Устный журнал "Аптека для души"
классный час (5, 6, 7 класс) на тему

Кухтинова Людмила Петровна


Устный журнал "Аптека для души" может быть использован на линейке, классном часе, другом воспитательном мероприятии в рамках Недели книги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon apteka_dlya_dushi.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

        

        

                                                                        

                                                                                Учитель:

Кухтинова Л.П.

МБОУ СОШ № 7

п. Малокубанский

2015 год

О чтении

     Какого чтения не желает себе ни один писатель? Как рождается художественное произведение? Чем вызвана тревога художника, отправляющего в жизнь своё детище – книгу?

     Всякое ли чтение искусство? Действительно ли оно побеждает одиночество и разлуку, даль и эпоху? Почему читать – значит искать и находить? Верно ли, что каждый из нас есть то, что он читает, и по кругу чтения можно определить человека? Владеем ли мы искусством чтения?

     Дело в том, что далеко не все читающие владеют искусством чтения: глаза бегают по буквам, «из букв вечно выходит какое-нибудь слово» (Гоголь),и всякое слово что-нибудь да «значит»; слова и их значения связываются друг с другом, и читатель представляет себе что-то – «подержанное», расплывчатое, иногда непонятное, иногда приятно-мимолётное, что быстро уносится в позабытое прошлое…  И это называется «чтением». Такого «чтения» ни один писатель себе не желает.

     Читать – значит искать и находить: ибо читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад, желая найти его во всей его полноте и присвоить его себе. Это есть творческий процесс, ибо воспроизводить – значит творить. Это есть борьба за духовную встречу… И тому, кто никогда этого не добивался и не переживал, всегда будет казаться, что от него требуют «невозможного».

       Искусство чтения надо приобретать и вырабатывать в себе. Чтение должно быть углублено; оно должно стать творческим и созерцательным. И только тогда нам всем откроется его духовная ценность и его душеобразующая сила. Тогда мы поймём, что следует читать и чего читать не стоит, ибо есть чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер, а есть чтение разлагающее и обессиливающее.

       По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтенного, – как бы букетом собранных нами в чтении цветов…

                                                                                                   И.А.Ильин

Устный журнал

«Аптека для души»,

посвященный неделе Книги.

Цель:        воспитание любви к книге, чтению; формирование бережного отношения к родному языку; совершенствование культуры речи учащихся.

Эпиграфы:        «… Язык и словесность – главные способы народного просвещения; богатство языка есть богатство мыслей…» (Н.М. Карамзин)

        «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».       (Д. Дидро)

        «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души». (Цицерон)

        «Чтение – вот лучшее учение».  (А.С. Пушкин)

        Слово учителя.

Мы приветствуем вас на линейке, которую образно назвали «Аптека для души». Потому что речь пойдет о книге, о родном языке. Исследователи отмечают, что Родина и язык, язык и нравственное в человеке неотделимы, утрата, отсутствие одного неизменно влечет за собой трагические потери.

Через книги мы получаем знания о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в нашем собственном опыте. Естественно, что детская художественная литература и есть тот главный источник, из которого мы с детства черпаем знания и представления о разных сферах действительности; о жизни и поведении взрослых и сверстников; о животных и птицах, об их облике и повадках; о дальних странах; об удивительном мужестве и терпении героев русских народных сказок, в которых добро всегда побеждает, а зло обязательно наказывается, и о многом, многом другом.

   Ученики:

  1. Кто сказал, что Лев Толстой

Как писатель – не простой?

Мы его читаем сказки…

Сколько та любви и ласки!

А придем в 10 класс –

Ждут его романы нас!

  1. С детства знаем Дядю Степу,

Лучший доктор – Айболит!

Мойдодыр на всю Европу

У детишек знаменит!

3)        Пусть пройдет немало лет -

Вспомни Чебурашку…

У Гайдара… (тот, что дед!)

С «Голубою чашкой».

4)        Есть волшебное перо,

Сказки так любимы…

Знаем «Золушку» Перро,

Знаем братьев Гримм…

Нам знакомы Чук и Гек,

Знаем Робинзона.

  1. Говорят, который век

Ходит кот ученый!

Это Пушкин подарил

«Золотую рыбку»,

И Балда нам очень мил

С ангельской улыбкой.

Только трудно перечесть,

Что в программе нашей есть!

Ученик:                Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много сделал он на земле и каких невероятных страданий стоило это ему.

                И в душе моей росло внимание к человеку – ко всякому, кто бы он ни был, скоплялось уважение к его труду, любовь к его беспокойному духу. Жить становилось легче, радостнее – жизнь наполнялась великим смыслом…                (М. Горький)

Учитель:

Ученики:

  1. Овладеть культурой речи

Нам порою недосуг.

Грубость побольней картечи

Бьет без промаха вокруг.

  1. Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь.

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

  1. Гаснет устная словесность,

Разговорная краса,

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Ученица:

Хорошее слово – как влага в пустыне,

Как спичка, когда твоя кровь уже стынет,

Как мост над ущельем спадающий круто,

Как то кольцо на чехле парашюта.

А слово плохое – как брошенный камень;

Его не догонишь, не схватишь руками,

Оно разбивает оконные рамы.

Оно на гранату похоже бывает,

Оно убивает! Людей убивает!

Упрячьте! Забудьте жестокое слово,

Ищите хорошее снова и снова.

И людям дарить не считайте за труд –

Они его вам непременно вернут!

Учитель:

Так храните, берегите, защищайте нашу родную, русскую речь, не загрязняйте её, не губите!

Ученик:

        У библиотеки богатая и древняя история. «Дом мудрости» - одно из древнейших названий библиотеки. «Храм слова» - именно так определил значение библиотеки в духовной жизни общества просветитель, гуманист, ученый и писатель, публицист и литературный критик Алексей Алексеевич Золотарев.

        Да, человечеству давно стало ясно, что ценности бывают не только материальные, но и духовные. Оно научилось их бережно хранить, накапливать. В отличии от материальных, духовные ценности нельзя растранжирить. Чем больше ими пользуются, тем больше их становится.

Ученица:

  1. Самые первые библиотеки появились в Древнем Египте. При раскопках над входом в одно из помещений дворца фараона археологии обнаружили надпись «Аптека для души». Этот вход, отделанный золотом, вел в библиотеку, основанную еще при Рамзесе II около трех тысяч лет тому назад. По мнению древних египтян, книги можно сравнить с  лекарством, только не от гриппа или ангины. Это лекарство делает сильным ум человека, облагораживает душу.

  1. В Древнем Египте использовали в качестве писчего материала папирус, а в древнем государстве Междуречье книги представляли собой глиняные таблички, которые хранились в специальных ящиках. Понятно, что в библиотеке надо было не ходить, а ездить не телегах, чтобы увезти хотя бы одну книгу-ящик. В библиотекари брали сильных мужчин, которым помогали грузчики-рабы.

Ученица:

И нет у нас другого достояния,

Умейте же беречь

Хоть в лиру сил, в дни злобы и страданья

Наш дар бесценный – речь!

Слово предоставляется библиотекарю школы.

Чтецы:

…А каждый читатель, как тайна,

Как в землю закопанный клад,

Пусть самый последний, случайный,

Всю жизнь промолчавший подряд.

Там все, что природа запрячет,

Когда ей угодно, от нас.

Там кто-то беспомощно плачет

В какой-то назначенный час.

И сколько там сумрака ночи,

И тени и сколько прохлад,

Там те незнакомые очи

До света со мной говорят.

За что-то меня упрекают

И в чем-то согласны со мной…

Так исповедь льется немалая,

Беседы блаженнейший зной.

Наш век на земле быстротечен

И тесен назначенный круг,

А он неизменен и вечен –

Поэта неведомый друг.

                                                А. Ахматова

Итоговое слово учителя.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медиаурок литературы в 9 классе "Живая" душа Чичиков или "мёртвая" (по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")

Цели урока: показать отношение Гоголя к современной ему действительности; раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность; в ходе исследовательской деятельности при...

«Спасай чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой…» (по повести Н.В.Гоголя "Портрет")

Презентация содержит анализ повести, иллюстрации к произведению. Поможет учителю при изучении творчества Н.В.Гоголя в 9-м и 10 классе. Работа по презентации идет параллельно с работой по тексту, т.к. ...

Устный журнал «Красота души русского человека» (по произведениям донских поэтов и писателей о Великой Отечественной войне).

Цель: преумножение и сохранение нравственных, патриотических и культурных традиций, связи поколений и уважительного отношения к истории своей Родины, к истории Донского края.Задачи:пропаганда идей пат...

Устный журнал "Песня - душа народа"

Внеклассное мероприятие о песне...

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «АФГАНИСТАН БОЛИТ В МОЕЙ ДУШЕ....»

                 УСТНЫЙ  ЖУРНАЛ«АФГАНИСТАН БОЛИТ В МОЕЙ ДУШЕ....»...

Устный журнал «Афганистан болит в моей душе!»

Устный  журнал«Афганистан болит в моей душе!»...