исследовательский проект «Учителя поселка Советский»
проект на тему

Рябчикова Надежда Петровна

Учитель… Мы каждый день встречаемся с учителями, общаемся, получаем знания и совсем уже привыкли к постоянному присутствию их в нашей жизни. Но при этом совсем не задумываемся о важности этого присутствия и о том, какую роль играет учитель в жизни каждого человека.

Когда – то профессия учителя была одной из самых престижных и популярных. Сейчас ситуация изменилась. В настоящее время работать педагогом может только тот человек, который искренне любит детей и свою деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uchitelya_p.sovetskiy_.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 п.Советский:

Исследовательский проект

Выполнили: Мосунов Максим,

учащийся 4-Б класса,

Орлова Анастасия,

учащаяся 5-В класса,

Викулов Александр,

учащийся 10-А класса,

Ештыганова Снежана,

учащаяся 11-б класса,

Крылова Светлана,

учащаяся 11-б класса

Руководитель: Рябчикова Н.П.,

учитель истории

п.Советский

2012 г.

Содержание                                                                                           стр.

Введение………………………………………………………………….3-4

  1. Методика исследования…………………………………………....5
  2. Результаты исследования
  1. Учителя Советской средней школы……………………….6-8
  2. Учителя – ветераны Великой Отечественной войны…….8-9
  3. Педагогические семьи……………………………………..9-11
  4. Учителя, ветераны педагогического труда…………….11-13

Выводы…………………………………………………………………….14

Заключение………………………………………………………………...15

Введение

 «В честь тех, труд которых подобен искусству,

Что могут людей за собой повести…»

Учитель… Мы каждый день встречаемся с учителями, общаемся, получаем знания и совсем уже привыкли к постоянному присутствию их в нашей жизни. Но при этом совсем не задумываемся о важности этого присутствия и о том, какую роль играет учитель в жизни каждого человека.

Когда – то профессия учителя была одной из самых престижных и популярных. Сейчас ситуация изменилась. В настоящее время работать педагогом может только тот человек, который искренне любит детей и свою деятельность.

Изменилось отношение детей к учителям. Если 10 лет назад нецензурные слова в адрес учителя могли стать серьезным поводом для исключения, то сейчас это всего лишь неприятные моменты в работе учителя.

Изменилось отношение родителей к учителям. Невозможность найти общий язык, точки соприкосновения, нежелание идти на компромиссы только обостряют проблему. Средства массовой информации отыскивают самые негативные моменты в работе учителя, при этом забывают о великой профессии – Учитель. Именно он дает начало каждому.

Нелёгок учительский труд, но поистине достоин всеобщей благодарности педагог, избравший свою профессию по призванию и высокому гражданскому долгу. Его труд, полный тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков – это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность.

Да, у нынешнего педагога существует много проблем. Но пока общество и государство не поймёт, что нужно повышать престиж профессии педагога и образования, изменения в лучшую сторону не произойдут.

Недостаточно уважительное отношение к педагогу отмечается повсеместно, что и показал социологический опрос, проведенный среди учащихся 8-11 классов школы (см.Приложение 3), на основе которого были сделаны следующие выводы:

  • ученики недостаточно  знакомы с историей развития образования в пос. Советский,
  • не знакомы с учителями- ветеранами войны,
  • знают учителей, ветеранов педагогического труда, ушедших на заслуженный отдых 2-3 года назад.

Исходя из этого были поставлены цели и задачи данного проекта.

Цель проекта: в условиях падения социального статуса учителя помочь учащимся понять  важную роль учителя в жизни общества, понять, что жизнь учителя – это всегда стремление к добру.

Задачи проекта:

  • собрать воспоминания учителей;
  • собрать воспоминания родных, коллег и учеников учителей;
  • получить документальный материал;
  • обобщить собранный материал и оформить стенд в школьном музее, посвященном учителям поселка Советский.

Объект исследования: жизнь и трудовая деятельность учителей поселка Советский.

Методика исследования:

  • изучить материал о школах и учителях поселка Советский в районном краеведческом музее;
  • составить вопросы интервью;
  • посещение респондентов, запись ответов на вопросы;
  • обработка материала;
  • создать презентацию и оформить стенд.

Результаты исследования.

  1. Учителя Советской средней школы.

…Учитель – профессия дальнего действия,

Главная на Земле!»  

Р.Рождественский  

   

Использовав имеющиеся источники был составлен список учителей Советской средней школы по следующим группам:

  1. Директора школы.
  2. Учителя, участники Великой отечественной войны
  3. Педагогические семьи
  4. Учителя, ветераны педагогического труда

Директора школы:

  1. Лобов Геннадий Иванович (1955-1965 гг., с 1971-1976 гг.)
  2. Пирогов Иван Павлович  (1965-1971 гг., 1976-1978 гг.)
  3. Драгунова Нина Григорьевна (1978-1988 гг.)
  4. Чернышева Изабелла Павловна (1988-1995 гг.)
  5. Исаков Виктор Иванович (1995-2002 гг.)
  6. Пирогова Татьяна Ивановна (2002-2011 гг.)

Учителя, ветераны Великой Отечественной войны:

  1. Лобов Геннадий Иванович
  2. Виногоров Дмитрий Владимирович
  3. Куклин Павел Иванович
  4. Кошкин Александр Кириллович

 Педагогические семьи

  1. Лобовы Г.И. и А.П.
  2. Пироговы И.П. и Ф. Р.
  3. Куклины П.И. и М.М., Куклина Т.И.
  4. Виногоровы Д.В. и А.П.
  5. Алесенко И.А. и Л.П.
  6. Юдины А.А. и А.М.
  7. Пуртовы В.А. и Т.А.
  8. Драгуновы А.П. и Н.Г.
  9. Долгиревы В.П. и Н.А.
  10. Павловские В.С. и Г.В.
  11.  Исаковы В.И. и В.В.
  12. Богомоловы В.С. и Р.А.
  13. Леухины В.А. и Т.Н.

Учителя, ветераны педагогического труда.

  1. Антоничева Валентина Кузьминична
  2. Бастракова Нина Николаевна
  3. Булатова Зоя Павловна
  4. Бякова Анна Ивановна
  5. Бадьина Лидия Ивановна
  6. Бадьин Владимир Викторович
  7. Баранова Валентина Васильевна
  8. Виногорова Галина Васильевна
  9. Виногорова Зинаида Петровна
  10. Войкова Наталья Сергеевна
  11. Воронцова Лидия Анатольевна
  12. Глазырина Зинаида Аркадьевна
  13. Гребнева Анастасия Ивановна
  14. Грязина Ангелина Михайловна
  15. Долгирева Серафима Ивановна
  16. Здор Надежда Валентиновна
  17. Егошина Галина Федоровна
  18. Егошина Нина Васильевна
  19. Егошина Татьяна Васильевна
  20. Желонкина Евгения Федоровна
  21. Красильников Евгений Федорович
  22. Красильникова Зинаида Дмитриевна
  23. Корнилова Алевтина Петровна
  24. Куклина Александра Даниловна
  25. Кулалаева Лидия Николаевна
  26. Курмузакова Августа Ивановна
  27. Леухина Татьяна Михайловна
  28. Лежнина Валентина Михайловна
  29. Лаптева Нина Матвеевна
  30. Лоскутова Светлана Михайловна
  31. Лоскутова Тамара Александровна
  32. Лоскутова Фаина Петровна
  33. Малкова Галина Михайловна.
  34. Матвеева Галина Ивановна
  35. Махоткина Роза Софроновна
  36. Мартыненко Галина Сергеевна
  37. Мусанова Валентина Демидовна
  38. Пирогов Виталий Карпович
  39. Петрова Раиса Арсеньевна
  40. Полевщикова Анфиса Михайловна
  41. Пуртова Людмила Федоровна
  42. Рыбакова Нина Вячеславовна
  43. Тупинов Федор Михайлович
  44. Садыкова Римма Владимировна
  45. Соловьев Александр Николаевич
  46. Черкасова Людмила Константиновна
  47. Чемоданов Александр Степанович
  48. Чиклина Клавдия Платоновна
  49. Шишкина Лидия Андриановна
  50. Уракова Клавдия Гавриловна
  51. Фурзикова Альбина Викторовна
  52. Элембаева Зинаида Михайловна
  53. Яргина Инна Николаевна
  54. Яровикова  Антонина Яковлевна
  55. Яровикова Валентина Георгиевна

  1. Учителя – ветераны Великой Отечественной войны

«Была война, но вы пришли живыми,

чтоб сеять новой жизни семена…»

В Советской средней школе преподавали учителя, участники Великой Отечественной войны.

  1. Лобов Геннадий Иванович
  2. Виногоров Дмитрий Владимирович
  3. Куклин Павел Иванович
  4. Кошкин Александр Кириллович

О Лобове Геннадии Ивановиче и Куклине Павле Ивановиче собран материал (см. Приложение, папка 2,3)

Лобов Геннадий Иванович.

Лобов Геннадий Иванович родился в 1923 году в Кировской области. Перед войной окончил Яранское педагогическое училище, мечтал учить и воспитывать детей. 21 июня 1941 г. был выпускной вечер. А на следующий день радио сообщило, что началась война. Юноша был призван на воинскую службу и направлен на учебу в военно-медицинское училище в г.Свердловске. Затем попал в действующую армию. Со своим саперным батальоном прошел долгий путь от Волги до Берлина. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны 1 степени, медалью «За боевые заслуги».

После войны Г.И.Лобову пришлось делать сложный выбор. Кем стать в мирной жизни? У него была возможность поступить в медицинскую академию. Но все же перевесила страсть к педагогике.

После окончания учительского института вместе с женой они приехали на ее родину и стали работать в Вятской семилетней школе. Геннадий Иванович вел историю, Августа Петровна – немецкий язык. Оба трудились с большим желанием и вдохновением. Через год Геннадий Иванович был назначен завучем, через три года -  директором школы.

В 1955 г. в жизни коммунисту- фронтовику предложили возглавить школу в п.Советский. Геннадию Ивановичу пришлось заниматься возведением нового школьного здания. Стройка была поистине всенародной. Пришлось работать всем – и учителям, и родителям, и старшеклассникам.

Со второго полугодия 1958 года начались занятия.

В течение 15 лет, вначале с 1955 по 1965 годы, а затем с 1971 по 1976 годы. Г.И.Лобов был директором Советской средней школы. Наряду с тем. Что ему пришлось возглавлять большой коллектив педагогов и обслуживающего персонала, он преподавал историю.

Геннадий Иванович с супругой Августой Петровной вырастили и воспитали троих детей.

Куклин Павел Иванович.

Куклин Павел Иванович родился 3 июля 1925 года в д.Нижний Колянур Ронгинского района МАССР  в семье колхозников. После окончания Шогальской средней школы в 1943 году был призван в ряды Красной Армии и направлен на учебу в Смоленское стрелково-снайперское училище, эвакуированное в Удмуртскую АССР. После его окончания участвовал в боях по освобождению Белоруссии, Польши. В результате тяжелого ранения Павел Иванович стал инвалидом, потеряв левую ногу.

За мужество и отвагу, проявленные в боях за Родину, награжден орденом Боевого Красного Знамени и медалями.

После демобилизации Куклин П.И. поступил в Марийский педагогический институт им. Н.К.Крупской на физико-математический факультет. После окончания направлен работать в свой Советский район, в Ронгинскую среднюю школу, а затем переведен в Советскую среднюю школу.

Двадцать лет Куклин П.И. руководил методической секцией учителей физики. Он также проводил большую работу по выявлению более способных учащихся. Под его руководством проводились все районные олимпиады по физике, математике, химии.

Активно занимался Павел Иванович общественной деятельностью: шесть созывов избирался депутатом сельского Совета, два созыва депутатом районного Совета, неоднократно избирался членом обкома профсоюза работников просвещения, принимал самое активное участие в сети партийного просвещения в качестве пропагандиста, избирался членом райкома КПСС.

За заслуги в области народного образования Президиум Верховного Совета РСФСР указом от 15 ноября 1960 г. присвоил Куклину П.И. звание заслуженного учителя школы РСФСР.

Павла Ивановича нет с нами, но остались его добрые дела.

  1. Педагогические семьи

«Сердца, отданные школе...»

Хочется сказать много добрых, искренних слов любви, уважения, благодарности учителям, кто не один год проработал в школе, и для которых профессия  "Учитель" стала семейной профессией.

  1. Лобовы Г.И. и А.П.
  2. Пироговы И.П. и Ф. Р.
  3. Куклины П.И. и М.М., Куклина Т.И.
  4. Виногоровы Д.В. и А.П.
  5. Алесенко И.А. и Л.П.
  6. Юдины А.А. и А.М.
  7. Пуртовы В.В. и Т.А.
  8. Драгуновы А.П. и Н.Г.
  9. Долгиревы В.П. и Н.А.
  10. Павловские В.С. и Г.В.
  11. Исаковы В.И. и В.В.
  12. Богомоловы В.С. и Р.А.
  13. Леухины В.А. и Р.А.

О многих из них писали в районной и республиканской газетах.

Изучая и собирая материал, мы обратились в районный краеведческий музей. Директор музея Иванова Елена Геннадьевна, сообщила, что в этом году исполняется 50 лет Советской школе-интернату. Мы решили, что необходимо собрать материал и об учителях данной школы. Здесь трудились немало педагогических семей. Одна из них – семья Викуловых.

Викулова(Лоскутова)  Галина Матвеевна.

Галина Матвеевна родилась 27 декабря  1941года в д. Якай – Сурт Куженерского района МАССР. Мать работала во время войны бригадиром в колхозе, потом  рабочей в комунхозе. Отец был архитектором, окончил Казанский институт, инженер- строитель.

В 1947г.  пошла в первый класс. Классным руководителем и первой учительницей была Сырейщикова Раиса Ивановна. Училась с легкостью на «отлично». Закончила школу лишь с одной четверкой по истории и получила  серебряную медаль.

Когда училась в школе,  у неё была мечта стать артисткой и петь на сцене, но случилась так, что  Галина осуществила мечту родителей, поступив в Казанский медицинский институт. Поступила без сдачи экзаменов, но врачом не стала, потому что  боялась  крови. Тайком от родителей  перешла в Марийский  Государственный педагогический институт им.Н. К.  Крупской. Туда приняли с большим желанием. Родители были против этого, но смирились. Так Галина  Матвеевна стала учителем.

После института молодого специалиста направили в Люльпанский детский дом учителем начальных классов. Через год по собственному желанию перевелась в Советскую среднюю школу- интернат, поближе к дому.

В интернате проработала 21 год учителем-воспитателем. Затем была переведена в Советскую среднюю школу №2 и там проработала еще 21 год.

 Очень любила петь, поэтому  в свободное от работы время, участвовала в районном хоре.

Общий педагогический стаж 42 года., за это время выпустила не меньше 10 выпусков.

Награждена Почетной Грамотой Министерства образования Российской Федерации (2002 г.), грамотой Министерства образования и воспитания РМЭ (1994 г.) Имеет звание «Заслуженный учитель Республики Марий Эл». Ветеран труда.

Викулов  Александр Михайлович.

Викулов  Александр Михайлович  родился 5 октября 1940 года.  Отец работал в Йошкар – Оле в МТМ, а мать была домохозяйкой так, как семья была большая,  12 детей. Жили в селе Азаново.

В 1947 году пошел в первый класс. Учился средне на «3», «4». Проучился в школе 8 лет, а потом пошел работать: надо было помогать родителям.  После   окончил вечернюю школу.

До армии работал с отцом в РТС. 5 августа 1959 г. взяли в армию. В  г.Житомире во время учебы спас ребенка из под поезда, о чем позже было напечатано в газете. После прохождения курса молодого бойца отправили в Германию в войска связи. Служил 3,5 года.

Вернувшись из армии, райком партии послал работать в Советскую среднюю школу- интернат учить, но с обязательством закончить 11 классов. В интернате работал учителем технологии.

С помощью учащихся Викулов А.М. оборудовал и оформил учебные мастерские, которые по итогам республиканского смотра заняли второе место.

Викулов А.М. проводил большую профориентационную работу, организуя экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия нашего района.

Широкой популярностью пользовались кружки выжигания и моделирования, которыми руководил Александр Михайлович. Работы детей, посещающих эти кружки, представлялись на ежегодные  республиканские выставки детского технического творчества.

Стаж работы 24 года.

Награжден Почетной Грамотой Министерства образования и воспитания РМЭ (2000 г.), является ветераном труда.

Занимался общественной деятельностью: награжден грамотой Советского узла связи за активное участие в пропаганде и распространении периодической печати.

Александр Михайлович никогда не был равнодушен к чужой беде, поэтому на протяжении многих лет он безвозмездно сдавал кровь. За это удостоен звания «Заслуженный донор СССР» и «Почетный донор РФ» (2004г.)

2.4.Учителя, ветераны педагогического труда.

Учитель!

Даже через много лет

Зажженный вами не погаснет свет!  

Садыкова Римма Владимировной.

Римма Владимировна родилась 6 декабря 1951 года в с. Манылово Маритурекского района, на самой  границе с Кировской областью. Это был пусть глухой, но очень живописный уголок. Кругом леса и очень красивый пруд.

Отец,  Кочергин Владимир Абрамович, работал инструктором райкома партии, а затем учителем истории и географии.

Мама, Кочергина Фаина Ивановна, родом из Кировской области, Яранского района, была учителем химии и биологии, а затем стала директором Маныловской, а потом – Алексеевской школ.        

С первого по восьмой класс Римма Владимировна училась в Маныловской школе. Среднюю школу заканчивала в С.Мари-Билямор. Училась всегда хорошо, с интересом, поэтому в аттестате всего три «4», особенно легко математика всегда легко давалась

Все детство прошло в школе и вокруг школы. Поэтому вопрос о выборе профессии и не стоял…

В 1968 г. Римма Владимировна поступила в Марийский педагогический институт им. Н. К. Крупской. Училась старательно, особенно любила математический анализ.

И в школе, и в институте занималась лыжами.

Студенческая жизнь была очень интересной: стройотряды, практика в лагере, поездка-экскурсия по ленинским местам.

Трудовую деятельность учителем математики Нартасской  восьмилетней школы, а затем была назначена завучем. Молодые, энергичные и не зацикливались только на уроках. Создали свой ансамбль «Хуторянка», который выступал на районном конкурсе

В 1978 году с семьей Римма Владимировна переехали в п.Сернур, где 4 года работала в вечерней школе. В 1982 году поехали в Елабугу, где  работала в детском саду.

В 1983 году приехали в п.Советский. Сначала Садыкова Р.В. работала в Советской школе-интернате воспитателем, затем -  учителем. В 1986 году Лидия Ивановна Бадьина пригласила работать в Советскую среднюю школу.

С сентября 1986 года работала завучем, в дальнейшем была классным  руководителем двух выпусков.

За добросовестный  труд Садыкова Римма Владимировна награждена Благодарность отдела образования и по делам молодежи ( 2006 г.), Почетной Грамотой  отдела образования и по делам молодежи ( 2006 г.), Благодарностью Министерства Образования РМЭ ( 2006 г.), Почетной Грамотой Министерства Образования РМЭ ( 2008 г.). Имеет звание «Отличник народного образования».

Лоскутова Светлана Михайловна

Родилась 9 ноября 1954 года  в с.Новый Торъял, стоявшем на слиянии рек Шукшан и Немда.

Родители -  Ираида Ивановна, медсестра хирургического отделения районной больницы, и Михаил Никитьевич, мастер по радио- и электросетям, научили любить и беречь природу. А бабушка, Анисья Андреевна, любить поэзию, разучивая с маленькой Светой стихи Н.Некрасова.

В 1961 году поступила в 1 класс Новоторъяльской средней школы. Девочкой я была рослой. Естественно, уготована была Светлане в школе спортивная судьба. Занималась волейболом и баскетболом. Команда была лучшей в районе и в республике,  участвовали в IV Всероссийских играх по баскетболу, заняв  I место в зональных соревнованиях и III  - тогда еще по Советскому Союзу.

В 1972 году Светлана Михайловна закончила школу и хотела поступать в медицинский институт. Но для того, чтобы получить направление из районной больницы, нужно было поработать там. Пошла санитаркой и поняла, что медицина – не ее призвание. Год работы не прошел даром: научилась сочувствовать и сопереживать.

В 1974 году поступила на историко-филологический факультет Марийского пединститута. Студенческая жизнь была весьма разнообразна, но первое место отдано спорту.

После окончания в 1978 году была направлена в Оршанский район, с.Упша.

В 1979 году по семейным обстоятельствам приехала в п.Советский и начала работать воспитателем в Советской школе-интернате.

С 1984 по 2010 г. проработала в школе №1 п.Советский. Светлана Михайловна всегда старалась идти в ногу со временем. Её ученики становились призерами олимпиад по предметам и творческим конкурсам.

Пишет стихи. Участвовала в районном поэтическом конкурсе «Учительство – это искусство» в 2010 году. Стала лауреатом финала республиканского конкурса 2011 г.

Награждена грамотами Советского РОО, Министерства образования Республики Марий Эл, имеет нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации», занесена в Книгу Почета Советского района.

В адрес многих учителей хотелось бы сказать только самые тёплые слова благодарности за преданность любимому делу, за любовь к детям.

Выводы

Учитель не только профессия, суть которой дать знания. Это высокая миссия. Учитель – фигура в обществе, имеющая в настоящее время, колоссально недооценённое значение. Именно учитель формирует знания, взгляды и морально-нравственные принципы молодого поколения. От того, каков учитель сегодня, напрямую зависит, каково будет мировоззрение завтрашнего российского общества.

Пред судьбой преклоняю колени,

Быть учителем – это прекрасно!

Всё пройдет, не изведает тленья

Лишь любовь, над которой не властны

Ни года, ни беда, ни обида,

Все до времени скрыто, но верьте,

У учителя только для вида

Разделилось на четверти сердце.

Входит в класс не ценитель покоя,

Не заученных правил хранитель…

Только сердце, пылая любовью,

Может выстрадать званье «УЧИТЕЛЬ».

Заключение

Данная исследовательская работа имеет важное духовно-нравственное значение, способствует формированию чувства патриотизма. Без истории малой родины история России была бы не полной. При изучении истории своего края и своей семьи меняется отношение к своему поселку, району, возникает необходимость бережного отношения с ними, как с уникальным местом, без которого Россия была бы, несомненно, беднее.

        Разработанная методика исследований способствует формированию навыков работы с историческими источниками, с документальным материалом, развитию коммуникативных способностей.

Рекомендуется продолжить работу по изучению и оформлению проекта.

Данную работу можно использовать при изучении тем по истории и культуре родного края: «Знаменитые люди родного поселка», «Первая школа поселка», при проведении классных часов.

Рекомендуется использовать материал  для создания школьного музея.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика.

Диагностика, проведенная коллегами - педагогами, показала недостаточный уровень развития общеучебных навыков, что препятствует полноценному усвоению такого трудного предмета, как химия. Возможность до...

Литературная гостиная урок-встреча с поэтом поселка Советского Мишуковой Раисой Михайловной для учащихся 5-6 классов

Урок-встреча с поэтом Мишуковой Раисой Михайловной, жительницей посёлка Советского Тимашевского района Краснодарского края. Раиса Михайловна рассказала ребятам о своей жизни, творчестве. Прочла стихи ...

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика

Проектная деятельность является необходимым показателем современности образовательного процесса. Причиной тому являются кардинальные изменения в российском образовании. Технология проектной деят...

проект "Хронограф поселка Михнево"

презентация содержит проект хронографа населенного пункта, где собраны основные моменты истории Михнево с первого упоминания до настоящего времени...

Исследовательский проект на тему «Листая страницы истории» ( О земляке, Герое Советского Союза Александре Ивановиче Иванове)

Чем дальше мы уходим от войны.   И чётче обнажаются вершины,Чем полнозвучней голос тишины, Тем всё понятней, что мы совершили            ...

Проект "Птицы поселка Рощино"

Проект "Птицы поселка Рощино" и презентация...

Исследовательская работа "Герб поселка Васильево"

В работе раскрыта история создания герба поселка Васильево...