Программа кружка "Родник"
рабочая программа ( класс) на тему

Программа кружка "Родник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_rodnik.docx37.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Емаши

муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан

Согласовано        

Зам.директора по ВР ______/О.Н.Карабатова/        

  «___»__________2014 г.

«Утверждаю»                                                                                                                              Директор________/А.Л.Клыков/

 Приказ № ______ «___»______________2014г.

        

Рабочая программа кружка

«Родник»

учителя русского языка и литературы

Швалевой Ирины Александровны

2014-2015 уч. год

       

Пояснительная записка

        Одной из актуальных задач современной школы является формирование развитой личности, обладающей высоким уровнем языковой культуры, необходимым компонентом которой является речевая и читательская культура, что предполагает сформированность труднейших умений и навыков литературоведческого анализа художественного текста, развитие эстетического, интеллектуального, творческого потенциала, повышение читательской культуры.

        Данная образовательная программа, составленная для подготовки учащихся 9-11 классов класса к участию в олимпиадах по литературе, к написанию экзамена по литературе, позволяет помочь  овладеть умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, совершенствовать навыки интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний на художественном материале русской литературы. Система занятий, основанная на работе с подлинными произведениями искусства,  призвана углубить представления учащихся о литературоведении как науке, научить  осознавать неотделимость формы и содержания, тонко чувствовать нюансы литературного произведения, сформировать умения интерпретировать его и строить речевое высказывание в устной и письменной форме. В ходе литературоведческого исследования учащиеся  должны научиться выделять средства выразительности художественной речи и определять их роль в воплощении авторского замысла, в решении идейной и эстетической задачи автора.  

        В процессе реализации данной программы учащиеся овладеют умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, определять выразительную функцию слова, его полисемантизм, осмысливать образы и картины мира, созданные художниками слова.

        В результате изучения курса обучающиеся должны

  • знать историю создания предложенных произведений, их место в творчестве авторов; основные признаки художественного текста и принципы его организации;
  • вычленять художественные средства выразительности языка и понимать их роль в художественном произведении;
  • уметь создавать собственные речевые высказывания в устной и письменной форме, содержащие литературоведческий разбор художественных текстов;
  • владеть культурой устной и письменной речи, навыками научного исследования.

        В соответствии с этим

образовательные проблемы: формирование и развитие творческого потенциала учащихся.

Образовательные цели:

  1. формирование культуры речевой деятельности, высокого уровня владения речевыми действиями и умениями в устной и письменной форме;
  2. развитие интереса к исследовательской и творческой деятельности, интеллектуальных способностей;
  3. подготовка к участию в олимпиадах по литературе.

Содержание программы

I  Введение

I.1 Природа искусства, вдохновение, тайна творчества; соотношение творения с художественным замыслом, образ музы как символа «непрямых отношений творца и творения»; творчество как сплав осознанного и непреднамеренного, законы гармонии и логики, ведущие автора в процессе воплощения замысла. Сверхзадача искусства, пророческая и проповедническая миссия русской литературы; три аспекта творчества: эстетический, познавательный и миросозерцательный; судьба художника, призванного к высокому служению, отношения художника с обществом, «толпой», «вечные» проблемы искусства. Три главных аспекта: эстетический, познавательный и миросозерцательный как один из ведущих планов в творчестве художника.  Художественное произведение как этическая программа, отражающая авторские ценностные ориентиры, и как эстетический объект, представляющий собой сообщение на особом языке, взаимосвязь эстетических знаков. Внутренняя организация и художественная целостность литературного произведения. Главное условие постижения произведения – наличие диалога между читателем и писателем. Зависимость автора от читателя, необходимость повышения читательской культуры.

I.2-3 Поэтика, её виды: историческая, частная, общая; поэтика литературного течения, поэтика жанра, поэтика конкретного произведения, поэтика творчества писателя. Литературоведение как наука, дающая представление о происхождении искусства слова, его сущности и закономерностях развития, как комплекс отраслей науки о литературе: теория литературы, история литературы, текстология, источниковедение, библиография и др.

 II Виды анализа художественного произведения

II.4-5 Литературный род как важнейшая категория поэтики, различная познавательная направленность литературных родов: драма – на сам акт художественного высказывания, эпос – на объект, лирика – на субъект); тяготение родов к определенному типу речи: в эпосе – к изображению предметного мира, в драме – к процессу речевого общения, в лирике – к выражению состояния души. Основные признаки эпоса, лирики, драмы. Формы художественной речи: проза, поэзия, ритмическая проза, лирическая проза. Метрико-строфическая организация стихотворной речи.

II.6-7 Стиль как «эстетическое единство всех сторон и элементов художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и выражающее некое содержание» (А. Есин). Стиль художника, связь его с литературным направлением, национальными традициями искусства, эпохой. Стилевые признаки: лексическая окраска, ритмико-синтаксический строй повествовательной фразы, тон авторского голоса, место диалога в произведении, темп изложения, особенности предметной изобразительности (характер портрета, пейзажа, интерьера), своеобразие композиции и сюжетной формы, специфика пространства и времени, языковое своеобразие.

II.8-11 См. приложения 1, 2: схемы концентрического и линейного анализов художественных текстов.

III Особенности художественного текста

III.12-14 Структурная организация художественного текста, элементы художественного целого: сюжет, композиция, литературный портрет героя, пейзаж, деталь, подробность, художественная речь. Три слоя искусства: «внешняя материя», «образный состав», «прорекающаяся через художника тайна» (по И. А Ильину); три основные стороны произведения: мир художественного произведения, связанный с предметно-изобразительным началом (сюжет, персонаж, образ автора, портрет, вещь, пейзаж, время, пространство и др.), художественная речь (особенности языка, стилистика), композиция (соотнесенность и расположение в произведении единиц предметного и словесного рядов).

III.15-16 Автор в художественном произведении, выражение его мыслей и чувств, система способов передачи авторской оценки: выбор названия и имени героя, описание его облика и жилища, детали, пейзаж и др., зависимость авторской оценки от родо-жанровой специфики произведения.

III. 17 Идея как воплощение авторского замысла. Пути воплощения идейно-эмоционального содержания произведения в художественной форме.

III.18-19 Герменевтика как наука о понимании и истолковании смысла текста, учение о принципах его интерпретации; задача читателя-интепретатора – уметь постичь идею произведения, художественного образа; два процесса понимания текста: интуитивное постижение целого и его интерпретация.

III.20-21 Сюжет как одно из важнейших средств воплощения содержания, обобщения писательской мысли, составляющая форм произведения к его содержанию; функции сюжета: выявление характера героя, «скрепление» изображенных событий, воссоздание жизненных противоречий, удержание внимания читателя. Фабула как события, легшие в основу произведения в их хронологической последовательности, сюжет как порядок и способ сообщения об этих событиях автора-повествователя. Основные стадии сюжета: завязка, кульминация, развязка.

III.22-24 Композиция как способ скрепления элементов формы, соподчиняющая их идее произведения. Расположение и соотнесенность компонентов художественной формы – соединение порядка с разнообразием, архитектоника крупных жанровых форм; порядок сообщения о ходе событий, взаимодействие сюжетных эпизодов и внесюжетных элементов (лирических отступлений, обращений к читателям, вставные рассказы, сны, песни, письма и др.). Система персонажей, соотнесенность деталей и подробностей. Типы композиций: соразмерная, кольцевая, зеркальная, рамочная, монтажная.

III.25-26 Паратекстовые элементы как элементы, не входящие непосредственно в текст, но, обрамляя его, служащие важным средством авторской интерпретации произведения (посвящение, эпиграф, авторские ремарки, авторские примечания к тексту). Роль сильных позиций текста как средства аккумуляций читательского восприятия: гиперболичность, парадоксальность, юмор, ирония, аллегоричность и т.д.

III.27-28 Понятие хронотопа как модели взаимодействия пространства и времени. Примеры создания пространственно-временных образов в художественных произведениях. Художественное время и художественное пространство и способы их создания. Модели хронотопов: хронотоп дороги, хронотоп дома, хронотоп сна, хронотоп гроба и др.

III.29-30 Конфликт как обнаружение жизненных противоречий; коллизия как прямые острые столкновения героев; сюжетообразующий конфликт как важнейшая функция сюжета; виды конфликта: замкнутый (разрешимый), устойчивый (неразрешимый); конфликт внешний и внутренний; конфликт социальный, идеологический, общественно-политический, семейно-бытовой, нравственный, философский; психологический; трагический, героический, комический; особенности конфликтов в произведениях эпохи античности, в средневековой литературе, в эпоху Возрождения, в классицизме, романтизме, реализме.

IV Образ события

IV.31-32 Фабула как основная форма представления события в литературном произведении, ее глубинное значение в качестве внутренней формы жизни, отраженной в произведении. Внутренняя логика фабулы: «жизнь есть сон», «жизнь есть бесконечное путешествие», «бытие – это поиск правильного пути», «жизнь есть поединок», «жизнь есть взаимодействие мира и войны» и т.д. Событийный ряд произведений как элементы фабулы. Характеристика их композиционных принципов: «ретроспективная композиция», «вершинная композиция», композиция авантюрных произведений, «растягивание» переломного момента, и т.п.

IV.33 Основные мотивы произведения и «сквозные» мотивы в русской литературе.

IV.34-35 Особенности лирического сюжета: динамика развития лирического чувства в виде образной картины, развивающейся в пространстве-времени, в основе которого – взаимоотношения личности и внешнего мира.

Лирический герой как субъект художественного отражения действительности, чьи мысли и чувства изображаются в лирическом произведении; взаимоотношения автора  лирического стихотворения и героя.

V Средства создания художественного образа

V.36-37 Образ как фундаментальная категория для теории искусства и для поэтики, как «воспроизведенное представление» (А. Потебня), как форма художественного мышления, способ освоения и преобразования действительности. Образы индивидуальные, характерные, типические; образ-мотив, образ-топос.

V.38-39 Человек как главный объект всякого искусства; литературный герой: персонаж, герой, действующее лицо; характер, тип: многоплановые и одноплановые, цельные и противоречивые, устойчивые и динамичные. Способы создания характера героя: имя, речь, место героя в образной системе произведения.

V.40-41 Пейзаж  как один из содержательных и композиционных компонентов художественного произведения, как средство воплощения замысла автора; функции пейзажа: фон действия, способ обозначения авторской позиции, способ раскрытия внутреннего мира героя, создание философского контекста произведения; развитие функции пейзажного текста от античности до реализма.

V.42-43 Портрет литературного героя как важнейшее средство его характеристики, как способ установления связи между его внешним и внутренним обликом, выявления его психологического состояния, проявления авторской оценки персонажа. Типы литературного портрета: одноплановый и многоплановый, идеализирующий и объективный, статический и динамический.

V. 44-45 Деталь как самая малая единица предметного мира произведения. Подробность как  способ запечатления реальной картины описываемых событий. Символ – деталь, сохраняющая прямое значение, но становящаяся знаком, несущим иносказательный смысл. Название произведения как составная часть художественного текста, в котором в концентрированном виде передается авторский замысел; типы названий: названия, представляющие тему или проблему произведения, задающие сюжетную перспективу произведения, обозначающие главных героев, обозначающие время и пространство.

V. 46-47 Отбор автором необходимой лексики и фразеологии, а также их стилевая организация для создания образа героя.

VI Эпизод в произведении

VI. 48-50 Эпизод – «относительно самостоятельная единица действия эпического, лиро-эпического и драматического произведений, фиксирующая происшедшее в замкнутых границах пространства и времени». Анализ эпизода: его границы, время, место действия, система персонажей, расположение эпизода в контексте произведения, выявление точки зрения, оценочной позиции, с которой ведется повествование.

VII Средства выразительности в языке

VII.51-56 Особенности художественной речи; тропы и стилистические фигуры:

сравнение, метафора (глагольные, вещественные; распространенные, реализованные, общеупотребительные, индивидуально-авторские), олицетворение, эпитет (цветовые, оценочные, метафорические, постоянные), ирония, гротеск, метонимия, синекдоха, перифраза, параллелизм (прямой, отрицательный), антитеза, контраст, оксюморон,  гипербола и литота,  аллегория, инверсия, бессоюзие, многосоюзие, анафора, эпифора, рефрен, лейтмотив, эллипсис, обращения, риторические вопросы и восклицания.

VII.57-58 Экспрессивные возможности суффиксов, приставок, авторские неологизмы: новообразованные, собирательные имена, использование глаголов в повелительном наклонении с эмоциональной окраской.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел. Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Коррекция

I  Введение

2 ч

1

 Вопрос о назначении искусства.

Художественное произведение как художественный объект.

2

 Поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения.

Природа искусства как исходная категория поэтики.

II Виды анализа художественного произведения

3

Роды литературы. Проза и поэзия. Основы стиховедения.

4

Художественный стиль. Индивидуальный стиль автора

5

Анализ художественного текста по концентрической схеме.

6

Анализ художественного текста по линейной схеме.

III Особенности художественного текста

11ч

7

Литературное произведение как образ. Единство художественной формы и художественного содержания.

8

 Структурная организация художественного текста. Композиция как одно из средств данной организации.

9

Автор в художественном произведении. Способы выражения авторской позиции в художественном произведении.

10

Идейное содержание и пафос произведения.

11

 Композиция фабулы и сюжета.

12

Внефабульные и внесюжетные элементы литературного произведения.

13

Лирические, публицистические, философские отступления.

14

Сильные позиции художественного текста.

15

Хронотоп. Образ пространства в художественном произведении.

16

Хронотоп. Образ времени в художественном произведении.

17

Роль конфликта в литературном произведении.

IV Образ события

18

Фабула как метафора бытия.

19

Построение событийного ряда произведения.

20

Лейтмотивы в событийной структуре произведения.

21

Лирический сюжет.

V Средства создания художественного образа

22

Художественный образ как способ освоения и преобразования действительности

23

Образ человека в литературе и аспекты его анализа

24

Пейзаж и его функции в произведении

25

Функция портрета в художественном произведении

26

Художественная деталь и её роль в структуре произведения. Символ, его полисемантизм. Смысл названия.

27

Речевая характеристика героя.

VI Средства выразительности в языке

28

Тропы

29

Стилистические фигуры в художественной речи

VII Анализ художественного текста. Практикум

5 ч

30

Анализ произведения малой эпической формы по концентрической схеме

31

Анализ лирического произведения по линейной схеме

32

Комплексный анализ эпизода художественного текста романной формы.

33

Комплексный анализ эпизода драматического произведения

34

Защита творческих работ

итого34

Литература

В. Н. Александров¸ О. И. Александрова. Анализ поэтического текста. Учебное пособие для учащихся старших классов. - Челябинск: Взгляд, 2006.

 Н. С. Болотнова. Филологический анализ текста. – М.: Флинта, Наука, 2007.

Е.Д. Волжина. Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы. – М.: Айрис-пресс, 2008.

Е. А. Зинина. Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста. 10-11 класс: учебное пособие. - М.: Дрофа, 2006.

С.Л. Каганович. Технология обучения анализу текста, ж. РС, №1, 2003.

С. Л. Каганович. Обучение анализу поэтического текста. Методическое пособие для учителей-словесников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.

Л.Г. Кайда. Композиционный анализ художественного текста. М.: Дрофа,  2000.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М., 2001г.

Литература. 10-11 классы: тестовые и олимпиадные задание / И.И. Коган, Н.В. Козловская. – М.: Эксмо, 2007.

Т. В. Матвеева. От звука до текста. -  Екатеринбург,  2004.

Олимпиадные задания по литературе. 9-11 классы / авт.-сост. Н.Ф. Ромашина. Волгоград: Учитель, 2008.

Н. М. Пащук. Учимся анализировать художественный текст, ж. РС, №2,

П.Г. Пустовойт. Тайны словесного мастерства. Элективный курс: учебно-методический комплект. – М.: Айрис-пресс, 2007.

Д. Э. Розенталь. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век: Мир и образование», 2001.

Д. Е. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке / под. ред. И.Б.Голуб. - М.: Рольф, 2001.

Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11кл.: метод. Пособие/В.Ф. Чертов, Е.М. Виноградова, Е.А. Яблоков, А.М. Антипова; под. Ред. В.Ф. Чертова. (Элективные курсы) – М.: Дрофа, 2007.

Л.В. Тодоров. Литература: всероссийские олимпиады. - М.: Просвещение, 2008.

Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста: Пособие для студентов филологических факультетов педагогических вузов.-СПб., 1999.

Приложение 1

Анализ стиха по концентрической схеме:

  1. Определение темы
  2. Жанровая форма.
  3. Тональность.
  4. Смысл названия.
  5. Метрико-строфическая организация.
  6. Фоника.
  7. Художественные средства.
  8. Интонационно-пунктуационная выразительность.
  9. Лирический сюжет
  10. Лирический герой.

Приложение 2

Анализ стиха по линейной схеме:

  1. Выбор установки. Цитата.
  2. Первоначальное восприятие произведения.
  3. Смысл названия, если оно есть.
  4. Выделение ключевых слов, средств художественной выразительности, комментарий их смысла.
  5. Особенности стихотворной формы. Развитие поэтической темы.
  6. Смысл финальной части.
  7. Определение идеи, основной поэтической мысли.

Приложение 3

Требования к олимпиадной работе учащегося – анализу художественного текста

  1. Сформулирована эстетическая задача и определены основные смысловые «точки» произведения (ключевые единицы, ключевой ряд, проанализированы отношения между ключевыми единицами).
  2. Определен смысл заглавия, если оно есть, его роль в раскрытии идеи произведения.
  3. Определены стиль текста, ведущий и вспомогательные типы речи, указаны их отличительные признаки.
  4. Определен ведущий образный прием, актуализирующий идейное содержание произведения.
  5. Правильно названы образные средства и проанализирована их роль в раскрытии авторской задачи.
  6. Предложен законченный лингвопоэтический анализ произведения (как реализуется в тексте стилистические возможности языковых средств: фонетических, лексических, грамматических; способы связи между предложениями, жанровые, лингвостилистические, индивидуально-авторские особенности художественного текста).      

Словарь терминов

Искусство

Словесное искусство

Художественное произведение

Художественный мир

Художественный образ

Литературоведение

Поэтика

Сверхзадача искусства

Творчество

Форма и содержание художественного произведения

Роды литературы

Жанры литературы

Герменевтика

Интерпретация

Автор художественного произведения

Повествователь эпического произведения

Лирический герой

Авторская позиция

Композиция

Хронотоп

Художественное пространство

Художественное время

Сюжет

Экспозиция

Завязка

Кульминация

Перипетии

Развязка

Фабула

Конфликт

Герой

Характер

Тип

Система образов

Пейзаж

Психологизм

Портрет литературный

Художественная деталь

Символ

Подробность текста

Стиль литературный

Образная система

Стилистические фигуры, тропы:

сравнение, метафора, эпитет, ирония, метонимия, параллелизм, антитеза, контраст, оксюморон, хиазм, анаколуф, бессоюзие, многосоюзие, повтор, анафора, эпифора, рефрен, лейтмотив, обращения, риторические восклицания, вопросы, эллипсис, гипербола, гротеск, литота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...