Дискуссия. «Человек – венец природы?»
методическая разработка (9 класс) на тему

Внеклассное мероприятие. «Человек – венец природы?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie._chelovek_-_venets_prirody.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Торбеевская средняя общеобразовательная школа № 1»

 Внеклассное мероприятие.

«Человек – венец природы?»

Дата: 02.03.2016

Подготовила и провела: классный руководитель 8 «А» класса

Мишина Елена Александровна

рп Торбеево 2016 г.

Цель.

Рассмотреть морально - этические аспекты воздействия человека на окружающую среду.

Развитие ораторских навыков, умения отстаивать свою точку зрения, выслушивать оппонента

Форма проведения. Дискуссия.

Предварительная работа. Изучение источников информации по вопросам антропогенного воздействия на окружающую среду; подготовка сообщений, презентаций по вопросам дискуссии.

Алгоритм проведения мероприятия.

1.Постановка индивидуальных целей.

2.Перевод индивидуальных целей, в систему общих целей.

3. Заслушать сообщения.

4. Обсуждение материала по теме дискуссии

5. Выводы. Подведение итогов дискуссии. Рефлексия.

Примерные вопросы для обсуждения.

Как вы относитесь к словам Ж.Б.Ламарка «Человек, назначение которого заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания.

Есть ли моральное право у человека  делать перекос в распределение природных ресурсов в интересах только одного вида «Человек разумный».

Может быть, человеку нужно замедлить прогресс в своем развитии, или есть другие пути?  Возможно ли, остановить прогресс?

Какие пути снижения антропогенного воздействия уже используются в настоящее время, что еще может быть использовано?

Вступление.

Всем добрый день!

Вы думаете — добрый?

И может ли он добрым снова быть,

Когда, забыв о матери-природе,

Родную землю перестав любить,

Идет своими грозными шагами

По маленькой планете человек?

Шагает он лесами и полями

И губит жизнь лесов, полей и рек!

И перед ним склоняются вершины,

Гиганты-реки он пускает вспять.

На службе у него стоят машины.

Когда ж ему природу охранять?!

Он властелин! Он этим горд! Он важен!

Его стремлений властных не унять!

Позвольте ж молодому поколенью

В защиту жизни голос свой отдать!

Ведущий.Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед варваром-человеком.

Человек  живет на нашей планете вместе с огромным количеством других живых существ и как биологическое существо влияет на нее не более чем любой другой организм. Однако огромное воздействие оказывает на природу труд человека. Академик Вернадский сказал:

«Человеческая деятельность превратилась в мощную преобразующую землю силу, сопоставимую с геологическими процессами. Мы собрались сегодня поговорить о важных экологических проблемах, которые волнуют наше общество. О месте человека в нашем мире? О том имеет ли моральное право человек вести себя как единоличный хозяин Земли.

Получив неограниченную власть над природой и надменно упиваясь этой властью, он, считающий себя «венцом природы», забыл, что сам является ее скромной частицей. «Мы и сейчас еще не можем и не хотим понять, – горестно восклицает современный русский писатель В.П.Астафьев, – что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня одного».

Знаки надвигающейся беды заметны сегодня повсюду в мире. Человечество лицом к лицу столкнулось с жесточайшим экологическим кризисом, который не знает государственных границ и природных рубежей, т.к. он глобален.

Человек всегда использовал окружающую среду в основном как источник ресурсов. Однако в течение очень длительного времени его деятельность не оказывала заметного влияния на биосферу. Лишь в конце XIX в. изменения биосферы под влиянием хозяйственной деятельности обратили на себя внимание ученых. В XX в. эти изменения нарастали и в настоящее время лавиной обрушились на человеческую цивилизацию.

Стремясь к улучшению условий своей жизни, человек постоянно наращивает темпы материального производства, не задумываясь о последствиях. При таком подходе большая часть взятых у природы ресурсов возвращается ей в виде отходов, часто ядовитых или непригодных для утилизации. Это создает угрозу существованию биосферы и самого человека. Планета наша весьма загрязнена, и мы уже осознаем опасность жизни на огромной свалке.

    Ученик. Экскурс в историю.

 В течение столетий человечество с каждым годом использовало все больше и больше полезных ископаемых и воды, производило все больше товаров, оставляло все больше отходов. K началу ХХI в. путь пройден до конца: сейчас люди потребляют слишком много ресурсов, выбрасывают слишком много бытового и промышленного мусора, и Земля перестает справляться с нагрузкой. Такую ситуацию называют глобальным экологическим кризисом, который охватывает всю Землю.

Человек изменял природу в течение всей долгой истории развития цивилизации. Только сначала в его распоряжении были лук и стрелы, а теперь – машины и атомная энергия. Древний Человек изменил облик целых природных зон с помощью огня. Люди не только случайно, но и сознательно устраивали лесные пожары, поскольку на открытых пространствах может пастись больше животных и охотиться на них легче. Индейцы Северной Америки специально поджигали леса, чтобы на их месте образовались прерии – пастбища для бизонов. Так же поступали и жители тропических саванн Африки.

Первый в истории Человека глобальный экологический кризис был связан с чрезмерной охотой на диких животных. В течение тысячелетий, питаясь мясом крупных млекопитающих, племена верхнего палеолита процветали, увеличивая свою численность, развивая культуру и искусство. По мнению многих ученых, около 10 тыс. лет назад, когда мамонты были истреблены, тысячи людей погибли от голода, а оставшиеся ушли далеко на юг в поисках благоприятных условий для жизни. Цивилизация верхнего палеолита погибла, уничтожив сама себя.

Другим примером может быть древний Вавилон. Земледельцы Междуречья около 5 тыс. лет назад осушили болота и оросили пустыни, превратив эти ранее бесплодные места в изобильные земли. Собираемых урожаев хватало всей стране, в том числе и жителям Вавилона – первого в мире, как считают историки, города с миллионным населением.

Но земледельцы злоупотребляли орошением. Они поливали поля слишком обильно. Испаряясь, влага оставляла соль в плодородном слое почвы. Соли было так много, что земля становилась белесой и совершенно бесплодной. Правители Вавилона заставляли крестьян собирать соль руками, хотя это не давало результатов. Поля перестали плодоносить, и многолюдный Вавилон опустел. K началу нашей эры его покинули последние жители, и великий город разрушился, занесенный песком. Удивительно, но эта катастрофа ничему не научила людей.

Загрязнение окружающей среды.

Большую роль играют промышленные предприятия и автотранспорт. Почвы, расположенные в районах крупных промышленных предприятий, транспортных артерий, испытывают сильное техногенное давление. Нередким стало образование техногенных пустынь на территориях, примыкающих к промышленным зонам, особенно к предприятиям химической и металлургической отраслей промышленности. На ближайших к таким предприятиям территориях содержание тяжелых металлов часто значительно превышает ПДK (табл. 2, см. с. 30), гибнет растительность, почвенный покров разрушается практически необратимо. Например, металлургические предприятия ежегодно выбрасывают на поверхность Земли более 150 тыс. т меди, 120 тыс. т цинка, 1,5 тыс. т молибдена и около 30 т ртути.

Ведущий.Давайте представим, что в нашем разговоре участвуют представители разных слоев населения, которые выкажут сегодня свою точку зрения по различным вопросам.

В нашей зале находятся:

1.Эколог.

2.Директор химико-металлургического концерна,  в состав которого входит химический комбинат, завод по производству серной кислоты.

3Представители общественных экологических объединений.

4

5,6. Представители общественности.

7. Юрист

8. представитель здравоохранения.

Представитель ЭОО 1 Нас всех в той или иной степени волнует экологическая обстановка на нашей планете. Я, как представитель экологической общественной организации, хочу обратить ваше внимание на некоторые экологические проблемы, существующие в настоящее время в большинстве регионов. И прошу заслушать интересные факты по этим вопросам.

Сообщение 1.Антропогенное загр. биосферы.

Сообщение 2.Растения индикаторы

Сообщение 3.Экологические проблемы и их решения.

Сооб.4. Загрязнение природных вод

Сообщ.5. Дигрессия окружающей среды.

Представитель ЭОО 2.   В первом выступлении  говорилось о загрязнении воздуха. Большую лепту в это загрязнение вносит химико – металлургический концерн, предприятие, которым руководит  уважаемый оппонент .

 В радиусе 5 км. от химического завода ощущается легкий запах сероводорода. Анализ проб воздуха, отобранных с вертолета, показал, что газ распространен на высоте до 2 км. Объем воздуха загрязненного сероводородом составляет 157 км2 . При самоочищении атмосферы все эти вредные вещества попадают в почву, в водоемы, загрязняя их, при этом гибнут организмы их населяющие. Я предлагаю закрыть предприятие совсем или на неопределенное время пока не будут построены очистные сооружения полностью нейтрализующие отходы и  не перестанет наносится  вред окружающей среде.

Ведущий.  Вам слово, готовы ли вы закрыть свое предприятие?

 

Директор химико-металлургического концерна.

Я думаю, что проблемы, которые здесь поднимаются, сильно преувеличенны.

Наше предприятие работает на рынке вот уже 10 лет, производит железо до 100 т  в сутки, железо является ценным сырьем для различных отраслей промышленности, используется для производства. Нам необходимо провести реконструкцию  химического  производства, увеличить мощность, так как данная мощность не позволяет полностью переработать сырье. (Сырьем являются отходы химического производства).  

Наше предприятие является поставщиком  продукции в 15 регионов России. На предприятии работает более 3000 человек, на балансе предприятия находятся детский сад, общежитие, дом культуры, больница. Закрытие предприятия, хотя бы на  несколько месяцев понизит жизненный уровень работников предприятия, вызовет социальное напряжение Я.думаю,  эти социальные проблемы более значимые, чем экологические о которых вы говорите.

Пред.здравох.  Почему население должно страдать от плохой экологии, вызванной работой вашего предприятия, получать букет различных заболеваний:

хронические воспалительные заболевания различных органов, изменение нервной системы, действие на внутриутробное развитие плода, приводящее к различным отклонениям у новорожденных.

        Медики установили прямую связь между ростом числа людей, болеющих аллергией, бронхиальной астмой, раком, и ухудшением экологической обстановки в данном регионе. Достоверно установлено, что такие отходы производства, как хром, никель, бериллий, асбест, многие ядохимикаты, являются канцерогенами, то есть вызывающие раковые заболевания.

Последствиями химического загрязнения является нарушения репродуктивной функции, снижение веса плода, преждевременные роды, увеличение продолжительности беременности; аллергии, увеличение онкологических заболеваний, снижение интеллектуальных показателей у детей. «Сегодня уже существуют опасные признаки того, к каким последствиям ведет отравление окружающей среды. Раньше у детей рак был почти неизвестен, а сейчас он встречается все чаще и чаще. Так обстоит и с лейкемией, особенно у детей, юношей и молодых людей. Учащаются случаи наследственных заболеваний новорожденных». Так не лучше ли деньги, которые вы собираетесь потратить на расширение производства использовать на строительство очистных сооружений.

Директор химико-металлургического концерна.

На предприятии в настоящее время нет средств на реконструкцию очистных сооружений. Необходимо около 2млн. дол.

В дальнейшем я думаю предприятие изыщет средства для этих целей.

Ведущий. Какие применяют меры по  предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха. Послушаем сообщение.

Сообщение. Очистные фильтры являются основным средством борьбы с промышленным загрязнением атмосферы. Промышленные выбросы в атмосферу очищаются путем пропускания их через различные фильтры (механические, электрические, магнитные, звуковые и др.), воду и химически активные жидкости. Такими способами улавливаются пыль, копоть, пары и газы.

Эффективность работы очистных сооружений зависит от физико-химических свойств загрязнителей и от совершенства применяемых методов и аппаратов.

Сообщения 2.

Безотходная технология производства. Решить проблему охраны атмосферы только с помощью очистных сооружений невозможно. Необходимо применение комплекса мероприятий и прежде всего внедрение в промышленную практику безотходных технологий.

Безотходная технология эффективна в том случае, если она строится по аналогии с процессами, происходящими в биосфере: отходы одного звена в экосистеме используются другими звеньями. Цикличное безотходное промышленное производство, сопоставимое с циклическими процессами в биосфере, - это будущее промышленности, идеальный путь сохранения чистоты окружающей среды.

Озеленение городов и промышленных центров. Зеленые насаждения за счет фотосинтеза освобождают воздух от диоксида углерода и обогащают его кислородом. На листьях деревьев и кустарников оседает до 72 % взвешенных в воздухе частиц пыли и до 60 % диоксида серы. Поэтому в парках, скверах и садах в воздухе содержится пыли в десятки раз меньше, чем на открытых улицах и площадях. Многие виды деревьев и кустарников выделяют фитонциды, убивающие бактерии. Зеленые насаждения в значительной мере регулируют микроклимат города, «гасят» городской шум, приносящий огромный вред здоровью людей.

Для поддержания чистоты воздуха большое значение имеет планировка города. Фабрики и заводы, транспортные магистрали должны отделяться от жилых кварталов буферной зоной, состояшей из зеленых насаждений. Следует учитывать направление основных ветров (розы ветров), рельеф местности и наличие водоемов. Лучше располагать жилые кварталы с подветренной стороны и на возвышенных участках. Промышленные зоны необходимо помешать вдали от жилых кварталов или за пределами города.

 

Ведущий. Предоставим слово юристу, который расскажет нам о законодательстве в сфере экологии.

Юрист.

В конституции закреплено право каждого человека:

«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.»

«Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

К основным законодательным актам РФ относится:

«Закон об охране окружающей среды»1991г.

«Водный кодекс РФ» 1995г.

«Закон о недрах», «Закон о животном мире»

В России утвержден ряд ГОСТов, которые регламентируют нормы выбросов в атмосферу, рекомендуют методы измерений содержания в атмосферном воздухе отравляющих веществ.

Можно назвать еще много различных законов, относящихся к экологическому праву. Экологическое право — одна из отраслей российского права. Оно регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений людей.

Ведущий. Слово предоставляется экологу.

Эколог. Я хотел бы вернуться к вопросу с химико-металлургическим предприятием. В настоящее время на предприятии проводится грубая очистка промышленных выбросов, где устраняется 84 % загрязнителей, при тонкой очистке устраняется до 99% загрязнителей. Такая очистка промышленных отходов не только предохраняет атмосферу от загрязнений, но и  дает дополнительное сырье и прибыль предприятиям. При грубой очистке промышленных выбросов устраняется от 70 до 84 % загрязнителей, при средней очистке - до 95 - 98 % и при тонкой - 99 % и выше.

Очистка промышленных отходов не только предохраняет атмосферу от загрязнений, но и дает дополнительное сырье и прибыли предприятиям. Улавливание серы из газовых отходов Магнитогорского металлургического комбината обеспечивает санитарную очистку и получение дополнительно многих тысяч тонн дешевой серной кислоты. На Ангарском цементном заводе очистными сооружениями улавливается до 98 % выбросов цементной пыли, а фильтрами соседнего алюминиевого завода - 98 % ранее терявшегося фтора, что дает 300 тыс. долларов прибыли в год.

 

Пред. Об.2.  Я думаю, что с какой то точки зрения  дирек. прав. Сейчас остро стоит проблема нехватки природных ресурсов, с  точки зрения рационального природопользования необходимо полностью использовать отходы металлургического производства, так как оно является ценным химическим сырьем, если для этого необходимо прежде всего выделить деньги на расширение химического производства значит надо это сделать, кроме того я согласен по поводу социальных проблем. расширение производства даст дополнительные рабочие места.  

Представитель ЭОО 1. При возможности очистки воздуха до 98 %, на предприятии очищают воздух на 84 % . Соответствует ли это нормам?

Эколог. Это превышает норму. К предприятию каждый год применяются штрафные санкции. Однако предприятие платит их с завидной регулярностью. А строительство очистных сооружений остается на прежнем уровне.

Ведущий. Послушаем мнение зала. Хотелось бы услышать ваше мнение? По поводу приоритетов в направлении деятельности промышленных предприятий?

Ученик1. Мне кажется, что применяемые штрафные санкции недостаточные. Они должны быть очень большими что бы предприятию было выгоднее  как можно быстрее построить очистные сооружения, чем заплатить штраф.

Ученик 2. Я думаю, что нельзя применять строгие санкции, так как если надо строить будет немедленно дорогостоящие очистные сооружения, то предприятие может получить долги, это ляжет на плечи рабочих, понизиться зарплата, могут начаться сокращения.

Ведущий. Вы будущие специалисты пищевой промышленности, как вы думаете  деятельность пищевых предприятий экологически безопасна?

         

 

Представитель ЭОО 2.  

Мы сегодня затрагивали различные аспекты воздействия человека на окружающую среду и говорили о том: Оправданно ли, негативное влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Я думаю, что этот вопрос надо рассматривать шире и глубже.  

В течении 2 последних столетий все ресурсы планеты потреблялись в интересах только одного вида «гомо сапиенс». Посмотрите,  что творится в мире? Сокращается площадь лесов. Почему? Потому что мы вырубаем его в промышленных целях. Нам надо больше сырья, и  волнует ли человека,  что леса являются средой обитания для многих видов животных и растений и сокращая  площадь лесов мы тем самым сокращаем их численность, а некоторые виды приводим может быть к полному уничтожению.Слайды. Имеет ли человек моральное право жить за счет других обитателей планеты «Земля», ведь они то же на ней родились, и имеют такое же право на жизнь как и человек.

Хотелось бы услышать ваше мнение? Имеет ли человек моральное право жить за счет других обитателей планеты?

Ведущий. Конечно, мы не можем остановить развитие человеческого общества, но мы должны развиваться,  таким образом что бы не уничтожить нашу планету и самих себя.

 Человек! Ты стоишь над пропастью,

Не почувствовав, видимо, это.

 Небо рвешь ты стальною лопастью,

Запускаешь на Марс ракеты.

Оглянись на свои творения —

Небоскребы, заводы, дворцы...

Мир безумный, бездушный, в безверии

Оставляют детям отцы!

Грустно мне размышлять о будущем —

Что увидят окрест мои внуки?

У кого же просить нам помощи?

Кто на зов наш протянет руки?

Пыль дорог, дымовая завеса

И бездушный асфальт площадей...

Попросите защиты у леса,

Сохраните здоровье людей!

Наша милая малая Родина!

Как сберечь тебя и защитить?

Чтоб кивала, как в детстве, смородина,

Мало просто ее любить!

Город мой, ты живая история,

Ты исток моих творческих сил!

Я хочу, чтобы доброе новое

Новый век в город мой приносил!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волжская Венеция

Балаково – очень компактный город и это одно из главных его преимуществ. На сравнительно небольшую площадь города приходится сразу пять водоемов, два из которых очень крупные: Волга и Судоходный канал...

ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК: ВЕНЕЦ ТВОРЕНИЯ ИЛИ БРАК ПРИРОДЫ? (Урок - конкурс по биологии для учащихся 10-11 классов)

ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК: ВЕНЕЦ ТВОРЕНИЯ ИЛИ БРАК ПРИРОДЫ?(Урок - конкурс по биологии для учащихся 10-11 классов)   Цель: формировать у учащихся умение выделять наиболее важные качества в чело...

Евгений Онегин - венец творчества А.С.Пушкина

Презентация к уроку литературы на тему: "Образ Онегина"...

Колокола – Руси венец.

Колокола… На протяжении множества веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан. С колыбели протекала она под колокольные звоны. Оттого и пословица сложена: «Звоном началось, звоном и кончится»»,...

Урок по МХК на тему: «Венеция – жемчужина итальянского барокко».

Цель урока. Дать учащимся представление о понятии «барокко», его характерными чертами. Познакомить ребят с образцами стиля барокко в Венеции.  Развивать художественно-творческий потенциал шк...

Урок по МХК на тему: «Венеция – жемчужина итальянского барокко».

Цель урока. Дать учащимся представление о понятии «барокко», его характерными чертами. Познакомить ребят с образцами стиля барокко в Венеции.  Развивать художественно-творческий потенциал шк...

Презентация по ст. А. Ахаматовой "Венеция"

Стихи Анны Ахматовой иллюстрированные фото Венеции...