«Спасай чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой…» (по повести Н.В.Гоголя "Портрет")
презентация к уроку литературы (10 класс) по теме

Презентация содержит анализ повести, иллюстрации к произведению. Поможет учителю при изучении творчества Н.В.Гоголя в 9-м и 10 классе. Работа по презентации идет параллельно с работой по тексту, т.к. вопросы презентации отправляют учащихся на страницы текста для поиска ответа (поисковая работа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portret.rar2.87 МБ

Подписи к слайдам:

Автор : Радюшкина Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №22 Темрюкского района Краснодарского края
«Спасай чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой…»
Цели
Раскрыть своеобразие повести «Портрет»Формировать навыки аналитического чтенияВоспитание чувства ответственности за свои поступки
Н.В.Гоголь
«Помолись обо мне, чтобы работа моя была истинно добросовестна и чтобы я хоть сколько-нибудь был удостоен пропеть гимн красоте небесной.»Н.В.Гоголь (письмо В.А.Жуковскому)
Поговорим об особенностях повести «Портрет»
В повести «Портрет» Гоголь разрабатывает важную для его творчества тему – тему ответственности художника перед Богом, людьми и самим собой за своё творчество.
Поразмышляем!
Из скольких частей состоит повесть?Чему они посвящены?В чём особенность композиции?Зачем Гоголь переставляет события, меняя их последовательность?
Поработаем над частью I. «История художника Чарткова»
Вся история художника располагается как бы между двумя точками. Первая – начало; вторая – исход.Что мы можем сказать о художнике в этих двух точках?
В начале
«молодой человек был художник с талантом, пророчившим многое: вспышками и мгновениями его кисть отзывалась наблюдательность, соображением, шибким порывом приблизиться всё более к природе».
Во второй точке
« Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства… В душе его возродилось адское намерение, какое когда-либо питал человек…»В чём причина такого резкого изменения человека?
Поразмышляем!
Был ли у него в действительности талант, было ли ему что терять? (Вспомните слова профессора)Почему же Чартков, обладая такими задатками, превратился в результате в бездарного художника? Почему встреча с дьявольскими деньгами оказалась роковой для его таланта? Было ли у Чарткова с самого начала что-то, в чём дьявольское нашло себе почву? (ответ найдите в тексте)
Прав ли профессор?
В речи профессора три раза встречается слово «модный» – всё время как упрёк.Объясните, какой смысл вкладывается в это слово, почему оно становится оценочным?Прав ли профессор, упрекая Чарткова?(свой ответ обоснуйте выдержкой из текста)
Сделаем вывод:
В Чарткове автор обнаруживает двойственность: - в нём есть талант, вкус, умение работать, стремление учиться; - другая часть его души жаждет мгновенного успеха и славы. До поры до времени обе эти стороны находились в равновесии. Но наступает такой момент, когда равновесие нарушается. Когда нарушается это равновесие?
Подумаем?
Как Чартков употребил деньги, оказавшиеся у него в руках?Когда Чертков отказался от своего таланта, предал самого себя?Когда Чартков впервые соврал самому себе?С кем сравнивает Светская дама Чарткова, когда тот берётся писать портрет её дочери?О чём говорит «говорящая» фамилия предыдущего художника? О чём «предупреждает» автор Чарткова?
Путь к обогащению лежит через соприкосновение с дьявольской силой.
Когда герой начинает понимать, что с ним произошло?Выиграл ли герой в погоне за славой?Как был наказан Чартков? Виноват ли он?
Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится…»
В этих строчках главная идея повести – идея высокой ответственности художника за свой талант, ибо талант есть не его принадлежность, не «частная собственность», а «драгоценнейший дар Бога».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ленинград ожег мне душу своими бедными детьми…»

Внеклассное мероприятие в рамках творческого проекта "Война и дети" (История+Литература) для 7 класс ...

Сценарий конкурса чтецов "У каждого из нас в душе своя Россия"

В сценарии представлена разработка и положение школьного конкурса чтецов, проводимого в рамках недели русского языка и литературы...

Открытый классный час по теме: "Нет выше той любви, чем если кто положит душу свою за други своя"

Разработка открытого классного часа для учащихся 11 классов по теме "Нет выше той любви, чем если кто положит душу свою за други своя" (Православие)...

“У каждого из слов душа своя...” (Музыка души и “удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца”, созданный Е.Носовым.)

Во вступительной статье к одному из своих сборников издательства «Детская литература» Е.Носов пишет о том, что в мальчишках и девчонках он больше всего ценит любознательность, “иными словами – любовь ...

Урок русского языка в 6 классе "У каждого слова душа своя"

Данный материал - урок одного слова.  В ходе урока проводится исследование слова на лексическом, этимологическом, синтаксическом, фонетическом, словообразовательном уровнях.  Обучающи...

У ученика обязательно должен быть свой источник информации

Шпаргалки, телефоны, электронные библиотеки и т.д....