Внеклассное занятие "Подземный житель - крот"
классный час ( класс) на тему

Лапшина Елена Викторовна

Программное содержание:

Познакомить детей с внешним видом и образом жизни крота.

Учить детей понимать природные взаимосвязи.

Словарь: крот, кротовина, кладовка.

Закрепить прием лепки «прямое раскатывание» и умение работать стеком.

Упражнять в счете, отгадывании загадки.

Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук.

Воспитывать любознательнось, экологическое мировоззрение.

 

Оборудование:

Картинки с изображением крота.

Линейка длиной 30 см.

Веревки, обручи.

Вырезанные из картона силуэтные изображения мышей, ящериц, лягушек, насекомых, червей, птичьих птенцов.

Соленое тесто грязно-розового цвета, дощечки для лепки, стеки.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podzemnyy_zhitel_-_krot.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, ст. Кущевская

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

Внеклассное занятие

«Подземный житель – крот»

                                                             Подготовила

учитель начальных классов

                                                       МБОУ СОШ № 1

             Лапшина Е.В.

2013 г.

Тема: «Подземный житель - Крот»

Программное содержание:

Познакомить детей с внешним видом и образом жизни крота.

Учить детей понимать природные взаимосвязи.

Словарь: крот, кротовина, кладовка.

Закрепить прием лепки «прямое раскатывание» и умение работать стеком.

Упражнять в счете, отгадывании загадки.

Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук.

Воспитывать любознательнось, экологическое мировоззрение.

Оборудование:

Картинки с изображением крота.

Линейка длиной 30 см.

Веревки, обручи.

Вырезанные из картона силуэтные изображения мышей, ящериц, лягушек, насекомых, червей, птичьих птенцов.

Соленое тесто грязно-розового цвета, дощечки для лепки, стеки.

Ход занятия:

Ребята, сегодня нам предстоит встретиться с подземным жителем.

Попробуйте сами отгадать, с каким именно.

Я, друзья, подземный житель,

Землекоп я и строитель,

Землю рою, рою, рою,

Коридоры всюду строю,

А потом построю дом

И живу спокойно в нем.

Это крот. Какие слова загадки помогли вам найти отгадку?

(Показ картинки).

1

Крот - небольшое, величиной с ладонь животное. Живет предпочтительно в местах, где рыхлая, плодородная почва. Как вы думаете, могут кроты жить в горах? Почему? Твердые каменные горы не подойдут кроту для жизни, потому что он не сможет прорыть их. Ведь почти всю свою жизнь крот проводит под землей, в глубоких норах и ходах. Редко, но удается увидеть подземного жителя. И сразу видно, что он приспособлен исключительно для подземной жизни. Давайте рассмотрим его внимательно.

Две очень большие передние лапы-лопаты  предназначены для рытья земли. А также нос, очень чувствительный к запахам, предназначен для грубой работы, - носом крот землю буравит, лапами гребет, как экскаватор и толкает назад. За одну минуту крот прорывает под землей ход вот такой длины (показ 30-ти сантиметровой линейки). 

День за днём, за годом год

Ход подземный роет крот.

Две передних быстрых лапки

У крота, как две лопатки.

Холмик земли на поверхности – выход из норы, называется кротовина. Повторите это слово и постарайтесь запомнить.

П\и «Проползи по коридору»

На полу выкладываются параллельно две веревки на расстоянии 40-50 см одна от другой. Дети поочередно пролезают на низких четвереньках между веревками, стараясь не коснуться их. В конце коридора ребенок должен встать на ноги в обруче-«кротовине».

Глаза и уши закрываются складками кожи и спрятаны в шерсти, чтобы не засорялись землей.

У подземного зверка весьма плохое зрение. Глаза очень маленькие, но крот может видеть, ну хотя бы что снаружи - ночь или день.

2

Выбрав подходящее место для жизни, крот хорошо его обустраивает. У него есть место, где он отдыхает и спит, множество ходов, места для охоты и кладовые. Как вы понимаете слово «кладовка»? Кладовка – это помещение, в котором что-то хранится. Охота крота - это тяжкий труд, неустанное копание земли в поисках пищи.

Крот не признает ничего, кроме мяса и съедает его каждый день много. Съедает он все, что встречает под землей, - насекомых, их личинок, жуков, медведок. Но главная, любимая пища - дождевые черви.

Изредка, выходя на поверхность земли, крот может поймать мышь полевку, ящерицу, лягушку, похитить из гнезда птенца. В поисках добычи очень чуткие уши и нос заменяют кроту плохое зрение.

Охота идет днем и ночью. Двадцать четыре часа  суток делятся у крота лишь на время охоты и  отдыха. Без пищи  крот может прожить только пол дня. Кроты на зиму не впадают в спячку, так как зимой под землей они находят достаточно пищи.

Д/и «Охота крота»

Дети получают задание найти каждому заданное количество добычи для крота. Передвигаясь в ограниченном пространстве (например, игровая зона, ковер) они собирают именно такое количество вырезанных из картона силуэтных изображений.

Однако зимой добычи меньше, поэтому с осени животные усиленно делают запасы. Вокруг «спальни» у кротов повсюду склады. Чтобы добыча не расползалась, крот ее ранит, оставляя, однако, живой.

Животное не только много ест, но и много пьет. Один из его подземных ходов  ведет к реке, пруду, хотя бы к луже. Вода частенько во время дождей заливает ходы, но кроту это не страшно - он хорошо плавает.

Крот - существо не уживчивое, сварливое, вздорное, кровожадное.

Как вы понимаете эти слова? Какой у крота характер?

3

Друзей у него не бывает. Живет один-одинешенек и никого не терпит в своих владениях, других кротов. Врагов встречает боем.

У кротихи рождаются четыре-пять  совершенно беспомощных, голых, слепых кротят, которых она выкармливает их своим молоком.

В природе врагов у крота много: лисы, куницы, ежи, совы, аисты, вороны и другие хищники.

Человек не охотится на кротов, потому что кротовая шкурка непрочная и не годится на шапки и воротники.

Не любит человек крота за то, что тот наносит вред садам и огородам. Но как же так, спросите вы. Ведь крот ест только мясную пищу. Значит, не может он поедать выращенные в садах фрукты и в огородах овощи. Копая подземные ходы, кроты повреждают корни растений, иногда настолько сильно повреждают, что растение погибает. Вот какой вред наносят кроты растениям.

Но кроты не только вредят садам и огородам, но и приносят определенную пользу: разрыхляют землю и уничтожают вредных насекомых.

Пальчиковая гимнастика «Нора»

Быстро пальчиком вращаем

И сильнее нажимаем.

Если долго так крутить,

И нору можно прорыть.

Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают большой палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в одну и другую сторону. Затем то же самое проделывают левой рукой.

А сейчас давайте вылепим из соленого теста любимую пищу крота. Вы помните, какая у крота любимая пища? Дождевые черви.

4

Лепка «Дождевой червяк»

Дети прямым раскатыванием лепят «червяка» из соленого теста грязно-розового цвета, а затем стеком наносят поперечные полоски.

Итог занятия:

Вопросы:

1. Почему крота называют землекопом и строителем?

2. Чем питается крот?

3. Что можно сказать о кротовьем аппетите?

4. Как называется холмик земли, оставленный кротом на поверхности?

5. Как устроено подземное жилище крота?

6. Как кроты зимуют?

7. Назовите врагов крота.

8. За что не любят крота садоводы и огородники?

9. Какую пользу приносят кроты?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему «Применение интерактивной доски при работе с дошкольниками, на примере внеклассного мероприятия «Лесные жители»»

Методическая разработка на тему «Применение интерактивной доски при работе с дошкольниками, на примере внеклассного мероприятия «Лесные жители»»...

Внеклассное мероприятие по истории "Каневчане и жители Каневского района Герои Советского Союза"

В презентации рассказывается о каневчанах и жителях Каневского района Герои Советского Союза....

Внеклассная творческая работа. «Вклад жителей г. Суздаля и Суздальского района в победу Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.». (Цифры и факты).

Внеклассная творческая работа.  «Вклад жителей г. Суздаля и Суздальского района в победу Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.».             ...

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ЖИТЕЛИ ВИТАМИНОЛАНДИИ (А, В, С И ДРУГИЕ).

Цели мероприятия: способствовать расширению кругозора учащихся, активизировать их познавательную деятельность, развивать умение делать выводы, четко выкладывать  мысли, прививать культуру здорово...

Учебно-производственная бригада "Крот"

На  базе  школы-интерната  существует  УПБ "Крот". В  работе  указаны  цели,задачи, план  работы, результаты  данной  бригады....

Внеклассное мероприятие " Жители зеленого государства"

Аннотация    Внеклассное мероприятие «Жители зеленого государства» разработано для учащихся  5-6 классов. Данное мероприятие проводится в рамках общешкольной недели эко...