ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК: ВЕНЕЦ ТВОРЕНИЯ ИЛИ БРАК ПРИРОДЫ? (Урок - конкурс по биологии для учащихся 10-11 классов)
материал по биологии (10 класс) по теме

Галактионова Марина Валерьевна

 

ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК:

ВЕНЕЦ ТВОРЕНИЯ ИЛИ БРАК ПРИРОДЫ?

(Урок - конкурс по биологии для учащихся 10-11 классов) 

 

Цель: формировать у учащихся умение выделять наиболее важные качества в человеке, повышать интерес к изучению собственного организма и законов его существования, способствовать осмыслению места и роли человека в системе мира, воспитывать творческие способности.

Подготовительная работа: выбираются ведущие, формируются две команды, готовятся домашние задания, идёт поиск вопросов викторин, пословиц, поговорок на заданную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvn_dlya_10-11_klassov.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №538

с углубленным изучением информационных технологий

Кировского района Санкт – Петербурга

«СОГЛАСОВАНО»

«___»___________________2010г.

МО учителей естественных наук

ГОУ СОШ №538

«УТВЕРЖДЕНО»

Педагогическим советом №____

От «___»_______________2010г.

Протокол №__от «___»______2010г.

Директор ГОУ СОШ №538

__________________Т.А. Огородова

ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК:

ВЕНЕЦ ТВОРЕНИЯ ИЛИ БРАК ПРИРОДЫ?

(Урок - конкурс по биологии для учащихся 10-11 классов)  

Составитель: учитель биологии

Галактионова Марина Валерьевна

Санкт – Петербург

2010

ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК:

ВЕНЕЦ ТВОРЕНИЯ ИЛИ БРАК ПРИРОДЫ?

(Урок - конкурс по биологии для учащихся 10-11 классов)  

Человек — есть принципиальная новизна в природе.

Н.А.Бердяев

Человек отличается от всех других созданий

Способностью смеяться.

Джозеф Аддисон

Цель: формировать у учащихся умение выделять наиболее важные качества в человеке, повышать интерес к изучению собственного организма и законов его существования, способствовать осмыслению места и роли человека в системе мира, воспитывать творческие способности.

Подготовительная работа: выбираются ведущие, формируются две команды, готовятся домашние задания, идёт поиск вопросов викторин, пословиц, поговорок на заданную тему.

Ведущий. Добрый день, дорогие друзья. Мы начинаем наш веселый конкурс «Всё о человеке». Да, человек — уникальное творение. Но разве не уникальны индийский слон или гималайский медведь? Любое живое существо на планете разве не отличается оригинальностью и неповторимостью? Нас на свете шесть миллиардов неповторимых человеческих существ. Человек одновременно, разумен и безрассуден, силен и беспомощен, свободолюбив и покорен... Почти тысячу лет назад персидский поэт Омар Хайям выразил это соединение в человеке взаимоисключающих качеств в неустаревших и поныне строках:

Мы источник веселья — и скорби рудник,

Мы вместилище скверны — и чистый родник.

Человек, словно в зеркале мир,— Многолик!

Он ничтожен— и он же безмерно велик.

У каждого человека должен быть дом - не просто жилище с крышей над головой, а место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, какой он есть, где тепло, уютно и комфортно, откуда с грустью уходишь и куда всегда возвращаешься с радостью. Сегодня мы с вами будем строить дом нашей мечты. Но создать такой дом можно только из «строительного материала» с особыми свойствами: доброты и понимания, взаимопомощи и терпения, такта и юмора.

Строительство дома всегда начинается с проекта, наш проект уже готов. Дом будем строить кирпичный. Но это необычные кирпичи, это - кирпичи мудрости, хозяйственности, любви, здоровья и многого другого.

           Каждое из этих качеств и свойств должно проявиться в отдельном конкурсе - кирпичике будущего дома.

           А чтобы было еще интереснее строить дом, мы разделимся на две команды. Всем известно, что кирпичи бывают красного или белого цвета. И у нас будет две команды. Первая команда, побеждая в конкурсе, будет закладывать белый кирпич, вторая команда - красный. А в конце мы увидим, какая команда внесла больший вклад в строительство дома.

А поможет оценить их выступления наше многоуважаемое жюри. (Идет представление состава жюри.)

Конкурс 1. «Кирпич правил дружной работы»

Конкурс-разминка - жеребьевка за право заложить первый кирпич –

кирпич мудрости. Участвуют 2 команды.

 Вопросы первой  и второй команде:

1. Когда человек выше ростом — утром  или вечером? (Утром. Рост человека уменьшается в течение дня за счет сжатия хрящевых прокладок между позвонками.)

2. Что называли в древности «брюшным мозгом»? (Солнечное сплетение. Действительно, оно представляет собой центр, от которого лучами отходят нервы во все органы брюшной полости.)

3. Влияет ли цвет глаз на их свойства? (Да. У голубоглазых роговица вдвое чувствительней, чем у кареглазых, и в четыре, — чем у черноглазых. Сероглазые — самые зоркие: среди спортсменов-снайперов их большинство. Кроме того, цвет радужной оболочки, которую человеку дала природа, обеспечивает ему оптимальные условия для зрения. Поэтому вредно долго пользоваться цветными контактными линзами.)

4. Как вы считаете, в каком возрасте человек говорит больше всего: в зрелом, в старости, в детстве? (В детстве. Дети в раннем возрасте говорят почти все время. Чемпионы говоруны— это дети в возрасте от  5 до 10 лет: при отсутствии собеседника они не огорчаются и разговаривают сами с собой, произнося при этом более 14 тысяч слов в день.)

Конкурс 2. «Кирпич мудрости». Мы приглашаем капитанов. (Звучит песня «Капитаны КВН».)

Сейчас вы получите тексты, внимательно их прочтите, затем найдите биологические ошибки.

1. Задание капитану первой команды.

В обычных условиях ребенок сначала начинает различать и понимать слова, а затем употреблять их. Слово становится условным сигналом раньше, чем условной реакцией, ответом. Но науке известно более 30 случаев, когда детей воспитывали животные (волки, леопарды, обезьяны). Выросшие среди зверей дети легко осваивались, начав свою жизнь в обществе людей (ходили на двух ногах, быстро учились говорить). Пример тому — герой Р. Киплинга - Маугли.

(Чтобы овладеть речью, ребенок должен втечение первых шести лет жизни регулярно слышать человеческую речь и иметь возможность повторить услышанные слова. В более поздние годы научиться говорить, хотя бы как хорошо обученный попугай, человек не сможет. Все «человеческие детеныши», отнятые у животных, были психически не развиты, все имели звериные привычки, не умели ходить.)

Задание капитану второй команды.

Существуют высшие и низшие расы. Высшие расы — созидатели цивилизации, науки, искусства, призванные к господству, а низшие — это физически и психически неполноценные представители, способные только к тяжёлому физическому труду.

( НЕ существует градации рас на высшие и низшие. Все расы генетически, цитологически, эволюционно равноценны. Доказательством является факт метисации и способность образования смешанных браков, способных к деторождению)

Пока капитаны пытаются найти биологические ошибки в текстах, мы смотрим домашние задания команд, их версии о происхождении человека.

Конкурс 3. «Кирпич исторический» История человечества.

2 человека от команды. Найдите соответствие между понятиями.

Питекантроп,

кроманьонец,

неандерталец.

Забота о ближних;

Поддержание огня,

Речь примитивная; Использование различных предметов;

Добывание огня;

Речь типа лепета;

Настоящая речь;

Прямохождение;

наука, техника, сельское хозяйство.

Слушаются ответы капитанов. Подводятся итоги трёх конкурсов.

Конкурс 4. «Кирпич  строительный» Определите орган («Что это за орган?»)

По 1 участнику от каждой команды. Участникам завязываем глаза и предлагаем на ощупь определить орган (муляж сердца;  кости: позвонок, ключицу, лопатку и др.), помещённые  в сумку и дать задание доставать и определять их.)

По количеству и скорости правильных ответов определяется победитель.

Конкурс 5.  «Кирпич хозяйственности» Умеете ли вы мыслить образно? 2 человека от команды

Предложить соревнующимся расположить с помощью магнитов на контурном рисунке человека в соответствующих местах предметы, животных, которые дали названия органам: сеть (сетчатка глаза), улитка (ухо), мышь (мышца), сосуд (кровеносный), крылья (нос) и т. п.

Конкурс 6. «Кирпич уюта» Составьте рассказ по картине.

2 человека от команды за пределами класса (зала) должны составить рассказ к неизвестной картине, по те ме конкурса. Представителям команд вручаются фото графии с этих иллюстраций, и они на время покидают зал. Оцениваются в баллах близость составленного рассказа к содержанию картины, время создания, остроумие рассказчиков.

 Конкурс 7. «Кирпич народной мудрости. Пословицы о труде»

Каждая команда должна подобрать 6 пословиц о труде так, чтобы слово «труд» или «работа», или «дело» просклонялось во всех падежах.

   Землю красит солнце, а человека труд.  Всякое дело человеком славится, человеком и славится. Гляди не на человека, а на его дела. Птицу узнают в полете, человека - в работе. Не смотри на лицо, а смотри на дело. Чужими руками крапиву не дергай. Зеркало человека - его труд. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Не топор кормит, а работа. Кто труда не боится, того и лень сторонится.

У работящего в руках дело огнем горит. Не  бойся работы, пусть она тебя боится. Работа сердце веселит. В труде - счастье. Счастье без труда не дается. Умелые руки работы не боятся. Утреннюю работу не оставляй до вечера. Стоит заговорить о деле - у ленивого голова заболит. Торопливая работа вкривь идет. Труд - дело чести, будь в труде на первом месте.

Конкурс 7. «Кирпич любви»

   Неизменным спутником жильцов каждого дома является любовь. Поэзия передает это чувство в словах. Вспомните строки из стихотворений о любви.

Конкурс 8. «Кирпич здоровья»

   На новоселье гости хозяевам желают всего доброго, хорошего. И в первую очередь - здоровья на долгие годы. «В движении - жизнь», а значит, и здоровье.

Конкурс 9 «Кирпич улыбки»

   Дейл Карнеги считает, что улыбка «создает счастье в доме, служит паролем для друзей. Она ничего не стоит, но много дает». Это «лучшее противоядие, созданное природой против неприятностей». Не у всякого (Получается жить светло и с улыбкой, но этому можно научиться. Наши шуточные вопросы, мы надеемся, заставят вас улыбнуться.

   -  Где мы платим деньги за то, что у нас что-то взяли?

   -  Почему львы едят сырое мясо? (У них нет дома, где можно приготовить пищу.)

   -  Что нужно сделать, если увидишь во сне лохнесское чудовище? (Проснуться.)

   - Если хлеба в рюкзаке уже ни крошки, а во сне тебе приснился каравай, то ...? (Ты на этот каравай рот пошире разевай.)

   - Как снять колесо с быстро мчащегося автомобиля? (Снять на видео.)

   - Что нужно сделать, чтобы четверо молодых людей оказались в одном сапоге? (Снять другой.)

   - Что, кроме погоды, может портиться несколько раз за день? (Настроение.)

Осталось поставить только крышу «хорошего настроения». Из предложенных вам листочков с изображением различных рожиц выберите те, которые соответствуют вашему настроению, и мы приклеим их к крыше.

Конкурс 10 «Кирпич детский». Какой же дом без детей?

Дети задают массу вопросов, ставящих взрослых в тупик. Команды получают возможность в заключительном конкурсе улучшить свои результаты, ответив на вопросы «почемучек».

  1. Как называется надколенная кость?

а) Мисочка;           в) Тарелочка;

б) Чашечка;           г) Пиалочка.

  1. Как на солдатском сленге называется место, куда с провинившегося военнослужащего?

а) Глаз;               в) Губа;

б) Нос;               г) Щека.

  1. Как называется палец на руке человека, расположу между средним пальцем и мизинцем?

а) Бездомный;         в) Бесфамильный;

б) Безымянный;       г) Палец-инкогнито.

  1. В названии какой из этих спортивных игр фигурирует часть человеческого тела?

а) Бейсбол;            в) Гандбол;

б) Баскетбол;          г) Волейбол.

(«Hand» в переводе с английского —рука. Гандбол ной мяч.)

  1. Название какой части человеческого тела  фигурирует в названии спортивной игры футбол?

а) Колено;            в) Ступня;

б) Голова;             г) Голень.(«Foot» в переводе с английского — ступня.)        

  1. Как называлась старинная русская мера длины?

а) Колено;            в) Ребро;

б) Локоть;            г) Запястье. (Приблизительно 0,5 м.)

  1. Как называется мыс, южная оконечность полуострова Камчатка?

а) Фаланга;           в) Ребро;

б) Лопатка;           г) Позвонок.

  1. Дюйм по-голландски — это:

а) «указательный палец»;

б) «большой палец»;

в) «ступня»;

г) «ноготь». (2,54)

  1. Фут — мера длины по-английски — будет:

а) «локоть»;           в) «шея»;

б) «голень»;           г) «ступня».  (0,3048 м.)

  1. Где впервые начали лечить зубы?

а) В Древнем Египте;   в) В Древней Греции;

б) В Древнем Риме;     г) В Древнем Китае.

  1. Четное количество плодов какого растения всегда находится в ротовой полости и глотке человека?

а) Фундук;    в) Кокосовая пальма;

б) Миндаль; г) Кешью.  (Миндалина — один орех миндаля и парный орган лимфатической системы.)

  1. Какое из этих слов имеет отношение к анатомии человека?

а) Глазет;             в) Глазница;

б) Глазго;             г) Глазунья.

  1. (Глазница — костная впадина в лицевом черепе, в которой расположено глазное яблоко. Глазет — шелковая ткань. Глазго  — город в Великобритании. Глазунья — блюдо из яиц.)
  2. Как называется часть глаза в виде прозрачной двояковыпуклой эластичной линзы?

а) Алмазик;           в) Янтарик;

б) Хрусталик;         г) Брильянтик.

  1. Какое заболевание органов зрения было названо по фамилии ученого, который его впервые описал?

а) Дальтонизм;        в) Астигматизм;

б) Глаукома;          г) Трахома.

(Джон Дальтон, английский ученый.)

  1. Что из перечисленного не находится во рту человека?

а) Нёбо;              в) Десница;

б) Язык;              г) Резец.

(Десница — это по-старинному рука. Резец — это плоский передний зуб. Нёбо — верхняя стенка ротовой полоски.)

  1. Сколько резцов во рту обязан иметь каждый здоровый человек?

а) 4;                  в) 10;

б) 8;                  г) 12.

  1. Какой приток реки Дунай есть в Германии?

а) Рот;                в) Лоб;

б) Нос;                г) Ухо.

  1. Что есть у волоса человека?

а) Луковица;          в) Шишка;

б) Клубень;            г) Коробочка.

  1. Как называется спиральная трубка во внутреннем человека?

а) Змейка;            в) Черепашка;

б) Улитка;            г) Ежик.

  1. Что, по мнению ученых, постоянно возникает в мозге человека?

а) Короткое замыкание; в) Биотоки;

б) Дуговой разряд;     г) Веерное отключение.

  1. Из какой части тела Адама, по легенде, была создана первая на Земле женщина?

а) Ребро;             в) Бедро;

б) Лопатка;         г) Зуб мудрости.

  1. Какая температура тела обычно бывает у заболевшего человека?

а) Минусовая;         в) Повышенная;

б) Нормальная;       г) Комнатная.

  1. Как часто называют близкого друга?

а) Заплечный;         в) Подножный;

б) Закадычный;       г) Подручный.

  1. Как на Руси называли щеки?                   *

а) Уста;              в) Чресла;

б) Ланиты;         г) Персты.

  1. Какой способ удара по мячу есть в футболе?

а) Ушко;             в) Щечка;

б) Носик;            г) Ротик. (Внутренней стороной стопы.)

  1. За какой срок сердце находящегося  в расслабленном состоянии человека перекачивает 4 л крови?        

а) За одну секунду;    в) За один час;      

б) За одну минуту;     г) За одни сутки.  

  1. Человек на 60% состоит из воды, однако распределена она  равномерно. Больше всего ее — 85% от общего веса в:

а) печени;             в) мышцах;

б) костях;             г) мозге.

  1. Сколько фаланг в большом пальце кисти руки человека?

а) 1;                  в) 3;

б) 2;                  г) 4.

  1. Как буквально переводится с французского наречие тет-а-тет!

а) Нос к носу;          в) Плечо к плечу;

б) Голова к голове; г) Локоть к локтю.

  1. Что получает пациент на руки после рентгеновской съемки?

а) Снимок;            в) Кинофильм;

б) Видеоклип;          г) Премию «Оскар».

  1. В каком отделе позвоночника человека позвонки являются неподвижными?

а) В шейном;          в) В поясничном;

б) В грудном;          г) В крестцовом.

  1. Кто предупреждает с каждой пачки сигарет об опасности курения?

а) МВД;               в) МЧС;

б) Минздрав;          г) ФСБ.

Ведущий. Надеюсь, наша игра укрепила вас в мысли, что человек — это удивительное творение. Века существования общества привели человечество к экологической катастрофе, угрозе ядерной войны и  т. п. Однако все это не главное. Главная, самая страшная катастрофа — та, которую не увидишь глазами,— антропологическая катастрофа, утрата человеком человеческого облика. Вернее сказать, что человек, не осуществив своего природного предназначения (стать сознательным, свободным и потому разумным, т. е. Человеком в полном смысле этого слова), может оказаться причиной катастрофы и уничтожения жизни на Земле.

Так что же — ошиблась природа? Что же все-таки такое человек: трагическая неудача ее, тупиковая ветвь развития, вроде  динозавров, или ее органическая, составная часть, венец ее творения?    

Нет, природа не ошиблась, она никогда не ошибается и не может ошибаться. Природа все устроила справедливо и целесообразно. Природе нужно сознание в лице Человека. Но если человек сбился с пути, если не туда идет, если он решил, что весь мир существует для него, для удовлетворения его прихотей, и ведет себя в природе как завоеватель в чужой стране, если воспринимает не себя как часть природы, а, наоборот, природу как свою часть, если считает великим и важным не то, что делает природа, а то, что он сам делает, как бы это ни было бессмысленно и безумно, то как дать ему понять, что он  заблуждается? Если у нас что-то болит, мы знаем: там что-то не в порядке, надо лечиться. Так же и в жизни духовной: неполадки дают нам о себе знать страданиями, болью, разнообразными катастрофами и т. п. Если человек спит и не просыпается от легкого толчка, его толкнут сильнее, не проснется — еще сильнее, будут бить все больней, пока он не пробудится, не продерет глаза от тяжкой спячки.

Таким образом, спасение наше только и только в том, чтобы прозреть, осознать себя, свое предназначение, свое место в системе мира и в соответствии с этим организовать все общество. Внешние же меры типа сокращения вооружений и т. п. без этого главного лишены смысла: пока есть желание убивать, средства найдутся. Страдания, катастрофы в человеческом обществе, как легко видеть, росли от века к веку и в XX веке достигли невиданных прежде размеров.

Природа не жестока и не бесчеловечна хотя бы уже потому, что она безлична, для нее не существует таких категорий. Природу «не интересует» судьба отдельных живых существ, для нее важен конечный результат, а он может быть только один. Даже если нынешняя цивилизация уничтожит сама себя, снова возникнет жизнь (пусти не на Земле, а в другом месте), снова появится человек (или другое, сущностно подобное ему существо), и снова перед ним встанет та же задача. Когда-нибудь кто-нибудь её решит и станет Человеком, Человечеством.

Природа не торопится, куда ей спешить! Ведь для нее не существует времени, миллиард лет и один день для нее равнозначны. Но нам-то зачем погибать? Ведь мы можем жить, можем стать Людьми.

Наша надежда — это наши дети. Понять, что такое воспитание, изменить общество в соответствии с его требованиями, нормально воспитывать наших детей — это наша задача, в этом наше «земное» спасение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра-конкурс "Своя игра" для учащихся 7-го класса.

Выбранная форма дидактического конкурса наиболее удобна для проведения коллективных мероприятий, в которых могут принять участие учащиеся всей параллели 7 классов школы.  Поэтому наиболее подходи...

Урок по биологии для учащихся 5 –х классов с использованием технологии Дальтон лаборатория «Устройство увеличительных приборов» Учитель биологии Викулова Е.В.

Урок по биологии для учащихся 5 –х классов с использованием  технологии Дальтон лаборатория «Устройство увеличительных  приборов»...

Презентация по биологии для учащихся 8-го класса на тему: "Эволюция человека"

Презентация по биологии для учащихся 8-го класса на тему: "Эволюция человека"...

Конкурс по биологии для учащихся 6-х классов «Не растения и не животные»

Цель: обобщить знания учащихся по биологии грибов, лишайников, растений, цианобактерий и бактерий;показать необходимость этих знаний для повседневной жизни;усилить мотивацию и интерес к изучению предм...

Внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 5 - 9 классов «Конкурс знатоков биологии»

Общие положения и условия проведения конкурса: в конкурсе принимают участие учащиеся 5 – 9 классов (4 - 5 чел.), которые поднимаются на сцену и занимают свои места.каждый участник выбирает ...

Учебное пособие по биологии для учащихся 10-11 классов (студентов 1 курса) ТЕОРИЯ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ+ ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Пособие предназначено в основном для студентов, длительное время отсутствующих на уроках из-за сборов, соревнований или  по болезни для самостоятельной подготовки и допуска экзаменационной сессии...