельно. И памятник был установлен. (приложение) Для нас необходимо, чтобы в любом задуманном деле был виден конечный практический результат. Причём достижимый результат.  Достижимый в обозримое время, именно для этого ребёнка. Неважно кто и что сделает неизвестно, когда. Важно, что я сделаю сейчас. Я сейчас иду к ветерану Великой Отечественной войны и помогаю ему. Я сейчас иду убирать мусор на кладбище. Да, я могу посидеть за компьютером или сходить в гости к друзьям, но я преодолеваю себя. Нам кажется, что вот это добровольное и осознанное преодоление «развлечений» ради социально необходимой деятельности и есть патриотизм в современном понимании.

Ежегодно коллективом музея проводятся сенновские посиделки, на которых звучат частушки и старинные песни, записанные и восстановленные в походах по окрестным селам и деревням, исполняются танцы, которые были в моде у молодежи в 40-50-х годах XX века. В музее целая коллекция частушек — 973, старинных песен - 75, обрядовых свадебных песен (даже есть три песни, записанные в Шировке, которые датируются 1895 годом). Активисты музея встречаются со знатоками частушек, старинных песен. Записывают песни и частушки в тетради, а также делают видеозаписи. На посиделках готовятся традиционные блюда жителей Сенной и окрестных деревень. Что только не придумывали хозяйки, делая блюда из тыквы. Заморские деликатесы «отдыхают» на фоне сенновского деликатеса из тыквы.   На «сенновских посиделках» ребята также представляют традиции и обычаи людей разных национальностей, проживающих в поселке Сенной Вольского района Саратовской области. А заканчивается праздник «поеданием» разных национальных яств и обменом кулинарных рецептов. Проживание детьми обрядов во время праздника помогает создать особую атмосферу восприятия народных традиций и обычаев, сближает детей, их родителей в общей любви к своему народу, а, следовательно, и к Отечеству. А ведь это и есть первые ростки патриотизма.

Ежегодно, ребята показывают себя и свою работу на Фестивале гуманитарных наук, который проводится в рамках районного мероприятия. Готовясь к мероприятию, они встречаются со старожилами, учат танцы, которые танцевали в нашей местности в 40-50-х годах прошлого столетия. Восстанавливают свадебные обрядовые песни. Даже использовали одежду, которую дарили во время встреч с ребятами старожилы. (приложение)

В школьном дворе создан этнографический уголок Сенной. Были найдены фрагменты настоящего плетня (конец 40-х годов) на улице Рабочей, сделана телега, колеса из деревни Борнуковка времен 50-х годов.

При проведении поисково-собирательской работы члены коллектива школьного музея используют следующие методы сбора информации:

1.  Экскурсии и прогулки по родному краю.

  1. Работа в школьной, детской и поселковой библиотеках, библиотеках
    города Вольска и города Саратова
  2. Работа в Вольском районном архиве, Саратовском областном архиве,
    архиве Приволжской железной дороги
  3. Составление текстов анкет для дальнейшего проведения анкетирования
    и интервьюирования населения. Запись воспоминаний
  4. Встречи с интересными людьми
  5. Просмотр телепередач, работа с Интернетом

7.        Фото-видеосьемки событий, исторических объектов.

  1. Запись песен, частушек, поговорок, обычаев, обрядов, народных игр.
  2. Сбор вещественных материалов.

Воспитание социально- ориентированной личности возможно только в сочетании со здоровьесберегающими технологиями, ведь успешная личность – это, прежде всего здоровый человек. Древние индийцы говорили: «Мы взяли этот мир взаймы у предков, чтобы передать его последующему поколению». Именно этими словами пытаемся показать учащимся необходимость воспитывать с детства бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих и потребность к здоровому образу жизни. Сложность данной задачи состоит в том, что каждый человек учится на собственных ошибках, и никакие «вредно», «плохо» и «нехорошо» не научат его избегать проб и примерок. Только собственный опыт показывает детям и подросткам, что «такое «хорошо» и что такое «плохо». Главной своей задачей считаем, необходимость основательно и доказательно раскрыть учащимся важность бережного отношения к самому себе, чтобы вместе с аттестатом о среднем образовании наши выпускники не приобретали целый список болезней. С этой целью в рамках школьного научного общества начался долгосрочный проект «Модно быть здоровым» (Презентация прилагается), в основу которого легли принципы волонтерского движения. Волонтер – это альтруист, который по зову сердца, безвозмездно занимается значимой деятельностью и осознает свое значение для общества.

 Десятиклассники, как в былые давние времена, взяли шефство над пятиклассниками. Содержание проекта предусматривало активное вовлечение десятиклассников в работу, связанную с заботой как о своем собственном физическом, эмоциональном здоровье и благополучии, так и о здоровье и благополучии своих подшефных – пятиклассников. Разновозрастное взаимодействие школьников – необходимый компонент любой системы образования, так как именно оно делает процесс общения детей друг с другом максимально интересным, заманчивым, привлекательным, а результаты воспитания и обучения – эффективными.

Совместные классные часы с проведением химических опытов, доказывающих вред курения и употребления наркотиков и спиртных напитков, анкетирование друг друга по различным вопросам (режим дня, употребления алкоголя, курение сигарет, проведение воскресного дня и прочее), совместное оформление необычной праздничной газеты к 8 Марта, совместные «Веселые старты», помощь старшеклассников в подготовке домашних заданий пятиклассников и еще множество других интересных дел.

        Но самым запоминающимся останется для ребят обоих классов «День рождения ослика Иа» - совместные походы по окрестностям Сенной по пятницам. Независимо от погоды: мороз, ветер или даже метель, ребята отправлялись с лыжами и санками на природу и это была отличная зарядка на свежем морозном воздухе, хорошая тренировка мышечной и дыхательной систем. А, съезжая с крутой горки, получали не только заряд веселья и хорошего настроения, но еще и учились преодолевать страх, а значит, воспитывали характер. И пятиклассники всегда могли рассчитывать на верное плечо помощи десятиклассников. Разновозрастное взаимодействие школьников – необходимый компонент любой системы образования, так как именно оно делает процесс общения детей друг с другом максимально интересным, заманчивым, привлекательным, а результаты воспитания и обучения – эффективными.  Для этого у нас в школе все рядом: взрослые, родители (это принципиально. Родитель рядом с ребёнком) и дети. Дети разного возраста (от 11 до 17). Старшие обязательно рядом с младшими. Как и было всегда. Конечно, планировать эту работу трудно, но зато результат радует. Разновозрастное сотрудничество может решить ряд педагогических задач: работа в позиции «учителя» может служить одной из мер профилактики подросткового негативизма в его школьных проявлениях (дисциплинарных, учебных, мотивационных); работа в позиции «учителя» продолжает развивать учебную самостоятельность школьников, помогает ему занять новую точку зрения, из позиции «учителя».

        Более пяти лет в школе активно работает агитбригада «Огнеборец». Изначально создание агитбригады преследовало цель: участие в общешкольном мероприятии. Выступление прошло успешно. Ребята выступили с инициативой – их коллектив должен сохраниться для дальнейшей пропаганды здорового образа жизни в школе и за ее пределами, а также для профилактики противопожарной безопасности. Мало этого, школьники, задались целью изучить профессию пожарного. Подружились со специалистами пожарного поезда станции Сенная, даже приняли участие в учениях пожарных. И со знанием дела активно включились в работу по противопожарной безопасности. Правила пожарной безопасности для детей – тема не очень привлекательная, и, чтобы привлечь к ней детское внимание используются игровые моменты: викторины, конкурсы, загадки. Договорившись с руководством пожарного поезда, члены агитбригады на выступления брали у них форму пожарных и каски. Их выступления в начальной и средней школе стали незабываемыми. Сочинили агитсказку по противопожарной тематике, которую с удовольствием слушают малыши.  Веселая викторина по этой же тематике оставляет в памяти ребят действия, которые нужно предпринять в случае пожарной опасности. Принимают участие в районных и областных конкурсах по противопожарной тематике. И побеждают.

        Еще одним направлением волонтерского движения в школе стала шефская работа в детском саду №29 «Ягодка». Уборка территории детского сада, игры с малышами, чтение сказок или рассказы захватывающих историй - вот неполный перечень дел старшеклассников-волонтеров в детском саду. Запоминающим событием для малышей стало выступление школьной агитбригады «Огнеборец». Мало продемонстрировать специальную форму настоящего пожарного, а ведь ее еще можно примерить каждому желающему.

        Главным   девизом ребят-волонтеров является: Твори добро! Несколько лет они являются организаторами акции милосердия: «Подарок детскому дому». С детским домом №2 города Вольска сложились хорошие, дружеские отношения: ребята ездят в гости с подарками (сладостями, игрушками), собранными учащимися всей школы и их родителями. На Рождественских каникулах показывали ребятишкам из детского дома спектакль «12 месяцев», а на Пасху была организована встреча в школе №47 поселка Сенной, где показали свои артистические способности не только школьники, но и ребята из детского дома на совместном концерте. Но главное – светлые праздники православия вносят в школу атмосферу добра, любви, святого отношения к великой вере наших предков, уважению к верующим других конфессий.

Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город все более и более растущим, и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формируют у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.

Стало традицией -  весной и осенью школьники ходят в походы и ездят на экскурсии по Саратовской области. Цель одна: как можно больше узнать о своем крае, о знаменитых людях. Они побывали в Балтайском районе (Балтай, Садовка, Столыпино), Хвалынском районе (Хвалынск, Черемшаны, Алексеевка), Балаково, Шиханах, Синодском. Пешком исходили окрестные села: Ключи, Багай-Барановку, Куриловку, Белый Ключ, Елховку, Шировку. И даже добрались до Тархан Пензенской области, чтобы прикоснуться к лермонтовским святыням. На заседаниях научного общества подводятся итоги этих путешествий, оформляются дневники походов и экскурсий. Экскурсионные прогулки и туристические походы позволяют учащимся лучше узнать свой край. Совместная деятельность не только сплотила детей, но и помогла пробудить интерес учащихся к природе родного края.

Однажды, во время пешего похода по окрестностям Сенной, мы попали в село Белый Ключ, которое находится примерно в 3-х км от Сенной. От села осталось несколько полуразрушенных домов. Здесь мы познакомились со старожилом села Масловым Г.П.  Его дом стоит рядом с местом, где находится источник. Из воспоминаний Геннадия Петровича о семье, о селе, о жителях села, мы впервые узнали о владельцах села помещиках Бекетовых. С этого момента и началось наше исследование истории села Белый Ключ, истории рода Бекетовых, исследование источника.

Наши походы сюда стали систематическими. Мы взяли шефство над родником, который требовал ухода, особенно весной и осенью. Первоначально работа над проектом имела форму исторического исследования, но впоследствии она переросла в экологическое исследование. И наше школьное научное общество расширило сферу своей деятельности, получило новую направленность - эколого-краеведческую. Данный проект направлен на изучение истории этого населенного пункта, судеб людей его населявших, кроме этого он включает в себя комплексное биологическое, экологическое исследование родников. А также организацию практической природоохранной и эколого-просветительской деятельности среди жителей поселка и окрестных деревень. Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Тот или иной уровень экологической культуры – есть результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе.

Научным руководителем проекта по нашей просьбе стал Демченко Адольф Андреевич – доктор филологических наук, профессор, Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского. Исследуемая тема, а именно история рода Бекетовых, владельцев села Белый Ключ, близка научным исследованиям Демченко А.А. Именно он  на основании найденных в Саратовском архиве документов, доказал родство «нашего» Петра Ивановича с великим русским поэтом Александром Блоком. Он приходится поэту двоюродным прадедушкой!!!

В 2010 году выдалось очень жаркое лето. В результате пожара выгорели все кусты сирени на месте, где когда-то стояла церковь села Белый Ключ, обнажив яму с надгробным памятником. От сильного пожара потрескалась поверхность мрамора. Но надпись на надгробии сохранилась достаточно четко: «Здесь покоится прах Петра Ивановича Бекетова. Родившийся 21 июня 1790 года. Скончавшийся 18 марта 1846 года». Чуть ниже, чья-то никчемная рука «накарябала»: «Он был враг». Удивительно, что это надгробие вообще сохранились. Благо, что оно очень тяжелое, неприподъемное, сделано из мрамора. По внешнему виду можно судить, что попыток его осквернить было много. Вся эта картина нас потрясла. Надгробные памятники воплощают в себе признательность к покойному, стремление увековечить его память. Какую же надо проявить «мудрость жизни», чтобы так непочтительно поступить с памятником и могилами.

        Из рассказов старожила села Белый Ключ Маслова Г.П. мы слышали рассказ о младшей дочери Бекетова Петра Ивановича Надежде Петровне. Но о самом Петре Ивановиче Маслов Г.П. ничего не знал. И помог нам в этом научный руководитель НОУ «Клио» Демченко А. А.. В документах, найденных в саратовском архиве мы узнаем следующее. 10 декабря 1821 года Петр Иванович Бекетов обратился в Саратовское дворянское депутатское собрание с прошением внести его в дворянскую родословную книгу. В приложенном списке о его службе (1816) указано: от роду 25 лет, из дворян, «за ним в Саратовской губернии состоит мужеска пола 300 душ». Из послужного списка его узнаем, что в 1807 году Петр Иванович определен в лейб-гвардии Гусарский полк юнкером.  В 1808 году здесь, в Лейб-гвардии Гусарском полку Петр Иванович Бекетов произведен в корнеты, в 1809 году в поручики, а в 1810 году в штаб-ротмистры. Во все продолжение Отечественной войны 1812 года Лейб-гвардии Гусарский полк находился во многих схватках с французской кавалерией, а именно в трех больших сражениях, как-то: при Витебске, Бородино и Красном. При Красном отбил у неприятеля батарею и знамя. В награду за отличия, выказанные в отечественную войну, Лейб-Гусарскому полку пожалованы были императором Александром I три Георгиевских штандарта.

        В Бородинском сражении гвардейские гусары участвовали в рейде кавалерии Ф. П. Уварова и М. И. Платова.  В этом рейде участвовал и Петр Иванович Бекетов, показав себя настоящим храбрецом. За битву при Бородино его наградили орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом. Орден Владимира IV степени с бантом - боевая офицерская награда - высоко ценился в русской офицерской среде. Его можно было получить лишь за личную храбрость и воинское умение в сражении.

        А вскоре копыта их лошадей застучали по мощеным дорогам Европы. Люцен, Бауцен, Кульм, Лейпциг (здесь в сражении, получившем название «Битва народов», особенно отличились лейб-гусары). Участвуя в сражении под Лейпцигом, Петр Иванович Бекетов получил Высочайшее благоволение 11-го под Бутельштатом. Во Франции вновь лейб-гусары участвовали во многих славных сражениях, кончавшихся постоянным поражением неприятеля, и, наконец, 19 марта 1814 г., вместе со всей гвардией, вступили в Париж, который сдался нашим войскам после двухдневного боя. Затем последовало выступление русских войск из Парижа в Россию, и лейб-гусары прибыли в Царское Село в следующем 1815 году.

        Петр Иванович Бекетов, обращаясь в Саратовское дворянское депутатское собрание с прошением внести его в дворянскую родословную книгу представил формуляр о своей службе: Участвовал в войне 1812 года, в частности, в сражениях при Бородино (24 и 26 августа 1812), под Лейпцигом (4 и 6 октября 1813), «за что получил Высочайшее благоволение 11-го под Бутельштатом), при взятии Парижа в 1814 году 25 января 1816 года по болезни уволен от службы ротмистром (указ от 29 марта 1816 года). Награжден орденами Св.Анны II(с алмазами) и IV степеней и Св. равноапостольного кн. Владимира IV степени с бантом, имеет знак отличия беспорочной службы за 15 лет, медали за 1812 год и за взятие Парижа, знак Королевства Прусского ордена железного креста.

        Заканчивая службу, Петр Иванович Бекетов мог сказать о себе словами полковника из фильма «О бедном гусаре замолвите слово»: «Служил честно. Участвовал во всех войнах. Пулям не кланялся. Перед начальством тоже не сгибался. Поэтому в генералы не вышел». Участник боёв кампании 1812 года и заграничных походов русской армии 1813–1814 гг., П.И.Бекетов по праву зовётся героем Отечественной войны, добывшим славу и почёт не за спинами солдат, а в дыму и огне сражений, заслужившим уважение современников и оставившим память в сердцах потомков.

        После увольнения со службы весной 1816 года П.И.Бекетов вернулся в Куриловку Вольского уезда Саратовской губернии. Дворянство всегда и явно выражало Петру Ивановичу Бекетову доверие. И выражалось, прежде всего тем, что по выбору дворянства П.И.Бекетов избран Волгским уездным предводителем 22 декабря 1821, в каковом звании находился три трёхлетия и был выбран на четвёртое 24 января 1831, от деятельности уездного предводителя за болезнью уволен 15апреля 1831 года, вновь избран Волгским уездным предводителем дворянства 20 декабря 1839 года.

        На чрезвычайном собрании 1843 года Губернским предводителем дворянства был избран гвардии ротмистр Петр Иванович Бекетов. Его кандидатура была высочайше утверждена. Это был, несомненно, человек заслуженный, отмечали современники. В должности губернского предводителя дворянства он прослужил одно трехлетие с 1843 по 1846 г.

        В 1846 года Петр Иванович Бекетов умер. Похоронен около храма в селе Белый Ключ, храма, к строительству которого имел непосредственное отношение. Церковь начал строить его отец Иван Леонтьевич Бекетов в 1780 году, что доказывает храмоизданною грамотой Астраханского и Ставропольского епископа Антония, от 11 сентября 1783 года, данною на имя И.Л.Бекетова. По сведениям, собранным в архивах шиханским историком И.Т.Поляковым, первой сельской церковью в Вольском округе следует считать деревянную в Белых Ключах (Куриловка). Спустя более полувека, заметно обветшавшую церковь начал перестраивать в каменную его сын – Петр Иванович Бекетов. Но закончено строительство храма в честь Архистратига Михаила с приделами Николаю Чудотворцу и Великомученице Екатерине было только после его смерти.    Земной путь Петра Ивановича Бекетова окончился 18 марта 1846 года. Фактом своего существования, своей деятельностью он оставил заметный след в истории Саратовского края и истории страны.

        По инициативе учащихся научного общества школы №47 поселка Сенной 21 июня 2012 года, в день рождения героя Отечественной войны, в селе Белый Ключ на торжественном мероприятии был восстановлен памятник на месте захоронения Петра Ивановича Бекетова.  На мероприятии присутствовали жители поселка Сенной, села Куриловка, учащиеся школы №47 поселка Сенной, учащиеся Куриловской школы.  Торжественное собрание приняло решение увековечить память Героя Отечественной войны 1812 года Бекетова Петра Ивановича в названии родника в селе Белый Ключ и называть источник Бекетов Ключ. О решении собрания члены научного общества школы №47 поселка Сенной известили Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области.

Таким образом, жизнь показывает, что глобальные изменения в окружающем нас мире могут начаться с малого поступка: с посаженного дерева, очищенного ручья, помощи ближнего… поступок влечет за собой не только конкретное действие, но и положительный пример. Мы надеемся, что, повзрослев, наши выпускники будут истинными патриотами своей Родины.

Заключение

В данной работе сделана попытка описать педагогическую деятельность авторов в качестве классных руководителей, руководителей школьного научного общества «Клио», создателей и руководителей школьного эколого-краеведческого музея по теме «Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности учащихся во внеурочной деятельности».    Стало очевидным, что решение многих проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России.

В работе рассмотрено понятие патриотического воспитания, его сущность и содержание. Определены и охарактеризованы методы формирования гражданско-патриотических качеств личности учащихся, используемых авторами в педагогической деятельности. Описанный опыт позволяет сделать следующий вывод: используемый комплекс педагогических условий в рамках школьного эколого-краеведческого музея, школьного научного общества «Клио» эффективен для формирования у школьников   качеств гражданина и патриота своей страны.

Предложенная методическая система позволяет не только сделать более интересной и увлекательной для учащихся работу во внеурочное время, но и дает возможность создания нового направления во внеклассной воспитательной работе в старшей школе.

Формирование положительной мотивации во внеурочной деятельности достигается за счет использования приемов современных образовательных технологий (модерации, педагогики сотрудничества) и в различных формах (НОУ «Клио», Совет школьного музея), инноваций в содержании образования (этнокультурный компонент, краеведческий материал). 

Таким образом, определив практическую значимость методов и форм патриотического воспитания и применив их на практике, а также проведя анализ их использования во внеурочное время как элементов воспитания патриотизма школьников, автору исследования удалось выявить отношение школьников к таким понятиям, как «патриот», «памятник», осквернению памятников, а также подтвердить эффективность данных средств в деле патриотического воспитания во внеурочное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания школьника" (из опыта работы)

Предлагаемая статья была представлена в форме доклада на городском семинаре классных руководителей по заявленной теме. Выступление сопровождалось презентацией....

Метод проектов как средство развития личности школьника (из опыта работы учителя технологии МОУ:СОШ №41 г.Борзи Татьяны Борисовны Багаевой)

   Одной из важнейших задач современной школы является создание условий для реализации познавательных и коммуникативных запросов учащегося с целью эффективного развития личности...

Духовно-нравственное воспитание школьников (из опыта работы)

Презентация представляет собой обобщение опыта по духовно-нравственному воспитанию учащихся на районном семинаре классных руководителей....

Использование материала по истории Холокоста с целью формирования гражданско – патриотической позиции подрастающего поколения. (Из опыта работы)

Память о Холокосте необходима,чтобы наши дети никогда не былижертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.И. БауэрВ статье представлен  опыт работы по изучению истории Холокоста в общеобразо...

Духовно-нравственное воспитание школьников. Из опыта работы

Материалы для выступление на тему "Духовно-нравственное воспитание школьников"...

"Роль экскурсий и туристических поездок в воспитании школьников"(из опыта работы)

На педсовете, посвященном внеурочной деятельности я поделилась опытом организации, выбора поездок и экскурсий для школьников среднего и старшего возраста....

Роль самодеятельного театра в патриотическом воспитании школьников (из опыта работы школьной театральной студии "Дебют")

Сейчас каждая образовательная организация самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые виды воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Огромную подд...