Проступок. Правонарушение. Преступление. Общешкольная беседа.
план-конспект по праву по теме

 Кожевникова Елена Владимировна

Конспект беседы с учащимися 7-9 классов коррекционной школы 8 вида по профилактике правонарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prostupok_._pravonarusheie._prestuplenie.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ГКС (К) ОУ РМ «ИНСАРСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА»

ПРОСТУПОК.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ.

Беседа-презентация

Воспитатель: Кожевникова Е.В.

ИНСАР 2014

Цели: 1) Дать учащимся представление о проступке, правонарушении, преступлении, наказании за них, научить различать эти понятия.

2) Развивать представление о том, что проступок, правонарушение, преступление отрицательно влияют на окружающих людей, совершение подобных действий может караться законом.

3) Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

Оборудование: красные и зеленые карточки у каждого учащегося; «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», «Уголовный Кодекс Российской Федерации».

ТСО: презентация.

Ход занятия

1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

- Ребята, сегодняшнее наше занятие будет посвящено теме: «Проступок. Правонарушение. Преступление». Слайд 1.

2. Основная часть.

2. 1. Беседа.

- Что общего между проступком, правонарушением и преступлением?

Все они обозначают нарушение каких-либо правил или законов.

- Можем ли мы сказать, что эти понятия обозначают одно и то же? Да – нет? Почему?

Нет. Проступок и преступление не одно и то же. За проступок вряд ли могут посадить в тюрьму или оштрафовать, как за правонарушение или преступление.

- Рассмотрим несколько ситуаций.

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил.

-. Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

Устав школы.

- А в нашей школе есть устав?

  Да.

- Вспомним его вместе.

Учащиеся обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?

Проступком.

- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

Да. Ученик может получить за него выговор, директор может вызвать в школу родителей.

-Все наказания за проступки описаны в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Слайд 2.

- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2. Старшеклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

Проступком их действия назвать нельзя, так как они противозаконны. Скорее всего, эти ребята совершили преступление.

- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Показывается издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации».

Слайд 3,4.

- В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация № 3. Старшеклассники Саша, Оля, Наташа и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

Это не преступление. По всей видимости, это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры.

- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

Итак, мы рассмотрели несколько различных ситуаций. Попробуем теперь дать определение проступку, правонарушению, преступлению. Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Проступок – это такое нарушение, которое не может рассматриваться как преступление или правонарушение (нарушение правил поведения, вызывающее поведение). Приведите свой пример проступка.

Слайд 5.

Ученик нарисовал ручкой в тетради соседа по парте, не поздоровался с директором школы или учителем.

- Сформулируем определение правонарушения.

Слайд 6.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

- Ребята, за административное правонарушение ответственность наступает с 16 лет. Кто же несет ответственность за ваши действия, если вам еще нет 16-ти лет?

Родители.

-Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершенное вами административное правонарушение?

Штраф; подростка могут поставить на учет в милицию.

- Правильно: предупреждение, штраф, могут поставить на учет в милицию, а могут ли за административное правонарушение посадить в тюрьму?

Нет. В тюрьму сажают за преступления.

- Дайте определение преступлению. Слайд 7,8,9,10.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

- С какого возраста наступает уголовная ответственность? Слайд 11.

С 14-ти лет.

- За тяжкие преступления (грабеж, кража, разбой и другие) ответственность наступает с четырнадцати лет. Какое наказание ждет подростков, достигших четырнадцатилетнего возраста за перечисленные преступления? Слайд 12.

Их могут отправить в колонию, либо в какое-нибудь учреждение закрытого типа.

- Суд может лишить подростка свободы и направить его в места отбывания наказания (воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних преступников). Суд может приговорить подростка к условной мере наказания и отпустить на свободу, установив ему ряд ограничений. Если подросток продолжает совершать правонарушения, то суд отменит условное наказание и направит его в места лишения свободы. Слайд 13,14.

2. 2. Игра «Верно – неверно».

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно – неверно». У каждого из вас на столах лежат красные и зеленые карточки. Вы берете их в руки. Я зачитываю ситуации по порядку и в конце высказываю свое мнение. Например, говорю, что это проступок. Вы, если согласны со мной, поднимаете зеленую карточку, если нет – красную. Всем понятны правила?

- Итак, ситуация № 1. Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо. Я считаю, что это проступок.

Дети поднимают карточки.

- Объясните, почему это проступок?

Названные мальчики не нарушили закон, то есть не совершили ни правонарушение, ни преступление, следовательно, их действия можно расценить как проступок.

- Есть ли у девочек выбор?

Они должны или уйти или попробовать поговорить с ребятами.

- Что они могут им сказать?

Они могут сказать, например, что не будут им мешать, просто погуляют в парке и уйдут.

- А если ребята начнут вести себя агрессивно, будут все равно их выгонять и угрожать?

Тогда лучше уйти, не идти с ними на конфликт.

- Должны ли Лиза и Ирина рассказать кому-нибудь о случившемся? И если должны, то кому?

Да, родителям, старшим братьям, милиционеру.

- Ситуация № 2. Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней. Я считаю, что это правонарушение. Вы со мной согласны?

Дети поднимают карточки.

- Почему вы не согласны со мной? Что же это по-вашему?

Это преступление.

- Назовите, какое именно преступление.

Кража. \ Грабеж.

- Так что же это кража или грабеж? В чем их различие?

Это грабеж – открытое хищение чужого имущества, а кража – это тайное хищение чужого имущества.

- Вы абсолютно правы. Должна ли Татьяна рассказать кому-нибудь о случившемся? Кому?

Конечно, должна рассказать родителям и заявить в милицию.

- Татьяна должна незамедлительно сообщить обо всем в милицию. По «горячим следам» найти преступников легче, чем спустя день-два. Был ли шанс у Татьяны избежать данной ситуации?

Да, ей не нужно было идти одной в позднее время.

- Татьяне нужно было кого-нибудь попросить, чтобы ее проводил домой с дискотеки, либо идти вместе с подружками, либо попросить, чтобы ее кто-нибудь из родственников встретил.

Следующая ситуация № 3. Маша стала замечать, что у нее в школе пропадают деньги из кошелька. Однажды она увидела, как несколько девочек роются в ее сумке. «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я всем об этом расскажу?», – сказала Маша. «Попробуй. Мы сделаем так, что тебе придется уйти из этой школы», – ответили ей девочки. Я считаю, что это проступок. Вы согласны?

Дети поднимают карточки.

- Я вижу, что большинство из вас со мной не согласны. Тогда что же это по вашему мнению?

Преступление.

- Какое именно?

Кража – тайное хищение чужого имущества.

- Должна ли Маша рассказать о случившемся? Кому?

Конечно, должна рассказать учителю, родителям. Родители могут заявить об этом в милицию.

- Как бы вы поступили в такой ситуации?

Рассказал бы отцу. \ Рассказал бы учителю. \ Сказала бы, чтобы они вернули украденные деньги.

-Ситуация № 4. Группа ребят из 11 класса вела себя вызывающе: они сквернословили, награждали своих одноклассников и учителей обидными кличками, курили, несмотря на запрет, в туалете. Писали на стенах непристойные слова. Приходили на дискотеку выпившими, затевали драки, приставали к малышам. Потом выяснилось, что они отбирают деньги у младших школьников. Когда их одноклассники Алексей и Дима предупредили их, чтобы они прекратили отбирать деньги у малышей, ребята их жестоко избили. По-моему это преступление. Согласны?

Дети поднимают карточки.

- Какое преступление совершила группа одиннадцатиклассников?

Они избили Алексея и Диму. Это – нанесение побоев.

- Верно. А когда они забирали деньги у малышей, это было преступлением?

Да, это грабеж.

- Таким образом, ребята совершили два разных преступления. Как бы вы поступили на месте Алексея и Димы?

Тоже попытались бы заступиться за малышей. \ Рассказали бы об этом директору школы или учителю.

3. Итог занятия.

- Что же такое проступок? Дайте определение своими словами.

- Что такое правонарушение?

- Дайте определение преступлению.

Слайд 15,16,17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для классного часа "Проступок. Правонарушение. Преступление."

Данная презентация использовалась мною при проведении открытого совета профилактики по теме "Проступок. Правонарушение. Преступление.". Думаю данная тема, достаточно актуальна,  возможно при...

Классный час"Проступок, правонарушение, преступление"

Цели: 1) Дать учащимся представление о проступке, право­нарушении, преступлении, наказании за них, научить различать эти понятия.2) Развивать представление о том, что проступок, правона­рушение, прест...

классный час "Проступок. Правонарушение. Преступление" для обучающихся 4-7 классов

Развитие у обучающихся научного мировозрения о законах, воспитание нравственных качеств и уважения к законам, формирование толерантного сознания у обучающихся первичная профилактика правонарушени...

Классный час "Проступок, правонарушение, преступление"

В данной работе расрываются понятия: проступок, правонарушение, преступление. Цель мероприятия - дать понять школьникам, что за любое правонарушение или преступление они несут ответственность перед за...

Классный час: "Проступок, правонарушение, преступление"

Данный материал будет полезен для подготовки классных руководителей к классному часу....

Профилактическое мероприятие «ПРОСТУПОК, ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ» для 5-11 классов

Цели:представить учащимся международно-правовой акт «Конвенцию о правах ребёнка»;познакомить с правами ребёнка, с правами несовершеннолетних по законодательству РФ;рассказать о защите прав...

Презентация "Проступок, правонарушение, преступление"

Презентация "Проступок, правонарушение, преступление"...