Методическая кухня по военно-патриотическому воспитанию
учебно-методический материал ( класс) по теме

Кудря Сергей Иванович

Методическая кухня по военно-патриотическому воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                      Методическая кухня

               « Военно-патриотическое воспитание подростков на уроках ОБЖ

                     и во внеурочное время в свете реализации  Государственной    

                       программы  «Патриотическое воспитание граждан РФ

                                           на 2011 - 2015 годы».

                                        (из опыта работы преподавателя-организатора ОБЖ

                                               ФГБУ СУВУ «Специальное профессиональное

                                                училище закрытого типа Костромской области»)

                 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на

2011 - 2015 годы»  повышает  значимость  военно-патриотического  воспитания детей  в канун  таких событий как:

  • 70-летие начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских захватчиков в битве под Москвой;
  • 70-летие разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве;
  • 70-летие разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве;
  • 70-летие  Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 года.

             Военно -  патриотическое  воспитание   тесно   связано   с   воспитанием             патриотизма.  Это  образовательная  технология  двойного  назначения, поскольку всеми  доступными формами вооружает  воспитанников  важнейшими морально- психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку.

             Встал  вопрос  как  нашим  воспитанникам, которые в своём большинстве:

- имеют глубокую педагогическую запущенность (половина из них оставались на

  2, 3, и даже четвертый год, в одном классе);

- не имеют ни малейшей мотивации к обучению;

- социально не адаптированы в обществе;

-уже имеют за плечами десятки приводов в милицию, совершенных преступлений

- в  большинстве  своём   курят,  почти  все  употребляли  алкоголь,  некоторые и

  наркотики  пробовали;

- до  25%  имеют  задержку  психологического   развития  и, даже,  умственную

  отсталость;

- не верят закон, правосудие, недоверчиво относятся к педагогам и сотрудникам;

- многие из них привыкли праздно проводить время, брать от общества всё и, даже,

  больше, но при этом ничего ему не отдавать;

- подростки  не приспособлены к бытовому обслуживанию себя;

- все из разных регионов России;

- приходят в училище по путевкам Министерства образования в разное время

  года и на разный срок пребывания от 3-х месяцев до 3-х лет, и возраст у всех

  разный: от 11 до почти 18 лет.

           В  этой  ситуации  каждый  педагог должен был   пересмотреть с  помощью

каких средств, методов и приемов прививать  воспитаннику чувство патриотизма, которое  гарантировало не уклонение от службы в армии, а, наоборот, готовность              к защите Родины, если потребуется.

            Со временем работу по  военно-патриотическому  воспитанию  в училище выстроил   по  трём  системообразующим  направлениям, которые неразрывны  и взаимно дополняют  друг друга.

 I направление - «Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил».     Это направление наполнено :

1- проведением уроков Мужества, встречами с ветеранами Великой Отечественной

     войны.  А  когда   умер  последний  участник  Великой Отечественной войны  в

     д. Бычиха (где  и  находится   училище)  Майоров  Василий  Васильевич,  стали

     привлекать к этой работе бывших педагогов  училища, вдов погибших земляков,

     детей войны;

2 - поздравлениями  и  выступлениями  с  концертом  обязательно  к  23 февраля  и

     9 мая в училище и периодически в госпитале ветеранов войны;

3 - шефство над могилами (очистка, покраска, уборка травы) ветеранов на сельском

     кладбище. За этот участок работы уже много лет ответственна учитель математи

     ки Николаева Е.Н.;

4 - шефство над ветеранами труда, вдовами погибших земляков, которое выражает

    ся в том, что к  9 Мая на усадьбах ветеранов воспитанники  вместе с педагогами

    восстанавливают покосившиеся заборы, перекапывают огороды, дарят ветеранам

    изготовленные   своими   руками   в   мастерских  училища  табуреты, скамейки,

    швабры, лопаты для снега, скворечники и кормушки для птиц. Зимой помогают

    разгребать снежные заносы на усадьбе;

5 - не забываем и поддерживаем связь с семьёй первого директора училища в 1951-

    1955 годах  Иванова В.Г., участника трёх войн, а когда  его не стало – его вдова

    Валентина  Ивановна   всегда  желанный   гость  на  всех  наших  мероприятиях

    23  февраля, 8 марта, 9 мая, в День училища.

 II направление - военно-патриотическое.

            Считаю, что непосредственное пребывание в воинских частях Костромского

гарнизона,  знакомство  с  жизнью   и   бытом   военных,  выполнение  различного  рода  нормативов  в  ходе   соревнований  с  военнослужащими  – лучший   способ вовлечь воспитанников в орбиту военно-патриотического воспитания.

            У нас сложились хорошие  деловые отношения с командованием академии РХБЗ -  кадетами  и  курсантами, командованием 331 и 1065 гвардейских  полков            ВДВ. Опыт   показал,  что  нашим  воспитанникам  (характеристика  контингента   воспитанников   дана  выше)  ближе  по  духу, по образу  жизни, по преодолению трудностей взаимодействия с воинами-десантниками. Так, естественным образом, мы  отдаем   приоритет  в этой  работе командованию 1065 гвардейского артполка  ВДВ.  Этот  полк   на   протяжении   многих   лет   возглавляет   гвардии полковник   Коблов   Алексей  Николаевич.  Под   его   руководством   полк   достиг  высоких   показателей  в  боевой  подготовке  и  уже   длительное  время   является  лучшим артполком в ВДВ Вооруженных Сил РФ.

             В наших отношениях с полком  стало  доброй традицией проводить встречи

воинов-десантников с воспитанниками училища в начале на «нашей земле», а затем в полку. И о традиции напоминаю потому, что уже на протяжении более десятка лет эти встречи проходят по праздничным дням:

4 ноября - День народного единства,

1- 10 января - 2 раза в Новогодние и Рождественские праздники,

23 февраля - День защитников Отечества,

9 мая - День Победы,

30 мая - 1 июня День  училища.

         Каждый  раз  перед  встречей  с  десантниками  ставлю  перед  собой  разные задачи,  решение  которых   осуществляю  через  закрепление  воспитанниками на практике полученных  знаний по курсу ОБЖ и прежде всего:

                           - по начальной военной подготовке,

                           - основам медицинских знаний,

                           - Гражданской обороне,

                           - прикладной физической подготовке.

        Эта практика направлена на приобретение воспитанниками общих и военных компетенций, необходимых   для   будущих  защитников  Отечества  и  настоящих граждан новой России. Кроме этого в  полку организовываю знакомство воспитан ников с  экспонатами  музея  боевой  славы  полка, тяжелым  вооружением  полка, стрелковым вооружением полка в подразделениях, провожу в солдатской  казарме занятие по теме: «Жизнь и быт военнослужащих». Непременно обедаем и ужинаем  в солдатской столовой, а затем убываем в церковь Спаса в Рядах на беседу к нашему духовному наставнику протоиерею  отцу Михаилу (план проведения одной из таких встреч прилагаю).

          В ходе таких мероприятий:

- вырабатываются  практические  знания, умения  и  навыки,  необходимые  в

  военной  службе,

- отрабатываются установленные нормативы по огневой и тактической подготовке,

- доводятся до совершенства строевые приемы в одиночной строевой подготовке,

- воспитанники учатся на практике оказывать первую медицинскую помощь,

- вопросы защиты от радиоактивных, химических и биологических веществ через

  состязательность в выполнении нормативов по одеванию противогазов, ОЗК

  доводятся до совершенства.

         

  III направление – спортивное.

           Здесь  главное:  вовлечь 100% воспитанников в работу спортивных секций –

  • легкая атлетика,
  • тяжелая атлетика,
  • футбол,
  • баскетбол,
  • теннис,
  • туристическая подготовка.

          Достижение высоких спортивных достижений не самоцель. Главное добиться веры  воспитанника  в  собственные  силы,  почувствовать  возможность   своего  организма    и   показать   в  соревнованиях  с  десантниками   высокий  для  себя результат.

             Опыт   показывает,  что   система   военно - патриотического   воспитания, созданная  в нашем  училище, реально  помогает управлять процессом подготовки воспитанников  к  защите  Родины, придаёт  всей  проводимой работе системность, последовательность  и  целенаправленность,  обеспечивает   преемственность   в организации  и  развитии  военно - патриотической  деятельности  воспитанников.

В подтверждение сказанному будет уместно вспомнить , что в рядах Вооруженных Сил РФ успешно проходили службу такие  наши воспитанники, как Горшков Борис

Гвоздев  Николай,  Марков Дмитрий,  Цветков Михаил,  Бушаёв Рустам,  Шарапов Александр и многие другие.

           Решая задачу военно-патриотического воспитания, нельзя допустить главной
в этом деле ошибки:  формализма,  который  напрочь  убивает всё живое в этом деле.  Все  педагоги  нашего  училища  этот  урок  усвоили,  а  это  значит,  что  и  наши воспитанники   усвоили   главное,   что    
любовь   к   Родине   -  это   проявление патриотизма,  а  защита  Отечества –  это   долг   и   обязанность   патриота.

   

                                       Преподаватель-организатор ОБЖ  Кудря Сергей Иванович


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработка по реализации возможностей учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности в военно- патриотическом воспитании школьников

2.1. Организация и проведение учебных занятий по основам безопасности жизнедеятельности в военно- патриотическом воспитании школьников. 2.2 Организация и проведение внеклассных и внешкольных меро...

Методические рекомендации по подбору и воспитанию кадет – командиров, как помощников воспитателей в военно-патриотическом воспитании учащихся.

Отбор кандидата на должность командира, его воспитание, это кропотливая постоянная работа. Она требует терпения, не допускает поспешности. По мере взросления, возмужания, у ребенка меняется мировоззре...

Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О

В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...

Организация военно-патриотического воспитания в условиях сельской жизни на примере военно-патриотического клуба «Мужество».

ВПК «Мужество» создана с целью воспитания патриотизма, любви к Родине, формирования качеств, навыков и умений, необходимых для ее защиты, как воинской, трудовой, так и действиях в экстрема...

Проект месячника по военно-патриотическому воспитанию по оборонно-массовой и военно-патриотической работе (в урочной и внеурочной деятельности - комплексный подход)

В рамках месячника по оборонно-массовой и военно-патриотической работе мной были проведены различные мероприятия.В целом структурно вся моя деятельность, направленная на формирование патриотического в...

Информационно-методический материал по военно-патриотической тематике для проведения классных часов: 1. «Древний Рыльск в истории страны и в годы Великой Отечественной войны» 2. «Нет в России семьи такой, где б не памятен свой герой»

О войне еще не всё сказано... Для студентов, молодежи история войны, подвиги предков всегда будут интеренсны и  необходимой для обсуждения темой. Особый интерес к великим событиям, проходившим на...

Методическая разработка «Организация военно-патриотической работы в школе»

К важнейшим требованиям оптимизации содержания гражданско-патриотического воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений можно отнести:·...