Внеклассное мероприятие. «Братья наши меньшие».
методическая разработка (7 класс) на тему

Внеклассное мероприятие. «Братья наши меньшие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mer.bratya_nashi_menshie.doc330.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Торбеевская средняя общеобразовательная школа № 1»

Внеклассное мероприятие.  

«Братья наши меньшие».

Дата: 01.04.2016

Подготовила и провела: классный руководитель 8 «А» класса

Мишина Елена Александровна

рп Торбеево 2016 г.

     Птицы, рыбы, звери – в душу                  

     людям смотрят

     Вы их жалейте люди – не

     обижайте зря

     Ведь море без рыб не море

     А небо без птиц не небо

     И земля без зверей не земля.

Цели.

Формирование экологического самосознания, ответственности за живых существ,  живущих вместе с нами на нашей земле.

Расширение кругозора в сфере охраны природы.

Развитие творческих способностей обучающихся.

Форма проведения: устный журнал.

Оборудование: картины животных

Алгоритм подготовки и проведения мероприятия.

  1. Выбор темы.
  2. Генерирование идей по подготовке и проведению мероприятия.
  3. Деятельность по подготовке мероприятия.
  4. Составление сценарного плана.
  5. Проведение мероприятие.
  6. Анализ и оценка результативности мероприятия.

Сценарий мероприятия: «Братья наши меньшие».  

Ведущий.

Тема сегодняшнего нашего разговора «Братья наши меньшие». Речь пойдет о животных. В процессе нашей жизни мы с ними постоянно взаимодействуем, они являются важной составляющей биосферы. И далеко не всегда мы задумываемся -  насколько велика роль животных на планете и в нашей жизни; хорошо или плохо живется животным по соседству с человеком; есть ли угроза жизни животных и многими другими. Вот об этом мы сегодня и поговорим.

Сообщение 1.

        Значение животных в биосфере.

Велико значение животных на нашей планете.

Почвенные животные способствуют проникновению в нее воздуха и влаги, обогащают органическими веществами, обеспечивают плодородие.

При участии животных формируется химический состав поверхностных и подземных вод.

Особо велико значение животных в жизни растений. Опыляют растения многие насекомые, птицы (колибри, нектарницы, цветочницы), некоторые виды летучих мышей. Птицы и млекопитающие распространяют плоды и семена.

       Некоторые виды растений не могут опыляться и расселяться без помощи животных. Многие растительноядные животные, поедая растения, улучшают или ухудшают (при перевыпасе) состояние растительного покрова. Среди животных немало вредителей, вызывающих у растений заболевания, повреждения и гибель.      

          Таким образом, участвуя в круговороте веществ в природе, влияя на состояние и развитие ее компонентов, животные играют большую роль в поддержании динамического равновесия в биосфере.        

Сообщение 2.

Значение животных в жизни человека.

       Многие виды животных служат для человека источником белкового питания и жира, поставщиками сырья для промышленного и кустарного производства. Это сельскохозяйственные, промысловые звери, птицы, рыбы, некоторые беспозвоночные.    

       Одомашнивание диких животных началось на ранних этапах развития человеческого общества и продолжается до настоящего времени. Сейчас для одомашнивания успешно используют соболя, норку, песца, нутрию, ондатру, лисицу, лося, страуса, глухаря и др.

         Животные ценны как объекты научных исследований.

        Общеизвестно их эстетическое значение.

        Есть виды, которые истребляют сельскохозяйственных вредителей, принося человеку большую пользу. Их успешно используют в биологических методах борьбы с вредителями сельскохозяйственных и лесных растений.

        Но не менее значителен и вред, приносимый животными. Среди них много возбудителей и переносчиков заболеваний человека, домашних животных и вредителей сельскохозяйственных растений.

      Следовательно, животные имеют для человека не только огромное положительное, но и отрицательное значение.

Ведущий.

 Если какие - то виды животных, по мнению человека, в данный момент времени ему не нужны, то имеет ли он право их уничтожить?  Почему? В каких случаях это может быть оправданно?

Примерные дополнения.

Однако деление их на «полезных» и «вредных» условно и в значительной мере зависит от характера и интенсивности хозяйственной деятельности людей. Например, многие вредители культурных злаков до распашки степей и возделывания монокультур обитали на участках рыхлой почвы в выбросах из нор грызунов. Человек распахал почву, создал благоприятные условия для их массового размножения и расселения.

            Появление стад домашних животных повлекло за собой увеличение численности некоторых хищников, например волков, шакалов. В зависимости от места, времени, численности один и тот же вид может быть полезным и вредным для человека. Так, например, скворцы весной полезны: они уничтожают большое количество насекомых - вредителей садов, полей и огородов, а осенью, во время миграций, сами поедают значительную часть урожая косточковых культур и винограда.

            В прошлом ядовитых змей отлавливали и уничтожали, и только когда стало известно, что змеи, питаясь грызунами, регулируют их численность, а яд змей обладает ценными лечебными свойствами, их стали охранять. Многие хищные животные, влияя на численность своих жертв, приносят одновременно и вред,  и пользу.

       Поэтому при оценке степени вреда и пользы каждого вида необходимо учитывать особенности питания, поведения, численность, роль в распространении природно-очаговых заболеваний в различных условиях..

        При регулировании численности животных необходимо понимать, что каждый вид (кроме паразитов человека и домашних животных) имеет или может иметь в будущем положительное значение. Потеря любого биологического вида крайне нежелательна для биосферы, так как каждый вид участвует в круговоротах веществ,  поддерживает динамическое равновесие в природных экосистемах,  обеспечивая их устойчивое развитие. Каждый вид обладает присущими только ему особенностями, которые могут оказаться полезными для человечества в будущем.

Сообщение 3

Воздействие человека на животных.

Вымирание одних и появление других видов животных происходит в ходе эволюции, при изменении климатических условий, ландшафтов, в результате конкурентных взаимоотношений. В естественных условиях процесс этот медленный.

       По расчетам Д. Фишера (1976), до появления человека на Земле средняя продолжительность жизни птиц была около 2 млн лет, млекопитающих - около 600 тыс.  лет. Человек ускорил гибель многих видов. Он заметно влиял на животных уже в палеолите, более 250 тыс. лет назад, когда овладел огнем.

       Первыми его жертвами стали крупные животные. В Европе еще 100 тыс. лет назад человек способствовал исчезновению лесного слона, лесной клушицы, гигантского оленя, шерстистого носорога и мамонта. В Северной Америке около 3 тыс. лет назад, видимо не без воздействия человека, вымерли мастодонт, гигантская лама, чернозубая кошка, огромный аист.

         Наиболее уязвимой оказалась островная фауна. До появления в Новой Зеландии европейцев маорийцами, местными жителями, было истреблено более 20 видов огромных птиц моа. Ранний период уничтожения животных человеком получил у археологов название «плейстоценовый перепромысел».

            С 1600 г. исчезновение видов стало подтверждаться документально. С этого времени, по данным Международного союза охраны природы (МСОП), на Земле вымерло 94 вида (1,09%) птиц и 61 вида (1,48%) млекопитающих. Гибель более 75% видов млекопитающих и 86% птиц от вышеназванного количества связана с деятельностью человек

Слайды «Исчезнувшие животные».

Хозяйственная деятельность человека сильно сказывается на животных, вызывая увеличение численности одних, сокращение популяций других, вымирание третьих. Воздействие человека на животных может быть прямым или косвенным.

         Прямое воздействие (преследование, истребление и переселение) испытывают преимущественно промысловые животные, которых добывают ради меха, мяса, жира и т. п. В результате численность их снижается, а отдельные виды исчезают.

            К прямым воздействиям человека на животных так же следует отнести гибель их от химических веществ, применяемых для борьбы с вредителями сельского хозяйства и сорняками. При этом нередко гибнут не только вредители, но и полезные для человека животные. К этим же случаям нужно отнести многочисленные факты отравления рыб и других животных удобрениями и ядовитыми веществами сточных вод, сбрасываемых промышленными и бытовыми предприятиями.

              Косвенное влияние человека на животных связано с изменением среды обитания (при вырубке лесов, распашке степей, осушении болот, сооружении плотин, строительстве городов, селений, дорог) и растительности (в результате загрязнения атмосферы, воды, почвы и т. д.), когда коренным образом преобразуются естественные природные ландшафты и условия жизни животных.

Ведущий. При подготовке к мероприятию мы просили вас поискать в различных источниках примеры прямого и косвенного влияния человека на животный  мир. Приведите такие примеры?

Примерные дополнения.

      Для борьбы с вредителями сельскохозяйственных и лесных растений широко практикуется переселение животных из других областей. При этом нередки случаи, когда переселенцы оказывают негативное воздействие на новую среду обитания. Например, мангуст, завезенный на Антильские острова для борьбы с грызунами, стал вредить гнездящимся на земле птицам и явился распространителем бешенства.

       Во многие страны и на материки при активном или пассивном участии человека были завезены и акклиматизированы новые виды животных. Они стали играть важную роль в жизни местной природы и человека.  

       Особенно много новых видов было завезено в Австралию, Новую Зеландию и на океанические острова в период массовой миграции европейцев в эти тогда еще не обжитые страны. В Новой Зеландии с ее бедным животным миром прижились 31 вид птиц, 34 вида млекопитающих, несколько видов рыб, завезенных из Европы, Азии, Австралии, Америки, Полинезии.

Сообщения 4.

Охрана редких и вымирающих видов.

         К редким и вымирающим видам относятся животные, численность которых настолько мала, что под угрозой находится их дальнейшее существование. Они нуждаются в тщательной охране. Большинство редких и вымирающих видов в нашей стране принадлежит к промысловым. В прошлом они были широко распространены и многочисленны.

           Хищническое использование ресурсов животных в России привело к тому, что к концу XIX - началу XX в. многие виды стали редкими или очутились на грани исчезновения. При советской власти они были взяты под охрану, охота на них была запрещена. В местах, где сохранились наиболее ценные виды (зубр, речной бобр, соболь, кулан, выхухоль), были организованы заповедники.

          Основная задача охраны редких и вымирающих видов состоит в том, чтобы путем создания благоприятных условий для их обитания добиться такого увеличения их численности, которое устранило бы угрозу исчезновения. Важно восстановить естественные запасы животных, чтобы включить их в число промысловых.

             В России проведена большая и кропотливая работа по восстановлению численности речного бобра, соболя, лося, сайгака, которые были на грани исчезновения. В настоящее время численность их восстановлена, они снова стали промысловыми.

          Все редкие и исчезающие виды животных, как и растения, заносятся в Красную книгу, созданную Международным союзом охраны природы (МСОП). Красная книга, впервые изданная в 1966 г. и переведенная на русский язык в 1976 г., включала 292 вида и подвида млекопитающих, 287 видов и подвидов птиц, 36 видов земноводных и 119 видов пресмыкающихся, из них 16 видов зверей и 8 видов птиц обитает на территории нашей страны. В 1978 г. опубликована Красная книга СССР, в которую было включено (видов и подвидов): млекопитающих - 62, птиц - 63, пресмыкающихся - 21, земноводных - 8.

           В Красную книгу России (1983) вошло (видов и подвидов): млекопитающих - 65, птиц - 108, рептилий -11, амфибий - 4, рыб - 10, моллюсков - 15, насекомых - 34.

В списки видов, занесенных в Красную книгу РФ (1997) с дополнениями (1999), включено видов: беспозвоночных - 154, рыб - 44, земноводных - 8, пресмыкающихся - 21, птиц - 124, млекопитающих - 65, насекомых - 94, моллюсков - 41.

       Занесение вида в Красную книгу - сигнал о грозящей ему опасности, о необходимости срочных мер по его защите. Каждая страна, на территории которой живет вид, включенный в Красную книгу, несет ответственность перед своим народом и всем человечеством за его сохранение.

Ведущий. Я думаю, что все знают, что существуют определенные территории, где животные могут чувствовать себя в относительной безопасности. Попросим присутствующих рассказать о таких территориях.

       Дополнения.

- о национальных парках

- заповедниках

- заказниках

Ведущий.

Читая статьи о сокращении растительного и животного мира, о браконьерах убивающих животных ради наживы. Задавались ли вы вопросам, имеет ли право человек назначить себя веном природы или у него такое же право на проживание на нашей планете, как и у других обитателей?

Дискуссия по предложенным вопросам.

Ведущий.

В завершение хочется сказать, что животный мир является важной составляющей биосферы, играет огромную роль в жизни природы и человека, «потеря биоразнообразия» отнесена к глобальным экологическим проблемам.

И обязанность человека сохранить все разнообразие животного мира для наших потомков.

Посмотрите слайды, где изображены животные.  Посмотрите как гармонично и красиво они смотрятся в природных условиях.

Ведущий. Закончить наш разговор хочется песней.

Звучит песня.

                                                 

Раненная птица в руки не давалась

Раненная птица – птицей оставалась

Этот сон давнишний до сих пор мне снится

На траве кровавой – раненная птица

     Птицы, рыбы, звери – в душу людям смотрят

     Вы их жалейте люди – не обижайте зря

     Ведь море без рыб не море

     А небо без птиц не небо

И земля без зверей не земля, не земля, не земля.

Люди человеки, люди великаны

Есть у вас винтовки, сети и капканы

Есть у вас бесстрашие, сила есть навечно

И должно быть сердце – сердце человечье.

      Птицы, рыбы, звери – в душу людям смотрят

     Вы их жалейте люди – не обижайте зря

     Ведь море без рыб не море

     А небо без птиц не небо.

  Рефлексия.


Список использованной литературы.

  1.  Алексеев СВ. и др. Практикум по экологии: Учеб. пособие. - М., 1996.
  2. Вишнякова СМ. и др. Экология и охрана окружающей среды: Толковый терминологический словарь. - М., 1998.
  3. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: В 3 т. - М., 1993.
  4. Негробов О.П. Основы экологии и природопользования. -Воронеж, 1997.
  5. Жижкин В. К, Астродамов В.И. Основы экологии. Учебник для 10-11 классов средний школы, Саранск, Мордовия КН изд. 1995-312с.
  6. Криксунов Е.А. Экология 10(11) класс; учеб. Заведений,- М: Дрофа, 2002-256с.
  7. Чернова Н.М.   Основы экологии: учеб. для 10(11) кл. общеобразовательных учереж-дений.-М.: Дрофа, 2005-302с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно- творческий проект "О братьях наших меньших"(2 класс)

Проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является прогрессивной и новой. В ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, наце...

Внеклассное мероприятие по биологии "О братьях наших меньших"

Внееклассное мероприятие рассчитано  на учащихся 5-7 классов....

Внеклассное мероприятие "Мы и братья наши меньшие"

Описание внеклассного мероприятия, праздника, посвященного животным, нашим питомцам....

Сценарий внеклассного мероприятия по детским стихотворениям Саида Шахмурзаева о животных «Поговорим о братьях наших меньших» .

Открытое мероприятие было проведено к 13-0летию балкарского поэта Саида Шахмурзаева. Принципами отбора материала являются: литературный, нравственно-эстетический, языковедческий. Элементом новизны явл...

Час общения с поэтом «Если ты родился на свет, проживи свой век человеком» (По творчеству Валерия Майнашева о гуманном отношении к «братьям нашим меньшим» и охране родной природы) Национально-региональный компонент в системе внеклассной работы

Форма: мастерская общенияОформление: выставка плакатов  на тему «Земля- наш дом», ученических рисунков «Моя малая родина»,стенд с детскими стихами и сочинениями, выставка ...

Викторина "Братья наши меньшие" (воспитательное мероприятие о птицах общекультурного направления)

Птицы способны на то, на что не способен человек – летать. Птицы рождаются изначально с этой способностью, они живут в небе. Человек может создать самолет и так же отправиться в небеса, но...